Глава 11 О гневе и ругани Гнев – это стремление к отмщению, и он может быть хорошим или плохим. Хороший гнев – когда ты совершаешь подобающее отмщение, чтобы что-то неверное исправить или сохранить справедливость. Такой гнев, будучи разумным и справедливым, не только не является грехом, но и полезен тебе, ибо ты предотвращаешь гнев в других, раз есть законная причина. Кроме того, ты исполнял лежащую на тебе обязанность как стоящий впереди и отвечающий за дело. Наказать безчиние – не грех, как говорит божественный Иоанн Златоуст в 11-й «Беседе на Матфея». Кто не разгневан по законной причине, тот согрешает. Ведь безсмысленное терпение потакает уклонению с пути истины, воспитывает безответственность и толкает к пороку не только плохих, но и благих людей. Хороший гнев – когда ты видишь, что кто-то грешит явно с презрением к священному Закону, а ты гневаешься, чтобы его научить. Например, если работают в праздник, а ты их обличаешь; или пляшут в храме Господнем, а ты их сечешь, как это сделал сам Господь, бичуя торгующих в храме, и тому подобное. Дурной гнев – когда ты гневаешься безчинно, наставляешь человека несправедливо или превосходящего тебя по чину и по разуму. Тогда гнев – это грех, потому что он давит на разумное существо и смущает его. Нужно вести себя так, чтобы гнев не владел тобой, не забегал вперед разума, но следовал за ним как слуга. От гнева рождаются и другие грехи: гневливость, крик, хула, драка, оскорбление и другое. Этим грехом ты грешишь различным образом. Прежде всего, если мстишь кому-то, не имея на то власти и веления справедливости. Второе, если из-за безчинного соблазна и многого гнева ты пренебрегаешь своим спасением, то есть не подчиняешься Церкви или не делаешь других душеспасительных дел. Третье, – если ругаешься и хулишь, что есть величайшее беззаконие, как ты слышал из шестой главы. Четвертое, если ты проклинаешь самого себя или ближнего, говоря, чтобы его побрал враг, или чтобы его нашло зло. Грех становится еще больше, если проклинаемый тобой, – достойный человек, то есть отец или мать семейства, начальник, старший. Но если ты желаешь телесную слабость или другую скорбь грешнику для того, чтобы он обратился или для иного доброго выхода, то это не грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 12 О чревоугодии Чревоугодие есть недостаток, который движет нас к безпричинному питанию и питью для наслаждения. Оно приводит к тому, что мы как бы перестаем принадлежать к существам, обладающим разумом и словом. Учители Церкви, и особенно Иоанн Златоуст в 13-й «Беседе на Матфея», говорят нам, что чревоугодие – великий грех. Чревоугодие изгнало Адама за пределы рая; чревоугодие привело в мир Потоп; оно сделало некогда израильтян идолослужителями и принесло людям много другого зла. Не стесняя своего чрева, мы вредим тем самым всем добродетелям, особенно целомудрию. Чревоугодие способствует разврату, потому что избыток пищи и ласка живота возжигает пламя похоти, и ты легко падаешь, как уже слышал в десятой главе. Необходимо, чтобы ты все время был хорошо вооружен против чрева: не давал бы ему сколько оно просит, но лишь потребное, согласно великому Иоанну Златоусту . Дай животу то, что он должен принять, а не то, что он просит. Бог создал человека не для того, чтобы он ел, но создал еду, чтобы человек ходил и работал, чтобы он ел столько, чтоб не умереть. Еда – это словно лекарственное питье, то есть очищающее, но если ты берешь больше твоей нужды, то портишь себя. Чревоугодие – дверь и начало многих греховных склонностей, и кто по силе побеждает чревоугодие, господствует и над остальными грехами. Поэтому и те преподобные, которые подвизались в пустыне, принуждали себя господствовать над чревоугодием, зная, что если они не победят перво-наперво эту страсть, то едва ли исчезнут и оставшиеся. Видов и путей, которыми обычно чревоугодие нас искушает, пять, как говорит Григорий Двоеслов в 27 главе 30-й книги нравственных диалогов. Это: время (ситуация), количество, качество, способ, замысел. Время нас искушает и подвигает, чтобы мы предвосхищали момент приема пищи без необходимости или какой-либо пользы. То есть чтобы мы ели прежде подобающего часа. Количество – чтобы мы ели и пили больше надлежащего. Качество чтобы мы искали дорогие и благообразные блюда. Способ искушает нас, чтобы мы ели с большой страстью, жадно, хищно и ненасытно. Замысел чтобы когда мы готовили еду, делали это с большой выдумкой, дабы она нас услаждала.