Скачать epub pdf Книга первая. Вопросы в Евангелии от Матфея Вопрос I. (Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Мф.11:27 ). Сказавши: никто не знает Сына кроме Отца, не прибавил: «кому пожелает Отец открыть». Говоря же: никто не знает Отца кроме Сына (nemo novit Patrem nisi Filius) 1 присоединял: и кому Сын хочет открыть. Сие не так должно быть понимаемо, как будто Сын ни кем не может быть познан, кроме одного Отца, Отец же познается не только Сыном, но и теми, которым открыл Сын. Так к нашей пользе сказано, чтобы мы уразумели, что Отец и Сам Сын открывается через Сына, ибо Он – свет нашей мысли, так что, когда присоединил: и кому Сын хочет открыть, то принимай не только Отца, но и Сына; к целому 2 относится сказанное. Ибо Сам Отец открывается чрез Свое Слово; Слово же не только открывается чрез слово, но и Само Себя открывает. Вопрос II. (В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Мф.12:1 ). Ученики Господа начали срывать колосья и есть, – чего они не могли иначе сделать, как только сильно растирая их руками. Отсюда: умертвите земные члены ваши, поскольку никто не входит в тело Христово, если он не совлечется земных одеяний. Отсюда: отложите 3 вы ветхого человека ( Кол.3:5–9 ). Отсюда и: обрезанием нерукотворенным в совлечение (in expolationem) 4 плоти. Вопрос III. (Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; Мф.12:20 ). «В льне курящемся». Следует заметить, (что сказано: не угасит), ибо потушенный он производит смрад. Вопрос IV. (Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. Мф.12:22 ). Тогда приведен был к Нему имеющий беса, слепой и немой, – то есть тот, кто не верит и предан власти диавола, – кто не разумеет и не исповедует веры, о которой сказано: устами исповедуется во спасение ( Рим.10:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Книга одиннадцатая Начинается вторая часть сочинения о Граде Божием, в которой говорится о начале, распространении и предназначенном конце двух градов, небесного и земного. В настоящей книге бл. Августин прежде всего указывает первоначальные зачатки этих двух градов в предшествовавшем им различении ангелов добрых и злых, и по этому поводу говорит о сотворении мира, которое описывается в св. Писании в начале книги Бытия. Глава I. Об этой части сочинения, в которой начинается изложение начала и конца двух градов, небесного и земного Градом Божиим мы называем град, о котором свидетельствует то самое Писание, которое, по воле высочайшего провидения возвышаясь над всеми без исключения писаниями всех народов божественным авторитетом, а не случайно производимым впечатлением на человеческие души, покорило себе всякого рода человеческие умы. В этом Писании говорится: «Славное возвещается о тебе, град Божий!» ( Пс. 86:3 ). И в другом псалме читаем: «Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его» ( Пс. 47:2 ). В том же псалме, немного ниже: «Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего; Бог утвердит его на веки» ( Пс. 47:9 ). И еще в другом псалме: «Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего, Бог посреди его; он не поколеблется» ( Пс. 45:5–6 ) Из этих и других того же рода свидетельств, которые приводить все было бы слишком долго, мы знаем, что существует некоторый град Божий, гражданами которого мы страстно желаем быть в силу той любви, которую вдохнул в нас Основатель его. Граждане земного града предпочитают своих богов этому Основателю града святого, не ведая, что Он есть Бог богов, – богов не ложных, т. е. нечестивых и гордых, которые, лишившись Его неизменяемого и общего всем света и ограничившись жалким могуществом, создают для себя некоторым образом частные владения и от обольщенных подданных требуют божеских почестей, а богов благочестивых и святых, находящих больше удовольствия в том, чтобы себя самих подчинять одному Богу, чем многих – себе, и самим почитать Бога, чем быть почитаемыми вместо Бога. Но врагам этого святого града мы ответили с помощью Господа и Царя нашего как могли в предыдущих десяти книгах. Теперь же, зная, чего от меня ждут, и не забывая о своей обязанности, начну говорить со всегдашним упованием на помощь того же Господа и Царя