Основатели Печерской обители прославились как при своей жизни, так и после смерти многими чудесами, особенно дарами помощи в скорбях, исцелений, изгнания злых духов. Скончался преподобный Антоний в возрасте 90 лет от рождения, в 1073 году. Его святые мощи положены были в пещере под монастырем, где преподобный провел в непрестанной молитве последние 16 лет своей жизни и они, как говорится в житии, «подобно мощам Моисея»... сокрыты от зрения людей. 127 В 1074 году скончался преподобный Феодосий. Через восемнадцать лет, 14 августа 1092 года, его нетленные мощи были перенесены в великую Успенскую церковь Печерского монастыря. Среди иноков Печерского монастыря было немало святых подвижников, достигших высокого духовного совершенства и благодатных дарований. Преподобный игумен Феодосий принимал в число братии людей самого разного звания и происхождения. Среди них были киевляне, выходцы из Полоцка, Чернигова и других русских городов, варяги, угры (венгры), армяне, крещенные половцы и даже сирийцы; были выходцы из княжеских родов, бывшие бояре и дружинники, купцы и крестьяне. Киево-Печерский Патерик содержит жития многих святых иноков обители, живших в Киевский период. Никола-Святоша (Святослав), князь Черниговский, употребивший все свои богатства на строительство церквей и милостыню бедным, сам пребывал в обители в непрестанном труде и молитве. Преподобный Прохор Лободник совершал особый подвиг постничества – не ел ничего, кроме хлеба, приготовленного им самим из травы лебеды. Когда в Киеве настал голод, Прохор стал кормить своим хлебом многих нуждающихся, причем вкус этих лепешек из лебеды оказался приятен и сладок. Преподобный Агапит известен как «безмездный» (т.е. не берущий платы) врач, который исцелял больных молитвой и отваром из овощей, составлявших его пищу. Преподобный Григорий Чудотворец , один из любимых учеников преподобного Феодосия, отличался великим смирением и кротостью, и приобрел особый дар молитвы, благодаря чему изгонял бесов и наказывал грабителей, покушавшихся похитить церковные сосуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, из тех монахов, которые окружали Преподобного Антония, просиял Нестор-летописец. Он писал летопись тех события, которые совершались в то время на Руси, и тех, которые происходили до него, писал о них согласно преданиям. Книга это существует до сих пор и называется так: «Книга временных лет». Таким образом, этот монах, удалившийся от всех и от всего, оказался основателем исторической науки, основателем Истории Российского Государства. Вот каково монашество. В Киево-Печерской Лавре был Агапит-врач, он лечил людей и молитвою и разными целебными травами, и оттуда пошла медицина на Русской земле. Или Алипий. Он писал иконы, является началоположником изобразительного искусства в Российском Государстве. Видите, как много пользы человеческому обществу приносит монашество. И поэтому недавно Московская Патриархия рекомендовала в это воскресенье, вместе с памятью святого Григория Паламы , праздновать также и память Киево-Печерских святых. А дальше произошло еще одно замечательное событие: к святому Антонию пришел юноша по имени Феодосий. Антоний принял его как своего ученика, а затем повелел основать несколько иной образ монашеского подвига – не отшельнический, ни одинокий, а общежительный. Феодосий так и сделал. К этому времени уже не хватало место под землей, и монахи вышли на поверхность, построили монастырь и Феодосия стали называть «общей жизни начальником». Видите, как много дает подвиг, сделанный ради Бога, как он приносит пользу человеческому обществу. В числе тех, кто жил в общежитии Киево-Печерской обители, было двенадцать искусных зодчих-архитекторов. Они построили Успенский Собор Киево-Печерской Лавры, который был взорван во время Великой Отечественной войны. Итак, дорогие братья и сестры, молитва, пост, богомыслие, безмолвная молитва, чтение божественных книг – никогда не пропадут даром, ни для самого человека, который просветится Божественным Светом, ни для общества, потому что такой просвещенный человек может лучше совершать те дела, которые ему поручены и на какие он способен. Это показывает история Киево-Печерской Лавры.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Икона находится в напольных киотах в храме в честь всех преподобных Печерских. Список с иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», написанный в 1913 г. Празднование в честь иконы в пятницу Светлой седмицы. Празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери совершается 14(27) марта (в память о возведении на царство Михаила Феодоровича Романова) и 16(29) августа (в день явления ее князю Василию Костромскому). Перст святого апостола первомученика архидиакона Стефана († I) в серебряной раке. Киево-Барская икона Пресвятой Богородицы, чудесно обновившаяся в 1972 г. Список с Печерской Свенской иконы, написанный во 2-й пол. XIX в. Икона Пресвятой Богородицы «Похвала Печерская», подаренная Лавре царём Петром I, с частицами многих святынь. Икона Воздвижения Честного Креста Господня с частицей Крестного Древа. Список с иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица». Мощи в Ближних пещерах [ править править код ] Ближние пещеры В Ближних пещерах находится захоронение основателя Печерского монастыря преподобного Антония. Также в Ближних пещерах почивают мощи 73 печерских подвижников. Среди них — прпп. Варлаам, Никон Великий и архимандрит Поликарп; епископ Суздальский Симон, первый русский историк Нестор Летописец; Агапит, врач безмездный; князь-монах Никола Святоша — основатель первой монастырской больницы; первый русский иконописец Алипий, двенадцать греков-зодчих и иконописцев Успенского собора, былинный богатырь и монах Илья Муромец. В честь святых, погребённых в Ближних пещерах установлено празднование — Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер. Мощи в дальних пещерах [ править править код ] В Дальних пещерах покоятся мощи 49 канонизированных святых, среди которых: святитель Филарет, митрополит Киевский (Амфитеатров), святитель Павел, митрополит Тобольский (Конюскевич), св. священномученик Владимир, митрополит Киевский, преп. Иосиф Многоболезненный. В Дальних пещерах также был похоронен в 1074 году один из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский. Мощи Феодосия были найдены в 1091 году и торжественно перенесены в Успенский собор Киево-Печерской лавры. В 1240 году, когда войска хана Батыя захватили Киев, мощи во избежание осквернения были спрятаны. Место захоронения держалось в тайне и со временем забылось.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

