Глава 13 О зависти, из которой рождается и убийство Зависть, согласно Иоанну Дамаскину (книга 2-я «О вере»), есть горечь и скорбь человека по отношению к благу ближнего, каковое он считает злом для себя. Ведь завистник рассматривает чужое благо как собственное для себя зло, что, мол, чужое благо преуменьшает его славу и пользу. Поэтому зависть называется скорбью о чужом благе. Зависть радуется злу ближнего, от которого увеличивается «слава и польза» самой зависти. Аристотель говорит в «Риторике» (книга 2-я), что два разряда людей порабощены склонностью к зависти. Во-первых,– тщеславные люди, жаждущие приобрести великую молву и славное имя. Они не выносят, что их опережают другие, им горька слава и восхваление других, ибо это, якобы, унижает их самих. Во-вторых, – мелкие душой люди, которые думают, что все великое – чужое, что другие их опередили, и всякое добро для них становится горьким. Зависть естественным образом является великим беззаконием, она враждебна любви, – ибо любовь желает, чтобы мы радовались благу и печалились злу нашего ближнего. Если кого огорчает благополучие другого человека, поскольку он боится, что тот получит за это законное возмездие, или что иное, – это не есть грех, согласно Григорию Двоеслову , который говорит так в 22-й книге (глава 11). Часто бывает, что благополучие других нас огорчает без прямого уклонения в грех зависти. Это не зависть в целом, но ее действие. Часто жалеют не о том, собственно, что у других есть блага, но потому, что сами желают их приобрести, – что называется ревностью. Но если ревность относится к духовным вещам, то она – не грех, но выгодное приобретение. Если ревность относится к телесным вещам, то может быть грехом, а может и не быть, смотря, куда она движет человека. Случается, что кто-то завидует временным благам, которыми располагают порочные и злосчастные люди. Здесь сокрыт грех, ибо все, что делает Господь, подобает принимать как доброе Его участие в нас. Господь все премудростию сотворил и творит, – и нашего малого знания не хватит, чтобы постичь безпредельную бездну Его премудрости. Суды Бога – великая бездна.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

О, Всеблагий Господи, сколь достойнее Ковчега это Таинство! Как я не устрашусь, принимая Бога величия? Я дрожу, несчастный, и вне ума, когда мыслю о высоте Царствия и множестве моих прегрешений, что все плотское я растратил на различные беззакония. Я никогда не воздерживался от воли моей плоти и не сохранил ни одну из заповедей. Все мое чувство и всякий мой член я осквернил, растлил, сделал негодным, став мастерской диавола. Твои человеколюбивые утробы я огорчал делами и словами, в уме и помышлении. Я недостоин войти в храм Твой, видеть Твой святой образ. Я недостоин звания христианина. Я недостойно иду по лицу Твоей земли. Я недостойно смотрю на свет Твоего солнца. Я недостойно дышу Твоим воздухом. Я боюсь входить в Твой брачный чертог, чтобы не быть связанным по рукам и ногам, чтобы Твои Ангелы не бросили меня во тьму кромешную, как не имеющего брачной одежды. Как я дерзну, Владыко Ангелов, принять Тебя в оскверненное мое тело, которое стало вертепом разбойников, жилищем змей и василисков? Как Ты войдешь в мою душу, ставшую наложницей бесов? Как Ты будешь почивать в моем сердце, которое стало приятелищем всякого легкомысленного деяния, нечистоты и позора? Как Ты пройдешь, не знающий скверны, через мои замаранные и мерзкие уста? Нет неоскверненной части в моей душе, потому я стыжусь обращаться к Тебе. Но хотя множество моих грехов страшат меня и вгоняют в дрожь, только бездна милости Твоей и море благоутробия Твоего меня ободряет. Несказанная благость Твоя дает мне надежду на дерзновение. Я вспоминаю те сладчайшие, приятнее амврозии и нектара, речи, которые Ты сказал, когда пребывал в мире телесно: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. И еще: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Если, Благоутробный, Ты пришел призвать не праведных, но грешных, и успокоить много потрудившихся и тяжко обремененных, то прими и меня, недостойного. Скорбящего меня утешь, ослепленного просвети, омертвевшего оживи, нищенствующего обогати, голодающего накорми, жаждущего напои и немощного исцели.