Так я бежал и оказался у огненной реки, полной змей и других страшных зверей ада. Они были погружены в огонь до шеи, а головы находились вне и рты открыты, будто они глотают какую-то пищу. Бесы, гнавшиеся за мной, кричали мне, чтобы я бросился в реку, или они насильно меня туда бросят. Я оглянулся вокруг, нет ли другого места, где найду помощь, и увидел поблизости мост, очень узкий, из одной доски, и столь высокий, что мне казалась, будто он доходит до неба. Я не знал. что делать: и боялся упасть в реку, где огонь и чудовища, и страшно трудно и невыполнимо было взойти на мост. Но остаться во власти бесов – еще хуже. Потому лучше казалось взойти на мост, чем упасть в реку. Я поднимался шаг за шагом с великим страхом и безмерной дрожью, а лукавые бесы следовали сзади с криками. Когда был уже на верху моста, тут подоспели и бесы, а я воскликнул со слезами: «Пресвятая Богородице, помогай мне». Тогда тотчас впереди оказалась любезная и благосердная Мать милости, Царица Ангелов, и протянула мне Свою святую десницу со словами: «Не бойся, возлюбленный раб Мой. Ты всегда был Моим другом, читая молитвы, акафисты и милуя бедных братии Моего Сына и Господа. Так пришла Я помочь тебе в беде». Сказав это, Она взяла меня за руку, и (о чудо!) мгновенно перенесла меня домой, где вы меня нашли, а я оставался как мертвый столько дней от того страха. Итак, сын, берегись, чтобы не пренебречь служением Всесильной Матери Господа, но все время воспевай и прославляй Ее, как, ты знаешь, делал и я, если желаешь найти помощь в какой нужде. Это я объявляю первым моим велением. Второе – как уже говорил прежде – принуждай себя, сколь можешь, любить чужестранцев и бедняков, давать им все необходимое, если хочешь вкушать в мире всякое благо, а в будущем унаследовать Небесное Царствие». Это сказал покойный и, преподав наставление близким, чтобы они всеусердно почитали Всепетую Владычицу и помогали бедным, предал свою святую душу в руки Божий. А его сын, вспоминая отцовские увещевания, стал вести доблестный образ жизни, а с концом ее удостоился навечно блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Даже если и есть в мире умиротворенный человек, явно не имеющий никакой скорби, – внутреннее мучение и пытка совести не оставляют его. Если грешник не притесняем скорбью извне, и во всех делах его благополучно, то тем более он тесним изнутри. Так как нет никого, у кого не было бы невзгод, то всякий должен терпеть их с радостью. Ибо нет другого более полезного пути ко спасению души, чем узкий и тесный путь скорбей. Ими мы подражаем нашему Владыке Христу и следуем за ним. Он Сам предпочел этот путь ради любимых. Он сказал нам, что мы не можем быть Его учениками, если не возьмем крест и не последуем за Ним. Не надейся преуспеть на пути Господнем и стать сонаследником Его вместе со святыми в раю, если ты не пройдешь через воды скорбей: Господь и все святые прославлены, благодаря кресту. Не опускай рук от небрежения, слыша, что нужно поднять свой крест. Лучше сперва быть презренным, осужденным разбойником, но, умирая вместе с нашим Владыкой, сколь ты будешь прославлен и освящен,– как и те, которые возлюбили Его и желали, жаждали умереть в Нем, как Андрей, Петр и другие. Некоторые, благоговея ко кресту, исповедовали Христа в своих скорбях. Когда они были немощны, или в крайней бедности, или скорбели по другим причинам, – все переносили с благодарностью по любви ко Христу. Крест скорбей столь благороден, и Господь Сам к нему так стремится, что установил, что будет вместе со скорбящим в его скорби и искупит его, и прославит чудесным образом. Вместе с ним Я в скорби, изыму его, и прославлю его. Неужели найдется не вожделеющий скорбей, чтобы быть вместе со Сладчайшим Спутником, верным и всесильным? Таково благоутробие и благость Божия, что Он нам дает малые и временные скорби, чтобы мы наследовали в Его Царствии неизглаголанные и вечные блага. Воистину, мы должны больше благодарить тех, кто нам вредит и нас порицает, чем тех, кто нам делает добро и помогает. Те, кто нас