Рязанцеву, чтобы он, староста, и бобыли обители Богородицкого девичья монастыря никаких обид не показывал и в рощу для плодов лесных фруктов им брать не запрещал и от посторонних людей оное оберегать, чтоб той рощи вреда никакого не чинить, а той же обители игуменье с сестрами для топления печей, ежели найдется сушняк, им брать дозволяется» ( Воскресенский. 1911. С. 108). Отказалась от переезда и елецкая подвижница схим. Елисавета (Евдокия Холина), бывш. супруга ельчанина М. Голощапова, впосл. задонского подвижника схим. Митрофана, друга еп. свт. Воронежского и Елецкого Тихона Задонского . После городского пожара 12 апр. 1769 г. в бывш. обители продолжали проживать игум. Пелагия, 3 монахини и схимонахиня. Сестрам удалось спасти от пожара часть утвари и обрести несгоревшими иконы Спасителя, Божией Матери «Троеручица» и чудотворный образ «Знамение». Инокини жили в уцелевшем от пожара каменном погребе. По преданию, однажды ночью молящимся на месте сгоревшего храма сестрам Ксении и Агафии явился мч. Иоанн Воин. Святой «простер руку на то место, где была сгоревшая обитель, осенил ее благословением и сказал: «Буди имя Господне благословенно на месте сем отныне и до века»» ( Геронтий [Кургановский]. 1871. С. 43). Повторным указом еп. Воронежского и Елецкого Тихона II (Якубовского) сестры сгоревшей обители были переведены в воронежский Покровский мон-рь, однако монахини Ксения и Агафия, 60 и 80 лет, отказались покидать Каменную гору. Мон. Агафия вскоре скончалась, а с мон. Ксенией по благословению свт. Тихона с 1772 г. стали подвизаться елецкая уроженка девица Матрона Солнцева († 3 сент. 1831), проживавшая до этого в воронежском Покровском мон-ре, и послушница Е. Ф. Уварова. Число сестер, поселившихся на месте прежнего Е. м., постепенно росло, и свт. Тихон благословил Матрону быть «начальницей Знаменской общины». Он продолжал регулярно навещать отшельниц, ходатайствовал перед городскими властями о покровительстве насельницам, «располагал к ним боголюбивых жителей Ельца, которые содействовали благоустройству и воссозданию обители» ( Фадеев А.

