Л. Анисов XVI глава В начале 1776 года архиепископ Платон отправился в Петербург для присутствия в Синоде. Это было против его желания, но надлежало повиноваться верховной воле. Петербург жил ожиданием важного события. Духовная дочь и благодетельница архиепископа великая княгиня Наталия Алексеевна была на сносях. Недавний заговор, душою которого она явилась, заставлял иностранных дипломатов не оставлять вниманием Павла Петровича и его супругу. «Павел – кумир своего народа», – писал австрийский посол Лобковиц своему двору. Англичанин Гуннинг вторил ему в донесении, отправленном еще из Москвы, в дни недавних торжеств: «Популярность, которую приобрел великий князь в день, когда он ездил по городу во главе своего полка 181 , разговаривал с простым народом и позволял ему тесниться вокруг себя так, что толпа совершенно отделяла его от полка, и явное удовольствие, которое подобное обращение доставило народу, как полагают, весьма не понравилось» 182 . Что же касается императрицы, то тот же Гуннинг в донесении сообщал: «...во все время церемонии со стороны народа почти не было возгласов или вообще какого бы то ни было выражения хотя бы малейшего удовольствия». Впрочем, по другим сведениям, встреча, оказанная императрице Екатерине, была блестящая и радушная. «Своею ласковою, чисто русскою речью окончательно обворожила она старых московских тузов, которых каждого умела назвать по имени и отчеству. Строгим исполнением церковных правил, частым посещением церквей и монастырей и, наконец, походом к Троице стала она любезна народу, который, глядя на нее, поминал матушку Елизавету Петровну и провожал ее оглушительными криками. Екатерина пускала в ход все дары обаяния, которыми так щедро наградило ее провидение, и была в восторге от успеха». Пребывание в Москве не содействовало улучшению отношений Екатерины II с сыном и невесткой; обоюдное неудовольствие продолжалось. Развязка наступила через некоторое время. 10 апреля 1776 года великая княгиня Наталия Алексеевна почувствовала приближение родов.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Лауреаты Макарьевской премии 23 августа 2005 г. 19:55 23 августа в Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, мэр Москвы Ю.М. Лужков и Президент Российской Академии наук Ю.С.Осипов в качестве сопредседателей и учредителей возглавили рабочее заседание Комитета по премиям Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). В заседании комитета по премиям также приняли участие архиепископ Истринский Арсений, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец и другие члены Комитета. Участники заседания определили следующих лауреатов Макариевских премий: По номинации «История Православной Церкви»: Первую премию в размере 5 тысяч долларов в рублевом эквиваленте — Гнутовой Светлане Витальевне, 1961 года рождения, кандидату искусствоведения, зав. сектором декоративно-прикладного искусства Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, за труд «Крест в России». Вторую премию в размере 2,5 тысяч долларов — Алфееву Григорию Валерьевичу, 1966 года рождения, доктору богословия, доктору философских наук, епископу Венскому и Австрийскому Илариону, за труд «Священная Тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров». Третью премию в размере 1 тысячи долларов — Абеленцевой Ольге Алексеевне, 1960 года рождения, кандидату исторических наук, научному сотруднику Санкт-Петербургского Института истории РАН , за труд «Митрополит Иона и установление автокефалии Русской Церкви». Третью премию в размере 1 тысячи долларов – Шкаровскому Михаилу Витальевичу, 1961 года рождения, ведущему научному сотруднику центрального государственного архива Санкт-Петербурга, за труд «Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР)». Дополнительную молодежную премию в размере 1 тысячи долларов присудить Зелениной Яне Эрнестовне, 1971 года рождения, кандидату искусствоведения, старшему научному сотруднику Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, за труд «Образ нового святого в русском искусстве Синодального периода: Иконография святителя Митрофана Воронежского».

