3) В заключение Бог осуждает Елифаза и друзей его за неправые суждения их и повелевает им просить о себе молитв Иова, а потерю Иова вознаграждает сугубо (42 гл . 7–17 ст). Глава I Бедствия Иова 6. Случилось в один день, пришли сыны Божии, предстать пред Иеговою; пришёл туда и сатана среди них. 48 7. И сказал Иегова сатане: откуда ты пришел? Сатана отвечал Иегове и сказал: я скитался по земле и обошёл её. 49 8. И сказал Иегова сатане: обратил ли ты своё внимание на раба моего Иова? Ибо нет подобного ему на земле; – муж добрый, справедливый, боящийся Бога и удаляющийся порока 50 . 9. И отвечал сатана Иегове и сказал: 10. Даром ли боится Иов Бога? 51 Не Ты ли ограждаешь его, и дом его и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его расстилаются по земле 52 . 11. Но простри-ка Свою руку, и коснись всего, что у него; не скажет ли он Тебе в лицо: прощай? 53 12. И сказал Иегова сатане: вот всё, что у него есть, в руке твоей; только на него не возлагай руки своей. И ушёл сатана от лица Иеговы 54 . 13. И случилось в один день; сыновья его и дочери его ели и пили вино в доме брата своего первородного 55 . 14. И вестник пришёл к Иову и сказал: волы орали и ослицы паслись близь них; 15. и напали Савеяне и взяли их, а отроков избили острием меча; спасся только я один, чтобы известить тебя 56 . 16. Этот ещё говорит и приходит другой, и сказывает: огнь Божий ниспал с неба, возгорелся на овцах и отроках и пожрал их; спасся только я один, чтобы известить тебя 57 . 17. Этот ещё говорит и приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и напали на верблюдов и взяли их, а отроков избили острием меча; и спасся только я один, чтобы известить тебя 58 . 18. Этот ещё говорит и приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и пили вино в доме брата своего первородного; 19. И вот великий ветер пришёл из отдаленной пустыни и обхватил четыре угла дома; дом упал на отроков и они умерли; спасся только я один, чтоб известить тебя 59 . 20. И встал Иов, раздрал одежду свою, остриг главу свою, повергся на землю и молился 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

3. «Русская Православная Церковь Заграницей» юрисдикции «митрополита» Филарета II (Семовских) – РПЦЗ(Ф), с центром в Брисбене, Австралия. 4. «Русская Православная Церковь Заграницей» юрисдикции «епископа» Антония (Рудей) («Истинно-Православная Церковь Молдавии»), с центром в Молдавии. 5. «Русская Православная Церковь Заграницей» юрисдикции «архиепископа» Владимира (Целищева) – РПЦЗ(В-В). В эту группу входит бывшая сан-францисская Богородице-Владимирская женская обитель во главе с игуменьей Исихией. 6. «Русская Православная Церковь Заграницей» юрисдикции «архиепископа» Андроника (Котлярова), с де-факто центром на «Толстовской ферме» под Нью-Йорком. Эта группа недавно порвала отношения с «Русской Православной Церковью Заграницей» юрисдикции «митрополита» Агафангела (Пашковского), в состав которой входила, и ныне заявляет, что она является «Временно самоуправляемым округом». 7. «Русская Православная Церковь Заграницей» «епископа Трентонского и Северо-Американского» Стефана (Сабельника). В 2007 году «епископ» Стефан был хиротонисан в т. н. «Российской истинно-православной церкви» (РИПЦ) под омофором «архиепископа» Тихона Омского. В 2016 году «епископ» Стефан вышел из состава РИПЦ и в настоящее время не подчиняется какому-либо церковному центру. 8. И еще, в связи с публикацией в РЖ «Великопостного послания» (воззвания о денежной помощи) Леснинской женской обители во Франции, следует упомянуть еще одну группу, правда, не именующую себя «Русской Православной Церковью Заграницей». В 2016 году Леснинская обитель по причинам «нового курса» РИПЦ вышла из ее состава и выбрала себе новую юрисдикцию, на сей раз т. н. «Сербскую истинно-православную церковь». Из одного этого перечня можно в какой-то мере получить представление о том, что происходит в группах отколовшихся от почти 100-летней исторической и канонической Русской Православной Церкви Заграницей. Как жалко русских православных людей, которые находятся в этом совершенно бесперспективном и запутанном «кристальном болоте». И еще больше жаль их детей, которые оторваны от православных во всем мире – от православной молодежи России, от Афона, от Святой Земли, от немалочисленных приходов канонических Церквей: Сербской, Греческой, Американской, Антиохийской, Грузинской… Ведь эти группы-«осколки» утверждают, что все кроме них отошли от истины, только у них кристальная чистота. Как все это противоположно призыву святого апостола Павла: « Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях » ( I Кор.1:10).

