Ближнем и Среднем Востоке. Ташкент, 1967. С. 98-101, 158-159; Sezgin F. Geschichte des arabischen Schrifttums. Leiden, 1970. Bd. 3. S. 270-274; 1971. Bd. 4. S. 344-345; 1974. Bd. 5. S. 285-286; 1978. Bd. 6. S. 180-182; Harvey L. R. Qusta   ibn Lu  qa   al-Ba‘labakk//Complete Dictionary of Scientific Biography/Ed. Ch. C. Gillispie. N. Y., 1975. Vol. 11. P. 244-246; Wilcox J. The Transmission and Influence of Qusta   ibn Lu  qa   " s «On the Difference between Spirit and the Soul»: Diss. N. Y., 1985; eadem. Our Continuing Discovery of the Greek Science of the Arabs: The Example of Qusta   ibn Lu  qa  //Annals of Scholarship. N. Y., 1987. Vol. 4. N 3. Р. 57-74; Hill D. Kusta   b. Lu  ka   al-Ba‘labakk//EI. 19862. Vol. 5. P. 529-530; Nasrallah. Histoire. 1988. Vol. 2. T. 2. P. 52, 57-64, 67-70; Siraisi N. G. Medicine and the Italian Universities, 1250-1600. Leiden, 2001. P. 134; Панченко К. А. Коста ибн Лука (830-912) и его место в арабо-христианской историографии//ППС. 2003. Вып. 100. С. 153-163; Gutas D. Pensée grecque, culture arabe. P., 2005. P. 125, 132, 136-140; Kheirandish E. Qusta ibn Luqa al-Ba‘labakki//Biographical Encyclopedia of Astronomers/Ed. Th. Hockey et al. N. Y., 2007. Vol. 2. P. 948-949; Griffith S. H. The Church in the Shadow of the Mosque: Christians and Muslims in the World of Islam. Princeton, 2008. P. 86-88, 120-121; Swanson M. N. Qusta   ibn Lu  qa  //Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History/Ed. D. Thomas et al. Leiden; Boston, 2010. Vol. 2. P. 147-153. Т. К. Кораев Рубрики: Ключевые слова: БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики ИБН ЭЗРА (1089 или 1092 - 1164 или 1167), иудейский философ, богослов, толкователь ВЗ, поэт, грамматик, астроном, математик и врач АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой АЛЕКСАНДР ФРИГИЕЦ († 177), один из 48 лионских мучеников; врач, по происхождению фригиец, мч. Лугдунский (пам. зап. 25 июля, 2 июня) АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782)

http://pravenc.ru/text/2462331.html

 Святые мученики бессребреники Кир и Иоанн (конец III — начало IV вв.) Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, лечил всех больных бесплатно, исцеляя в том числе и душевные недуги. При этом святой врач не боялся проповедовать Евангелие. Во время гонения императора Диоклетиана Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял монашество и продолжал лечить приходивших к нему людей. Однажды врача-монаха разыскал воин Иоанн, пожелавший стать его последователем. Через некоторое время учитель и ученик вместе отправились в Египет, чтоб поддержать христианку по имени Афанасия, вместе с тремя дочерьми заключенную в темницу. Кир и Иоанн были схвачены, их предали мукам на глазах Афанасии. Но ни она, ни ее дети, ни сами мученики не отреклись от Христа и были казнены. Мученик Орест (конец III — начало IV вв.) Был известным в Каппадокии врачом. Христианин с детства, он открыто проповедовал христианство во время гонений. На допросе у царского сановника Орест проявил необыкновенное мужество: на повеление назвать свое имя он ответил, что имя его — Христианин, и оно кажется ему более высоким, чем имя, данное родителями при рождении. Твердо отказавшись отречься от своей веры, святой врач выдержал множество пыток: 40 воинов, сменяя друг друга, истязали его. Затем мученика привязали к дикому коню и влачили по земле, пока святой Орест не умер. Мученик Диомид (III в.) Врач по профессии, он исцелял не только телесные, но и душевные болезни. Много путешествуя, Диомид проповедовал Христа, обращая и крестя язычников. Однажды врач пришел в Никею, и император-язычник Диоклетиан послал воинов арестовать его. Но умер святой мирной смертью на обратном пути из Никеи. Согласно житию, найдя его тело, воины отсекли голову святого в доказательство исполненного поручения императора, но тотчас ослепли. Диоклетиан приказал отнести голову обратно к телу: исполнившим приказ воинам вернулось зрение. Имя мученика Диомида вспоминается при совершении таинства Елеосвящения (Соборования). Преподобные Алипий (XII в.) и Агапит (XI в.) Печерские

