А. Августин Блаженный : Его свидетельство, что обещанная ветхозаветному священству вечность в действительности относится к новозаветному священству, ч. 1, стр. 222–223, ч. 2, стр. 102–103. Его слова, несправедливо приводимые безпоповцами в защиту мнения, будто причащение Св. Таин можно заменить верою, ч. 2, стр. 147–148. Австрийская иерархия : Почему приемлющие ее не любят сего названия, ч. 2, стр. 350–351. Акинф , белокриницкий противуокружник: беседа с ним о Белокриницком митрополите, ч. 2, стр. 335–337. Алейников, И. Г. : его жизнь и присоединение к Церкви, ч. 2, стр. 271–273. Алексей Андреев , безпоповец: его сочинения об антихристе, ч. 1, стр. 119–138. Алексей Осипов , безпоповец: его учение о пришествии пророков и антихристе, ч. 1, стр. 126–133. Алексей Михеев , федосеевец: его ревность о безбрачии, ч. 2, стр. 303–306. Аллилуия трегубое: вполне правильно по своему значению, ч. 1, стр. 471, ч. 2, стр. 333. Амвросий Медиоланский : содержащееся в его книге о должностях замечание о ветхозаветном жертвенном огне неправильно понимается старообрядцами, ч. 1, стр. 227–230. Амвросий , бывший митр. Босно-Сараевский, первый лже-митрополит Белокриницкий – Был ли послан от Христа в Белую-Криницу, ч. 2, стр. 414–415. Его принятие старообрядцами не может быть оправдано 8-м правилом Первого Вселенского Собора, ч. 1, стр. 237–249, ч. 2, стр. 352–354. – 69-м правилом Карфагенского Собора, ч. 1, стр. 249–255. – 15-м правилом Второпервого Собора, ч. 1, стр. 255–259. – свидетельством Феодора Студита о изъятии из правил, ч, 1, стр. 259–266. – свидетельством, якобы утверждающим право иереев принимать приходящие от ереси священные лица, ч. 1, стр. 266–270. – примерами: иерея Михаила (ч. 1, стр. 271–275), Иоанна Маркионова (ч. 1, стр. 275–285), Пирра и Феодосия (ч. 1, стр. 285–290), епископов, подписавшихся на Диоскоровом соборе, и патриарха Павла (ч. 1, стр. 291–296), лиц, рукоположенных еретиками и принятых в Православие без чиноприятия, ч. 1, стр. 296–299). От кого получил власть на преподание благодати хиротонии поставленный от него в Белой-Кринице, ч. 1, стр. 205–209.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Архив Пн У стен Храма Христа Спасителя прошел концерт, посвященный 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 10 мая 2015 г. 18:43 10 мая 2015 года, по окончании  Литургии  в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл посетил концерт на площади перед Храмом Христа Спасителя, посвященный 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. На концерте присутствовали председатель  Отдела внешних церковных связей   митрополит Волоколамский Иларион , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии  епископ Воскресенский Савва , ключарь Храма Христа Спасителя  протоиерей Михаил Рязанцев , руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы В.В. Черников, президент благотворительного фонда «Лукойл» Н.Ю. Алекперова. Также в числе зрителей находились апостольский нунций в Российской Федерации  архиепископ Иван Юркович , Чрезвычайный и Полномочный Посол Австрийской Республики в РФ Эмиль Брикс, Чрезвычайный и Полномочный Посол Ирландии в РФ Оун О’Лири, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в РФ Бойко Коцев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Великого Герцогства Люксембург в РФ Пьер Ферринг, Чрезвычайный и Полномочный Посол Мексиканских Соединенных Штатов в РФ Рубен Бельтран, Чрезвычайный и Полномочный Посол Многонационального Государства Боливия в РФ Мария Луиса Рамос, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Южная Осетия в РФ Д.Н. Медоев, поверенная в делах Республики Колумбия в РФ Клаудиа Лилиана Самбрано. Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Московский синодальный хор и Академический хор МГУ имени М.В. Ломоносова (хормейстеры Алексей Пузаков и Мирза Аскеров) под управлением Владимира Федосеева исполнили два сочинения Чайковского — кантату «Москва» и торжественную увертюру «1812 год». Кантата «Москва» была написана по заказу Московской городской коронационной комиссии к коронации императора Александра III, ее первое исполнение состоялось 15 мая 1883 года в Грановитой палате Московского Кремля.

http://patriarchia.ru/db/text/4076213.ht...