http://bogoslov.ru/article/5932300

4. Итак, выслушай, что я скажу; я хочу просить Тебя, наставь меня 1048 ! 5. Прислушиваясь ухом, слушал я Тебя, a ныне око моё видит Тебя 1049 ; 6. и потому отрицаюсь и раскаиваюсь на прахе и пепле 1050 ! 7. И было после того, как изрёк Иегова слова сии к Иову, сказал Иегова Елифазу Феманскому: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы не говорили так справедливо обо Мне, как раб Мой Иов 1051 . 8. И ныне возьмите себе семь тельцов и семь козлов, и идите к рабу Моему Иову, и вознесите всесожжение за себя, и Иов раб мой помолится за вас; ибо Я только его лице приму, чтобы не поступить с вами по вашей глупости; ибо вы не говорили обо Мне так справедливо, как раб мой Иов 1052 . 9. И пошли Елифаз Феманский и Валдад Савхейский и Софар Нааматский, и сделали, как сказал им Иегова, и принял Иегова лице Иова 1053 . 10. И Иегова возвратил потерю Иова, когда он помолился за друзей своих, и прибавил Иегова ко всему, что было у Иова, вдвое 1054 . 11. И пришли к нему все братья его и все сёстры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и утешали его и сожалели его за всё бедствие, которое навёл Иегова на него, и дали ему каждый по одной кесите и каждый по одному золотому кольцу 1055 . 12. И Иегова благословил последние дни Иова более первых, и было у него четырнадцать тысяч мелкого скота и шесть тысяч верблюдов и тысяча пар волов и тысяча ослиц 1056 . 13. И было у него семь сынов и три дочери 1057 . 14. И дал он имя первой: Иемима, имя второй Кециа, и имя третьей Керенгаппух 1058 . 15. И не нашлось женщин столь прекрасных, как дочери Иова, на всей земле, и дал им отец их наследство среди братьев их 1059 . 16. И жил Иов после сего сто сорок лет и видел сынов своих и сынов сыновних до четвертого рода 1060 . 17. И умер Иов старцем и насытился днями 1061 . 1 См. прибавление к кн. Иова в переводе 70-ти. Оно начинается так: Сей объясняется из Сирийской книги. Книга здесь разумеется не иная, как Сирийский перевод Ветхого завета, сделанный в 1-м или 2-м веке по Рожд. Хр.; следственно, в нем появилось первоначально сие прибавление, а из него уже перешло в Греческую Библию .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

   «Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки тот же» (Евр. XIII:8). Когда был болен Святейший Патриарх Тихон, некоторые говорили – вот умрет ваш патриарх и вся ваша Церковь рассыплется, он вас объединяет, и без него вы распылитесь. Умер Святейший Патриарх Тихон. Первоиерархом Церкви Российской стал патриарший Местоблюститель Митрополит Петр Крутицкий. И что же? — Церковь поместная наша не только не распалась, а еще более укрепилась. Митрополита Петра заключили в тюрьму. Его место занял, в качестве заместителя Патриаршего Местоблюстителя – Митрополит Сергий Нижегородский. Была тогда, кроме внешней – тяжелая скорбь внутренняя: помимо обновленческого раскола и других, – и помимо неверия. Это – раскол ВВЦС, во главе с Григорием, б. Екатеринбургским, а также ложное выступление М. Агафангела.    Господь помог мудрому святителю М. Сергию – разбить в корне эти происки против Церкви Божией. И вот М. Сергий – в узах. Его место занимает смиренный инок, даже без Академического образования, Архиепископ Серафим Угличский (Самойлович). Скромный, верный и мудрый святитель и этот. И сердце покойно за Церковь Божию: Господь выдвигает в нужное время – слуг Своих. Что Господь судит впереди – на то Его Святая воля.    Одно знаем, что Сам Христос Бог – Глава Церкви, ратует за Свою Церковь. Не люди, даже самые верные и мудрые, спасают Церковь Христову, а Сам Спаситель. Как в дни Апостолов, в период первых гонений за Церковь Божию – так и ныне, до скончания века Христос Бог сохраняет Церковь Свою. В этом – главнейшая наша радость и непоколебимая надежда, при всех, самых хитрых нападках на Церковь Божию.    «Мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех, прибегающих к Нему, как благодеющая, а на всех, оставляющих Его — могущество и гнев Его!... Итак мы постились и просили Бога нашего и Он услышал нас» (2 Ездр. VIII:22—23)... Так рассуждал ветхозаветный мудрый книжник Ездра. В момент большой опасности для народа своего – Израиля, ученый книжник надеется не на человеческие силы, а на помощь Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Или, если бы Я послал на эту землю лютых зверей, которые осиротили бы ее...     