Позднее богослужение продолжалось в доме схиархиеп. Антония (Абашидзе) . В 1942 г. была возобновлена монашеская жизнь на нижней территории лавры, наместником был назначен уставщик архим. Валерий (Устименко), и в Крестовоздвиженской ц. вновь зазвучал К.-п. н. В 1961 г. мон-рь был закрыт во 2-й раз, богослужебная традиция переместилась в частные квартиры: в Житомире совершал службы с К.-п. н. насельник лавры с 1921 г. архим. Спиридон (Лукич), в Киеве - уставщик архим. Феодосий (в схиме Антоний). Во Владимирском соборе службы с К.-п. н. нерегулярно звучали в исполнении старых певчих лавры. Каждое из таких богослужений было событием для верующих Киева. Большую работу по возрождению К.-п. н. провел 1-й наместник Киево-Печерской лавры после ее возобновления в 1988 г. иером. (в наст. время архиеп.) Ионафан (Елецких) : были проанализированы граммофонные записи хора 1910 г., магнитофонные записи 1958-1960 гг., упорядочены нотные архивы архимандритов Валерия (Устименко) и Феодосия. Многое для восстановления мелодического предания мон-ря сделал архим. Спиридон (Лукич), чьи воспоминания об особенностях лаврского богослужебного устава и пения были записаны мон. Лаврентией (Черновой). В возрожденной обители было создано 2 хора - братский и из приглашенных профессиональных певчих. Основную нагрузку нес профессиональный хор, разделявшийся в праздники на 2 лика. Регентом хора приглашенных певчих был Б. И. Орлов. Одними из первых регентов братского клироса были иноки Владимир (Линенко; впосл. архим. Поликарп, уставщик Киево-Печерской лавры) и Павел (Письменный; впосл. архим. Спиридон, насельник Свято-Троицкого Ионинского монастыря). Хоры стремились возродить дух лаврского пения. Живой опыт стилевых особенностей К.-п. н. передал возвратившийся в лавру схиигум. Агапит (Кармаз), до 1961 г. служивший там канонархом. Черты стиля Одноголосие Наиболее ранние формы К.-п. н., записанные киевской нотацией, найдены в Супрасльском Ирмологионе 1596-1601 гг. (НБУВ ИР. Ф. 1. 5391) - древнейшей датированной юго-западнорусской нотолинейной рукописи, содержащей переводы крюковых образцов южнорус.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

26 июня 1871 г. по болезни, но гл. обр. из-за стремления к уединенной молитвенной жизни, И. был уволен на покой в Оптину пуст., поселился в скиту. Трудами И. близ кладбищенской церкви была устроена монастырская пасека, выстроены 2 братских корпуса (1875). Здесь он продолжал заниматься переводами с греч. языка, подготовил вместе с иеросхим. Анатолием (Зерцаловым) перевод 4-го тома «Добротолюбия» (М., 1872), а также перевод на рус. язык творений прп. Петра Дамаскина (из 3-го тома «Добротолюбия»), к-рые вышли отдельным изданием в 2 частях (М., 1874). И. написал неск. сочинений, в т. ч. «Монашескую жизнь по изречениям о ней св. отцов подвижников», «Для духовного руководства ученым инокам», а также «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архим. Моисея» (1882). В предисловии к жизнеописанию И. указал основные черты, которые по его мнению должны характеризовать этот жанр: «я старался как можно менее пускаться в личные рассуждения, а сопоставлять только факты, приводить по возможности более устные или письменные слова самого о. архимандрита» (Житие. 1992. С. 9). Среди наставников и друзей И. этих лет - старец и агиограф архим. Агапит (Беловидов) , который за 5 лет до возведения его в епископы увидел И., тогда еще архимандрита, сияющим, в архиерейском саккосе и омофоре. Вместе с др. насельниками И. беседовал с Л. Н. Толстым , посетившим Оптину пуст. 21 мая 1884 г. по инициативе митр. Киевского Платона (Городецкого) И. был назначен наместником Киево-Печерской лавры, с 1890 г. одновременно являлся благочинным мон-рей Киева и Киевского у. Служение И. в Киеве осложнялось отсутствием у него надежного помощника, к-рому можно было бы доверять. Так, И. считал невозможным перевести в Киев на эту должность знакомого великоросса: «Пришлого наместника, назначенного митрополитом, в лавре еще могли стерпеть. Но сам наместник не мог привести с собой ни одного монаха... Духовный собор не согласится. В Духовном соборе заседают упрямые хохлы. Здешняя братия не даст ходу новичку, жития ему не будет» ( Евгений [Дикалов]. 1911. С. 129). Примечательно, что на фотографиях лаврской братии И. запечатлен в клобуке оптинской формы, абсолютно нехарактерной для киевских иноков, что может свидетельствовать об обособленном положении архимандрита в Киево-Печерской лавре. По воспоминаниям современников, И. удалось заслужить в лавре репутацию человека высокой духовной жизни.

