К числу подвижников, подвизавшихся в это время на Соловках, следует отнести и преподобного Агапита Маркушевского († 1584; пам. 21 мая), который вероятно «был постриженником святого Филиппа и вышел из Соловецкого монастыря после 1568 года» 621 . Как свидетельствуют поморские сказания, среди иноков Соловецкой обители в то время были и иностранцы. При строительстве собора игумен Филипп приготовил себе в нем могилу, рядом с гробом своего духовного отца старца Ионы (Шамина). Соловецкий Летописец говорит о строительстве собора: «Тогожь года (1558)] мая 27 дня тщанием игумена Филиппа обложена строить на погребах соборная Преображения Господня церковь с приделами: от полудня во имя Собора св. Архангела Михаила, а от севера придел преподобных отец Зосимы и Савватия, в котором ныне почивают их мощи. Вверху сей соборной церкви на сводах под угольными главами устроены четыре придела: с восточной страны от полудни, во имя Собора 70 Апостолов; с восточной и полуночной страны, святых дванадесяти Апостолов; с западной полуденной страны, св. великомученика Феодора Стратилата; с западной же полуночной страны, во имя преп. Иоанна, списателя Лествицы. Своды всей церкви поддерживаются двумя огромными колоннами. Она была освящена 7074 (1566) года августа 6 дня и сего же месяца 8 числа мощи преподобных отец Зосимы и Савватия, взятыя из недр земных, перенесены в новосозданную во имя их церковь » 622 . Это были большие торжества по освящению собора и прославлению основателей обители. Игумену Филиппу, однако, не довелось возглавить освящение новопостроенного Преображенского собора: в июне 1566 г. святой Филипп получил царскую грамоту, доставленную из Москвы гонцами, которой Иоанн Грозный приглашал его в столицу, «духовного ради совета». Прочитав грамоту, святой Филипп не мог скрыть печали. «Братия ж слышавше в скорби велице быша пастыря и благодатная питателя внезапу объяти бывше. Он же утеша их, глаголя, сам же жалостию снедашеся, разлучится не хотяше». Как отмечает один исследователь: «Царь готовил ему высшую степень иерархических отличий Русской Церкви, белый клобук митрополита, а Провидение в то же время готовило ему венец мученика».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Помните тюрьму в «Калине красной»? Оказывается, раньше там был монастырь с интересной историей 3 мин., 20.11.2022 В культовом фильме Василия Шукшина «Калина красная» есть кадры, где главный герой, выйдя на волю из ворот колонии, долго идет по каким-то длинным деревянным мосткам посреди воды. Снимали это в тюрьме, которая ныне известна как исправительная колония 5 УФСИН России по Вологодской области — колония особого режима для пожизненно заключенных. Это знаменитый «Вологодский пятак». Вот таким дошел до нас монастырь, основанный преподобным Кириллом на озере Новом. Русь меняет приоритеты Сын галицких дворян, Кирилл родился во второй половине XV века, когда жизнь на Руси драматически менялась. При Иване III и Василии III все русские земли, не находившиеся под властью великого князя Литовского и польского короля, объединились под властью Московского князя, добившись полной независимости от Золотой Орды. Прошли времена, когда единственной объединяющей, собирающей и созидающей силой в государстве была Церковь, когда ей принадлежал высший авторитет, которому подчинялась и мирская власть. Кроме того, политический разрыв с Византией привел и к разрыву духовному, вызвав ослабление святоотеческой традиции. Русское монашество стало забывать науку «внутреннего делания», подвиг его становился все более суровым, но и более внешним. Большие монастыри потихоньку превращались в благоустроенные общежития с богатыми и частыми «кормами» на помин души. Прежнее напряженно-аскетическое житие стало вытесняться «культовым благочестием», а быт мирян, черпавший силы в благотворном влиянии монастырей, стал терять свою духовную основу и опору. Уже в XVI веке это изменило отношение простого народа к отшельникам. Чем больше разрастались монастырские владения, тем чаще крестьяне видели в монахах личных врагов. Их начали грабить и убивать (так погибли преподобные Адриан Пошехонский, Агапит Маркушевский, Симон Воломский, чудом спаслись Нил Столобенский и Арсений Комельский). Монастырь на воде

http://foma.ru/pomnite-tjurmu-v-kaline-k...