притесняют, становятся причиной очищения наших душ, – и так мы получаем прощение грехов. Милостивый Бог показывает нам более великое знамение любви, когда посылает нам скорби и муки, чем когда дает временное вкушение и утешение духовное. Зная это, верные христиане желают скорбей; а когда скорби приходят, принимают их как из руки Господа, с ликованием. Если скорби нет, они очень печалятся и огорчаются, считая, что Бог их оставил. Они понуждают себя мучить плоть постами, бдениями и другими подобными вещами. А те, кто, наоборот, ненавидят крест, тех можно уподобить бесам, которые бегут от него, как только увидят. Они очень бояться креста, ибо полагают, что нет другого рая, а только наш мнимый мир. Они желают этого мира и делают, что хотят, ведя животную жизнь. А когда к ним приходит какая-то скорбь, они ворчат и богохульствуют безумно, стараясь избежать того, чего избежать не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Если ты желаешь вкушать столь великое благо, не ленись, не бойся, но откажись от всего временного. Если ты будешь чувствовать тягостную скорбь, то терпи, будь настойчив, всегда сражайся с плотью. Настоящая жизнь – это битва и ежедневная война между душой и телом, как говорит пророк: Вот, я привык сражаться в дни мои. Апостол Павел показывает в одном человеке двух людей, которые так объединены вместе, что одного невозможно представить без другого, – но, вместе с тем, они столь различны и противоположны, что жизнь одного есть смерть другого. Они объединены друг с другом и сохраняются вместе, – хотя их двое, но считается и называется он одним человеком. Между этими двумя и проходит битва и вражда в жизни. Поэтому Создатель дал им различные имена, назвав одного духом, а другого – плотью. Великий Павел именует одного внутренним человеком, а другого внешним человеком. Он пишет в Послании Галатам так: Духом ходите, а вожделение плоти никак не совершайте. Плоть вожделеет против духа, а дух – против плоти. То есть ходите, как стремится ваш дух, но не совершайте повелений плоти, – чтобы не умереть духовно, ибо что желает плоть, то противно душе, а что желает душа, то враждебно плоти. О, как странно! Какая же это война?! В битве находим любовь, в мире – войну, в смерти – жизнь, а в жизни – смерть, в свободе- плен, в плену – искупление. Сила благого и добродетельного человека проявляется в победе над собой самим, чтобы, пострадав, обуздать свои вожделения. Поистине, такой человек должен быть восхваляем и прославляем более того, кто победил царство. В 3 псалме Давид говорит: Господи, Ты попрал всех враждующих со мной напрасно. Этот псалом Давид написал, когда бежал от своего сына Авессалома, который изгнал его из Иерусалима, захватив царство. Поэтому Давид радуется и поет победу, что приобрел в бегстве своих врагов. Это кажется против правил, – воспевать как победитель и ликовать, когда бежал побежденным и гонимым. Но послушайте, в чем тут дело. Давид благодарит Бога за более великую и чудесную победу: что он победил свои страсти и стремления, когда Семей проклинал его и бросал в него камни. Кротчайший и святейший царь не позволил, чтобы солдаты убили его ругателя. Он сказал им: «Оставьте его, чтобы он меня ругал, ибо это воля Бога, по причине моих грехов». Так поступил пророк. Он победил себя, как господин своих желаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Желая вечно радоваться в раю, сперва отбрось всякое мирское попечение и плотское сладострастие. Не ищи Господа в мирских оградах, не шатайся там, где Его не найдешь. Ты можешь найти Его в колючках и терниях, как Его увидел Моисей в терновом кусте, то есть в стесненной жизни. Любители мира «ищут Бога» в радостях и вкушениях, потому и не удостаиваются Его найти. Пока Моисей был в Египте, Господь ему не являлся. И ты не удостоишься никогда Его видеть, пока находишься во тьме мирской. Оставь дворец Фараона, возненавидь ту честь, которую там имел, и всякое телесное удовольствие,– тогда получишь неувядаемую честь и духовное утешение от Бога. Воздерживайся от тленных и безполезных