http://pravenc.ru/text/1237739.html

В Киево-Печерской лавре, Курско-Коренной пустыни и родной Носовке С открытием Киево-Печерской лавры в 1988 игумен Исаия был в числе ее первых насельников. Первые постриги совершались в пещерах. Среди первых лаврских постриженников батюшки были ныне известные священнослужители — митрополит Могилёв-Подольский и Шаргородский Агапит (Бевцик), наместник Киевского Введенского монастыря епископ Дамиан (Давыдов), архимандрит Никон (Русин) и другие. Но недолго довелось ему оставаться и в древней Киевской лавре. До будущего раскольника Филарета дошел слух, что старец указывал в беседах на вред, который привносила в жизнь Церкви так называемая «сестра» митрополита Родионова, контролировавшая многочисленные пожертвования, поступающие в лавру. В 1990 году игумен покидает обитель и поселяется в родной Носовке. О. Исаия обладал широкими знаниями народной медицины, знал сотни рецептов, сам готовил мази и лечебные настойки. Он также изготовлял уникальный ладан, который в то время был в большом дефиците, проводил вычитки, перед которыми несколько дней строго постился и молился. «При лечении необходимо молиться, ибо исцеляют не лекарства, а Господь с помощью врачей и лекарств» Рецепты о. Исаия собирал многие десятилетия, еще с фронта. Лечил пустынников на Кавказе, лечил в Грузии, в Почаеве, Киеве. Одной из послушниц он передал эти рецепты со словами: «Настанет время, когда я не смогу вас лечить, а рецепты вам пригодятся. Но при лечении необходимо молиться, ибо исцеляют не лекарства, а Господь с помощью врачей и лекарств». Вскоре архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий приглашает старца наместником открывшейся Рождества Богородицы Курско-Коренной пустыни с возведением в сан архимандрита. О. Исаия принял известную обитель в разрушенном состоянии. Храмы были уничтожены, целебный источник засыпан тоннами песка, в бывших корпусах, переоборудованных под коммунальные квартиры, жили семейные люди. Наместник с малочисленной братией принимается за восстановление святыни. Враг рода человеческого и здесь ополчился на подвижника. Однажды его избили прямо у стен монастыря. И без того подорванное многолетними подвигами здоровье требовало лечения. Написав рапорт владыке, отбыл в паломничество на Афон, по возвращении получил указ о выходе за штат. Поселился старец в селе Зимовеньки под Белгородом, где организовал монашеский скит.