нашего о начале, распространении и предназначенном конце обоих градов, земного и небесного, о которых я сказал, что они в настоящем веке некоторым образом переплетены и друг с другом смешаны; и прежде всего скажу о первоначальных основах двух этих градов в предшествовавшем им разделении ангелов. Глава II. О познании Бога, понятие о Котором люди приобретают только через Посредника между Богом и людьми – человека Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Книга 12 Глава I В одиннадцати предыдущих книгах мы рассмотрели текст священного Писания, называемого книгой Бытия, с самого его начала и до того места, где (говорится о том, как) первый человек был изгнан из рая, или утверждая и защищая известное для нас, или же исследуя и разбирая неизвестное, – не столько предписывая, что каждый должен мыслить о темных предметах, сколько показывая необходимость изучения того, относительно чего мы остались в сомнении и не позволяя при этом себе дерзостных утверждений там, где не в состоянии были дать убедительное суждение. Настоящая же двенадцатая книга, обработанная столь же тщательно, как того требовал от нас подлежащий рассмотрению текст священного Писания, будет посвящена подробному раскрытию вопроса о рае, дабы не показалось, будто мы уклоняемся от разъяснения слов апостола, в которых он под третьим небом, по нашему мнению, разумеет рай, говоря: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12:2–4 ). Часто спрашивают, что имеет в виду апостол под третьим небом, а также – хотел ли он, чтобы под ним разумелся рай, или же после того, как он был восхищен на третье небо, он был восхищен и в рай, где бы тот рай ни находился, так что если он был восхищен на третье небо, это не значит, что был восхищен и в рай, но сначала – на третье небо, а потом – в рай. Этот вопрос, мне кажется, может быть разрешен в том только случае, если кто-нибудь на основании не настоящих слов апостола, а либо других мест Писания, либо иных очевидных данных найдет что-нибудь такое, чем докажет, находится ли рай на третьем небе, или не находится, так как представляется неясным, что такое само третье небо и как понимать его – относительно ли телесных, или же духовных вещей. Можно было бы, конечно, сказать, что человек телом может быть восхищен только в какое-нибудь телесное место, но так как апостол говорит, что он не знает, в теле ли, или вне тела был он восхищен, то кто же осмелится сказать о себе, что знает то, чего не знал апостол? При всем том, если не могут быть восхищены ни дух без тела в телесные места, ни тело – в духовные, то уже само его сомнение (если только допустить, что апостол пишет о себе) как бы вынуждает нас разуметь таким же образом и место, куда он был восхищен, т. е. так, что нельзя определить и распознать, телесное оно или духовное. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Книга 2 Глава I «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй» ( Быт 1.6–8 ). О слове Божием, которым изречено: «Да будет», равно как и о Его благоволении, а также о вечере и о утре было сказано раньше, а потому нет надобности повторяться (хочу предупредить, что сколько бы раз в дальнейшем мы не возвращались к подобным предметам, их следует понимать сообразно с изложенным выше). Теперь же нам следует рассмотреть, понимать ли под твердью видимое нами небо, возвышающееся над всем воздушным пространством, где в четвертый день были созданы солнце и светила, или же твердью называется сам воздух. Многие утверждают, что наши воды не могут достигнуть звездного неба, поскольку их тяжесть имеет такое свойство, что они или разливаются по поверхности земли, или же в виде пара носятся недалеко от поверхности. И никто не должен, пытаясь их опровергнуть, ссылаться на всемогущество Божие, для которого возможно все, так что и самые тяжелые воды, какими мы их знаем и ощущаем, могут по слову Его разливаться превыше всяких звезд. Ибо в настоящем случае предметом нашего исследования является вопрос о том, как, согласно Писанию, Бог установил природы вещей, а не о том, что было угодно Ему произвести в них или через них как чудо Своего могущества. В самом деле, если Богу не было угодно, чтобы масло оставалось под