http://pravenc.ru/text/189787.html

Матрона на месте сгоревшего женского монастыря нашла одну только убогую келлию, где жила старица Ксения; сотрудница же ее Агафия уже отошла ко Господу. Матрона не решилась остаться на Каменной горе, а пошла опять в Воронеж. На пути снова зашла в Задонск и объяснила святителю Тихону причину, почему она не осталась в Ельце. «Пощади, батюшка, святитель Христов», говорила она: «оттуда монахинь перевели всех до одной в Воронеж, а ты, батюшка, меня из благоустроенного монастыря туда выводишь на пепелище! Я еще не старых лет». – (Матрона родилась 1748 года, марта 25 дня. В это время ей было 22 года. Потом, когда г. Елец был уже причислен к Орловской епархии, Матрона, по указу из Орловской духовной консистории, вследствие резолюции Орловского епископа Досифея, 1815 года, ездила в Севский Троицкий женский монастырь и там приняла рясофорное пострижение с именем Маргариты, а 1823 года, по открытии монастыря в г. Ельце на Каменной горе, была удостоена пострижения в мантию с переименованием Олимпиадою. Но, по старости ее лет, игуменский жезл не был ей вручен, и она уже дожила свой век на покое в сооруженном ею монастыре). «Жаль, Матрона», сказал святитель: «что ты не послушалась меня и не осталась в Ельце; ты и сама пожалеешь об этом». И действительно, по возвращении в Воронеж, Матрона сделалась больна и полтора года пролежала в постели. Признавая в своей болезни наказание Божие за ослушание святителя Тихона, она дала обещание, если выздоровеет, исполнить волю святителя. Вскоре после ее обещания, болезнь прошла, и Матрона с другой послушницей Екатериной (Екатерина Филипповна Уварова родилась в 1740 году, в г. Липецке, в монашестве Евпраксия), которая была старше ее годами, отправилась в Задонск и, испросив благословение святителя Тихона, поселилась в Ельце на Каменной горе, на месте бывшего монастыря, вместе со старицей Ксенией, которая в это время, с помощью Божией, имела уже свою деревянную келлию. Это было в 1772 году. В то же время, по просьбе святителя Тихона, Елецкий купец Конон Никитич Кожухов выстроил для Матроны (с Екатериною) особую келлию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Величина тогдашнего их монастыря в этих документах показана: 3 сажени в ширину и 16 сажен в длину. Это пространство и теперь видно; оно покрыто могилами на оконечности горы. Там, на месте бывшей церкви, стоит теперь небольшой памятник, и близ него могила схимонахини Елисаветы, честной супруги схимонаха Митрофана, ученика святителя Тихона Задонского , скончавшейся 1765 года, августа 1 дня. Из любви к Богу она оставила мирскую жизнь и богатство, также и честное супружество, по взаимному согласию с мужем своим, и довольное время подвижнически пожила на Каменной горе. Общий голос, хотя и по отдаленному преданию, удостоверяет о схимонахине Елисавете, что она была весьма благочестивой жизни. В то время вокруг Каменной горы был пустынный лес, в котором часто укрывались беглые солдаты и разные бродяги: они приходили иногда к дверям келлии схимонахини Елисаветы, требуя себе пищи. Она же, милосердствуя о ближних, не страшилась их, как опасных людей, но с кротостью, как братьям, подавала им хлеб и овощи. По кончине благочестивой схимонахини Елисаветы, Задонский подвижник Никандр Алексеевич Бехтеев, возымел столь великое уважение к добродетельной ее жизни, что по просьбе его, благословением святителя Тихона, над ее могилой, на Каменной горе, был устроен памятник. Утвержденный благословением святителя Митрофана и одаренный царскими милостями великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей, этот первый женский монастырь на Каменной горе продолжал существовать около ста лет в благоустроенном порядке и изобилии. Но 12 апреля 1769 года в городе Ельце вспыхнул пожар; весь, почти, город сгорел, сгорели многие храмы. Не устоял и женский монастырь; инокини успели спасти только некоторую утварь церковную, и были свидетельницами, как в обгорелом их храме святом остались целы и невредимы среди пламени три св. иконы: Спаса Вседержителя, Троеручицы Божией Матери и Знамения Пресвятой Богородицы Курской, которая и прежде признавалась чудотворной. Эти все три св. иконы одинакового размера большие. Вскоре после случившегося пожара, распоряжением епархиального епископа Тихона II-ro, преемника святителя Тихона Задонского , который в то время пребывал на покое в Задонской обители, повелено было оставшимся без приюта штатным монахиням и послушницам погоревшего Елецкого женского монастыря, что на Каменной горе, переместиться в Воронежский женский монастырь, что и было тогда же исполнено ими. Остались только на своем родном пепелище две старицы: 60-летняя Ксения и 80-летняя Агафия, усердные рабы Христовы. Они решились лучше жить под открытым небом, нежели оставить свое возлюбленное уединение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

и. и Елецкой Черниговской иконе с разными датами празднования, принятыми в совр. «Православном церковном календаре»: день празднования Е. и. зафиксирован под 11 янв., Елецкой Черниговской - под 5 февр. Уже в нач. XIX в. на листовой гравюре «Двенадцать икон Богородицы, с перечислением прочих явлений ей по месяцам и числам» под 11 янв. указано празднование Е. и. с надписью: «Явление иконы пртыя Бцы Елецкои», а явление Елецкой Черниговской - под 6 февр. (РНБ ОЭ. Собр. В. И. Даля. РНК III. 474. 1212; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 472). Поскольку древняя история Е. и. неизвестна, были попытки связать ее с соименным черниговским образом. Наличие 2 икон одного названия и с одной датой явления (1060) объяснялось, в частности, Е. Поселянином тем, что «одна из этих двух икон, именно, Черниговская Елецкая икона… признается подлинником, а другая - Елецкая, находящаяся в городе Ельце…- списком» ( Поселянин. 1909. С. 115). Однако здесь же в противоречие сказанному приведены разной иконографии литографические изображения обеих икон (Там же. Ил. на с. 115, 155), входившие в гравированные своды чудотворных икон Богородицы, которые создавались со 2-й пол. XVIII в. В этом же сборнике даны неверные сведения, повторявшиеся в изданиях с кон. XIX в., о местонахождении Е. и. в Ельце в соборной ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери - храма с таким освящением в городе не существовало. Елецкая икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в. (ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер., Москва) Елецкая икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в. (ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер., Москва) Мнение о связи 2 икон может рассматриваться, поскольку разделение образов по иконографии и датам празднования зафиксировано позднее в сравнении с легендарной датой их явления. Известно, что в 1146 г., когда Елец впервые упоминается в Никоновской летописи, он являлся центром удела Черниговского княжества и входил в состав Черниговской епархии. Дата празднования, установленная Е. и.,- 11 янв.- соотносится с датой появления в XVII в.

