Когда игумену обители явился свт. Николай, настоятель удостоверился, что на мученичество есть воля Божия, и дал Агафангелу благословение на этот подвиг. Святой отправился в скит Иверского монастыря, чтобы поклониться святым мощам новомучеников Евфимия, Игнатия, Акакия и Онуфрия. Затем, в понедельник Светлой седмицы, он сел на корабль, идущий в Смирну. В четверг второй седмицы по Пасхе Агафангел предстал перед местным судом в мусульманских одеждах, требуя справедливости, поскольку он был обманут своим хозяином и насильно обращен в ислам. Торжественно потрясая деревянным крестом и иконой Воскресения, он заявил, что вернулся к вере своих отцов. Турки, полагая, что он сошел с ума, попытались успокоить его и заставить изменить намерение, обещая всевозможные плотские удовольствия. Но святой остался безразличен ко всем их доводам, сосредоточенно внимая лишь молитве, совершаемой в его сердце. Когда вызвали его господина, тот обвинил Агафангела в том, что он, убегая, якобы украл у него какие-то ценные вещи. Тем не менее, судья не обратил внимания на этот вымысел и снова предпринял попытку с доброжелательностью переубедить Агафангела. Однако, поняв, что трудится напрасно, он прибег к угрозам, а затем приказал бросить святого в темницу. Через некоторое время Агафангела привели к правителю. Тот оказал святому великое почтение и призвал поклониться Богу по мусульманскому обычаю. Вместо ответа Агафангел перекрестился и произнес Иисусову молитву. Его вновь отвели в темницу, откуда он написал письмо к христианам Смирны — подобно тому, как в древности сщмч. Игнатий написал римлянам, — умоляя их не предпринимать каких-либо действий по его освобождению. Утром в субботу, 19 апреля 1819 года, он мирно спал в ожидании часа казни, который был ему возвещен Богом. Проснувшись в великой радости, он простился с товарищами по заключению, попросил их молиться о нем, а затем предстал перед судом. Как только был вынесен приговор, мученик под громкие крики был отведен на место казни, где уже собралась огромная толпа. Сосредоточенный на молитве, безразличный к крикам и последним попыткам турок переубедить его, Агафангел склонил шею под меч и воскликнул: «Рубите!» Святому мученику было девятнадцать лет.

http://pravoslavie.ru/53271.html

Сходство с посланием к римлянам и различие от него Из содержания видно, что послание к галатам имеет сходство с посланием к римлянам; ибо предметы, раскрываемые в первом, как то: необходимость благодати для нашего Спасения и невозможность получить оправдание делами закона объясняются и в послами к римлянами». Но тогда как сии истины составляют главный предмет в послании к галатам, в послании к римлянам они служат к объяснению других предметов христианского учения. Апостол раскрывает в нем ту истину, что пред Богом ни иудей, ни язычник не имеет преимущества, что одно Евангелие, т.е. сила благодати, вводит человека в союз с Богом и в наследие благ, обещанных святым праотцам. Посему апостол изображает мир язычества и иудейства, показывая, что тот и другой покрыт мраком заблуждений и пороков, и что посему все, как иудеи, так и язычники равно виновны пред Богом, равно чужды святости, равно лишены оправдания. Потом он объясняет, как необходима для всех благодать, как в ней одной человек приемлет оправдание; он из внутреннего опыта каждого человека доказывает, что одною силою Евангелия мы освобождаемся от борьбы с грехом, живущим в нас. Показав таким образом, что иудеи не имеют перед язычниками никакого превосходства, апостол переходит к обетованиям Божиим, данным святым праотцам о Спасении Израиля, и объясняет, в какой мере они исполнилось и когда достигнут совершенного исполнения. Самый повод к написанию сих двух посланий был различен. К галатам апостол Павел вынужден был писать потому, что лжеучители проповедовали необходимость закона для Спасения, как будто Иисус Христос не может без него оправдать верующих. Посему он говорит, что дела закона не могут сами по себе сообщить человеку оправдания, что только в вере во Христа, и в благодати, даруемой Им, заключается основание нашего оправдания. Но послание к римлянам писано было не потому, чтобы христиане сомневались в силе благодати; они веровали, что одним Евангелием можно достигнуть Спасения. Между тем с одной стороны иудеи, вступившие в Церковь Христову, усвоили себе первенство перед язычниками, потому что происходили от избранных и святых праотцов, и потому что им дано было обетование ( Деян.2:17, 5:9 ); а с другой язычники, принявшие Евангелие, гордились пред иудеями тем, что не отступали от естественного закона, начертанного в сердцах их, что, быв избраны Богом преимущественно перед иудеями, с радостию приняли благовестие Христово, тогда как Израиль отверг Христа и сам отвергнут Им ( Рим.9:11–16, 11:17–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-jasn...

