33 . Итак, тот, кто желает исполнить Божию заповедь и не может, в действительности уже имеет добрую волю, но пока что малую и немощную; однако сможет исполнить, когда будет иметь великую и крепкую. Ибо когда мученики исполняли великие заповеди, они исполняли их при помощи великой воли, то есть великой любви, о которой сам Господь говорит: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих 176 . Поэтому и апостол говорит: Ибо любящий ближнего исполнил закон. Ибо заповеди: «Не прелюбодействуй», «Не убивай», «Не кради», «Не пожелай» и все прочие заповеди заключаются в этом слове: Люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла, потому любовь есть исполнение закона 177 . Этой любви еще не имел апостол Петр, когда из страха трижды отрекся от Господа. Ибо в любви нет страха, как говорит в своем Послании евангелист Иоанн, но совершенная любовь изгоняет страх 178 . И все же была в нем любовь, пусть малая и несовершенная, когда говорил он Господу: Душу мою за Тебя положу 179 , ведь он считал, что может сделать то, желание сделать что чувствовал в себе. И кто начал давать ему эту, хотя бы и малую, любовь, если не Тот, Кто предуготовляет волю и содействуя усовершает то, чему положил начало действуя? Ибо именно Тот, полагая начало, делает так, что мы хотим, Кто, усовершая, содействует хотящим. Поэтому апостол говорит: Я уверен, что делающий в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа 180 . Итак, без нас делается так, что мы желаем, но когда мы уже желаем, и так желаем, что делаем, – это делается вместе с нами; однако без Бога, или делающего, чтобы мы желали, или содействующего, когда мы уже желаем, мы вовсе неспособны к делам благочестия. О том, что Он делает, чтобы мы желали, сказано так: Потому что Бог производит в вас и желание 181 . А о Его содействии, когда мы уже желаем и делаем желаемое, апостол говорит: Мы знаем, что любящим Бога все содействует во благо 182 . Что значит все, если не самые ужасные и жестокие страдания в том числе? Ведь то бремя Христово, которое тяжко для немощного, делается легким для любящего. Ибо Господь говорит, что бремя Его легко 183 , – [легко] для таких людей, каким стал Петр, когда пострадал за Христа, а не для таких, каким был он, когда отрекся от Христа. Какова эта любовь?

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

21 . Вы можете спросить, читаем ли мы в Священных Книгах подобное выражение: благодать на благодать. Но есть у вас знаменитейшее своим великим светом Евангелие от Иоанна, где Иоанн Креститель говорит о Господе Иисусе Христе: И от полноты Его все мы приняли, и благодать на благодать 119 . Итак, от полноты Его мы приняли по своей мере как бы частицы наши, чтобы нам жить хорошо, как [сказано]: Уделил Бог [каждому] по мере веры 120 , поскольку каждый имеет свой дар от Бога, один так, другой иначе 121 , – это и есть [просто] благодать. Но помимо этого мы получим и благодать на благодать, когда воздана будет нам вечная жизнь, о которой апостол говорит: А благодать Божия – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем, тогда как выше сказал: возмездие за грех – смерть 122 . И возмездие это заслуженно, поскольку вечная смерть воздается за служение диаволу как нечто должное. Здесь вполне мог он сказать, и сказать справедливо: «А вознаграждение за праведность – жизнь вечная», однако предпочел сказать: А благодать Божия – жизнь вечная, чтобы отсюда мы поняли, что Бог приводит нас в вечную жизнь не по нашим заслугам, но по Своей милости. Об этой милости в псалме человек Божий говорит душе своей: Венчает тебя милостью и милосердием 123 . Разве не за добрые дела воздается венец? Но поскольку и сами эти добрые дела производит в добрых людях Тот, о Ком сказано: Потому что Бог производит в вас и желание и действие по доброй воле 124 , то и псалом говорит: Он венчает тебя милостью и милосердием, ведь по Его милости мы совершаем добрые дела, за которые нам воздается венец. И не следует считать, что он уничтожает свободное решение, поскольку говорит: Потому что Бог производит в вас и желание и действие по доброй воле. Если это было бы так, то не сказал бы он выше: Со страхом и трепетом совершайте свое спасение 125 . Ведь когда повелевает он совершать, обращается к их свободному решению, но для того со страхом и трепетом, чтобы, приписывая себе то, что делают доброго, они не стали превозноситься якобы своими делами. Итак, апостол как бы ведет беседу, и когда спросили его: «Почему ты сказал: Со страхом и трепетом»? – он предлагает основание этих слов, говоря: Потому что Бог производит в вас [и желание, и действие]. Ибо если вы будете страшиться и трепетать, то не