Книга 4 Глава I «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт 2.1–3 ). Надо приложить немало усилий, чтобы понять то значение, какое писатель придавал этим шести дням: прошли ли они совсем, или, с прибавлением к ним дня седьмого, повторяются в круговращении времен, хотя и не самими делами, но, по крайней мере, своим наименованием, ибо во времени, взятом совокупно, бывает немало дней, похожих на минувшие, но один и тот же день никогда не повторится; итак, трудно понять, прошли ли те дни, или же, тогда как наши дни ежедневно минуют, те дни остаются (доселе) в самих основаниях вещей, так что не только в первых трех днях, до появления светил, но и в остальных трех под словом «день» разумеются виды творимых вещей, а под ночью – отсутствие или недостаток вида, или, если найдется лучшее слово, нечто такое, что обозначает (момент) лишенности вида при переходе от бесформенности к форме (а такой переход потенциально присущ любой твари, за исключением, возможно, высших небесных созданий, когда, в целях восполнения красоты в низших предметах, происходит уничтожение старого и возникновение нового); затем, вечер – это как бы окончание завершившегося творения, а утро – начало нового, ибо всякая сотворенная природа имеет свое начало и свой конец. Но какое бы мы не приняли объяснение того, что в первых трех днях понималось под утром, вечером и ночью, это не помешает нам приступить к рассмотрению совершенства шестеричного числа с точки зрения самой внутренней природы чисел, умственно созерцая которую мы исчисляем и выражаем числами все, что доступно нашим телесным чувствам. Глава II Итак, в шестеричном числе мы встречаем первое совершенное число, совершенное в том смысле, что оно составляется из своих (целых) частей. В других отношениях бывают и другие совершенные числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1. К слуху и мысленному взору всех, кои вверены попечению нашему, обращена эта речь вашего неспокойного пастыря. Но преимущественно она направляется теперь к вам, на колыбели коих отпечатлено еще недавнее младенчество духовного рождения, совершенного посредством таинств. Вас именно через апостола Петра слово Божие увещевает такими словами: «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» ( 1Пет.2:1–3 ). А что вы вкусили, тому свидетели мы. Мы послужили вам, дав вкусить вам столь сладкой пищи. Итак, твердо оберегайте образ святого младенчества. Отложите злобу, коварство, лицемерие, зависть и злословие. Невинность эту так должно соблюдать вам, чтобы при возрастании не потерять ее. Что есть злоба, если не желание вредить? Что коварство, как не то, когда мы знаем одно, а стараемся показать другое? Что есть лицемерие, как не обольщение ложною похвалою? Что такое зависть, как не ненависть к чужому счастью? Что такое злословие, как не язвительный скорее, нежели праведный, упрек? Злоба услаждается чужим злом. Зависть, кроме того, и мучится чужим благом. Коварство двоит сердце. Лицемерие двоит язык. Злословие оскорбляет честь другого. Чистота же святости вашей, так как она есть дочь любви, «не радуется неправде, а сорадуется истине» ( 1Кор.13:6 ). Проста она, как голубь, и мудра, как змей ( Мф.10:16 ), не вследствие стремления вредить, а по причине способности оберегаться от того, что наносит вред. К ней-то я и призываю вас, «ибо таковых есть Царство Небесное» ( Мф.19:14 ), т.е. тех, которые смиренны и невинны, как младенцы. Не презирайте этого и не отвращайтесь. Такое младенчество свойственно великим. Гордость есть ложное величие пустых людей. Если она овладевает мыслию, то поднимая, вместе и низвергает, надмевая, делает суетным, делая напыщенным, доводит до унижения. Смиренный не может быть вредным, гордый не может быть невредным. О смирении же я говорю о таком, которое не превозносится при пользовании преходящими благами, но помышляет о некотором вечном благе, коего может достигнуть не своими силами, но при помощи благодати Божией. Оно не может желать зла кому бы то ни было, так как вследствие этого собственное благо его ни в каком случае не умножается. Гордость же постоянно рождает зависть. А где завистливый, не желающий зла тому, благом коего он мучится? Следовательно, зависть рождает злобу. Отсюда же происходит коварство и лицемерие, и злословие, и всякое зло, коего не хочешь ты терпеть от другого. Итак, когда соблюдено будет вами благочестивое смирение, которое в Писании приравнивается к невинному детству, тогда вы будете блаженны в безсмертии праведных, «ибо таковых есть Царство Небесное».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