Антония, Анастасия, Полиевкта, Георгия нового, Агафангела, Трифона, Порфирия, Терентия. Исидора, Фалалея, Дометия, Кирика, Адриана, Елеазара (Маккавеев), Аифала, Аммуна, Евода, Ермогена, Вонифатия, Маманта, Назария, Гервасия, Протасия, Кельсия, Арефы, Нестора, Мины, Платона, Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; десяти мучеников критских, сорока мучеников севастийских; св. преподобномучеников: Анастасия перского, Никона, и Стефана нового; св. великомученицы Екатерины. Варвары, Анастасии узорешительнищы, Евфимии всехвальныя, Параскевы, Марины; св. преподобномученицы Параскевы; св. мучениц: Фотинии самаряныни, Минодоры, Митродоры, Нимфодоры, Софии, Домны, Каллисты, Кириакии, Агафии, Татианы, Василиссы; св. новомучеников: Димитрия, Марка хиосскаго, Полидора, Константия, Иакова афонского, Пахомия афонского, Нектария афонского; – св. безсребренников: Козмы, Дамиана, Кира и Иоанна; преподобных: Феодосия великого, Евфимия великого, Иоанникия великого, Харитона исповедника, Иоанна кущника, Георгия хозевита, Дионисия олимпийского, Феодора студита , Симеона столпника, Феоктиста, Андрея критского , Исаакия Далматского, Сампсона странноприимца, Пафнутия, Иакова, Василия нового, Петра афонского, Агафангела, Акакия кавсокаливского, Евдокима ватопедского, Михаила синадского, Германа валаамского, Алекандра свирского, Давида гареджийского, Нила афонского, Макария нового, Герасима нового, Павла латрского, Гедеона афонского; Матроны солунския, Макрины, Пелагия, Феоктисты, Мелании римляныни; – св. праведного Кесария. Все эти части хранятся в ковчегах по 10, 20 и более в одном. Дни памяти каждого из сих святых чествуются в обители особенно: полагается служба славословная, т. е. на утрени поется великое славословие, а иным святым и полиелейная служба совершается. – Мощи святого в продолжение всего дневного богослужения стоят в алтаре на престоле, только во время утрени, по 6-й песни канона, выносятся в царские врата священнослужителями на средину храма для поклонения и целования 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1973. Сб. 10. С. 90–93; Никодим (Ротов), митр. Речь при открытии богосл. собеседования//ЖМП. 1969. 11. С. 47–51; он же. Сотрудничество крещеных и нехристиан в совм. служении благу человечества//БТ. 1973. Сб. 10. С. 156–159; Агафангел (Саввин), архим. [впосл. митр.]. Духовность Православия в выдающихся его представителях//Там же. С. 120–128; Белевцев И., прот. Крещенные и нехристиане в их совм. служении на благо человечества//Там же. С. 160–163; Ветелев А., прот. Служение крещеного человека в мире по свидетельству отцов Церкви//Там же. С. 142–149; Вольф Э. Крещеный человек как соработник в примиряющем воздействии Божием на мир//Там же. С. 97–102; Воронов Л., прот. Крещение и принадлежность к Церкви: Взгляд на состояние некрещеного человека: По учению св. отцов до IV–V вв.//Там же. С. 135–140; Гоппельт Л. Крещение и новая жизнь по Евангелию от Иоанна, гл. 3, и Посланию к Римлянам, гл. 6//Там же. С. 112–117; Кречмар Г. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви//Там же. С. 149–156; Лилиенфельд Ф., фон. Образцы евангелич. благочестия в ХХ в.