Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжкую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа Моисею, и мне придется говорить ко Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка… Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня» ( Числ. 11:11–14 ). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим кто доволен, даже и из крепльших мене! Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня, и даже помимо человеков, по жребию Божию». Интронизация патриарха состоялась 21 ноября (4 декабря) в праздник Введения в Успенском соборе Кремля. Для торжества настолования из Оружейной палаты были взяты жезл святителя Петра, ряса священномученика патриарха Ермогена, а также мантия, митра и клобук патриарха Никона . 29 ноября на Соборе была оглашена выписка из определения Священного Синода о возведении в сан митрополита архиепископов Харьковского Антония, Новгородского Арсения, Ярославского Агафангела, Владимирского Сергия и Казанского Иакова. 4. Биография святителя Тихона Святейший патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) родился 19 января 1865 г. в деревне Клин Торопецкого уезда Псковской епархии в семье священника, который вскоре после рождения сына был переведен в уездный город. С ранних лет душа мальчика, которого отец постоянно брал с собой на службу, горела тихой любовью к храму. Образование он получил в духовном училище родного города, в Псковской семинарии и Петербургской академии. Скромный, благодушный юноша, всегда готовый помочь друзьям, он снискал привязанность товарищей по учению. Семинаристы называли его в шутку архиереем, а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его за серьезность и степенность нрава патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И тот и другой автор родственники Павского, что мне очень известно. Оба они представляют Агафангела ни более, ни менее, как ябедником, желающим выслужиться. Тут они марают не только Агафангела, но и Митрополита Филарета. Из устной исповеди преосвящ. Агафангела я знаю иное; к сожалению, не все с надлежащею точностию я выслушал от него; может быть мой родитель пополнит истину. Но нигде не изложен надлежащий взгляд (на безымянный донос о. Агафангела трем митрополитам) Высокопреосвященного митрополита Московского Филарета. Не говорил ли Вам в Бозе почивший Святитель Московский что-либо о сей истории? Не выразил ли он своего мнения и суда, касательно поступка иеромонаха Агафангела? Мне известно, между прочим, что Владыка Московский смотрел на сей поступок неблагосклонно. Он келейно пробирал за это о. Агафангела. Из статьи (Буткевича) «Архиепископ Иннокентий Борисов », между прочим, видно, что на о. Агафангела пролился еще ложный свет: «будто он переведен в Ректора Харьковской семинарии по настоянию Митрополита Филарета для того, чтобы наблюдать за образом мыслей Иннокентия; так думал и сам Иннокентий. Вообще выходит крайняя путаница. О, если бы Ваше Высокопреосвященство помогли направить меня на истинный путь. Эту часть биографии, как напишу, так немедленно перешлю к Вам для прочтения и поправки. Преосвященный Вятский Сергий 763 снабдил меня Вятскими Епархиальными Ведомостями за все время 764 архиерейства в Вятке преосвященного Агафангела. Кроме того, в Вятских Епархиальных Ведомостях была публикация, чтобы все, знающие и помнящие Владыку Агафангела не оставляли извещать меня, посредством частных извещений и воспоминаний об нем. От 2-х священников, о. о. Макарова и Рябова, я уже получил на днях сообщения о Владыке Агафангеле. 1-й описывает приезд Владыки Агафангела в Вятку из Петербургского викариатства. Статья сочувственная и назидательная. О. Рябов, Благочинный Единоверческих церквей Вятской епархии, кратко сообщает об отеческом отношении покойного Владыки Агафангела к старообрядцам; он сообщил мне и письмо Владыки собственноручное к нему, Рябову, в котором он выражает свою любовь и заботы об обратившихся старообрядцах. Письмо это прислано из Волыни в 1872 г. и подписано Архиепископом Агафангелом.