Но среди их духовных оппонентов были не менее выдающиеся иерархи – митрополит Кирилл (Смирнов), митрополит Агафангел (Преображенский), архиепископ Варлаам (Ряшенцев), архиепископ Серафим (Самойлович). Они тоже прославлены Церковью в лике святых. Позиция по отношению к церковной политике разводила их по разные стороны баррикад в те беспрецедентно тяжелые времена, но в вечности их объединило мученичество за Христа. Так, 20 ноября 1937 года в Чимкенте были расстреляны и погребены в одной братской могиле последователи трех противоборствующих направлений в церковной жизни – митрополит Иосиф (Петровых), митрополит Кирилл (Смирнов) и «сергианский» епископ Евгений (Кобранов). Митрополит Сергий (Страгородский) не причислен Церковью к лику святых. Но судить его с позиций нашего времени, а тем более кидать в него камнями я не собираюсь. Мой духовник отец Иоанн (Крестьянкин) рассказывал мне о своем видении (одном из трех, которые были у него за 96 лет жизни), которое коренным образом повлияло на его судьбу. Будучи еще мирянином, в начале тридцатых годов он находился в оппозиции к митрополиту Сергию. И вот видение: Елоховский собор, все ждут митрополита Сергия. Плотная толпа в храме, и в ней – будущий отец Иоанн, тогдашний Иван Михайлович Крестьянкин, стоит, понимая, что мимо него сейчас пройдет в алтарь митрополит. И действительно, митрополита встречают в дверях, и вдруг, проходя мимо, он останавливается рядом с отцом Иоанном и тихо говорит ему: «Я знаю, ты меня очень осуждаешь. Но знай: я каюсь». Митрополит входит в алтарь и на этом видение заканчивается. Для отца Иоанна это было и необычайное потрясение, и переосмысление многого. – Мой вопрос не в оценке конкретно митрополита Сергия (Страгородского), а в оценке сергианства как явления. Мы, светские люди, понимаем, что сергианство – это сотрудничество и поддержка Церковью власти и государства. – Не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Давайте как-то поконкретней. Вот у нас, например, есть сотрудничество – детский дом. Его субсидируем и мы, и местные власти.

http://pravoslavie.ru/108083.html

Делегация была принята Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. Состоялись также ознакомительные встречи членов делегации с представителями групп, находящихся вне церковного общения. Делегация посетила Государственный комитет Украины по делам религий и имела беседу с его председателем В. Д. Бондаренко. 12–14 июня сего года представители так называемых Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церкви посетили Фанар и имели встречу с Патриархом Варфоломеем и иерархами Константинопольского Патриархата. В ходе встречи в Константинопольской Патриархии представителями УПЦ КП и УАПЦ было достигнуто соглашение об образовании совместной комиссии по объединению «под эгидой архиепископа Скопеллосского Всеволода», состоящего в юрисдикции Константинопольского Патриархата. 8 июля 2001 года состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, а 9 июля 2001 года – Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви. Собор принял заявление относительно диалога с УАПЦ и УПЦ КП, в котором была выражена готовность продолжать переговорный процесс с раскольническими группами. Кроме того, в заявлении сказано, что любое одностороннее вмешательство Константинопольского Патриархата в церковную жизнь на Украине может только обострить ситуацию, а не привести к ее разрешению. 13–14 июля 2001 года в Цюрихе на очередной встрече официальных делегаций Константинопольского и Московского Патриархатов были продолжены консультации с целью нахождения путей преодоления церковных расколов, существующих не Украине. Делегацию Константинопольского Патриархата составляли митрополит Пергамский Иоанн, митрополит Филадельфийский Мелитон и архимандрит Афинагор (Пекстадт). Московский Патриархат представляли митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, а также протоиерей Николай Балашов. На совместное заседание официальных делегаций были поочередно приглашены представители так называемых Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и Украинский Автокефальной Православной Церкви, которые изложили свое видение ситуации на Украине.

