Златоуст говорит, что момент Причащения – не день праздника, но чистота совести. Кто совершает это каждый день с подобающей подготовкой, тот получает доход. А кто, напротив, причащается ежегодно с замаранной совестью, получает осуждение. Больной нуждается в лечении больше, чем здоровый. Пусть он прибегнет к духовному врачу для исцеления, а затем придет на духовную Трапезу и причастится Господнего Тела, которое есть всеобщее врачевание грехов. Только прежде должно подготовиться, как мы написали выше. Если ты желаешь принять Царя Славы, о человек, то ты не приходишь внезапно, но выжидаешь несколько дней, охраняясь во всех чувствах и деяниях, дабы не согрешить даже самым малым уклонением. Не смотри на суету, не слушай неподобающих слов. Особенно охраняй чистой и незагрязненной дверь, в которую войдет Царь, то есть уста. Будь тщательно внимателен, чтобы не ругаться, не выдумывать ничего и тому подобное. Особенно охраняй сердце от постыдных и нечистых помыслов, ибо оно – ложе, на которое возляжет Сам Владыка. На нем не должно быть нечистоты, чтобы не смутить Непорочного. Поэтому оставь всякое житейское попечение и всякую службу в эти краткие дни. Если у тебя есть необходимое дело, то делай его благочинно и рассудительно, чтобы не препятствовать миру и успокоению души. Не пренебрегай душевным ради телесного, но думай о нем. Молись три дня прежде Евхаристии, думая обо всем сказанном выше, чтобы воздвигнуть в своей душе страх с любовью и желанием небесного Хлеба. Молись Богу и святым его, особенно Всенепорочной Владычице нашей Богородице. Моли и ходатайствуй к Ней, чтобы Ее благодать споспешествовала тебе принять Сына Ее и Владыку в твою душу во оставление твоих грехов. За день до Причащения, то есть с вечера, мы постимся и ничего не едим, а ночью бодрствуем, молясь со слезами и умилением. Если ты не можешь поститься или бодрствовать всю ночь, то ешь только немного хлеба с водой после захода солнца и бодрствуй до полуночи, и молись, осмысливая величие и достоинство Царя, Которого ты примешь в своем доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Евреи чрезвычайно благоговели пред Ковчегом Завета, бывшим только тенью и прообразом. Сколь же благоговеен должен быть ты, христианин, чтобы в своем сердце достойно принять самого Бога? Если ты посмотришь на бытие своей природы и на безчисленные свои прегрешения, то ты смиришься, сказав со слезами: «Как я дерзну, недостойнейший червь, принять без страха и трепета Владыку – когда я совершил столько грехов и беззаконий против Него! Как Высочайший войдет в мое сердце, которое стало гнездом змей и безобразнейшей пещерой василисков?» Таким помыслом ты смири, сколь сможешь, свое сердце и иди как блудный сын в дом благоутробного Отца, и со слезами воскликни к нему: Согрешил на Небо и пред Тобой и недостоин зваться Твоим сыном. Сделай меня одним из Твоих наемных работников. Плачь как мытарь и восклицай: Боже, милостив буди мне, грешному. Иди на Трапезу с таким стыдом и смирением, как стыдилась бы жена своего мужа, если бы она продала свою честь, а он ее простил и принял обратно в дом. Она бы, смею думать, не дерзнула больше видеть мужа в лицо, вспоминая, с одной стороны, беззаконие и безчестие, совершенное ей, а, с другой стороны, – доброту и благость мужа, который принял ее после греха, как прежде, и простил ей прегрешение. Подобное благосердие и даже большее показывает Небесный Жених в этом Божественном Таинстве. Он принимает в Свой дом и даже сажает за Свой стол ту душу, которая бросила Его ради греха и стала наложницей, исполнявшей волю диавола. Затем душа вернулась к Богу, а Он ее не прогнал, не стал бранить за ее безумие, но, напротив, обнял ее. Любовь и желание исправить свои пути еще более разгорятся, если подумать о другой