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Жизнь на паузе. Игумен Агафангел (Белых) — об эпидемии, друзьях и опыте тишины Он жарит карасей, печет хлеб и редактирует журнал 19 мая, 2020 Он жарит карасей, печет хлеб и редактирует журнал Новотроевка — маленькая деревня в Белгородской области. Здесь нет магазина, сюда не ездят автобусы. Зато здесь есть архиерейское подворье, на котором живет постоянно всего пять человек: отец Агафангел, отец Феодосий, два послушника, один трудник. Как монахи сами обеспечивают себя пропитанием, что изменила в их жизни самоизоляция и почему принимать постриг лучше в молодости, «Правмиру» рассказал игумен Агафангел (Белых), председатель Миссионерского отдела Белгородской епархии. В 4:30 раздается противный тоненький писк будильника, и через некоторое время отец Агафангел нехотя вылезает из кровати. Надо подтопить печку, домик настоятеля за ночь поостыл. Отец Агафангел накидывает фуфайку и выходит за дровами.  Две толстые «колбаски», которые уютно разлеглись параллельно друг другу на порожке — мастифы Перс и Клепа — перестают храпеть и недоуменно открывают глаза: не гулять ли в такую рань? Хотя почему бы и нет… Клепа издает вопрошающий полурык-полутявк — и сразу же на улице отзывается ей в голос Рыся: она рангом пониже и с непростым характером, поэтому в дом ее не пускают. Привычная череда бытовых ритуалов, келейное правило — по видавшему виды молитвеннику, огонек простой софринской лампадки чуть дрожит. «Освети ум мой, блаже, и просвети мя, молюся ти, святый Ангеле, и мыслити ми полезная всегда настави мя…» — «Бим, бим, бим!» — прерывают колокола. «О, немного не успел сегодня», — отец Агафангел надевает на подрясник телогрейку (по утрам все-таки еще прохладно) и проходит 10 метров мимо небольших деревянных строений к единственному гордо возвышающемуся двухэтажному кирпичному зданию: в нем находится домовый Свято-Троицкий храм.  Игумен Агафангел Все вместе это — не много и не мало, а архиерейское подворье в селе Новотроевка Корочанского района Белгородской области. Его настоятель — игумен Агафангел (Белых), председатель Миссионерского отдела Белгородской епархии и выпускающий редактор журнала «Миссионерское обозрение» Синодального миссионерского отдела.

http://pravmir.ru/zhizn-na-pauze-igumen-...

О. Рябов пишет: «Батюшка, о. Евфимий! Если время терпит, то я постараюсь собрать Вам довольно сведений о нашем незабвенном Архипастыре Агафангеле. Он, ведь, был отец наш; не будь его, мы бы блуждали в дебрях раскола может и до сих пор. Надеюсь, что старинный друг мой, преосвященный Сергий, натолкнет и еще кого-нибудь мне на помощь. О Казанском ректорстве преосвященного Агафангела надеюсь извлечь сведения из истории Казанской дух. академии, которую по случаю 50-летнего юбилея академии готовит теперь профессор Знаменский. Напишу также моему товарищу – профессору Николаю Ив. Ивановскому. Положение преосвященного Агафангела в Харькове, хотя кратко, но рельефно изображено в статье Буткевича. Имею и особые сведения. О Костромском ректорстве обещали мне помочь о. Виктор Горицкий, Вичуговский благочинный, и Алексей Мих. Груздев, Директор 1-й петербургской гимназии, ученик преосвященного. Да, я жил 2 года у о. Агафангела и сам в Костроме. При изложении о Волынской его деятельности много помогут его записки: 1) о церковном суде и 2) о мертвых языках. Думаю также обратиться к Высокопреосвященному Палладию 765 и просить у него разрешения выслать мне из редакции Волынские Епархиальные Ведомости за время архиерейства преосвященного в Волыни. Есть некоторые мелкие извещения о Владыке Агафангеле в различных светских журналах. Имеются некоторые добрые отзывы печатные и о его ироповедях. Предсмертная жизнь и невзгоды преосвященного отлично изложены в его некрологе, который заключает в себе 3 ½ печатных листа. Спасибо батюшке. Он сохранил многие письма Владыки от времен его студенчества. Предо мною лежат: письма студента А. Соловьева, письма монаха Агафангела, иеродиакона Агафангела, иеромонаха Агафангела, соборного иеромонаха Киево-печерской лавры Агафангела, архимандрита Агафангела, епископа и архиепископа. Конечно, еще более затеряно и утрачено. Удивительно! Нет ни одного письма почти, в котором бы он что-нибудь сообщил о своей служебной обстановке и лицах. Напр., о переводе Павского ни полслова.