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 19 Первое утешение скорбящих – признание собственных грехов Для увещевания скорбящих достаточно написанного в предыдущих главах. Но по немощи и хилости нашей природы мы напишем и некоторые утешения по поводу разных скорбей. Любая скорбь может случиться по различным причинам. Мы скажем и о бедах и вражде. Первое врачевство тебе, о скорбящий, и утешение пусть будет то, что тебе бы полагалось больше скорбей, чем у тебя есть, – по причине многих твоих грехов, ибо мы все совершали грехи, и нет никого безгрешного. Все уклонились, согласно Давиду, все стали негодными, – одни одним образом, другие другим. И если ты исследуешь самого себя, то знай, что по делам своим будешь наказан и поймешь это. Как исповедовали три отрока посреди огня, когда говорили: Господи, все это Ты сотворил на нас, истинной правдой и судом сотворил, ибо мы согрешили против Тебя и не совершили велений Твоих. Подумай тогда, когда приходит несчастье, сколько раз ты преступал божественное веление! Сколько раз ты превозносился. Сколько раз ты богохульствовал. И сколькими способами ты ругался над Господом, неблагодарный, при тех благодеяниях, которые Он тебе сделал. И какая же любовь у тебя к ближнему твоему, хотя тебе его должно любить, как самого себя! И так ты обратишься к себе, устыдившись тяжких путей греха, и исповедуешь, что тебе подобает даже более сильное наказание скорбями, по правосудию Божию. Бог не оставляет грех ненаказанным и незамеченным, как и доблесть – невознагражденной. Один единственный грех- превозношение Денницы – был наказан столь строго, что Денница, избранное создание, превратился в недостойного червя. А ты, сколько раз превозносился перед твоим Творцом и Создателем? Одно единственное преступление Адама принесло столько горя и мучений не только ему, но и всему нашему человеческому роду! И если бы Господь не пожелал вольно пострадать, чтобы искупить грех Своей многоценной Кровью, то мы мучились бы в аду все. А ты совершаешь столько преслушаний и уклонений, – и какого возмездия и мучения ты считаешь себя достойным? Если ты с умом подойдешь к этому, то даже если перестрадал, тебе все покажется ничем в сравнении с полагавшимся или с тем, что потерпели иные за меньшие грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Мы видим, что когда царь движется по дороге из столицы по необходимому делу и должен остановиться в какой-то деревне на пути, то он не настаивает, чтобы крестьяне приготовили ему жилище (ибо они недостойны, у них нет всего необходимого), но посылает рабов, производящих подобающую подготовку от лица царя. Давайте молиться и мы, прося общего Господа, чтобы Он по Своему благосердию согласился войти в наш грязный дом и оказать великую милость, и послать чины Небесных Сил, которые бы убрали дом, куда войдет Небесный Царь. Затем подобает очистить совесть от всякого смертного греха. Как говорит пророк, умываю в чистых сосудах мои руки, то есть смываю дела греха, и затем приближаюсь к жертвеннику. Потому нас и предупреждает апостол, когда говорит: Тот, кто ест этот Хлеб и пьет эту Чашу недостойно, тот виновен..., – написано в Первом Послании к Коринфянам. Эти слова показывают нам, что причащающиеся с грехом на душе подобны иудеям, распявшим Христа, ибо и те, и другие согрешили против Тела и Крови Спасителя. Когда соединяются две противоположные вещи, то что произойдет, кроме разрушения? – Причем более слабая вещь совершенно исчезнет. А общее по природе легко соединяется и становится единым. Из металлов легко можно сделать сплав. А огонь с водой смешать нельзя, не уничтожив одного другим. Благодаря этому Хлебу человек соединяется с Богом и смешивается с ним. Такое единство