Или, если бы Я навел на ту землю меч и сказал: «меч, пройди по земле!» и стал истреблять на ней людей и скот::     То сии три мужа среди нее... не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они только спаслись бы» (Иез. 14.13—18)    — ср.:     «Во время голода избавит тебя от смерти,     и на войне — от руки меча.     От бича языка укроешь себя,     и не убоишься опустошения, когда оно придет.:     Опустошению и голоду посмеешься,     и зверей земли не убоишься...     И увидишь, что семя твое многочисленно,     и отрасли твои, как трава на земле.»    (Иов 5:20—22, 25).    Этот аргумент теряет, однако, силу, если предположить, что Иезекиилю была известна устно передаваемая легенда об Иове. У вторых аргументация сводится, как правило, к вполне гипотетическим соображениям о соответствии этической проблематики книги Иова послепленному развитию ветхозаветной религии. Вопрос о времени написания книги Иова остается открытым. Подробнее о нем см.: В.Рыбинский, М.Рижский, Толковая Библия. Автор книги    Если о времени происхождения книги Иова можно, по крайности, строить догадки на тех или иных, более или менее веских основаниях, то для рассуждения об авторе книги нет просто никаких данных. Анонимность книги можно считать общепризнанной и неоспоримой, если не учитывать трех любопытных, но малоправдоподобных гипотез, согласно которым ее автором был сам Иов, Моисей или Соломон. Традиция приписывать авторство Иову идет от Григория Великого. У нас эту точку зрения поддерживал еп. Агафангел Вятский, а вслед за ним и ряд других экзегетов, в том числе А.М.Бухарев. О том, что книгу написал автор Пятикнижия, сообщает одна из древних талмудических версий, а догадку о принадлежности книги Иова перу Соломона высказывали Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.    Помимо времени написания книги Иова и ее авторской принадлежности, исследователей Библии занимает еще целый ряд вопросов: был ли Иов историческим лицом, дошла ли до нас книга в первоначальном виде или в ней содержатся вставки позднейшего происхождения, в какой местности была написана книга, на каком языке и проч., и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Идея Шаврова, хотя и не освещает все неясные стороны повествования, в частности — почему Бог осудил друзей и не осудил Елиуя, но по-своему объясняет, откуда в Елиуе такая решительность суждений. Высказывая мысль о том, что устами Елиуя свое слово в споре произносит народ, Шавров очень тонко подмечает закономерность, по которой народ в своей религиозности чаще всего оказывается консервативнее и нетерпимее духовенства и богословов. В суждении о тоне и смысле речи Елиуя Шавров гораздо убедительнее своих оппонентов. На утешение эти слова, действительно, мало похожи:     «Есть ли такой человек, как Иов,     который пьет глумление, как воду.»    (Иов. 34:7);     «Хотя ты сказал, что ты не видишь Его,     но суд пред Ним, и — жди его.     Но ныне, потому что гнев Его не посетил его     и он не познал его во всей строгости,     Иов и открыл легкомысленно уста свои     и безрассудно расточает слова.»    (Иов. 35:14—16).    Между этими, условно говоря, крайними точками зрения на смысл и тон речей Елиуя укладывается множество как частных, так и традиционных мнений, не менее разительно отличающихся друг от друга. К примеру, А.М.Бухарев, разделяя суждение Шаврова о преобладании обвинительной тональности в речи Елиуя, не согласен видеть в ней проявление черствости. Елиуй «говорил почти то же, что и друзья Иова, то есть, что Иов не прав,... даже он говорил более горячо против Иова... но без сердечной жесткости оскорбленного самолюбия друзей Иовлевых» (8, с.28). Епископ Агафангел объясняет все особенности поведения и речи Елиуя, исходя из своеобразной мысли о том, что Елиуй был родственник Иова. Он говорил с Иовом резче и, вместе с тем, откровеннее и сердечнее потому, что лучше других трех друзей знал «благородный характер и непорочное поведение» своего родственника (3, с.248). А подавляющее большинство библейских критиков считает Елиуя вымышленным персонажем — плодом воображения «ортодоксов», редактировавших первоначальный текст и вставивших в него Елиуя, чтобы высказать его устами свое отношение к богохульнику Иову и дать свои ответы на некоторые из его вопросов (17, с.184).