http://patriarchia.ru/db/text/37159.html

Лауреаты Макарьевской премии 30 сентября 2005 г. 15:16 30 сентября в Российской академии наук состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Макарьевских премий текущего года. Ниже приводится список лауреатов 2005 г.: По номинации «История Православной Церкви»: Первую премию в размере 5 тысяч долларов в рублевом эквиваленте — Гнутовой Светлане Витальевне, 1961 года рождения, кандидату искусствоведения, зав. сектором декоративно-прикладного искусства Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, за труд «Крест в России». Вторую премию в размере 2,5 тысяч долларов — Алфееву Григорию Валерьевичу, 1966 года рождения, доктору богословия, доктору философских наук, епископу Венскому и Австрийскому Илариону, за труд «Священная Тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров». Третью премию в размере 1 тысячи долларов — Абеленцевой Ольге Алексеевне, 1960 года рождения, кандидату исторических наук, научному сотруднику Санкт-Петербургского Института истории РАН , за труд «Митрополит Иона и установление автокефалии Русской Церкви». Третью премию в размере 1 тысячи долларов – Шкаровскому Михаилу Витальевичу, 1961 года рождения, ведущему научному сотруднику центрального государственного архива Санкт-Петербурга, за труд «Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР)». Дополнительную молодежную премию в размере 1 тысячи долларов присудить Зелениной Яне Эрнестовне, 1971 года рождения, кандидату искусствоведения, старшему научному сотруднику Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, за труд «Образ нового святого в русском искусстве Синодального периода: Иконография святителя Митрофана Воронежского». По номинации «История России»: Первую премию в размере 5 тысяч долларов — Гайде Федору Александровичу, 1976 года рождения, кандидату исторических наук, доценту философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, за труд «Либеральная оппозиция на путях к власти. (1914 — весна 1917 года)».

http://patriarchia.ru/db/text/51138.html

Львов. Собор Георгия Победоносца. Собор Святого Юра Собор. Не действует.   Престолы: Георгия Победоносца Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1744 и 1772. Архитектор:Бернард Меретин Адрес: Украина, Львов, пл. Св. Юра, 5 Координаты: 49.838744, 24.012831 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В настоящее время - Архикафедральный собор УГКЦ. Строительство было начато в 1744 году по проекту Бернарда Меретина, после смерти которого работами руководил С. Фесингер (до 1764). Отделочные работы закончены в 1772 году. На фасаде находятся скульптуры работы Иоганна Пинзеля; интерьер украсили скульпторы С. Фесингер и М. Филевич, художники Л. Долинский и Ю. Радивиловский. Со времени постройки храм принадлежал униатскому ордену василиан, а в 1816 году здесь разместился грекокатолический архиепископ. В 1946 году собор был передан Русской Православной Церкви; в 1990 году возвращён УГКЦ. Ещё до постройки собора Святого Юра, на заре расцвета христианства на землях Западной Украины, на Святоюрьевской горе жили монахи. На самой вершине, где сейчас возвышается здание собора, находились пещеры отшельников. Одним из таких отшельников был родной брат короля Даниила Галицкого - волынский князь Василько Романович. Со временем на этой горе появился и первый деревянный храм (ок. 1280 г.), выстроенный по совету затворника Василия князем Даниилом Галицким. После захвата Львова польским королём Казимиром III (1340) храм и монастырь были уничтожены. В 1363-1437 гг. на месте разобранного храма решено было воздвигнуть каменный. Известно, что это была трёхапсидная базилика в византийском стиле, построенная по проекту зодчего Доринга. На протяжении веков церковь на святой горе служила яблоком раздора православия и католицизма. К началу 40-х гг. XVIII столетия храм окончательно пришёл в упадок, вынудив местные власти разобрать его в виду аварийного состояния. Однако святое место не долго пустовало - 1 октября 1744 года был заложен первый камень в фундамент греко-католического собора по инициативе митрополита Атанасия Шептицкого (1715-1746). Закончено же строительство собора было уже при митрополите Льве Шептицком. Возведение нового храма велось под руководством архитектора Бернарда Меретина, а после смерти - Мартина Урбанека, которое растянулось на без малого двадцать лет, а отделка внутренних интерьеров и того дольше - до 1780 года. С момента своего сооружения собор святого Юра использовался для служб монахов Василианского ордена, но после восстановления Галицкой униатской митрополии в пределах Австрийской империи в 1807 году в его помещениях обосновался греко-католический епископат, а братья-василиане перебрались в покои Свято-Онуфриевского монастыря, что на улице Жолкевской (теперь Б. Хмельницкого).