http://pravoslavie.ru/104127.html

Появление армян в Киеве (наряду с поляками-латинянами) вызвало гнев игумена Феодосия, что отразилось не только в устной его полемике с ними, но и в письменном обращении к князю Изяславу Ярославичу (поселившему в Киеве неправославных подданных). Во втором послании, написанном в 1069 г. по поводу приглашения князем Изяславом в Киев поляков-латинян (для подавления восстания горожан) – «Слове святого Феодосья игумена Печерьскаго монастыря о вере крестьянской и о латынськой», св. Феодосий критикует латинские церковные обряды, в числе которых и армянские: употребление опресноков во время Евхаристии, отсутствие у них икон и особенное почитание ими креста , обычай посыпать новорожденного солью . Согласно прп. Феодосию, «бывшему в иной вере – в латинской ли, в армянской ли, в сарацинской ли – не видеть жизни вечной, ни чести быть со святыми» . Не принимали вероучение Армянской Церкви и многие другие представители русского духовенства. В житии еще одного подвижника Киево-Печерского монастыря прп. Агапита († ок. 1095 г.) сохранилась история его взаимоотношений с врачом-армянином (из армянской колонии Киева), известного и пользовавшегося благорасположением при великокняжеском дворе . Для прп. Агапита данный армянин был по вероучению «иноверный и нечестивый» . Имевший от Бога дар врачевания, прп. Агапит вышел победителем в состязании (в предсказаниях) с врачом-специалистом, в результате чего, посчитав это чудом, врач-армянин перешел в православие и стал монахом Киево-Печерского монастыря .          На стене одной из старых подземных келий данного монастыря во время раскопок были обнаружены надписи 1105 г., среди которых имеются знаки не только кириллицей, но среди текста неразборчивыми армянскими буквами можно определить написанное по-армянски имя – «Василий», возможно имя указанного врача-армянина, а в старых пещерах найдены следы еще одного армянина – захоронение XI–XII в. «святого отрока-армянина» . 3. Участие представителей ученого духовенства Армянской Церкви и Русской Церкви в Киевском соборе 1157 г. для совместной борьбы с сектантским учением «армянина мниха Мартина»

http://bogoslov.ru/article/6192720

В завершение похвалы “чину” русских преподобных Сергий (Шелонин) прославляет двух знаменитых духовных писателей — преподобных Иосифа Волоцкого и Максима Грека 33 . Однако на этом Похвальное слово русским преподобным еще не заканчивается: Сергий (Шелонин) продолжает его похвалой русским святителям, соединившим аскетический подвиг с пастырским служением. Святительский лик представлен в Слове Сергия (Шелонина) именами трех митрополитов московских ( Петра, Алексея и Ионы ), трех новгородских святителей ( Никиты, Иоанна и Евфимия ), четырех древнерусских иерархов, упомянутых в Киево-Печерском патерике ( Исаии Ростовского , Иоанна Черниговского , Антония Юрьевского и Луки Белгородского ) 34 , трех епископов — “просве­тителей” языческих народов ( Леонтия Ростовского , Стефана Пермского и Гурия Казанского ), а также борца за чистоту православной веры Геннадия Новгородского . Заключают этот список имена митрополита Филиппа и патриарха Гермогена 35 , отдавших жизнь за свою паству. Вместе с ними в состав лика русских святителей оказались включены также и два греческих иерарха — Марк Ефесский и Григорий Солунский , которых автор Слова объединил в одном контексте с патриархом Гермогеном , создав тем самым триаду святых защитников Православия, отстоявших пред лицом латинского “нечестия” догматы Православной веры 36 . Итак, характеризуя содержание Похвального слова русским преподобным, мы должны отметить проявившуюся в нем тенденцию к расширению “чина” русских преподобных за счет включения в него других “чинов” святости 37 и к постепенному превращению его в “собор” всех русских святых. В заключение приведем полный список имен святых, названных в Похвальном слове Сергия (Шелонина). Его составляют: 1. “Собор” киево-печерских святых: Антоний и Феодосий Печерские, игумен Варлаам, Исаакий Затворник, Моисей Угрин, Евстратий Постник, Никон Сухой, священномученик Кукша, Афанасий Затворник, Марк Пещерник, Феофил Многослезный, Спиридон Просвирник, Алимпий Иконописец, Никола Святоша, Агапит Целитель, Григорий Чудотворец, Иоанн Затворник, Прохор Лебедник, Пимен Многострадальный, страстотерпцы Федор и Василий. (Кроме них упомянуты также: Матвей и Онисифор, Никон, Дамиан, Герасим, Ларион, Ефрем, Герман, Стефан, Нифонт, Марин, Мина, Никола, Феоктист, Лаврентий).