части и осмыслить безпредельное благосердие Владыки к грешникам. Оно велело Ему сойти с Небес на землю, облечься в нашу плоть и умереть на Кресте ради нас. И чтобы мы не лишались Его, чтобы Он был с нами всегда, после Спасительной Своей смерти Он приготовил вместо Себя это Божественное Таинство, в Котором заключается Сам наш Спаситель и Владыка. Он нам оставил его, чтобы мы знали, как нуждаемся в лечении, и что всякий час дверь открыта, и больница готова, чтобы прийти туда и лечиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 3 Об управлении телом и умерщвлении страстей Вот, с благодатной помощью Божией, мы уяснили относящееся к любви к Богу и ближнему. Теперь подобает написать о умерщвлении страстей и управлении телом, что есть третья основа праведности. Знай, что обязанность и работа справедливого и разумного судьи- уметь хорошо и по чину распоряжаться, а чаще – исправлять образ жизни окружающих. Здесь нужны разум и мужество. Разум для того, чтобы совершать необходимое, а мужество – чтобы делать все в строгости. Краткость жизни требует от человека уврачевать как тело со всеми его членами и чувствами, так и душу с ее пожеланиями и силами. Поэтому необходимо написать, как все можно привести ко благу, то есть совершить должное со тщанием. В первую очередь, нужно управлять телом со строгостью, без ласкательства и сладострастья, как ты уже слышал в главах о блуде и чревоугодии. Для того и известны примеры городов и царств, которые из-за жажды удовольствий и наслаждений пали с высоты своего достоинства и совершенно исчезли. Ибо ничто так не делает нас вялыми и ленивыми на добродетель, как изобилие вещей. Поэтому мы должны вести строгий образ жизни в еде, одежде и сне, говоря просто, – во всех нуждах тела. Также мы должны иметь и внешнее благочиние, будучи осторожны, как говорит блаженный Августин , в походке, в одежде, во всех движениях тела. Не должно происходить ничего такого, что могло бы ввести в соблазн окружающих. Следует иметь и делать только то, что подобает нашему положению. Пусть раб Божий заботится о том, чтобы проводить свою жизнь в мире благочинно и смиренно, со столь великой кротостью, чтобы ближние невольно видели примером его добродетели. Так человек может охранить свою душу от смятений. О чувствах Когда ведешь себя должным образом, озаботься тщательным хранением чувств, особенно очей. Глаза – это гавани суеты и ворота погибели. Им нужно уделять большое внимание, ибо через них в нашу душу входит смерть. Пусть у нас будет должное охранение слуха, ибо его посредством в нас входит множество душевредных вещей, приводящих в смятение сердце. Мы должны действовать по советам Премудрости: окружить уши колючками и не слушать речей пустозвонов. Мы не только не должны слушать сплетни, но и другие пустые вещи суетного мира. Они не приносят нам никакой пользы, только вредят молитве, потому что они собираются в разуме и затрудняют сердцу созерцание божественных вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Этот царь платил трем священникам, чтобы они попеременно священнодейстовали в храме, построенном рядом со дворцом. Однажды один из священников пришел и приготовился служить литургию, думая, что придет и царь, как то обычно происходило. Но Бог показал царю чудное видение. Поэтому царь и не присутствовал телом в церкви. Он узрел в видении, что стоит на литургии. Когда совершался великий вход, он увидел прямой столп от святого престола ввысь Небес, светлый и ярче всего сияющий. Рядом с ним стоял Младенец, совсем малый возрастом, столь светлый, что сиянием Своим превосходил солнце. А священника царь видел преображенным в вид горного хрусталя. Когда творили всеобщее целование (со словами «Возлюбим друг друга... Христос посреди нас! И есть, и будет...»), то