В болотах под Белозерском в самом деле много железа. Но его там достаточно и сегодня, и болота с названием Гледен там нет. Гледен — это древнерусский город, располагавшийся на горе Гледен при слиянии рек Сухона и Юг на месте финно-угорского поселения. На месте этого города, на правом берегу Сухоны сейчас стоит Троице-Гледенский монастырь. А часть жителей переселилась на другой берег Сухоны, где был основан Устюг (теперь — Великий Устюг). Какой монастырь не относился к Вологодским землям: Павло-Обнорский Спасо-Каменный Важеозерский Спасо-Преображенский Николо-Маркушевский Свято-Троицкий Павло-Обнорский православный мужской монастырь расположен в селе Юношеском Грязовецкого района Вологодской области. Он относится к Вологодской епархии РПЦ. А вот Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа. Это уже не Вологодская область. Один из древнейших монастырей Русского Севера, Спасо-Каменный мужской монастырь расположен на небольшом острове Каменном в Кубенском озере в Усть-Кубинском районе Вологодской области. А вот Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа. Это уже не Вологодская область. Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен не в Вологодской области, а в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа. Агапитов Маркушевский Николаевский монастырь располагался на территории Тотемского уезда Вологодской губернии. В свое время знаменитая крупная обитель Вологодчины до наших дней не дошла — упразднена вместе с приписными пустынями в 1764 году. Из монастырских деревень образовались Маркушевский и Лондужский приходы. В настоящее время Маркушевская и Лондужская церкви и часовни не существуют. А вот Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен не в Вологодской области, а в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/znaesh-li-t...

В 1123 году умер старший брат Ярослава – Давид, князь Черниговский. Ярослав занял старший стол Черниговского княжества, а Муром предоставил племяннику своему Всеволоду Давидовичу 340 . В Чернигове похоронил он свою супругу. В последние годы жизни благов. Константину пришлось испытать довольно горечи. В 1127 г. другой племянник Всеволод Ольгович, нечаянно напав на Чернигов, захватил Ярослава, перерезал дружину его и заграбил имущество. Великий князь Мстислав и брат его собрали войско, чтобы идти против мятежного Ольговича, но Мстислава уговорили не проливать крови христианской и дать мир Ольговичу; Ярославу осталось со скорбью идти в Муром 341 . Благоверный скончался в Муроме 1129 г. 342 родоначальником князей Муромских и Рязанских 343 . Св. тело его положено было в Благовещенском соборе, близ чад его Михаила и Феодора. В 1351 г. Юрий Ярославич, возобновитель Мурома, возобновил Благовещенский храм, основанный Константином. Тогда начали являться чудеса от св. князей 344 . В 1547 г. установлено праздновать в Муроме 21 мая св. князю Константину с чадами его 345 . В 1552 году царь Иоанн на пути в Казань, быв в Муроме, поклонялся благоверным князьям, испрашивая их помощи 346 ; а в следующем году открыты мощи их и освящён новый храм, построенный царём, по обету, для их мощей, с приделом в их имя 347 . † Страдание преп. Агапита Маркушевского Преп. Агапит долго подвизался в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Раз он был тяжко болен. Явившийся в сонном видении