Читала, что, когда ежегодно переоблачают преподобных Печерских, у них стоптаны тапочки. Я свидетельствую, что и ко мне, грешной, приходил преподобный Агапит Печерский, дабы исцелить мои язвы духовные и телесные, укрепить мою веру, еще слабую. Я благодарю Господа Иисуса Христа за Его великие милости, благодарю преподобного Агапита Печерского и всех отцов Киево-Печерских. Какие же мы счастливые, что имеем таких небесных заступников и помощников в нашей земной жизни. Р.Б. Ирина, г. Киев, 10.08.2014 Исцеление при неустановленном диагнозе Собор святых Киево-Печерских с иконой Успение Богоматери. XVII в. У меня болела нога, не сгибалась, была опухшая и твердая, как дерево. В институте им. Шалимова мне предложили операцию без гарантий на выздоровление, так как диагноз не был установлен. Я обратился за помощью к Богу. По совету монаха я соборовался и просил помощи у преподобных отцов Печерских. Исповедался, причастился, и каждое воскресенье был на Литургии. И по милости Божией я исцелился, нога пришла в норму. Благодарю Господа. Виктор, Киев Избавление от нечистого духа и исцеление кисты Я, р.Б. Елена, прихожанка Киево-Печерской Лавры, имела в себе нечистого духа (одержимость), стала очень сильно бесноваться, постоянно вскрикивала на исповеди, перед Причастием, когда посещала Пещеры. Каждое воскресенье посещала Божественную Литургию, причащалась, часто ходила в Ближние и Дальние Пещеры, прикладывалась к Мироточивым главам. По молитвам преподобных Печерских исцелилась и перестала кричать и бесноваться. Болела в течение года. Слава Богу за все! Летом 2014 года прошла осмотр у врача-гинеклога. При осмотре обнаружили полип в матке, нужно было срочно делать операцию, так как он был очень большой (13 мм) и если его не удалить, то мог перерасти в злокачественную опухоль. В течение месяца я посещала Лавру, постилась, молилась, регулярно причащалась, посещала молебен Марку-Гробокопателю, Ближние и Дальние Пещеры, прикладывалась к Мироточивым главам. Перед операцией сделала повторное УЗИ – и полипа не обнаружили. Вначале не поверила и решила сделать еще одно обследование, и опять УЗИ показало, что его нет. Молитвами преподобных Печерских я получила второй раз исцеление.

http://pravoslavie.ru/89428.html

Теперь Лавра — отдельный духовный город. В ней есть почта, гостиница, пекарня, издательство, больница. Кстати, самая первая на Руси больница появилась именно здесь — в начале XI века князь Николай Святоша (первый князь на Руси, ушедший в монастырь) заложил рядом с надвратным Троицким храмом больничный двор для недужных и немощных монахов. Впоследствии этот двор стал монастырем в монастыре. В Лавре почти все «первое на Руси»: первый «безмездный» врач (св. Агапит, на раке которого всегда цветы в знак благодарности за исцеления), первый историк (св. Нестор летописец), первый русский иконописец (св. Алипий). Сейчас Лавра разделена на Верхнюю и Нижнюю территории. Разделение это естественно, за счет расположения построек Лавры на террасах разного уровня. На территории Верхней лавры находятся самые большие храмы: Великая (престольная) церковь Успения Богородицы и трапезная церковь Преподобных Антония и Феодосия Печерских, где богослужения совершаются регулярно. Вход на территорию Верхней лавры по билетам, так как это музейный комплекс. Можно купить билет с экскурсией. В Успенском соборе продается очень хороший справочник-путеводитель, изданный издательством Киево-Печерской лавры к двадцатилетию возрождения монашеской жизни в Лавре. Телефон Киево-Печерской лавры: +38 044 280-46-27, www.lavra.ua, Адрес: ул. И. Мазепы, д. 25. И мертвые ответили: «Христос Воскресе!» На Нижней территории Лавры располагаются лабиринты Ближних и Дальних пещер, где почивают мощи 120 Киево-Печерских святых XI-XX веков. Мощи святого Ильи Муромского покоятся в Ближних пещерах. Как и многие святые мощи, они нетленны. Преподобного Илью из Мурома часто ассоциируют с былинным героем — богатырем, однако однозначных данных на этот счет нет. В Печерском патерике (главном письменном источнике лаврской истории) богатырь Илья не упомянается Экскурсия по пещерам потрясает. Представьте, что вы оказались внутри древнего ящика-мощевика. Сверху захлопнули крышку, и вот вы бродите между святынь в полумраке, освещая себе путь одной лишь свечкой. Свеча в руке тает, душно. Плывешь в свечном тумане мимо гробов с мерцающими покровами. «Выпустите!» — кричит разум, неожиданно почуяв первые признаки клаустрофобии. Но душа говорит: «Терпи! Вникни, помолись этим людям, лежащим в раках. Они живые имели такую веру в Бога, что сейчас могут, мертвые, наполнить тебя ею доверху». Да что говорить, они и сейчас кажутся живыми.