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Братство ревнителей Православия. Издание друзей истины». (Прим.: напечатано в типографии без какого-либо обозначения места и года, мелким шрифтом, листовками). Е.А.Тучков был совершенно ошеломлен такой неожиданностью. Ошеломлено было и ВЦУ. Митрополит Агафангел был немедленно арестован и отправлен в ссылку, в Нарымский край. Однако появление этого воззвания и листовки указывало на то, что беспринципная линия В.Д.Красницкого и К° наталкивается на резкий отпор в церковной среде. Впрочем, и среди обновленцев, которых вовсе не следует всех,отождествлять с Красницким, назревал протест против политики, которую проводили продажные и случайные лица, неожиданно очутившиеся у церковного руководства. Была и другая, гораздо более принципиальная и чистая линия в расколе – ее выразителем был искренний и мужественный епископ Антонин Грановский. Чтобы уяснить себе это переплетение двух линий в расколе, необходимо остановиться на его внутренней жизни. К внутренней жизни раскола в эти бурные дни 1922 года мы и обратимся. Год 1922-й «Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастия его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его. Ни стоять на перекрестках для убивания бежавших, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия». (Книга пророка Авдия 1,12–14.) Эти слова древнего пророка, обращенные к единокровному с иудеями народу Едома, вступившему в союз с врагами евреев, невольно вспоминаются, когда речь идет об обновленцах. В час величайшей драмы, которую переживала когда-либо Русская Церковь , часть ее служителей решила воспользоваться несчастиями своих братьев для личных выгод. Это опозорило обновленческое движение в глазах народа, оттолкнуло от него широкие массы и завело его в тупик. Предательство и карьеризм – воплощением этих главных пороков обновленчества была «Живая Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В других посланиях он называет верующих святыми и похваляет постоянство их в вере; но галатам не усвояет одобрительных наименований, конечно потому, что они, оставив Евангелие, дающее человеку освящающую силу благодати, искали Спасения в законе, вопреки Евангельской истине. Ст. 3. Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Подобный образ приветствия повторяется почти во всех посланиях. Благодать и мир составляют сущность всех даров Божиих, изливаемых на человека. Благодать, как благоволение и любовь Бога к человеку, искупленному кровью Иисуса Христа, есть основание Спасения нашего; мир, как плод благодати, есть состояние примирения человека с Богом, с самим собою и с ближними. Как благодать, так и мир зависят от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, и усвояются нам Духом Святым. Ст. 4. Давшаго Себе по гресех наших, яко да избавит нас от настоящего века лукаваго, по воли Бога и Отца нашего. К имени Иисуса Христа ап. Павел обыкновенно присовокупляет в приветствиях многие другие слова, указывающие на тот или другой дар в деле искупления и вводящий читателей ближе в предмет послания. Давшаго Себе по гресех наших. В этих словах выражается вся сущность искупления. Господь Иисус предал Себя за грехи наши, и за нас понес наказание. Апостол внушает через это Галатам, что ни обрезание, ни обряды Ветхого Завета не могут спасти человека, что только одна жертва, принесенная Христом на кресте, примиряет нас с Богом. «В бесчисленных, говорит, погрязли мы беззакониях, и достойны были жесточайшего наказания. А закон не только не облегчил нас, но еще осудил, открыв наши согрешения, и не могши освободить и избавить нас от гнева Божия. Напротив, Сын Божий и невозможное это соделал возможным, разрешив наши грехи, и бывших нас врагов поставив в чине друзей, даровал нам и другие бесчисленные блага» (Златоуст в толковании на это место). Яко да избавит нас от настоящего века лукаваго. Принеся Себя в жертву за нас, Господь даровал нам благодать, при помощи которой мы можем удаляться от греха, господствующего в сынах века сего, и проводить чистую, святую жизнь. Закон не мог сообщить сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-jasn...