Младенец облобызал священника, а священник Младенца. Затем Божественый Младенец, как было явлено, съел священника, но священник, напротив, остался целым и невредимым. Царь удивился этим и воскликнул: «Почему же ты стоишь и не причащаешься Святому Телу Христову?» – Священник ответил: «Прежде следует, чтобы меня принял Божественный Младенец и обратил меня в Себя, как ты видишь; и тогда я уже причащусь Честнаго Его и Святаго Тела». Царь спрашивает: «Что это за Младенец?» – Священник в ответ сказал: «Царь царствующих и Владыка Непорочных Сил и всего творения». Когда царь это услышал, то пал на землю, моля со слезами – земной царь Небесного, – чтобы Он его благословил и простил ему грехи. Божественный Младенец смотрел на царя радостным ликом и благословил его Своей священной десницей со словами: «Будь благословен Отцом, Мной и Святым Духом». Когда Владыка сказал это, царь поднялся и увидел Его, как Он взошел в Небеса вместе со священником и теми, кто поминались в тот день. Они предстали пред благоутробным Отцом. Видя это, царь пробудился, получив великую радость, что Всеблагой Бог удостоил его видеть великое Таинство. И о том он не объявлял никому до часа смерти, когда он и исповедовал сие для нашего вразумления и ликования.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Чудо 11 О царевне Франкской, отрубленные руки которой исцелила Всесильная Владычица Во Фряжской стране овдовел некий царь. У него осталась прекрасная девочка Мария. Он вступил во второй брак, взяв самую красивую женщину, которую нашел в своих краях. Эта новая жена была благообразна телом, но безобразна душой. Особенно ее терзала зависть: она не могла слышать, что о ком-то говорили, что та прекраснее ее. Мачеха видела, что девочка имеет дивную красоту. Сердцем ее овладел диавол, и она стала искать способ убить от зависти невинную приемную дочь, чтобы та не выросла прекраснее ее. Однажды царь уехал в другую страну по необходимому делу. И тогда дерзкая на все получила подходящий момент, чтобы совершить свое завистливое вожделение. Она позвала верного раба и говорит ему: «Я хочу, чтобы ты тайно оказал мне одну любезность, дабы никто не узнал. Я тебя так одарю, что ты станешь первым во дворце». Он поклялся совершить веленное. Она сказала ему: «Первая жена царя родила ему дочь не от него, а от какого-то человека дурного нрава. И вот царевна, как порождение прелюбодеяния, совершает дела нелепые и совершенно постыдные. и так она наведет позор на весь мой дом. Прошу тебя, возьми ее завтра и поведи в сад, и там убей в пустынном месте и спрячь, чтобы никто не услышал об этом. А в знак свидетельства без обмана отруби ей руки и принеси мне». Слуга пообещал исполнить. С вечера он стал готовиться вместе с одним своим родственником и верным другом. В полночь царица разбудила девочку и говорит ей: «Иди, Мария моя, вместе с этими людьми в такое-то место. Там и я буду вскоре, и мы пойдем гулять». Слуги взяли девочку и отвели в отдаленное и пустынное место. Она поняла коварство, потому что была от природы сообразительной, возвела очи к небу и со слезами стала молиться: «Владычице Богородице, у меня нет другой надежды и помощи! Только благодать Твоя. И Ты воздай враждующим на меня неправедно». Слуги сказали: «Не плачь, не бойся, мы ничего тебе плохого не сделаем». А она говорит: «Почему вы лжете? Моя мачеха ввела меня в заблуждение и предала в ваши руки, чтобы вы меня убили. Но я надеюсь на Надежду отчаявшихся, что Она воздаст за ваше беззаконие. Чего вы хотите? Место пустынное, совершайте повеление вашей госпожи. Только я прошу вас, не убивайте меня внезапно, но скажите, чтобы я с молитвой предала Господу свою душу». Они ответили ей: «Правильно ты поняла, что не хотела с нами идти, но царица нам повелела, и мы пообещали, что тебя убьем». Девочка говорит: «И вы не боитесь Бога, что убиваете меня неправедно? Вы разве не знаете, что Он, как Праведный Судия, не оставит Своей благодатью это деяние тайным и ненаказанным? Он отомстит и вам, и ей, ибо никогда ничего несправедливого я вам не делала. Если вы хотите избежать своего беззакония, то оставьте меня в пустынном месте и скажите ей, как убили. Если мне никто не поможет, то я умру от голода, но вы не оскверните свои руки столь ужасным убийством». Это и многое другое говорила она со слезами.