6 . Однако они не желают, чтобы воздавалась Ему слава за то, что нечестивые оправдываются безвозмездной (gatuita) благодатью. Они, не ведая Его справедливости, хотят установить свою 13 . Или же, будучи вынуждаемы к этому [воздаванию славы] голосами единодушно провозглашающих [благодать) верующих и благочестивых [людей], хотя и признают, что оказывается Божественная помощь для того, чтобы можно было иметь или творить нечто праведное, но делают это таким образом, чтобы предшествовало что-либо, относящееся к их заслуге, как будто бы желают первыми дать, чтобы было воздано им Тем, о Ком сказано: Кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? 14 Они полагают, что некоторые имеющиеся у них заслуги предваряют Того, о Ком они слышат, а вернее – о Ком не желают слышать: Все из Него, через Него и в Нем 15 . Итак, к каким богатствам относится бездна Его премудрости и ведения 16 , из таких богатств и богатство славы Его, [являемой] над сосудами милосердия, которых призвал Он для усыновления; и это богатство пожелал Он сделать известным также посредством сосудов гнева, готовых к погибели. И какие пути неисследимы, как не те, о которых в псалме поется: Все пути Господни – милость и истина 17 ? Итак, неисследимы Его милость и истина, поскольку кого хочет, милует, не по справедливости, но по благодати милосердия; а кого хочет, ожесточает 18 , не по несправедливости, но по истине отмщения. И эти милость и истина так соотносятся друг с другом (ведь написано: Милость и истина встретились 19 ), что и милость не препятствует истине, по которой карается заслуживающий этого, и истина не мешает милости, по которой избавляется этого не заслуживающий. Итак, разве может освобожденный хвалиться своими заслугами? Ведь если бы ему было воздано причитающееся за его заслуги, то он непременно был бы осужден. Значит, нет вообще никаких заслуг у праведных? Разумеется, есть; иначе они и праведными не были бы. Но не заслуги сделали их праведными; они сделались праведными, поскольку оправданы, но, как говорит апостол: Получая оправдание даром, по благодати Его 20 . Собственная анафема Пелагия на его учение

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Книга вторая (В которой разбираются прочие пять или шесть вопросов, предложенных из книги Царств) Предисловие Довольно уже, как кажется, ответил я на предложенное из апостола. Теперь начну другую часть, посвященную тому, что подыскал ты из Книг Царств, которые, как многие и едва ли не все Ветхие Книги, образны и окутаны покровом тайн. И хотя с того времени, как мы переходим ко Христу, покров удаляется ( 2Кор 3:16 ); однако ныне мы видим в загадке, а тогда [увидим] лицом к лицу. Ибо покров целиком преграждает обзор, а загадка [дает видеть] как бы сквозь стекло, по слову того же апостола: «Ныне мы видим сквозь стекло и в загадке» ( 1Кор.13:12 ); она и не обнаруживает очевиднейший вид, но и не целиком скрывает истину. Итак, приступим мы и к этому, под водительством Господним, скорее поддерживаемые твоими молитвами, чем отягощаемые повелениями, потому в особенности [охотно], что, как понял я из письма твоего, не о значении всего этого как пророчества вопрошаешь ты. Ведь [если это было бы так], то поистине тяжко было бы мне подчиниться тебе, поскольку пришлось бы вести речь обо всей внутренней связи и последовательности этих книг, так что если бы и был рассудок готов к этому, помешало бы сознание грандиозности предприятия, которое требует от