И тако последуя подвигом преподобного Антония, сподобися блаженный сей Агапит причастник быти тояжде с ним и благодати: исцеляше бо молитвою своею всех болящих, имже такожде подаяше зелие, еже брашна ради своего варяше. Того ради и врач прозван бысть, и мнози болящии прихождаху к нему и здрави отхождаху. Бысть же в то время во граде Киеве врач некто, родом и верою арменин (из арминиан, еретиков), хитр зело во врачевании, ибо токмо воззрев на болящего к смерти, абие поведаше ему день же и час смерти, темже такового никакоже уже врачевати хотяше. От сицевых (таковых) болящих принесен бысть един в Печерский монастырь, иже бысть первый у князя Всеволода болярин, егоже арменин во отчаяние введе, прорек ему по осми дней смерть. Блаженный же Агапит, сотворив молитву о нем, даде ему в снедь зелия, еже сам ядаше, и здрава его сотвори: и абие (тотчас) промчеся о нем слава по всей земли Российской. Армении же зависти стрелою уязвлен, нача укоряти блаженного, и посла в Печерский монастырь некоего на смерть осужденного, емуже смертного зелия дати повеле, да вкусив пред Агапитом, умрет. Блаженный же, видев сего умирающа, даде ему тогожде зелия, еже сам ядаше, творя молитву о нем: и тако избави от смерти повинного смерти. И оттоле наипаче вооружися на блаженного иноверный той арменин, и наусти единоверных своих, да подадут самому Агапиту смертное зелие испити: блаженный же, испив, без вреда пребысть. Весть бо Господь благочестивыя от напасти избавляти, иже рече: аще и что смертно испиют, не вредит их ( 2Пет. 2:9 , Мк. 16:18 ). Посем разболеся в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах, егоже с прилежанием врачеваше арменин: обаче ничтоже успе, но паче недуг бываше болий. Темже князь уже при кончине сый, посла ко игумену Печерскому, уже тогда сушу Иоанну, моля, да послет к нему в Чернигов блаженного Агапита, врачевания ради. Игумен же, того призвав, извести ему моление князя, но блаженный Агапит, иже николиже виден бысть исходити вне врат и врачевати кроме монастыря, со смирением отвеща: «Аще ко князю сицеваго ради дела иду, то и ко всем иду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Июнь 1. Препод. Агапит Печерский Врач земной не может предсказать смерти Армянин врач предрекал одному вельможе, что он чрез восемь дней непременно умрет, но преп. Агапит врач дал зелие, которое сам вкушал и вельможа от него выздоровел. Не должно принимать вознаграждения за врачевание благодатное Преп. Агапит отказывался от даров ради того, что он врачевал не своею силою, но Христовою; от Владимира же принял для нищих и во утешение выздоровевшего. 2. Св. Никифор исповедник, патриарх Цареградский Обычай древний лобызать взаимно руки Был между патриархом и царем греческим обычай добрый: лобызать друг у друга десницу в знамение духовной любви. Ревность апостольская Патриарх писал к царице о иконоборстве, и, движимый апостольскою ревностью, в пророческом духе присовокупил: «если не перестанете развращать пути Господни правые, рука Господня мстительная на вас скоро будет» ( Деян. 13, 10 и 11). Взаимное приветствие святых Феофан, прозрев мимо его села плывущего по морю патриарха, пал до земли, и, как бы лично с ним беседовав, возложил фимиам на угли. Точно так же и патриарх издали пал на колени, воздел руки и благословил Феофана. Св. великомученик Иоанн Сочавский Кровь мученическая омывает грехи Обагренный кровью, св. великомученик молился: «благодарю Тебя, Владыко, Боже, что сподобил меня кровью моею омыться от грехов моих, которые после крещения от немощи человеческой мною соделаны». Св. священномученик Лукиан Важность мучений Мученики за Христа страждущие, будучи Его членами, восполняют лишение скорбей Христовых в своей плоти. ( Колос. 1, 24 ). Свет над мучеником Когда бездыханное тело мученика Лукиана лежало на земле, вдруг свет небесный воссиял над ним и слышен был голос: «радуйся, благий раб, Лукиан, что ты не устрашился за Меня кровь свою пролить; приди и прими венец, прежде тебе обещанный, и со святыми на небеса водворись: наследуй вечную обитель, с ангелами тебе уготованную». Мертвое тело ожило Мертвое тело св. Лукиана обезглавленное встало на ноги. Потом мученик, взяв руками своими отсеченную главу и ведомый благодатью Духа Святого, в нем пребывающего, при пособии ангелов, твердо пошел ногами, как живой, подобно другу своему св. Дионисию Патрасскому – и, пройдя три поприща, перешел по водам чрез реку Фару, дошел до назначенного к погребению места и с миром почил.