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Или просимое велико и сложно. Или правитель жестокий и не сострадает брату, чтобы дать ему просимое. Но здесь все наоборот. Просит знатный князь, очень известный, облаченный в пурпур и виссон. Авраам был не немилосердным, но, напротив, очень милостивым и гостеприимным. И прошение звучало не о каком-то великом даре, а всего лишь о капле воды. Почему же Авраам не дал ее? Потому что в аду нет покаяния и нет милости! Кто не посеет зимой, тот не пожнет летом. О, безутешная утрата! О, скорбный ущерб! О, богатые лакомки, вы никогда и не ели, если перед вами не было благовидной и прекраснейшей пищи, лучших напитков. Как же вы будете переносить тот вечный голод и жажду, не знающую утешения? Шестое наказание – неусыпный червь совести. Когда мучимый грешник видит перед собой все совершенные грехи, как будто они изображены на стене, он тем более мучается и скорбит от этого помысла. Как червь рождается из гнилой материи, а потом пожирает и уничтожает ее, – так негодный и сгнивший в беззакониях грешник от боли рождает червя совести, непрестанно и неусыпно пожирающего его сердце, как говорит Григорий Великий в «Нравственных диалогах». Сейчас плотское вкушение кажется грешнику наслаждением. Но тогда сладость превратится в червя, и он будет пожирать его внутренности. Как сказал Исаия: Червь их не умирает, и огонь их пе угасает. Седьмое наказание – узы и тьма кромешная. Тот огонь не дает света, а только жжет и пытает несравненно. О тех, кто не был одет в брачную одежду, Господь говорит в Евангелии от Матфея: Свяжите его по рукам и ногам, возьмите и бросьте во тьму кромешную. О, неразрешимые узы! О, безутешная темница! О, мрачное заключение! Восьмое наказание – вечное отчаяние и тягостная печаль, ибо у бедных мучимых нет никакой надежды когда-нибудь выйти из того места боли. Это их гнетет более, чем все, о чем мы написали. Они знают, что мучение не имеет конца, они будут кричать нескончаемо, проклинать, хулить небо, землю, все творения и самого Судию, Который приговорил их к столь великим скорбям.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Шестое. Вспомни благость нашего Господа, который мог бы тебя тяжко покарать не только временным, но и вечным мучением – однако Его безпредельное благоутробие терпит, ожидая твоего покаяния. И если Он тебя наказывает немного и небольшой скорбью, то делает это отечески, думая о твоем благе, чтобы ты сошел с дурного пути и пошел по прямому, очистившись через скорби, – и так Он тебя удостоит небесного блаженства. Какой отец еще показывал себя столь милосердным к своим детям, как Сей Любезный и Милостивый к тебе, неблагодарный. Какой друг хранил когда-либо в мире столь великую любовь и верность к своему другу, какую хранит Сей Всеблагой к тебе? Кто еще никогда не оставлял тебя в твоих нуждах, хотя ты Его столько раз обманывал, неблагодарнейший? Воистину, на тебя исполнилось сказанное Исаией от лица Господа: Я насадил виноградник и ждал, что произойдет виноградная гроздь, а виноградник произвел колючки. Теперь я бросаю это огражденное место, и оно будет на расхищение, и разрушаю его стену, и он будет на попрание. Седьмое и последнее. Вспомни, сколь многим ты обязан твоему