http://sedmitza.ru/lib/text/429487/

Во всем видна была деятельность, достойная высокой похвалы. Жаль, что срочный час не позволил мне войти в более подробное обследование отделения арабских книг. Я вынес с собой из типографии горячее чувство признательности блаженнейшему патриарху Кириллу за его просвещенную ревность к делу Божию. Преосвященный Герасим дал мне на память прекрасно отпечатанную толковую Псалтирь бывшего патриарха здешнего Анфима и беседы св. Григория Паламы . Когда я вышел на улицу, общество наше уже шумно разбирало лошадей. Я поспешил взять напутственное благословение преосвященнейшего Мелетия, столько известного в России под именем «Святого Петра». Почтеннейший иерарх, как бы забыл, что уже одарил меня богато, еще искал в убогой келье, чем бы благословить меня на дорогу и кстати, нашел на полке просфору. «Вас видели и не видели», – сказал он, провожая меня. «Надеюсь, что еще будем видеться». Я внутренне пожелал, чтобы слова его сбылись и просил его святых молитв. От него я зашел проститься с дряхлым старцем преосвященнейшим Агафангелом, которого нашел в церкви св. Константина и Елены у вечерни. Крепко желал еще раз помолиться у Гроба Господнего, но из боязни отстать от своего общества, не решился сделать это. Да проникается присно памятью его сердце мое и да сделается оно само гробом Христовым, покоищем чистым и невозмутимым божественных даров! С трудом и в беспорядке пробирались мы по тесной улице, пока не выехали на площадку перед Вифлеемскими воротами. Здесь, по возможности устроились, дохнули в последний раз освященным воздухом Иерусалима, перекрестились и выехали за ворота. Мной владело чувство довольства и радостной благодарности Богу, уподобившему меня видеть места, от ранней юности желанные, святочтимые и любимые. Ho, по мере того, как отдалялось от глаз светлое видение, в сердце закрадывалась тоска. Мне жаль было расстаться с Иерусалимом. Он вызывал во мне уже чувство родное. На минуту мне казалось даже, что там, за стенами его, я оставил и Иисуса Христа. Томительно прошло через сердце это неразумное представление.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Как соборное решение 1918 года, так и вытекающее из него Постановление 362 предполагают не только широкую самостоятельность частей Русской Церкви, но и их соборное единство. В наши дни установить общение с Московским Патриархатом в духе этой соборности представляется возможным. Иначе говоря, так будут исполняться заветы отцов. Однако длительная отделенность частей Русской Церкви друг от друга — специфика церковной жизни в СССР, и, с другой стороны, особенности жизни Церкви в изгнании — и долгая невозможность нормального церковного общения, воздвигают целый ряд препятствий на этом пути. Крайние, непримиримые позиции существовали в обеих частях разделенной Русской Церкви. В силу давления, оказываемого на Московский Патриархат властями, таковые высказывались его представителями и официально. Это происходило в русле тогдашней церковной политики. Но реально добрая воля к единению сохранялась здесь даже в самые страшные годы. Что касается Зарубежной Церкви, то отдельные лица или круги хотя и высказывались так по отношению к МП, никогда это, однако, не принималось соборно, и, следовательно, не было официальной позицией. В сущности, определяющей для Русской Зарубежной Церкви всегда была точка зрения, совпадающая с подходом трех российских архиереев, митрополитов Агафангела (Преображенского), Кирилла (Смирнова) и Петра (Полянского), названных Св. Патриархом Тихоном в качестве кандидатов в Местоблюстители патриаршего престола. Все трое, оставаясь в России, ясно выражали неприятие действий митрополита Сергия, однако при этом сохраняли видение единства и целостности Русской Церкви и избегали шагов, которые могли бы усугубить внутренние разделения. Эта их позиция — здоровая основа для нынешнего сближения. Очевидно, и Московскому Патриархату она не чужда, поскольку все три названных архиерея им канонизированы. Вопрос о необходимости прославления Новомучеников и Исповедников Российских, так долго бывший препятствием к сближению, снят с повестки дня Московским Архиерейским Собором 2000 г., где был прославлен весь их сонм.