может быть вмещено только через разрушение более простой части. Как с порочным соединится Всеблагой? С надменным Смиренный? С грязным Чистый? С гневным Кроткий? Со злым – Многомилостивый? Как Бог Безгрешный соединится с повинным всякому греху и осуждению? Потому-то и обязано быть хотя бы небольшое уподобление причащающегося Богу, чтобы соединение совершилось достойное. Такому соединению препятствуют все грехи. Они враждуют с священным Таинством. Но более всех других – злоба и нечистота, от которых каждый должен себя охранять посильно. Хлеб Причастия есть Таинство любви и общности. В нем верные причащаются одной пищи и одного Духа и становятся единым, благодаря любви. Если это так, то величайшей неправедностью является подходить к Причащению с разделенным грехом сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Да не дерзает никто подходить к Престолу (Трапезе), не совершив то, что повелевает Господь, когда говорит: Если ты приносишь свои дар на жертвенник, и вспомнишь, что брат твой с тобой поссорился, оставь свой дар, пойди сперва, восстанови любовь с ним, а затем принеси свой дар. Именно так, подготовившись, и подходи к Небесной Трапезе, если не хочешь, чтобы прежде нее Господь тебе сказал: Друг, что ты вошел в это место без брачной одежды, – то есть любви, покрывающей (как одежда) множество грехов. Если у тебя не будет ответа, ты услышишь страшное решение Владыки: Свяжите его по рукам и ногам и бросьте во тьму кромешную (внешнюю). Второй грех против Таинства – любого рода безобразие поведения и нечистота тела. Этот святой Хлеб заключает в себе чистейшую и девственную Плоть, которую породила Приснодева непорочная Пречистая Мария. Ты должен быть чист и незамаран душой и телом, если желаешь причаститься. Если во сне случится какая тень или представление плотской услады, то Закон повелевает воздержаться в этот день от священного Причащения и от любой другой святыни. Если в Ветхом Законе действия во сне отлучали человека на весь день от шатров и сопровождения народа Божия, то сколь более от священного Причащения и причастия самому Богу?! Не только от смертных грехов должен отойти тот, кто будет причащаться, но и от малых, охлаждающих тепло благоговения. Ибо такое благоговение есть самая большая подготовка к Таинству. Необходимо воздерживаться сколь можно, чтобы увеличивалось желание и благоговение. Да не дерзнет кто есть Небесный Хлеб прежде исповеди, особенно совершив смертный грех, – ибо в душу несчастного войдет огонь и пламя, и он унаследует вместе с предателем Иудой вечное мучение. Пусть устрашатся те, кто причащаются без исправления, чтобы понравиться людям, чтобы перед ними благоговели, что они, мол, добродетельны. Особенно замужние женщины, которые изменяют мужьям, а потом идут, мерзкие, и все в грязи причащаются, чтобы мужья их ни в чем не подозревали. О, трижды несчастна такая женщина! Первый грех – измена, просто мелочь в сравнении с грехом недостойного Причащения. Если тогда ты преступила только одну заповедь Закона, то теперь презираешь и распинаешь вместе с теми иудеями самого Бога, а это самое великое нечестие. Лучше с благоговением воздержаться от Причащения, а причаститься, когда будет воля духовника, чем принять отлучение вместо благословения. А если ты не можешь рассказать все своему мужу, то пусть лучше бы он убил тебя (что жестоко и безчеловечно), чем причаститься недостойно. Лучше принять временную смерть, чем скорбное и нескончаемое мучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Некий другой человек пошел причащаться, будучи недостоин. То есть он развратничал и ни в чем не воздерживался, а причащаться пошел напоказ людям с другими христианами. Но тотчас, как он принял Жемчужину в свои мерзкие уста, глотка его затворилась, а святое Тело Господа вышло и перелетело обратно в Святой Потир. А нечестивец упал на землю и испустил душу. Жила некая женщина, казавшаяся благоговейной. Она много постилась и молилась, но внутри была очень надменной, потому