водою, то оно таким и явилось, и однако же нельзя сказать, что природа его (масла) стала для нас непостижимой от того, что будучи налитым ниже воды, оно непременно перемещается на ее поверхность. Итак, вопрос состоит в том, указал ли Творец вещей, расположивший все мерою, числом и весом ( Прем. 11:21 ), водам не одно, свойственное их тяжести, место возле земли, но и выше неба, которое распростерто и утверждено за пределами воздуха. Те, которые не допускают этого, свои доказательства основывают на тяжести элементов, говоря, что небо никоим образом не утрамбовано сверху наподобие мостовой, чтобы оно могло выдерживать тяжесть вод, ибо такая плотность может принадлежать только земле, и все, что только есть плотного, будет уже не небом, а землей. Ведь элементы различаются не только своим местом (в пространстве), но и особенными свойствами, благодаря которым и занимают свои места. Так, вода помещается на поверхности земли, а если даже и течет или стоит под землею, как это бывает в пещерах и гротах, то и в этом случае ее положение определяется не той землей, что над нею, а той, что под нею. И если какая-нибудь земля падает сверху, то не остается плавать на поверхности воды, а погружается в нее и движется к земле, достигнув которой останавливается, ибо это ее место; так что вода остается вверху, а земля – внизу. Отсюда ясно, что хотя эта часть земли прежде и находилась над водою, но поддерживалась не ею, а другой землей, как держатся своды пещер.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Глава VII Невозможно, чтобы Виталий отвергал церковные молитвы 26 . Возможно, конечно, что среди этих двенадцати [положений] тебе удастся найти нечто, что ты сочтешь подлежащим отвержению или сомнению, и вследствие этого подвигнешь нас к еще более тщательному обсуждению. Но неужто ты запретишь Церкви молиться за неверующих, чтобы они стали верующими, за тех, кто не желают веровать, чтобы они пожелали веровать, за тех, кто отвращаются от ее закона и учения, чтобы они согласились с ее законом и учением, чтобы дал им Бог то, что обещал через пророка: сердце познающее Его и уши слышащие 71 , – это, несомненно, получили те, о которых Сам Спаситель сказал: Кто имеет уши слышать, да слышит? 72 Неужели, когда ты услышишь, как священник Божий пред Его алтарем побуждает народ молиться Богу, или сам молится во всеуслышание, чтобы Бог побудил неверующие народы прийти к его вере, ты не ответишь: «Аминь»? Разве выскажешь ты нечто противное здравости этой веры? Неужели громко объявишь или тихо пробормочешь, что ошибся в этом вопросе блаженный Киприан, учащий нас молиться за врагов христианской веры, чтобы они также обратились к ней? 73 Сам Бог делает то, что Он заповедал просить у Него 27 . Неужели, наконец, ты обвинишь апостола Павла, приносившего великие молитвы за неверующих иудеев? Он говорит о них: Добрая воля моего сердца и молитва к Богу о них во спасение 74 . И он же говорит фессалоникийцам: Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера 75 . Каким образом будет распространяться и прославляться слово Божие, если не благодаря обращению к вере тех, кому оно проповедуется, поскольку уже уверовавшим он говорит: Как и у вас! Достоверно знает он, что это совершается Тем, Кому побуждает молиться, чтобы Он это сделал, как и о том, чтобы ему избавиться от беспорядочных и лукавых людей, то есть от таких, кому вовсе не суждено уверовать, даже если и будут эти молиться [о них]. Из-за этого он добавил: Ибо не во всех вера, как бы желая сказать: «Ибо даже если вы будете молиться, не у всех прославится слово Божие», поскольку, разумеется, лишь тем предстоит уверовать, кто были предуставлены к вечной жизни 76 , будучи предопределены к усыновлению Ему через Иисуса Христа, и избраны в Нем прежде создания мира 77 . Однако Бог для того заставляет уверовать еще не верующих посредством молитв верующих, чтобы показать, что Он Сам делает это. Ведь нет никого столь невежественного, столь плотского, столь неразумного (tardus ingenio), [нет такого], кто не увидит, что [Сам] Бог делает то, о чем повелел просить Его в молитвах, чтобы Он это сделал. Начало веры происходит от Бога

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

