В 1764 г. пустынь была отнесена к заштатным монастырям. В 1770-1776 гг. настоятель имел звание строителя. В 1773-1867 гг. настоятели обители председательствовали в Осташковском духовном правлении. В 1775 г. личным повелением имп. Екатерины II Алексеевны в Н. С. п. «навсегда» учреждена архимандрития. Высочайшим указом от 20 сент. 1775 г. в архимандриты был определен соборный иеромонах Киево-Печерской лавры Маркиан (Потёмкин), однако указом от 4 дек. 1775 г. это назначение было отменено, иером. Маркиан оставлен в лавре, а в сан архимандрита 10 янв. 1776 г. возведен строитель (с 30 сент. 1773) Феодосий II (Буйков; († 1781)) ( Успенский. 1902. С. 85, 92). Начиная с 1799 г., архимандриты пустыни в разное время исполняли должность благочинных ближайших к обители мон-рей. Развитию Н. С. п. способствовала деятельность архим. Павла, управлявшего обителью в 1801-1839 гг. В 1807-1809 гг. в мон-ре находилась т. н. Русская школа, в к-рой обучались 50 мальчиков-сирот из семей священнослужителей, ее главным надзирателем являлся сам архимандрит. 12 июля 1820 г. обитель посетил имп. Александр I Павлович . Архим. Агапит (Воинов) (1839-1849; до янв. 1840 игумен и управляющий Н. С. п.) восстановил в обители знаменный распев . Значительную роль в благоустройстве и развитии хозяйства Н. С. п. сыграли архимандриты Иоанн IV (1851-1871) и Арсений (1871-1896). Во 2-й пол. XIX в. монастырь ежегодно посещали до 100 тыс. богомольцев. В 1897-1903 гг. в Н. С. п. действовала тайная секта «макушечников» (при осенении себя крестом возлагали персты на макушку), еще в 1911 г. на о-ве Столбном нелегально проживал их представитель «братец Яков» - близкий по взглядам к хлыстам крестьянин Яков Григорьев из Демянского у. Новгородской губ. Игум. Нифонту (1910-1912) удалось пресечь деятельность сектантов и восстановить духовно-нравственную атмосферу в мон-ре. В 1906 г. в поселье Святица (Светлица) рядом с Н. С. п., в специально построенном 2-этажном каменном здании мон-рь открыл школу грамоты для крестьянских детей.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

Леонида, иеромонаха Геронтия, который, конечно с благословения старца и согласия настоятеля, взял с собою из Оптиной шесть человек братий, в числе коих был близкий ученик старца Леонида, послушник Александр, впоследствии – иеросхимонах, духовник в Киево-Печерской лавре. Тихонова пустынь была в то время в крайне печальном положении. Монастырек был маленький, во всем недостатки, все здания пришли в ветхость, и потому уже определено было эту обитель закрыть. К довершению этих неудобств назначенный в нее новый настоятель имел вспыльчивый и крутой характер. Все это тяжело отзывалось в душе послушника Александра, который, кстати сказать, был келейником у о. Геронтия, значит, самым приближенным лицом. Проводивши оптинцев в убогую Тихонову пустынь, любвеобильный старец о. Леонид не мог не сочувствовать их тяжелому положению и не принимать в них живого участия. Каждый год однажды в летнее время до самой своей кончины он посещал Тихонову пустынь и проживал там по нескольку времени. В первое лето он пробыл там шесть недель. Лишившись на такой продолжительный срок близкого общения со старцем, не привыкший к этому о. Макарий сильно заскучал своим безотрадным положением. И вот когда о. Леонид в сопровождении послушника Александра возвратился в Оптину и вошел только в свою келлию, о. Макарий вместе с прочими братиями поспешил повидаться с ним после долгой разлуки. Между тем, при входе в келлию старца он нечаянно сошелся с Александром и с огорчением сказал ему: «Вы со своим старцем (о. Геронтием) готовы там батюшку присвоить». С тугою сердечною (так рассказывал после Александр) ответил я ему: «Батюшка! Не желал бы я от вас слышать такую несправедливость. Это по вашему с батюшкой (о. Леонидом) назначению я подчинен под старчествование о. Геронтия...» – И не мог более говорить – слезы потоком полились из глаз моих... Так мы оба вошли в батюшкину келлию. О. Макарий поклонился батюшке в ноги. Поздоровались. Но вместо братского привета старец о. Леонид как бы с неудовольствием обратился к о.