О. Рябов пишет: «Батюшка, о. Евфимий! Если время терпит, то я постараюсь собрать Вам довольно сведений о нашем незабвенном Архипастыре Агафангеле. Он, ведь, был отец наш; не будь его, мы бы блуждали в дебрях раскола может и до сих пор. Надеюсь, что старинный друг мой, преосвященный Сергий, натолкнет и еще кого-нибудь мне на помощь. О Казанском ректорстве преосвященного Агафангела надеюсь извлечь сведения из истории Казанской дух. академии, которую по случаю 50-летнего юбилея академии готовит теперь профессор Знаменский. Напишу также моему товарищу – профессору Николаю Ив. Ивановскому. Положение преосвященного Агафангела в Харькове, хотя кратко, но рельефно изображено в статье Буткевича. Имею и особые сведения. О Костромском ректорстве обещали мне помочь о. Виктор Горицкий, Вичуговский благочинный, и Алексей Мих. Груздев, Директор 1-й петербургской гимназии, ученик преосвященного. Да, я жил 2 года у о. Агафангела и сам в Костроме. При изложении о Волынской его деятельности много помогут его записки: 1) о церковном суде и 2) о мертвых языках. Думаю также обратиться к Высокопреосвященному Палладию 765 и просить у него разрешения выслать мне из редакции Волынские Епархиальные Ведомости за время архиерейства преосвященного в Волыни. Есть некоторые мелкие извещения о Владыке Агафангеле в различных светских журналах. Имеются некоторые добрые отзывы печатные и о его ироповедях. Предсмертная жизнь и невзгоды преосвященного отлично изложены в его некрологе, который заключает в себе 3 ½ печатных листа. Спасибо батюшке. Он сохранил многие письма Владыки от времен его студенчества. Предо мною лежат: письма студента А. Соловьева, письма монаха Агафангела, иеродиакона Агафангела, иеромонаха Агафангела, соборного иеромонаха Киево-печерской лавры Агафангела, архимандрита Агафангела, епископа и архиепископа. Конечно, еще более затеряно и утрачено. Удивительно! Нет ни одного письма почти, в котором бы он что-нибудь сообщил о своей служебной обстановке и лицах. Напр., о переводе Павского ни полслова.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АГАФАНГЕЛ (СОЛОВЬЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Агафангел (Соловьёв), еп. Вятский. Литография П. Бореля. 1860 г. (ГИМ) О своем решении он советовался с бакалавром о. Платоном, который одобрил и благословил его на это дело. Совершенно в другом свете предстает перед нами Агафангел в период своей архипастырской деятельности. Преосв. Агафангел был ревнитель просвещения. Он устраивал училища, библиотеки, участвовал в издании журналов. В Вятке он создал епархиальную библиотеку, пожертвовав в нее много книг. Преосв. Агафангел был большим знатоком древних и новейших языков, любил музыку и естественные науки. Он строго распределял свое время. Существовавшие славянские издания Библии Агафангел считал неудовлетворительными из-за их " темноты и неверности " , которые " закрывают " истину. Он перевел с еврейского на русский язык Книгу Иова (Вятка, 1860) и с греческого языка Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860), снабдив свои переводы краткими комментариями. Он был хорошим проповедником. В его проповедях отражался светлый взгляд его на нравственную жизнь христианина. Он имел чистую, любящую, всепрощающую душу. Главной его заботой было водворение мира среди пастырей и пасомых. Добрую память оставил он о себе в Почаевской Лавре, как искренний попечитель ее благолепия. Сочинения Значительная часть сочинений вл. Агафангела (напр., «Проект о миссионерском отделении при Казанской ДС») осталась неопубликованной. Литература Использованные материалы   Так в Списках выпускников учебных заведений Шуйского ДУ - Бовкало А.А., Владимирской ДС - Малицкого Н.В., с. 264; По данным Православной энциклопедии и портала " Русское Православие " - Федорович - неверно.   Синодик Покровского и Троицкого соборов города Иваново-Вознесенска//Иваново-Вознесенск, 2018. с. 21,    " Выпускники Шуйского духовного училища 1826 года " , генеалогический сайт Бовкало А.А., Редакция текста от: 06.07.2023 10:58:06 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13699.html