Своей жизнью он учит врачей видеть в пациенте не «случай», а страдающего человека – В вашем кабинете висит точно такая же икона, как в храме. Расскажите, пожалуйста, об изображенных на ней святых. – Первый справа – апостол Лука, который был святым целителем, иконописцем, ученым, мыслителем. Это очень духовный человек, многогранная натура – самый первый святой врач, который не только лечил людей, но и написал икону Богородицы при Ее жизни, написал много трудов, самый известный из которых – Евангелие от Луки. Господь избрал его одним из своих апостолов. Именно в его честь получил свое имя архиепископ Лука Крымский . Рядом с апостолом – травник и народный целитель Агапит Печерский, очень известный святой, мощи которого находятся в Киево-Печерской Лавре. При жизни он собирал травы, делал сборы и занимался лечением разных болезней, очень помогал людям. К нему часто обращаются и сейчас. Следующий святой – архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) – хирург широкого профиля. Мало кто знает, что именно он первым в России сделал пересадку почки – пересадил человеку почку теленка. Как нейрохирург он оперировал головной мозг, как офтальмолог – делал операции на глазах. Один такой эпизод – о прозрении слепого после операции – вошел в художественный фильм «Излечить страх». По Промыслу Божьему святитель Лука сам полностью ослеп в конце жизни, но еще долго не только служил в храме, но и помогал ставить диагнозы больным и определять тактику лечения. Выпускники Крымского медицинского университета во время церемонии освящения белых халатов на раке с мощами святителя Луки обещают идти по его пути самоотверженного, бескорыстного служения людям. Своей жизнью он учит врачей видеть в пациенте не медицинский «случай», а страдающего человека. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви за утверждение православных традиций в медицине и милосердное отношение к больным врачи отныне награждаются Орденом святого Луки Крымского. Слева от него на иконе изображен целитель и великомученик Пантелеимон , в честь которого и назван наш больничный храм. Он лечил всякими лекарствами, которые делал сам, и его можно назвать терапевтом. Над этими четырьмя святыми изображены два очень важных доктора – тоже терапевты, которые бесплатно лечили и людей, и животных. Это бессребреники Косма и Дамиан . Самое главное для нас то, что они были бессребрениками. Доктор должен быть бессребреником, он должен безвозмездно помогать людям, потому что это его призвание. Господь никогда не оставит его Своей помощью.

