Порицание жажды наслаждений не то же самое, что осуждение супружества. Отчего возник стыд в отношении человеческого тела. Адам и Ева не были сотворены слепыми. Что такое открытие глаз в первых родителях Поскольку это так, действительно заблуждаются те, которые полагают, что коль скоро осуждается плотское влечение, то следует порицать и супружество, как будто это болезненное влечение плоти происходит от брака, а не от греха. Не правда ли, те первые супруги, бракосочетание которых прославил Бог , сказав: «плодитесь и размножайтесь» ( Быт. 1, 28 ), были нагими, и не стыдились этого? Итак, на вопрос: почему после грехопадения люди стали стыдиться своих нагих тел, следует ответить: потому, что возникло то непристойное движение, коего не было бы в супружестве, если бы прародители не согрешили. Или быть может, как некоторые считают (так как они недостаточно обращают внимание на то, что читают), сначала люди были созданы слепыми, как собаки, и, что еще более нелепо, обрели зрение не как собаки в результате роста, но вследствие совершения греха? Не дай Бог этому верить! Но что побуждает тех, которые так думают? Вероятно, те известные слова Писания: «и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и они ели. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» ( Быт. 3, 6–7 ). Исходя из этого, малопонимающие люди считали, что сначала глаза первых людей были закрыты и что они открылись после, о чем, по их мнению, свидетельствует божественное Писание. Но неужели же Агарь, служанка Сары, которая, когда сын испытывал жажду и горько плакал, открыла глаза свои и увидела колодец ( Быт. 21, 19 ), прежде имела закрытые глаза? Или те два ученика, которые после воскресения Господа шли по дороге и о которых Евангелие повествует, что « открылись глаза их, и в преломлении хлеба они узнали его» ( Лк. 24, 31, 35 ), – разве глаза их до того были закрыты? Итак, то, что написано о первых людях: «открылись глаза... обоих», ( Быт. 3, 7 ) – мы должны понимать так, что их глаза сосредоточились на наблюдении и познании того нового, что стало происходить в их теле: в особенности потому, что открытое их глазам обнаженное тело возбуждало их похоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

22. Каким образом говорится, что благодать Божия некоторым младенцам, которым предстоит умереть во младенчестве, дается, а некоторым – не дается, поскольку Бог предвидит их будущую волю, которую они имели бы, если бы продолжали жить, если, как определяет апостол, каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, а не соответственно тому, что он сделал бы, если бы дольше прожил в теле, – доброе или злое! Каким образом люди судятся соответственно своим будущим волениям, в отношении которых утверждают, что они имели бы их, если были бы дольше удержаны в теле, если Писание говорит: Блаженны мертвые, умирающие в Господе? 65 Несомненно, их блаженство не было бы надежным и безопасным, если бы Бог судил то, что они не сделали, но что им предстояло бы сделать, если бы эта жизнь оказалась для них более длительной. Тогда никакого благодеяния не получил тот, кто был восхищен, чтобы злоба не изменила разум его, поскольку он должен был бы понести наказание за ту злобу, от которой, быть может, неминуемой, он был избавлен. Тогда не следует радоваться о тех, о ком мы знаем, что они умерли в правой вере и доброй жизни, ведь они могут быть осуждены из-за неких преступлений, которые они, возможно, совершили бы, если бы продолжали жить. Тогда не нужно оплакивать или презирать тех, кто покинули эту жизнь, пребывая в неверии и дурных нравах, поскольку, возможно, если бы они продолжали жить, то принесли бы покаяние и стали жить благочестиво, так что в соответствии с этим и должны судиться. Тогда надлежит осудить и отбросить книгу славнейшего мученика Киприана «О смертности», в которой повсюду его намерение состоит в том, чтобы мы познали, что следует радоваться, когда умирают добрые верующие, поскольку они избавляются от искушений этой жизни и пребывают далее в блаженной безопасности 66 . Но поскольку это как раз вовсе не ложно, и, несомненно, блаженны мертвые, умирающие в Господе, то скорее надлежит высмеять и предать проклятию то заблуждение, руководствуясь которым некоторые полагают, что люди должны судиться в соответствии со своими будущими велениями, которым не суждено быть у умирающих. Всякий, кто верует в Бога, делает это по своей воле

