Это были св. Фекла, две Марии, Марфа и Ама. Павел подошел к ним с мечом в руках. «Несчастный, — сказали они ему, — ты хочешь предавать смерти овец своей паствы, пастырь ли ты? Кровь наша падет на твою голову». Павел отсек им головы с холодностью привычного палача. Правитель, не желавший расставаться с его деньгами, велел тайно задушить его, и он погиб как Иуда. Во все это время со-страдательная Яздундокта оказывала великую помощь и услуги мученикам. Будучи богатой аристократкой, она употребляла средства свои на то, чтобы облегчать страдания рабов Христовых. Так поступала она и в 376 г., когда обнародован новый жестокий указ против христиан. Она доставляла пищу христианам, заключенным в арбельской темнице за имя Иисуса Христа. Узнав о горьком положении мучеников (епископа Акепсима, пресвитера Иосифа и диакона Антиллага, истерзанных до крайности за св. веру), она призвала к себе начальника темницы и усердно просила его дозволить взять их из темницы к себе, дабы иметь удовольствие видеть их в своем доме хотя на короткое время. Она дала ему значительную сумму денег. Неохотно, со страхом он согласился на ее просьбу. Ночью послала она своих слуг в темницу, и они привезли блаженных страдальцев в дом ее. Здесь своими руками обвязала она раны их, осыпала поцелуями руки и плечи их и, смотря на горькое положение их, не могла удержаться от слез и стенаний. Они лежали перед ней как мертвые, без чувств. Блаженный Иосиф, придя в себя и увидев ее, горько рыдающую, сказал: «Приятно Богу твое страдание к страждущим, но напрасно так плачешь о нашей смерти». Благочестивая жена отвечала ему: «Я плачу не о том, что вы преданы будете смерти, но о том, что, быв осуждены на смерть, не тотчас преданы ей, а принуждены еще жить так жалко». Блаженный Иосиф отвечал ей: «Все наши несчастья составляют для нас величайшее счастье. Господь сказал: «узкие врата и тесный путь вводят в жизнь» (Мф. 7:14). Ты христианка, должна радоваться мучениям христиан: чем продолжительнее и несноснее эти муки, тем большая награда и светлее венцы готовы для них на небе».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

С этой стороны труд автора представляет бесспорную ценность: он облегчает изучение истории образования состава восточных литургий, дает возможность проследить по векам постепенное изменение их содержания, и в этом его главное значение. Но та же самая цель было бы выполнена еще с большим успехом, если бы, с одной стороны, автор дал в прибавлениях больше материала и тем освятил некоторые оставленные им без разъяснения темные моменты их истории литургий, а с другой, если бы иначе воспользовался сведениями о литургических текстах. При наличном же состоянии дела книга представляет чувствительные пробелы и недочеты. Наибольшее количество их выпадает на долю отдела о персидском обряде. В нем приведено маловажное и упущено ценное: приведен нисколько не разъясняющий истории развития несторианских литургий отрывок персидской анафоры VI ст., и оставлен без внимания тот богатый материал, который представляет по данному вопросу III т. Сочинения Ассемани «Bibliotheca Orientalis». Свидетельства Георгий Арбельского, патриарха Иоанна Исы (каноны об евхаристии), патриарха Иосифа II, митрополита Илии, все это обходится со стороны автора полным молчанием. Подобною же неполнотой отличается и свод данных по истории литургий сирийского и египетского обряда, в результате чего целые отделы их остаются без освещения. Так, автор не обращает никакого внимания на весьма важный вопрос о тех постепенных видоизменениях, которые потерпела первая часть (до молитвы верных) палестинских и александрийских литургий. Он не касается ни того, всегда ли она имела молитвы за оглашенных, ни того, когда совершился переход от ее древнего вида (VIII кн. Апостольских Постановлений и XXXVIII гл. Арабской Дидаскалии) к тому современному, который имеем в литургиях па. Иакова и св. Марка. Первый вопрос разрешается свидетельством Оригена (Contra Celsum) и коптских Апостольских Постановлений, второй – определением