21, 22. Пр. НИКОДИМ, пр. СПИРИДОН – Просфорники Печерские, преставились в XII веке, Октября 31. Мощи их почивают в пещерах пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 31. 23 . Пр. АГАПИТ, безмездный врач, Печерский чудотворец, преставился в 1195 году, Июня 1. Св. его мощи почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Июня 1. 24 . Пр. АРЕФА, затворник Печерский, жил в XII веке. Св. мощи его почивают в пещерах пр. Антония. Память Октября 24. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 24. Век XIII 1 . Св. КОНСТАНТИН Святославич, Князь Муромский, преставился в 1205 году, Мая 21, постригшись. Св. мощи его вместе с чадами его Михаилом и Феодором (смотри выше) обретены в 1555 году, Мая 21. Церковь память его с чадами совершает Мая 21. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский, Пролог и Четь Минею, Мая 21. 2 . Св. СИМОН, Епископ Владимирский и Суздальский, преставился в 1226 году, Мая 10. Св. мощи его почивают в Киеве в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Мая 10. 3 . Св. Георгиевич, Князь Муромский, в иноках ДАВИД, преставился в 1228 году, Июня 25, – и 4 . Св. ФЕВРОНИЯ, Княгиня Муромская, в монашестве ЕВФРОСИНИЯ, супруга св. Князя Петра Георгиевича Муромского, преставилась в 1228 году, Июня 25. Св. мощи её почивают в соборной церкви града Мурома в одном гробе с супругом её. Церковь память их совершает Июня 25. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июня 25. 5 . Св. ФЕОДОР Ярославич, Князь Новгородский, преставился в 1233 году, Июня 5, и погребён в Юрьеве монастыре. Св. мощи его обретены в 1614 году, перенесены в Новгородский Софийский собор и положены в приделе Рождества Пресвятой Богородицы, на левой стороне поверх земли. Церковь память его совершает Июня 5. Смотри Месяцеслов Московский, Июня 5. 6 . Св. ГЕОРГИЙ Всеволодович, Великий Князь Владимирский, убиен на сражении за Отечество в 1237 году (а по Следованной Псалтири – в 1239 году), Февраля 4. Св. мощи его почивают во Владимире в соборной церкви, на правой стороне между двумя церковными столпами. Церковь память его совершает Февраля 4. Смотри Месяцесловы Февраля 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Другую, меньшую группу в коллекции составляют кресты выносные и напрестольные. Все они значительны по размерам и использовались непосредственно в богослужении: напрестольные покоились на специальном возвышении – престоле, а выносные священнослужитель держал в руках за специальную ручку, благословляя крестом верующих. И тот, и другой тип креста мог выступать также в роли мощехранилища, то есть хранить внутри себя частицы святых останков, не только людей, но и предметов. Так, в коллекции находится выносной крест-мощевик XVII века (кат.1). Исполнен он был, вероятно, в Киеве, по крайней мере хранились в нем мощи известных киевских святых, останки которых покоятся в Киево-Печерском монастыре, среди них такие имена, как Илья Муромец, Нестор Летописец , Никита Затворник, Агапит Врач и др. Всего в небольших ячейках внутри креста разместились мощи двенадцати святых, о чем свидетельствуют резные надписи на оборотной стороне. В пользу киевского происхождения креста свидетельствует не только высоко художественное исполнение произведения, но и декор памятника, в котором явно видны западные барочные элементы, особенно в накладных головках херувимов: украинское православное искусство гораздо раньше и сильнее в XVIIbeke, чем русское, подвергалось западным влияниям. Крест когда-то имел специальную ручку, которая в настоящее время утрачена. Имена святых, чьи мощи покоились внутри, сохранил для нас и неизвестный мастер напрестольного креста конца XVII–haчaлa XVIII века (кат. 8). Здесь указаны имена святых: Александра Невского, Царевича Дмитрия, Веры, Надежды, Любви и др. Если в XVII веке выносные и напрестольные кресты исполнялись в основном в технике чеканки или резьбы, то начиная с XVIII века особую популярность в декоре приобретает черненое серебро. Причем основу изображения в это время в православном искусстве составляют, как правило, мотивы западных гравюр, не говоря уж о том, что сама техника черни по серебру фактически имитировала гравюру. На кресте начала XIX века (кат. 16), помимо изображения Бога Отца в чисто западном варианте, в виде Саваофа, появляются и обнаженные фигуры Адама и Евы, и сюжеты «Христос перед Пилатом», «Моление о чаше» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Валерия Посашко . Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – профессор, врач, архиепископ. Документальные фото предоставлены: православным издательством «Сатисъ», пресс-службой Симферопольской и Крымской Епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, архивом Издательского Совета РПЦ//Фома. - – июля 2011. – С.32-39. – (раздел « Вера »). См. также отзыв: Владимир Викторович Уйба , руководитель Федерального медико-биологического агентства России. Не прятать голову в песок //Фома. - – июль 2011. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). На врезках к статье: Святые врачи . Информационная подборка. Ил.: Иконы представленных в подборке святых//Фома. - – июль 2011. – С.34,35,36,37,38,39. – (раздел « Вера »). В подборку вошли заметки: Апостол и евангелист Лука. – С.34; Святые бессребреники Косма и Дамиан . – С.35; Святые мученики бессребреники Кир и Иоанн (конец III – начало IV вв.). – С.36; Святой великомученик Пантелеимон ( III век). – С.37; Мученик Диомид ( III век). – С.37; Мученик Орест (конец III – начало IV вв.). – С.38; Преподобные Алипий ( XII в.) и Агапит ( XI в.) Печерские. – С.39. Монолог: Елизавета Владимирова , ведущий научный сотрудник отделения торако-абдоминальной хирургии НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского. Уроки святителя Луки . Размышления об архиепископе-хирурге и эпохе медицинских стандартов . Подготовил Константин Мацан . Фото Владимира Ештокина и фото, предоставленное архивом Издательского Совета Русской Православной Церкви//Фома. - – июль 2011. – С.40-41. – (раздел « Вера », рубрика « Монолог »). Новомученики: Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Вземшийся за орало. Памяти преподобномученика Феодора (Богоявленского) . Фото Владимира Ештокина и документальные фото, представленные автором. Ил.: Молодой иеромонах. Отец Феодор. Корин Павел Дмитриевич. Этюд к картине «Русь уходящая»//Фома. - – июль 2011. – С.42-43. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-99-i...

Преподобный Дионисий скончался 1 июня 1437 года; всех лет жизни его было 74 года и 6 месяцев. С подобающей честью, при всеобщем плаче труженическое тело его было положено во гроб и в тот же день с псалмопением, в сопровождении всей братии повезли его из Покровской обители в Сосновец. Но конь, везший тело святого, отойдя недалеко, остановился и не пошел далее, несмотря ни на какия понуждения. Тогда прп. Амфилохий велел привести любимого коня Дионисиева, и хотя он был не лучше и не сильнее первого, однако легко довез тело до пустыни, как бы чувствуя, что в последний раз служит любившему его старцу. На другой день, по совершении Божественной службы, тело святого было погребено согласно завещанию преподобного в приготовленной им для себя могиле в четырех шагах от стены Предтеченского храма в Сосновце, над которой впоследствии была устроена гробница, украшенная золоченой резьбой. В 1547 году Московский Собор, почитая подвиг преподобного Дионисия и чудесные исцеления, которые он являл после своей кончины, причислил его к лику святых. Служба преподобному составлена в 1548 году. Жизнеописание святого Дионисия составлено глушицким иноком Иринархом. Преподобный Дионисий, вышедши из Каменного монастыря без всяких средств, устроил четыре иноческих обители и две приходские церкви и при кончине своей оставил лавре Глушицкой весьма достаточные средства для безбедного существования. Но лучшим и более дорогим наследством, оставшимся после него, было водворение им в своих обителях строгого порядка, учреждение общежительного устава и утверждение в сердцах учеников духа истинного подвижничества, долго продолжавшегося на Глушицах и после его кончины, так что Uoahh IV, самый взыскательный и строгий ценитель монашества, должен был признаться, что «на Глушицах обитель процветает постническими подвигами». Целый ряд учеников и ближайших преемников прп. Дионисия настолько был верен его преданию и так старался во всем подражать ему, что и после блаженной его кончины не было на Глушицах ни в чем перемены, как бы сам пустынный авва все еще продолжал управлять своими обителями. Агапит Печерский, врач безмездный, в Дальних пещерах почивающий

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