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

204-205 АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости 205-210 АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров 210-211 211-212 212-213 АГАДЖАНЯН Григорий Петр (1895-1971), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кардинал Католической Церкви АГАМА 1) название особой категории текстов, создававшихся с нач. I тыс. по Р.Х.; 2) А. или тантра, свящ. тексты кашмирского шиваизма 213-214 АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии 214-219 АГАПИЙ († ок. 250), мч. Севастийский (пам. 3 нояб.) - см. Евдоксий, Аттик, Агапий, Катерий и др., мученики Севастийские 220-221 221-222 АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) 223-224 224-225 225-226 АГАПИТ (Борзаковский Александр Корнилович; 1860-1938), архиеп. Новоторжский, вик. Калининской епархии 226-227 АГАПИТ (Вишневский Антоний Иосифович; 1867-1925 или 1926), архиеп. Екатеринославский и Мариупольский 227-228 228-229 АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря 229-230 230-231 231-232 АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) 232-233 233-234 АГАТАНГЕЛ (Агафангел), митрополит Зворницко-Тузланский Сербской митрополии (1848 - между 1860 и 1862) 234-235 234-235 АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБУ-ЛЬ-ХАЙР ИБН АТ-ТАЙИБ ар-Рашид [араб.          ] (кон. XII - нач. XIII в.), копт. свящ. и врач. С его деятельности начинается «золотой век» копто-араб. лит-ры. Вероятно, нек-рое время он служил при Таки ад-Дине, везире айюбидского султана Усмана Имад ад-Дина (1193-1198), к-рого в одном из трудов он упоминает как своего «господина и повелителя». А. Т. известен в первую очередь догматическим соч. «Противоядие для умов» (Тирйак аль-укуль), направленным, как сказано в предисловии, «против нападок мусульман». В 24 главах автор рассматривает основные положения христ. учения (в монофизитской интерпретации), описывает и защищает христ. образ жизни, подчеркивая превосходство своей веры над язычеством, иудейством и зороастризмом. В приложении даются выписки из нехрист. авторов: иудейского философа Маймонида (ум. 1204) и мусульм. ар- Рази (ум. 1209). Рукопись 1-й части этого сочинения хранится в С.-Петербургском филиале Ин-та востоковедения РАН. А. Т. сотрудничал с Абу Исхаком ибн аль-Ассалем в работе над трудом «Свод основ веры». Существуют также 2 сочинения, приписываемые в ватиканских рукописях А. Т., а в манускриптах из собрания Павла Сбата - Абу-ль-Баракату : «Свод положений христианской веры и опровержение заблуждений народов ислама и иудеев на основании их собственных воззрений и учений» и Послание (рисала) в 2 частях, опровергающее идею предопределения и ересь о творении во времени Божественной природы Христа. Вопрос об их авторстве остается открытым. Лит.: EC. T. 1. P. 152-153; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 344-348. Н. Г. Головнина Рубрики: Ключевые слова: АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой АЛЕКСАНДР ФРИГИЕЦ († 177), один из 48 лионских мучеников; врач, по происхождению фригиец, мч. Лугдунский (пам. зап. 25 июля, 2 июня)

http://pravenc.ru/text/62524.html