http://pravoslavie.ru/55346.html

То есть если бы сейчас люди обратились к Церкви, то и сейчас так открыто были бы явлены такие угодники и в таком количестве?  — Вы знаете, есть много угодников Божиих, но Господь видимо попускает нам не видеть их из-за нашей холодной молитвы. Что такое молитва? Это беседа с Богом, это наша культура поведения, это наша одежда, это наше собрание на молитву. Мы одеваемся как попало на пир Царя, Которого мы телесными глазами не видим, но чувствуем Его присутствие. Как мы себя ведем во время молитвы? Толкаемся, ругаемся. Когда идет молитва, мы смотрим на телефоны, читаем сообщения. Вообще думаем о мире, но только не о благе своей души. И если бы мы молились как Симеон Новый Богослов, как Мария Египетская, то мы тоже подымались бы на полтора метра от земли. Святым отцам Киево-Печерским не нужно было света свечи в пещере. Им Свет Небесный освещал Псалтырь, которую они читали, и то ложе, которое они орошали слезами покаяния. Вот это молитва! Есть конечно люди, которые молятся горячо, потому что если бы не было праведников, то мир уже не существовал бы. «Где двое или трое собраны во имя Мое, Там и я посреди них» (Мф.18, 20). И я верю, что Христос всегда с нами на службе. И даже, если ты один беседуешь с Ним наедине, то Он рядом с тобой. Не надо искать Его где-то. Близость с Богом открывается в молитве сокрушенного сердца. Не стала ли молитва преподобных отцов о просящих их помощи менее действенна, чем при жизни этих святых? — Сегодня мы живем рядом с этими преподобными. Они не умерли – они живы, это мы умерли. Потому что мы забываем молиться им, мы ездим на Афон, и в другие святые места. А вот своих святых, которые свидетельствуют нам о Христе, мы не знаем. Господь сказал, что если зерно не умрет – оно не принесет плода. Если при жизни единицы людей знали угодников Божиих, то после смерти их знает весь мир, потому что Господь оставил их нетленные мощи. Если раньше преп. Агапит прятался от всех, то сегодня он проповедует всем. Все преподобные прятались в пещерах от народа. Сегодня они вместе с народом и народ на протяжении тысячи лет идет к ним, и их благодать не оскудевает. И подземелье стало небом, потому что там и мученики, и исповедники и подвижники, которых недостоин весь мир.

http://pravmir.ru/sovremennyie-chudesa-k...