http://pravoslavie.ru/487.html

Как я уже говорил, за проектом «единой поместной церкви» Украины стоят три силы: это украинские власти, это раскольники и это униаты. У каждой из этих сил — свой интерес. У украинской власти интерес заключается в том, чтобы найти тему, которая поможет ей продержаться до выборов и выиграть их, что выглядит почти невероятным, учитывая исключительно низкий рейтинг действующего руководства. У раскольников этот проект вызывает интерес, поскольку тем самым они пытаются легитимировать все, что делалось ими в течение последних 25 лет. А униаты надеются при помощи этого проекта ослабить Православную Церковь и перевести православных верующих Украины в унию. — Ваше Высокопреосвященство, недавний визит на Фанар делегации канонической Украинской Православной Церкви вызывает особый интерес. Известно ли что-то об этой встрече? Можно ли ее назвать правильным шагом? — Два дня назад делегация Украинской Православной Церкви посетила Фанар. Она включала четырех митрополитов: Одесского Агафангела, Донецкого Илариона, Каменец-Подольского Феодора и Бориспольского Антония. Беседа, в которой со стороны Константинопольской Церкви участвовали Патриарх Варфоломей, митрополит Пергамский Иоанн, митрополит Галльский Эммануил и митрополит Смирнский Варфоломей, длилась шесть часов. В течение этого времени стороны излагали свое видение ситуации. Митрополит Пергамский Иоанн, в частности, обратился к событиям 300-летней давности, когда Киевская митрополия была присоединена к Московскому Патриархату, и стал развивать теорию, согласно которой эта передача носила временный характер, а Киевский митрополит, согласно решению тогдашнего Патриарха Константинопольского, должен был поставляться в Москве, но при этом подчиняться Константинопольскому Патриарху. Мы в последнее время немало поработали в архивах и нашли всю имеющуюся документацию по этим событиям — 900 страниц документов как на греческом, так и на русском языке. Они совершенно четко показывают, что Киевская митрополия была включена в состав Московского Патриархата решением Константинопольского Патриарха, и временный характер этого решения нигде не оговаривался, никакой срок не был поставлен. Ни в одном из этих документов не сказано, что Киевская митрополия передается в состав Московского Патриархата на десять лет, на двадцать лет, на 100 лет. Никогда в прошедшие три с лишним столетия Константинопольский Патриарх не оспаривал пребывание Киевской митрополии в составе Московского Патриархата — ни Патриарх Димитрий, ни его предшественники, ни нынешний Патриарх Варфоломей до недавнего времени.

http://pravoslavie.ru/114040.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Святогорец у Московского митрополита Филарета Зима на Афоне   Святогорец у Московского митрополита Филарета     Мир Вам! Я давно уже живу здесь (в Москве), в ожидании решительного конца моим хлопотам по поводу издания моих афонских писем .   Может быть, Вы уже читали в «Северной Пчеле» рецензию на мои письма? Спасибо Булгарину: он отозвался о моем сочинении как нельзя лучше. Вышла только первая часть, а вторая печатается.   В субботу на масленице был я у Высокопреос­вященного митрополита Филарета. Он принял меня чрезвычайно ласково, много расспраши­вал о Святой Горе, оценивал мои письма и делал на них свои замечания. Я просидел у него около часа. Надеюсь и еще побывать, и не однажды, у этого гениального человека.       Сила молитв Церкви об усопших. -    Видение загробных мучений (рассказ схимника). - Зима на Афоне. - Утешение в скорби     Любимица Христова, Авдотья Николаевна! Радуйтесь о Господе и спасайтесь о Нем!   Гостинец Ваш с тремя златницами я полу­чил при имени почившей Феодосии, о кото­рой в обители нашей и Космодамиановской пустынной церкви не престают возноситься молитвы ко Господу, да учинит душу ея, идеже праведный упокояются, сияя яко светила во свете лица Божия.   3 ноября мы здесь, в пус­тыни, творили особенное поминовение о вашей незабвенной Феодосии; не забыто было это и в обители. Четки Ваши от отца Агафангела духовник наш принял с любовию.   Жизнь, жизнь! Как трудна жизнь духа нашего, что в мире многие, думаю, не чувс­твуют и не понимают! И что будет, если, увле­каясь чувственностью, мы плотски отойдем в вечность, оземленивши самое сердце, самые мысли и дух бессмертный! О, страшно будущее наше и глубоко, неизъяснимо таинство загроб­ной жизни!   Если бы не молитвы Церкви, если бы не поминовение усопших.? что было бы с нами в вечности? Да благословит Бог детскую Вашу любовь к почившей Вашей Феодосии! Вы даете ей ангельские криле, чтоб, при молитвах Церкви, лететь выше и выше, легче и легче сквозь тьмы тем и тысячи тысяч преисподних сил, которые стерегут воздушные пути к Небу.