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Говоря сие, блаженный Агапит был в таком изнеможении, что уже не мог двигаться, но к нему в сию минуту принесли болящего из Киева и, дивною силою Божией, встал Агапит с одра своего, как бы никогда не болевший, взял обычное зелье, которое употреблял в пищу и показал Армянину, который почел оное за Александрийское. Улыбнулся его невежеству Агапит и, дав зелье болящему, молитвенно его исцелил; потом сказал Армянину; «вкуси со мною сего зелья, потому что мне иначе нечем тебя угостить». Отрекся Армянин по причине своего поста; тогда блаженный спросил его, какой он веры? и услышав, что Армянской, с гневом изгнал его из своей кельи. Чрез три месяца, по своему предсказанию, преставился к Господу блаженный Агапит и, поскольку был безмездный на земли врач, многую восприял на небеси мзду, где уже нет никакой болезни. Честные мощи его были погребены в пещере преподобного Антония. Вскоре после кончины Святого, пришел в обитель Печерскую Армянин и объявил игумену желание свое принять православие вместе с иночеством; ибо ему явился блаженный и напомнил ему обещание, угрожая смертью, если сего не исполнит; веровал он, что и более трех месяцев прожил бы угодник Божий, если бы ему угодно было оставаться на земле. Игумен с радостью постриг в иночество обращённого в православие, внушив врачу телес чуждых, заботиться более о спасении своей души, по примеру безмездного блаженного врача Агапита. (Из Патерика Печерского). 2-го Июня иже во святых отца нашего Никифора Патриарха Царьграда исповедника. В тот же день святого великомученика Иоанна пострадавшего в Белграде. Страдание Иоанна Нового Мученика Белградского Григорий священноинок, игумен обители Пантократоровой и пресвитер великой Церкви, родом из Молдовлахии, написал сию повесть о страданиях Иоанна Белградского или Сочавского, по месту его погребения в кафедральном соборе бывшей митрополии Молдавской. Трапезонт был местом рождения сего доблестного воина Христова, около половины пятнадцатого столетия, и промыслом его была торговля, но купли житейские не отвлекали его от пути к небесному царствию и милосердие было одною из высоких его добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Антония, подвигов которого он был свидетелем; как тот великий муж, он сам служил больным и исцелял их своею молитвою, – но, скрывая дар, данный его молитве, он подавал им зелье от своего кушанья, как будто оно было лекарственное. Блаженный Агапит видел это, и трудился много лет, соревнуя в подвигах святому старцу. Когда кто-то из братии заболевал, преп. оставлял свою келью (в ней не было ничего такого, что можно было бы украсть), приходил к больному брату и служил ему, подымая его, укладывая, вынося на своих руках и непрестанно моля Бога о спасении больного, если болезнь и длилась – по воле Божией, чтобы умножить веру и молитву раба Божия Агапита. Итак, подражая подвигам преп. Антония, блаженный Агапит сподобился быть причастником той же благодати: он исцелял молитвою своей всех больных и подавал им также зелье, которое варил себе для пищи. И за то он был назван врачом. Слух о нем распространился в городе, и многие больные приходили к нему и уходили здоровыми. В то время жил в Киеве один врач, родом и верою армянин, искусный во врачевании, так что прежде него не было никогда такого. Осмотрев лишь больного, близкого к смерти, он узнавал и говорил ему день и час смерти и никогда не ошибался он, так что такого человека он не хотел и лечить. Из таких больных был принесен один в Печерский монастырь; он был первым боярином князя Всеволода, и армянин привел его в отчаяние, предсказав ему через восемь дней смерть. Блаженный же Агапит, сотворив молитву о нем, дал ему принять зелья, которое он сам ел, и сделал его здоровым, и слава о преподобном промчалась по всей земле русской. Армянин, уязвленный стрелою зависти, стал укорять блаженного, послал в Печерский монастырь одного осужденного на смерть, которому велел дать смертного зелья, чтобы он выпил его перед Агапитом и умер. Блаженный же, видя его умирающим, дал ему такого зелья, которое он сам ел, творя о нем молитву, и так избавил от смерти осужденного на смерть. И с тех пор еще больше того иноверный армянин был возбужден против преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Был в то время в Киеве врач весьма искусный, родом и верою Армянин, который, при одном воззрении на больного, мог предсказывать день и час его смерти, если был неисцелим, и никогда не ошибался, потому и не хотел врачевать