Белая Криница. Белокриницкий Успенский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Село Белая Криница (рус. Белый Колодец, укр. Бiлa Криниця; румын. Fântâna Alb) на Буковине основано в 1784 году. Известно, что на месте нынешнего села был хутор Тернавка (1430-е гг.), позже — урочище Варница (1765). Во времена Австрийской империи эти земли принадлежали религиозному фонду и были переданы в 1780 г. русским старообрядцам. Название Белый Колодец село получило по беловатому цвету воды в колодцах, выкопанных в известняковой почве, что и привлекло сюда старообрядцев в поисках легендарного Беловодья. Русские старообрядцы-липоване переселялись на Буковину из Причерноморья, Валахии и Бессарабии. В 1785 г. беглопоповцы-липованы учредили здесь Свято- Покровский мужской монастырь. Беглопоповцы, признавая " законность " новообрядческой иерархии, но не имея возможности рукополагать священнослужителей самостоятельно (это может сделать только епископ), принимали из Патриаршей Церкви " перебежчиков " . Такая практика не могла существовать бесконечно, к середине XIX века группа московских беглопоповцев приняла решение во чтобы то ни стало найти достойного архиерея, который согласится возглавить старообрядцев и восстановить трехчастную иерархию. В 1839 году в Буковину пришли иноки Павел, Алимпий и Геронтий. У них была миссия - найти епископа и место для обустройства архиепископии. Иноки уговорили бывшего епископа Сараево, Амвросия, принять на себя управление старообрядческой церковью. В 1844 году австрийский император Фердинанд выдал разрешение на открытие иерархии и женского Свято-Успенского монастыря в Белой Кринице, и в 1846 году именно здесь была создана старообрядческая Белокриницкая иерархия, наследницей и правопреемницей которой является современная Русская Православная Старообрядческая Церковь (с центром в Рогожской слободе). Село на столетия стало центром культуры и духовного возрождения старообрядцев. К началу ХХ века в Белой Кринице насчитывалось около 20 культовых сооружений, как-то: церквей, келий и других строений. Наиболее величественными храмами «старообрядческого Иерусалима» в свое время были многокупольный Покровский собор с большой пятиярусной колокольней, 45 метров высотой, и зимняя Никольская церковь с массивным куполом. На территории мужского монастыря располагались митрополичьи палаты, двухэтажный братский корпус.

http://sobory.ru/article/?object=33572

Боснийские новомученники Икона новомученников Дабро-боснийской епархии Православная Церковь в Боснии и Герцеговине в XX веке не раз претерпевала тяжелые испытания: Первая мировая война и террор австро-венгерских войск и полиции, геноцид в годы существования марионеточного усташского Независимого государства Хорватия (1941-1945) и террор партизан Тито, коммунистические репрессии послевоенных лет, и, наконец, тяжелая и кровопролитная гражданская война 1992-1995 гг. Разделяя судьбу со своей паствой Сербская Церковь в годы всенародных страданий явила миру целый сонм новомучеников и исповедников веры Христовой. Данью их подвигу стала новая канонизация мучеников и исповедников Православия на этих просторах. Канонизация новопрославленных святых, пострадавших за веру во время Первой и Второй мировой войны и террора коммунистов состоялась в мае 2005 года в монастыре Житомислич (Босния и Герцеговина), где в тот момент проходило очередное заседание Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви. Мы приводим лишь краткие сведения о жизни и страданиях новопрославленных святых. Пресвитер Момчило Гргучевич родился в 1906 году в Фоче (Србинье). В 1928 году закончил семинарию в Сараево, в 1929 году рукоположен в сан дьякона, а затем священника. Служил приходским священником в Челебичах до своей мученической кончины 29 ноября 1945 года. За Время второй мировой войны неоднократно приговаривался к смерти, но по милости Божьей оставался жив. В ноябре 1945 года, уже после окончания войны был схвачен коммунистами и казнен. По одной из версий ему отсекли голову, которую потом как трофей отнесли в здание Общины в Челебичах. Спустя 45 лет его сын Василий перенес останки отца и похоронил около церкви в Челебичах. Священник Доброслав Блажевич родился в 1916 году в Високом. Закончил семинарию в Сараево, в 1939 году рукоположен в диакона и священника. В июне 1941 года был схвачен усташами. Зверски убит на дороге в Бугойно. Тело не найдено. Протоиерей Милан Божич родился в 1885 году в Гламоче. Закончил Рельевскую семинарию. В 1909 году рукоположен в сан диакона, а затем священника. Во время Первой мировой войны был арестован австрийскими оккупационными властями и томился в заключении в Травнике, Зенице и Араде. В мае 1941 года был арестован усташами в Сараево, а затем отправлен в Загреб, где содержался вместе со священномучеником митрополитом Дабро-Боснийским Петром (Зимоньичем). Был отправлен в концлагерь Даница, а затем в Госпич, где в ночь с 1 на 2 июля 1941 года принял мученическую кончину.