http://sobory.ru/article/?object=29365

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕНИСЕНКО Михаил Антонович [в монашестве Филарет] (род. 28.01.1929, с. Благодатное, ныне Амвросиевского р-на Донецкой обл.), деятель церковного раскола на Украине в кон. XX - нач. XXI в., самозваный «патриарх Киевский и всея Руси-Украины». После средней школы поступил в 1946 г. в 3-й класс Одесской ДС. По окончании семинарии в 1948 г. продолжил учебу в МДА, к-рую окончил в 1952 г. со степенью кандидата богословия. 1 янв. 1950 г., во время учебы на 2-м курсе МДА, был пострижен в монашество с наречением имени Филарет. Одновременно назначен исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в ТСЛ. 15 янв. 1950 г. рукоположен во диакона, 18 июня 1952 г.- во иерея. В 1952 г. по окончании МДА назначен преподавателем Свящ. Писания НЗ Московской ДС и благочинным ТСЛ. С 1954 г. доцент, старший помощник инспектора МДА. В 1956 г. возведен в сан игумена, назначен инспектором Саратовской ДС. В 1957 г. переведен в той же должности в Киевскую ДС. В 1958 г. возведен в сан архимандрита. В 1960 г. назначен управляющим делами Украинского Экзархата РПЦ. С мая 1961 по янв. 1962 г. настоятель подворья РПЦ в г. Александрии (Египет). 4 февр. 1962 г. в соответствии с решением Свящ. Синода хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии с назначением временно управляющим Рижской епархией. 16 июня того же года освобожден от обязанностей викария Ленинградской епархии и назначен викарием Среднеевропейского Экзархата, к-рым временно управлял до 10 окт. 1962 г.; 16 нояб. того же года назначен епископом Венским и Австрийским. С 22 дек. 1964 г.- епископ Дмитровский, викарий Московской епархии и ректор МДА и Московской ДС. 14 мая 1966 г. возведен в сан архиепископа и переведен на Киевскую и Галицкую кафедру, назначен Патриаршим экзархом Украины, постоянным членом Свящ. Синода. 25 февр. 1968 г. возведен в сан митрополита. Неоднократно участвовал в экуменических мероприятиях по линии Всемирного Совета Церквей и др. организаций, а также в различных миротворческих форумах.

http://pravenc.ru/text/171683.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мирон (Романул), митр. Трансильванский. Фотография. Кон. XIX в. (Романул Мойше; 23.08. 1828, с. Мезеш, комитат Бихар, Венгрия в составе Австрийской империи (ныне Мизьеш, жудец Бихор, Румыния) - 4.10.1898, Сибиу, Венгрия в составе Австро-Венгрии (ныне в Румынии)), архиеп. Сибиуский, митр. Трансильванский (1874-1898) Румынской Православной Церкви (РумПЦ). Род. в семье принявших Православие евреев, занимавшихся аграрным трудом. Получил среднее образование в румын. греко-католической гимназии в Беюше, изучал философию в Венгерской католической академии в Надьвараде (ныне Орадя, Румыния). Богословское образование получил в православной Арадской ДС (1846-1849). 27 окт. 1857 г. принял постриг в православном монастыре Ходош-Бодрог близ Арада. В 1857-1869 гг. преподавал в Арадской ДС. В 1863 г. был рукоположен во иерея и назначен епархиальным секретарем, 27 июня - епархиальным советником Арадской епархии РумПЦ. С 25 марта 1864 г. протосинкелл. В 1869-1870 гг. в структурах венг. администрации занимал должность королевского инспектора правосл. школ в комитате Крашшо-Сёрень в Банате (ныне жудец Караш-Северин, Румыния). В год образования Австро-Венгерской монархии (1867) созвал в Араде конференцию участников румын. национального движения (гл. обр., интеллектуалов), на к-рой было принято решение о создании Румынской национальной партии, был избран одним из ее сопредседателей. С 1869 г. депутат венг. парламента в Будапеште. В 1870 г. на 1-м Соборе Арадской епархии, проведенном в соответствии с Органическим статутом РумПЦ в Трансильвании, предложенным митр. Андреем (Шагуной) и утвержденным имп. Францем Иосифом I (1868), избран викарием правосл. консистории в Надьвараде. 28 авг. 1871 г. возведен в сан архимандрита. В 1872 г. Арадский епархиальный Собор избрал его викарием Арадской епархии. 12 нояб. 1873 г. избран епископом Арадским, 3 февр. 1874 г., после утверждения его кандидатуры австр. имп. Францем Иосифом I, хиротонисан во епископа, 15 дек. того же года возведен в архиепископа Сибиуского, митрополита Трансильванского, стал т. о. главой РумПЦ в королевстве Венгрия. Как глава Церкви входил в верхнюю палату венг. парламента. С нач. 70-х гг. XIX в. был редактором церковных печатных изданий, выходивших в Араде и Сибиу и имевших широкое распространение в среде трансильванских румын.

