6. Как старообрядцы по Австрийскому согласию представлялись новому московскому митрополиту. – Несколько слов по поводу этого события Много прошло времени с тех пор, как мы писали нашу последнюю «Летопись». Обстоятельства вынудили нас надолго оставить Москву, а часть осени провести на южном берегу Крыма. Возвратившись оттуда, немало нашли мы нового в Москве, и именно в области, наиболее близкой нам и наиболее нас интересующей. Самое главное и важное – в Москве был уже новый архипастырь. Все «церковные» люди, все, кто близко к сердцу принимает положение церковных дел в Москве, с напряженным вниманием следили за его начальными действиями и распоряжениями и выносили из своих наблюдений отрадные надежды на будущее. Из сфер, близких к расколу, доходили слухи, что и досужие старообрядцы по Австрийскому священству уже сделали попытку заслужить благоволение, или по крайней мере снисхождение к ним (т. е. к их незаконным действиям) у нового владыки, – но попытка не увенчалась успехом, к великой радости православных и к немалому огорчению ревнителей раскола. Такие ходили слухи; а потом явилась в «Московских Ведомостях» и статья, сообщающая некоторые подробности о свидании представителей Австрийского старообрядческого согласия с высокопреосвященным митрополитом Сергием, – статья, писанная, очевидно, лицом, имевшим точные о нем сведения. С особенным удовольствием приводим в нашей, надолго прерванной, Летописи эту статью, так как и она, и особенно самое событие, в ней описанное, имеют, по нашему убеждению, чрезвычайно важное значение для уяснения и установления отношений, долженствующих быть между православным архипастырем и расколом, – особенно той половиной раскола, которая имеет своих, якобы «древлеправославных», лжепастырей и, отвергая законность православных архипастырей, стремится заменить их этими своими ложными архиепископами, открыто существующими под именем Московских, Казанских, Нижегородских и т. д. Вот что именно читаем в статье «Московских Ведомостей». Испросив предварительно у владыки митрополита разрешение представиться его высокопреосвященству, депутация от московских старообрядцев Австрийского согласия явилась 9 сентября ко владыке, с хлебом-солью на блюде. Под благословение ко владыке старообрядцы не подошли, а просили только принять от них хлеб-соль. Владыка спросил, с какою целью подносят они ему это. Старообрядцы ответили, что они рады его приезду в Москву и, в знак уважения к нему, по русскому обычаю подносят ему и просят принять хлеб-соль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Об исповеди беглого греческого митрополита Амвросия пред беглым раскольническим попом – Иеронимом I В последние десять или пятнадцать лет у старообрядцев австрийского согласия примечается, как известно, усиленная литературная деятельность, – издано весьма много сочинений в защиту раскола, а вместе, разумеется, и даже по преимуществу, в обвинение православной церкви за ею отношение к расколу. Все эти сочинения отличаются, к сожалению, крайним озлоблением против церкви, наполнены бранью и клеветами на нее. их составлением, изданием и распространением занимается целое общество раскольнических «литераторов», воспитавшихся в школе известного лжеучителя раскольников, их именуемого епископа, Арсения (в мире Онисим) Швецова. В прошлом 1900-м году тем же, очевидно, обществом раскольнических «литераторов» предпринято печатание, в какой-то (будто бы) Черновицкой типографии, едва ли не целой серии маленьких брошюр в защиту австрийского раскола. Одна из них, которую мы намерены рассмотреть, имеет такое заглавие. Об исповеди преосвященного Амвросия митрополита Белокриницкого. Черновцы. А там, где у нас на книгах ставится цензурное одобрение, читаем: Напечатано с разрешения автора. 1 апреля 1900 года. Издатель. Действительно ли в Черновцах напечатана брошюрка и кто этот автор, разрешивший ея печатание, равно как издатель, воспользовавшийся таким милостивым разрешением, а именно 1-го апреля, мы не станем доискиваться, хотя узнать автора вовсе не трудно по его довольно знакомым нам литературным приемам. Рассмотрим самую брошюрку. Она главным образом направлена против сказанного в моей «истории Белокриницкого священства» о исповеди Амвросия. Я спрашивал: «как мог Амвросий, совсем не зная русского языка, исповедоваться у Иеронима, ни слова не знавшего по-гречески,–какая могла быть исповедь между двумя лицами, не понимавшими друг друга»? и привел ответ, нарочно написанный для меня одним из ближайших участников всего происходившего тогда в Белой Кринице, бывшим наместником Белокриницкой митрополии, отцом Онуфрием: «затворились они оба в алтаре на несколько минут, уповательно, посмотрели друг на друга, – тем и исповедь кончилась» (стр. 483, к изд. 1874 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