Мощи в Антониевой пещере. 54. Преподобный Макарий диакон Отличался постническими подвигами и даром чудес. Память его 28 августа. Мощи в Феодосиевой пещере. 55. Преподобный Григорий иконописец По «сказанию о святых иконописцах, много святых икон написал чудотворных; сопостник бе преп. Алипию» (ум. 1114). Мощи в Антониевой пещере (Рукопись гр. С.Г.Строганова. Буслаев Истор. Очерки Р. Народ. Словесности и Искусства, II, стр. 378). Память 21 июля. 56. Преподобный Агапит врач Агапит, безмездный врач, Киевский урожденец, исцелял многих больных и в том числе Владимира Мономаха . Житие его в послании Поликарпа к Акиндину. Ум. 1 июня 1095 года. Мощи в Антониевой пещере. 57. Преподобный Матфей прозорливый Упоминается в сказании преп. Нестора о первых черноризцах Печерских. Он был пострижен преп. Феодосием и жил при двух его преемниках, игуменах Стефан и Никоне. Ум. около 1088 года. Мощи в Антониевой пещере. Память 5 октября (Филарет, Р. Св., стр. 21). 58. Преподобный Иеремия прозорливый Одарен был способностию узнавать будущее. Упоминается в том же сказании Нестора. Мощи в Антониевой пещере. Память 5 октября. Так как он помнил крещение Русской земли (988 года) и жил при игуменстве преп. Феодосия, то кончину его можно полагать около 1070 года, почти в столетнем возрасте. (Филарет, Русск. Свят., октябрь, стр. 20). 59. Преподобномученики Василий иерей и Феодор, пострадаша в лето 6601 месяца августа в 11 день Житие и страдания их описаны черноризцем Поликарпом в послании к архимандриту Акиндину. Замучены и убиты 11 августа 1097 года князем Мстиславом Святополковичем за сокровище, найденное Феодором в Варяжской пещере. Память 11 августа. Мощи в Антониевой пещере (Филарет, Р. Св., август, стр. 32–35). 60. Преподобномученик Евстратий от жидов распят бысть Вместе с несколькими христианами взят был в 1096 году в плен Половцами и продан жиду, который распял и замучил его. (Послание св. Симона к черноризцу Поликарпу). Мощи, брошенные евреями в море, отысканы и привезены в Киев, где почивают в Антониевой пещере.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Первый день. Поучение 1-е. Преподобный Агапит Печерский, безмездный врач. (Уроки из его жизни: а) врачевание болезней есть дар Божий и б) в болезни должно прибегать с молитвою к Богу). I. Ныне ублажаемый преподобный Агапит подвизался в киевских пещерах, под руководством пр. Антония; к многотрудным иноческим подвигам своим преподобный присоединил подвиг безмездного служения страждущим от болезни. Заболевал ли кто из братии, преподобный тотчас спешил оказать помощь и оставался у одра болящего до тех пор, пока больной не выздоравливал. Преподобный со всем усердием служил заболевавшему брату, сам поднимал его с постели, укладывал, переносил с одного места на другое, и все это сопровождалось молитвою об исцелении болящего. Средства, употребляемые преподобным к уврачеванию, были самые простые, и даже обыкновенные растения, употребляемые в пищу, давались больному и по силе веры и молитвы преподобного оказывали действительную помощь в самых тяжких болезнях. Слава врачевания преп. Агапита далеко распространилась, и многие недужные приходили к нему и получали пользу. Тем же, которые упрашивали его прийти для врачевания больных в город, или окрестные места, он всегда отказывал, строго держась своего монашеского обета не выходить из монастыря и боясь, чтобы снисканием славы человеческой не повредить своему спасению; ибо он глубоко веровал, что сила исцелений заключается не столько во врачебном искусстве, сколько в благодатной помощи, низводимой смиренною молитвою. Так, когда черниговский князь Владимир Всеволодович, находясь в тяжкой болезни и слыша об успехах врачевания пр. Агапита, послал просить его к себе, преподобный решительно отказался, но с посланным от князя болярином отправил растение от брашна своего, и больной скоро и совершенно выздоровел. Князь сам приехал в Печерский монастырь, чтобы отблагодарить своего избавителя, но преподобный скрылся и принесшим ему от князя дары, не приняв их, сказал: «я никогда ни от кого ничего не брал; ибо не мое искусство, но сила Христова исцеляет болящих». Этот безмездный врач и молитвенник скончался в глубокой старости около 1095 г. по Р. X. и погребен в Антониевой пещере.