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АГАФАНГЕЛ (СОЛОВЬЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Агафангел (Соловьёв), еп. Вятский. Литография П. Бореля. 1860 г. (ГИМ) О своем решении он советовался с бакалавром о. Платоном, который одобрил и благословил его на это дело. Совершенно в другом свете предстает перед нами Агафангел в период своей архипастырской деятельности. Преосв. Агафангел был ревнитель просвещения. Он устраивал училища, библиотеки, участвовал в издании журналов. В Вятке он создал епархиальную библиотеку, пожертвовав в нее много книг. Преосв. Агафангел был большим знатоком древних и новейших языков, любил музыку и естественные науки. Он строго распределял свое время. Существовавшие славянские издания Библии Агафангел считал неудовлетворительными из-за их " темноты и неверности " , которые " закрывают " истину. Он перевел с еврейского на русский язык Книгу Иова (Вятка, 1860) и с греческого языка Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860), снабдив свои переводы краткими комментариями. Он был хорошим проповедником. В его проповедях отражался светлый взгляд его на нравственную жизнь христианина. Он имел чистую, любящую, всепрощающую душу. Главной его заботой было водворение мира среди пастырей и пасомых. Добрую память оставил он о себе в Почаевской Лавре, как искренний попечитель ее благолепия. Сочинения Значительная часть сочинений вл. Агафангела (напр., «Проект о миссионерском отделении при Казанской ДС») осталась неопубликованной. Литература Использованные материалы   Так в Списках выпускников учебных заведений Шуйского ДУ - Бовкало А.А., Владимирской ДС - Малицкого Н.В., с. 264; По данным Православной энциклопедии и портала " Русское Православие " - Федорович - неверно.   Синодик Покровского и Троицкого соборов города Иваново-Вознесенска//Иваново-Вознесенск, 2018. с. 21,    " Выпускники Шуйского духовного училища 1826 года " , генеалогический сайт Бовкало А.А., Редакция текста от: 06.07.2023 10:58:06 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13699.html

Александр Преображенский принял монашеский постриг с именем Агафангел и вскоре был рукоположен во священный сан. В 1886 году иеромонах Агафангел был назначен инспектором Томской семинарии с возведением в сан игумена, а через два года определен на должность ректора Иркутской семинарии и возведен в сан архимандрита. Его церковно-административная деятельность с самого начала была энергичной и созидательной; во всех сложных ситуациях отец Агафангел проявлял исключительный такт, доброжелательность и ту мудрость, которая разрешает самые трудные коллизии. За короткое время совместных трудов он приобрел искренние симпатии членов учебных корпораций, уважение и любовь воспитанников учебных заведений. Архипастырское служение епископа Агафангела началось в 1889 году. И на этом поприще раскрылись его благодатные дарования, мудрость, доброе сердце, милосердие, непреклонная энергия и высокопросвещенная ревность, поставившие его на совершенно особое место среди российского епископата. 9 сентября состоялась хиротония архимандрита Агафангела во епископа Киренского, второго викария Иркутского. Одновременно он был назначен начальником Иркутской духовной миссии. Служение было сложным и трудным, так как духовному просвещению инородцев, за которое так активно принялся епископ Агафангел, усиленно сопротивлялись монгольские ламы, распространяя чудовищно невежественные слухи, которым население, однако, верило. Они отговаривали всех, желавших креститься, уверяли, что русское правительство назначило для бурят ламскую веру, сфабриковали жалобу на насильственное крещение бурятских ламаитов иркутским миссионером и эту клевету послали в Санкт-Петербург. Потребовалось время для выяснения действительного положения дел и успокоения общественности. Несмотря на чинимые препятствия, молодой епископ продолжал окормление своего викариатства, объезжал его, крестил сотни инородцев, оказывал необходимую денежную помощь новокрещеным и способствовал устроению молитвенных домов. 17 июля 1893 года по высочайшему повелению государя императора епископ Агафангел получил назначение быть епископом Тобольским и Сибирским и возглавлял эту кафедру четыре года.