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Например, встречающиеся чуть ли не в 20% случаев так называемые послеродовые депрессии, когда молодая счастливая женщина, живущая в счастливом браке, — у нее все замечательно в семье, все условия для благополучной жизни существуют, родился долгожданный ребенок, женщина держит на руках чудо, которое появилось на свет, и — о, удивление! — грустит, ей печально, тоскливо, ее ничто не радует, она находится в депрессии. Такая парадоксальная ситуация. — И в древности лечение было не только постом и молитвой? — Было четкое понимание, что пост и молитва — это очень важно, но это не исключает необходимость врачебной помощи. В книге Иисуса, сына Сирахова, есть потрясающие слова: «Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышняго врачевание…» Апостол Лука, целитель Пантелеимон были врачами. Было и четкое понимание, что эти люди больные, больные психически, что они нуждаются в совершенно особом подходе. Так, в Патерике Киево-Печерского монастыря есть удивительное описания монаха Исаакия, которого почти тысячу лет назад лечил врач — преподобный Агапит. У этого монаха кататоническая форма шизофрении, описано ее течение на протяжении нескольких лет, это классическое описание, аналоги которого существуют во всех современных учебниках психиатрии. Мне близка личность старца Данилова монастыря Георгия (Лаврова), который стал исповедником веры в советские годы и прославлен сейчас в лике святых. Он четко дифференцировал, какого рода проблемы у приходящего к нему человека, поэтому кого-то оставлял под своим духовным окормлением, а кого-то, конечно, не отказывая в духовном окормлении, сразу направлял к психиатрам. — А какой диапазон мнений Вы видите в наши дни? — Сейчас мы можем найти тех современных подвижников XXI века, кто признает психиатрию, а есть те, кто относится к ней резко отрицательно. Если взять двух наиболее известных в Центральной России ныне здравствующих старцев, то один из них полностью отрицает психиатрию, другой всячески поддерживает. Первый просто запрещает обращаться к психиатрам. Были случаи, когда он велел выкидывать очень дорогостоящие лекарства, и мать больного, которая с трудом собрала нужную сумму на их покупку, была вынуждена приезжать искать таблетки на монастырском огороде.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5765130...

Половина, которую занимал старец, состояла из двух комнат – обе с передними и с выходами в коридор. Первая передняя вела в приемную комнату, стены которой, кроме юго-восточного угла, занятого св. иконами, были обвешаны видами русских иноческих обителей и портретами известнейших наших архипастырей и мужей, просиявших подвигами благочестия. На западной стороне, над диваном, находились живописные портреты преосвященных: Астраханского Никифора Феотоки, Пензенского Иннокентия, Черниговского Лазаря Барановича; литографированные изображения: Александрийского Патриарха Иерофея и Всероссийского – Никона; высокопреосвященных митрополитов: Филарета Московского 43 , Филарета Киевского, Никанора, Григория и Исидора Новгородских и С.