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ответ Священника. Само собою грешно. Тем чаще бывай у тех больных, от которых за лечение надеешься ничего не получить. За сие ты получишь от Господа Бога сторицею. Из многих безмездных врачей укажу тебе хотя на одного, которого Господь, за его безмездное врачевание, наградил вечным своим царством. Слушай! Россия имела великих и святых врачей, которых имена достойны вечной памяти. Агапит, из Киева пришедший в пещеру преподобного Антония и там остригшийся, врачевал иноков и всех бедных людей. Его сострадание простиралось так далеко, что, услышав о болезни кого-нибудь из братии, немедленно оставлял свою келью и у недужного оставался дотоле, пока искусством и молитвами не возвратил ему здравие. Сверх того, Печерский монастырь всегда видел множество болящих пришельцев, которые возвращались домой при помощи Агапита, здравы. Вскоре успехи врачевания так прославили Агапита, что Черниговский князь Владимир Всеволодович Мономах, находясь в тяжкой болезни и уже не надеясь получить помощи от придворных врачей, отправил нарочитого, просить св. Антония, чтобы прислал к нему Агапита. Но преподобный отшельник отрекся идти в Чернигов. «Я не могу оставить святой обители, сказал он, для сникания славы человеческой, которой убегать до последнего издыхания дал клятву самому Богу». И с посланным от Мономаха боярином отправил лекарства, предписав вместо диеты – воздержание, молитву и добрые дела. Князь скоро и совершенно выздоровев, сам приехал в Печерский монастырь, чтобы щедро наградить своего избавителя. Но св. Агапит скрылся, и Владимир принужден был привезенные для него дары оставить игумену. В изъявление своей благодарности, он вторично послал из своих придворных также с дарами, но истинный и бескорыстный врач бедных и богатых, и тогда не приняв оных, сказал посланным: «Я никогда ни от кого ничего не брал; ибо не мое искусство, но сила Христова исцеляет болящих: пусть Государь твой раздаст нищим, именем Христа милостыни просящим». Сей преподобный врач и молитвенник, за три месяца предузнав свою кончину, не преставал лечить болящих братий и пришельцев до последнего часа жизни. Умер в глубокой старости н погребен в пещере преподобного Антония, где и теперь нетленно почивает 6 . 1171. Кто были Российские первомученики и как они пострадали?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

АВРААМИЙ ИГУМЕН († между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп. Киево-Печерский (пам. 29 окт. в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122346.html

† ок. 1085 г. Прп. Матфей прозорливый, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (5 октября). Св. блгв. кн. владимиро-волынский Ярополк (в крещении 22 ноября Петр). † ок. 1087 г. Прп. Мануил, игумен киево-зверинецкий (17 июня). † до 1088 г. Прп. Иоанн Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (28 сентября – Собор Ближних пещер). Прп. Никон, игумен киево-печорский, в Ближних пещерах почивающий (23 марта). † после 1088 г. Свт. Николай, еп. Тмутараканский (28 сентября – Собор Ближних пещер). † 1089, 31 августа Свт. Иоанн II, митр. Киевский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России). † после 