24 . Поэтому те, кого поддерживает лишь помощь закона без помощи благодати, кто полагаются на свою силу и ведомы своим духом, не суть сыны Божии. Они подобны тем, о которых тот же апостол говорит, что они не разумея праведности Божией и желая утвердить собственную праведность, праведности Божией не покорились 134 . Он сказал это об иудеях, которые по самоуверенности отвергли благодать и потому не уверовали во Христа. И говорит апостол, что они пожелали утвердить собственную праведность, а именно праведность от закона; [он говорит так] не потому, что закон был утвержден ими, но поскольку они утверждали свою праведность на законе, данном от Бога, полагая, что они своими силами могут исполнить этот самый закон. Они не ведали праведности Божией, не той праведности, которой праведен Бог, а той, которая [даруется] человеку от Бога. И чтобы вы знали, что апостол называет принадлежащей им ту праведность, которая [происходит] от закона, а праведностью Божией – ту, которая даруется человеку от Бога, послушайте, как говорит он в другом мес-те, рассуждая о Христе: Ради Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем, имея не свою праведность, происходящую от закона, но ту, которая [приобретается] через веру во Христа и [происходит] от Бога 135 . Что же значат слова: имея не свою праведность, происходящую от закона, ведь и сам закон не его, но Божий? Разве не потому называет он праведность своей, хотя она и происходит от закона, что [прежде] полагал, будто он может по своей воле исполнять закон, то есть без помощи благодати, которая приобретается через веру во Христа? Вот почему, сказав: Имея не свою праведность, происходящую от закона, он далее прибавляет: но ту, которая [приобретается) через веру во Христа и происходит от Бога. Этой праведности не ведали те, о ком он говорит, что они не разумея праведности Божией, то есть [происходящей] от Бога (ведь ее дарует не умерщвляющая буква, а оживотворяющий дух), и желая утвердить собственную (ту, которую называет он праведностью от закона, когда говорит: Имея не свою праведность, происходящую от закона), праведности Божией не покорились, то есть не покорились благодати Божией. Ибо они были под законом, а не под благодатью, и потому господствовал над ними грех, от которого человека освобождает не закон, а благодать. Поэтому сказанное апостолом в другом месте: Грех – да не господствует над вами, ибо вы не под законом, но под благодатью 136 не означает, что закон зол, но [так сказано], поскольку под ним находятся те, кого делает он виновными, повелевая, но не помогая. Ибо благодать способствует тому, чтобы человек был исполнителем закона, и без этой благодати, находясь под законом, он будет лишь его слушателем. А подобным апостол говорит: Вы, оправдывая себя законом, отпали от благодати 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Книга 9 В ней рассуждается об образе Божием, который есть человек по своему уму, и обнаруживается определенная троица, а именно, ума, знания, которым он себя знает, и любви, которой он любит себя и свое знание; здесь также выясняется, что эти трое суть равные между собой и имеют одну сущность 1. Мы, конечно же, ищем Троицу, но не какую-нибудь, а ту Троицу, которой является Бог, истинный, единый и вышний Бог. Так подожди же, ты, внимающий [нам], ибо мы все еще ищем; никто же по справедливости не порицает ищущего то, что знать или вымолвить крайне трудно, если он непоколебим в вере. Всякий же, кто видит лучше или учит лучше, воистину по справедливости порицает того, кто утверждает, [что уже познал]. [Ибо] сказано: «И оживет сердце ваше, ищущие Бога» ( Пс.68, 33 ). Но чтобы кто-нибудь беспечно не возрадовался, что он уже постиг, псалмопевец добавляет: «ищите лица Его всегда» ( Пс.104, 4 ). И [то же говорит] апостол: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» ( 1Кор.8, 2–3 ). Не сказал же он, что «он познал Его», ибо это является опасным предположением, но [сказал, что] «ему дано знание от Него». Так же и в другом месте, сказав: »ныне же познавши Бога " , он тут же себя исправляет: «или, лучше, получивши познание от Бога» ( Гал.4, 9 ). Более же всего [по этому поводу] он