станете превозноситься якобы вашими добрыми делами, ведь это Бог производит их в вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Глава XI Закон – это не благодать 23 . К чему же тогда суетнейшие люди и превратнейшие пелагиане говорят, что закон и есть та Божия благодать, которая помогает нам не грешить? К чему эти несчастные говорят подобное, несомненно вступая в противоречие с самим великим апостолом? Он говорит, что из-за закона грех приобрел [большую] силу против человека, что грех убивает посредством заповеди, хотя бы и святой, праведной и доброй, что он посредством доброго причиняет человеку смерть, от которой никак этот человек не освободится, если Дух не оживотворит того, кого прежде убила буква (как тот же апостол говорит в другом месте: буква убивает, а дух животворит 131 ), а эти бестолковые [пелагиане], слепые к свету Божию и глухие к гласу Божию, говорят, что убивающая буква животворит, и противоречат животворящему Духу. Но чтобы мне убедить вас лучше словами самого апостола, [то вот как он говорит]: Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти. Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете действие плоти, то будете жить 132 . Я сказал это, чтобы апостольскими словами отвратить ваше свободное решение от зла и побудить к добру; однако не должны вы хвалиться человеком, то есть сами собой, а не Господом, из-за того, что не живете по плоти, но духом умерщвляете действие плоти. Ведь чтобы никто не стал превозноситься из тех, кому он это говорил, и не полагали они, что могут совершить все эти добрые дела своим духом, а не Духом Божиим, апостол к сказанным им словам: А если духом умерщвляете действие плоти, то будете жить, тотчас прибавил: Ибо все, кто ведомы Духом Божиим, они и суть сыны Божии 133 . Итак, если вы духом умерщвляете дела плоти, чтобы иметь жизнь, то Тому воздавайте славу. Того хвалите, Того благодарите, Чьим Духом вы ведомы, так что стали способны к этому и явились сынами Божиими. Ибо все, кто ведомы Духом Божиим, они и суть сыны Божии. De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912. Читать далее Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода/блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с./О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1. Теперь же нам надлежит рассуждать о мудрости; не о Той Премудрости Божией, Каковая, несомненно, есть Бог (ибо Премудростью Божией называется Его Единородный Сын), но о мудрости человеческой, хотя и об истинной, которая сообразна Богу, и есть истинное и главное почитание Его, каковая по-гречески называется одним именем – θεοσβεια. Когда это [греческое] имя захотели перевести [на наш язык] также одним именем, то, как мы уже упоминали, его назвали благочестием (pietatem), хотя в греческом употреблении благочестие – это ευσβεια. Но поскольку слово θεοσβεια не может быть совершенным образом переведено одним словом, его лучше перевести двумя словами как «почитание Бога» (Dei cultus). То, что это – мудрость человека, как мы уже установили в двенадцатой книге этого труда, определяется авторитетом Святого Писания в книге раба Божиего Иова, в которой мы читаем, что Премудрость Божия сказала человеку: «вот, благочестие (pietas) есть истинная премудрость, и удаление от зла – знание » 80 ( Иов.28, 28 ), или, как иные переводят греческое слово πιστμη, – наука (disciplina), которое, конечно же, происходит от глагола «учить» (discendo), отчего его можно перевести и как «знание», ведь всякая вещь изучается для того, чтобы знать ее. Правда, слово «наука» часто употребляется в другом значении, когда кто-либо страдает за свои грехи затем, чтобы исправиться. Именно в этом значении оно употребляется в Послании к Евреям: «есть ли какой сын, которого бы не научал 81 (det disciplinam) отец« ( Евр.12, 7 ). И с еще большей ясностью – в том же самом [Послании]: »Всякая наука 82 в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через нее доставляет мирный плод праведности» ( Евр.12, 11 ). Итак, Сам Бог есть высшая Премудрость; почитание же Бога есть мудрость человека, о которой мы сейчас и говорим. Ибо «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» ( 1Кор.3, 19 ). Значит, [именно] в отношении мудрости, которая есть почитание Бога, Святое Писание говорит: «Множество мудрых – спасение миру» ( Прем.6, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