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 13. О дерзнувших недостойно священнодействовать.. (Некоторые чудотворения и Суд Всемогущего Бога) В «Лавсаике», то есть в житиях преподобных отцов, написано, что некогда жил один священник, имевший сильную рану на голове. Попущением Божиим загнила не только плоть, но и кости, – и исходило такое зловоние, и тек такой гной, что тот являл собой жалкое зрелище. Никто не мог стоять рядом с ним. Когда он увидел, что врач не может его вылечить, то удалился в скит, чтобы найти какого-нибудь добродетельного человека, который мог бы ему помочь. Там ему сказали, что авва Макарий Александрийский вылечил много различных больных. Особым чудом было излечение одной женщины от неизлечимой болезни: вся ее плоть кишела червями. Когда преподобный увидел ее, то сжалился и молился семь дней и семь ночей, чтобы ее исцелить. Когда священник об этом услышал, то пошел в его келлию, молясь о врачевании. Но святой, будучи прозорлив и зная причину, даже не ответил ему благоутробным словом, но закрылся от него. Священник сидел вне келлии три дня. Ученики преподобного огорчались, видя немощного, и попросили авву сотворить милость над этим трижды несчастным. Но авва сказал им: «Он недостоин уврачевания, и не надо печалиться над ним. Господь его наказал болезненной немощью за то, что он развратничал, а затем, замаранный, дерзал служить литургию. Он не боялся, что его умертвит Божественное судебное решение в тот час, когда он трогал ту непорочную Жемчужину и принимал ее нечестиво в свои скверные уста. Скажите, чтобы он воздерживался впредь от служения литургии и славил Господа, Который так милосерден к нему, дав ему временное наказание, чтобы не мучить вовек». Когда священник это услышал, то задрожал весь перед прозорливостью преподобного и заплакал горько, поклявшись, что больше не дерзнет трогать Святые Дары. Тогда святой с печалью говорит ему: «Ты веруешь, что Бог знает тайные дела всех людей, или нет?» – Священник ответил: «Да, святейший отче». Авва сказал: «Если ты знаешь тягость своего беззакония и исповедуешь, что немощь пришла тебе от Бога за твое безстыдство и презрительность, то покайся от всего сердца, прося со слезами Всемилостивого Бога, чтобы Он тебя помиловал, дабы тебе не нести наказания в будущем веке». Священник опять поклялся не совершать священнослужения и исправить свой образ жизни, как подобает. Тогда святой положил свою десницу на голову страдающего и, сотворив молитву ко Господу, благословил его и отправил здоровым домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 16 Некоторые чудеса Тела Господня В «Лавсаике» можно прочесть, как один старец-подвижник вел доблестный образ жизни, но на деле был простым и неученым. Он не верил, что Хлеб, которым мы причащаемся, есть в собственном смысле и по правде, природным образом, Тело Богочеловека. Он думал, что это уподобление, а не истина. Когда о том услышали два старца, то они, зная великие добродетели подвижника, поняли, что так случилось по его простоте. Они пришли в его келлию и, поприветствовав его, сказали: «Отче, мы слышали от одного аввы, что ты не веришь, что святой Хлеб есть Тело Христово. Ты думаешь, что это лишь его образ». Старец ответил: «Я ему так сказал». Они сказали: «Больше не говори такую хулу. Все христиане верят, что хлеб обращается в Плоть Божию, а вино – в Кровь. Как вначале Бог взял праха земного и сотворил человека по образу и подобию Своему, так и священник, наместник Христов, говорит вместо Него слова: «Сие есть тело Мое». Так мы