http://pravenc.ru/text/2563340.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАФНУТИЙ (Овчинников Поликарп Петрович; 1827, посад Воронок Стародубского у. Черниговской губ.- 23.02.1907, Белая Криница, Австрийская империя (ныне Черновицкой обл., Украина)), старообрядческий еп. Коломенский Белокриницкой иерархии , публицист. Род. в семье купца 3-й гильдии, беглопоповца . В 19 лет поселился в келье при доме отца, занявшись помимо молитвенного правила изучением «старопечатных, уважаемых старообрядцами книг». В 1851 г. ушел за границу, ок. года жил в Молдавии, где познакомился с сочинениями инока Павла (Великодворского) , апологета Белокриницкой иерархии. Желая установить личное знакомство с ним, отправился в Белокриницкий мон-рь (см. в ст. Белая Криница ). Архимандритом мон-ря Аркадием (Ивановым) был пострижен в монашество, в 1853 г. Белокриницким митр. Кириллом (Тимофеевым) рукоположен во диакона, вскоре возведен в сан архидиакона. В 1855 г. переселился в Тисский мон-рь. В 1857 г. по приглашению Владимирского архиеп. Антония (Шутова), главы российских старообрядцев белокриницкого согласия, приехал в Москву. 20 сент. 1858 г. архиеп. Антонием совместно с Казанским и Вятским еп. Пафнутием (Шикиным) рукоположен во епископа. Специально для П. была учреждена Коломенская кафедра, т. к. предполагалось, что он станет помощником Московского архиепископа: П. должен был ездить по России и поставлять старообрядческих священников, «в Москве же не объявлять себя епископом и удаляться от службы, а ежели необходимость заставит, то служить без омофора (священническим чином.- В. Б.)». Поскольку Московская старообрядческая кафедра еще не была учреждена, для временного управления делами в Москву приехал представитель Белокриницкого митрополита Браиловский еп. Онуфрий (Парусов). П. получил от Онуфрия разрешение совершать богослужения в Москве «в омофоре, по-епископски», начал служить, говорить проповеди и вступил в борьбу с архиеп. Антонием за Московский престол (Переписка раскольнических деятелей. М., 1899. Т. 3. С. 199-201). В 1860 г. П. отправил архиеп. Антонию письмо, извещая, что слагает с себя сан. Письмо разбиралось 23 июня 1860 г. на заседании совета епископов (присутствовали помимо П. архиеп. Антоний, епископы Афанасий (Кулибин) Саратовский и Онуфрий), П. просил благословения удалиться в мон-рь. Ему разрешили поселиться в мон-ре без права на епископское служение. П. решение не признал. Ради примирения архиеп. Антоний отказался от присланной ему митр. Кирилом грамоты с благословением занять Московский престол. 7 июля на 2-м заседании совета П. отказался от Коломенской кафедры и просил разрешения уйти «на уединение»; благословение было дано.

http://pravenc.ru/text/2579818.html

митрополит Вениамин (Федченков) Содержание Из последних дней папы Пия X    «Газеты писали, что... австро-германский посол просил папу благословить австрийские войска» (это было уже во время второго года войны); «но папа ответил: «Я благословляю мир». В газетах сообщались следующие детали.    «Слова Пия X в данный раз были очень тверды (dures — резки). Он сам, с лицом строгим и в слезах, рассказывал после одному из своих друзей, епископу:    «Я ему сказал, — говорил папа, — что я отказываюсь благословить императора (Австрийского) и что я буду даже порицать всех тех, которые были причиной этого невероятного бича, (бедствия войны). Моё благословение лишь на тех чадах, которые, исполняя долг, отдают себя на смерть, но тем, которые туда их посылают, я отвечаю всем моим порицанием (repro-bation — отвержение, хула). Ах, Австрия (Она начала войну), нация католическая дала нам слишком печальный спектакль (зрелище)!    Её правители показали, что они смотрят на Церковь с точки зрения языческой, а не христианской, пользуясь её лишь моральной силой, когда она им нужна, а после этого презирают (meprisant) её... Знаете ли, монсеньер, что мой нунций не смог добиться свидания с императором; а теперь те, которые ставили сами препятствия этому, они же просят моего благословения.»    И слёзы покатились по пылающим щекам старца-папы» (Rome — Revue, Paris, 1921. р.4).    И в католичестве смотрели на Церковь с точки зрения утилитарной... Даже в Австрии, наиболее католической из держав средней Европы, Церковь была орудием для правительства. Зачем же католики говорят, что у них Церковь не зависит от политики нисколько? В этот раз Пий X сохранил своё лицо; но пользы, всё равно, не получилось...    «Национальность Церкви» — вопрос, о котором нужно писать (см. «Мысли о католичестве»).    При дворце папы жили сестры и племянницы. Пред смертью папа говорил с трудом: «Где они?» — разумея своего брата Джузеппе Сарти и сестёр, чтобы проститься с ними в последний раз... «Пришёл?» — снова прошептал он про брата. Племянница его ответила, что ему телеграфировали, и он приедет завтра. — «Слишком поздно, — может быть», — заметил Пий X (р.5.). Папа помер на 80-ом году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4091...