св. Николай указал ему идти на р. Маркушу и основать там монастырь; больной в то же время исцелел и отправился в путь. На речках Маркуше и Тарнахе (в 100 верстах к северо-востоку от Тотьмы) поставил он часовню и потом в 1578 году два храма, один в честь св. Николая, другой во имя Прокопия Устюжского. В том же году выпросил он у царя для обители землю и место для мельницы на р. Лахте, а у митрополита – благословение освятить храм. Возвратясь из Москвы, он жил подвижником Божиим. Не довольствуясь трудами по устроению обители, он тайно носил на теле своём вериги. Жители села Кашнина, по жадности к корысти, злясь за землю, отведённую для обители, решились убить заботливого основателя обители. Мая 21, 1584 года они напали на преподобного на мельнице, убили и бросили в р. Уфтюгу. Иноки нашли тело убиенного преподобного и схоронили в часовне, между построенными им храмами, а найденные на теле его вериги повесили над его гробом. Мощи его почивают под спудом в храме упразднённой (1764 г.) Маркушевской обители 348 . Празднование Владимирской иконе Богоматери

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Храм во имя свт. Николая Чудотворца Верховского погоста практически не исследован. В трудах по деревянному зодчеству он не упоминается. В частности, существует вопрос о том, была ли это первая теплая церковь на этом погосте или существовала ее предшественница. Храмы подобной конструкции стали ставить на вологодских землях начиная с конца XVII века. Наиболее ранним примером ярусных храмов в этом районе является церковь во имя св. Ильи Пророка в Белозерске 1696 года. Он имеет схожую конструкцию, но количество ярусов у него меньше и восьмигранный ярус один. Кроме него на настоящий момент выявлено еще семь ярусных церквей в этом регионе. Весьма близки по архитектуре Никольской церкви храмы Покрова Пресвятой Богородицы Спасского погоста в селе Соденьга Вельского уезда (1759 год) и св. Афанасия патриарха Александрийского на погосте Белая Слуда Сольвычегодский уезда (1753 год). Оба они состояли из трех ярусов. При этом два восьмигранных яруса покоились нижнем четверике. В особенности много общего можно отметить с архитектурой второго храма с протяженным нижним ярусом. Однако форма восьмериков и рисунок линии выноса повалов отличался от Верховской церкви, как и характер перекрытий ярусов. Кроме того, храм свт. Николая отличала оригинальная главка барочной формы. Весьма вероятно, что главка эта являлась поздним добавлением, появившимся при восстановлении церкви. Следует также отметить, что это сравнение очень приблизительно, так как сопоставление сильно затрудняет грубая обшивка. Еще одним аналогом может считаться храм св. Афанасия патриарха Александрийского на Верхнекокшенгском погосте Тотемского уезда (1798 год). Его конструкция состояла из четырех ярусов: над нижним четвериком возвышались три расположенных один над другим восьмерика. Они имели перекрытия не в виде кровли-епанчи, а в виде напусков в пять венцов, как и ярусы у храмов в Белой Слуде и свт. Николая Чудотворца Великорецкого образа бывшего Агапитова Маркушевского Никольского монастыря (Подмонастырская слобода, 1754 год) Тотемского уезда Отличительной особенностью последнего являлся венчавший его вместо главки шатер над двумя ярусами восьмериков и четырехгранные прирубы к нижнему ярусу.