все верим, что это, без сомнения, Тело Христово». Старец говорит: «Если я не увижу все чувственно, то не поверю». Они сказали в ответ: «Будем просить Бога, молясь в посте и слезах неделю, чтобы Он нам открыл истину». Старец с радостью принял решение и молитвенно произнес: «Господи, ты знаешь! Я прошу не по лукавству, но для верности. Я хочу убедиться в истине, и укрепи меня, раба Твоего». Подобным образом и других два ушли в свои келлии, молясь так: «Господи Иисусе Христе, яви таинство старцу, чтобы не погибли его труды». Господь послушал рабов Своих. В воскресный день они только втроем совершали литургию. Когда священник собирался раздробить Святой Хлеб, то все увидели, что Хлеб стал малым живым Младенцем; и сошел Ангел с Небес, разделил Младенца и излил Его кровь в Чашу. Оба инока причастились Хлеба и Вина. А старец, приблизившись и взяв частицу, видит (о чудо!), что это сырое мясо (Плоть), из которого каплет Кровь. Он со страхом воскликнул: «Верую, Господи мой, что Святой Хлеб, которого мы причащаемся, есть непорочное Тело Твое, а в Чаше – чтимая Кровь Твоя». Тогда снова Плоть стала Хлебом, и старец причастился. Двое отцов сказали ему: «Бог, зная, что человеческое естество не может есть сырую Плоть, приготовил Таинство в виде Хлеба и Вина, чтобы каждый принимал его с великим желанием». И так они, воздав благодарность благодетельному Богу, в ликовании разошлись по келлиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 16 О различных скорбях. И о том, что берущие свой крест добровольно несут его легко, а получающие не по своей воле имеют много скорбей Мы написали достаточно о всех грехах. Каждый, одолеваемый страстями, а, значит, и бесом, должен прочитать настоящую главу, где он, с Божией помощью, найдет великое врачевание. Мы напишем о разных скорбях. Большинство людей имеет множество немощей, бедствий, притеснений и преследований, и они сетуют на Господа, скорбят, не зная, что это – благодеяние, которое предопределяет к ним Божие благосердие и праведный Суд. Им посылаются временные невзгоды, чтобы они не мучились вовек. Я особенно подвигся на написание главы, когда услышал, как некоторые, тяжело болеющие, богохульствуют, не имея терпения. Я очень опечален их несчастьем, зная, как они отторгают от себя вкушение небесного блаженства, и какую кару они готовят своей бедной душе за нетерпение и безпечность. Прошу вас, покупающих нашу книгу, если рядом будет какой-то неграмотный больной, очень скорбящий – прочтите ему эту часть книги. Тогда он узнает, сколько пользы получает душа. И он не будет сетовать на Бога, и не предастся несчастно мучениям, дабы не получить двойную муку: здесь временно – телесную немощь, а душе – вечное мучение. Кто духовно утешит скорбящего, пусть знает, что это – великая награда, много лучше, чем дать деньги. Сколь отличается душа от тела, столь благодеяние душе, без сомнения, предпочтительнее благодеянию телу. Люди с самого начала, приходя в мир, первое, что делают наставничеством природы, – плачут и льют слезы. Рыдание и слезы при рождении – общее для всех, как для царей и князей, так и для бедняков и нищих. Ибо по положению и по обычаю мира есть разница между рабом и царем, но в естественных вещах нет никакого различия. Все одинаково входим в жизнь, равно и уходим со смертью. Итак, мы находимся в мире, будто в юдоли слез. Поэтому так обычна у нас печаль, нет радостного человека, который не стенал бы от какой скорби. Одному больно от безысходной бедности. Другой скорбит от немощей и болезней тела. Третий тесним смертью родственников и друзей. Говоря просто, у каждого своя тягость. Поэтому Екклесиаст говорит, как тяжело ярмо, которое влекут чада Адама от рождения до смерти. Он говорит о несчастьи, в котором каждый имеет свою часть.