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

Наконец, болезнь сокрушает нашу самонадеянность и укрепляет упование на Бога. Находясь в крепости сил и здоровья, мы более или менее увлекаемся самонадеянностью, все приписываем своим силам и способностям, своему умению и искусству. Успеваем ли в чем-нибудь? Самодовольно радуемся. Встречаем препятствия и неудачи? Ропщем и негодуем, обвиняем всех и все, исключая, только самих себя. Болезнь телесная сокрушает этот идол самонадеяния и обнажает всю нашу немощь и бессилие, всю бренность и ничтожество естества нашего. Тогда мы чувствуем, что не только все успехи и неуспехи наши, но и самые силы и жизнь наша не в нашей власти; что есть Сила, которая подает нам и дыхание и жизнь, поддерживает и сохраняет наши силы или же низлагает и сокрушает их. Есть высочайшая Премудрость, которая управляет судьбою нашей, которая мертвит и живит, возводит смиренных и низлагает гордых, благословляет труды наши желаемым успехом, или же оставляет их тщетными. Чем живее возбуждается в нас это сознание, тем более укрепляется наша надежда и упование на Бога, тем совершеннее утверждается сердце наше в преданности воле Божией. Русская Православная Церковь накопила бесценный опыт в понимании причин возникновения болезней, продолжая «эстафету» Византии и восточного Православия, внося свою неоценимую лепту в сокровища Вселенского Православия. Первые монастыри на Руси, в частности Киево-Печерский,Черниговский взяли на себя попечении о болящих телесно, душевнобольных, создавали больничные койки, ухаживали за лежащими и тяжелобольными, уподобляясь евангельскому самаритянину. Монастыри стали очагами борьбы с болезнями и немощами. Примером мог бы стать св. Пимен Многоболезненный, безмездный врач Агапит Печерский и множество других. По существу несчастье для человечества составляет не болезнь, а причина ее — болезнь души — страсти и грех, которые и лежат в основе болезни тела. Как пишет св. прав. Иоанн Кронштадский: «Все наши болезни суть наказание Божие за грехи; они очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его».

http://azbyka.ru/zdorovie/pravoslavnoe-p...

Ближнем и Среднем Востоке. Ташкент, 1967. С. 98-101, 158-159; Sezgin F. Geschichte des arabischen Schrifttums. Leiden, 1970. Bd. 3. S. 270-274; 1971. Bd. 4. S. 344-345; 1974. Bd. 5. S. 285-286; 1978. Bd. 6. S. 180-182; Harvey L. R. Qusta   ibn Lu  qa   al-Ba‘labakk//Complete Dictionary of Scientific Biography/Ed. Ch. C. Gillispie. N. Y., 1975. Vol. 11. P. 244-246; Wilcox J. The Transmission and Influence of Qusta   ibn Lu  qa   " s «On the Difference between Spirit and the Soul»: Diss. N. Y., 1985; eadem. Our Continuing Discovery of the Greek Science of the Arabs: The Example of Qusta   ibn Lu  qa  //Annals of Scholarship. N. Y., 1987. Vol. 4. N 3. Р. 57-74; Hill D. Kusta   b. Lu  ka   al-Ba‘labakk//EI. 19862. Vol. 5. P. 529-530; Nasrallah. Histoire. 1988. Vol. 2. T. 2. P. 52, 57-64, 67-70; Siraisi N. G. Medicine and the Italian Universities, 1250-1600. Leiden, 2001. P. 134; Панченко К. А. Коста ибн Лука (830-912) и его место в арабо-христианской историографии//ППС. 2003. Вып. 100. С. 153-163; Gutas D. Pensée grecque, culture arabe. P., 2005. P. 125, 132, 136-140; Kheirandish E. Qusta ibn Luqa al-Ba‘labakki//Biographical Encyclopedia of Astronomers/Ed. Th. Hockey et al. N. Y., 2007. Vol. 2. P. 948-949; Griffith S. H. The Church in the Shadow of the Mosque: Christians and Muslims in the World of Islam. Princeton, 2008. P. 86-88, 120-121; Swanson M. N. Qusta   ibn Lu  qa  //Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History/Ed. D. Thomas et al. Leiden; Boston, 2010. Vol. 2. P. 147-153. Т. К. Кораев Рубрики: Ключевые слова: БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики ИБН ЭЗРА (1089 или 1092 - 1164 или 1167), иудейский философ, богослов, толкователь ВЗ, поэт, грамматик, астроном, математик и врач АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой АЛЕКСАНДР ФРИГИЕЦ († 177), один из 48 лионских мучеников; врач, по происхождению фригиец, мч. Лугдунский (пам. зап. 25 июля, 2 июня) АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782)