-Петербургских; архиепископов Воронежских Антония и Игнатия; епископов: Белгородского Иоасафа Горленки (ныне прославленного Св. Церковью ) и Калужского – Григория П. Кроме сих, на других стенах келлии были еще портреты известных своею высокою жизнию старцев: Илариона Нефедьевича (вернее – Мефодиевича), подвизавшегося в посте и молитве в селе Троекурове Лебедянского уезда Тамбовской губернии более 30 лет при церкви св. Димитрия Солунского 44 ; Иоанна, Затворника Сезеновского, той же губернии и уезда; Серафима, старца Саровского (ныне прославленного Св. Церковью угодника Божия); Киево-Печерской лавры иеросхимонаха Парфения, духовника высокопреосвященного Филарета, митрополита Киевского; архимандрита Макария (Глухарева), бывшего Алтайского миссионера, а потом настоятеля Волховского Оптина монастыря, скончавшегося в 1847 году; основателя Белобережской пустыни схимонаха Симеона; игумена Валаамского монастыря отца Назария; Саровского иеромонаха Илариона; Задонского затворника Георгия Машурина; Оптинского старца иеросхимонаха Иоанна, известного своими сочинениями против раскольников; Оптинского старца иеросхимонаха Леонида; Саровского схимонаха Марка; Задонского схимонаха Митрофана. Сверх того портреты мирских особ: Ивана Васильевича Киреевского , лежащего во гробе, и Ивана Акимовича Мальцева.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В-третьих, у нас были очень хорошие условия – все по-европейски (Прибалтика все-таки), комнаты по два-три человека, монахи вообще жили в кельях по одному. Все необходимое для жизни. На летние каникулы к нам в монастырь приезжал преподаватель Ленинградской семинарии архимандрит Ионафан (Елецких). Все лето он регентовал у нас в архиерейском хоре. А я и был чтецом, и пел на клиросе. Еще до армии я получил среднее музыкальное образование по специальности «духовые инструменты», и даже во время воинской службы играл в военном оркестре в Будапеште, в штабном оркестре. Музыкальное образование у меня приостановилось, потому что моим интересом стала Церковь. Нисколько не жалею об этом – для меня Церковь имеет большее значение, чем искусство или музыка. Я был хорошо знаком с отцом Ионафаном, общался с ним, и когда в 1988 году, году тысячелетия Крещения Руси, его пригласили восстанавливать только что переданную Церкви Киево-Печерскую лавру, он позвал меня с собой. Я жил в Свято-Духовом монастыре уже три года и даже не заметил, как прошло это время. Когда открыли Лавру, конечно, невозможно было устоять перед желанием вернуться на Украину. К тому же в воздухе уже носилось ощущение грядущего распада Советского Союза – вскоре, в 1990 году, Литва провозгласила независимость, надо было принимать литовское гражданство, чего хотели далеко не все. В том числе многие монахи из-за этого покинули Вильнюс. Ну а я в том же 1988 году принял предложение отца Ионафана и переехал в Киев. И только в Киеве, несколько лет спустя, наконец, исполнилась моя давняя мечта – я закончил семинарию, а затем и академию. Наместник архимандрит Ионафан у 49-го корпуса (ныне – митрополия УПЦ), ноябрь 1988 года. Фото с сайта pravoslavie.ru. Возвращение Лавры Лавра – один из самых радостных и интересных периодов в моей жизни. Первым моим послушанием в этой древней обители был клирос. Потом меня поставили старшим просфорником, потом помощником казначея… Нагрузка была на всю братию, условия были совсем не те, что в Вильнюсе. Собственно Киево-Печерская лавра, то есть переданная Церкви часть – это были только Дальние пещеры. Службы совершались на улице. Братия жила в одном корпусе, и в одной комнате нас спало до тридцати человек. Так вот и жили.

http://pravmir.ru/mitropolit-mogilev-pod...

