н. Никейским чудом, с житийными циклами. Самостоятельным явлением можно считать складни-кузова, в центре к-рых помещался образ Н. с житием, включающим подробный «цикл детства» святого, поставление в разные степени сана, прижизненные и наиболее важные посмертные чудеса (Чудо о 3 девицах, спасение Димитрия), перенесение мощей, как, напр., на складне-кузове поволжского письма из собрания Т. А. Мавриной (Лебедевой) (XVII в., ГРМ). На внутренних сторонах створок этого складня-кузова размещены еще 16 клейм, в к-рых представлены многочисленные сцены чудес, прежде всего исцелений, совершённых святым; выбор сюжетов, небольшой размер иконы в среднике и всего складня-кузова указывают, что такие предметы предназначались для личной, домашней молитвы заказчика и его семьи. Подобные складни включали в свой состав чудотворные иконы: судя по акварели работы Ф. М. Вахрушова, написанной ок. 1919-1920 гг., вид складня-кузова имела чудотворная Маркушевская икона Н., связанная с основанием мон-ря прп. Агапитом Маркушевским, (ВГИАХМЗ; Образ свт. Николая Чудотворца. 2004. Кат. 280. С. 131). Почти повсеместно в это время композиции житийных сцен строятся на базе тех, к-рые были выработаны мастерами эпохи Иоанна Грозного и послужили для иллюминации лицевых рукописей, напр. Жития Н. 70-х гг. XVI в. Схемы, пригодные даже для монументальной живописи, творчески перерабатывались, о чем свидетельствуют росписи ярославской ц. Николы Надеина (1640-1641, под поновлениями 1882 г.), где в масштабе храмовой декорации мастера артели во главе с Любимом Агеевым воспроизвели все основные чудеса святого, в т. ч. события, связанные с обретением чудотворной иконы Н. во время взятия рус. войсками в 1558 г. Ругодива. В XVII в. происходит обретение новых чудотворных образов, напр. Теребенской иконы Н. в 1641 г. (известна по гравюрам и поздним иконам) в заложенном еще в 1492 г. Николо-Теребенском мон-ре (ныне близ. пос. Труженик Максатихинского р-на Тверской обл.): она представляла собой житийную икону с поясным образом святого и т.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

преподобным Арсением Сухарусовым , который прежде был игуменом Сергиевой лавры (1525–1527); е) Катромский Николаевский при озере Катромском в 104 верстах от Вологды, основан неизвестно когда преподобным Онуфрием, но упоминается в 1532 г.; ж) Коряжемский Николаевский близ устья реки Коряжмы в 15 верстах от Сольвычегодска, основан в 1535 г. преподобными Логгином и Симоном; з) Сойгинская Преображенская пустынь при устье реки Сойги в 75 верстах от Сольвычегодска, основана в 1540 г. тем же самым преподобным Симоном, который был сотрудником преподобному Логгину при устроении Коряжемского монастыря; и) Черниговский Предтечев на устье речки Черной, в бывшем городке Чернигове близ Сольвычегодска, в 1546 г. сгорел, а в 1586 г. в нем жили только один иеромонах и два монаха . Из монастырей 2-й половины XVI в. в обозреваемых нами местах известны: а) Телегов Троицкий в 70 верстах от Устюга к северу по Двине, построен в 1553 г. преподобным Нифонтом; б) Тотемский Спасо-Суморин близ города Тотьмы, основан преподобным Феодосием Сумориным в 1554 г. по просьбе местных жителей с разрешения царя Иоанна Васильевича и благословения митрополита Макария и имел пред кончиною своего основателя только девять келий; в) Христофорова Богородицкая пустынь в 27 верстах от Сольвычегодска, в верховье речки Коряжемки, открыта около 1555 г. преподобным Христофором, постриженцем Коряжемского Николаевского монастыря; г) Пыскорский Преображенский при устье речки Пыскорки, впадающей в Каму, и д) Сольвычегодский Введенский в самом городе Сольвычегодске — первый построен в 1560 г. знаменитым родоначальником фамилии Строгановых — Иоанникием Федоровичем, в монашестве Иоасафом, а последний — детьми этого Иоанникия, Иаковом, Григорьем и Симеоном, в 1563 