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

23 . Каким образом говорят, что отвергает свободное решение воли тот, кто признает, что всякий человек, который в своем сердце верует в Господа, верует исключительно по своей свободной воле? Скорее уж те нападают на свободное решение, кто нападают на Божию благодать, благодаря которой оно воистину становится свободным для избрания и совершения добра. Каким образом говорят, что посредствам закона Божия и учения Писания происходит то, о чем говорит то же самое Писание: Воля предуготовляется от Господа! 67 Разве не происходит это скорее посредством сокровенного вдохновения (occultam inspirationem) благодати Божией, поскольку мы с правой верой просим Самого Бога о тех, кто, противясь этому учению, не желают веровать в него, чтобы они пожелали? Тот, кто верует, должен благодарить Бога 24 . Каким образом Бог нуждается в человеческих волениях, так что они предваряют Его у тех, кому Он дает благодать, если мы заслуженно воздаем Ему благодарение за тех, кому, неверующим в Него и преследующим Его учение по своей нечестивой воле, Он первый оказал милосердие и обратил их к Себе с бесконечно всемогущей легкостью, сделав их желающими из нежелающих? Зачем мы благодарим Его за это, если Он этого не делал? Зачем мы тем более возвеличиваем Его, чем более не желали веровать те, чьей вере теперь мы радуемся, если Божественной благодатью не изменяется к лучшему человеческая воля? Апостол Павел говорит: Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, и возвеличивали за меня Бога 68 . Зачем они возвеличивали Бога, если не Бог благостью Своей благодати обратил сердце этого мужа к Себе, когда, как он сам свидетельствует, он получил от Господа милость, чтобы быть верующим 69 , то есть иметь ту самую веру, которую прежде истреблял? Ведь даже тем словом, которое он выбрал, разве он не засвидетельствовал, что не кто иной, как Бог сотворил это великое благо (magnum bonum fecisse)? Ведь что значит: возвеличивали (magnificabant) за меня Бога 70 , если не это: «Проповедовали, что для меня Бог сотворил великое (Deum magnificum)»? Но каким образом проповедовали они, что Он сотворил великое (magnificum), если Он не сотворил это великое дело (magnum factum) – обращение Павла? И в каком смысле Он его совершил, если не в том, что Он сделал его желающим уверовать из не желающего? Благодать предшествует воле

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Ибо [апостол] говорит: В Исааке наречется тебе семя; то есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. И не одно только это, – говорит [он далее], но [так было] и с Ревеккою, когда в одно соитие зачала она от Исаака, отца нашего 123 . С какой целью добавил он: в одно соитие 124 , если не для того, чтобы Иаков не вздумал хвалиться не только своими заслугами или заслугами своих предков, но также и тем, что, возможно, воля [общего для близнецов] одного отца изменилась к лучшему, и не сказал, что возлюбил его Создатель, поскольку отец его, когда его посеял, был лучших и более достойных похвалы нравов? В одно соитие, – говорит апостол; итак, одна заслуга отца была, когда он посеял их, одна заслуга матери, когда она зачала их; поскольку даже если мать их, нося их заключенными во чреве до рождения, и подвергалась воздействию различных желаний и чувств, однако она, разумеется, менялась не для одного только, но для обоих одинаково, ибо одинаково носила их во чреве. Причина предваряющей благодати и осуждения 38 . Итак, нужно обратить внимание на намерение апостола, на то, как он, стремясь преподать благодать, пожелал, чтобы тот, в отношении кого сказано: Иакова Я возлюбил 125 , хвалился только лишь Господом. Потому, если [из двух близнецов рожденных] от одного и того же отца, от одной и той же матери, в одно соитие, до того как сделали они что-либо доброе или злое, одного Бог возлюбил, а другого возненавидел, то должен понять Иаков, что только лишь благодатью мог быть он выделен из смеси первородного нечестия (priginalis inquitatis), в которой видит он брата своего, с которым они находились в совершенно одинаковых обстоятельствах, по справедливости заслужившим осуждение. Ибо когда не были они еще рождены и не сделали ничего доброго или злого, чтобы намерение Божие проявилось в избрании, не от дел, но от Призывающего сказано было ей, что старший будет служить младшему 126 . Избрание благодати не зависит ни от каких заслуг 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