http://pravoslavie.ru/6155.html

На все вопросы старца Агафангел как бы не обращал внимания, отвечал ему кратко и просил оставить его в покое. Убоявшись такой перемены, старец, желая проникнуть в сердце смущенного ученика, с отеческой заботливостью и с ласковыми словами настойчиво спрашивал о его смущенном состоянии. Тогда Агафангел сказал ему:    – Отче! Причина, которая смутила меня и поколебала мое сердце та, что явился мне святой преподобномученик Евфимий, обнял меня и, лобызая, сказал: «Пришло время». Итак, явление преподобномученика означает то, что наконец Господь сподобит меня принять мученическую кончину, но при этом меня смущает мысль: безбедно ли пройдет моя душа воздушные мытарства, имея бесчисленные грехи?    - Брат, - сказал ему старец, - видение твое истинно, но помысл твой произошел от ненавистника спасения человеческого, диавола, который, смутив тебя, желает посеять в твоем сердце боязнь, затем ввергнуть в отчаяние, и тогда уже трудно вырваться из его когтей. Но знай, что князи воздушных мытарств не только не могут задержать ту душу, которая разлучилась с телом мученической кончиной, но даже не смеют и приблизиться к ней. После сих утешительных слов Агафангел успокоился и вместо темного облака, нашедшего на него по действу диавола, воссиял радостный луч благодатного утешения, который резко отпечатлевался на его лице. Между тем, они благополучно пристали к берегам Смирны и, высадившись, остановились в доме у одного знакомого христианина, именем Константина.    Когда настал день, в который произвольный мученик должен был отдать себя на мучение, тогда сняли с него всю иноческую одежду и одели в турецкую, и после напутственной молитвы Агафангел с сияющим радостью лицом пошел в судилище, где безбоязненно предстал пред судьями, и на вопрос их, что ему нужно, Агафангел отвечал:    – Я имею тяжебное дело с капитаном Мехметом (прежним своим хозяином), а потому желаю, чтобы вы его вызвали сюда в суд и решили бы оное.    Когда приведен был Мехмет и стал пред судьями, тогда Агафангел, обратившись к ним, сказал:    – Судьи! В то время, когда я поступил в услужение к этому господину, я был христианином, но он угрозами и покушением на мою жизнь насильственным образом заставил меня отречься от христианской и принять мусульманскую веру. Теперь же, по великой милости Спасителя моего Иисуса Христа, я опять всем сердцем моим верую в Него и исповедую Его истинным Богом, - говоря это, он вынул из-за пазухи Крест и, подняв его вверх, сказал, - а это непреоборимое оружие всех христиан, ибо на нем распят был Господь наш Иисус Христос. Верующие в Него наследуют Царство Небесное, а неверующие будут осуждены в муку вечную!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел договорился с руководством Одессы и области о совместном сохранении мира в регионе 30 мая, 2014. Новостная служба И митрополит Агафангел, и губернатор, и мэр выразили готовность прилагать все силы для сохранения стабильности в Причерноморье. 30 мая. ПРАВМИР. 29 мая Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский принял в своей резиденции, расположенной на территории Свято-Успенского Одесского мужского монастыря, председателя Одесской областной государственной администрации И.П.Палицу и Одесского городского голову Г.Л.Труханова. Митрополит Агафангел и представители власти подчеркнули, что в Одесском регионе, где на протяжении веков мирно проживают представители многочисленных наций и народностей, где все конфессии плодотворно сотрудничают на благо жителей области, необходимо сохранить эту традицию и в нынешние, столь трагичные времена, когда 2 мая пролилась кровь в Одессе, а на востоке страны гибнут люди, — сообщает Православная Одесса . И митрополит Агафангел, и губернатор, и мэр выразили готовность прилагать все силы для сохранения стабильности в Причерноморье, подчеркнув  необходимость решать все возникающие политические, экономические и социальные проблемы конструктивным путем, через заинтересованный диалог со всеми сторонами, действуя в правовом поле, что присуще демократическому обществу, которое строит государство. В заключение была выражена уверенность в том, что консолидация всех здоровых сил региона  вокруг идеи правовой демократической Украины, где соблюдаются конституционные права всех жителей, независимо от их национальной и религиозной принадлежности, позволит в будущем избежать случаев насилия и конфронтации, что приведет к стабильности и процветанию и  города, и всего региона.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/mitropolit-odesskiy-i-...