http://pravoslavie.ru/41279.html

В. Беликов Содержание Общий взгляд митрополита Филарета на раскол Часть I. Духовные меры против раскола Глава I. Школа Глава II. Просветительная деятельность православного приходского духовенства и монашества Глава III. Противораскольнические миссионеры Глава IV. Полемическая литература Часть II. Гражданские меры против раскола Глава I. Необходимость и законность гражданских мер против раскола. Характер этих мероприятий и способ их проведения Глава II. О гражданских правах раскольников I. Об ограничении общественных и личных прав раскольников II. Об ограничении семейственных прав раскольников Вопрос о раскольнических метриках III. Вопрос о самостоятельной раскольнической школе Глава III. О религиозных правах раскольников I О раскольнических молитвенных зданиях и богослужебных предметах II. О лицах, совершающих у раскольников богослужение и духовные требы А. Вопрос o беглых священниках Б. Вопрос о даровании раскольникам священников независимых от духовного начальства В. Вопрос об Австрийской иерархии Часть III. Единоверие Общий взгляд митрополита Филарета на единоверие Глава I. Деятельность митрополита Филарета в истории внешнего развития единоверия I. Единоверие в центрах Московского раскола – на преображенском и рогожском кладбищах II. Присоединение к православию раскольнических епископов и других членов белокриницкой иерархии Глава II. Деятельность митрополита Филарета в истории внутреннего развития единоверия I. Вопрос o самостоятельном единоверческом епископе II. Вопрос о клятвах большого Московского собора 1667 года III. Вопрос o так называемых жестокословных порицаниях на старые обряды IV. Вопрос о свободном переходе из православия в единоверие     В ряду недавних противораскольнических деятелей, из среды русских архипастырей, митрополиту Московскому Филарету бесспорно принадлежит одно из самых видных мест. В этом отношении его имя должно быть поставлено на ряду с именами таких борцов против раскола, как митрополит С.-Петербургский Григорий и архиепископ Пермский Аркадий и Воронежский Игнатий. Но если последние известны более как миссионеры и полемисты против раскола, как первые созидатели и насадители миссионерского противораскольнического дела, как авторы замечательных противораскольнических сочинений; то слава митрополита Московского основывается главным образом на его административной деятельности по отношению к расколу, и его заслуга, как противораскольнического полемиста, как автора известных «Бесед к глаголемому-старообрядцу», немного прибавляет к этой его славе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В Калининграде проходят торжества по случаю 60-летия со дня рождения митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла 20 ноября 2006 г. 11:55 18-19 ноября 2006 года в Калининграде проходят торжества в честь 60-летия со дня рождения и 30-летия архипастырского служения митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла , председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 18 ноября в Калининградском драматическом театре состоялись торжественный акт и праздничный концерт, посвященные этим юбилейным датам. На праздник в Калининград собрались архипастыри Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей и различных христианских конфессий, видные государственные и общественные деятели, региональные руководители, деятели культуры, ученые и военачальники, настоятели зарубежных приходов Московского Патриархата, духовенство Смоленской и Калининградской епархии . Среди участников торжества — митрополиты Киевский и всея Украины Владимир , Патриарший Экзарх всея Беларуси, Минский и Слуцкий Филарет , Симферопольский и Крымский Лазарь , Кишиневский и всея Молдавии Владимир , архиепископы Берлинский и Германский Феофан , Брюссельский и Бельгийский Симон , Херсонский и Таврический Ионафан , Костромской и Галичский Александр , Саранский и Мордовский Варсонофий , Рязанский и Касимовский Павел , Львовский и Галицкий Августин , епископ Архангельский и Холмогорский Тихон , управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий , епископы Ставропольский и Владикавказский Феофан , Балтийский Серафим , Венский и Австрийский Иларион , заместитель председателя ОВЦС епископ Егорьевский Марк , епископ Вяземский Игнатий . На празднике также присутствуют представители Поместных Православных Церквей: от Александрийской — епископ Киринский Афанасий, Экзарх Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси; от Антиохийской  — епископ Филлипопольский Нифон, Представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; от Сербской — епископ Моравичский Антоний, Представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси ; от Румынской — архиепископ Тырговишский Нифонт; от Болгарской — Представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Игнатий (Карагьозов); от Элладской — митрополит Калавритский и Эгиалейский Амвросий; от Польской — епископ Белостокский и Гданьский Иаков; а также протоиерей Алексий Ющенко, Представитель Митрополита Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси и архимандрит Закхей (Вуд) , представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/162853.htm...