приступающего к нему большего свободного времени, [чем есть у меня]. Но теперь соизволь узнать и открыть в моих писаниях, насколько я уразумел, собственное значение тех исторических деяний, которые обозначены в упомянутых тобою словах. Вопрос 1 Дух Божий по-разному воздействует на пророков (§ 1) 1. Прежде всего [обращусь] я к тому, что повелел ты мне объяснить из первой книги Царств, [а именно], в каком смысле сказано: «И вошел Дух Господень в Саула» ( 1Цар.10:10 ), если в другом месте [Писание] говорит: «И злой дух Господень в Сауле» ( 1Цар.16:14 ). А написано здесь так: «И вот, когда он повернулся, чтобы идти от Самуила, изменил Бог в Сауле сердце в иное, и сбылись все знамения в тот день. И пришел оттуда к холму, и вот, навстречу ему хор пророков, и вошел в него Дух Божий, и он пророчествовал среди них» ( 1Цар.10:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

45 . Поэтому, когда вы видите, что при одних и тех же обстоятельствах, которые, несомненно, общи для всех младенцев, воспринимающих наследственное зло (haereditarium malum) от Адама, одному даруется быть крещеным, а другому – не даруется, так что он умирает в этих узах [греха]; один крещеный оставляется в этой жизни, хотя Бог заранее знает о его будущем нечестии, а другой крещеный восхищается от этой жизни, чтобы злоба не изменила разума его 261 , – [итак, когда вы все это видите], относите это к тайным судам Божиим и не дерзайте на основании этого приписывать Богу несправедливость или неразумие, ибо у Него источник справедливости и мудрости. Как убеждал я вас в начале этого рассуждения, [так убеждаю и теперь]: ходите в том, чего достигли, а Бог откроет вам и все прочее 262 если не в этой жизни, то уж точно в иной, ибо нет ничего тайного, что не откроется 263 . Поэтому, когда вы слышите, как Господь говорит: Я, Господь, прельстил пророка того 264 , или апостол говорит: Кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает 265 , то в отношении того, что [Господь] дозволяет быть прельщенным или ожесточает, думайте о злых заслугах [этих людей], а в отношении того, что Он кого-то милует, исповедуйте верно и несомненно благодать Божию, воздающую за зло не злом, но добром. Поэтому и фараона не должны вы лишать свободного решения на том основании, что Бог многократно говорит: Я ожесточил фараона, либо: Я ожесточил (или ожесточу) сердце фараоново 266 . Ведь это не значит, что сам фараон не ожесточил своего сердца. Вот мы читаем о нем и следующее: когда удалены были от египтян песьи мухи, то, по слову Писания, фараон и на этот раз ожесточил сердце свое и не пожелал отпустить народ 267 . Поэтому и Бог ожесточил [сердце фараона] по Своему справедливому суду, и сам фараон по своему свободному решению. Итак, будьте уверены, что не напрасен будет труд ваш, если только пребудете до конца преуспевающими в своем добром начинании. Ибо Бог, Который [ныне] лишь тем, кого освобождает, не воздает по делам их, в будущем веке воздаст каждому по делам его 268 . Ведь и злом за зло воздаст Бог, поскольку Он справедлив, и добром за зло, поскольку Он благ, и добром за добро, поскольку Он справедлив и благ [одновременно], только злом за добро не воздаст, поскольку Он не несправедлив. Итак, воздаст злом за зло – [то есть] наказанием за несправедливость; воздаст добром за зло – благодатью за несправедливость; воздаст и добром за добро – благодатью за благодать 269 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1. Хочу говорить любви вашей, братия, о том, что относится к презрению жизни настоящей и надежде жизни будущей. Если хочешь знать, что следует презирать, то посмотри на мучеников, которые презрели эту земную жизнь. Если хочешь знать, на что нужно надеяться, то указываю тебе на воскресение, так как ныне Господь воскрес из мертвых 3 . И если ты, человек, колеблешься теперь, то будь тверд в надежде, и если смущает тебя труд, пусть ободрит награда. К этому призывает нас апостол, когда заповедует Тимофею, говоря: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» ( 1Тим.6:17–19 ). Это особенно должно помнить богатым. Слушайте это, богатые, имеющие золото и серебро и пламенеющие страстию, богатые, на которых с упованием взирают иногда бедные, ропщут, вздыхают, хвалят, завидуют, с коими хотят сравняться, скорбят о своем неравенстве с ними и среди похвал богачам говорят лишь: «Вот, они одни счастливы, они одни живут лишь». Но вы, богачи, берегитесь, чтобы из-за этих слов, коими льстят вам люди бедные, не впасть вам в гордость; слушайте скорее апостола, целителя болезни, а не льстеца на словах. Настоящая жизнь ваша есть сон, и богатства эти как бы во сне протекают. Апостол Павел убеждает достигать вечной жизни. Слушайте же Павла и не гордитесь. Слушай и псалмопевца ты, богач и вместе бедняк. Что имеешь ты, если Бога нет у тебя? И чего нет у тебя, если Бог с тобой? О богатых говорит псалмопевец: «уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих» ( Пс.75:6 ). Иногда и нищий, лежащий на земле и дрожащий от холода, во сне видит сокровища, радуется, восторгается, гордится и даже пренебрегает отцом своим в лохмотьях. Сон – это то, что видишь ты, нищий, когда спишь и радуешься. Однако пока не проснется он, чувствует себя богачом. Когда уснет, находит то, о чем, видимо, скорбит. Также и богач, имеющий умереть, подобен бедняку, спящему и видящему во сне сокровища. Ведь и тот богач, который одевался в порфиру и виссон, и остался неизвестным по имени, презирал бедняка, лежащего у ворот, каждый день пиршествовал блистательно, потом, умерши и будучи погребен, он очнулся и увидел себя в пламени ( Лк.16:19–24 ). Провел он время сна своего и после сна ничего не нашел, потому что не дал никакого разумного употребления богатству своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Скачать epub pdf Предлагаемое Слово находится в числе недавно найденныхь десяти поучений Блаженного Августина . Книга, в которой содержатся сии поучения, напечатана в Риме в 1819 году, и посвящена Папе Пию VII. Рукописи сих поучений отысканы Монахом Октавием Фрайа в Библиотеке, принадлежащей Монастырю Кассино. Обратите внимание на предложенное чтение из Апостольского Послания. Братия, говорит Апостол, если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости. Но смотри и за собою, чтобы тебе не впасть в искушение. Носите бремена один другого, и таким образом исполняйте закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь тогда, как он ничто: тот обольщает сам себя. Каждый пусть испытывает свое дело, и таким образом он будет иметь похвалу в себе только, а не в другом. Ибо всякий понесет свое бремя. Наставляемый в слове всем добрым пусть делится с наставником. Не прельщайтесь. Бога не обманешь. Что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою, в плоти пожнет тление; а сеющий в дух, в духе пожнет жизнь вечную. Да не унываем делая добро: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, пока есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере ( Гал. 6, 1–10 ). Доселе повторял я чтение из Послания Павлова; доселе я был только чтецом для вас. Но, братия мои, если вы поняли чтение, то какая нужда в толковании? – Вот, мы выслушали, выразумели слова Апостола; будем исполнять их, жить соответственно оным. И для чего мне обременять вашу память? – Удержите в ней то, что прочитано, и размышляйте о сем. Разве не тревожит ли кого-либо из вас сомнение, как должно понимать слова Апостола: друг друга тяготы носите, и несколько далее следующия: кийждо свое бремя понесет? Ибо, если только вы обратили на сие внимание, то мысленно уже вопрошаете: как мы можем носить бремена один другого, когда всякий понесет свое бремя? – Признаюсь, вопрос стоит разрешения. Толцыте, и отверзется вам ( Матф. 7, 7 ): толцыте вниманием, толцыте тщанием, толцыте и молитвою за нас, чтоб мы могли сказать вам нечто достойное вашего слуха. Таковым толцанием вы поможете нам, – и вопрос сей скоро разрешится. О, если бы, как скоро оный может разрешиться, столь же успешно каждый мог исполнить на самом деле то, что постигнет умом своим!