Александр Преображенский принял монашеский постриг с именем Агафангел и вскоре был рукоположен во священный сан. В 1886 году иеромонах Агафангел был назначен инспектором Томской семинарии с возведением в сан игумена, а через два года определен на должность ректора Иркутской семинарии и возведен в сан архимандрита. Его церковно-административная деятельность с самого начала была энергичной и созидательной; во всех сложных ситуациях отец Агафангел проявлял исключительный такт, доброжелательность и ту мудрость, которая разрешает самые трудные коллизии. За короткое время совместных трудов он приобрел искренние симпатии членов учебных корпораций, уважение и любовь воспитанников учебных заведений. Архипастырское служение епископа Агафангела началось в 1889 году. И на этом поприще раскрылись его благодатные дарования, мудрость, доброе сердце, милосердие, непреклонная энергия и высокопросвещенная ревность, поставившие его на совершенно особое место среди российского епископата. 9 сентября состоялась хиротония архимандрита Агафангела во епископа Киренского, второго викария Иркутского. Одновременно он был назначен начальником Иркутской духовной миссии. Служение было сложным и трудным, так как духовному просвещению инородцев, за которое так активно принялся епископ Агафангел, усиленно сопротивлялись монгольские ламы, распространяя чудовищно невежественные слухи, которым население, однако, верило. Они отговаривали всех, желавших креститься, уверяли, что русское правительство назначило для бурят ламскую веру, сфабриковали жалобу на насильственное крещение бурятских ламаитов иркутским миссионером и эту клевету послали в Санкт-Петербург. Потребовалось время для выяснения действительного положения дел и успокоения общественности. Несмотря на чинимые препятствия, молодой епископ продолжал окормление своего викариатства, объезжал его, крестил сотни инородцев, оказывал необходимую денежную помощь новокрещеным и способствовал устроению молитвенных домов. 17 июля 1893 года по высочайшему повелению государя императора епископ Агафангел получил назначение быть епископом Тобольским и Сибирским и возглавлял эту кафедру четыре года.

http://pravoslavie.ru/6155.html

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел договорился с руководством Одессы и области о совместном сохранении мира в регионе 30 мая, 2014. Новостная служба И митрополит Агафангел, и губернатор, и мэр выразили готовность прилагать все силы для сохранения стабильности в Причерноморье. 30 мая. ПРАВМИР. 29 мая Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский принял в своей резиденции, расположенной на территории Свято-Успенского Одесского мужского монастыря, председателя Одесской областной государственной администрации И.П.Палицу и Одесского городского голову Г.Л.Труханова. Митрополит Агафангел и представители власти подчеркнули, что в Одесском регионе, где на протяжении веков мирно проживают представители многочисленных наций и народностей, где все конфессии плодотворно сотрудничают на благо жителей области, необходимо сохранить эту традицию и в нынешние, столь трагичные времена, когда 2 мая пролилась кровь в Одессе, а на востоке страны гибнут люди, — сообщает Православная Одесса . И митрополит Агафангел, и губернатор, и мэр выразили готовность прилагать все силы для сохранения стабильности в Причерноморье, подчеркнув  необходимость решать все возникающие политические, экономические и социальные проблемы конструктивным путем, через заинтересованный диалог со всеми сторонами, действуя в правовом поле, что присуще демократическому обществу, которое строит государство. В заключение была выражена уверенность в том, что консолидация всех здоровых сил региона  вокруг идеи правовой демократической Украины, где соблюдаются конституционные права всех жителей, независимо от их национальной и религиозной принадлежности, позволит в будущем избежать случаев насилия и конфронтации, что приведет к стабильности и процветанию и  города, и всего региона.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/mitropolit-odesskiy-i-...