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 21 О неизреченной славе рая и блаженстве праведных Око не видело, и ухо не слышало, и в сердце человека не восходило, что приготовил Бог любящим Его, – говорит блаженный Павел в Первом Послании Коринфянам. Если этот чудный муж. восхищенный до третьего Неба, слышавший неизреченные глаголы, не мог достаточным образом изъяснить и рассказать о том славном блаженстве, то как дерзну я, недостойный, безопасно переплыть это море, будучи грешным и неученым? Что я скажу? Если бы можно было соединить все языки людей, все звезды на небе и все листья деревьев, чтобы их превратить в благоглаголивые языки, причем языки мудрейших из благоязычнейших ораторов, то все равно нельзя было бы полно рассказать о непостижимых и неизглаголанных благах. которые око не видело, ухо не слышало, и ум не может понять. Немного почувствовать эти блага и ощутить их малое благоухание удостоились некоторые добродетельные люди. Они узрели в видениях некую часть того неизреченного наслаждения и немыслимой красоты и оставили нам письменные свидетельства, чтобы уязвить наше сердце к спасительному рачению. Кесарий пишет в одной из своих «Бесед», что в общежительном монастыре жил некий благоговейный и добродетельный монах. Он 30 лет был в послушании у всех, и добросовестно исполнял все заповеди Господни. В конце своей жизни он увидел в видении, как его душа попала в рай и удостоилась божественного блаженства. Затем он вернулся в себя, позвал игумена и братию и сказал им с веселым и радостным ликом: «О сладчайшая и полная света предвосхитившая ночь, сколь она была славной и светлой ради меня! Я слышал чудесные гимны в раю, пели на Небесах хоры Ангелов и блаженных мужей. Они воспевали Бога сладчайшим мелодическим пением, не прекращая звука, ибо думали о неизреченной славе и неизъяснимой красоте единосущной и нераздельной Троицы. О, сколь согласны их гимны и песни! В наших псалмопениях очень большое несогласие и смешение, труды, страсти, пот. Но в том блаженнейшем Царствии нет ничего из этих недостатков, все небесные духи согласны в сладостной мелодии, и человеческого языка недостаточно, чтобы ее высказать. Они не устают славословить Творца, и сколь Его воспевают, столь в них увеличивается желание Его славить. Я видел в тех блаженных хорах и узнал некоторых из почивших наших братьев, которые стали безсмертными и возвысились в великой славе блаженства. Они скончались в послушании и теперь столь сияют, что я, дивясь их благолепию, наконец понял, что лишь смиряясь здесь, в мире, можно возвыситься и прославиться особо. Я спросил их, сопричислюсь ли к ним, стану ли я там соучастником в столь великом блаженстве. Они ответили мне, что тот, кто жительствует без упрека и греха в плоти. кто хранит монашеское призвание незапятнанно и безукоризненно, удостоится такого ликования». Так он рассказал видение, объявил чудесные и необычайные вещи и через несколько дней отошел ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 22 О возмездиях нескончаемого мучения Если Моисея и пророков они не послушали, то даже если кто из мертвых восстанет, не поверят, – говорит Господь в Евангелии от Луки, в притче о богатом и Лазаре. В великой скорби и терзаниях находится тот, кто прежде был блистательным и славным, полным всякого блага в этом мире, – а теперь он просит каплю воды в геенне. Он опаляем безмерной жаждой, сжигаем ей, но просьба его безуспешна. От любезного к странникам Авраама Господа неблагосердный ненавистник братьев слышит: Вспомни, чадо, что ты забрал свои блага в своей жизни. У бедного Лазаря были скорби, голод и жажда, а теперь он ликует и утешается, получая возмещение тягот. А ты, у кого было любое телесное утешение, теперь страдаешь век. Когда бедняга увидел, что он не находит никакой милости для себя, то вспоминает о братьях и просит Авраама послать Лазаря или другого мертвого в его дом, чтобы им возвестить о муке, в которой он находится, – чтобы те испугались, покаялись и не попали в мучение. Авраам сказал ему: «У них есть книги пророков, и пусть слушают их слова, чтобы исправить свой образ жизни». Творец больше заботится о Своих братьях, ибо Он их создал, и твоя забота не нужна. У них есть учителя, и пусть они веруют. Вот что услышал