блюд – у них нет вкуса. Ты его ощущаешь только в тот момент, когда их поглощаешь. Если ты желаешь быть удостоенным есть сладчайшую манну, пищу Небес, желаешь возвысить свой ум, вкушая неизреченное веселье, то возненавидь сердечно все вещи, сущие под небом и дающие тебе усладу. Несчастный твой желудок полон вредных соков, и поэтому для тебя невкусна сладостная небесная пища. Всеблагой Бог всегда готов приобщить тебя к Своим щедрым дарованиям, кои у Него в изобилии, – но и ты предложи, принеси сердце чистое, не занятое вещами мира. Если у тебя нет небесного утешения, то причиной и поводом стал сам ты: ты не протянул пустого сосуда, чтобы его можно было заполнить божественным миром. Если Господь не дает тебе ту благодать, которую Он даровал Своим друзьям, то это твое собственное падение, ибо ты не возжелал так, как делали в прежние времена святые апостолы, мученики и преподобные. Они подражали Христу нагие, с повреждением плоти, бичуемые дикостью, опаляемые огнем, рассекаемые мечами и копьями, будучи предаваемы на различную смерть. Подвижники, мужи и жены, шли со множеством злостраданий по узкому и скорбному пути спасения. А сегодня лишь немногие совершенно не жалеют себя. Много тех, кто жаждут быть рабами двух хозяев: Бога и мира. Но так невозможно. Как же ты хочешь, нагруженный богатством и почестями, дающий плоти столько удовольствий, прийти и оказаться там, где стоят свободные от всякой любви к миру, перенесшие столько страданий ради Господа? Оставь напрасную надежду. Пусть тебе не покажется тяжелым оставить не только мир, но и родных, друзей, возлюбленных ради Господа,– как сам Господь говорит в священном Евангелии: Кто не откажется от отца, матери, братьев, детей, жен, и самого себя – ради любви ко Мне, тот не может. быть Моим учеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Знай, что есть два образа праведности: один из них истинный, а другой ложный. Истинный охватывает и внешние вещи, в своем итоге необходимые и полезные. А ложный выказывает немногое из внешнего, но при этом лишен внутреннего – любви к Богу, страха и смирения, благоговения и других добродетелей. Так и было у фарисеев. Господь их обличил, порицая их как лицемеров (лицедеев). Они давали десятину с мяты, а великие заповеди, определенные Законом, они не хранили суд, милость, истину. Они тщательно мыли сосуды и руки, а сердца их были полны порочности и хищений (хищничества). Они были как гробы, украшенные снаружи, а внутри полные костей. Господь справедливо обличает таких в Божественном Писании: Этот народ почитает Меня только губами, а их сердце далеко от слова Моего. Напрасно они Меня почитают, соблюдая учения людей, а не Закон, который Я им дал. И еще в 1 главе книги Исаии Он говорит: Зачем Мне множество ваших жертв? Я полон всесожжениями. Ладан мне мерзок. Ваши жертвы нового месяца ненавистны Моей душе.... То есть зачем Мне множество ваших жертв? Я сыт сожжениями животных, не приносите Мне больше ненужных жертв. Мне отвратительно ваше каждение, а ваши собрания, ваши праздники начала месяца Моя душа ненавидит. И многое другое подобное ты найдешь в Ветхом Завете, из чего сразу явствует, что Бог отвращается не от того, что Он повелел совершать (особенно, если это дела благочестия, приближающие поклонением и службой к Божественной чести Его величия). Послушай, человек, Господь осуждает не сами деяния, но людей, совершающих их, которые не выбирают праведность и страха Божиего не имеют. Господь это и объясняет, когда говорит: Умойтесь и будете чистыми. Исторгните порочность ваших душ пред очами Моими. Не совершайте порочное, поучитесь делать благо, и тогда Я прощу ваши грехи. И еще в другом месте Он говорит: Кто Мне приносит в жертву быка или другое животное, Я к этому отношусь как к убийству человека, или словно Мне принесли кровь свиней. А кто приносит ладан, тот словно благословляет идола. О, Боже мой, почему Тебе стали столь мерзки те дела, которые Ты повелел совершать? Господь тотчас показывает причину: это они предпочли на путях своих, чтобы быть Мне благоугодными