Не имея понятия об истории русского раскола, он читал ее по кратким запискам архиепископа Григория и любил уснащать речь самыми плоскими фразами, вроде следующих: «Диких монголов прогнал кнутом дьявол на русскую землю из глубины Азии... Распространяли раскол на севере все дьячки, а кому не известно, что дьячки – последний народ в мире...». Преосвященный Агафангел любил представлять из себя аристократа и постоянно держал в руках лорнетку. Перед его приходом на лекцию сначала несли часы с репетитором и ставили на кафедру, потом являлись книги и – шел сам он с шиком и великолепием. Когда Агафангел был ректором духовной академии, среди студентов разошлась складная сатирическая картинка с его изображением, под которой была смиренная подпись: «Виждь труд мой и прилежание мое...» Курьезный был человек этот Агафангел. Как-то зимой он заметил, что студенты мало гуляют после обеда. Он приказал принести эконому в сад лопаты, которые были куплены специально, вышел сам и пригласил студентов делать из снега гору для катанья. Пошла работа, но некоторые стали поджимать ноги от холода под шинель. «Что с вами?» – спрашивает ректор. Разумеется, отвечали, что озябли ноги, потому что носки нитяные. Агафангел велел купить на свои деньги шерстяные чулки для всех студентов и раздать их. По обычаю, в субботу вечером являлись все старшие студенческих классов. Ректор повел разговор о нуждах студентов и захотел вызвать благодарность за купленные им шерстяные чулки. Он обращается к студенту: «Соколов, что у вас на ногах?» «Сапоги, ваше высокопреподобие», – отвечает тот. «А в сапогах что?» – «Ноги, ваше высокопреподобие». Разумеется, кончилось все общим смехом. Будучи инспектором Московской духовной академии, Агафангел составил донос на профессора Санкт-Петербургской духовной академии Г. П. Павского, усмотрев в его переводах Библии на русский язык некоторые неправославные мысли. Он написал письма трем митрополитам и отправил их без подписи с Владимирской почты. Этот поступок Агафангела некоторые рассматривали как зависть к славе Павского и стремление унизить последнего в глазах начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но близко знавшие его люди объясняли этот случай по-другому. Земляк Агафангела писал: «Я пользовался большим вниманием и расположением отца Агафангела, и перед посылкой доноса своего он посвятил меня в эту тайну. Я упоминаю об этой печальной истории с той целью, чтобы снять с отца Агафангела густую тень, какую налагают на него некоторые исследователи доноса на Павского. По словам Агафангела, Павский написал перевод пророческих книг с объяснениями, возмущающими чувство православного христианина. Поэтому он, после разбора перевода, счел необходимым обратить на него внимание высшей духовной власти, о чем и написал письмо к трем митрополитам. О своем решении он советовался с бакалавром отцом Платоном, который одобрил и благословил его на это дело». Совершенно в другом свете предстает перед нами Агафангел в период своей архипастырской деятельности. Преосвященный Агафангел был ревнитель просвещения. Он устраивал училища, библиотеки, участвовал в издании журналов. В Вятке им было основано училище для девиц духовного звания. Здесь же он создал епархиальную библиотеку, пожертвовав в нее много книг. Преосвященный Агафангел был большим знатоком древних и новейших языков, любил музыку и естественные науки. Он строго распределял свое время. Он был хорошим проповедником. В его проповедях отражался светлый взгляд на нравственную жизнь христианина. Он имел чистую, любящую, всепрощающую душу. Главной его заботой было водворение мира среди пастырей и пасомых. Добрую память оставил он о себе в Почаевской лавре, как искренний попечитель ее благолепия. В своих взглядах на положение епископа в епархии преосвященный Агафангел допускал некоторые неправости. По его мнению, архиерей должен был иметь неограниченную власть над подчиненным духовенством, вследствие чего он выступил противником преобразования суда в России, признавая проект духовной судебной реформы антиканоническим. Труды: Перевод с древнееврейского Книги Иова с подстрочными примечаниями. – Вятка, 1861. Перевод с греческого Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова. – СПб., 1860.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел призвал украинские власти отказаться от вступления в НАТО и ЕС, а также придать русскому языку статус государственного 4 июля 2006 г. 15:17 Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел  выступил против попыток присоединения Украины к НАТО и к Евросоюзу, а также заявил о необходимости придания русскому языку статуса государственного, передает «Интерфакс». «Сейчас очень много говорят о «европейском выборе» Украины, о вступлении Украины в НАТО. Правители Украины пытаются убедить нас в том, что это никоим образом не повредит дружественным отношениям с Россией. Однако совершенно очевидно, что НАТО — враждебный России и всей православной цивилизации блок», — заявил митрополит на заседании «круглого стола» в Москве. «Не менее пагубно», по мнению иерарха, и стремление Украины в Европу: «это является очередной попыткой осуществить многовековое стремление протестантско-католического, масонского и безбожного Запада оторвать Украину от единства с мировым центром Православия — Москвой и втянуть ее в орбиту западных лжеценностей, сделать ее частью системы нового мирового порядка». Митрополит Агафангел также выразил озабоченность нагнетанием на Украине ситуации вокруг т.н. «проблемы русского языка», которую сам он считает надуманной. «Ажиотаж вокруг статуса русского языка разжигается националистическими силами с одной целью — оторвать говорящее на русском языке население Украины (а это более 50% населения страны) от своих духовных и культурных корней», — подчеркнул владыка. В этой связи он заявил о необходимости проведения референдума о придании русскому языку статуса второго государственного на всей территории Украины. «Только так можно отстоять ущемляемые в Украине права русского и русскоязычного населения. Такое решение станет важной победой восточнославянской православной цивилизации над грубым напором русофобского и антиправославного Запада», — уверен митрополит. Он также подчеркнул важность сохранения единства Московского Патриархата и выступил против создания единой поместной Церкви на Украине. По мнению Одесского митрополита, «весь исторический опыт убеждает нас: отрыв от Церкви Русской означает для Украинской Церкви гонения и гибель, означает насаждение католицизма и унии». Митрополит уверен, что «долг всей здравомыслящей общественности, политиков, деятелей культуры России — оказать всю возможную поддержку здоровым силам в Украине в деле борьбы за единство единокровных и единоверных народов России, Украины и Белоруссии». «После спланированного и осуществленного Западом откола Черногории от Сербии все остальные православные народы и их поместные Церкви должны понять, что без великой Православной России Православие станет маргинальным в мировом масштабе, а восточнохристианские народы уйдут из истории», — считает митрополит Агафангел. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/123116.htm...