5 . Итак, у тех, кто познали Божественные заповеди, отнимается извинение, которым обычно пользуются люди, ссылаясь на свое неведение. Но не избегут наказания и те, кто не знают закона Божиего. Ибо те, которые согрешили, не имея закона, вне закона и погибнут, а те, которые под законом согрешили, по закону будут судимы 38 . И мне кажется, что апостол сказал это не так, как будто хотел обозначить, что нечто худшее претерпят те, кто, греша, не знают закона, чем те, кто знают. Ибо может показаться, что погибнуть куда хуже, чем быть судимым, однако поскольку говорится это о язычниках и иудеях (из которых вторые получили закон, а первые живут без закона), то кто дерзнет сказать, что согрешившие в законе иудеи не погибнут, – ведь они не уверовали во Христа, – хотя и сказано о них: по закону будут судимы? Ибо без веры во Христа никто не может быть освобожден, так что и они таким образом будут судимы, что погибнут. Ведь если состояние не знающих закон Божий хуже, чем состояние знающих, то как будет верным то, что сказал Господь в Евангелии: Раб, который не знал волю Господина своего и сделал достойное наказания, бит будет меньше, а который знал волю Господина своего и сделал достойное наказания, бит будет много 39 ? Вот, Господь показывает здесь, что знающий согрешает тяжелее незнающего. Однако не следует по причине этого удаляться в тьму неведения, чтобы в ней поискать себе извинения. Ибо одно дело не знать, а другое – не желать узнать. Ведь [когда Писание говорит]: Не пожелал он уразуметь, чтобы делать добро 40 , то упрек относится здесь к воле того, о ком говорится. Но никому не послужит извинением и то неверие, которое свойственно не тем, кто не желают узнать, а тем, кто просто не знают, – никого не избавит [такое неведение] от горения в вечном огне; скорее к большему горению послужит, если человек не веровал по той причине, что вообще не слышал того, во что надлежит веровать. Ибо не без причины сказано: Пролей гнев Твой на народы, которые не познали Тебя 41 а также у апостола: Когда придет Он в пламени огненном отомстить тем, кто не знают Бога 42 . А чтобы мы имели это самое знание, чтобы никто не говорил: «Я не узнал, не услышал, не понял», – к этому подвигается человеческая воля там, где говорится: Не желайте быть, как конь и мул, у которых нет разума 43 . Хотя еще хуже окажется тот, о ком сказано: Словами не научится глупый раб; потому что, хотя он понимает их, но не слушается 44 . А когда человек говорит: «Не могу сделать то, что заповедано, ибо меня одолевает моя похоть» 45 , то он уже не ищет никакого извинения в своем неведении и не обвиняет Бога в своем сердце, но познает зло в самом себе и страдает от своего зла, так что к нему обращены слова апостола: Не желай быть побежден злом, но побеждай

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Глава XVIII Любовь – от Бога 37 . Все эти заповеди приязни и любви столь многочисленны и столь велики, что все, кажущееся человеку совершаемым им хорошо, если совершается без любви, никак не может совершаться хорошо; итак, эти заповеди любви напрасно были бы даны людям, лишенным свободного решения воли, но поскольку преподаются они через закон Ветхий или Новый (притом что в Новом явилась благодать, обещанная в Ветхом, а закон без благодати это убивающая буква, в то время как в благодати – животворящий дух), – то откуда в людях любовь к Богу и ближнему, если не от Самого Бога? Ибо если она не от Бога, но от людей – побеждают пелагиане, если же от Бога – мы побеждаем пелагиан. Итак, пусть воссядет между нами как судья апостол Иоанн и пусть скажет нам: Возлюбленные! будем любить друг друга. И когда они начнут на основании этих слов Иоанна превозноситься и говорить: «Зачем нам дается эта заповедь? Не потому ли, что мы сами по себе можем иметь взаимную любовь?» пусть продолжит немедленно тот же Иоанн, посрамляя их и говоря: Потому что любовь – от Бога 204 . Итак, не от нас любовь, но от Бога. Зачем же тогда сказано: Будем любить друг друга, потому что любовь – от Бога? Не для того ли, чтобы заповедью свободное решение было подвигнуто взыскать дара Божия? Но без всякого плода подвигалось бы оно, если прежде не получило бы некой части любви, чтобы взыскать затем прибавления того, благодаря чему может исполнить заповеданное. Когда говорится: Будем любить друг друга, – это закон; когда говорится: Потому что любовь от Бога, – это благодать. Ведь премудрость Божия закон и милость на языке носит 205 . Потому и в псалме написано: Ибо благословение даст Тот, Кто дал закон 206 . Мы не возлюбили бы Бога, если бы прежде Он не возлюбил нас 38 . Итак, никто да не обманывает вас, братия мои: мы не возлюбили бы Бога, если бы Он прежде не возлюбил нас. Тот же Иоанн вполне ясно показывает это, говоря: Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас 207 . Благодать делает нас любителями закона, сам же закон без благодати делает лишь преступниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1. Вспомните, братия возлюбленные, что говорит апостол «Водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо мы ходим верою, а не видением» ( 2Кор.5:6–7 ). И Господь наш Иисус Христос, Который сказал: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ), восхотел, чтобы мы направлялись в своем хождении через Него и к Нему. Где идти нам, если не по пути? И куда идти, как не к истине и жизни? Ведь по сравнению той жизни с настоящей, преходящей, коей живем мы теперь, эта последняя является смертью – так много перемен в ней, так мало постоянства, и столь кратким временем ограничивается она. Недаром Господь тому богачу, который спросил Его: «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» – ответил: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» ( Мф.19:16–17 ). Находился он, богач, в некоторой жизни, так как не трупу, хотя все же и не живущему человеку, говорил Господь. Но так как тот спрашивал о наследовании жизни вечной, не сказал ему Господь: «Если же хочешь войти в жизнь вечную », но: «Если же хочешь войти в жизнь... соблюди заповеди», давая, разумеется, понять этим, что не следует называть жизнью ту жизнь, которая не вечна, потому что истинная жизнь не может быть иною, как только вечною. Отсюда и апостол, когда увещевает богатых быть милостивыми, заповедует, «чтобы они (богатые) благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» ( 1Тим.6:18–19 ). Какую жизнь назвал он истинной, если не вечную жизнь, которая одна только и может быть названа жизнью, потому что она только и есть блаженная жизнь? Ведь, во всяком случае, те богачи, коих, по его словам, следует увещевать достигать вечной жизни, в изобилии богатств пользовались настоящей жизнью. Если бы ее, однако, апостол считал истинной жизнью, он не сказал бы: «собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной (veram) жизни», давая этим знать, что неистинна жизнь настоящая, жизнь богачей, жизнь, которая глупцами считается не только истинной, но даже блаженною жизнью. Но как может быть блаженной жизнь неистинная? Итак, нет блаженной жизни, кроме как только вечной, которой богачи еще не владеют, как бы весело ни проводили настоящую жизнь, и потому они увещеваются достигать ее чрез дела милосердия, чтобы могли услышать на последнем суде слова Господа: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть». А что это царство есть жизнь вечная, немного после Господь показывает то, говоря: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:34–35,46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Глава XXIV Надлежит молиться, чтобы понять то, что пока еще непонятно 46 . Усердно перечитывайте эту книгу и, если понимаете [нечто], воздавайте благодарение Богу, если же чего-то не понимаете, молитесь, чтобы понять: ибо Бог подаст вам разумение. Помните, что написано: Если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» 270 . Это та мудрость, которая нисходит свыше, как говорит тот же апостол Иаков. А иную мудрость отгоняйте от себя и молитесь, чтобы не было ее в вас, ибо апостол отверг ее, сказав: Если вы имеете горькую зависть, и есть среди вас распри, то это не мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, диаволъская. Ибо где зависть и распри, там неустройство и всякое дурное дело. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна 271 . Итак, какого блага не имеет тот, кто просил и добился такой мудрости от Господа? И отсюда также уразумейте благодать: ведь если бы от нас была подобная мудрость, то она не была бы свыше, и не следовало бы просить ее у Самого Бога, создавшего нас. Братия, молитесь и за нас, чтобы мы жили в веке сем воздержанно, благочестиво и праведно, ожидая блаженного упования и явления Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа» 272 , Которому подобает честь и слава и держава с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь. De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912. Читать далее Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода/блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с./О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Глава XV Наша воля всегда свободная, но не всегда добрая 31 . И чтобы никто не счел, что самим людям посредством своего свободного решения ничего [не нужно] здесь делать, то вот, в псалме говорится: Не желайте ожесточать сердец ваших 155 . И через того же пророка Иезекииля сказано: Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы против Меня, и сотворите себе новое сердце и новый дух, и исполните все заповеди Мои. Зачем вам умирать, дом Израилев, говорит Господь? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог, но обратитесь и живы будете 156 . Вспомним, что Тот говорит: Обратитесь и живы будете, к Кому взывают: Обрати нас, Боже 157 . Вспомним, что Тот говорит: Отвергните от себя все грехи ваши, Кто Сам оправдывает грешника 158 . Вспомним, что Тот говорит: Сотворите себе новое сердце и новый дух. Кто сказал: Я дам вам сердце новое и дух новый дам вам 159 . Итак, каким образом Тот, Кто говорит: Сотворите себе, сказал также: Я дам вам? Зачем повелевает, если Сам намеревается дать? Зачем дает, если это нужно сделать человеку? Не тогда ли дает то, что повелевает, когда помогает, чтобы тот, кому повелевает, сотворил это? Ибо воля у нас всегда свободная, но не всегда добрая. Ведь она или от праведности свободна, когда служит греху, и тогда злая; или от греха свободна, когда служит праведности 160 , и тогда добрая. А благодать Божия всегда добра, и благодаря ей становится человеком с доброй волей тот, кому прежде была свойственна воля злая. При помощи этой благодати совершается также и то, что сама добрая воля, начав существовать [в человеке], возрастает и становится столь великой, что может уже исполнять те Божественные заповеди, которые желает исполнять, если только желает вполне и совершенно. Ибо сюда относится сказанное: Если захочешь, исполнишь заповеди 161 . Так написано, чтобы человек, который хочет и не может, понял, что он еще недостаточно хочет, и обратился [к Богу] с молитвой, чтобы ему иметь такую волю, которой будет достаточно для исполнения заповедей. Ведь так оказана будет ему поддержка, чтобы мог он совершить то, что заповедано. Ибо тогда полезно желать, когда мы можем это, и тогда полезно мочь, когда мы это желаем; и что пользы, если мы желаем того, чего не можем, или не желаем того, что можем? De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912. Читать далее Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода/блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с./О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Беседа 14 (по общему счету 354) К воздерживающимся от брачной жизни (ad continentes) 1. Когда читалось Евангелие, вы слышали слова Господа, что верующий в Него верует в Того, Кто послал Его ( Ин.12:44 ). Истинная вера научает нас, что к нам послан Спаситель мира, и что Сам Христос предуказывает Христа, т.е. тело Свое, распространенное по всему миру. На небе был Он, а свирепствовавшему на земле гонителю говорил: «что ты гонишь Меня?» ( Деян.9:4 )? Так Господь сказал здесь о себе и указал, что Он – в нас. Как Он здесь пребывает в нас, так и мы там пребываем в Нем. Так действует союз любви. Тот, Кто есть глава наша, Он же есть и Спаситель тела Своего. Итак, Христос предуказывает Христа, предуказывает Глава тело Свое и защищает его. Потому и ненавидит нас мир, как это слышали мы от Самого Господа ( Ин.15:18–21 ). Не апостолам только немногим говорит Он это, что мир возненавидит их, и что они должны радоваться, когда люди будут поносить их и всячески неправедно злословить, потому что за то велика будет их награда на небесах ( Мф.5:11–12 ). Не им только одним Господь сказал это, но сказал всему телу Своему, сказал всем членам Своим. И кто хочет состоять в теле Его и быть членом Его, пусть не дивится, если мир ненавидит Его. 2. Участие в теле Христовом многие имеют; но не все, которые принимают участие в этом теле, будут иметь и место, обещанное членам Его. Почти все признают тайну тела Его, потому что все на пажитях Его вместе питаются, но придет Тот, Который разделит нас, и одних поставит по правую сторону, других по левую. И скажут стоящие на той и на другой стороне: «Господи! когда мы Тебя видели... и послужили Тебе?» или: «когда мы Тебя видели... и не послужили Тебе?» Та и другая сторона будет говорить. Однако, одной Он лишь скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира», а другой: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:31–44 ). Итак, возлюбленные, по доброй совести считающие себя членами Христовыми, не тех только одних мы должны считать врагами своими, которые являются чужими по отношению к нам. Гораздо хуже те, которые, по-видимому, среди нас пребывают, однако же чужды нам. Любят они мир и потому злы. И в нас хотят видеть то, что сами любят, и когда мы, пользуясь благополучием этого мира, вздыхаем, они завидуют нам. Там нас считают счастливыми, где мы сами себя видим в опасности. Внутреннего же счастья нашего они не разумеют, потому что не испытали его. Не знают, что если в чем мир благоприятствует нам, это скорее является опасностью для нас, нежели счастием, так как не познали они других радостей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010