http://pravoslavie.ru/111492.html

Но вот что обличило наконец обольщенного пророка: Никита, зная наизусть все книги ветхозаветные и непрестанно состязаясь о них, не мог ничего привести во свидетельство из книг Нового Завета, Евангельских и Апостольских, в которых то, что было только образом в Ветхом Завете, сделалось самою основою ко спасению нашему. Смутилась братия Печерская о такой злой прелести, и собрались к затворнику все просиявшие тогда в пещерах и на кафедрах святительских: игумен Никон и будущий его преемник Иоанн, довершитель собора лавры; Исайя, Николай и Феоктист, бывшие потом епископами Ростова, Тмутаракани и Чернигова; прозорливые Матфей и Онисифор; два Григория – чудотворец и творец канонов; Пимен Постник и Агапит врач, Летописец Нестор и сам испытавший ту же прелесть Затворник Исаакий. Все они, почиющие ныне нетленными телесами в пещерах Киевских, тогда же еще живой собор праведников, осиявших своими добродетелями едва возникшую лавру, соединились молитвенно в келлии затворника и отогнали от него темного духа. И что же? Когда вывели его из затвора и стали расспрашивать о Священном Писании , исцеленный ими не умел отвечать ни слова, ибо все его мнимое знание было в нем действием прелести. Опять страшный и назидательный пример, который, по несчастию, и доныне часто повторяется пред нами! Сколько таких людей, которые, по внешности ведя жизнь неукоризненную и, по внутреннему убеждению, следуя учению отцов своих, приемлют с уважением все книги Св. Писания, Ветхого и Нового Заветов и вместе с тем нерассудительно отвергают предания Святых отцов, сохранивших нам невредимо сие сокровище. Если же вникнуть глубже в мудрования человеческие сего мнимо очищенного верования, то в них откроется явное отступление и от истин, заключающихся в священных книгах обоих Заветов. Не молился ли Никита? не имел ли и он ведения? не предсказывал ли будущее? И все сие не от чрезвычайной ли явности, и даже как будто бы с видимым смирением, ибо он думал предостеречь себя от лести диавольской и сам говорил назидательные слова приходящим.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Читая описание жизни печерской братии, чувствуешь, что на свет Божий родился великий христианский народ, и эта жизнь была его первым подвигом и первой молитвой. 1 Известия начальной летописи о Печерском монастыре собраны и разобраны у Бестужева-Рюмина, «О составе рус. летописей до конца XIVb.» Спб. 1868 стр. 9 – 18. 2 Если прибавить к этому поучения прп. Феодосия (Уч. Зап. Ак. Н., кн. 11, вып. 11 Спб. 1856) и Послание к Василию, архимандриту Печерскому (Приб. к Тв. св. Отц. X), то получим все источники для истории Печерского монастыря за киевский период. 3 Мы будем его цитировать по изд. Вл. Яковлева «Памятники русской литературы XII и XIII в.» Спб. 1872. 6 Летоп. по Лавр. сп. Спб. 1872, стр. 20. – Гаркови, Древнейшее арабское известие о Киеве. Труды III археол. Съезда, стр. 347. Макушев, Сказание иностранцев о быте и нравах Славян, 113 стр. 29 и 30 прим. 9 Лавр. 148. Точно также приб. Тв. св. От. 1844 г. ч. 2, стр. 247. «Виждь…. христианство растуще». 14 Уч. Зап. Ак. Н. 196. Преп. Агапит неч., безмездный врач, обращается к армянину, тоже врачу, зашедшему к нему в келью, с такими словами: «то како почто смел если внити келию мою и дрожати за грешную мою руку, изыди от мене иноверне и нечестиве» Яковлев, 134. 15 Рассказ Поликарпа о Никите затворнике. Рассказ представляет печорского инока, увлекшегося жидовством и находившегося в тайных связях с жидами. Обстоятельный разбор рассказа можно читать в ст. проф. Малышевского, Евреи из Южной Руси и Киеве в X – XII вв. Киев, 1878 стр. 70–86. Здесь же можно найти данные о многочисленности и влиятельности жидов в древнем Киеве. 28 Лавр. 170 – 174 стр. 1071 г.; 207 стр. 1091 г. Обстоятельный разбор этих данных в кн. Корсакова, Меря и ростовское княжество. Казань, 1872, стр. 89 – 91. 34 Яковлев, 126. Слово в неделю всех свв. приписываемое м. Клименту Смол. Никольский. О литературных трудах м. Климента. Спб. 1892, стр. 223. 35 Яковлев, 50 и 52. В послании кн. Изяславу о Латынянах, приписываемом прп. Феодосию, говорится: «Рече ми отец: чадо, аще ти ся лучить по вере сей святей, Господа ради, умрети, то с дерзновеньем не останися правыя сея веры, но умри за Христову веру».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Наконец, болезнь сокрушает нашу самонадеянность и укрепляет упование на Бога. Находясь в крепости сил и здоровья, мы более или менее увлекаемся самонадеянностью, все приписываем своим силам и способностям, своему умению и искусству. Успеваем ли в чем-нибудь? Самодовольно радуемся. Встречаем препятствия и неудачи? Ропщем и негодуем, обвиняем всех и все, исключая, только самих себя. Болезнь телесная сокрушает этот идол самонадеяния и обнажает всю нашу немощь и бессилие, всю бренность и ничтожество естества нашего. Тогда мы чувствуем, что не только все успехи и неуспехи наши, но и самые силы и жизнь наша не в нашей власти; что есть Сила, которая подает нам и дыхание и жизнь, поддерживает и сохраняет наши силы или же низлагает и сокрушает их. Есть высочайшая Премудрость, которая управляет судьбою нашей, которая мертвит и живит, возводит смиренных и низлагает гордых, благословляет труды наши желаемым успехом, или же оставляет их тщетными. Чем живее возбуждается в нас это сознание, тем более укрепляется наша надежда и упование на Бога, тем совершеннее утверждается сердце наше в преданности воле Божией. Русская Православная Церковь накопила бесценный опыт в понимании причин возникновения болезней, продолжая «эстафету» Византии и восточного Православия, внося свою неоценимую лепту в сокровища Вселенского Православия. Первые монастыри на Руси, в частности Киево-Печерский,Черниговский взяли на себя попечении о болящих телесно, душевнобольных, создавали больничные койки, ухаживали за лежащими и тяжелобольными, уподобляясь евангельскому самаритянину. Монастыри стали очагами борьбы с болезнями и немощами. Примером мог бы стать св. Пимен Многоболезненный, безмездный врач Агапит Печерский и множество других. По существу несчастье для человечества составляет не болезнь, а причина ее — болезнь души — страсти и грех, которые и лежат в основе болезни тела. Как пишет св. прав. Иоанн Кронштадский: «Все наши болезни суть наказание Божие за грехи; они очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его».