служения святителя Агафангела        ТОБОЛЬСК      9 ноября Тобольск с глубокою горестию расставался со своим любимым архипастырем, по воле Монарха получившим назначение на кафедру Рижскую и Митавскую.      Пишущему эти строки привелось видеть проводы четырех архипастырей; но все эти проводы, несмотря на их сердечный характер, не имеют никакого сравнения с настоящими проводами Преосвященного Агафангела. Причиной сего была та любовь, которую Преосвященный, хотя и в короткое время, приобрел среди всех слоев общества.      Преосвященный же Агафангел был всем вся: любило его духовенство, уважала его интеллигенция, относился к нему с детским доверием простой народ. Обращаясь ко времени прибытия Владыки Агафангела в Тобольск, мы не можем забыть телеграммы одного из Иркутских священников: «Счастлива Тобольская епархия, во главе которой поставлен ныне Преосвященный Агафангел».      Преосвященный же Агафангел был всем вся: любило его духовенство, уважала его интеллигенция, относился к нему с детским доверием простой народ. Обращаясь ко времени прибытия Владыки Агафангела в Тобольск, мы не можем забыть телеграммы одного из Иркутских священников: «Счастлива Тобольская епархия, во главе которой поставлен ныне Преосвященный Агафангел». И действительно, Тобольской епархии не пришлось разочароваться: она увидела Владыку благодатного, мудрого, общительного, снисходительного, трудолюбивого. Все эти достоинства невольно привлекали к нему сердца всех.       Из слова Тобольского губернатора :       Собравшись ныне на общую прощальную трапезу с Вами, мы хотели почтить в Вас пастыря, не только проповедовавшего идею духовного единения, но и проводившего в окружающую Вас жизнь эту силу, необходимую для достижения каких-либо положительных результатов человеческого труда. Пусть же это прощальное наше собрание запечатлеется в памяти Вашей, как слабое выражение того, что Вы оставляете тобольскую паству Вашу сплоченной на общую, дружную работу.      Почувствуют Ваше отсутствие те многие, которым Вы оказывали щедрую материальную помощь, и еще более те, которых Вы, среди людской злобы и несправедливости, нравственною своею поддержкою укрепляли на пути чести и добра. Помянут вас добром и отцы тех детей, которым Вы дали просветиться светом учения в известных Вам подвижных школах Ялуторовского округа, существование коих было бы немыслимо, если бы Вы, Ваше Преосвященство, не посмотрели на дело это с присущей Вам широкой точки зрения, признавая, что народу нужна хорошая школа, независимо от того, какого она ведомства и типа. В этом своем решении, смело скажу, Вы последовали высокому примеру Божественного Учителя нашего, заповедавшего открыть доступ детей к Нему, единственному Источнику всякого знания и света.

http://pravmir.ru/svyatitel-agafangel-ra...