трудных больных. Один из таковых, которому предсказал Армянин неминуемую кончину чрез восемь дней, принесен был в Печерский монастырь к блаженному Агапиту, а тот, дав ему зелья от своего брашна, исцелил молитвою. Молва о том пронеслась по всей земле Русской, ибо это был первый боярин Великого Князя Всеволода. Исполнился зависти Армянин и, в укор блаженному, послал в Печерский монастырь одного преступника, осуждённого на смерть, которому дал выпить смертного зелья, чтобы умер пред лицем Агапита, но и того исцелил он и спас от смерти повинного смерти. Тогда еще более вооружился на него иноверец и научил людей злоумышленных, дать испить смертную отраву самому Агапиту, но она ему не повредила, по слову евангельскому о верных учениках Христовых: «аще что смертное испиют, не вредит им» ( Мк.16:18 ). Разболелся в Чернигове Князь Владимир Мономах , которого хотя усердно лечил Армянин, но без успеха. Уже близок был к кончине благоверный Князь, когда послал он просить Печерского игумена Иоанна, чтобы прислал к нему в Чернигов Агапита. Но Агапит, никогда не исходивший из врат монастырских, смиренно отвечал: «если это сделаю для Князя, то должен буду ко всем идти; молю тебя, отче, позволь мне не исходить из врат монастырских, для славы человеческой, от которой я обещался пред Богом убегать до последнего издыхания; если же не соизволишь, то удалюсь в иную страну, доколе не минует сия беда». Посланный, видя, что нельзя убедить блаженного идти к Князю, просил отпустить с ним хотя бы несколько зелий, для исцеления своего господина. Вынужденный к тому игуменом, Агапит дал посланному зелья от своего брашна и, как только вкусил от него болящий Князь, немедленно исцелился. Тогда Мономах сам пошел в Печерский монастырь, чтобы видеть человека Божия, чрез которого Господь послал ему исцеление, и щедро одарить его, но он принужден был отдать принесенное злато игумену, потому что Агапит скрылся, избегая славы человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

И последовал он всей душой равноангельной жизни преподобного Антония, подвигов которого он был свидетелем; как тот великий муж, он сам служил больным и исцелял их своей молитвой, но, скрывая дар, данный его молитве, он подавал им зелие от своего кушанья, как будто оно было лекарственное. Блаженный Агапит видел это и трудился много лет, соревнуя в подвигах святому старцу. Когда кто из братии заболевал, преподобный оставлял свою келию (в ней не было ничего такого, что можно было бы украсть), приходил к больному брату и служил ему, подымая его, укладывая, вынося на своих руках и непрестанно моля Бога о спасении больного, если болезнь и длилась по воле Божией, чтоб умножить веру и молитву раба Божия Агапита. Итак, подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть причастником той же благодати: он исцелял молитвой своей всех больных и подавал им также зелие, которое варил себе для пищи. И за то он был назван врачом. Слух о нем распространился в городе, и многие больные приходили к нему и уходили здоровыми. В то время жил в Киеве один врач, родом и верой армянин, искусный во врачевании, подобного которому прежде не бывало. Осмотрев лишь больного, близкого к смерти, он узнавал и говорил ему день и час смерти, никогда не ошибаясь при этом и не пытаясь такого человека лечить. Из таких больных был принесен один в Печерский монастырь; он был первым боярином князя Всеволода, и армянин привел его в отчаяние, предсказав ему через восемь дней смерть. Блаженный же Агапит, сотворив молитву о нем, дал ему принять зелие, которое он сам ел, и сделал его здоровым, после чего слава о преподобном промчалась по земле русской. Армянин, уязвленный стрелой зависти, стал укорять блаженного, послал в Печерский монастырь одного осужденного на смерть, которому велел дать смертного зелия, чтоб он выпил его пред Агапитом и умер. Блаженный же, видя его умирающим, дал ему такого зелия, которое он сам ел, творя о нем молитву, и так избавил от смерти осужденного на смерть. С тех пор иноверный армянин еще больше того был возбужден против преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блаженный Поликарп в другом случае пишет, что в молитве, исцелившей прельщённого Никиту, участвовал и «Агапит врач»; а это было при игумене Никоне, не позже 1088 г. 5 . Итак известность преподобного врача началась ещё при Никоне, около 1080 г. Во время сего блаженного, продолжает свою повесть о враче Поликарп, был некто родом и верой Армянин. Он был искусный врач, какого прежде