такими вещами, но своего лукавства они не оставили и радуются своей мерзости. Если ты этому не веришь, то посмотри более ясно на молитву надменного и неразумного фарисея. Фарисей молился так: Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как другие люди, которые хищные, несправедливые, я не такой, как этот мытарь. Я пощусь дважды в неделю, подаю как милостыню десятую часть доходов. Ты видишь три дурных вещи? Превозношение: «Я не такой, как другие люди». Презрение к другому человеку: «Я не такой, как этот мытарь». Ложная уверенность, что он является праведным – за что он благодарит Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

У одной женщины, благоговейной и добродетельной, была язва в груди, полная червей, которые ели плоть. Она чувствовала сильную боль и очень мучилась, а врач не мог ей помочь. Однажды она исповедовалась духовнику, опытному и мудрейшему, и он ей сказал, чтобы дала ему одного из тех червей, которые поглощали ее плоть. Она не захотела его послушать, ей это казалось делом неподобающим. Но когда он еще более попросил ее, она послушалась, и тотчас, как она вывалила червя ему на ладонь, зловонный червь стал (о чудо!) драгоценным камнем, благовидным и столь светлым, что являл собой безподобное сокровище. Тогда духовник объяснил ей душеполезными словами, какую пользу она получала от этой невыносимой язвы. Утешившись, она молилась Богу, чтобы Он не исцелял ее, ибо немощь служила великой пользе. В «Житиях» Метафраста под 1 сентября рассказывается, что преподобный Симеон стоял на столпе многие годы, его бедро так стало загнивать от великих усилий, что по нему ползали черви. Однажды к преподобному пришел князь сарацинов ради благословения, встал под столпом, слушая учение святого. В тот момент вниз упал один червяк, но когда князь взял его из благоговения, преподобный сказал ему: «Зачем тебе нужен мерзкий червяк? Брось его и не пачкай руки, благороднейший!» Тот открыл руку, чтобы увидеть червяка, как ему сказал преподобный, однако тотчас узрел, что прежде противный и гадкий червяк стал прекрасным драгоценным камнем. Видишь, сколькими доказательствами ты можешь быть уверен, что твои нынешние притеснения и скорби даруют несказанную радость и веселье, когда Господь примет тебя в рай со словами: Благо, раб благой и верный, входи в радость Господина своего. О, сколько радости ты примешь, когда войдешь в число небесного войска! Ты не будешь ни голодать, ни жаждать, ни мерзнуть, ни преть – не будет горестей, но настанет совершенная радость, вечное отдохновение, крайнее ликование и полное вкушение всего благого. Говоря просто, ты унаследуешь те блага, которых око не видело, и ум человека не может понять. И это не на десять, сто или тысячу лет, но – на безпредельные века веков. Так что подумай, что справедливо: ворчать ли – или терпеть стойко всякое мучение временной жизни, если надеешься вкушать столь великое блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Чудо 16 О человеке, которого искушал бес блуда, и который освободился благодаря Богоматери Жил некий безмолвствующий монах на Горе Масличной, у него в келлие хранился прекрасный образ Богородицы. Он чрезвычайно благоговел к Приснодеве и молился Ей каждый раз, чтобы Она освободила его от беса блуда. У него шла столь сильная битва с этой страстью, что не прекращалась днем и ночью, а страсть временами так одолевала, что была опасность пасть и на деле. Но лишь вредитель душ желал зажечь в его душе пламя мерзкой похоти, он прибегал к священной иконе и со слезами молился, чтобы исчез соблазн плоти. Хотя враг и видел, что брат с помощью Богородицы укреплялся, но не успокаивался, а всегда искушал его. Однажды брат стоял вне келлии, и вновь пришли лукавые помыслы. Когда монах пожелал прибегнуть к молитве, по обычаю, то увидел своими глазами ясно диавола и сказал ему: «До каких пор, враг истины, ты будешь меня искушать? Ты не знаешь намерения моего, что я не поддамся? Что ты меня мучишь напрасно?» – А диавол говорит: «Я победил многих других, более добродетельных, чем ты, и