Преподобный Дионисий называется Глушицким, потому что основал обитель на реке Глушице. Родился он в 1362 г. в окрестностях города Вологды. Сначала подвизался в Спасокаменском монастыре, на Кубенском озере. Звоном колоколов в Глушицкой пустыне указано было ему место для обители. Много трудился и сам Дионисий, устраивая вначале обитель, и при этом не оставлял иноческих подвигов: поста, молитвы и чтения поучительных книг. Он сам написал иконы для монастырского храма. Кроме Глушицкой обители, преподобный основал еще обитель «Сосновецкую», недалеко от Глушицкой, и еще за 2 версты от нее – женский общежительный монастырь для женщин, которые, приходя к нему за наставлениями, высказывали желание как можно чаще пользоваться его мудрыми советами. Св. Дионисий большую часть ночи и дня проводил в молитве. Иногда налагал на себя тяжелые испытания. Однажды ученик его Макарий увидел у него на теле раны и спросил о причине их. Подвижник отвечал: «Если и это не можем стерпеть, то, как возможем терпеть вечные». Иногда всю ночь оставался на морозе и при этом размышлял, как избежать более страшного холода и тьмы кромешной. Заранее приготовил себе могилу в Сосновецкой пустыни и часто приходил к ней для размышлений. «Братия и чада мои, если я обрету милость у Бога, то не оставлю этого места и буду молить Господа и Его Пречистую Матерь, дабы не было здесь оскудения»; сказав эти слова, св. Дионисий осенил себя крестным знамением, благословил братию и скончался с молитвой на устах, будучи от роду 74 лет. Мощи св. Дионисия почивают под спудом в храме Сосновецком. Преподобный Агапит Печерский подвизался в Киево-Печерской лавре в XI столетии. Если кто из братии заболевал, он приходил к больному, ходил за ним и давал ему пищу, которую готовил из трав для своего пропитания, и травы эти, по молитве святого, становились целебными для больного. Приносили к нему больных и из окрестных мест; он исцелял и их. Подавая помощь больным, св. Агапит не брал с них никакой платы, отчего и получил название безмездного врача. Во время св. Агапита в Киеве славился врачебным искусством некто армянин. При одном взгляде на безнадежного больного, он всегда безошибочно назначал не только день, но даже и час его смерти. Когда жизнь преподобного уже близилась к концу, и он занемог, то этот армянин пришел навестить больного. Взяв руку больного, сказал, что он через два дня непременно умрет. «В том-то только и состоит твое искусство, что ты предсказываешь смерть? А ты сумей продлить мне жизнь, если так искусен. Меня же известил Господь, что я преставлюсь к нему через 3 месяца» – возразил при этом армянину Агапит. Так действительно и случилось: Агапит умер не через 3 дня, а через 3 месяца, и врач-армянин после того принял православную веру и постригся в монахи. 2-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В Киеве, Чернигове, Переяславле и других окрестных местах, подвергшихся нашествию монголов, все монастыри были разорены и опустошены. И так как Киевское княжество с того времени около восьмидесяти лет, хотя имело по временам и своих князей, находилось собственно под властию монгольских баскаков, живших неподалеку от Киева, часто подвергалось набегам со стороны и татар, и литовцев и крайне обеднело жителями, то здесь ничто не благоприятствовало восстановлению разоренных обителей. Впрочем, не более как чрез шесть лет после разорения Киева татарами Даниил, князь галицкий, путешествуя к Батыю, заехал в Киево-Выдубицкий монастырь, нашел в нем игумена и братию и просил их отслужить для него напутственное молебствие . В 1274 г. архимандрит Киево-Печерского монастыря Серапион произведен был во епископа Владимирского, значит, и эта знаменитая обитель продолжала существовать, хотя главный храм ее, до половины разрушенный, оставался в развалинах, и иноки, если верить позднейшему сказанию, жили не в самой обители, а вокруг ее по дебрям и лесам, в уединенных пещерах и тайно сходились в один уцелевший от разорения придел церкви для совершения богослужения. В 1288 г. упоминается и другой настоятель Киево-Печерского монастыря — игумен Агапит, участвовавший в погребении владимиро-волынского князя Владимира Васильковича . С 1320 г., когда Киев перешел под власть литовских князей, которые начали управлять им чрез своих наместников, исповедовавших православную веру, участь города и Печерского монастыря естественно должны были улучшиться. Здесь во 2-й половине XIV в. принял пострижение один юноша, родом тверитянин, святой Арсений, впоследствии епископ Тверской. Он возрадовался духом, нашедши в Киево-Печерском монастыре иноков, которые сияли добродетелями, как звезды на тверди небесной, и, стараясь подражать им, в продолжение многих лет проходил разные степени послушания, пока не был взят в Москву в качестве архидиакона митрополитом Киприаном, отправлявшимся туда из Киева . В то же время настоятелем киевской лавры был архимандрит Давид, духовник великой княгини литовской Иулиании, супруги Ольгердовой, который и самого Ольгерда под конец его жизни (1377) крестил в православную веру и постриг в схиму .