О. А. Крайняя Рубрики: Ключевые слова: АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ИГНАТИЙ († ранее 1434), Киево-Печерский, архим., прп. (пам. 20 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) АВРААМИЙ ИГУМЕН († между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп. Киево-Печерский (пам. 29 окт. в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/180355.html

И. В. Жиленко Иконография Парадный ростовой портрет И. 1-й пол. XVIII в. (НХМУ; см.: Украïнський портрет XVI-XVIII ст.: Кат.-альбом/Авт.-укл.: Г. Бeлikoba, Л. Членова. К., 2004. С. 171. 151) первоначально находился на хорах Успенского собора Киево-Печерской лавры в ряду изображений настоятелей обители. Архимандрит представлен вполоборота влево, на нем мантия и черный клобук округлой формы, на груди - крест, в правой руке - посох, в левой - книга и четки. И. средних лет, с небольшой русой бородой; слева вверху помещен его герб с аббревиатурой титула, внизу - надпись: «Архимандритъ Iocuфъ тризна». Слева - аналой с большим Распятием и книгой, справа - красный занавес. Портрет И. 60-х гг. XIX в. (НКПИКЗ), происходящий из конгрегационного зала КДА, является поясным повторением этого полотна из галереи лаврских архимандритов (Для посетителей портретной залы КДА: [Кат.]. К., 1874. С. 4. 7; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 293; Титов Ф. И., прот. Имп. КДА в ее 3-вековой жизни и деятельности (1615-1915): Ист. зап. К., 2003. С. 154). Е. В. Лопухина Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ИГУМЕН († между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп. Киево-Печерский (пам. 29 окт. в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/578555.html

204-205 АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости 205-210 АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров 210-211 211-212 212-213 АГАДЖАНЯН Григорий Петр (1895-1971), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кардинал Католической Церкви АГАМА 1) название особой категории текстов, создававшихся с нач. I тыс. по Р.Х.; 2) А. или тантра, свящ. тексты кашмирского шиваизма 213-214 АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии 214-219 АГАПИЙ († ок. 250), мч. Севастийский (пам. 3 нояб.) - см. Евдоксий, Аттик, Агапий, Катерий и др., мученики Севастийские 220-221 221-222 АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) 223-224 224-225 225-226 АГАПИТ (Борзаковский Александр Корнилович; 1860-1938), архиеп. Новоторжский, вик. Калининской епархии 226-227 АГАПИТ (Вишневский Антоний Иосифович; 1867-1925 или 1926), архиеп. Екатеринославский и Мариупольский 227-228 228-229 АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря 229-230 230-231 231-232 АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) 232-233 233-234 АГАТАНГЕЛ (Агафангел), митрополит Зворницко-Тузланский Сербской митрополии (1848 - между 1860 и 1862) 234-235 234-235 АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Предлагаемое теперь жизнеописание старца отца Леонида под заглавием «Первый великий старец Оптинский, иеромонах Леонид (в схиме Лев)» вновь переделано, значительно дополнено, и погрешности в нем по возможности исправлены. В состав его, кроме изложенного в записках киево-печерского иеросхимонаха Антония, вошло еще несколько устных рассказов оптинских старожилов-монахов, которых теперь уже давно нет на свете. Также принята во внимание помещенная в «Душеполезном чтении» за апрель 1881 года статья Андрея Ковалевского под заглавием «Воспоминания о духовнике Киево-Печерской лавры иеросхимонахе Антонии». В этой статье автор поместил немало сведений об оптинском старце отце Леониде, слышанных им от иеросхимонаха Антония. Но в статье этой встречаются неточности. Например, предместником Калужского епископа Николая (Соколова) Ковалевский называет Евлампия (Введенского). На самом же деле предместником епископа Николая был епископ Никанор (Клементьевский) , впоследствии Санкт-Петербургский митрополит. И между епископом Евлампием, скончавшимся в 1813 году, и епископом Николаем, вступившим на Калужскую кафедру в 1834 году, был целый ряд калужских епископов (см.: «Церковные ведомости» за 1899 год 33. «Калужские архипастыри»). Еще: оптинского старца иеросхимонаха Макария Ковалевский называет спостником киево-печерского иеросхимонаха Антония. Отца Макария можно назвать спостником Антония, только не киевопечерского, а оптинского скитоначальника иеромонаха Антония (Путилова). Киево-печерский же иеросхимонах Антоний был в то время одним из новоначальных скитских послушников и вскоре переведен был в Тихонову пустынь. Еще: путешествие киево-печерского иеросхимонаха Антония на Валаам, в Свирский и другие монастыри Ковалевский относит ко времени после кончины старца Леонида и говорит, что ему на дорогу оптинский скитоначальник Антоний дал пять рублей. Но старец отец Леонид скончался в 1841 году, а оптинский скитоначальник Антоний в 1839 году переведен был в Малоярославецкий монастырь в настоятеля, где и прожил более десяти лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