1856 год 21 Январь, 1, воскресенье. Господи, Господи! Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Просвети лице Твое на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим. День ясен. Холодно. 6, пятница. Я служил литургию вместе с митрополитом Никанором в большой церкви Зимнего дворца и ходил на Иордань на Неве реке. Митрополит не читал ни литургийных молитв, ни молитвы на освящение воды, дабы не задерживать царской фамилии продолжительностью священнодействий. Непростительное человекоугодие. Замечательное слабоумие! Когда Император спросил, почему митрополит не читал водоосвятительной молитвы, ему ответили, что он прочел ее, идучи к Иордану. Но его величество не был доволен этим ложным ответом и сказал, чтобы впредь не было никаких нарушений церковного устава. После освящения воды все члены св. Синода, митрополитанский викарий Христофор и я обедали в какой-то небольшой горнице дворца. Обед был сытный, но, к удивлению моему, за столом не было ни министра двора, и никакого сановника, даже мелкого. Угощали нас одни лакеи. У одного из них викарий Христофор попросил икры к пирогу, но тот сказал ему: «Батюшка, здесь этого не водится». Это поразило меня так, что я ничего не ел и не пил. Если так поступают с высшим духовенством в чертогах царских, то нет ничего удивительного в том, что наши бояре потчуют своих священников рюмкой водки и куском пирога в своих кухнях. Exempla trahunt 22 . За столом никем не был занят один стул. Заметив это, царский духовник Бажанов обратился ко мне и спросил меня: «Чей этот стул?». Я промолчал, а на повторенный вопрос этот ответил: «Это – стул патриарха». Бажанов прикусил свой сорочий язычок. 10, вторник. Носится слух об унизительном для России заключении мира. Все высокопоставленные ропщут и уступчивую торопливость императора объясняют нетерпеливым желанием его начать внутренние преобразования. 11, середа. Фрейлина Эйлер, по желанию моему, прислала мне печатный конкордат римского папы, заключенный им с австрийским императором. Я выписал из него четыре артикула.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Вступительное слово митрополита Кирилла на Европейской встрече по христианской культуре Вена, 4 мая 2006 г . 3 мая 2006 года в Вене открылась международная конференция " Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей " . Мероприятие организуется совместно Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Папским сове том по культуре. Принимающей стороной выступают австрийский католический фонд " Про Ориенте " , сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . Делегацию Русской Православной Церкви возглавляет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В состав делегации входят священнослужители, богословы, православные общественные деятели, журналисты, сотрудники церковных учреждений. Работу конференции открыл архиепископ Венский Кристоф Шенборн, который тепло приветствовал участников, подчеркнув важность православно-католического диалога в обсуждении темы христианских корней Европы. Митрополит Кирилл огласил послание участникам встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и выступил с докладом, в котором проанализировал пути формирования идентичности Европы под влиянием западного и восточного христианства и указал на основные вызовы, с которым сегодня сталкивается христианство на континенте. Собравшихся также приветствовал кардинал Поль Пупар, председатель Папского совета по культуре и Папского совета по межрелигиозному диалогу. Он зачитал послание, с которым от имени Папы Бенедикта XVI к конференции обратился государственный секретарь Святого Престола кардинал Анджело Содано. Затем кардинал Поль Пупар выступил с докладом, в котором изложил позицию Римско-Католической Церкви относительно роли христианства в истории европейской культуры и ее современном состоянии. В ходе конференции, которая продолжится до 5 мая, будут обсуждаться темы, представляющие взаимосвязь основополагающих ценностей христианства с различными аспектами жизни современного европейского общества: " Европа: Церкви перед вызовом глобализации и современности " , " Влияние христианской этики в политике, экономике и средствах массовой информации " , " Диалог Церквей с другими религиями и с гуманизмом секуляризованных культур " и другие.