Воспоминание о Геннадии и Кононе (Письмо в редакцию «Братского Слова») Вы, в своем журнале, изволили напечатать свои воспоминания о Суздальских заключенцах и о совокупном с вами моем их посещении (Брат. Сл. 1883 г. стр.179–206). Соблаговолите к вашим о них воспоминаниям присовокупить для полноты сказания и мое о них извещение: я буду говорить о том, что вам не вполне было известно или не касалось вас лично. О Геннадии В 1870 г., в великий пост, возвращаясь из Литвы в свой монастырь чрез Петербург, я представился здесь Московскому митрополиту Иннокентию, бывшему тогда в Петербурге. Владыка мне сказал: «один из трех австрийских епископов, заключенных в Суздале, Геннадий, подал Владимирскому архиепископу прошение, а потом чрез него подал вторичное прошение в Св. Синод о том, что он желает присоединиться к св. церкви и поместиться на жительство в управляемый тобою монастырь: согласен ли ты принять его к себе в монастырь, или нет?». Я отвечал владыке митрополиту, что не знаю, совершенно ли убедился Геннадий в правоте св. церкви, или только из-за того изъявляет желание оставить раскол, чтобы освободиться из Суздаля, и что человека, не убедившегося в правоте церкви, иметь у себя в монастыре мне не желательно. Поэтому, прибавил я, не даст ли мне Святейший Синод разрешение прежде съездить в Суздаль, увидеться с Геннадием, лично из собеседования с ним увериться, действительно ли он убежден в правоте православной церкви. Если бы я приметил это, тогда изъявил бы согласие принять его. Владыка митрополит одобрил мое мнение и приказал мне в таком смысле отвечать, когда от Св. Синода последует запрос, согласен ли я принять Геннадия. Так и было сделано. Святейший Синод в скором времени сообщил мне письменное разрешение ехать в Суздаль, о чем был уведомлен и Владимирский преосвященный. О поездке нашей в Суздаль и о собеседовании с заключенными узниками мне говорить излишне, потому что все это вы описали подробно. Я припомню только о последней беседе моей с Геннадием, в келье о. архимандрита, происходившей в его и вашем присутствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом III 2 декабря 2017 года 2 декабря 2017 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в Москве прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с  Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом . Высокого гостя сопровождали архиепископ Константинский Аристарх, архиепископ Иорданский Феофилакт, представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Стефан (Диспиракис), архидиакон Марк (Хендерсон). Со стороны Русской Православной Церкви во встрече участвовали председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , управляющий  Венско-Австрийской  и  Венгерской  епархиями  епископ Подольский Тихон , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям   епископ Звенигородский Антоний , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук. В ходе встречи обсуждался ряд вопросов, в частности, положение на Святой Земле и в целом на Ближнем Востоке. В Русской Церкви высоко оценивают усилия  Иерусалимской Православной Церкви  по сохранению святынь Святой Земли, подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. «Мы воспринимаем роль Иерусалимского Патриархата очень серьезно. Когда мы говорим, что вы — хранители святых мест, то мы не просто употребляем какое-то фольклорное историческое понятие. Благодаря мужеству Святогробского братства, и, может быть, благодаря природному таланту греческого народа удается сохранять статус-кво и неповрежденные святые места для юрисдикции Иерусалимского Патриархата», — свидетельствовал Его Святейшество. «Трудно себе представить, что было бы со святыми местами, если бы иерусалимское братство на протяжении веков не стояло на защите православных святынь, — далее подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. — Не знаю, остались ли бы даже камни, не говоря о святынях. Поэтому мы с огромной признательностью относимся к вашей миссии, очень сложной, требующей мужества, мудрости и способности обороняться».