http://isihazm.ru/1/?id=1784

Протоиерей Андрей Кордочкин. Фото: Анна Данилова В этом смысле очень интересен феномен обновленчества. В последнее время – ошибочно – «обновленцами» называли сторонников богослужебных преобразований. Пять лет назад я опубликовал статью « Обновленцы среди нас », где говорил о том, что смысл обновленческого проекта заключался не в каких-либо богослужебных реформах, а в создании Церкви, целиком и полностью лояльной большевизму и советской власти. Я, в частности, привел пример священномученика Агафангела (Преображенского), который был горячим сторонником радикальных литургических преобразований, но непримиримым противником обновленчества. В этом смысле те, кто сегодня раздает ярлыки обновленцев, во многом являются их преемниками, а любые современные попытки примирения православия и коммунистической идеологии несут на себе печать большевистского обновленческого проекта. Я помню Церковь в конце 90-х. Публика была пестрая, были и «либералы», и «консерваторы», но отношение к советской власти было общим знаменателем. Представить себе, что декоммунизация России будет фактически приравнена к дерусификации, было невозможно. – А можно ли отрицать достижения советской власти? – Это вообще не наше дело – давать оценки политическим и экономическим показателям и достижениям. Служение Церкви – давать духовное, библейское видение истории. Интересен пример царя Ирода. Царь Ирод – это ведь не какой-то сказочный Карабас-Барабас. Это вполне реальный исторический персонаж, которого современники называли после смерти «Ирод Великий», потому что ему очень многого удалось добиться для своих подданных даже в условиях римского завоевания. Он построил самое грандиозное культовое здание Средиземноморья. Фактически он спас народ от массового голода, продав дворцовое золото. Что касается избиения младенцев, то оно не описывается крупными историками того времени. По мнению современных археологов, если избиение младенцев действительно состоялось, судя по тому, сколько людей жило в то время в Вифлееме, то было убито, может быть, до 20 или 30 детей. Для такого историка, как Иосиф Флавий, это было, скорее всего, слишком незначительным происшествием, чтобы его описывать в хрониках. Но, тем не менее, с точки зрения евангельской, эта попытка покушения на Богочеловека оказывается настолько страшной, что перечеркивает все заслуги Ирода, который был, безусловно, талантливым и успешным политиком.

http://pravmir.ru/protoierey-andrey-kord...

Вы знаете, что они вытворяли накануне дня независимости нашей страны напротив дворца " Украина " и затем на следующий день, когда глава нашего государства прибыл на освящение восстановленного Свято-Успенского собора Киево-Печерской лавры. Я думаю, Господь это управил не случайно, чтобы наши государственные мужи поняли кое-что. Они даже констатировали после этого, что теперь видят что к чему. Дай Бог, чтобы это видение продолжалось. Мы действуем в рамках Закона Божия, в рамках государственных и человеческих законов. Мы скорбели, когда филаретовцам были отданы святыни в Киеве. Мы скорбели. Но мы же не демонстрировали силу, хотя могли бы со всей Украины привести сюда людей. Мы не хотим трагедии, противостояния. Теперь мы видим, что наша позиция не возымела действия на раскольников. Свидетельством тому оскорбительные для православных людей действия раскольников, их хула на Президента страны, который присутствовал при освящении Свято-Успенского собора. Так что никакого вывода раскольники для себя не сделали " . Подводя итоги пресс-конференции, митрополит Владимир поблагодарил журналистов и пожелал им успешной творческой деятельности. На следующий день в Одесском оперном театре состоялось торжественное собрание, посвященное 2000-летию Рождества Христова. На него были приглашены руководители области и города, представители дипломатического корпуса, видные деятели науки и культуры, священнослужители и прихожане Одесской епархии. Выступивший с докладом о значении этого Юбилея в жизни человечества митрополит Агафангел подчеркнул, что во всей нашей истории нет события, которое могло бы быть равным этому чуду, когда, по словам св. Иринея " Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом " . С приветственными словами от общественности Одесщины выступили 1-й зам. главы облгосадминистрации Николай Тындюк, 1-й зам мэра города Леонид Сушкин, ректор ОГУ Валентин Смынтына, ректор ОГМУ Валерий Запорожан. Блаженнейший митрополит Владимир за большие заслуги перед Церковью наградил высокими наградами митрополита Агафангела - юбилейным орденом " Рождество - 2000 " 1-й степени.

http://pravoslavie.ru/analit/sobytia/mit...