//Там же. С. 128–135; Михаил (Мудьюгин), архиеп. Коммент. к 3-й гл. Евангелия от Иоанна//Там же. С. 102–109; Огицкий Д. П. Крещеный человек как сотрудник в примиряющем действии Бога в мире//Там же. С. 94–97; Сленска Р. Крещение и принадлежность к Церкви//Там же. С. 140–142; Сорокин В., прот. Свидетельство делами крещеных: Соц.-этич. аспект//Там же. С. 163–165; Сперанский М. К., прот. VI глава Послания ап. Павла к Римлянам: Экзегет. анализ содержания//Там же. С. 109–112; Харбсмайер Г. Деятельное свидетельство крещеного в соц.-этич. аспекте//Там же. С. 165–170. «Aphoльдcxaйh–V» (1971, Кирхберг): Алексий (Ван дер Менсбрюгге), архиеп. Воскресение Христово, его действительность и действие//ЖМП. 1974. 5. С. 60–65; Гоппельт Л. Воскресение Иисуса: Его действительность и действие по 1 Кор., гл. 15//Там же. С. 66–71; Гундяев Н., прот. Бог и человек: Что в новом творении уже исполнилось и чего мы можем ожидать//Там же. С. 72–77; Никодим (Ротов), митр.

http://pravenc.ru/text/171923.html

Нужно признать, что Россия в этом отношении поставлена очень благоприятно, имея таких ученых, как Epoccè (Brosset), Патканов, Эмин, [Марр]. У французов можно указать на Дюлорье, а в Италии – монашеский орден (8 сентября 1712 г.) мехитаристов, унитов-армян, живущих в монастыре св. Лазаря на острове Венеции. Для исторической литературы армянской церкви имеется труд проф. СПб. университета К.П. Патканова, Библиографический очерк армянской исторической литературы. СПб. 1879; Keropé Patkanian, Esquisse bibliographique de la littérature historique des Arméniens. S.-Petersbourg 1880. Ср. C. F. Neumann, Versuch einer Geschichte der armenischen Literatur. Leipzig 1836. F. Nève, L’Arménie chrétienne et sa litterature. Louvain 1886 60 . Сама по себе армянская историческая литература весьма многочисленна, но носит характер местный. Известно, что армянская литература распадается на два периода: добуквенный и послебуквенный с 400 года. Почти все сочинения первого периода забыты, хотя некоторые из них каким-то чудом и сохранились 61 . Первым уцелевшим историческим писателем добуквенного периода был Агафангел Римлянин, секретарь Тиридата Великого (Трдат, 286–342). Это был ученый, знакомый с греческой и латинской литературой. Он написал историю царствования Тиридата (главным образом обращения в христианство), которое и сохранилось с позднейшими интерполяциями. [Издана в Венеции 1862 и Тифлисе 1882; греческий текст ed. de Lagarde, Göttingen 1887] 62 . Вторым писателем был Зиновий глакский, епископ малоазийский, отказавшийся от епископства, последовавший за Григорием Просветителем и бывший первым настоятелем монастыря св. Иоанна Предтечи в Тароне. По поручению Григория Просветителя он написал историю обращения армянской области Тарона в христианство, где поместил переписку св. Григория с Леонтием. Зиновий писал по-сирийски, но его история тогда же переведена на армянский язык [издана в Венеции 1832]. Труд его имел продолжателей: самый замечательный из них – Иоанн мамиконский, XXXV преемник Зиновия в монастыре св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В 1896 