1089 г.? Прпп. двенадцать греков, создатели Великой церкви Киево-Печерской обители в честь Успения Пресвятой Богородицы, в Ближних пещерах почивающие (14 февраля). † после 1089 г. Прп. Симон варяг, Киево-Печерский (10 мая, 28 августа – Собор Дальних пещер). † после 1089 г. Свт. Исаия, еп. Ростовский (15 мая). † ок. 1090 г. Свт. Лука, еп. Белгородский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России). † ок. 1090 г., 14 февраля Прп. Исаакий затворник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. † ок. 1092 г. Прп. Климент, игумен киево-зверинецкий (25 ноября). † 1093, 8 января Свт. Стефан, еп. Владимире-Волынский. 27 апреля † ок. 1095 г., 1 июня Прп. Агапит, врач безмездный, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. Свт. Герман, еп. Новгородский (10 февраля, 4 октября). † после 1095 г. Свт. Марин, еп. Юрьевский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России). † ок. 1096 г. Прп. Андроник гробокопатель, пещерник, Киево-Зверинецкий (17 мая). † ок. 1096 г. Прп. Феодор колика, Киево-Зверинецкий (17 февраля). † ок. 1096 г. Прп. Иоанн Киево-Зверинецкий (24 июня). † 1097, 28 марта Св. прмч. Евстратий Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. † 1097 20 июля Сет. прмчч. Киево-Зверинецкие, от половцев убиенные, ихже Бог весть. † ок.1097–1108 гг. Прп. Иоанн, игумен киево-печерский, в Ближних пещерах почивающий (28 сентября – Собор Ближних пещер).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Торопец (место рождения) – служба 14 февраля. 1190 Симон, епископ Владимирский и Суздальский, постриженец Печерский, в 1115 году посвящён в епископа во Владимире-на-Клязьме, где и преставился в 1126 году, но мощи его по завещанию принесены в Антониеву пещеру. В Патерике сказано, что он из Печерского монастыря взят в епископы Владимирские. Служба с полиелеем – 10 мая. 1191 Никон, 4-й игумен Печерский, умер в 1088 году, пришёл священником ещё при Феодосии. Похоронен в Ближней пещере. Общая служба – 23 марта. 1192 Феофан Постник. Общая служба ему – 11 октября. Похоронен в Ближней пещере – «открыто почивающие». 1195 Тит, пресвитер Печерский, когда жил и преставился, неизвестно. Общая служба – 27 февраля. Похоронен в Ближней пещере. 1196 Илья Муромец, у Кальнофойского по-народному именуемый Чоботок. Кальнофойский полагает его жившим лет за 450 до своего времени, т. е. ок. 1188 года. Память ему – 18 декабря. Похоронен в Ближней пещере. 1197 Дамиан Целебник, пресвитер, постриженец преп. Феодосия, преставился при нём же в 1071 году, служба со славословием вместе с Матфеем и Иеремиею – 5 октября. Похоронен в Ближней пещере. 1198 Никон Сухий, постриженец Печерский, пленён половцами в одно время с Евстратием, но через 3 года чудесно возвращён в монастырь. Служба с октоихом – 11 декабря. Похоронен в Ближней пещере. 1199 Агапит, врач безмездный, пострижен при преп. Антонии, жил и скончался при игу­мене Иоанне. Служба со славословием – 1 июня. Похоронен в Ближней пещере. 1200 Варлаам, 1-й шумен Печерский, скончался на Волыни, по завещанию похоронен в Лавре. Всенощное бдение – 19 ноября. Похоронен в Ближней пещере. 1201 Нестор, 1-й летописатель российский, который в 17 лет пришёл в Печерский монастырь к преп. Феодосию, а пострижен был игуменом Стефаном и при нём же посвящён в иеродиаконы, преставился ок. 1116 года. Служба с октоихом – 27 октября. Похоронен в Ближней пещере. 1202 Моисей Угрин, был прислужником благоверному князю Борису Владимировичу и по убиении его служил при его сестре Предиславе, с коею уведён в плен польским королём Болеславом I и в Польше пострижен одним святогорским монахом и т.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010