3 . Хотелось бы мне, чтобы вы знали, что упомянутое выше письмо к пресвитеру Римской Церкви Сиксту написано было против новых еретиков – пелагиан, которые говорят, что благодать Божия дается по нашим заслугам, чтобы хвалящийся хвалился не Господом, но самим собой, то есть человеком, а не Господом. Это запрещает апостол, говоря: Никто не хвались человеком 8 . А в другом месте он же говорит: Хвалящийся хвались Господом 9 . Но эти еретики, полагая, что они сами по себе и от себя самих становятся праведными, хвалятся вовсе не Богом, но самими собою, как будто бы не Бог даровал им [эту праведность], но они сами [приобрели ее] себе. Подобным людям апостол говорит так: Ибо кто отличает тебя? 10 Он говорит это, поскольку из смеси той погибели, которая произошла от Адама 11 , только лишь Бог выделяет человека, делая его сосудом для почести, а не для поругания 12 . Но поскольку плотский и тщетно превозносящийся человек, услышав: Кто выделяет тебя? – может вслух или мысленно сказать в ответ: «Меня выделяет моя вера, меня выделяет моя молитва , меня выделяет моя праведность», – апостол тут же предупреждает такие его мысли и говорит Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? 13 А те, кто полагают, что они оправдываются самими собой, как раз и хвалятся так, как будто они не получили; и потому хвалятся самими собой, а не Господом. Благодать Божий подается без всяких заслуг 4 . Потому я в том письме, которое оказалось у вас, доказал при помощи свидетельств Священного Писания , которые вы можете обнаружить там, что и добрые дела наши, и благочестивые молитвы, и правая вера, всего этого никоим образом не было бы у нас, если бы не получили мы это от Того, о Ком апостол Иаков говорил так: Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов 14 . Итак, пусть никто не говорит, что Божия благодать преподана ему по заслугам его дел или по заслугам его веры; пусть никто не считает истинным утверждение упомянутых еретиков, будто благодать Божия дастся по нашим заслугам. Это совершенно ложное мнение, не потому, что нет никакой доброй заслуги у благочестивых и злой заслуги нечестивых (ведь иначе как Богу судить мир?), но [поскольку] милосердие и благодать Божия обращают человека (то милосердие, о котором псалом говорит: Бог мой, милосердие Его предварит меня 15 ), так что оправдывается нечестивый, то есть из нечестивого становится праведным и начинает иметь добрую заслугу, которую увенчает Бог , когда будет Он судить, мир. Причина, по которой Августин не вдается в подробное изложение полемики с пелагианами

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

5 . Многое хотелось бы мне послать вам, чтобы, прочитав все это, вы могли тщательнее и полнее узнать все происходившее на епископских соборах против этих еретиков-пелагиан; но торопятся братия из вашего числа, пришедшие к нам. Через них мы и пишем это нам, однако не как ответ пишем. Ибо не принесли они нам никакого письма Вашей Любви; но мы приняли их, поскольку простота их достаточно показала, что они не собираются ни в чем нас обманывать. И потому поспешили они, что хотят провести Пасху вместе с вами, дабы возможно было, при помощи Господней, в столь святой день увидеть мир между вами, а не раздор. Пусть будет прислан тот, от кого возникло смущение 6 . Лучше всего вы поступите (очень вас об этом прошу), если не затруднитесь послать ко мне самого того, откого, как они говорят, произошло все смущение. Ведь или он не понимает моей книги, или же его самого не понимают, когда пытается он разрешить и разъяснить сложнейший и немногими уразумеваемый вопрос. Ведь что тот самый вопрос о благодати, который привел к тому, что некоторые неразумные люди сочли, будто апостол Павел говорит: Станем делать зло, чтобы вышло добро 16 . Из-за этого апостол Петр в своем втором Послании говорит так: Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире: и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные извращают, как и прочие Писания, к собственной своей гибели 17 . Уразумение того, во что мы веруем, зависит как от Бога, так и от нас 7 . Итак, остерегайтесь того, о чем столь великий апостол говорит столь устрашающе; и если чувствуете, что вы не понимаете чего-то, хотя бы веруйте Божественным речениям [в отношении Того], что существуют и свободное решение человека, и Божия благодать, без помощи которой свободное решение не может ни обратиться к Богу, ни совершенствоваться в Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