http://pravenc.ru/text/189783.html

Страшный Суд придти? Как мне, Господи, ответ дать за мои дела? Царица Небесная, помози мне!» 10 января Чудесное исцеление Симона расслабленного Событие, о котором идет речь, совершилось около 1540 года. Некто Симон лежал больной в своей хижине. Болезнь, несколько лет приковывавшая его к одру, заключалась в расслаблении всех членов тела. Хижина Симона была расположена за оградой обители, именуемой, в честь ее основателя, преподобного Павла Обнорского и Комельского, — Троицким Павло-Обнорским монастырем (в 15 верстах от г. Грязовца Вологодской губернии). Положение больного было безнадежное. Уже никакие человеческие усилия не могли разорвать цепей, приковавших расслабленного Симона к постели, и заставить страдальца ходить. Помощи неоткуда было ждать. Но расслабленный Симон и не ждал ее от людей: он все свои надежды возложил на Господа и на Пречистую Его Матерь. Не раз он обращал свои взоры в сторону обители, как бы оттуда ожидая себе помощи и избавления. И было ему по вере его. Однажды явилась ему Пречистая Богородица. Она была окружена солнечными лучами, и ризы, покрывашие Ее, блистали, как молния. Она явилась не одна: за Ней шел старец, держащий рукой клобук. Очень может быть, что этот старец был никто иной, как Павел Обнорский, основатель соседней с хижиной больного обители. Богоматерь подошла к одру Симона и сказала: — Что ты лежишь? Иди в церковь и молись: здесь не следует лежать, а надобно молиться и работать. Преподобный же старец сказал Ей: — Подними его, Владычица, и пусть идет в церковь. Тогда Пресвятая Дева взяла расслабленного за два пальца правой руки и потянула. Больной Симон тотчас же почувствовал силу и крепость в своем теле, вскочил и побежал совершенно здоровый. 11 января Елецкая икона В книге «Изображение икон Пресвятой Богородицы» указываются две иконы Богоматери, известные под одним и тем же названием «Елецкой». Под 11-м числом января там помещены следующие сведения: «Сия святая икона («Елецкая») находится в Орловской губернии, в городе Ельце, в соборной церкви во имя Смоленской Пресвятой Богородицы, где и празднество в честь ее совершается. Она явилась в 1060 году». Под 5-м же февраля об Елецкой Черниговской иконе Богоматери сказано: «Она явилась близ Чернигова, на горе Болдиной, на ели, в 1060 году и прославилась многими чудотворениями». В этих двух известиях сомнительным может казаться то, что икона одного и того же имени явилась в один и тот же год в различных местах. Недоразумение это разрешается таким образом, что одна из этих двух икон, именно, Черниговская Елецкая икона (празднование которой совершается 5 февраля) признается подлинником, а другая — Елецкая, находящаяся в городе Ельце Орловской губернии, в соборной церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери, — списком с первой иконы.

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Елецкая икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни, с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII - нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Елецкая икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни, с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII - нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) (празд. 11 янв.), чудотворный образ, сведения о котором запутанны и противоречивы. Согласно преданию, перед нашествием в 1395 г. Темир-Аксака (Тамерлана) Е. и. была перенесена в Елец со сторожевого пограничного поста, впосл. известного как Талицкий острог (построен в 1636; ныне с. Талица Елецкого р-на Липецкой обл.). «Икона эта весьма древняя, к сожалению, нет никаких источников для указания, откуда и задолго ли до 1395 года доставлен был этот образ в село Талец» ( Стахович М. А. Елецкий уезд в ист., этногр. и стат. отношениях//Вестн. РГО. 1859. Ч. 25. Кн. 1. Отд. 2. С. 27-58). Нет достоверных сведений и об иконографии. На период составления основных сборников, содержащих информацию о Богородичных иконах ( Иоанникий (Галятовский), иером. Небо Новое. Львов, 1665; Рукописный сб. «Солнце Пресветлое», составленный Симеоном Моховиковым (НБ МГУ. Ф. 293. 10536-22-71, 1715-1716 гг.)), сведения о Е. и., очевидно, отсутствовали. О соименной Е. и. Елецкой Черниговской иконе Божией Матери известно из кн. архим. Иоанникия (Галятовского) «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» (Новгород-Северский, 1676), впосл. рассказ о ней вошел в «Солнце Пресветлое». Архиеп. Сергий (Спасский) в списке икон «святых славянских, грузинских, и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» приводит память «Елецкия иконы Божией Матери» с 2 датами празднования: 5 февр. и 11 янв. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659). В кон. XIX в. появились раздельные публикации о Е.