г. Самарским Преосвященным было рекомендовано подведомственному духовенству, в качестве средства борьбы против суеверного почитания пятницы, в чтимые народом пятницы совершать торжественные богослужения Животворящему кресту Господню, так же, как 1-го августа, за исключением изнесения креста (который должен быть положен на аналой пред всенощной), но с полиелеем и величанием 14 сент.; утреннее Евангелие и на литургии – тоже 14 сент. Св. муч. Параскеве в чтимые народом пятницы праздничного богослужения отнюдь не отправлять. Сей св. мученице по Уставу положено только однажды в год, 28 окт., совершать праздничное богослужение, и никто из священников не имеет права нарушать это постановление Устава. Св. муч. Параскеве можно служить в чтимые народом пятницы молебны, но только тогда, когда об этом поступают особые просьбы со стороны прихожан. Если бы народ не удовлетворялся богослужением св. кресту, то должно разъяснить ему, что пятница, по церковному чиноположению, есть именно день почитания св. креста Господня, на котором Иисус Христос принес Себя за нас грешников в жертву Божественному правосудию и ею примирил нас с Богом; для уяснения же народу, откуда произошло чествование пятниц, как недельных дней, следует прочитывать обязательно троицкую книжку со двенадцати пятницах и заботиться о большем распространении в народе этого издания Троицкой лавры. (Сам. Еп. Вед., 1896, 14). 200 Глава пр.-муч. Анастасии была получена от Антиохийского патр. Иерофея Волынским архиеп. Модестом (скончавшимся в 1902 г.) и завещана им Житомирскому собору. В 1903 г. эта св. глава, положенная в драгоценную серебряную раку, была поставлена в устроенном под Житомирским собором (над могилой архиеп. Модеста и бывшим раньше его архиепп. Агафангела и Тихона) храме. Здесь в вечер каждой пятницы совершается торжественное молебствие. 201 Ноябрь получил свое название от novem – девять, потому что он был 9-м месяцем у Римлян. Грудень он назывался от груд замерзшей земли со снегом. Падение листьев с дерев, бывающее на юге России в этом месяце, дало ему название Листопада.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Нужно признать, что Россия в этом отношении поставлена очень благоприятно, имея таких ученых, как Броссе (Brosset), Патканов, Эмин, [Марр]. У французов можно указать на Дюлорье, а в Италии — монашеский орден (8 сентября 1712 г.) мехитаристов, унитов–армян, живущих в монастыре св.Лазаря на острове Венеции. Для исторической литературы армянской церкви имеется труд проф. Спб. университета К. П. Патканова, Библиографический очерк армянской исторической литературы. Спб. 1879; Кетре Patkanian, Esquisse bibliographique de la litterature historique des Armeniens. S. — Petersbourg 1880. Ср. С F. Neumann, Versuch einer Geschichte der armenischen Literatur. Leipzig 1836. F. Neve, L " Armenie chretienne et sa litterature. Louvain 1886 ). Сама по себе армянская историческая литература весьма многочисленна, но носит характер местный. Известно, что армянская литература распадается на два периода: добуквенный и послебуквенный с 400 года. Почти все сочинения первого периода забыты, хотя некоторые из них каким–то чудом и сохранились. Первым уцелевшим историческим писателем добуквенног периода был Агафангел Римлянин, секретарь Тиридата Великого (Трдат, 286—342).