говорит в другом месте: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить» ( Флп.3, 13–15 ). Совершенство же в этой жизни, как он говорит, состоит ни в чем ином, как в том, чтобы позабыть то, что позади, и в том, чтобы стремиться к тому, что впереди. Ибо стремление ищущего совершенно оправдано до тех пор, пока не схватывается то, к чему мы устремляемся. Но это верное стремление есть лишь то, что произрастает из веры. Ведь истинная вера, так или иначе, полагает начало познанию; познание же не станет совершенным, разве только после этой жизни, когда мы [всё] увидим как бы лицом к лицу ( 1Кор.13, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

16 . Что же, рассмотрим сами заслуги апостола Павла, за которые, по его словам, праведный Судия должен воздать ему венец, и узнаем, его ли самого по себе это заслуги, то есть сам ли он приобрел их себе, или же это – дары Божии. Вот что он говорит: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил 91 . И прежде всего, не было бы вовсе всех этих добрых дел, если бы не предшествовали им добрые помышления. Теперь посмотрите, что говорит он об этих самых помышлениях. Вот как сказал он, когда писал к коринфянам: Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя самих, но способность наша от Бога 92 . Теперь будем разбирать все по отдельности: Я, – говорит апостол, – подвизался подвигом добрым. Спрошу я: какой силой подвизался он, той, которая была у него от самого себя, или той, которая дана была свыше? Но ведь не может быть, чтобы столь великий Учитель не знал закона Бога, говорящего во Второзаконии: Да не скажет кто в сердце своем: «Моя крепость и мощь руки моей создали для меня эту великую силу», но да помнишь Господа Бога твоего, ибо Он дает тебе крепость, чтобы создать силу 93 . А какую пользу имеет добрый подвиг, если не следует за ним победы? И кто дает победу, если не Тот, о Ком сам апостол говорит: Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом 94 ? О том же он говорит и в другом месте, когда вспоминает свидетельство из псалма: Ибо за Тебя умерщвляют нас весь день, считают нас за овец, обреченных на заклание 95 , и тут же продолжает: Но во всем этом мы одерживаем победу силою Возлюбившего нас 96 – итак, не своей силой, но силой Возлюбившего нас. Далее говорит [апостол]: Течение совершил, но ведь это говорит тот, кто в другом месте сказал: Итак, [это зависит] не от желающего и не от старающегося, но от Бога милующего 97 . Это изречение никоим образом не может быть обращено так, чтобы [можно было] сказать: « [Это зависит] не от милующего Бога, но от желающего и старающегося человека»: ибо всякий, кто отважится сказать подобное, ясно покажет, что он противоречит апостолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Глава VI Зло проистекает от злой воли, добро – от Бога 22 . «Но, – скажет кто-то [из пелагиан], – люди, не желающие жить праведно и верно, находят себе извинение, говоря: «Что же сделали мы, живущие дурно, если не получили мы благодати, при помощи которой могли бы мы жить в добре?» Не могут истинно сказать, что не сделали они ничего дурного – те, кто живут дурно; ведь если они не делают ничего дурного, то живут в добре, а если живут дурно, то живут так по причине собственного зла, или того, которое получили вследствие происхождения, или того, которое сами добавили сверх этого. Но если они суть сосуды гнева, готовые к погибели, которая заслуженно воздается им, то пусть себя обвиняют в этом, поскольку созданы они из этой смеси 78 , которую Бог заслуженно и справедливо осудил из-за греха одного [человека], в котором согрешили все 79 ; если же они суть сосуды милосердия 80 , на которых, созданных из той же смеси, Бог не захотел налагать заслуженное наказание, то пусть не превозносятся, но прославляют Того, Кто явил им незаслуженное милосердие, и если о чем иначе мыслят, то и это Он Сам откроет им 81 . Избавляющий и спасающий Бог всегда справедлив 23 . Наконец, каким же способом они извиняют себя? Не тем ли, который кратко противопоставил себе апостол, говоря как бы их словами: За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его? 82 Ведь это значит сказать: «Зачем жалуются на нас, что оскорбили мы Бога, живя дурно, если никто не может противостать воле Того, Кто ожесточил нас, не явив нам Своего милосердия?» Итак, если не стыдно им противоречить таким своим извинением не нам, но апостолу, почему мы должны постесняться вновь и вновь говорить им то, что сказал апостол? [Он говорит так]: А ты кто, человек, что возражаешь Богу? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиной, чтобы из той же смеси,– разумеется, заслуженно и справедливо осужденной, – сделать один сосуд для почести, – незаслуженной и [получаемой] по благодати милосердия, – а другой – для поругания, – заслуженного и [получаемого] по справедливости гнева; чтобы вместе с тем явить богатство славы Своей над сосудами милосердия 83 , показывая, что даровал им, когда сосуды гнева получают то наказание, которое одинаково причиталось всем? Однако пусть будет достаточно для христианина, пока еще живущего верой и не различающего еще совершенного, но лишь отчасти знающего [нечто], знать или верить, что никого не избавляет Бог иначе как по милосердию, подаваемому даром через Господа нашего Иисуса Христа, и никого Он не осуждает иначе как по справедливейшей истине, через Того же Господа нашего Иисуса Христа 84 . А почему Он освобождает или не освобождает одного или другого, – пусть постигает тот, кто к этому способен, великую бездну Его судов, но пусть остерегается [упасть] в пропасть. Ведь разве есть несправедливость у Бога? Ни в коем случае 85 ; но непостижимы суды Его и неисследимы пути Его 86 . Нераскаянность человека проистекает из его злой воли

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Книга 5 Глава I «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла; ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделания земли, но пар поднимался с земли, и орошал все лице земли»( Быт 2.4–6 ). Эти слова подкрепляют то мнение, что Бог сотворил только один день, те же шесть или семь дней можно считать повторением этого одного дня. Ведь теперь Писание, как бы подводя итог сказанному ранее, говорит: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо...». Никто же, в самом деле, не скажет, что небо и земля в данном случае упоминаются в том же смысле, что и в словах: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт 1:1 ). Тогда речь шла о творении прежде, чем появился день, о чем уже говорилось выше. Теперь же сказано: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время...», что ясно показывает, что говорится не о том, что было «в начале», до появления дня, когда тьма еще была над бездной, а о том, как сотворены были небо и земля уже во времени, когда были образованы части и классы вещей, из коих составилась вселенная и обрела тот вид, который называется миром. Таким образом, речь здесь идет о том небе, сотворив которое со всем, что там есть, Бог назвал твердью, и о той земле, которая со всем, что на ней есть, заняла вместе с бездною наинизшее место. В самом деле, (бытописатель) сказав: «Сотворил Бог небо и землю» прежде, чем упомянул о сотворении дня, здесь же повторив слова " земля» и «небо», но дважды и в таком контексте: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо...», тем самым ясно дал понять, что здесь, хотя он и повторяет те же названия, речь идет о земле и небе в другом смысле, нежели в начале (книги). Впрочем, уже само словосочетание «в то время, когда» недвусмысленно показывает, что иное понимание тут неприемлемо. Действительно, если бы было сказано: «Происхождение неба и земли... было время: Господь Бог создал небо и землю», то еще можно было бы предположить, что речь идет о тех земле и небе, что были «в начале», а о времени прибавлено, как было прибавлено ранее: «День один» ( Быт. 1:5 ). Здесь же мы видим одно целостное изречение, из которого явствует, что эти земля и небо появились уже после сотворения дня. Наконец, после слов: «Господь Бог создал землю и небо» добавлено: «И всякий полевой кустарник», что, как известно, было сделано в третий день. Из всего этого следует, что Господь создал только один день, от повторения которого явились второй, третий и остальные дни до седьмого включительно. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010