Творцу и Создателю, и тогда поймешь, что является по отношению к Нему подобающим и справедливым. Тебе следовало бы потратить всю свою жизнь на служение Ему и почитание Его, благодаря за многочисленные благодеяния, оказанные тебе, а все беды и скорби, тебе посылаемые, принимать так, как ты воспринимаешь удачи. Следовало бы презирать почести и вещи, и всю нашу суетную жизнь, боясь преступить какую-либо заповедь, даже самую меньшую, возненавидев прежнюю непочтительность и лень, но преуспевая в доблести, сколь можно. Видишь, сколь великую пользу ты получаешь из настоящего размышления, которое, чтобы ты запомнил лучше, я вновь напишу здесь в виде кратких заглавий. Итак, подумай: ·Чем ты был, прежде чем тебя создал Бог. ·Сколь великое благодеяние Он тебе оказал, что создал тебя. ·Сколь многим ты Ему обязан. ·Сколь ты был неблагодарен Ему за блага, которые получил. ·Какое наказание тебе полагалось бы за эту неблагодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 26. Увещевательное утешение к бедствующим и нищим Одной из величайших тягот, подавляющих человека в мире, является бедность, то есть лишение необходимых вещей. Особенно бывает человеку скорбно, когда он видит, что у других есть много того, чего нет у него. Он видит, что другие, подобные ему или даже уступающие в чем-то, имеют деньги, виноградники, поля и другое имущество. Он видит, что у других много всего, а он бедствует. Те хорошо одеты, а он наг. Говоря просто, у них есть все необходимое, а у этого бедняка нет даже хлеба, чтобы насытиться. Поэтому он столь скорбит, что ненавидит жизнь и зовет, чтобы к нему пришла смерть. Такое состояние души происходит оттого, что у нас мало знания. Мы не знаем, что является истинным благом, а что злом, причиняющим нам вред. Если бы мы это знали, то скорее радовались бы в скорбях и печалились в удачах. Невежественные люди дерзают заявлять, что богатство – всегда великое благо; потому они ненавидят бедность и не смыслят, что весьма ошибаются, ибо не знают цены и ценности вещей. Исследуй, о христианин, чем является богатство, которого ты желаешь так, что долго скорбишь при потере. Господь в притче о сеятеле уподобил его терниям, поражающим своими остриями всех, имеющих их у себя. О чем мысли и заботы богатых, как не о том, чтобы увеличить и преумножить богатство, как его сохранить от различных опасностей? Разве такие мысли не уколы и раны, которые колючие тернии наносят нашему сердцу? Апостол Павел говорит Тимофею, что все люди, жаждущие богатства, впадают в соблазны и западни беса, то есть во многие безполезные похоти, приводящие человека к смерти и гибели духовной. Таким же образом и псалмопевец Давид советует тем, у кого есть богатство, не принимать его близко к сердцу, чтобы не подвергнуться опасности. Он обличает сынов человеческих, что они жаждут суеты и ищут ложь. Ведь люди, будучи разумными, должны управляться разумной же частью души – а не вожделеющей, как безсловесные животные. Желая чувственных, мнимых вещей, по сути суетных и тленных, не дающих истинного насыщения, люди в конце концов чувствуют духовный голод и безпримерную неудачу.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Когда Бог хочет, побеждается чин природы. Когда Бог действует, «невозможное» упраздняется Чтобы было понятно и известно всем, какую помощь находит душе и телу тот, кому желанна и благоговейна Царица Небесная, я описал некоторые из безчисленных чудес, совершенных Ею на пользу целого ряда людей. Прочитавшие мое повествование, если они ленивы и пали духом, пусть встанут на покаяние, движимые любовью к Приснодеве Владычице. А добродетельные люди пусть совершают все больший подвиг с теплым к Ней благоговением. Примите, братья во Христе, этот дар, как многоценный, душеполезный и спасительнейший. Да