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

Глава II. Каноническое устройство Русской Православной Церкви Одной из пятнадцати Поместных Православных Церквей является Русская Православная Церковь . Это многонациональная Поместная Церковь, находящаяся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. «Московский Патриархат» – другое официальное наименование Русской Православной Церкви. (В дореволюционный период официальным названием Русской Православной Церкви было «Российская Греко-Кафолическая Православная Церковь ».) Из 136 епархий Московского Патриархата 68 находятся на территории Российской Федерации (более 12,5 тысячи приходов), 35 на Украине (более 10 тысяч приходов), 11 в Белоруссии (более 1,3 тысячи приходов), 6 в Молдавии (более 1,5 тысячи приходов), 3 в Казахстане, по одной в Азербайджане, Литве, Латвии и Эстонии. Приходы Московского Патриархата в Киргизстане, Таджикистане и Узбекистане объединены в Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию. В дальнем Зарубежье у Русской Православной Церкви имеется 8 епархий: Аргентинская и Южноамериканская, Берлинская и Германская, Брюссельская и Бельгийская, Будапештская и Венгерская, Венская и Австрийская, Гаагская и Нидерландская, Корсунская (объединяющая приходы на территории Франции, Италии, Испании, Португалии и Швейцарии) и Сурожская (на территории Великобритании и Ирландии). Приходы Московского Патриархата в США и Канаде управляются викариями Московской епархии на правах епархиальных архиереев. Как и другие Поместные Православные Церкви, Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления в Русской Православной Церкви являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с патриархом Московским и всея Руси. Церковь разделена на епархии, которые могут быть объединены в митрополичьи округа, экзархаты, автономные и самоуправляемые Церкви. Епархии включают в себя приходы, монастыри, духовные учебные заведения и другие канонические учреждения. Приходы объединяются в благочиния. 1. Высшее церковное управление

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава IX Первый белокриницкий митрополит, возведенный в это звание посредством чиноприятия от ереси, был нужен и дорог старообрядцам не столько сам по себе, еще меньше по каким-либо своим собственным личным достоинствам, если бы таковые в нем обретались, сколько по своему значению для восстановления у них, так называемого, «древлеправославного священства» – был нужен и дорог, как первоначальник и насадитель раскольнической иерархии, как лицо, по их мнению, имущее власть поставлять других во все священные степени и поставлением нового епископа, могущее обеспечить у раскольников дальнейшее существование священства в полном, трехчинном его устройстве. Не в том состояла последняя, конечная цель учредителей иерархии, чтобы найти и приобрести епископа, а в том, чтобы при посредстве этого первого епископа иметь возможность получить другого уже из «своих христиан», из настоящих старообрядцев, не подлежащего чиноприятию, и, таким образом, существование иерархии твердо упрочить на будущее время. Эту цель учредители иерархии преследовали постоянно и неуклонно. При самом начале дела об архиерейской кафедре у буковинских липован, в важнейших, относящихся к этому делу документах – в Уставе Белокриницкого монастыря, в разных прошениях и промемориях, поданных австрийскому правительству, как мы видели, непременным условием учреждения кафедры они поставляли то, чтобы дарованный липованам епископ немедленно посвятил другого епископа в звании своего наместника; при заключении формальных условий с Амвросием они также, самым главным с его стороны обязательством поставили, чтобы он «… по прибытии в Белокриницкий монастырь, учиня церковное присоединение, неотлагательно поставил в наместники себе другого архиерея». Испросив у правительства дозволение Амвросию отправиться из Вены в Белую-Криницу до получения надлежащих о нем справок дипломатическим путем и до утверждения его в австрийском подданстве, они опять-таки позаботились, чтобы Амвросию при этом дано было право совершать у липован все архиерейские действия и, следовательно, поставить епископа в наместники себе. Понятно, что теперь, по исполнении «надлежащего чиноприятия» над Амвросием, первой и главной их заботой было устроить избрание и поставление нового липованского епископа и вместе наместника белокриницкой митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010