http://sobory.ru/article/?object=50375

Тот стучит. Выходит Иоанн: «Чего тебе?» - «Корзины». «Ах да», - делает два шага, и опять углубляется в молитву. Какая же это дисциплинированность и трудолюбие? Представьте, позвали мы строителя облицевать ванну плиткой. Он положил одну - и ушел в молитву. Мы его прогнали бы в первый день. А может это второй Иоанн Колов? Я уже молчу про логичность действий преподобного Алексия, человека Божия , святых мучеников князей Бориса и Глеба, преподобного Сергия Радонежского, уходящего из собственного монастыря после выходки брата, юродивых Христа ради и многих-многих святых, чьи поступки не вмещаются в мирское сердце. Вот уж точно: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2, 14). С этой нелогичной церковной точки зрения труд - лишь инструмент для отсечения праздности и лености. Поэтому мы и поставлены Богом в зависимость от труда - чтобы вконец не разлениться. Но христианство никогда не мыслило о труде в обезьяньих эволюционных категориях. Христианство никогда не говорило, что труд сам по себе «облагораживает». Облагораживает тот труд, который соединяется с молитвой, и только по причине соединения с этим высшим духовным трудом. Да, православный человек должен быть добросовестным и старательным работником, но вряд ли он должен быть трудоголиком. Я люблю православных. Да, я встречал всяких, но эти «всякие» встречались всю историю Церкви, начиная от первохристианской общины, и заканчивая нашими днями. Святитель Иоанн Златоуст был осужден неправедным собором православных епископов и умер в ссылке, святителя Епифания Кипрского прямо в алтаре хотел убить диакон, преподобного Адриана Пошехонского убили «по благословению» священника, от рук православных крестьян погиб преподобный Агапит Маркушевский, преподобного Симеона Нового Богослова чуть не выгнали из монастыря собственные монахи... А мелких пакостей и неприятностей, причинявшихся святым от своих же, и вообще исчислить невозможно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Ныне в монастыре сем находятся строения следующие: 1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ каменная о двух этажах; в верхнем – во имя Преображения Господня, а в нижнем – во имя Преподобного Авраамия и св. Мученика Меркурия, Смоленских Чудотворцев, где и св. мощи их почивают, устроена иждивением Смоленского купца Бориса Пискарева, и освящена в 1755 году, Июля 24. 2) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Входа во храм Пресвятой Богородицы. 3) КОЛОКОЛЬНЯ каменная при соборной церкви. 4) КЕЛЬЯ Трапезная, ПЕКАРНЯ и ПОВАРНЯ с погребами, устроены в 1765 году подаянием доброхотных дателей. 5) ПАЛАТА библиотечная, покрытая железом, о двух этажах; в верхнем хранятся книги, а в нижнем съестные припасы для Семинаристов и келья для библиотекаря. 6) КЕЛЬИ для учителей и братии каменные о двух этажах. 7) ОГРАДА вокруг всего монастыря каменная на 368 саженях, в которой с улицы большие святые ворота о трёх главах. Вне монастыря Семинария на восьми саженях в два этажа, и для сиротствующих учеников палаты о двух же этажах все каменные; прочие же для них службы деревянные. До учреждения Штатов было за этим монастырём 1.427 душ крестьян; а с тех пор состоит он во 2 классе. Из Настоятелей оного монастыря известны: Архимандриты: 1 . Преподобный АВРААМИЙ, основатель этой обители. По нём через несколько сот лет кто были Настоятелями, сведения не имеются; а с 1658 года упоминаются: 2 . ААРОН, в 1658 году. 3 . ИОСИФ. 4 . ЕВСТАФИЙ. 5 . АРСЕНИЙ. Архимандриты и Смоленской Семинарии Ректоры 6 . КОНСТАНТИН. 7 . Маккавейский. 