4. Вот почему, поскольку, как сказано: « водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо мы ходим верою, а не видением» ( 2Кор.5, 6–7 ), постольку, разумеется, пока праведный живет верою ( Рим.1, 17 ), хотя бы он и жил в соответствии с внутренним человеком, и, устремляясь к вечному, пытался посредством той самой временной веры достичь истины, все же, держась, созерцая и любя ту самую временную веру, он еще не достигает той троицы, которую можно было бы назвать образом Божиим; иначе бы то, чему следовало заключаться в вечном, оказалось заключенным во временном. Ибо когда человеческий ум видит свою веру, посредством которой он видит то, чего не видит, он не видит ничего предвечного. Ведь не всегда быть тому, чего, конечно же, не будет тогда, когда то странствие (peregrinatione), из-за которого мы отстранены (peregrinamur) от Господа таким образом, что мы с необходимостью ходим верою, будет закончено, и наступит то видение, в котором мы увидим «лицом к лицу» ( 1Кор.13, 12 ). Таким же образом [сейчас], поскольку мы все же верим, хотя и не видим, мы сможем заслужить того, чтобы видеть, и возрадоваться тому, что мы были приведены верою к видению. Ибо тогда уже не будет веры, посредством которой верят в то, чего не видят, но – видение, посредством которого видят то, во что [когда-то] верили. Следовательно, хотя и тогда мы будем помнить об этой свершившейся смертной жизни и вновь возвращать к памяти то, что мы некогда верили в то, чего не видели, [все же] та вера будет рассматриваться как прошедшее и свершившееся, а не как настоящее и вечно пребывающее. Потому и та троица, которая ныне заключается в памятовании, рассмотрении и в почитании той самой веры как настоящей и пребывающей, тогда будет осознана как свершившаяся, прошедшая и [более] не пребывающая. Но из этого можно заключить то, что если та троица и есть образ Божий, то его самого следует считать не вечно сущим, а преходящим. Но не дай то Бог, чтобы мы считали, будто в то время, как природа души бессмертна и никогда не прекращает свое бытие с того начала, как она была сотворена, то, что есть в ней наилучшего, не пребывает [в ней] в ее бессмертии. [Ибо] что же есть лучшего в ее сотворенной природе, нежели то, что она создана по образу своего Творца? Значит, то, что следовало бы называть образом Божиим, мы должны искать не в хранении, созерцании и почитании веры, каковая будет не всегда, а в том, что пребудет всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Если же мы спросим, для чего должна была явиться эта помощница, то наиболее вероятным будет ответ, что (она явилась) ради рождения детей, подобно тому, например, как земля служит помощницей семени, чтобы от обоих их вместе рождался кустарник. Об этом сказано и при первоначальном сотворении вещей в словах: «Мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт. 1:27–28 ). Эта идея сотворения и соединения мужчины и женщины, а также и благословение остались и после греха человека и наказания. Благодаря им земля в настоящее время полна людьми, обладающими ею. Ибо хотя и делается замечание, что они вступили в соитие и начали рождать уже после изгнания из рая, однако я не вижу никаких оснований полагать, что еще в раю у них не могло быть " честной женитьбы ...и нео скверненного ложа» ( Евр. 13:4 ). Если бы они жили верно, праведно и послушно и свято служили Богу, от семени их, по изволению Божию, могло бы рождаться потомство безо всякого страстного волнения похоти и без трудностей и болезней деторождения; причем дети не сменяли бы умирающих родителей, а в то время, как рождающие оставались бы в одном и том же состоянии, вкушая с произраставшего там дерева жизни и черпая от него телесную силу, приходили бы в то же самое состояние и рождающиеся, доколе по исполнении известного числа не совершалась бы с ними, если бы все они жили праведно и послушно, такая перемена, что животные тела их, обратившись помимо смерти в другое качество, стали бы духовными, ибо теперь служили бы духу и жили духом. Все это вполне могло случиться, если бы преступлением заповеди они не заслужили наказания смерти. А кто не верит, что так могло быть, тот имеет в виду только т. н. естественный порядок природных вещей, каковой возник уже после греха и наказания человека; но мы не должны примыкать к числу тех людей, которые верят только тому, что привыкли видеть. Ибо кто же станет сомневаться, что все, о чем мы сейчас говорили, могло быть сообщено человеку, живущему послушно и благочестиво, коль скоро он не сомневается, что одеждам израильтян было придано такое свойство, что они не ветшали в течение сорока лет? Глава IV