http://pravoslavie.ru/17237.html

6 декабря 1847 года родоначальник австрийского священства, или белокриницкой иерархии, – которая получила свое начало 28 окт. 1846 г. в Белой Кринице – в Австрии 1 , и которая доселе окормляет большинство старообрядцев поповщинского согласия, митрополит Амвросий, по сношению русского правительства с австрийским, отозван был последним от своего поста в Вену и здесь в июне месяце след. 1848 года должен был выслушать приговор, которым повелевалось ему удалиться в Цилль 2 на вечное заточение и оттуда не иметь никакого общения с липованами 3 . Это несчастие, хотя случилось с Амвросием так скоро, что он и двух лет не пробыл в звании белокриницкого владыки и митрополита всех «древле-православных христиан», тем не менее оно не имело особенного влияния на существование основанного им священства. Последнее к тому времени имело уже у себя двух архиереев: Кирилла – наместника митрополии и Аркадия славского (что в турецких владениях), – рукоположенных Амвросием 4 , и до десяти священников и диаконов, поставленных частью самим Амвросием 5 , а частью Кириллом и Аркадием. Стало быть с этой стороне оно было уже в то время учреждением вполне упроченным 6 , а по характеру своих представителей – природных старообрядцев – оно получило тип иерархии вполне раскольнической, без всякой примеси того оттенка православия, который проглядывал иногда, как в Амвросие, так и в тех беглых попах, которыми долгое время пробавлялся раскол. Эта особенность новой раскольнической иерархии в связи с тем оскудением священства, до которого дошел раскол к 1846 году, имея у себя немногих беглых попов, а в скором будущем опасаясь утратить даже и этих, возбудила в раскольниках, особенно на, первых порах, слишком много симпатии к их новому священству, и была главною причиною необыкновенно быстрого развития и распространения его в Австрии, Турции, Молдавии и Валахии и России, так что в какие либо 25 лет с небольшим своего существования оно имело в этих местностях до 80 епископов, не говоря уже о количестве священников и диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

III. Босно-герцеговинские митрополии Общие сведения о Боснии и Герцеговине. Географическое положение страны Известный славист А. Ф. Гильфердинг едва ли не первый распространял в России в конце пятидесятых и в начале шестидесятых годов XIX столетия сведения о Бос­нии и Герцеговине и старался привлечь к населению их внимание и симпатии русского общества. Он много путешество­вал по этим странам 126 изучал их, описывал и со­общал свои наблюдения в периодических и ученых изда­ниях. В 1859 г. им издан целый, объемистый том под заглавием: „Босния, Герцеговина и Старая Сербия» 127 , в котором, в форме описания путешествия, изложены многочисленные и разнообразные сведения о малоизвест­ных и большинству даже вовсе неизвестных странах и народах Балканского полуострова. В своей книге автор нередко обращал внимание русского общества на необхо­димость оказывать участие к положению босняков и гер­цеговинцев, страдавших под турецким игом. „Не дай Бог , говорил Гильфердинг, чтобы равнодушие нашего общества породило сомнение в этом народе и заглушило семена любви (к русским), которые лежат в его душе! Дай Бог, чтобы мы братским участием нашим дали этим семенам возрасти и обратиться не бессознатель­ного влечения в практическое сознание 128 « с тех пор много воды утекло, и большие перемены последовали с Боснией и Герцеговиной. Под шум последней русско­-турецкой войны 1876– 1877 г. Австрия, на основании Бер­линского трактата, заняла эти две провинции и с тех пор усердно насаждает там европейскую культуру, а 28 сентября 1908 г. она превратила оккупацию Боснии и Герцеговины в аннексию, включив их в состав корон­ных земель монархии. Если до пятидесятых годов про­шлого столетия в европейской литературе почти вовсе не было сочинений о Боснии и Герцеговине, так как никто в за­падной Европе не интересовался этими странами, никто не находил нужным, любопытным и важным знать, изу­чать и исследовать эти страны, то в семидесятых годах, особенно после восстания босняков в 1875 г. и после австрийской оккупации 1878 г., из разных стран Европы отправились туда путешественники-туристы, корреспон­денты газет, ученые, военные.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