http://pravenc.ru/text/2462331.html

В 1902 году Волынская духовная семинария была перемещена из города Кременца в город Житомир, отъезд отца ректора был назначен на 1 сентября. «В этот же день с благословения преосвя­щенного Антония состоялись торжественные проводы главной святыни семинарской церкви – копии чудотворной Киево-Печерской иконы Божией Матери , – писал об этих событиях их участник, студент Киевской духовной академии Андрей Грисюк [d] . – Утром в бывшем семинарском храме отцом ректором семинарии была совершена Божественная литургия. В пять часов был назначен молебен перед упомянутой иконой и затем крестный ход с ней из семинарской церкви на вокзал. К этому вре­мени в церкви собрались крестные ходы из всех приходских церк­вей города Кременца. Семинарская церковь едва вмещала всех пожелавших проститься с семинарией. Отец ректор перед на­чалом молебна обратился к обитателям города Кременца с послед­ним, очень сердечным прощальным словом, в заключение которо­го он преподал им Божие благословение мира и предложил помолиться Небесной Царице и Заступнице человеческого рода. Затем перед святой иконой, поставленной посредине церкви в на­рочито устроенных носилках, был отслужен молебен отцом ректо­ром и всем городским духовенством с присоединением прошений из молебного чина отправляющимся в путешествие». После мо­лебна состоялся крестный ход на вокзал. В 1902 году архимандрит Амвросий, оставаясь ректором Во­лынской духовной семинарии, был назначен председателем Владимиро-Васильевского братства, в 1903 году – благочинным церквей мужского и женского духовных училищ и церковно-­учительской школы и председателем Волынского церковно-архе­ологического общества. 12 мая 1904 года он был назначен епископом Кременецким, вторым викарием Волынской епархии. Совершение хиротонии, состоявшейся 30 мая в городе Житомире, возглавил митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий); вместе с ним служили епископы Волынский и Житомирский Антоний (Хра­повицкий), Уманский Агапит (Вишневский), Люблинский Евлогий (Георгиевский) и Новомиргородский Димитрий (Сперовский).