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Вот мы слышали чтение о Сусанне. Пусть же возрастает стыдливость супружеская; пусть опирается она на такой крепкий фундамент и укрепляется такою стеною, чтобы изгонять всех злоумышляющих против нее и изобличать лживых свидетелей. Осталась чистой женщина, которая должна бы умереть, если бы не было того, кто видел, что скрыто было от судей. Записаны слова, сказанные ею в саду, месте ее прогулки, каковые слова не слышал никто, кроме тех двух, хотевших посягнуть на честь чужой женщины и измысливших ложное свидетельство на нее. Только они двое слышали эти слова: «тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших. Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом» ( Дан.13:22–23 ). С презрением отнеслась она к тому, что слышала, потому что боялась Того, Кого не видела. Конечно, Божественному взору Его она была видима, а не так, чтобы Бог не видел ее, как она не видела Бога. Видел Бог то, что Сам создал, наблюдал за созданием Своим, обитал в храме Своем, Сам был в нем и отвечал злоумышленникам. Потому что, если бы оставил женщину – источник целомудрия, погибло бы и самое целомудрие ее. Тесно мне отовсюду, говорит она, однако же, знала Того, Кто мог удержать ее от малодушия и оградить от коварства лукавых свидетелей, как бы от пагубного ветра. Целомудрие ее не потерпело крушения, потому что Господь был кормчим. Вот послышался крик, сбежались и пошли на суд. Домашние поверили лживым свидетелям. И хотя прежняя ее чистота, незапятнанная жизнь, казалось, представляла достаточное доказательство ее целомудрия, однако не верить тем старейшинам (свидетелям) казалось нечестием. Никакого подобного слуха никогда не было о Сусанне. Они – ложные свидетели, но пока это было известно лишь Богу. Одному верили домашние, а другое видел Бог. Но что видел Господь, того не знали люди. Казалось справедливым верить старейшинам – лжесвидетелям. Итак, предстояло для Сусанны умереть. Впрочем, даже если бы и умерла плоть, целомудрие все-таки было бы увенчано. Но услышал Господь молящуюся, не допустил умереть ей, удержал ее от прелюбодеяния. Господь возбудил святый дух Даниила, юного возрастом, но крепкого благочестием. Так как почивал в нем дух пророческий, он тотчас же заметил коварство свидетелей. Но нужно было доказать другим то, что ему самому было видно. «Они – ложные свидетели, – сказал пророк. – Возвратитесь в суд» ( Дан.13:49 )! Но что они были ложные, это знал лишь тот, коему открыто было Духом Святым. Нужно было показать это другим. И вот, желая обличить лжесвидетелей, Даниил просит, чтобы они отделены были один от другого. Затем спросил их поодиночке. Хотя и была у них одна страсть, но не успели они придти еще к полному единомыслию. Один, будучи спрошен, под каким деревом видел он прелюбодеев, ответил, что под мастиковым, а другой – что под дубом. Разногласие свидетелей открыло истину и спасло невинность.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Причина задержки монахов. Различные заблуждения в вопросе о благодати и Суде 1 . Пусть знает Любовь Ваша, что рабы Божий Кресконий, Феликс и другой Феликс, пришедшие к нам из вашей общины, провели вместе с нами Пасху. Для того удержали мы их немного дольше, чтобы вернулись они к вам, получив побольше наставлений против новых еретиков – пелагиан, в заблуждение которых впадает [всякий] думающий, будто благодать Божия, которая единственная через Господа нашего Иисуса Христа освобождает человека, дается по каким-либо человеческим заслугам. Однако равным образом пребывает в заблуждении и тот, кто, напротив, полагает, когда речь заходит о