Мониторинг СМИ Бог поругаем не бывает Интервью с епископом Венским и Австрийским Иларионом 15.05.2006 15:07 Владыка, Вы хорошо знаете Англию, два года учились в Оксфорде и служили в Сурожской епархии священником, а в 2002 году в течение нескольких месяцев были викарием митрополита Антония. Расскажите, что происходит сейчас в Сурожской епархии? Указом Святейшего Патриарха управление Сурожской епархией временно поручено архиепископу Корсунскому Иннокентию, а другим указом епископ Василий (Осборн) отстранен от управления епархией и отправлен на покой. Назначена комиссия из трех архиереев для расследования его деятельности. Епископ Василий не согласился с решением Святейшего и собирается апеллировать к Патриарху Константинопольскому. Что послужило причиной решения Святейшего об отстранении епископа Василия? 24 апреля, на второй день Пасхи, епископ Василий направил Святейшему письмо, в котором просил «освободить его от канонического подчинения Московскому Патриархату». В своем письме епископ Василий выразил убеждение, что епархия, созданная митрополитом Антонием на Британских островах, «должна покинуть Московский Патриархат и стать епархией Вселенского Патриархата со статусом, аналогичным статусу Экзархата приходов русской традиции с центром в Париже» (речь идет о так называемой юрисдикции «рю Дарю», возникшей в 1930-е годы). Чем была мотивирована эта просьба? Тем, что в епархии появилось слишком много русских: до начала 1990-х годов Сурожская епархия насчитывала 2-3 тысячи человек и состояла преимущественно из англичан, тогда как в последние 15 лет в результате наплыва русских состав епархии значительно изменился, и сегодня большинство прихожан – русскоязычные. По словам епископа, в Великобритании сейчас проживает не менее 250 тысяч русскоязычных людей, только в одном Лондоне не менее 100 тысяч русских. Автор письма считает, что пастырское окормление этих лиц не входит в задачу Сурожской епархии, а должно было бы осуществляться некоей новой структурой, которую Московский Патриархат создал бы в Великобритании.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Никольского единоверческого монастыря архимандрита Павла Беседы о свидетельствах и святоподобиях, приводимых поповцами в защиту их глаголемого священства Источник Именуемые старообрядцы поповского согласия, ради совершения у них необходимо нужных христианских священнодействий решившись принимать «бегствующих» от Великороссийской церкви попов, стали приискивать церковные правила, отеческие свидетельства и события из истории церкви (святоподобия), якобы соответствующие их положению и якобы оправдывающие их в не законном прятии беглых попов. Собранные таким образом свидетельства и святоподобия, составляют основание „беглопоповства“, во многих местах доселе существующего. Беглопоповству нанесён был сильный ущерб учреждением так называемого австрийского, или белокриницкого священства: весьма много беглопоповцев превратилось в приемлющих белокриницкую иерархию. Но как первоначальник этой иерархии, беглый греческий митрополит Амвросий, принят был в раскол на основании тех же свидетельств и святоподобий, по которым принимались у раскольников беглые великороссийские попы: то в сущности эти же самые правила и святоподобия составляют всё основание н недавно учрежденного у раскольников белокриницкого священства, как составляли и составляют основание беглопоповства. Внимательное рассмотрение и разъяснение этих свидетельств и святоподобий, указание их несоответствия без иерархическому состоянию старообрядцев и совершенной недостаточности к оправданию лжеименного их священства представляет поэтому особенную важность: ибо ведет ближайшим образом и к вразумлению самих старообрядцев, несправедливо успокаивающих себя мнимым соответствием своего глаголемого священства древлеотеческим правилам и святоподобиям, и к предостережению недостаточно сведущих в писании православных от обольщения со стороны раскольнических учителей, указующих им на то же мнимое согласие своего лжеименного священства с правилами и примерами древлеправославной церкви. Вот почему Братство св. Петра митрополита признало нужным и благопотребным издать в настоящей книжице «Беседы о. архимандрита Павла о свидетельствах и святоподобиях, приводимых поповцами в защиту их глаголемого священства», как представляющее ясное и обстоятельное раскрытие действительного смысла сих свидетельств и святоподобий. Беседа первая. О восьмом правиле первого вселенского собора

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010