в ответ богатый. А он, богатый, знал Писания, но не верил, думая, что все это сказки и враки. Поэтому он сказал: Нет, отче, они не поверят Писаниям столь, сколь если кто восстанет из мертвых. Авраам говорит: Если они не верят Писаниям, то даже если восстанет кто из мертвых, они не поверят. Такова истина, братья. Если человек не верит Писаниям, – а Писания исследовали и испытывали множество мудрейших учителей и святых мужей, и подтвердили их правду, и не нашли в них никакого обмана или ошибки, – то как он поверит восставшим из мертвых, когда многие восставали мнимо, по содействию диавола, совращая простых людей с прямого пути и толкая их в погибель? Как раз такого «воскрешения» и домогается диавол, как объясняет Феофилакт Болгарский , видя, что люди верят мертвым, чтобы посеять злые учения, погибельные для неразумных в будущем. Тогда будут большие смятения, как случилось во времена иконоборцев и других еретиков, с которыми воевала Церковь . Но теперь отступник диавол не может никого ввести в заблуждение, ибо Писания исследуют в точности и тщательно светильники вселенной – святые отцы. Они сияют как солнечный свет, и вор при этом свете будет узнан. Так что давайте веровать Писаниям, братья, а не требовать восстания мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 29 Последнее утешение в смерти Когда кто-то возвращается с чужбины в отчизну, он очень радуется и ликует. Его разлука кончилась, и он увидит своих любимых родственников. Когда кто закован и связан в мрачной и душной темнице и ему дают свободу идти, куда пожелает, он исполняется воодушевления и пляшет – вот он. вышел из зловонного места осуждения к сиянию света! Когда измученный бурей моряк достигает вожделенной гавани, свободной от сильных штормов разъяренного моря, радуется и ликует. Он пришел в место, куда стремился, и больше не боится никакой опасности. Чужбина, тюрьма и грозное море – вот наша жизнь, возлюбленные братья. Она – юдоль плача. Пока мы находимся в мире, мы стеснены скорбями, мы истерзаны в умственном смысле понимаемым морем различных бедствий, словно корабль, поражаемый встречными ветрами. Но когда мы по воле Божией умираем, тогда кончается наше изгнание, мы приходим в гавань успокоения. Невещественная и безсмертная душа выходит из темницы тела и идет в место облегчения, где нет печали и воздыхания, а только духовная радость и торжество. Поэтому, кто горестно скорбит о смерти ближнего, печалясь о родственнике или друге, тот сошел с ума и ничего не сознает. Разве странник печалился бы, когда кончилось его изгнание? Печалится ли путешественник, приводя корабль в гавань? Или заключенный, когда с него сняты кандалы и оковы? Нет, но они в радости ликуют! Именно по этой причине апостол Павел называл свои скорби легкими: он вспоминал, что будет день ухода, когда он покинет полную печалей и тягот жизнь и направится к вечному радованию, которое ему приготовил Бог . Поэтому он не боялся смерти, но скорее даже огорчался от того, что этот день запаздывает. А его он желал и стремился, как то ясно сказано во Втором Послании к Коринфянам: Ибо знаем, что когда наше земное жилище-шалаш разрушится, то у нас есть от Бога построенный дом нерукотворный вечный на Небесах. И другой раз он опять пишет к Филиппийцам, как жаждет разрешиться от жизни и быть со Христом. И пророк Давид огорчался, что Бог не забирает его из жизни: Увы мне, что мое поселение растянулось. Если эти и другие добродетельные люди желали, чтобы кончилось их земное изгнанничество, если смерть есть конец битвы и начало тишины, конец трудов и начало наград, – то почему ты скорбишь о смерти своего любимого человека, будь то твой отец или сын, супруг или супруга или кто из твоих друзей?