что считала себя душевно прекрасной и святой. Отличалась и злопамятностью: если с кем ссорилась, то не мирилась и больше не хотела видеть того человека, оставаясь непреклонной. Когда она заболела, то позвала духовника и исповедовалась, но не в полноте и не совершенно, как подобает, но необязательным образом и неразумно, как то часто делают глупые женщины, не думающие о тщательности: они пропускают великие грехи, а говорят о малых, исповедуются в несущественном, а явное скрывают по невежеству или порочности, чтобы не было стыдно, – и потому оказываются в ужасных мучениях. Один бесноватый, когда духовник изгнал беса и спросил его, кого бесы, больше мучают по числу – мужчин или женщин? – признался (бес ответил), что чаще вселяются в женщин. Духовник ответил: «Не верю, ведь женщины не занимаются торговлей или общественными делами, они не бывают там, где мужчины обманывают или поступают несправедливо». А бес говорит: «Более всего женщины мучимы из-за четырех грехов. Первое – они наряжаются и украшают свою плоть красками, нарядами, чтобы казаться красивее, чем они есть, хотя естественное приличие им уже дал Творец. Второе, что они колдуют и гадают, и суеверны во многом. Третье, что они сплетничают и наговаривают, болтая не только дома, но и в церкви, ничего не слушая. Четвертое, и худшее из всего – они не исповедуются хорошо, чтобы все сказать духовнику, но говорят только немногое, чтобы соблюсти форму исповеди: так они недостойно причащаются и мучаются. Таковы те женщины, которые бездумны». Такой была и та женщина. Итак, посмотрите ее конец, чтобы исправиться и не попасть, как она, в погибель. Когда священник ее исповедовал, он принес Святые Дары причастить ее. Но она не могла и видеть Жемчужину, а обратила лицо к стене, – по Божественному суждению, – чтобы стоящие рядом знали справедливый приговор ей. Она воскликнула громким голосом: «Я по надменности не мирилась с теми, с кем поссорилась, и не прощала никому, но поворачивалась к ним спиной. Теперь и Господь отвращает лице Свое от меня, и не желает Его принять моя недостойная душа, и я не имею воли увидеть Его в Его Царствии, но буду сжигаема в вечном мучении». Сказав так, она испустила душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Так что поднимайся от сна безделья, призови Господа, чтобы Он тебя управил, просветил, дал тебе силу идти скорбным путем, ибо нет другого столь полезного душе пути, чем терпеть скорби, мучающие плоть, радоваться, когда тебя презирают и унижают, говоря просто – искоренять в себе всякое себялюбие, которое есть яд и отрава, что мертвит душу и возмущает тебя против божественного величия. Такое оберегание себя от высшего блага искорени из своего сердца и совершенно уничтожь, ибо оно – причина твоей погибели. И вожделей от всей души, прежде всех мирских вещей, твоего Создателя и Спасителя. Ступай тщательно в добродетельном жительстве, чтобы вкушать высшее благо, видеть сияние святых, силу Отца, премудрость Сына и благость Всесвятаго Духа. Ты примешь свою часть во всеобщем радовании небесного жительства, где у всех один язык и речь, одна любовь, одно делание, вечное, нескончаемое песнопение Ангелов и людей, одно единственное ликование, один братский пир и трапеза. Иди теперь, умалишенный и глупый любитель мира, строй дома и дворцы, ищи почести и достоинства, приобретай богатство, и поля, овладевай начальственными должностями, распоряжайся городами и царствами. Но со всем этим ты никогда не будешь столь велик и почтенен, сколь малейший раб Божий. Раб Божий получит то, что весь мир не может дать; он унаследует то, что не прейдет, но всегда и вечно останется непоколебимым. Ты со своим богатством и славой пойдешь в нескончаемое мучение, а тот на лоно Авраама, чтобы несказанно радоваться. Так что будем не пренебрегать, братья, этим необходимым делом, но мужественно бороться, чтобы получить награду, которая есть неувядаемый венок в Царствии Небесном. Разве вам не стыдно, что воины земного