А в 1682 году в России от этой иконы получила исцеление дочь коломенского священника, страдавшая неизлечимой болезнью спинного мозга. Спустя еще столетие в Москве была основана Екатерининская больница, одну из домовых церквей которой впоследствии освятили во имя иконы " Целительницы " . К тому времени русская и московская медицина прошла долгий и трудный путь от первых ученых лекарей до создания городских больниц, и Екатерининская больница была достойной вехой на этом трудном пути. История целительного дела в России зародилась на заре веков Киевской Руси. Известно, что первыми врачами на Руси были монахи. Принятие христианства положительно сказалось на зарождении русской медицины - ведь церкви, и особенно монастыри были в той глубокой древности очагами знаний и культуры, где человеку оказывалась помощь, и не только в целении души, но и тела. И там учились оказывать эту помощь. В 1091 году епископ переяславский Ефрем приказал строить при церквях больницы - в них лечили и приезжие греки, и русские монахи, которые овладевали тонким искусством врачевания. Первый русский иконописец, знаменитый Алипий, причисленный к лику святых, был еще и врачом: он умел лечить бич раннего средневековья - страшную проказу, и однажды спас от нее одного богатого киевлянина! Врачами были и основатель Киево-Печерской лавры св. Антоний и " безмездный " , то есть лечивший бесплатно, св. Агапит, исцелявший при дворе Владимира Мономаха. Уже со времен Киевской Руси при дворе князей стали появляться иноземные врачи, в том числе и из Византии - страх перед смертельными недугами заставил русских правителей приглашать ученых лекарей, как это делали за границей. При св.Владимире Великом в Киеве появился врач Иоанн Смер Половчанин, который был настолько умен и образован, что князь даже отправил его с легендарным посольством на поиск лучшей веры для Руси - тогда и было принято христианство. С тех далеких времен повелось, что все главы государства, включая Лжедмитрия, выписывали себе заграничных врачей. Особенно расцвело это дело при великом князе Иване III - тогда в свите его знаменитой супруги, византийской царевны Софьи Палеолог, в Московию прибыли первые профессиональные, то есть дипломированные врачи.

http://pravoslavie.ru/56.html

Эта журналистская поездка была в больницу скорой помощи 3 г. Черкассы, где более 20 лет действует храм в честь Врача-евангелиста Луки. Митрополит Феодосий со студентами Черкасской медицинской академии Немного личного Подумалось тогда, что святитель решил пожалеть меня, взяв под свой лечебный омофор По дороге непроизвольно вспомнились события из личной жизни, когда автора этих строк ждала операция по замене сустава. Помню, с какой радостью узнал, что при 21-й больнице Киева, где предполагалось оперироваться, действует больничный храм в честь Святителя Луки Крымского, небесным покровителем коего был евангелист Лука. Мне довелось быть в Крыму в 1994-м году, в день прославления этого уникального врача-чудотворца и исповедника, я читал и писал о нем, и подумалось тогда, что святитель решил пожалеть меня, взяв под свой лечебный омофор. Удивительно было также узнать, что операционная находится через стенку с домовым больничным храмом, и что хирург, оперировавший меня, также почитает святителя Луку Войно-Ясенецкого. Операция прошла успешно, так что вот уже почти 20 лет я полноценно двигаюсь и даже служу у Престола Божьего. Пережив личный опыт врачевания, неоднократно убеждался, сколь важно для больного человека ощутить, кроме медицинской поддержки, помощь душевную, убедиться, что Господь врачует и тело, и душу, по слову Давида Псалмопевца: «Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их» (Пс. 146, 3). Возвращаясь к утерянным традициям Медицина развивалась на Руси при монастырях. Действовали лечебницы и богадельни при монастырях и храмах Постепенно и не везде возрождалась давно забытая с дореволюционных времен традиция, когда при каждой лечебнице действовало сестричество, был больничный храм. В советское время, как некий рудимент «буржуазного прошлого», сохранились лишь должности — «медицинская сестра», а красные крестики в лечебных учреждениях и на каретах скорой помощи неизменно напоминали о том далёком времени. Собственно, сама медицина развивалась на Руси при монастырях. В Киево-Печерской обители еще в XII веке врачевал болящих чудотворец врач Агапит Печерский, преподобные Алипий и Ипатий Целебник. Действовали лечебницы и богадельни при монастырях и храмах. И так во все века.