http://sedmitza.ru/lib/text/435888/

Думаю, я пришел к Богу таким нетернистым путем по молитвам моих благочестивых предков. Мой прадед был соловецким монахом. Когда Соловки закрыли, братию разогнали (тогда еще не репрессировали). Он приехал к себе на родину и служил там до 1930 года. После ареста в 1930-м его следы потерялись. По документам он был осужден на 10 лет. Больше никаких данных нет. О нем я узнал, только когда уже воцерковился. Но с самого детства отношение к Православной Церкви у меня было благоговейное. Я знал, что мои прабабушки были очень набожные и вели благочестивую жизнь. - А когда Вы задумались о священстве, о монашестве? - Когда я стал воцерковляться, вообще не знал, что существуют монастыри, что есть Лавра. Нужно понять, что в то время мы получали знания о Православии буквально по крупицам. Почти ничего нельзя было купить, или это стоило баснословных денег. Поэтому сначала я вообще о священстве как-то не думал. А в Лавру попал тоже случайно-промыслительно. Это было летом 1990 года. При Крестовоздвиженском храме, в который я начал ходить, был такой замечательный человек - дядя Боря, мастер на все руки. Он в свободное время помогал в Киево-Печерской Лавре. И однажды позвал меня с собой - нужно было достаточно большой объем земляных работ сделать. В перерыве нас пригласили на монастырскую трапезу. И вот, как тогда в храме, я тоже вдруг просто понял, что это - мое место, что мне нужно быть здесь, с этой братией. Меня поразило, с каким благоговением братья вкушают пищу, слушая жития святых, как до и после трапезы вместе молятся... И все: никаких других вариантов совершенно не рассматривалось. Лавра - моя первая любовь. - Но позже Вы попросили о переводе в Ионинский монастырь. Почему? - Скорее, меня забрал тогдашний наместник Ионинского монастыря архимандрит Агапит, ныне архиепископ. Тогда обитель только начинала возрождаться, кадров не хватало, и он меня пригласил. Постриг я принимал уже будучи в Ионинском монастыре. Но поскольку в то время он еще был скитом Киево-Печерской Лавры, меня постригали в лаврских пещерах преподобного Феодосия. В советское и постсоветское время практически все монастыри на территории Украины открывались и вновь возвращались к жизни выходцами из Киево-Печерской Лавры. Поэтому все они сначала были ее скитами, а настоятели - ее насельниками. Со временем, когда обители вставали на ноги, они получали самостоятельность.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

1780 годом датировался не сохранившийся иконостас работы киевского резчика Андрея Здорилковского. Серебряные царские врата к нему выполнил в 1802 г. известный киевский ювелир Самсон Стрельбицкий. Оклад престола был изготовлен в 1878 г. Во второй половине XIX в. здание было искажено надстройкой второго этажа над палатой. Во время Второй мировой войны Никольская церковь очень пострадала от пожара. В 1956-1958 г.г. она отреставрирована архитектором Евгенией Пламеницкой в формах XVIII в., поздние надстройки разобраны. Сейчас храм является составной частью Киево-Печерского заповедника. http://churchs.kiev.ua Церковь каменная, одноэтажная, является частью больничного корпуса. Главный купол образован сомкнутым восьмичастным сводом, завершается барочной грушеобразной главой. Живопись новая, мозаики нет. Иконостас деревянный, резной, крашеный и золоченый, в три яруса. Царские врата из серебра, на них шесть серебряных окон. Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). - Мюнхен, 1923 г. Больничный монастырь В бытность свою князем Святослав Давидович, помимо церкви, основал Больничный монастырь в составе Киево-Печерской лавры, хотя и с собственным игуменом. Ранее нищие, больные и калеки находили приют в странноприимном доме с большой гостиницей, предназначенной для здоровых богомольцев. Устроенный Феодосием, он поглощал десятую часть монастырских доходов, хотя благотворительность братии этим не ограничивалась: каждую субботу из ворот Больничного монастыря выезжала повозка с хлебом для заключенных городских тюрем. Больница лавры была одним из первых лечебных учреждений Древней Руси. Монахи ухаживали за пациентами, лечили которых лучшие врачи своего времени, владевшие методами греческой и восточной медицины. К сожалению, летописцы не сообщили имен даже самых знаменитых «лечцов». Первым наименованным русским врачом стал печерский инок Агапит (?–1095), «безмездно» исцелявший молитвой и зельем всех, кто смог добраться до ворот обители. Сам преподобный был родом из Киева, но никогда не покидал монастыря, исполняя обет, данный умирающему Антонию. Одновременно с ним в Киеве практиковал некий армянин, беглым взглядом определявший степень болезни и день кончины человека. Однажды он предсказал скорую смерть знатному боярину, но тот получил исцеление от Агапита. В житии печерского врача сказано, что «он претерпел много скорбей от завистливого армянина, который хотел его отравить, но Господь хранил своего угодника, и яд не вредил ему».

http://sobory.ru/article/?object=09797

С чувством сыновней любви и признательности я вспоминаю годы моего духовного окормления у духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кирилла. Его внимание и любовь приходили на помощь в те трудные периоды, когда своими силами невозможно было принять то или иное решение, и я полагался на волю старца, как на волю Божию. С благодарностью вспоминаю также Почаевскую лавру, где проходило мое монашеское становление. Сегодня с особой братской любовью и благодарностью я обращаюсь к наместнику Киево-Печерской лавры архиепископу Павлу и к ее братии. Годы совместной монастырской жизни, преодоления различных искушений, переживания радостей и тревог стали школой терпения и прощения, взаимной поддержки и духовной дружбы. Обращаюсь ныне с мольбой к Вам, Ваше Блаженство, и к Вам, Преосвященные Архипастыри, о молитвах, имиже надлежит мне ныне сподобиться особых даров Святого Духа, дабы предстать мне «Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15). Уповаю на заступничество Царицы Небесной, священномученика Иринея Лионского, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Иова Почаевского, преподобных и богоносных отец Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских, верую в благодатную помощь их на пути моего архипастырского служения во славу Церкви и Отечества, во славу Триединого Бога. Аминь ». 10 июня в Свято-Успенском храме Киево-Печерской лавры состоялась архиерейская хиротония нареченного архимандрита Иринея. Божественную литургию возглавил Блаженнейший Митрополит Владимир , которому сослужили митрополит Одесский и Измаильский Агафангел , митрополит Неврокопский Нафанаил ( Болгарская Православная Церковь ), митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий , митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий , архиепископ Сумской и Ахтырский Марк , архиепископ Черкасский и Каневский Софроний , архиепископ Сарненский и Полесский Анатолий , архиепископ Вышгородский Павел, архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, епископ Черниговский и Новоград-Сиверский Амвросий , епископ Каширский Иов, епископ Штуттгартский Агапит, епископ Саратовский и Волынский Лонгин , епископ Васильковский Лука , епископ Хотинский Мелетий и епископ Бориспольский Антоний.

http://patriarchia.ru/db/text/256158.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010