Господнем Суде, что человек (тот, который уже может в силу своего возраста пользоваться свободным решением воли) не судится по своим делам. Ибо лишь те младенцы, которым не помогла благодать Спасителя посредством омовения возрождение 1 , не имея собственных добрых или злых дел, осуждаются за один только первородный грех . А все прочие, уже пользующиеся свободным решением, добавляют свои собственные грехи к греху первородному, если только не избавляются от власти тьмы благодатью Божией и не переносятся в Царство Христово 2 . [Итак, грешники] получают осуждение не только за первородную [вину], но и за [злые] заслуги собственной воли. А добрые приобретают награду в соответствии с заслугами их доброй воли, но саму эту добрую волю они приобрели по Божией благодати, и таким образом исполняется написанное: Ярость и гнев, скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых иудея, потом и эллина. Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых иудею, потом и эллину 3 . Августин посылает монахам книгу «О благодати и свободном решении» и другие сочинения против пелагиан 2 . Но об этом сложнейшем вопросе – то есть о воле и благодати, мне не нужно дольше рассуждать в этом письме; ведь я дал им еще одно письмо, [написанное, когда я думал], что они вернуться [к вам] быстрее. Я также написал для вас книгу; и если, с помощью Божией, вы внимательно прочтете ее и с живостью уразумеете, то, думается мне, в дальнейшем уже не будет у вас никаких разногласий по этому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1. Тебя ищу, Жизнь моя: без Тебя умираю. О, да познаю Тебя, Господи, познавший меня; Тебя да познаю, сила души моей! Яви мне Себя, Утешитель мой, да узрю Тебя, свет очей моих. Приди, радость духа моего, да узрю Тебя, веселие сердца моего. Тебя да возлюблю, жизнь души моей. Явись мне, услаждение мое великое, утешение мое сладостное, Господь Бог мой, жизнь и вся слава души моей. Тебя да обрету, желание сердца моего; за Тебя да держусь крепко, любовь души моей; Тебя да обыму, небесный Жених, великое внутреннее и внешнее радование мое. Тобою да обладаю, блаженство вечное. Тобою да обладаю во глубине сердца моего, блаженная жизнь, высочайшая сладость души моей. «Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой» ( Псал.17, 2, 3 ), Тебя возлюблю Боже мой, Помощник мой, Столп крепости моей, сладостная Надежда моя во всех скорбях моих. Тебя да обыму, о Благо, без Которого ничто не благо; Тобою да наслажусь, о Всеблагий, без Которого нет высочайшего блага. Ты Слово «острее всякого меча обоюдоострого» ( Евр.4, 12 .), отверзи сокровенности слуха моего, чтоб услышать мне глас Твой. Возгреми, Господи, с высоты гласом великим и крепким. Да возгремит «море и что наполняет его» ( Псал.95, 11 ); да подвигнется земля и все, что на ней. Просвети очи мои, Свет непостижимый, «блесни молниею и рассей их» ( Псал.143, 6 ), да не видят суеты. «Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной» ( Псал.17, 15–16 ). Даруй зрение, которое бы узрело Тебя, Свет незримый. Сотвори новое обоняние, которое бы текло «во след Тебе " , о благоухание жизни, «в воню мира Твоего» ( Песн.1, 3 ). Исцели вкус, чтобы он вкушал, познавал и различал, «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь» ( Пс.30, 20 ) в исполненных любви Твоей. Дай сердце, которое бы о Тебе помышляло, – дух, который бы Тебя любил, – мысль, которая бы Тобою была занята, – смысл, который бы Тебя разумел, – ум, который бы постоянно и крепко прилеплен был к Тебе, высочайшая сладость, и Тебя премудро любил, о премудрая любовь!

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010