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

И если ты чист от какой-либо неправды, не овладевает ли тобой равнодушие к правде. Если ты от всего этого свободен, справедливо радуешься, радуйся, что ты без страха. Пусть изгонит его любовь к Богу, Которого любишь ты всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Пусть изгонит его любовь к ближнему, которого любишь ты, как себя самого, и о коем ты много хлопочешь затем, чтобы и он вместе с тобою любил Бога всем сердцем, и всею душею, и всем разумением. Потому что не в ином случае правильно любишь ты себя самого, как только если любишь Бога, так любишь, чтобы любить Его не менее и в том случае, когда обращаешься к себе самому. Когда же, пусть даже внутри не возбуждаешься ты никакою страстью (кто однако осмелится утверждать это о себе), любишь ты самого себя в самом себе и любуешься сам собой, то вот этого самого и бойся больше всего, именно того, что ты ничего не боишься. Не всякою любовью изгоняется страх, но любовью истинной, когда мы всецело любим Бога и потому любим ближнего, чтобы и он также любил Бога. Любить же себя самого в себе самом и любоваться самим собой – это не любовь истинная, а пустое кичение гордости. Потому и апостол справедливо упрекает людей самолюбивых и себе самим нравящихся ( 2Тим.3:1–5 ). «Но совершенная любовь изгоняет страх». Однако ту любовь лишь можно назвать любовью, которая не есть любовь суетная. Но что суетнее человека без Бога? Суетная любовь у того, кто любит себя самого в себе самом, а не в Боге. Справедливо поэтому говорится: «не гордись, но бойся» ( Рим.11:20 ). Кто гордится и потому не боится, во всяком случае подвергается опасности, не в безопасном месте находится он, вдохновляясь духом гордости. Не кроток и не благочестив тот, кто сам себя только любит и хвалит, но надменен и дерзок. Не хочет знать он слов Писания: «Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся» ( Пс.33:3 ). Что же доброго, когда кто, любя так себя самого, ничего не боится? Не в разуме он может найти оправдание себе в таком случае, а лишь в ожесточении.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

То же самое показывает нам и Господь, когда говорит ученикам: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал 208 . Ведь если мы прежде возлюбили Его, так что за эту заслугу Он возлюбил нас, то и избрали мы Его прежде, чтобы удостоиться избрания от Него. Но Сама Истина говорит иначе, ясно возражая этой суетности людей: Не вы Меня избрали. А если не вы избрали [прежде], то, несомненно, и не вы возлюбили, ибо как бы они избрали Того, Кого еще не возлюбили? Но Я, – говорит Он, – вас избрал. Разве позже не избрали и они Его, разве не покинули все блага этого века? Но они избрали, поскольку были избраны, а не избраны были, поскольку избрали. Нет никакой заслуги у избираемых людей, если не предварит их благодать избирающего Бога. Поэтому и апостол Павел, благословляя фессалоникийцев, говорит: А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем 209 . Это благословение, благодаря которому мы любим друг друга, дал Тот, Кто прежде дал закон, чтобы мы любили друг друга. Также и в другом месте говорит им же (несомненно, в некоторых из них уже было то, что он выше желает, чтобы было в них): Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами 210 . Он сказал это, чтобы не стали они превозноситься из-за того добра, которое имели от Бога, полагая, что имеют его от самих себя. «Итак, поскольку возрастает вера ваша и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, мы должны, – говорит он, благодарить Бога за вас, а не хвалить вас, как будто вы имеете это от самих себя» Любовь, мир, вера – великие дары от Бога 39 . И в Послании к Тимофею [апостол] говорит: Ибо дал нам Бог духа не страха, но силы и любви и целомудрия 211 . Читая это апостольское свидетельство, мы непременно должны остерегаться, как бы не посчитать, будто мы не принимаем духа страха Божия, который, несомненно, есть великий дар Божий, как говорит пророк Исайя: И почиет на нем дух премудрости и разума, дух совета, и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Господня 212 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010