г. с благословения Ростовского архиепископа Никандра; е) Кобылкин Дмитриевский в Вологде или близ Вологды, упоминается в 1568 г.; ж) Маркушевский Николаевский на реке Маркуше в 100 верстах от Тотьмы к северо-востоку, основан в 1578 г. преподобным Агапитом, спостником преподобного Логгина Коряжемского, испросившим у царя Иоанна Васильевича несколько земли на содержание своей обители, а у митрополита Кирилла — благословение на освящение в ней двух церквей; з) Трифонов Успенский при городе Вятке, на берегу реки того же имени, построен в 1580 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435990/

Преп. Арсений († 1570 г.), Христа ради юродивый, был по ремеслу кожевник и родом из Ржева. Создал монастырь на торговой стороне в Новгороде и под конец пребывал в затворе, носил вериги. 11 июля Иоанн Грозный при разгроме Новгорода посетил его. Преподобный строго обличал царя и тщетно умолял прекратить резню. В ту же ночь, стоя на молитве на коленях, предал он дух Богу. Так его и нашли утром. В Пскове († 1576 г.) подвизался юродивый блаженный Николай Салос». Когда Иоанн Грозный, разгромив Новгород, двигался к Пскову, местный архиепископ, воевода Токмаков и блаженный Николай держали совет, как спасти город. Бог внушил им расставить перед домами столы с хлебом и солью и встречать гражданам царя коленопреклоненно. Николай Салос преподнес царю сырой кусок мяса: – «Я христианин, и мяса постом не ем». – «Ты пьешь кровь, – ответил юродивый. – Не трогай нас, проходящий, ступай, не на чем тебе будет бежать». В ту же ночь пал царский конь. Грозный в ужасе ушел из Пскова. Были совершены грабежи, но убийств не было. Надо отметить еще одно печального характера явление этого времени (XVI-XVII вв.) – это изменившееся отношение к отшельникам. Теперь мир не идет за ними, а восстает против них. Все более и более разрастаются монастырские владения, и крестьяне, страшась своего порабощения, считают отшельников личными врагами и часто убивают их. Два преп. Адриана: Андрусовский (1549 г.) и Пошехонский (1550 г.) убиты с целью грабежа. Преп. Агапит Маркушевский(1578 г.) убит крестьянами и тело брошено в реку. Он перед этим ходил в Москву просить благословения у митрополита и земли у царя на мельницу. У этой мельницы и был убит. Далее Симон Воломский (1613 г.) мученически убит крестьянами. Такая же участь постигла Иова Ущельского (1628 г.). Преп. Нил Столбенский (1554 г.) спасся живым из подожженного вокруг него леса. Случайно спасся преп. Арсений Комельский, ученик которого был принят за него и убит. Преп. Диодор Юрьегорский (1624 г.) был изгнан и избит и, наконец, преп. Леонид Устьнедумский, также изгнанный, должен был перенести свою обитель с горы в болото. Преподобный Корнилий Комельский († 1537)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

И таким образом, относительно большинства имен усопших должно быть предполагаемо, что они берутся из всех четырех указанных месяцесловных собраний. Что касается до имен усопших, находящихся не во всех четырех собраниях, а или и некоторых или в одном каком-нибудь из них, то и здесь, не указывая в каждом случае собраний или собрания, в которых или в котором находится имя, мы будем делать это лишь в некоторых случаях, когда это окажется нужным 587 . Источники сведений о новых почитаемых усопших мы указываем в каждом данном случае (за исключением немногих случаев, когда имеем сведения сами, непосредственным образом) 588 .  