Фаустин вновь призвал их на суд и стал снова убеждать отречься от Христа. Перед глазами святого Феодула заставили приносить жертвы идолам тех, кто ранее были христианами, но изменили вере. Правитель приказал мученику принести христианские книги для поругания, но тот отказался. Фаустин приказал привести святого Феодула на место казни, где палач приготовил меч, чтобы отсечь ему голову. Мученик мужественно и с радостью воскликнул: " Слава Тебе, Боже, Отче Господа моего, Иисуса Христа, изволившего пострадать за нас. Вот по благодати Его и я иду к Тебе, с радостью умираю за Тебя! " Тогда Фаустин отменил казнь и снова заключил мучеников в темницу. Там святые снова горячо молились, и оба увидели одинаковый сон. Они плыли на корабле, который во время бури потерпел крушение. Волны выбросили их на берег в белых сияющих одеждах. Святые рассказали друг другу видение и возблагодарили Бога за предвещённую им мученическую кончину. Наутро, когда мучеников снова привели к Фаустину, они снова исповедали свою веру. Фаустин приказал бросить их в море. Воины привязали святому Агафоподу камни, а он громко возгласил: " Это будет нам вторым Крещением, которым омоются наши прегрешения, и мы чистыми придём ко Христу " . Вслед за ним был брошен в море и святой Феодул (+ 303 ). Море выбросило на берег тела мучеников в светлых одеждах, без камней и без верёвок. Христиане взяли их святые тела и предали честному погребению. Использованные материалы   Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος, Редакция текста от: 31.08.2015 10:05:27 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/10486.html

Мир Вам! Я давно уже живу здесь (в Москве), в ожидании решительного конца моим хлопотам по поводу издания моих афонских писем. Может быть, Вы уже читали в «Северной Пчеле» рецензию на мои письма? Спасибо Булгарину: он отозвался о моем сочинении как нельзя лучше. Вышла только первая часть, а вторая печатается. В субботу на масленице был я у Высокопреосвященного митрополита Филарета. Он принял меня чрезвычайно ласково, много расспрашивал о Святой Горе, оценивал мои письма и делал на них свои замечания. Я просидел у него около часа. Надеюсь и еще побывать, и не однажды, у этого гениального человека. Сила молитв Церкви об усопших. – Видение загробных мучений (рассказ схимника). – Зима на Афоне. – Утешение в скорби Любимица Христова, Авдотья Николаевна! Радуйтесь о Господе и спасайтесь о Нем! Гостинец Ваш с тремя златницами я получил при имени почившей Феодосии, о которой в обители нашей и Космодамиановской пустынной церкви не престают возноситься молитвы ко Господу, да учинит душу ея, идеже праведный упокояются, сияя яко светила во свете лица Божия. 3 ноября мы здесь, в пустыни, творили особенное поминовение о вашей незабвенной Феодосии; не забыто было это и в обители. Четки Ваши от отца Агафангела духовник наш принял с любовию. Жизнь, жизнь! Как трудна жизнь духа нашего, что в мире многие, думаю, не чувствуют и не понимают! И что будет, если, увлекаясь чувственностью, мы плотски отойдем в вечность, оземленивши самое сердце, самые мысли и дух бессмертный! О, страшно будущее наше и глубоко, неизъяснимо таинство загробной жизни! Если бы не молитвы Церкви, если бы не поминовение усопших.? что было бы с нами в вечности? Да благословит Бог детскую Вашу любовь к почившей Вашей Феодосии! Вы даете ей ангельские криле, чтоб, при молитвах Церкви, лететь выше и выше, легче и легче сквозь тьмы тем и тысячи тысяч преисподних сил, которые стерегут воздушные пути к Небу. И о Вас, когда Вы, по долгу естества, отойдете в вечность, думаю, такое же будет чрез друзей Ваших сильное ходатайство пред Богом: в нюже бо меру мерите, возмерится и вам, по слову Господню…

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010