хочу и тебя победить наконец. Ибо я не устаю, у меня нет другой работы, кроме этой. Но если ты сделаешь то, что я тебе скажу, то я кончу и не буду тебя искушать». Монах спросил: «Что ты хочешь, чтобы я сделал?» Бес говорит: «Одно малое и легкое, что я прошу. И поклянись, что не расскажешь другому, и я тебе скажу». Подвижник, будучи неучёным и безхитростным, желая освободиться от такой битвы, поклялся не говорить никому другому. Тогда извивающийся змий сказал: «Не поклоняйся больше этому образу, который в твоей келлие, а выкинь его оттуда, и я потом не буду тебя искушать». Монах говорит: «Я тебе отвечу завтра». И бес стал невидимым. А монах раздумывал, не зная, что сделать, и очень скорбел и терзался – особенно потому, что поклялся не говорить никому, а лукавый во всем бес постарался закрыть дверь, и нельзя было спросить учителя, чтобы узнать о малейшем уклонении. А в тот день на Гору пришел авва Феодор Элийский, опытный в Писании, на деле проверенный искушениями бесов, и все, кто его спрашивали, получали большую пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Во второй части мы пишем вразумления об исповеди и священном Причащении, приводя страшные и потрясающие примеры. Затем, в конце второй части, мы подробно поведали пять весьма душеполезных слов о «четырех последних»: о смерти безпредельной, о страшном дне Суда, о неизглаголанной славе рая, о жесточайших казнях вечного мучения и о покаянии. В третьей части мы записали немногие чудеса из многих и безчисленных, совершенных в разных местах Всесильной Владычицей в помощь всем нам, христианам. Все это изложено в книге с такой любовью и усердием, что вводит в великое умиление слушателей и дарует им великую пользу. Невозможно читать это творение без сокрушения сердечного, особенно 21 главу второй части, и не покаяться в грехах. Неужели есть такой великий грешник, который, услышав о погибели, доставляемой грехами, не отвратился бы от зла и не совершил покаяния?! Кто, увидев столькие похвалы за перенесенные скорби, не возблагодарит Христа и не простит, не уступит теснящим его и искушающим? Найдется ли какой человек плотский и любящий мир сей настолько, что умножает все его заблуждения, пороки и обманы, который, усовестившись, не станет их презирать? Кто не поймет великой пользы, которую получает благодаря священному Причастию, и не придет тогда к исповеди и покаянию, чтобы удостоиться таких величайших дарований, благодати и радости? Кто, услышав про горькие кары вечного мучения и несказанное сияние небесного блаженства, не совершит любезное Богу, чтобы быть искупленным от печалей и достичь великой благодати? Кто, прочитав о стольких чудесах Пресвятой Владычицы нашей, показавшей неизглаголанную к грешникам милость и благое расположение в жалости, не умилится сердцем и не источит из своих очей потоки светлых слез? Читайте по порядку эту книгу, молодые и старые, оставив всякую другую службу. Ибо здесь вы найдете путь к спасению души, а ничего желаннее и угоднее его нет. Отнеситесь с презрением ко всем другим книгам: историям (романам), комедиям (юмористическому чтению) и прочим душевреднейшим словам литераторов, которые никакой пользы вам не даруют, но бывают подобны наказанию, ибо вселяют злобу.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Чудо 36 О воскресшем отроке, который признал убившего его Жила некая женщина, добродетельная и богобоязненная, чрезвычайно почитавшая Пресвятую Богородицу, а муж у нее был нечестивый и беззаконный, блудил с другой женщиной. Разумеется, он ненавидел жену так (как всегда поступают такие), что даже не давал ей ничего на пропитание. Сам же пропадал помногу дней, творя свои злые желания. У бедняжки не было даже самого необходимого для тела, – и она взяла ребенка у одного богатого человека, чтобы вскармливать. Муж ее тайно вошел в дом ночью, когда она спала, и, ослепленный диаволом, или, лучше сказать, своим злым выбором, убил младенца, – чтобы суд приговорил жену к смерти. Совершив все, нечестивейший бежал. Наутро, когда женщина увидела, что младенец