царя с жаром борются за малый приз, выставленный на стадионе, хотя он стоит только сто или двести червонцев? Его получает тот, кто побеждает, а остальные уходят с позором, а часто лишаются и жизни, но об этом не думают, а мужественно сражаются, надеясь каждый получить ту преходящую почесть и кратчайший миг ликования. А мы, небрежные и неразумные, хотя знаем точно, что получим царственнейший и безценный дар от Христа Бога, ленимся, даже не хотим немного потрудиться и побороться. Знайте, что не ленивые и унылые достигнут этой славы, но усердные борцы, отвращающиеся мира плотских наслаждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Более всего должно увеличивать боль твоего сокрушения безпредельное множество благодеяний Спасителя. Чем больше ты будешь думать о добре, сделанном тебе Всеблагим Богом, тем более следует стыдиться своей неблагодарности к Нему и лукавства. Так обычно делали и пророки, чтобы подвигнуть народ к покаянию и сокрушению сердца. Так поступил Нафан по отношению к Давиду: прежде, чем он изобличил царя за блуд, пророк возвестил ему о благодеянии и радости, которые тот получил от Бога. Вспомни и ты божественные дарования и благодеяния. Бог тебя сотворил из несуществующего в бытие. Он тебя искупил Своей непорочной и всечестной Кровью. Он даровал тебе священное Крещение. Он хранит тебя в различных обстоятельствах и покрывает. Говоря просто, все сущее в целом мире благодеяния Бога для твоего служения. Это и небо, и земля, и море, и все в них видимое и невидимое. Я даже не распространяюсь, потому что написал о том в 16 главе, прочти ее после этого вразумления и ты увидишь всю меру своей неблагодарности. Как же ты дерзаешь огорчать своими грехами великого и щедрого Благодетеля, потерпевшего столько поношений, издевательств, бичеваний и крестную смерть, чтобы искупить тебя от рабства у беса? Посмотри, сколько у тебя причин скорбеть и рыдать, видя, что ты опять безчетно распинаешь Владыку! Подумав так, помести с одной стороны Его благосердие и сострадание, а с другой – твою великую неблагодарность и подсчитай убытки твоей души. Вернись к Нему с сокрушенным сердцем, прося прощения и исповедуя все грехи со смирением. Таковы, о брат, размышления, очень полезные читателям. Они приносят в сердце сокрушение, а оно есть ключ к покаянию. Полезно тебе читать это часто, со вниманием и благоговением, в момент подобающий и подходящий, в месте спокойном и безмятежном. Ибо часто человек начинает молитву без благоговения и умиления, но вскоре он умиляется и заканчивает молитву со слезами. Поэтому читай сказанное выше один без пренебрежения и произноси умиленные молитвы, какие можешь. Ибо когда кающийся приобретает дух умиления, тотчас к нему возвращается благодать Святаго Духа, и он принимается чадом Божиим. Благоутробный Отец встречает и целует блудного сына, велит одеть его в первую одежду радости и дать ему перстень Таинств Божией Премудрости, то есть новое знание тайных Божественных дел, которые неизвестны очам грешников. В этот час ликуют Небесные Силы, Ангелы празднуют с псалтирным пением, и, говоря просто, вся Вселенная радуется. Как прежде она печалилась из-за гибели грешника, так теперь по его возвращении ликуют все ее концы. Особенно радуется Добрый Пастырь, Который с таким трудом и потом нашел погибшую овцу, радуется, что вместе с друзьями и соседями нашел ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Чтобы ты понял силу этой ненависти, подумай о страшных отмщениях, посланных Господом за грех всему миру. – в Потопе захлебнулись все грешники! Я даже опускаю справедливое наказание Денницы и всех впавших в превозношение духов, изгнанных с Неба, опускаю наказание Адама и его наследников, истребление Содома и другие различные наказания, которые я сейчас не перечисляю по порядку, потому что ты слышал о них прежде. Я напоминаю тебе только величайшее отмщение, чтобы ты в страхе начал ненавидеть грех. Грех есть причина распятия Сына – Безсмертного Слова Божия. Это