http://azbyka.ru/zdorovie/pravoslavnoe-p...

Теперь Лавра — отдельный духовный город. В ней есть почта, гостиница, пекарня, издательство, больница. Кстати, самая первая на Руси больница появилась именно здесь — в начале XI века князь Николай Святоша (первый князь на Руси, ушедший в монастырь) заложил рядом с надвратным Троицким храмом больничный двор для недужных и немощных монахов. Впоследствии этот двор стал монастырем в монастыре. В Лавре почти все «первое на Руси»: первый «безмездный» врач (св. Агапит, на раке которого всегда цветы в знак благодарности за исцеления), первый историк (св. Нестор летописец), первый русский иконописец (св. Алипий). Сейчас Лавра разделена на Верхнюю и Нижнюю территории. Разделение это естественно, за счет расположения построек Лавры на террасах разного уровня. На территории Верхней лавры находятся самые большие храмы: Великая (престольная) церковь Успения Богородицы и трапезная церковь Преподобных Антония и Феодосия Печерских, где богослужения совершаются регулярно. Вход на территорию Верхней лавры по билетам, так как это музейный комплекс. Можно купить билет с экскурсией. В Успенском соборе продается очень хороший справочник-путеводитель, изданный издательством Киево-Печерской лавры к двадцатилетию возрождения монашеской жизни в Лавре. Телефон Киево-Печерской лавры: +38 044 280-46-27, www.lavra.ua, Адрес: ул. И. Мазепы, д. 25. И мертвые ответили: «Христос Воскресе!» На Нижней территории Лавры располагаются лабиринты Ближних и Дальних пещер, где почивают мощи 120 Киево-Печерских святых XI-XX веков. Мощи святого Ильи Муромского покоятся в Ближних пещерах. Как и многие святые мощи, они нетленны. Преподобного Илью из Мурома часто ассоциируют с былинным героем — богатырем, однако однозначных данных на этот счет нет. В Печерском патерике (главном письменном источнике лаврской истории) богатырь Илья не упомянается Экскурсия по пещерам потрясает. Представьте, что вы оказались внутри древнего ящика-мощевика. Сверху захлопнули крышку, и вот вы бродите между святынь в полумраке, освещая себе путь одной лишь свечкой. Свеча в руке тает, душно. Плывешь в свечном тумане мимо гробов с мерцающими покровами. «Выпустите!» — кричит разум, неожиданно почуяв первые признаки клаустрофобии. Но душа говорит: «Терпи! Вникни, помолись этим людям, лежащим в раках. Они живые имели такую веру в Бога, что сейчас могут, мертвые, наполнить тебя ею доверху». Да что говорить, они и сейчас кажутся живыми.