В Лавру пришло много молодых людей, в том числе и после семинарии. Наместник, отец Ионафан, вообще всегда любил работать с молодежью. Он сразу смог организовать молодежный и братский хор. Я думаю, монастыри как раз и надо открывать людям молодым – у них есть желание сделать в жизни что-то важное, а главное – в отличие от людей постарше у них есть силы на строительство, реставрацию… Я стал одним из первых лаврских пострижеников – третьим или четвертым. Все в том же 1988 году, осенью, на память Казанской иконы Божьей Матери архимандрит Ионафан сказал, что есть благословение постричь меня в монашество. Постригали тогда очень торжественно, в Дальних пещерах. Собиралось много киевлян – посмотреть на постриг пускали всех желающих. Постригали возле гробницы преподобного Феодосия, основателя Дальних пещер. Братия потом три ночи ночевала в Аннозачатьевском храме, молилась на службе, причащалась… Так потихоньку возобновлялась жизнь Киево-Печерской лавры. Стали возвращаться старые монахи, жившие здесь до, во время или сразу после Великой Отечественной войны. С 60-х годов, когда Лавра была закрыта, они жили в Почаеве, в Одессе и других монастырях. Этих старых монахов было немного – всего человека четыре. Среди них особенно запомнился игумен Агапит. Господь дал ему замечательный дар – очень красивый голос, основным его послушанием был хор. Выстоять без раскола В советское время в Киеве было открыто всего четыре храма. В девяностых, после распада Советского Союза, они стали открываться, но была проблема с кадрами – священников не хватало. Чтобы храмы не захватывали раскольники, в них направляли братию Киево-Печерской лавры. Так сохранился и храм в Ботаническом саду – туда направили служить нас. Из этого храма вырос Свято-Троицкий Ионинский монастырь. Время для Церкви было сложное. Раскол произошел в 1991 году, а власти желали сохранить за Филаретом все киевские храмы, потому что он представлял «национальную церковь». Националисты хотели, чтобы Лавра подчинялась Филарету, к нам заявлялись братчики, пытались выселить братию, дело доходило до драк. Но Лавра с самого начала четко отстаивала позицию канонического устроения. В раскол ушли только несколько семинаристов, а вся братия осталась в лоне Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Никто не польстился ни на архиерейские хиротонии у раскольников, ни на какие-то иные привилегии.

http://pravmir.ru/mitropolit-mogilev-pod...