и было величайшим наказанием из всех, ибо убили Безгрешного, чье достоинство и благородство неизмеримы. Отсюда ты поймешь причину строгости Господа к Божией справедливости; поймешь ненависть ко греху, которая есть у Благости. С этим размышлением в сердце твое войдет Божественный страх и боль при совершении греха. Четвертое вразумление. Об адских наказаниях Ты можешь подвигнуть себя к болезненной скорби и слезам, когда вспомнишь о дне Судном и страшных возмездиях нескончаемого мучения. Там все члены и чувства будут ощущать несравненную боль: очи – плач, зубы – скрежет, обоняние – зловоние, слух – корчи и крики от боли, вкус – жажду, желудок – голод. Говоря просто, все члены будут иметь соответствующее возмездие и мучение, как ясно сказано в конце Писания. Скорбнее всего то, что наказание будет вечным, поэтому грешники впадут в отчаяние: они будут вспоминать прежние бывшие у них удовольствия и ощутят свое стеснение, что теперь у них нет никакого утешения, а только безконечный конец и безсмертная смерть. Всякий грешник скажет себе: «О, душа моя, пришел конец превозношению и бездумству твоему, пришел конец плотских наслаждений, которые ты любила и желала больше, чем Бога. Где вы теперь? Чем стали мои наслаждения и удовольствия? Какую пользу вы теперь мне можете принести? Из-за вас я лишился небесного наслаждения и вечных благ, а унаследовал нескончаемое мучение». Раз все это совершенно истинно, о грешник, и черви будут глодать твою душу без всякой пользы, не полезнее ли тебе теперь осудить себя со слезами и рыданиями прежде того праведного Суда, чтобы избежать вечного осуждения? Пятое вразумление. О благодеяниях нашего Спасителя

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 10 О том же Первое. Бойся, как бы тебя не постигло Божественное возмездие. Даже если здесь ты останешься без наказания, то тебя ждет страшнейшее мучение, если не обратишься, оплакивая свое беззаконие. Второе, что требуется желающему причаститься достойно, – деятельное благоговение. Если ты спросишь, что под ним подразумевается, и каково это благоговение, – то я не смогу объяснить тебе иначе, как представив образ собранной с различных цветов благоуханной росы, источающей дивный запах. Благоговение – это духовное действование, составленное из других начал, из духовных и святых вожделений, которыми должна украшаться всякая душа, идущая на священную Трапезу. О, Боже всемогущий, с каким сокрушением и умилением, с каким страхом и трепетом, с какими потоками слез, с каким сильным благоговением и смирением, с каким целомудрием тела и чистотой духа должно священнодействовать Божественное и страшное Таинство! – ибо воистину мы едим Твою Святую Плоть и пьем Твою Честную Кровь! Так претворяется Небесное с земным, божественное общается с человеческим. Ангелы предстоят, благодать священнодействует, и Жертва приносится чудным и неизреченным образом. Кто доподлинно изъяснит достоинство Хлеба, если Твое благоутробие не даст ему силы и возможности? О благоговении знайте, братья, что мы должны собираться в одном месте (1) с великим смирением и благочестием, (2) с любовью и верой, (3) желанием этого Хлеба. Эти три вещи необходимы, чтобы пробудить страх и благоговение. Прежде всего подними глаза и посмотри, думая о безпредельном величии и власти Владыки. И там Он в своей сущности находится под видом Хлеба и Вина! Там в собственном смысле и вправду присутствует Божественное величие, сотворившее весь мир, перед Которым трепещут Небеса и все творения, от Которого получает сияние солнце и все звезды. Святые Ангелы стоят в дрожи, воспевая Его и славословя непрестанно. Пусть всякий поймет, сколь он должен содрогаться, собираясь причаститься. Поэтому и восклицает Павел: Пусть всякий сперва испытает совесть, и так уже будет есть этот Хлеб и пить Чашу. Ибо тот, кто ест и пьет недостойно, тот ест осуждение душе своей, потому что он не чтит как подобает Тело Господа нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010