не бывало; ему стоило только посмотреть на больного, и он назначал день и час смерти его и слова его выполнялись в точности. Такого уже и не лечили. – Один из таких больных принесён был в Печерский монастырь; это был первый человек у князя Всеволода († 1093 г.). Армянин довёл его до нечаяния, сказав, что умрёт спустя восемь дней. – Блаженный же Агапит, дав ему траву, которой сам питался, возвратил ему здоровье. Слух о том промчался по всей Русской земле. – Армянин, снедаемый завистью, начал поносить блаженного. Он послал в монастырь приговорённого им на смерть, приказав дать ему яда, чтобы, приняв, умер в глазах Агапита. Блаженный, подав этому умирающему монастырской пищи, сотворил его здоровым и избавил осуждённого от смерти. После того иноверец вооружается против Агапита ещё сильнее: он научает своих единоверцев уморить монаха ядом. По блаженный пил без вреда, нимало не страдая. Весть бо Господь благочестивыя избавляти от смерти ( 2Пет.2:9 ). Он сказал: «аще что и смертное испиют, не вредит их; на недужные руки возложат и здрави будут». Сделался болен князь Владимир Мономах , тогда княживший в Чернигове. Его лечил Армянин и употреблял всё старание, все средства искусства, а болезнь не только не смягчалась, но час от часу становилась опаснее. Князь, чувствуя, что близок он к смерти, послал к Печерскому игумену Иоанну с просьбой прислать к нему Агапита врача. Если я пойду к князю, рассуждал блаженный Агапит, то должен ходить и ко всем. Человеческая слава – опасна, Не пойду за врата монастыря, чтобы не преступить обета моего. Если выгонят меня, пойду в другую сторону и опять возвращусь. Он послал князю варёное былие, приготовленное им для себя в пищу. Князь выздоровел. Исцелённый Владимир пришёл благодарить Агапита; но преподобный, опасаясь славы человеческой, скрылся. Князь отдал принесённые для Агапита дары игумену. – Потом, живо чувствуя, как многим он обязан Агапиту, приказал боярину отнести золото в келью Агапита. «Сын мой! сказал посланному преподобный, я не беру ни с кого за лечение – не за что: исцеляет Христос Господь, а не я». Посланный просил принять дары князя для его утешения и употребить по усмотрению. «Пусть так, сказал Агапит; скажи же князю, чтобы не берёг он сокровищ, – к чему они? пусть раздаёт их нищим; если не послушает меня, худо будет ему. Неблагодарности не любит Господь, избавивший его от смерти». Старец вынес золото из кельи своей и положил его у дверей, а сам скрылся. Вышел и посланный и, увидев брошенное золото, отнёс его к игумену Иоанну. – Когда все пересказано было князю, князь выполнил заповедь старца, стал щедро раздавать милостыню нищим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Молю тя, отче, да не будет ми пред монастырская врата изыти, славы ради человеческия, от неяже обещахся пред Богом до последнего моего издыхания бежати: аще изволиши, во ину паче страну иду, и потом возвращуся семо, егда нужда сия минет». Разумев же посланный от князя, яко не возможет самого блаженного Агапита к своему господину призвати, нача молити, да поне (по крайней мере) зелия на исцеление подаст. Принужден убо игуменом, блаженный даде посланному зелия от своего брашна: егоже егда князь вкуси, абие здрав бысть, молитв ради блаженного. Тогда князь Владимир Мономах прииде сам в Печерский монастырь, хотя видети, кто есть, имже Бог здравие ему дарова. Но Агапит скрыся: темже князь принесенное тому злато даде игумену. Обаче (однако) не по мнозе посла паки тойже Владимир единого от боляр своих со многими дары к блаженному Агапиту: егоже посланный в келлии обрет, положи пред ним еже принесе. Блаженный же рече ему: «О чадо, аз николиже (никогда) от кого что взях: понеже николиже исцелих силою моею, но Христовою, не требую убо и ныне сего». Отвеща болярин: «Весть, отче, пославый мя, яко не требуеши ничесоже, но молюся ти, утешения ради сына своего, емуже Бог здравие тобою дарова, приими сие, и даждь нищим». Глагола убо ему старец: «Понеже тако вещаеши, с радостью прииму. Рцы же пославшему тя, яко и от прочих, елика имать, ничтоже взяти возможет с собою, от жития отходя: темже да раздаст я нищим, молю, да не преслушает мя в том, да не что горее постраждет». Сия рек, взя блаженный Агапит принесенное злато, и иде с тем из келлии аки сокровения ради: и изнес вне келлии, поверже, сам же, бежав, скрыся. Болярин же помале изыде, и се, видев поверженныя пред враты вся дары, взем убо даде игумену Иоанну. Таже возвратися ко князю и поведа ему о блаженном вся, яже виде и слыша: и разумеша вси, яко истинный раб Божий есть. Князь же, не дерзая преслушати святого, нача нещадно раздаяти имение свое нищим. По многих же трудех и подвизех Богоугодных разболеся сам безмездный сей врач, блаженный старец Агапит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