Это был ученый, знакомый с греческой и латинской литературой. Он написал историю царствования Тиридата (главным образом обращения в христианство), которое и сохранилось с позднейшими интерполяциями. [Издана в Венеции 1862 и Тифлисе 1882; греческий текст ed. de Lagarde, Göttingen 1887] ) Вторым писателем был Зиновий глакский, епископ мало–азийский, отказавшийся от епископства, последовавший за Григорием Просветителем и бывший первым настоятелем монастыря св. Иоанна Предтечи в Тароне. По поручению Григория Просветителя он написал историю обращения армянской области Тарона в христианство, где поместил переписку св. Григория с Леонтием. Зиновий писал по–сирийски, но его история тогда же переведена на армянский язык [издана в Венеции 1832]. Труд его имел продолжателей: самый замечательный из них — Иоанн мамиконский, XXXV преемник Зиновия в монастыре св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

мученикам, пострадавшим в Никомидии, 28 дек.; 153 на предпразднство Богоявления, 2 янв.; 154 свт. Сильвестру, папе Римскому, 2 янв.; 155 на предпразднство Богоявления, 3 янв.; 156 на предпразднство Богоявления, 4 янв.; 157 на Собор 70 апостолов, 4 янв.; 158 на предпразднство Богоявления, 5 янв.; 159 прп. Домнике, 8 янв.; 160 мученикам Ермиле и Стратонику, 13 янв.; 161 преподобномученикам Синайским и Раифским, 14 янв.; 162 прп. Иоанну Кущнику, 15 янв.; 163 на поклонение честным веригам ап. Петра, 16 янв.; 164 мч. Неофиту, 21 янв.; 165 мч. Агафангелу, 23 янв.; 166 праведным Симеону Богоприимцу и Анне пророчице, 3 янв.; 167 прп. Вуколу, еп. Смирнскому, 6 февр.; 168 прп. Парфению, еп. Лампсакийскому, 7 февр.; 169 сщмч. Власию, еп. Севастийскому, 11 февр.; 170 апостолам от 70 Архиппу и Филимону, 19 февр.; 171 прп. Льву, еп. Катанскому, 20 февр.; 172 свт. Порфирию, архиеп. Газскому, 26 февр.; 173 прп. Кассиану Римлянину, 29 февр.; 174 сщмч. Феодоту, еп. Киринейскому, 2 марта; 175 мч. Исихию, 2 марта; 176 прп. Герасиму Иорданскому, 4 марта; 177 Аморийским мученикам, 6 марта; 178 Херсонесским священномученикам Василию, Ефрему, Капитону и др., 7 марта; 179 мч. Кодрату, 10 марта; 180 прп. Венедикту, 14 марта; 181 мч. Агапию, 15 марта; 182 прп. Алексию, человеку Божию, 17 марта; 183 мч. Хрисанфу и мц. Дарии, 19 марта; 184 сщмч. Василию Анкирскому, 22 марта; 185 прмч. Никону, 23 марта; 186 на Собор арх. Гавриила, 26 марта; 187 прп. Илариону Новому, 28 марта; 188 прп. Стефану чудотворцу, 28 марта; 189 сщмч. Марку, еп. Арефуссийскому, 29 марта; 190 мученикам Ионе и Варахисию, 29 марта; 191 сщмч. Ипатию Гангрскому, 31 марта; 192 мученикам Клавдию, Диодору и др., 5 апр.; 193 мч. Каллиопию, 7 апр.; 194 апостолам Иродиону, Агаву и др., 8 апр.; 195 мч. Евпсихию, 9 апр.; 196 мученикам Терентию, Помпию и др., 10 апр.; 197 сщмч. Антипе, еп. Пергамскому, 11 апр.; 198 свт. Мартину, папе Римскому, 14 апр.; 199 мч. Крискенту, 15 апр.; 200 мученицам Агапии, Ирине и Хионии, 16 апр.; 201 сщмч. Симеону, еп.