не противится какой-нибудь умник и не говорит, что какое-то чудо не истинное, а, мол, моя собственная выдумка. Таковой человек хочет быть противником Пресвятой Богородицы, ибо он вступил в борьбу с истиной. Бог всяческих – Свидетель, я ничего не написал от своего ума, но как обрел то напечатанным в различных книгах древних учителей, так и изложил. Были некоторые чудеса, где не указан год, или место, где они произошли, или имена людей. Я хотел дописать это от себя, чтобы каждый, увидев имя, место и время, проникся бы большим доверием. Но мой духовный отец не велел мне прибавлять ничего от себя, но писать так, как есть в старых записях. Итак, да не ленится никто в любви и стремлении к нашей Благодетельнице и Ходатаице. Пусть он вознесет особо свое к Ней благоговение, читая каждый раз Акафист: Ангел предстатель с небесе послан бысть... Твоя душа получит великую пользу. Если же ты очень грешен, то не впадай в отчаяние, но возлагай всю надежду на безпредельную милость во всем щедрого Бога и на дерзновение Приснодевы Богородицы. Исповедовавшись с умилением, соблюдай в точности правило, которое тебе даст духовник, и тогда имей дерзновение, что Пресвятая Богородица не оставит тебя на мучения, но удостоит небесного блаженства. Здесь, среди этих рассказов, явлено, какую милость Она оказала грешникам, возненавидевшим, хотя их беззаконие и было велико, свое падение от всего сердца и долго плакавшим о нем, – потому они удостоились прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

В первую очередь, за два или три дня до исповеди начинай готовиться. Вспомни, как много времени прошло с твоей последней исповеди. И от того дня до нынешнего исследуй тщательно, в сколько грехов и в какие ты впал. Не относись к этому небрежно, но приложи соображение и воодушевление, будто речь идет о чрезвычайной необходимости для жизни. Представь, будто ты порученец, счетовод или инспектор какого-нибудь правителя во всех его землях, и у тебя в подчинении люди. Каждый год он тебя вызывает дать отчет, и если отчет не очень хороший, то ты оплачиваешь расходы сам. Тогда ты не забудешь ни одну мелочь, чтобы не платить из собственных денег. Вот именно такую тщательность нужно прилагать, и даже большую, в необходимейшем деле исповеди. Ты рискуешь здесь лишиться не тысячи золотых монет или других временных вещей, но вечной радостной жизни, будучи осужденным на нескончаемое мучение, если пренебрежешь таким деланием. Исследуй десять заповедей Господних, семь смертных грехов, пять чувств, пункты Символа Веры , семь дел милости, духовные и телесные, и все другие предписания нашей Церкви. Подумай, в каких случаях и сколько раз ты впадал в грех: умом, словом или делом. Следи за сопутствующими обстоятельствами греха, о которых мы напишем ниже. Во-вторых, ты должен назвать число твоих прегрешений, если ты помнишь сколько раз грешил, или сказать, сколько времени ты находился во грехе. И если ты грешил, сколько раз у тебя был подходящий момент уйти от греха, или воздерживался ли ты от него в какие-нибудь дни – тогда врач поймет глубину болезни, чтобы ее лечить должным образом. Третье. Недостаточно просто перечислить грехи. Надо сказать, что им сопутствовало. То есть: где? как? когда? с кем? Какой именно грех ты совершил, другие вещи, отягощающие беззаконие. Если ты согрешил с незамужней женщиной, это любодеяние. С замужней прелюбодеяние, что тяжелее. С монахиней – святотатство и духовное прелюбодеяние. С родственницей – кровосмесительство. С девушкой насильно – изнасилование. Ты должен сказать все то, что отягощает беззаконие. В каком месте ты это совершил? Ибо гораздо тяжелее согрешить на виду у других или в освященном месте, чем сделать это тайно.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010