И последовал он всей душой равноангельной жизни преподобного Антония, подвигов которого он был свидетелем; как тот великий муж, он сам служил больным и исцелял их своей молитвой, но, скрывая дар, данный его молитве, он подавал им зелие от своего кушанья, как будто оно было лекарственное. Блаженный Агапит видел это и трудился много лет, соревнуя в подвигах святому старцу. Когда кто из братии заболевал, преподобный оставлял свою келию (в ней не было ничего такого, что можно было бы украсть), приходил к больному брату и служил ему, подымая его, укладывая, вынося на своих руках и непрестанно моля Бога о спасении больного, если болезнь и длилась по воле Божией, чтоб умножить веру и молитву раба Божия Агапита. Итак, подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть причастником той же благодати: он исцелял молитвой своей всех больных и подавал им также зелие, которое варил себе для пищи. И за то он был назван врачом. Слух о нем распространился в городе, и многие больные приходили к нему и уходили здоровыми. В то время жил в Киеве один врач, родом и верой армянин, искусный во врачевании, подобного которому прежде не бывало. Осмотрев лишь больного, близкого к смерти, он узнавал и говорил ему день и час смерти, никогда не ошибаясь при этом и не пытаясь такого человека лечить. Из таких больных был принесен один в Печерский монастырь; он был первым боярином князя Всеволода, и армянин привел его в отчаяние, предсказав ему через восемь дней смерть. Блаженный же Агапит, сотворив молитву о нем, дал ему принять зелие, которое он сам ел, и сделал его здоровым, после чего слава о преподобном промчалась по земле русской. Армянин, уязвленный стрелой зависти, стал укорять блаженного, послал в Печерский монастырь одного осужденного на смерть, которому велел дать смертного зелия, чтоб он выпил его пред Агапитом и умер. Блаженный же, видя его умирающим, дал ему такого зелия, которое он сам ел, творя о нем молитву, и так избавил от смерти осужденного на смерть. С тех пор иноверный армянин еще больше того был возбужден против преподобного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1826...

В этой обители воскресло древнее подвижничество в различных видах. Подвигом затворничества прославились ещё: Феофил, 12 лет плакавший в пещере день и ночь, Никита, впоследствии епископ новгородский, подвергшийся в пещере искушению бесовскому. Подвигом постничества известен Прохор, пищей которого вместо хлеба была лебеда. В голодное время он из лебеды приготовлял хлеб, который всем казался сладок, как будто испечённый с мёдом. Подвигом послушания прославился Николай Святоша, сын черниговского князя Давида Святославича, в мире Святослав-Панкратий. Он первый из русских князей принял монашество и в монастыре печерском проходил долгое время трудные послушания: три года работал на братию в поварне, три года стоял у врат монастырских, как сторож; потом служил при трапезе и своим послушанием и усердием приобрёл общую любовь. Многие из подвижников печерских прославились даром чудотворений и прозорливостью. Алипий иконописец, постригшийся при игумене Никоне, помазывал раны больных своими красками, как лекарством, и больные исцелялись. Агапит, безмездный врач, чудесно врачевал болезни. Когда занемогал кто-либо из братии, Агапит давал ему вместо лекарства варёную траву, и больной по молитве его выздоравливал. Агапит исцелил князя Владимира Мономаха , послав ему варёную траву, которую употреблял в пищу. Григорий чудотворец одним приближением своим изгонял бесов. Марк пещерник, копавший в пещерах могилы для погребения братии, умершему иноку повелел возлить на себя елей, и умерший, взяв масло, возлил его себе на лицо и грудь, оправил на себе одежду и опять почил. Евстратий постник, взятый в плен половцами и проданный ими одному корсунскому еврею, был распят евреем на кресте. Распятый сказал мучителям, что их постигнет отмщение за кровь христианскую, и казнь вскоре постигла еврея, распявшего преподобного. Никон, по прозванию Сухой, попал в плен к половцам и в плену был мучим разными муками. После трёхлетнего мучительного плена он предсказал своим мучителям, что чрез три дня будет в Печерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010