погиб, она стала плакать и рыдать, не понимая, как то случилось. Собрались все соседи, пришел и отец ребенка. Отец не верил, что женщина нашла ребенка убитым, но считал, что она его погубила, и передал ее суду, чтобы казнить, как убийцу. А истинный убийца стоял вместе со всеми, притворяясь, что скорбит из-за осуждения жены. Невинная была несправедливо приговорена к смерти. Бедная женщина шла на место исполнения приговора, не имея никакого помощника на земле, никакого собеседника в своей беде, чтобы он посредничал перед судьями ради нее. И она призвала силу и помощь свыше. Обратившись к Небу, закричала со слезами и верой: «Преславная и Всесильная Владычице, Госпоже всякой твари, помоги мне, несчастной, от клеветы, умоли праведного Судию, да не даст убить меня несправедливо». Так сказала она из глубины сердца, и тотчас (о скорейшая помощь и приятие!) появилась пред лицем всех царственная честная Жена, прекрасная ликом и преславная, держащая Младенца в объятиях. Она сказала судьям: «Сдержитесь немного, не судите, пусть рассудит Мое Дитя». Тогда им говорит Божественный Младенец: «Не судите по виду, о люди, но праведно, дабы не приять вечное мучение. Почему, невежды, вы осуждаете невинную без свидетелей? Разве так велят законы? Принесите убитого ребенка сюда, чтобы Я совершил правосудие над убийцей». Когда стоявшие вокруг услышали такую мудрость от Младенца, то вышли и принесли мертвого. Ему говорит Небесное Дитя: «Во имя Господне – встань и скажи нам: кто тебя убил?» – Тогда мертвый встал и ясно произнес имя убийцы, показав на него, к удивлению многих, пальцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Если мы не сможем всегда быть внимательными, то будем принуждать себя к тому, чтобы мысль об этом занимала большее время нашей жизни. И наша плоть не препятствует здесь. Ведь сердце и в телесных заботах может оставаться свободным, уходя от мирских попечений и скрываясь в постижении Господа. В добродетели есть две трудности. Первая – умение отличать добро от зла. Вторая – способность побеждать зло и совершать добро. Для первого нужно бодрствующее внимание. Для второго – сила и большая тщательность. Если отсутствует одно из двух, то дело остается незавершенным. Поэтому, если выше мы сказали о внимании, то теперь напишем о силе духа и тщательности работы над собой, необходимых, чтобы одолеть трудность приобретения добродетели. Знай, что как кузнец всегда держит молот в руках, одолевая жесткость железа, с которым работает, чтобы сделать его послушным своей воле, – так и тот, кто вожделеет спастись, нуждается в силе, будто в духовном молоте, ибо добродетель обретается в трудах. Без такой внутренней силы добродетель не дается, она всегда сопряжена с тяжестью и трудностями. Силой называется пост, молитва , бодрствование, послушание, целомудрие и другое подобное. Если у тебя нет этой силы, то не будет тебе никакой пользы. Жезл Моисея совершал Божественной силой и помощью великие знамения и чудеса, он освободил израильтян от Египта. Так и жезл твоей силы победит все трудности, которые перед нами ставит «бережливость к самому себе» (себялюбие) и наш враг – диавол; и мы выйдем на свет с великой и славной победой! Поэтому не оставляй жезла принуждения и силы, – без него никакого чуда не происходит. Всякое благо получается трудом и усилиями, без усилий ничего не дается. Поэтому и говорит Господь, что Царствие Небес берется силой, и употребляющие силу захватывают его. Это те, кто принуждают свое естество и отсекают плотские желания. Великим трудом обретается отдых, в битвах и сражениях – мир, потом и трудами – венцы, рыданием и слезами – радость и ликование. Благодаря требовательности к самому себе ты воспримешь сладчайшее рачение ко Христу. Поэтому в Притчах Соломона столько раз изобличается лень и восхваляется мужество и решительность. Небрежность никогда не создает ничего хорошего. Нет ничего более почтенного и более полезного, чем добродетель. Ее должны желать все и достигать великими усилиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010