8 . ВАРЛААМ Иванецкий, первый Богословия учитель. 9 . КОНСТАНТИН II Сокольский, с 1779 года. 10 . ВАРФОЛОМЕЙ Любарский, наконец, был Епископом Вятским. 11 . АПОЛЛОНИЙ, в 1804 году, Мая 24, переведён в Вяземский Предтечев монастырь. 12 . СИЛЬВЕСТР Суходольский, с 1804 года из Префектов Невской Академии и Игуменов Новгородского Кириллова монастыря. В 1808 году уволен на покой за болезнью. Прибавление из VI тома Агапитова пустынь Мужская, упразднённая, упоминается при переписи Новгородских монастырей 1678 года, в Новгородской области в Кокшенской четверти, на реке Маркуше. В ней тогда была одна церковь , во имя Благовещения Божьей Матери. Был ещё Маркушевский Николаевский монастырь, основанный Пр. Агапитом. (см. часть V, стр. 51 3 ). Вероятно, что он же назывался Агапитовой пустынью. Аглимозерская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Декабрь, 30 1563 Преподобный Геннадий Костромской. Январь, 23 1565 Святитель Герман, архиепископ Казанский. Ноябрь, 6 1567 Преподобный Феодосий Тотемский (Суморин). Январь, 28 1568 Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Январь, 9 1569 Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский. Февраль, 20 1570 Преподобный Арсений Новгородский. Май, 8 1570 Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские. Июнь, 24 ок.1570 Святитель Варсонофий, епископ Тверской. Октябрь, 4 1575 Блаженный Николай Салос Псковский, Христа ради юродивый. Февраль, 28 1576 Преподобный Кирилл Астраханский. Март, 18 ок.1576 Блаженный Иоанн Власатый, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец. Сентябрь, 3 1580 Преподобный Никандр Пустынножитель, Псковский Чудотворец. Сентябрь, 24 1581 Преподобный Анания Новгородский. Июнь, 17 1581 Преподобный Трифон Кольский, или Печенгский. Декабрь, 15 1583 Блаженный Симон Юрьевецкий, Христа Ради Юродивый. Ноябрь, 4 1584 Преподобный Агапит Маркушевский. Май, 21 1584 Преподобный Сергий Малопинежский. Ноябрь, 16 1585 Блаженный Иоанн, по прозванию Большой Колпак, Христа ради Юродивый, Московский чудотворец. Июль, 3 1589 Преподобный Игнатий Ломский. Декабрь, 28 1591 Благоверный Царевич Димитрий Угличский И Московский, чудотворец. Май, 15 1591 Преподобный Ферапонт Монзенский. Декабрь, 12 1597 Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский). Июль, 8 до XVII в. XVII в. Праведный Афанасий Наволоцкий. Январь, 18 XVI-XVII вв. Преподобный Иона Яшезерский. Сентябрь, 22 XVI-XVII в. Праведный Василий Мангазейский (Туруханский). Март, 23 1602 Преподобный Мартирий Зеленецкий. Март, 1 1603 Праведная Иулиания Лазаревская. Январь, 2 1604 Святитель Иов, Первый Патриарх Московский и всея Руси. Июнь, 19 1607 Преподобномученица игуменья Анастасия и с нею 35 монахинь. Апрель, 10 1609 Преподобный Сергий Шухтовский (Шухтомский). Май, 19 1609 Преподобный Серапион Кожеезерский. Июнь, 27 1611 Преподобный Иосиф Заоникиевский. Сентябрь, 21 1612

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

бывш. Авнежского мон-ря, прп. Агапита - в приходской Благовещенской ц. бывш. Агапитова Маркушевского мон-ря, прав. Прокопия Устьянского - в приходской Введенской ц. Вельского у., прп. Тихона - в Крестогорской пуст. Никольского у., прп. Иоанна и его супруги Марии - в часовне при Вознесенской ц. в Вел. Устюге, блж. Иоанна - в ц. св. блж. Иоанна Устюжского в Вел. Устюге, прп. Киприана - в Михаило-Архангельском мон-ре Вел. Устюга, прп. Филиппа - в Янковском Знаменском мон-ре близ Вел. Устюга, прп. Симона - в приходской Крестовоздвиженской ц. бывш. Симонова Воломского мон-ря Великоустюжского у., прп. Леонида Усть-Недумского - в приходской Богородицкой ц. бывш. Усть-Недумской