II. Буковинско-Далматинская митрополия Общие сведения о Буковине и Далмации Буковина, получившая свое название, как говорят, от росших прежде в ней обширных буковых лесов и занимающая пространство около 190 кв. географич. миль, лежит в юго-восточной окраине Австро-Венгрии, гранича с востока и юга с Россией (с бессарабской губернией) и Румынией, с запада – с Трансильванией и Венгрией, с се­вера – с Галицией. Любопытна история этой, ныне австрийской, области. Долгие годы Буковина находилась под владычеством русских государей, сначала с 993 г. до половины ХП в. входя в состав т. н. Червонной Руси, завоеванной вели­ким князем Владимиром, крестителем Руси (в продол­жение этого времени в Буковине, Галиции и северо-восточ­ной Венгрии распространилась и укрепилась среди тамош­него русского народа православная вера), а потом с кон­ца XII в. до 1340 г. принадлежа к Галицкому удельному княжеству. В 1340 г., когда Русь и восточная часть Галиц­кого княжества – Буковина и Молдавия – находились под властью татар, Галиция вплоть до реки Прута отошла во власть польских королей и находилась под польским владычеством до 1772 г. до первого раздела Польши, и в этот-то длинный период времени там распространилась и укрепилась уния. Православный русский народ в соседней Буковине избег участи сделаться союзником римской церкви благодаря двум обстоятельствам, именно, в 1-х, тому, что стоявшие в северной части Буковины могуще­ственные полчища татарского хана Мамая не позволили полякам в 1341 г. из Галиции проникнуть в соседнюю Буковину, и, во 2-х. тому, что вскоре после занятия Гали­ции поляками, в половине XIV в., русский народ в Бу­ковине был подкреплен православными румынами, заняв­шими, по предложению венгерского короля Людовика I, после изгнания им татар из Венгрии, Буковины и Мол­давии, – пустопорожние места в Буковине, особенно в южной её половице 73 . Воеводе Богдану Драгошу, под предводительством которого прибыли в Буковину румыны, вскоре (в 1859 г.) удалось с помощью буковинских рус­ских и румын овладеть соседней Молдавией и образовать из этих двух земель особое независимое государство под названием; „Земля Молдавская».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

II. От произведения Кирилла в митрополиты до смерти инока Павла (1849–1854) Глава 1 Новые меры против климоуцких беспоповцев. Мы видели, что одним из самых первых распоряжений инока Павла по учреждении иерархии, едва Амвросий занял свою новую кафедру в Белой-Кринице, было официальное послание от имени последнего к климоуцким беспоповцам с приглашением – принять новоучрежденное священство. Так же точно и теперь одно из самых первых распоряжений, какое было им сделано от имени Кирилла, по возведении его на кафедру Амвросия, касалось тех же климоуцких беспоповцев. Но на сей раз дело шло уже не о том, чтобы привлечь их к принятию белокриницкого священства. После первой неудачи Павел еще менее мог рассчитывать теперь на успех подобного предприятия, так как у климоуцких беспоповцев уже имелось, привезенное из Москвы, с Преображенского Кладбища, составленное Петром Иванычем Ледневым (столь известным впоследствии под монашеским именем Павла Прусского ), сочинение, в котором изложены были доказательства незаконности нового белокриницкого священства и которым климоуцкие беспоповцы пользовались при встречах и беседах с климоуцкими и белокриницкими поповцами 327 . Австрийский Павел, несомненно, знал об этом и, потерявши надежду на привлечение климоуцких беспоповцев под духовную власть митрополии, начал теперь хлопотать уже только о том, чтобы уронить их в глазах правительства и добиться административного разграничения между ними и поповцами, принявшими белокриницкое священство. Он воспользовался тем обстоятельством, что у беспоповцев происходили браки, совершение которых, разумеется, он признавал не законным, и, будто