I. Список усопших, на самом деле почитаемых Авксентий и Онуфрий Перцовские, основавшие около 1490 г. упраздненную Перцовуили Персону Троицкую пустыню, которая находилась в Грязовецком уезде Вологодской губернии (Ист. Uep. V, 517 ; у Верюжск. стр. 365). Аврамий, иеросхимонах Задонского Богородицкого монастыря, скончавшийся 19-го Июля 1852-го года. Принадлежит к числу местно чтимых подвижников, – преосв. Димитрийв Месяцеслове, 1 изд. вып. IV, отд. 2, стр. 93. Аврамий Мирожский, основатель Спасо-Мирожского монастыря, который находится близь Пскова, скончавшийся 24-го Сентября 1158-го года. В первом издании книги мы поставили его в числе святых; но на самом деле он, по всей вероятности, принадлежит к числу лишь почитаемых (и притом более номинально, чем действительно) усопших (ни в Истории Иерархии, -V, 69, ни в Истории княжества Псковского митр. Евгения, –III, 75, ни у графа Толстова в Святынях и древностях Пскова, – стр. 66, ничего не говорится о праздновании его памяти). Аврамий Палеостровский. См. Корнилий и Аврамий. Аврамий и Коприй Печенгские, основавшие около 1490-го года упраздненный Печенгский Спасо-Преображенский монастырь, который находился в Грязовецком уезде Вологодской губернии (Ист. Uep. V, 543 ; у Верюжск. стр. 363). Агапит, иеросхимонах Задонского Богородицкого монастыря, скончавшийся 17-го Сентября 1825-го года. Над его гробом усердием одной почитательницы его памяти устроен катафалк с вычеканенным (?) на верхней доске последнего его изображением; принадлежит к числу местно чтимых подвижников, – преосв. Димитрий в Месяцеслове, 1 изд. вып. IV, отд. 2, стр. 90. Агапит Маркушевский, основатель упраздненного Маркушевского Николаевского монастыря, который находился в Тотемском уезде Вологодской епархии, скончавшийся насильственною смертью 21-го Мая 1584-го года (Ист. Uep. V, 51 ). Так как мощи его находятся под спудом в церкви его бывшего монастыря (Верюжск. стр. 545), то и должно думать, что он пользуется почитанием (хотя Верюжский прямо этого не говорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

718 Горский. Описание. 2. С. 122—123. 719 Филарет. Обзор. 1. С. 234. 720 ААЭ. 4. 311; Барсуков. Источники русской агиографии. С. 218. Житие Илариона в: Труды Владимирской уч. архивной комиссии. 10 (1908). Небольшая работа: Иероним. Жизнь Илариона, митрополита Суздальского (1867) — была мне недоступна. 721 Чистович И. Новгородский митрополит Иов, в: Странник. 1861. 2; работы: Постников. Афанасий, первый архиепископ Холмогорский (1866); Верюжский. Афанасий, архиепископ Холмогорский (1914) — к сожалению, тоже нам недоступны. Ср. также: ПБЭ. 1. С. 1087; 2. С. 181, 182. 722 Основную литературу о Никоне см. в главе XII. 723 Федотов Г. Святой Филипп, митрополит Московский (1928). Особенно с. 120—137, 206—220; Рождественский С. Митрополит Филипп, в: РБС. 724 Федотов. Там же. С. 104. 725 О канонизациях в XVII-XIX вв. см.: Голубинский. История канонизации в Русской Церкви (1903). 726 Ср. главу III, 4. 727 Ключевский. Жития. С. 319; Голубинский. История канонизации. С. 130. 728 Там же. С. 120; Коноплев. Ук. соч., в: Чтения. 1895. 4. С. 86—101. 729 Голубинский. Ук. соч. С. 117; Макарий, еп. Историч. сведения об Антониевом Сийском мон., в: Чтения. 1878. 3. 730 Голубинский. Ук. соч. С. 155, 314; Нилова пустынь, в: Чтения. 1875. 3; Успенский В. Историческое описание Ниловой Столобенской пустыни (1867. 3-е изд. 1886). 731 Голубинский. Ук. соч. С. 132; Ключевский. Ук. соч. С. 392; Серебрянский. Ук. соч. С. 317—326, 538—545, 568 и след. (житие Никандра). 732 Назовем лишь некоторых особенно знаменитых подвижников: Геннадий Вологодский († 1565), Иродион Илоезерский († 1564), Иосиф Заоникиевский († 1612); Адриан Андрусовский († 1549), Адриан Пошехонский († 1550), Симон Сойгинский († 1561), Зосима Ворбозомский († 2-я половина XVI в.), Леонтий Лехновский († 1611), Арсений Новгородский († 1570), Мартирий Зеленецкий († 1603), Агапит Маркушевский († 1584), Игнатий Вологодский († 1592), Сергий Шухтовский († 1609), Христофор Коряжемский († ок. 1572), Феодосий Тотемский († 1568), Ферапонт Монзенский († 1591). Ср.: Словарь исторический о святых (1836. 2-е изд. 1862); Голубинский. Ук. соч; Барсуков. Ук. соч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3192...