пуст. Великоустюжского у., прп. Сергия Малопинежского - в приходской Преображенской ц. Сольвычегодского у., сщмч. Петра Черевковского - при Успенской ц. Сольвычегодского у., прп. Логгина - в Коряжемском Никольском мон-ре, прп. Симона - в приходской Преображенской ц. Сойгинской пуст., прп. Димитрия Цилибинского - в часовне близ приходской Архангельской ц. бывш. Цилибинской пуст. Яренского у., блаженных Андрея Тотемского и Максима Тотемского - в Воскресенской ц. Тотьмы. Святые источники Памятью о прп. Корнилии Комельском является источник, находящийся в 500 м от трапезной ц. прп. Антония Великого на территории Корнилиева Комельского мон-ря. Близ места, где находился собор Глушицкого Сосновецкого мон-ря, сохранился колодец, выкопанный прп. Дионисием. На противоположном от Павлова Обнорского мон-ря берегу р. Нурмы - 2 источника: на месте колодца и келий прп. Павла. Близ алтаря Спасского собора в Спасо-Прилуцком мон-ре находится колодец, ископанный, по преданию, прп. Димитрием. Другие святыни В Павловом Обнорском мон-ре почитается камень-следовик, возле к-рого, по преданию, молился прп. Павел. В храме во имя прп. Вассиана Тиксненского в пос. Юбилейном Тотемского р-на почитается железная шапочка прп. Вассиана. В храме свт. Афанасия Александрийского в дер. Чирково Усть-Кубинского р-на - вериги прп. Александра Куштского.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Горский. Описание. 2. С. 122–123. 719 Филарет. Обзор. 1. С. 234. 720 ААЭ. 4. 311; Барсуков. Источники русской агиографии. С. 218. Житие Илариона в: Труды Владимирской уч. архивной комиссии. 10 (1908). Небольшая работа: Иероним. Жизнь Илариона, митрополита Суздальского (1867) — была мне недоступна. 721 Чистович И. Новгородский митрополит Иов, в: Странник. 1861. 2; работы: Постников. Афанасий, первый архиепископ Холмогорский (1866); Верюжский. Афанасий, архиепископ Холмогорский (1914) — к сожалению, тоже нам недоступны. Ср. также: ПБЭ. 1. С. 1087; 2. С. 181, 182. 722 Основную литературу о Никоне см. в главе XII. 723 Федотов Г. Святой Филипп, митрополит Московский (1928). Особенно с. 120–137, 206–220; Рождественский С. Митрополит Филипп, в: РБС. 724 Федотов. Там же. С. 104. 725 О канонизациях в XVII–XIX вв. см.: Голубинский. История канонизации в Русской Церкви (1903). 726 Ср. главу III, 4. 727 Ключевский. Жития. С. 319; Голубинский. История канонизации. С. 130. 728 Там же. С. 120; Коноплев. Ук. соч., в: Чтения. 1895. 4. С. 86–101. 729 Голубинский. Ук. соч. С. 117; Макарий, еп. Историч. сведения об Антониевом Сийском мон., в: Чтения. 1878. 3. 730 Голубинский. Ук. соч. С. 155, 314; Нилова пустынь, в: Чтения. 1875. 3; Успенский В. Историческое описание Ниловой Столобенской пустыни (1867. 3–е изд. 1886). 731 Голубинский. Ук. соч. С. 132; Ключевский. Ук. соч. С. 392; Серебрянский. Ук. соч. С. 317–326, 538–545, 568 и след. (житие Никандра). 732 Назовем лишь некоторых особенно знаменитых подвижников: Геннадий Вологодский († 1565), Иродион Илоезерский († 1564), Иосиф Заоникиевский († 1612); Адриан Андрусовский († 1549), Адриан Пошехонский († 1550), Симон Сойгинский († 1561), Зосима Ворбозомский († 2–я половина XVI в.), Леонтий Лехновский († 1611), Арсений Новгородский († 1570), Мартирий Зеленецкий († 1603), Агапит Маркушевский († 1584), Игнатий Вологодский († 1592), Сергий Шухтовский († 1609), Христофор Коряжемский († ок. 1572), Феодосий Тотемский († 1568), Ферапонт Монзенский († 1591). Ср.: Словарь исторический о святых (1836. 2–е изд. 1862); Голубинский. Ук. соч; Барсуков. Ук. соч. 733

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010