http://fond.ru/foto/585/Amvrosiy/

Возможно, летом 1877 г. Н. Г. м. посещал Ф. М. Достоевский , отдыхавший вместе с семьей близ Мирополья, на хуторе М. Прикол. В 1905 г. в Н. Г. м. проживали 41 монах, послушник и 58 чел. на испытании. Обитель владела 255 дес. земли. С момента 2-го открытия Н. Г. м. настоятелями были архимандриты: Нестор - с 1863 г., Агапит - с 1890 г., Иоанн - с 1903 г., Пимен - с 1905 г., Мелитон - с 1908 г. В 1922 г. Н. Г. м. был закрыт, но насельники некоторое время продолжали проживать на территории мон-ря, а также в меловых пещерах, сохраняя чудотворную Пряжевскую икону. После 1937 г. в упраздненном мон-ре разместили колонию для малолетних преступников, а позже - школу-интернат для детей-сирот. Покровский храм был отдан клубу, Преображенский и Никольский храмы разобраны на кирпич. Митр. Курский и Рыльский Ювеналий (Тарасов) не раз ставил вопрос о передаче Церкви комплекса зданий мон-ря. Первое богослужение в возвращенной обители он совершил 19 дек. 2001 г., в день памяти свт. Николая Чудотворца. Восстановлены храмы, братский и настоятельский корпуса. Среди святынь обители - чудотворная Пряжевская икона Божией Матери, ковчег с 84 частицами мощей Киево-Печерских святых, ковчег с частицей мощей свт. Иоасафа Белгородского, ковчег с частицами мощей преподобных старцев Оптинских. В 2008 г. архиеп. Конотопский и Глуховский Лука (Коваленко) передал мон-рю 9 частиц мощей преподобных старцев Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни . В июне 2002 г. возобновлена традиция крестных ходов с Пряжевской иконой в с. Мирополье Краснопольского р-на Сумской обл. (Украина). Начиная с 2014 г. крестный ход на территорию Украины отменен, вместо этого икону приносят в храм в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Гуеве Суджанского р-на, а затем доставляют автотранспортом в Свято-Троицкий храм г. Суджи. День празднования иконы - 8-я суббота после Пасхи. С 2002 г. при Н. Г. м. работает швейная мастерская, в которой изготавливают богослужебные облачения. Монастырь имеет подворье в г. Курске. К марту 2018 г. в Н. Г. м. проживали настоятель игум. Питирим (Плаксин) и 20 насельников.

http://pravenc.ru/text/2566152.html

При проверке сего перевода для издания в свет принят был оптинцами во внимание первопечатный славянский перевод, изданный в Киево-Печерской лавре в 1617 году. Первое издание этой книги в русском переводе напечатано было в 1856 году. 12. Житие преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова . Напечатано на славянском языке в том же 1856 году. 13. Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. Изданы в свет в русском переводе в 1858 году. Из книги: «Восторгнутые класы» и «Добротолюбия». 14. Преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова , игумена и пресвитера, бывшего от ограды св. Маманта, слова весьма полезные, «Двенадцать слов». Изданы на славянском языке в конце 1858 года. 15. Преподобного отца нашего Орснсия, аввы Тавениснотского, об устроении монашеского жительства. Буквальный перевод сей книги с латинского на русский сделан был вышеупомянутым Константином Карловичем Зедергольмом. Книга издана в 1859 году. 16. Преподобного отца нашего аввы Исаии , отшельника египетского, духовно-нравственные слова. Книга напечатана в 1860 году в русском переводе, для коего сверх древнего славянского, приписываемого старцу Паисию, перевода послужил русский перевод, сделанный несколько лет прежде с славянского одним любителем отеческих писаний духовного сана. Для уяснения же некоторых темных мест пользовались латинским текстом сих слов, находящихся в библиотеке св. отцов Голланда. Итак, с 1845 по 1860 год включительно под руководством старца Макария издано в свет 16 книг, из коих 5 – на русском наречии, одна – на славянском и русском, а остальные 10 – на славянском. Все они напечатаны гражданскими буквами. Первое место между этими изданиями бесспорно принадлежит творению великого учителя иноческой жизни св. Исаака Сирина . Затем следует книга преп. аввы Дорофея , которую старец Макарий, как выше упомянуто, справедливо называл монашескою азбукою, особенно указывая на нее всем новоначальным послушникам, желавшим положить прочное начало в деятельной жизни духовной, которая, по учению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010