721 Чистович И. Новгородский митрополит Иов, в: Странник. 1861. 2; работы: Постников. Афанасий, первый архиепископ Холмогорский (1866); Верюжский. Афанасий, архиепископ Холмогорский (1914) – к сожалению, тоже нам недоступны. Ср. также: ПБЭ. 1. С. 1087; 2. С. 181, 182. 729 Голубинский. Ук. соч. С. 117; Макарий, еп. Историч. сведения об Антониевом Сийском мон., в: Чтения. 1878. 3. 730 Голубинский. Ук. соч. С. 155, 314; Нилова пустынь, в: Чтения. 1875. 3; Успенский В. Историческое описание Ниловой Столобенской пустыни (1867. 3-е изд. 1886). 731 Голубинский. Ук. соч. С. 132; Ключевский. Ук. соч. С. 392; Серебрянский. Ук. соч. С. 317–326, 538–545, 568 и след. (житие Никандра). 732 Назовем лишь некоторых особенно знаменитых подвижников: Геннадий Вологодский († 1565), Иродион Илоезерский († 1564), Иосиф Заоникиевский († 1612); Адриан Андрусовский († 1549), Адриан Пошехонский († 1550), Симон Сойгинский († 1561), Зосима Ворбозомский († 2-я половина XVI в.), Леонтий Лехновский († 1611), Арсений Новгородский († 1570), Мартирий Зеленецкий († 1603), Агапит Маркушевский († 1584), Игнатий Вологодский († 1592), Сергий Шухтовский († 1609), Христофор Коряжемский († ок. 1572), Феодосий Тотемский († 1568), Ферапонт Монзенский († 1591). Ср.: Словарь исторический о святых (1836. 2-е изд. 1862); Голубинский. Ук. соч; Барсуков. Ук. соч. 734 Ключевский. Ук. соч. С. 323; Словарь (1862). С. 105–107; Голубинский. Ук. соч. С. 158; Платонов. Древнерусские сказания о Смутном времени. С. 293. 737 Яхонтов. Жития северорусских подвижников. С. 197 и след.; Книга глаголемая о святых, в: Чтения. 1887. 4. 324. Житие Елеазара в: Прав. соб. 1860. 1. 738 См., например, послание Ивана IV Казанскому архиепископу Гурию, в: АИ. 1. 241; а также Уложение 1649 г. Гл. 20, 21, 26; ДАИ. 5. 241–244; Макарий. 10. С. 72; АИ. 5. 69, 75; послание архиепископу Сибири, в: Иванов. Описание государственного архива старых дел. 1 (1850). С. 263. 740 Макарий. 2-е изд. 6. С. 357; Голубинский. История канонизации. С. 148; Серебрянский. Ук. соч. С. 342–344; Ключевский. Жития. С. 236.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

Булгаков. Ук. соч. С. 74. Упомяну еще два новооснованных монастыря: 1) Богородицкую Глинскую пустынь около города Путивля (1557) и 2) Богородицкую Молчанскую пустынь (обычно называемую Софрониевой) в 25 км от Путивля, основанную в XV в. и возобновленную в 1593 г. Зверинский. 2. 933. Обе пустыни прославились своими старцами. Ср. главу XV. В 1654 г. был основан Свято-Троицкий монастырь около поселения Ахтырка, известный благодаря чудотворной иконе Божией Матери Ахтырской; в 1663 г.— Преображенский монастырь, примерно в 10 км от Харькова, прославившийся благодаря иконе Божией Матери Озерянской. Булгаков. Ук. соч. С. 100. Самым южным монастырем был Николаевский (1680) у поселка Новомосковского на берегу речки Самары (к северу от города Екатеринослава, ныне Днепропетровска). Булгаков. Ук. соч. С. 65. Упомянем лишь особенно интересные случаи. Из жития прп. Адриана Пошехонского (конец XVI в.) видно, что в 1543 г. он основал пустынь вблизи города Пошехонье; она была разрушена крестьянами (ИРИ. 3. С. 70). Прп. Александр Свирский (1533), который уже при жизни почитался как святой, вынужден был оставить одну из основанных им пустынек (там же. 6. С. 115). Ср. также его житие, в: ВЧМ. 7 декабря. Прп. Леонид Лужский, или Устьнедумский († 1654), вознамерившись построить церковь (1603), тоже натолкнулся на сопротивление местного населения (ИРИ. 1. С. 114). Прп. Симон Воломский († 1644) построил церковь, но окрестные жители, боявшиеся, что впоследствии он построит тут монастырь, сожгли ее (там же. 3. С. 608). И языческое население с большим недоверием относилось к миссионерским трудам подвижников, как это видно из житий св. Трифона Печенгского († 1583) и Трифона Вятского (ИРИ. 4. С. 582; 6. С. 437). О враждебном отношении к основателям монастырей рассказывают также жития прп. Димитрия Прилуцкого, Стефана Махрищского, Макария Желтоводского, Макария Калязинского (все XIV в.). Павлов. Очерк. С. 20. Св. Агапит Маркушевский († 1584) был вообще убит соседними крестьянами, когда получил для своей пустыни грамоту из Москвы на владение землей (ИРИ. 5. С. 51). В этих спорах часто бывали виноваты сами монастыри, потому что они противоправно занимали землю крестьян. См. подобные примеры в истории Кирилло-Белозерского монастыря. Никольский. Ук. соч. 1. С. 2, 8–10.