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 5 О сокрушении и умилении Среди многих различных искушений и нарушений, думаю, нет более прискорбного, более заслуживающего рыданий и скорби, чем невнимательная и неподготовленная исповедь. Исповеди мы должны уделять больше внимания, чем любому другому телесному служению, как то и велит наша Церковь . Я сам вижу, как многие люди приходят на исповедь без всякой подготовки, без покаяния и сокрушения сердца, без проверки совести. Поэтому, хотя они скажут все и затем причастятся, тотчас возвращаются к своим собственным испражнениям, то есть впадают в те же самые грехи. Не пройдет и месяца, а они снова испачкаются как свиньи в грязи и отбросах. Это великое презрение к церковным таинствам. Похоже, что шутят и надсмехаются над Богом те люди, которые просят прощения прежних проступков, – они как будто бы желают исправить свой образ жизни, а затем тотчас возвращаются к подобным и большим беззакониям. Тот, кто желает освободиться от такой опасности и обратиться от всего сердца к Господу с истинным покаянием, – пусть часто читает эту главу. В ней мы даем некоторые полезные душе наставления, относящиеся к покаянию. Покаяние делится на три части: сокрушение сердца, исповедь, удовлетворение. Начнем разговор с беседы о сокрушении. Сокрушение занимает первенствующее место в покаянии. Оно было абсолютно необходимо в борьбе против греха: и прежде Закона, и после Закона вечно и всегда. Сокрушение имеет столь великую силу, что в некоторых случаях исторгает человека из греха и прежде исповеди, однако только если он намерился потом исповедоваться и исповедовался. Оно приводит человека в благодатное состояние, делает другом Божиим из врага, каким был прежде. Этого не может дать одна исповедь без сокрушения. Кто от всего сердца стремится вернуться к Господу, кто вожделеет войти как блудный сын в отцовский дом, пускай знает, что первая дверь, через которую он должен пройти, сокрушение. Оно подобно принимаемой жертве, которую мы можем принести Господу. Сердце сокрушенное и смирившееся Бог не уничижит.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 7 О бесовском превозношении Превозношение есть корень и исток всякого греха. Великий Григорий Двоеслов в своих нравственных книгах перечисляет по порядку семь смертных грехов и говорит так: «Превозношение есть царица всякого греха. Тотчас, как оно побеждает человека и берет в плен его сердце, предает во власть своих воевод, чтобы его умертвили». Превозношение есть мать всех беззаконий. Поэтому Исидор Севильский назвал во 2-й книге «Этимологий» превозношение истреблением всех добродетелей. Оно всем им враждебно и всем им противоположно. Самое главное в нем – презрение к послушанию. Поэтому оно, по общему признанию, называется врагом и противником смирения. Степеней превозношения пять, как говорит тот же святитель Григорий в 23-й книге. Знай, что некоторые дары называются духовными: благодать, пророчество, творение знамений и другие подобные. Другие принадлежат природе, такие как разум, красота и сила. Иные – случаю: богатство, почести и им подобные («случай».мы говорим по привычке, потому что так обычно в мире говорят, но не для того, чтобы верить в случай, как язычники думали, что случай всем управляет). Да не будет! Эти блага дарует Господь, кому желает, как желает, когда желает и сколько желает. И первая степень превозношения – когда у тебя есть некоторые из перечисленных благ, а ты не признаешь, что они от Бога, но смеешь говорить, что они от тебя самого. Вторая степень – когда ты признаешь, что эти благие дары у тебя от Бога, но не благодаришь, а считаешь, что они тебе полагаются, что ты достоин их иметь. Третья степень – когда ты полагаешь, что у тебя есть нечто особо благое, чего на самом деле у тебя нет. Четвертая – когда ты презираешь других и жаждешь, чтобы тебя чтили как более достойного, чем все. Пятая и последняя степень – когда ты презираешь священные законы, не подчиняешься тому, что заповедали преподобные отцы, например, посту или какому другому церковному уложению. Любая из этих степеней – грех, но особенно пятая, потому что здесь гордец презирает Бога, Которому подобает всякая честь и поклонение. Ибо Он – наш Владыка и Царь величия.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010