http://pravenc.ru/text/189783.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЦКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Гравюра из «Скарбницы...» архим. Иоанникия (Галятовского). 1676 г. Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Гравюра из «Скарбницы...» архим. Иоанникия (Галятовского). 1676 г. (празд. 5 февр.), чудотворный образ, первые письменные свидетельства о к-ром относятся к 1676 г. История Е. Ч. и. была изложена наместником Елецкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в Чернигове архим. Иоанникием (Галятовским) в кн. «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» (Новгород-Северский, 1676). В этом сочинении приведено предание о наличии в мон-ре еще до монг. нашествия чудотворной иконы Божией Матери, впосл. утраченной. Архим. Иоанникий, опираясь на местное изустное предание о явлении прп. Антонию Печерскому на еловом дереве иконы и летописные сведения о пребывании прп. Антония на черниговских землях (Ипатьевская летопись, 1074), представил древнюю историю Е. Ч. и. в 2 вариантах. В одном он, следуя тексту летописи, сообщает о прп. Антонии, к-рый ископал себе пещеру на Болдиной горе «и ту вселися и есть монастырь Святой Богородицы» (ПСРЛ. Т. 2. Л. 72), и далее от себя добавляет: «Любо тут (в тексте летописи.- Ред.) не придано и не приписано: Елецкой, еднак мается разумети монастырь Богородицы Елецкой» - его и благословил иконой преподобный. В др.- говорит о явлении иконы прп. Антонию и об основании затем на этом месте кн. Святославом Ярославичем Черниговским мон-ря во имя Богородицы. Поскольку в «Скарбнице...» о дальнейшей судьбе древнего образа сказано туманно, впосл. возникло неск. версий о времени и об обстоятельствах его исчезновения из Чернигова, нашедших отражение в лит-ре XIX в.: в 1237/38 г. (при нашествии Батыя), в 1579 г. (вывезен в Москву князьями Барятинскими), в 1611 г. (при нашествии на Чернигов войск польск. кор. Сигизмунда III). Версия о древнем происхождении Е. Ч. и., изложенная архим.

http://pravenc.ru/text/189785.html

По какому случаю князь Святослав основал монастырь? Галятовский пишет: монастырь Елецкий, построенный князем Святославом, называют «Богородицей Елецкой» от того, что на том месте монастыря «од людей идучих образ Пресвятой Богородицы променями (лучами) светлыми, як огнем оточеный, есть виденный и знайденный на дереве еловом». Такое известие, говорит он, подтверждается видом Богоматери, изображаемой на Елецкой иконе: «намалиовано дерево еловое з галузями (ветвями) зелеными; межи тыми галузями зелеными высоко сидячая, на своих коленах дитятко Христа сидячаго под пахи левою держачая, правою рукою Христа за ноги держит, а Христос в левой руке держит хартию звитую». Далее пишет, что посланным от него в Москву старцам престарелый князь Никита Иванович Одоевский объявил: «Мы слышали от дедов и прадедов наших, что близ Чернигова на еловом дереве найден образ Пресвятой Богородицы, потому и построенная там церковь называется: Богородица Елецкая». В самом деле, если главный храм обители постоянно был посвящён славе Успения Богоматери и, однако, монастырь постоянно назывался, как и называется, монастырём Елецким или даже Богородицей Елецкой, то очевидно, что такое название одолжено особенному событию, тому самому событию, которое изображено на Елецкой иконе Богоматери. Таким образом, если святая икона явилась в лучах светлых на том месте, где поставлен потом храм обители, то очевидно, что, по древнему преданию, обитель основалась именно по случаю явления Богоматери на ели. По древней надписи на древней Елецкой иконе, ныне хранящейся в Харьковском Успенском соборе, святая икона явилась 3 февраля 1060 года 6 , и третий день февраля поныне празднуется в Елецком монастыре. Галятовский так был тщателен в своём исследовании о древности Елецкого монастыря, что выставляет основательные известия о виде храма, построенного князем Святославом: «Як в Киеве Печерская, так в Чернигове Елецкая церковь докола каплицами была оточена, що давняя од початку ей форма и диспозиция на муре учиненая показует» 7 . Сказав, что с несколькими мурованными куполами видели Елецкий храм ещё живые очевидцы, продолжает: «Пред Батыем церковь Елецкая оловяными таблицами была покрытая, що дается оттоль ведати, же и теперь ходячи коло церкви люде шукают в песку олова и штуки великие знаходят, иншии познаходили в песку великие таблицы оловяныи, которыми церковь была покрытая» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Эти чудеса единственные, где речь идет об имевшихся в мон-ре изображениях Пресв. Богородицы, но они не соотносятся с древней Е. Ч. и.; сведений о них недостаточно, чтобы говорить о существовании в Успенском монастыре до 1676 г. к.-л. чудотворной иконы Богородицы типа ростового или поясного «Знамения». Сегодня в Успенском соборе Елецкого мон-ря у правого клироса в киоте находится Е. Ч. и., прославившаяся в Новое время: в кн. «Слава Пресвятыя Богородицы Елецкия», хранившейся в монастырской ризнице, зафиксированы чудеса от нее, случившиеся во 2-й пол. XIX в. Икона имела много драгоценных привесов, была украшена серебряным позолоченным окладом и венцом с драгоценными камнями, выполненными, судя по характеру орнаментики, во 2-й пол. XIX в. (оклад не сохр., известен по фотографиям). В летнее время образ находился в Успенском соборе, на зиму его переносили в теплую ц. апостолов Петра и Павла, где он стоял в особом киоте справа у клироса (киот был выполнен в 1880 надворным советником Герасимом Ивановичем Галузевским в благодарность за исцеление от гангрены). Каждую среду перед иконой совершался молебен с чтением акафиста; ее носили по домам черниговских жителей. Не исключено, что этот образ не является первоначальным, а был одним из ранних его списков и входил в состав икон местного ряда соборного иконостаса (известен по описаниям и старым фотографиям, размеры и форма доски Е. Ч. и. совпадают с др. иконами местного ряда). В таком случае он уже до сер. XIX в. мог заменить подаренную монастырю Мезопетой икону, исчезнувшую из обители при неизвестных обстоятельствах. Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Посл. треть XVII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Посл. треть XVII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) В 1930 г. икону передали в Черниговский исторический музей им. В. В. Тарновского. В период Великой Отечественной войны она не была эвакуирована, но чудом спаслась во время бомбардировок Чернигова в авг. 1941 г.: на пепелище сгоревшего музея ее обрела некая женщина и принесла в Троицкий Ильинский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/189785.html