Не имея понятия об истории русского раскола, он читал ее по кратким запискам архиепископа Григория и любил уснащать речь самыми плоскими фразами, вроде следующих: «Диких монголов прогнал кнутом дьявол на русскую землю из глубины Азии... Распространяли раскол на севере все дьячки, а кому не известно, что дьячки – последний народ в мире...». Преосвященный Агафангел любил представлять из себя аристократа и постоянно держал в руках лорнетку. Перед его приходом на лекцию сначала несли часы с репетитором и ставили на кафедру, потом являлись книги и – шел сам он с шиком и великолепием. Когда Агафангел был ректором духовной академии, среди студентов разошлась складная сатирическая картинка с его изображением, под которой была смиренная подпись: «Виждь труд мой и прилежание мое...» Курьезный был человек этот Агафангел. Как-то зимой он заметил, что студенты мало гуляют после обеда. Он приказал принести эконому в сад лопаты, которые были куплены специально, вышел сам и пригласил студентов делать из снега гору для катанья. Пошла работа, но некоторые стали поджимать ноги от холода под шинель. «Что с вами?» – спрашивает ректор. Разумеется, отвечали, что озябли ноги, потому что носки нитяные. Агафангел велел купить на свои деньги шерстяные чулки для всех студентов и раздать их. По обычаю, в субботу вечером являлись все старшие студенческих классов. Ректор повел разговор о нуждах студентов и захотел вызвать благодарность за купленные им шерстяные чулки. Он обращается к студенту: «Соколов, что у вас на ногах?» «Сапоги, ваше высокопреподобие», – отвечает тот. «А в сапогах что?» – «Ноги, ваше высокопреподобие». Разумеется, кончилось все общим смехом. Будучи инспектором Московской духовной академии, Агафангел составил донос на профессора Санкт-Петербургской духовной академии Г. П. Павского, усмотрев в его переводах Библии на русский язык некоторые неправославные мысли. Он написал письма трем митрополитам и отправил их без подписи с Владимирской почты. Этот поступок Агафангела некоторые рассматривали как зависть к славе Павского и стремление унизить последнего в глазах начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но близко знавшие его люди объясняли этот случай по-другому. Земляк Агафангела писал: «Я пользовался большим вниманием и расположением отца Агафангела, и перед посылкой доноса своего он посвятил меня в эту тайну. Я упоминаю об этой печальной истории с той целью, чтобы снять с отца Агафангела густую тень, какую налагают на него некоторые исследователи доноса на Павского. По словам Агафангела, Павский написал перевод пророческих книг с объяснениями, возмущающими чувство православного христианина. Поэтому он, после разбора перевода, счел необходимым обратить на него внимание высшей духовной власти, о чем и написал письмо к трем митрополитам. О своем решении он советовался с бакалавром отцом Платоном, который одобрил и благословил его на это дело». Совершенно в другом свете предстает перед нами Агафангел в период своей архипастырской деятельности. Преосвященный Агафангел был ревнитель просвещения. Он устраивал училища, библиотеки, участвовал в издании журналов. В Вятке им было основано училище для девиц духовного звания. Здесь же он создал епархиальную библиотеку, пожертвовав в нее много книг. Преосвященный Агафангел был большим знатоком древних и новейших языков, любил музыку и естественные науки. Он строго распределял свое время. Он был хорошим проповедником. В его проповедях отражался светлый взгляд на нравственную жизнь христианина. Он имел чистую, любящую, всепрощающую душу. Главной его заботой было водворение мира среди пастырей и пасомых. Добрую память оставил он о себе в Почаевской лавре, как искренний попечитель ее благолепия. В своих взглядах на положение епископа в епархии преосвященный Агафангел допускал некоторые неправости. По его мнению, архиерей должен был иметь неограниченную власть над подчиненным духовенством, вследствие чего он выступил противником преобразования суда в России, признавая проект духовной судебной реформы антиканоническим. Труды: Перевод с древнееврейского Книги Иова с подстрочными примечаниями. – Вятка, 1861. Перевод с греческого Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова. – СПб., 1860.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010