Глава XXXII Ст.1. И перестали три оные мужа отвечать Иову, потому что он был праведен в очах их 778 . 2. Но воспылал гнев Елиуса, сына Варахииля Вузитянина, из рода Рамова. На Иова воспылал гнев его за то, что он представлял свою душу праведною пред Богом 779 . 3. А на трёх друзей его воспылал гнев его за то, что не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова 780 . 4. Елиус пережидал Иова, пока он говорил; потому что они были старшие его днями 781 . 5. И увидел Елиус, что нет ответа в устах трёх оных мужей, и воспылал гнев его, 6. и отвечал Елиус сын Варахииля Вузитянина и сказал: Молод я днями, а вы престарелы; потому я робел и боялся выставлять знание своё пред вами. 7 . Я думал: дни говорят и множество лет научает мудрости 782 . 8 . Но нет! Дух в человеке и Дыхание Вседержителя вразумляет его 783 . 9 . И не многолетние бывают мудры, и не старики разумеют правое дело. 10. И потому говорю: слушайте меня! Покажу знание своё и я 784 ! 11. Вот я ждал ваших слов, вслушивался в суждения ваши, доколе вы разбирали речи; 12. я пристально смотрел на вас. Но вот никто не опровергает Иова, никто из вас не отвечает на слова его 785 ! 13. Не скажите: «мы нашли мудрость; Бог ниспровергает его, а не человек!» 786 14. Он не ко мне обращал речь, и я не вашими словами буду возражать ему 787 . 15. Устрашились, не отвечают более, не нашлось у них речей 788 ! 16. Я ждал; но они не говорят, а стоят и не отвечают более. 17. Дам ответ и я на свою долю, покажу знание свое и я: 18. ибо я полон речами, дух теснит внутренность мою 789 ! 19. Вот внутренность моя, как вино не откупоренное, как новые мехи, разрывается 790 ! 20. Поговорю, и мне будет легче, открою губы свои и дам ответ! 21. К лицу человека пристрастен не буду и льстить сыну земли не стану 791 ; 22. ибо я не умею льстить; сейчас погуби меня Творец мой 792 . Глава XLII Ст. 1. И отвечал Иов Иегове и сказал 1045 : 2. Я знаю, что Ты всё можешь, и что не разрушится у Тебя никакое намерение 1046 ! 3. Кто это помрачает Провидение, ничего не разумея? Так, я говорил, чего не понимал, что было чудно для меня и чего я не знал 1047 .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

[Григора:] «Кто же, любезнейший Агафангел, способен исследовать суды Божии 155 ? Если бы нам друг о друге и всем обо всех было в равной мере известно, какие тайны скрываются в душах, то еще как-то можно было бы, зная, что происходит с каждым, иметь то или иное мнение и выносить истинное суждение. Теперь, однако, мы видим, что каждый человек даже сам не в состоянии видеть собственные ошибки, поскольку, любя себя самого больше всех, он более всех слеп в отношении себя и вовсе не знает, не подкрадется ли с течением времени к нему тихими стопами злоба, изменяющая его сознание, как [изменяется комбинация] при игре в кости, или, наоборот, [победит] противоборствующая злобе природа добра. А если так, то [тем более] нам многого недостает, чтобы что-нибудь знать о других. Ибо это [знание] принадлежит одному лишь Богу, и Он ни с кем им не делится. Но кто из людей будет делать добро, тому Он обещает, чт за это он сможет жить в мире, а кто [будет делать] противоположное, тому, в свою очередь, [обещает] противоположное. И различие, которое имеют между собой добро и добро, не является чем-то маловажным и незначительным, как, в свою очередь, и между злом и злом. Ибо из всех добрых вещей первыми и лучшими мы признаем благочестие и неиспорченную веру в Бога. Ибо сказано: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим 156 ; и паки: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи 157 . Ибо служить иному – значит служить твари вместо Творца 158 . Книга 26, раздел 37 Различие таковых добрых вещей может быть для тебя вполне понятным из последовательности степеней и перечисления в порядке убывания 159 . В свою очередь, худшее из всех зол – это, конечно, противоположное [лучшему из благ] отделение от Бога, коего очевидным признаком является отмена отеческих канонов и законов, совершаемая богоборцами посредством прибавлений и убавлений, а также бесстыдных клятвопреступлений. Ибо ложно клясться Богом совершенно невозможно для того, кто в сердце своем лелеет благочестивые понятия о Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010