Достойно есть или Милостивая, на Афоне, в Карее, 980г., Июня 11; прославленная с 1864г. копия в селе Юрьевском, Котельничского уезда, Вятской епархии; в погосте Торопецкого уезда, Псковской епархии. Дубенская, в г. Дубно, Волынской епархии; эта икона – фамильный образ князей Острожских (Русский Паломник 1889, стр.65) Дубовичская (сходная с Ченстоховской), с конца XV в., в местечке Дубовичах, Глуховского уезда, и в Городище, Стародубского уезда; празднование в 1-ю пятницу после Пасхи; с 1861г. крестный ход в Кролевец, в Сентябре. Дубоемская, в Дубоемцах. Смоленской епархии Египетская, Января 11, 1060г. (Кормчий 1896, Едесская, пред которой молился святой Алексий, человек Божий, прославлена 12 Марта 411 года; с X века в Риме. Елеоточивая (Келарница) на Афоне в Ватопеде, названа так по чудесному умножению елея в обители; празднование 17 Ноября. Елецкая-Черниговская, явилась на ели в Чернигове 1060г. 11 Января; в 1611г. после нашествия поляков утрачена; список с неё 1571 в Черниговском Елецком монастыре, другой 1676г. в Харьковском Успенском соборе (Кормчий 1896, Празднование в Чернигове Февраль 5 Елецкая, в г. Ельце, Орловской епархии, в соборной церкви Смоленской Божьей Матери; 11 Января (Кормчий 1896, Елецкая, в другом виде, в Иерусалиме, в Сретенском монастыре, занесена сюда русской монахиней из дворян, из г. Ельца. Елпида (т. е. Надежда), в Константинополе, в местности называемой Кум-Капи, в церкви Успения Божьей Матери; икона Московского письма. Ерманская или Германовская, явилась 7 Апреля 732г. в Царьграде; празднование Октября 12 Ефесская (Корсунская), 989г., в России с 1173 года, в Полоцке; потом в Торопце, Псковской епархии с1239г.; празднование 9 Октября Жадовская (Душеполезное Чтение 1880, Живоносный источник, 450, Апрель 5, в Константинополе; списки: в Саровской пустыни; в Астрахани, в Уржуме, Вятской епархии; в часовне близ Соловецкого монастыря; в Липецке, Тамбовской епархии Превосходный образ в Московском Новодевичьем монастыре. Празднование в Пасхальную пятницу (Русский Паломник 1893,

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010