http://pravoslavie.ru/55346.html

Монах, сопутствующий им, называет по именам святых подвижников, лежащих по сторонам переходов, взывая: «преподобный такой-то или такая-то, моли Бога о нас!» Богомольцы, полагая на себе крестное знамение, лобызают св. мощи с таким же воззванием. Неподалеку от церкви преп. Варлаама покоится преп. Прохор Лебедник, который во время голода «молитвою былие – лободу творяше хлебы и с пепелу – соль». Далее – пр. Дамиан пресвитер, целебник, врачевавший молитвою и елеем; преп. Афанасий Затворник, пробывший в затворе 12 лет: преп. Агапит, врач безмездный, исцеливший зельем и молитвою вел. князя Владимира Мономаха ; священномученик Кукша, проповедовавший христианскую веру в земле вятичей и от них обезглавленный; преп. Пимен многострадальный, который сам просил себе продолжения болезни и пролежал на одре болезни 20 лет, за что получил дар исцелять других; преп. Нестор летописец и списатель жития преподобного Феодосия и св. братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба; преп. Моисей Угрин, служивший отроком у св. мученика князя Бориса и уведенный в плен Польским королем Болеславом, и многие другие. Несколько далее – препод. Иоанн многострадальный, вкопавший себя в землю по плечи ради подвига воздержания. Глава его, покрытая пеленами и скуфьей, и поныне выходить из земли. Усердные поклонники, прикладываясь к главе, преподобного, надевают скуфью себе на голову. За ним следует преп. Марк гробокопатель, преп. Алипий иконописец, сотрудник греческих художников в украшении Великой Печерской церкви, и многие другие подвижники и ревнители веры. В серебряной раке почивает препод. Никон. Он первый пришел к препод. Антонию и был четвертым игуменом Печерским и другом Феодосия. Далее по пути к третьей подземной церкви, в отдельном затворе, почивают рядом 12 братьев-муровщиков, трудившихся в построении Великой Лаврской церкви. В преддверии церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы покоятся четыре угодника: препод. Исаия затворник, Илья Муромец, богатырь русский, окончивший жизнь печерским иноком, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

654 . Исполняя желание Феодосия и свое собственное провести последние годы в пещерной обители, Никон прибыл в Печерскую обитель; братия, зная, как уважал его Феодосий, предоставили ему игуменство в Феодосиевой обители. 655 Здесь еще живы были великие ученики Антония и Феодосия: Исаакий затворник, Матфей прозорливый, Агапит врач, Григорий чудотворец . – Авве Никону приятно было видеть подвиги их и беседовать с ними. – В 1803 г. пришли к Никону из Константинополя иконописцы, нанятые, как говорили они, начальниками ПечерскоЙ обители Антонием и Феодосием. Никон, сказав им, что уже 10 лет, как эти начальники скончались, показал им изображения Антония и Феодосия. Это они самые, которые наняли нас, сказали иконописцы. Тогда же греческие купцы привезли мозаику на украшение храма. Таким образом под надзором преп. Никона, великая Печерская церковь украшена была иконами и мозаикой. 656 По управлению братией преп. Никон заботился сохранять в точности все установленное преп. Феодосием и Господь благословлял это усердие, дышащее высоким смирением. «Для первой недели поста, рассказывает преп. Нестор, по причине особенного воздержания, преп. отцом нашим Феодосием установлено было, чтобы в пяток предлагались добрым подвижникам самые чистые хлебы и еще приготовленные с медом и маком». Так приказывал исполнять и великий Никон. Но раз, когда Никон велел келарю приготовить хлебы, келарь «ослушался и солгал, сказав, что нет муки для приготовления таких хлебов. – Бог не презрел труда и молитвы преподобных. – После святой литургии, когда все шли на постный обед, привезли воз таких хлебов, откуда вовсе не ожидали. Увидев это, братия прославили Бога. Потом спустя два дня келарь приказал (для воскресного дня) испечь хлебы из той муки, о которой прежде сказал, что нет ее. – Пекари, когда месили тесто и лили теплую воду, увидели лягушку, варившуюся в той воде. Так было осквернено то, что сделано по преслушанию». 657 Блаж. Никону приходилось терпеть не мало скорбей от братии. И против него, как против блаж. Стефана, восставали с ропотом и негодованием: но он удержался в обители. 658

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010