http://pravenc.ru/text/673697.html

А по революционным окраинам уже разносилась благая весть: " С епископской кафедры в Анадыре священником Владимиром (Мордвовым) похищен антиминс, освященный епископом Диомидом, чтобы он не достался преданным анафеме, т. е. нечестивым соратникам Алексия Ридигера... И вывезен туда, где будет епископская кафедра изгнанного владыки Диомида. Его церковь может быть везде, хоть в хлеву, — и сколь бы великолепным ни было убранство храмов РПЦ Ридигера, для сторонников Диомида службы в них станут недействительными, а таинства не будут совершаться " ... Это уже легенда, уже — начало предания! Может, на год, а может, и на века... У церкви Диомида теперь есть епископ, имеющий право полагать священников и возможность совершать литургию (для чего и нужен антиминс — плат с зашитыми частицами мощей, без которого совершение литургии невозможно). Ярким откликом встретил весть об анафеме Диомида дьякон Андрей Кураев: " Пусть из церкви вытечет гной " ... Если в нашей имперской истории люди частенько шли по цене навоза (который оставлял хоть какую-то надежду произрастания на нем семян милосердия), то для сегодняшней нашей Церкви народ, похоже, пошел по цене гноя... Что ж, все на этом свете стремится к своему пределу, и мы, очевидно, почти что его достигли. Самое же адекватное, что я прочел в эти дни, оставил в своем ЖЖ иеромонах Агафангел (Белых), помощник воздухоносного Марка, летавший с ним в Анадырь: " Жутко и трагично происходящее сейчас в Русской Православной Церкви. Возможно, история, спустя годы, даст полную оценку тем делам и словам, которые сейчас инициируются в Москве или где подалее, посылаются с заполярного Мыса Шмидта и проходят через православные сердца в России " ... Воистину, жутко и трагично. Но — куда денешься? Во времена, когда даже лозунг " епископы, возлюбите друг друга " отдает чрезмерным идеализмом, остается уповать разве что на " десять заповедей олигарха " . Corruptio optimi pessima, как говорили древние римляне, т. е. порча наилучшего дает наихудшее... Часть вторая. Прожектор Перестройки

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

От Эсфигмена до Ватопеда – два часа ходу, до Кареи пять часов. Соборный храм в честь Вознесения Господня. В соборе, кроме животворящего древа Крестного, есть мощи: глава св. Ап. Иакова Алфеева; часть главы св. Парфения, епископа Лампсакийского; левая нога св. Марии Магдалины; часть главы св. Афанасия, патриарха Цареградского; челюсть св. Иакова Персянина; части: св. Иоанна Златоуста , св. священномуч. Харалампия и Модеста; св. великомучен. Пантелеимона; св. великомучен. Варвары, св. Меркурия, Евфимия; св. муч. Марины; св. Трифона; св. св. Стефана архидиакона и св. Ермолая; глава преподобномуч. Агафангела Нового и другие. Кроме собора, здесь параклисы: 1) Успения Богоматери; 2) св. Архангелов; 3) св. Григория Паламы ; 4) св. Константина и Елены; 5) св. Анфима, священномуч. Никомедийского; 6) св. Нилов-Святогорского и Синайского; 7) св. Георгия и Геннадия, патриарха Константинопольского . Эсфигмен основан Греческим императором Феодосием младшим и царственной его сестрой Пульхерией в 5 веке. Эсфигмен для России замечателен и близок, потому что здесь первоначально подвизался на соседственной с монастырём горе Самаре, в пещере, преподобный Антоний Киевский, пришедший на Святую Гору к здешнему игумену Феоктисту. 8.Ватопед (идиоритм) Ватопед от Кареи находится на расстоянии трехчасового пути; от Пантократора отстоит на два часа. Соборный храм в честь Благовещения Пресвятой. Богородицы. Кроме частей животворящего древа Креста, трости, губы, хламиды и власов Христовых, здесь находится единственная и бесценная святыня Ватопеда – это пояс Богоматери и чудотворные иконы: 1) Чудотворная икона Божией Матери, так называемая Закланная; 2) икона Божией Матери, именуемая Провозвестительницей; 3) на горнем месте икона Пресвятой Богородицы, называемая Ктиторской; 4) икона Божией Матери – Отрады, или Утешения; 5) в дохиарной монастыря находится иная чудотворная икона Божией Матери, называемая Елеоточивой; 6) и над вратами монастыря находится чудотворная икона Божией Матери. Здесь есть много св. мощей в отдельных частях: глава св. Григория Богослова ; глава св. Андрея Критского ; нога св. Апостола Варфоломея; части св. мощей св. великомуч. Феодора Стратилата; стопа ножная до великой кости св. Параскевы Римляныни; часть св. муч. Кирика; части от глав св. мучеников Сергия и Вакха; часть главы священномуч . Харалампия; часть от правой руки священномучен. Ермолая; часть правой руки св. великомученика Пантелеимона; часть руки св. мученика Трифона; часть руки св. Иоанна Милостивого; кость от плеча св. архидиакона Стефана; часть руки св. мученицы Марины; головной череп нового чудотвор. Евдокима, св. Модеста; часть главы и честное миро св. великомуч. Димитрия Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010