http://pravoslavie.ru/150027.html

333 Не один Димитрий Иванович, но и «вси князья великодержавнии, ко святому велию веру от души стяжасте, понеже велику пользу и утшение духовно от него приемлюще». Житие преп. Сергия. Дмитрий Иоаннович призывал преп. Дмитрия Прилуцкаго к себе«благословения ради, и умоли его да просветить от благородных чад его банею св. крещения». Троицкаго игумена Паисия (1479) великий князь «держал в чести велицей» и просил его быть воспреемником своего сына. Великий князь Василий Иванович обращается к преп. Корнилию Комель-скому за молитвою „во еже дароватися ему и княгин его чадородию, в наслдие рода самодержавства их», а потом – за благословением новорожденному сыну. Воскресенская летопис. П. С. Л. VIII. 272, 274. О почтении князей к подвижникам, ср. В. Сокольский. Участие русск. духовенства и монашества в развитии единодержавия и самодержавия вМосковском государствв. Киев. 1902. 334 Житие преп. Феодосия (Яковлев.Памятники), стр. 41–55, и Патерик печерский: Никола Святоша, князь, раздавший все имение свое бедным, и Агапит, врач безмездный («никако же николи же ни от кого что взях»); Григорий «ничто же имея, разве книг, продав их раздаст убогим». (Яковлев.Памятники. 136, 137, 138); Алипий иконописец, отдававший бедным заработок свой 176 и т. д.; Варлаам Хутынский, все свое раздавший, сделал благотворительность заповедью своего монастыря. 340 Об институт вкладничества, существовавшем уже в домонгольский период (Голубинский Ист. рус. Ц. 1, 2, 604 сл.), – подробно у Никитского: Очерки внутренней истории Пскова. Спб. 1873, 233 сл. и Серебрянский. Очерки по истории псковского монашества. М. 1908, 226 сл.; 334 сл. О вкладчиках-мирянах, весьма многочисленных, не отрывавшихся от мира и мирских занятий, но в то же время обеспечивавших себе получение содержания от монастыря, см. Никитский, Очерк внутр. истории церкви в Вел. Новгороде. Спб. 1879, 88. 348 Жития Иосифа Волоколамского, изд. Невоструева в Чтен. Общ. Люб. Дух. Просвещ. 1865, 36–38, 53. 351 Кроме историй церкви, см. Хрущов. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. Спб. 1868. Архангельский; Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. 1. Спб. 1881, а из источников – жития Иосифа, изд. Невоструевым, и полемические сочинения Вассиана: Правосл. Собеседник 1863. III.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

Недалеко от церкви, в малом углублении почивают четыре отшельника: Агапит, врач безмездный, всех исцелявший молитвою, который начал свой христолюбивый подвиг еще при Антоние и восставил заочным словом с смертного одра самого великого Мономаха; два брата Иоанн и Феофил, из коих первый по гласу святого гробокопателя Марка подвигся уже мертвый на своем могильном одре, чтобы уступить почетное место старшему брату, а тронутый сим послушанием Феофил провел остаток дней своих в неиссякаемых слезах; здесь и священномученик Кукша, просветивший словом Евангельским всю Вятскую страну и там умерщвленный стрелами диких. – Кто исчислит имена ваши и деяния, святые Печерские, открыто или в затворе почиющие по сторонам тесного перехода? Здесь Нектарий и Алексий затворник, Григорий иконописец, Сергий послушливый и Савва. – И св. Меркурий, епископ Смоленский, прославленный чудесами на своей родине, пришел упокоиться в мирный вертеп ваш: святительская мантия над каменною плитою свидетельствует о месте его погребения. «Что изображает икона сия над ракой одного из преподобных?» спросил я Владыку, и он отвечал мне: «это Ангельское пострижение Пимена многоболезненного. – Больным родился он на свет, больным и вырос; но за то болезнь телесная не дала в нем места душевной. Пламенно желал он иночества; но родители ему долго в том препятствовали, доколе сами не были вынуждены принести его в обитель, дабы там исцелился молитвами; но вместо исцеления, которого не желал сам болящий, Ангелы пришли к нему ночью в виде игумена с братией и постригли его в иноческий образ. Они нарекли его Пименом и предсказали долгую болезнь до смертного часа. Игумен, уразумев таинственное пострижение, не смел повторять оного. Пимен, исцеляя других, сам еще двадцать лет пролежал на одре болезни и только тогда, как пришли за душой его постригавшие Ангелы, встал исцеленный и обошел все кельи, чтобы проститься с братией. – Будешь ли теперь помнить, что изображает сия святая икона? – Вот недалеко от Пимена многоболезненного преподобный Нестор, которого вы особенно чтите в мире, как именитого летописца; мы же здесь еще ублажаем его и как великого подвижника нашей лавры, сотрудника Антониева и Феодосиева, ибо он с юного возраста посвятил себя Богу в сих пещерах, и сперва сохранил заповеди Христовы на самом деле, а потом соблюл дела святых своих сожителей словом истины. – Общество любителей истории оковало серебром его раку.