Вряд ли Красницкий верил, что сможет убедить митрополита поддержать ВЦУ, куда больше он надеялся на то, что ГПУ арестует митрополита за сопротивление обновленцам. Неужели же ГПУ, обладающее почти безграничной властью, не сможет организовать приход ВЦУ к управлению Православной Церковью? И Красницкий решил не утруждать себя переговорами с дипломатично-сдержанным и твердо-непреклонным митрополитом. Но имея обязательства перед ГПУ выяснить позицию митрополита, он спросил, не подпишет ли митрополит воззвание «инициативной группы духовенства», опубликованное в газетах. Митрополит отказался. – А позвольте спросить, почему? –  Оно мне мало известно и в широких церковных кругах не обсуждалось, – ответил владыка. На этом беседа закончилась. В тот же день Красницкий отбыл в Москву, где поставил руководство ГПУ в известность о состоявшемся разговоре. Последствия сказались незамедлительно. На следующий день начальник секретно-оперативного управления ГПУ Менжинский и начальник секретного отдела ГПУ Самсонов отправили в Ярославль шифрованную телеграмму: «Под ответственность начальника ГОГПУ с соблюдением строжайшей конспирации предлагаем провести следующее: 1) обследовать хозяйство митрополита Агафангела, осторожно намекнув на то, что оно может быть реквизировано; 2)  немедленно произвести у Агафангела в его канцелярии и у ближайших его помощников самый тщательный обыск, изъяв все подозрительные документы; 3)  взять с Агафангела подписку о невыезде ввиду неблагонадежности; 4)  арестовать всех его приближенных, в частности, тех, кто принимал участие в беседе Агафангела с московским попом Красннцким; 5) прислать на Агафангела весь компрометирующий материал. Настоящее принять к неуклонному исполнению и хранению в строжайшем секрете» . Телеграмма была получена 20 мая, и в тот же день был выписан ордер на обыск, а сам митрополит приглашен в Ярославское ГПУ для допроса. Следователь интересовался, о чем митрополит говорил с Красницким и каково его отношение к обновленцам. Владыка рассказал, как было дело.

http://fond.ru/kalendar/981/agafangel/

Радуйся, мощи твоя святыя благоухания духовнаго исполнены; радуйся, благий отче, давый нам мощи сии чудотворныя. Радуйся, града Ярославля предивное заступление; радуйся, веры Православныя укрепление. Радуйся, граду Ярославлю Божие благословение; радуйся, в скорбех отрада и утешение. Радуйся, благ духовных таинниче; Радуйся, за землю Русскую молитвенниче. Радуйся, святителю Агафангеле, Православныя веры исповедниче и теплый за ны молитвенниче. Кондак 11 Пение похвальное от нас недостойных приими, отче святый и не остави нас, уповающих на тя, с верою и любовию к мощем твоим притекающих, помощи и заступления просящих, дабы и мы сподобилися в Царстве Славы вкупе с тобою воспевати: Аллилуиа. Икос 11 Светильник великий явился еси, не сокрытый под спудом, но высоко на свещнице Церкви Христовой поставленный, святителю Агафангеле, светом твоим верныя просвещающий, путь спасения неложный людем указующий, имже сам прошел еси и многия овцы словесныя превел еси. Не остави и нас заблудитися на путех земных, воспевающих ти тако: Радуйся, путь в Царствие Небесное указующий; радуйся, благодать духовную нам дарующий. Радуйся, заблудших взыскание; радуйся, неверных в стадо Христово призвание. Радуйся, чтущих тя радостию небесною озаряющий; радуйся, и по смерти нас не оставляющий. Радуйся, неизсякаемый источник благодати и исцелений; радуйся, Церкви Российския присное похваление. Радуйся, святителю Агафангеле, Православныя веры исповедниче и теплый за ны молитвенниче. Кондак 12 Благодатъ и славу неизреченную от Господа улучив, вселился еси в Небесныя обители, святителю Агафангеле, тую же щедро подаеши всем верно ти молящимся, сего ради к тебе припадаем, не остави нас немощных и грешных в безакониих умрети. Умоли Господа, дабы сподобил ны благую кончину улучити безболезненну, непостыдну, Христовых Тайн причастну. Дабы и мы вкупе с тобою вечно воспевали Богу ангельскую песнь: Аллилуиа. Икос 12 Воспеваем величие Божие и милосердие неизреченное, яже дарова нам заступника небеснаго и помощника преизряднаго, егоже святыя мощи во граде Ярославле благочестно почивают, источающе токи благодати. Мы же к сим чудотворным мощем притекающи, святителю Агафангеле, ублажаем тя поющи:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010