Прп. Антоний воспитал таких подвижников благочестия, как прп. Феодосий Киево-Печерский, блаженные Варлаам и Никон, епископ Владимирский Симон, епископ Переяславский Ефрем, прп. Нестор Летописец, блаженный Агапит Врачеватель, и многих других, имена которых по праву украсили историю Русской Церкви. Ученики прп. Антония, прошедшие его школу иночества, числом и делами были так велики, что сомнений в исполнении пророчества афонского игумена никогда не возникало, а прп. Антония с незапамятных времен нарекли основателем русского монашества. Заслуживает внимания и такой факт. Первый русский по происхождению митрополит, Иларион, «муж благ, книжен и постник» (12, 268), выдающийся богослов, первый русский духовный писатель, автор одного из шедевров древнерусской письменности «Слова о законе и благодати», по аскетическому складу характера некогда ископал себе на берегу Днепра в княжеском селе Берестове небольшую пещерку. После поставления его на киевскую митрополию именно в ней поселился прп. Антоний и «возлюбил сие место зело» (12, 269). Так Иларионова пещера дала начало великому Печерскому монастырю. Случайно ли? Что-то очень большое, загадочное и до конца непостижимое видится мне в таком символическом скрещении судеб. Незримые небесные нити, с помощью прп. Антония связавшие Киевскую Русь со Вторым уделом Пресвятой Богородицы, простерлись еще дальше, на север Руси. Агафья Семеновна Мельгунова из старинного рязанского рода дворян Степановых после смерти мужа в 1756 году в твердой решимости посвятить свою жизнь служению Богу отправилась вместе с маленькой дочкой в Киев и поступила в Киево-Флоровский монастырь, находившийся неподалеку от Киево-Печерской лавры. Однажды то ли в легкой дремоте, то ли в ясном видении явилась ей Пресвятая Богородица и молвила: «…как Я раба моего Антония вывела из Афонского жребия Моего, Святой Горы Моей, чтобы он здесь, в Киеве, основал новый жребий Мой — Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди… на север России… и будет место, где Я… осную такую обитель великую Мою, на которую низведу… все благословения Божии и Мои со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева… равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это Четвертый жребий Мой во вселенной…» (17, 22–24). Местом этим, как известно, оказалось село Дивеево, где через некоторое время трудами матушки Александры (Мельгуновой) и прп. Серафима Саровского возник Дивеевский женский монастырь, в котором ныне почивают их святые мощи и куда сегодня совершают паломничество миллионы русских людей. Среди почитаемых икон Дивеевского монастыря конца XIX века упоминается чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», привезенная с Афона в 1860-е годы.

http://pravoslavie.ru/31792.html

Этот нелукавый муж любил и в других прямодушие: «Ребята! За что купил, за то и продавай!» – и всякий после откровения помыслов преподобному мог засвидетельствовать, что выходил из его кельи в душевном мире и радости. Так созидалась в Оптиной та небывалая духовная атмосфера, которая прославила ее на весь мир. Есть еще одно, очень важное, на наш взгляд, осмысление религиозного подвига, открывающееся нам со страниц этой книги. Осмысление, необходимое именно нашему времени – сегодняшнему поколению христиан, с таким воодушевлением ищущему то великих знамений, то явлений прозорливости и благодатной духовной силы, то скорой чудесной помощи по своим собственным, порой недостаточно зрелым понятиям о том, на что направлена должна быть эта сила и эта помощь... Одному из своих учеников, будущему схимнику и духовнику Киево-Печерской лавры, сетовавшему на то, что не случалось ему видеть от старца чудес, преподобный Лев, уже прославившийся и прозорливостью, и даром исцелений, внушительно заметил, что самое досточудное заключается как раз не в этом. «А то разве не чудо, – сказал послушнику старец, – чтобы обтесать такой базарный пень, из которого со временем выйдет что-нибудь хорошее и годное!» Нас, хотящих «мимоходом спастись» и «наскоро научиться», так склонных мечтать о себе и стремящихся «задешево купить» то, что покупается дорогою ценой благочестия, основатель оптинского старчества, как отец чадолюбивый, возвращает на путь каждодневной, невидимой миру борьбы со страстями, в которой ни один вздох наш не будет забыт у Бога. Монахиня Евфимия (Аксаментова) Текст жизнеописания и писем печатается по изданию: [Агапит (Беловидов), схиархимандрит]. Первый великий старец Оптинский иеромонах Леонид (в схиме Лев). – 2-е изд. – Шамордино Калужской губ.: Козельская Введенская Оптина пустынь, 1917. При подготовке публикации редакцией сохранены особенности авторского стиля, раскрыты сокращения, упорядочено правописание прописных и строчных букв, орфография и пунктуация приведены в соответствие с нормами современного русского языка, добавлены краткие примечания, раскрывающие смысл устаревших слов и выражений.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010