бы по просьбе возмущенных этим климоуцких поповцев, написал прошение в Крайзамт, чтобы правительство произвело следствие о „беззаконных браках и грубиянствах“ беспоповцев (вероятно, разумея под грубиянствами их смелые и резкие обличения незаконности белокриницкого священства), – чтобы потом, по производстве следствия, лишило их права на пользование дарованною липованам привилегией Иосифа II, и совершенно отделило бы их от поповцев, даже подчинило бы ведению особого дворника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Как Православие становится в Италии второй религией Архиепископ Егорьевский Марк об итальянском феномене Митрополит Рязанский и Михайловский Марк (Головков)   Валерий Коновалов   10:14 22.11.2013 685 Время на чтение 4 минуты Недавно архиепископ Егорьевский Марк (Головков) решением Священного Синода назначен временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии. При этом он ещё возглавляет Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, Патриаршую наградную комиссию, Северо-Западное и Северное викариатства Москвы , Венско-Австрийскую и Венгерскую епархии. Однако новое назначение занимает в этом ряду особое место. Пустующие храмы передают православным - Владыка Марк, недавно прозвучало сообщение о том, что в Италии число православных верующих достигло миллиона, а количество наших приходов в этой стране выросло за последние годы в десятки раз. Что это за итальянский феномен, который стал ещё одним местом вашего служения?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

— Действительно, учением о примате первенствующего епископа я занимаюсь уже около 15 лет, со времени написания кандидатской диссертации в Московской духовной академии под руководством моего научного руководителя — профессора протоиерея Максима Козлова . Тема моей кандидатской работы касалась различий в понимании единства Церкви в католичестве и Православии. Как известно, ключевое значение в понимании церковного единства в римском католицизме придается фигуре Папы Римского как первенствующего епископа Вселенской Церкви. Именно разница во взглядах на его полномочия и стала главной причиной разделения между православными и католиками. Однако, изучая этот вопрос, я столкнулся с тем, что и между Поместными Православными Церквами по вопросу трактовки полномочий первенствующего Константинопольского первоиерарха сегодня нет единого мнения. Для меня это стало особенно явным после событий 2007 года в итальянской Равенне, когда на заседании Смешанной православно-католической комиссии по богословскому диалогу был принят документ на тему «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви». В отсутствие делегации Русской Церкви и без учета ее мнения в этот документ была включена формулировка о роли Константинопольского Патриархата , согласно которой критерием единства со Вселенской Церковью на Востоке после разделения с Западом считалось общение с Константинопольским престолом, в то время как на Западе — общение с Римом, то есть фактически была воспроизведена католическая модель. Как указал тогда в официальном комментарии епископ Венский и Австрийский (ныне митрополит Волоколамский) Иларион, Константинополь таким способом попытался через посредство православно-католического диалога подчеркнуть свой особый статус среди прочих Поместных Православных Церквей как своего рода «восточного папы», а Рим попытался показать, что католическое учение о первенстве во многом схоже с православным. После этих событий Священный Синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной богословской комиссии изучение и выработку позиции ­Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви. С этого времени я начал интересоваться этой проблематикой и выбрал соответствующую тему для докторской диссертации при поступлении в Общецерковную докторантуру . Однако, выбирая в 2010 году эту тему, я и представить себе не мог, насколько моя диссертация окажется актуальной на момент ее защиты.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5780121...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010