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Но вот что обличило наконец обольщенного пророка: – Никита, зная наизусть все книги ветхозаветные и непрестанно состязаясь о них, не мог ничего привести во свидетельство из книг нового завета, Евангельских и Апостольских, в которых то, что было только образом в ветхом завете, сделалось самою истиною ко спасению нашему. Смутилась братия Печерская о такой злой прелести и собрались к затворнику все, просиявшие тогда в пещерах и на кафедрах святительских: игумен Никон и будущий его преемник Иоанн, довершитель собора лавры, Исаия, Николай и Феоктист, бывшие потом епископами Ростова, Тмутаракани и Чернигова, прозорливые Матфий и Описифор, два Григория, чудотворец и творец канонов, Пимен постник, и Агапит врач, и летописец Нестор, и сам испытавший туже прелесть затворник Исаакий. – Все они, почиющие ныне нетленными телесами в пещерах Киевских, тогда же еще живой собор праведников, осиявших своими добродетелями едва возникшую лавру, соединились молитвенно в келью затворника и отогнали от него темного духа. И что же? – когда вывели его из затвора и стали расспрашивать о священном Писании, исцеленный ими не умел отвечать ни слова, ибо все его мнимое знание было в нем действие прелести. Опять страшный и назидательный пример, который по несчастию и доныне часто повторяется пред нами! Сколько таких людей, которые, по внешности ведя жизнь неукоризненную и по внутреннему убеждению следуя учению отцов своих, приемлют с уважением все книги св. Писания ветхого и нового завета и вместе с тем нерассудительно отвергают предания св. Отцов, сохранивших нам невредимо сие сокровище. Если же вникнуть глубже в мудрования человеческие сего мнимо очищенного верования, то в них откроется явное отступление и от истин, заключающихся в священных книгах обоих заветов. Не молился ли Никита? не имел ли и он видения, не предсказывал ли будущее? – И все сие не от чрезвычайной ли ревности, и даже как будто бы с видимым смирением, ибо он думал предостеречь себя от лести дьявольской, и сам говорил назидательные слова приходящим! Одной лишь добродетели не доставало затворнику – послушания: он не послушался своего игумена и впал в сети вражеские.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Жития святых российской Церкви, также иверских и славянских и местно чтимых подвижников благочестия. Месяц июнь Источник Житие преподобного Дионисия Глушицкого Два мученика Иустина, из коих один философ, воспоминаются вселенскою Церковью 1-го числа сего месяца, у нас же два преподобных, из коих один безмездный врач Агапит Печерский другой же основатель обители, Дионисий Глушицкий. «Не из Иерусалима и не от Синая воссиял нам сей светильник, говорит неведомый писатель его жития, который еще обращался с ближайшими учениками преподобного, но из родной земли и в наши времена он явился и, дабы не подвергнуться осуждению ленивого раба, скрывшего в землю талант свой, дерзнул я написать о нем то, что слышал от блаженных, Амфилохия, Макария и Михаила, живших при святом Дионисии, да незабвенна будет память угодника Божия. Сам я видел чудеса бываемые от его гроба, и на его молитвы уповая, молю Господа, дабы и мне послужить для сего душеполезного дела. Но хотя и много трудился, чтобы изведать подробно о рождении и возрасте великого подвижника осталось только в памяти учеников его пустынная жизнь, которой они сами были свидетели. Не изъявляет ли это о чрезвычайном смирении Дионисия, ибо он утаил от них все предыдущее, для них бесполезное, как Предтеча в пустыне, и вместе с ними стремился все вперед, по слову евангельскому: «никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управленъ есть въ Цapcmbiu Бoжiu» ( Лк.9:62 ). Одно лишь известно: преподобный Дионисий был родом из Вологды и постриженик обители Спасокаменной, при Святогорце игумене Дионисии, от которого принял иноческое свое имя, в мире же назывался Димитрием. Девять лет провел он при этом настоятеле, который, в последствии, возведен был на кафедру Ростовскую, но Дионисий находился некоторое время и в обители Белозерской, в числе учеников Св. Кирилла, которого священный лик сохранил на иконе своею кистью. Неизвестно, однако, прежде ли или после пострижения в Спасокаменном, обитал он в Кириллове монастыре и не вышел ли оттуда вместе с игуменом Кассианом, или с другими старцами, которые были не довольны нарушением устава Кириллова? А может быть посетил Кириллов тогда уже; когда удалился на безмолвие.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010