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Но пред Богом говорю тебе: всю эту славу и власть счел бы за ничто, если бы мне хотя колом торчать за воротами Печерского монастыря и быть попираему людьми. Один день в дому Божией Матери лучше тысячи лет временной чести. В нем хотел бы я жить лучше, чем в селениях грешников» 826 . Так поучал блаженный Симон! Память святых мучеников Фалалея, Александра и Астерия Фалалей, восемнадцатилетний юноша, учившийся врачебному искусству и безмездный врач, был в царствование Нумериана схвачен и представлен правителю города Эг (Эги, ныне Аяскала, при море) в Киликии. Как твердый в своей вере христианин, он был предан на пытки, но воины Александр и Астерий, имевшие пытать его, са­ми уверовали во Христа и осуждены на смерть мечом. После того Фалалей был брошен зверям, но как звери не коснулись его, то был обезглавлен (284 г.). День двадцать первый. Страдание преподобного Агапита Маркушевского Преподобный Агапит долго подвизался в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Раз он был тяжко болен. Явившийся в сонном видении святитель Николай указал ему идти на реку Маркушу и основать там монастырь; больной в то же время исцелел и отправился в путь. На речках Маркуше и Тарнахе (в 100 вер­стах к северо-востоку от Тотьмы) поставил он часовню и потом в 1578 году два храма, один в честь святителя Николая, другой во имя Прокопия Устюжского. В том же году выпросил он у царя для обители землю и место для мельницы на реке Лахте, а у митропо­лита – благословение освятить храм. Возвратясь из Москвы, он жил подвижником Божиим. Не довольствуясь трудами по устрое­нию обители, он тайно носил на теле своем вериги. Жители села Кашнина, по жадности к корысти, злясь за землю, отведенную для обители, решились убить заботливого основателя обители. Мая 21-го, 1584 года они напали на преподобного на мельнице, убили и бросили в реку Уфтюгу. Иноки нашли тело убиенного препо­добного и схоронили в часовне, между построенными им храмами, а найденные на теле его вериги повесили над его гробом. Мощи его почивают под спудом в храме упраздненной (1764 г.) Марку- шевской обители 827 . Память святых епископов и исповедников Аммония, Евлогия, Филона, Пафнутия и других, в царствование Констанция (338–361) за несогласие на ересь арианскую лишенных престолов своих в Египте, Ливии и Пентаполе, и сосланных в заточение. День двадцать второй. Память святого мученика Василиска воина Василиск был племянник святого Феодора Тирона; он пострадал вместе с Евтропием и Клеоником (память их 3-го марта), но принял смерть от меча после них. Мучения, которым он был подвергнут, со­провождались поразительнейшими чудесами, о чем свидетельствует очевидец их – святой мученик Евсигний (память его 5-го августа). Этот мученик Василиск, как свидетельствуют многие историки, явился святому Иоанну Златоустом у перед кончиной его и сказал: «Завтра будем вместе».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Изображение иконы Агапит Маркушевский, прмч. #19523 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Агапит Маркушевский, прмч. #19523 Эта страничка относится к разделу   Агапит Маркушевский, прмч. Скачать или распечатать изображение 19523.jpg 580x800, 0.46 MPix, 147 Kb. 4.9x6.8cm @ 300DPI (7.4x10.2cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (159) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2012-09-08) Происхождение изображения: Загружено 2012-09-08, анонимно. Описание: Образ преподобного Агапита Маркушевского в иконостасе церкви Агапита Маркушевского в Нюксенице Вологодской области. 12 мая 2012 года Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Агапит Маркушевский, прмч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-19523

Нюксеница. Церковь Агапита Маркушевского. церковь Преподобного Агапита Маркушевского Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Нюксеница. Агапита Маркушевского церковь Название Нюксеница получила от реки Нюксеницы, делящей село на две неравные части. Церковь Агапита Маркушевского в посёлке Нюксеница Вологодской области. Деревянная шатровая церковь с шатровой колокольней, построена в 2001-2008 гг. на средства благотворителей. http://orthomap.ru/mesto9483 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=10874

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010