времени прекращения оглашения, точнее, показанием Максима Исповедника (Тайноводство). Ссылок на эти памятники труд автора не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Мученики при Шапуре II (309−379). Выделяются два собрания, из которых первое описывает мучеников, убитых в городе Селевкия-Ктесифон, либо в первые годы гонений (344−346), либо во второй период (376−377). Эти повествования, которые происходят либо от свидетелей, либо всего лишь от современников, большей частью собраны Марутой Майперкатским. Следует различать две редакции, первая из которых произведена в конце IV в., вторая же производилась на протяжении V в. и постепенно пересматривалась. В этом собрании рассказывается о следующих мученичествах: 1. Мученичество святого Симеона бар Саббаэ, епископа Селевкии-Ктесифона, который в 344 г. был убит, вероятно, потому, что, согласно актам, отказался взимать с христиан двойной налог, которого требовал Шапур II для продолжения войны с римлянами. Лучшая рукопись – Vat. Syr. 160 474 г. (ср. § 14). Издания. Kmosko О. PS II. Р. 715−777; древнегреч. перевод: Les versions grecqeus des Actes des martyres persans sous Sapor II. Ed. et trad. H. Delehaye. PO 2. P. 405−560; лат. перевод: Kmosko. Op. Cit.; нем. перевод: Braun O. Op. Cit. S. 5−58. Исследования. Vardanian P. A. Zurarm enischen Übersetzung der «Persischen Mäkiyrer». Händes am sorya 36 ( 1922). S. 269−300; Peeîers P. La date du m akiyre de S. Symeon archeveque de Seleucia-Ctesiphon. AB 56 (1938). P. 118−214; Higgins M. J. Date of Martyrdom of Simeon Bar Sabbae. Traditio 11 (1955). P. 1−36. 2. 2. Резня в Бет-Хузайе и святой Тарбо, Шахдост, 111 мужчин и 9 женщин, Барбашмин, 40 мучеников, Бадема, Акевшема со товарищи. Издания. ASM. Vol. 1. P. 1−59,83−91,104−20,141−207; AMS. Vol. 2. P. 248−60, 276−281, 291−306, 325−396; нем. перевод: Braun О. Op. Cit. S. 83−138. Другое собрание – " Адиабенские мученики» (Passionarium Adiabense) содержит акты мучеников этой провинции, столицей которой был город Арбела. Наиболее выдающимися среди них были: 3. Святые Иоанн и Иаков, епископы; св. Авраам, епископ Арбельский; Ханания, Иаков и Мария; Фекла, Мария со товарищи; Иаков и Азад. Издания. AMS. Vol. 2. P. 307−316; Vol IV. P. 128−141; ASM. Vol. 1. P. 121−131; нем. перевод (неполный): Braun O. Op. cit. S. 105−109.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Хормизд IV, шаханшах Хосров I Аношерван, шаханшах Хосров II Парвез, шаханшах Христина, мученица Целестин – см. Келестин Шаих ар-Рухани, аш- (=Иоанн Сава из Дилаиты) Шамта Шапур I, шаханшах Шапур II, шаханшах Шарбел, Эдесский мученик Шарбел и Барсамья, св. Шахдост Шемон – см. Симеон Ширин, царица, супруга Хосрова II Парвеза Шувхалемаран, en. города Карха Эдесские мученики Элевферий, Анфия и Корребор, св. Элия – см. Илия Элладий Кесарийский Энанишо 45 из Хадьява (Адибенский) (VII в.) Эпиктет Эрехфий Юлиан Галикарнасский Юлиан Отступник, им.; см. также Легенда о Юлиане Юлиана и Варвара, св. мученицы Юлиан Сава Юлиан, патриарх Антиохийский Юлий Африкан Юлий, папа Римский Юлий Римский, Псевдо Юнилий Африкан Юстин I, византийский император Юстин II, византийский император Юстин Философ – см. Иустин Юстиниан I, император Януарий Кандидат из Амиды (VII в.) Указатель сочинений Assumptio (Transitus) Beatae Mariae Virginis Chronicon Edessenum – см. Хроника Эдесская Chronicorum Canonum liber Евсевия – см. Хроника Евсевия Constitutions Apostolorum De fato – см. Книга законов стран Didascalia Apostolorum Doktrína Addai Doctrina Apostolorum Eranistes ( Феодорита Кирского ) Evangeliarium Hierosolymitanum – см. Переводы Св. Писания (сиро-палестинские) Historia Lausiaca – см. «Лавсаик» Horreum Mysteriorum– см. Аусар-разэ. Parva Genesis – см. Книга Юбилеев Philalethes (Севира Антиохийского) Protevangelium Jacobi – см. Протоевангелие Иакова Recognitions (псевдо) Климента Testamentm Domini nostri Jesu Christi Transitus Beatae Virginie– см. Assumptio Аграфы Акты – см. Деяния Анафоры (литургии) Апокалипсис Варуха Апокалипсис Ездры Апокалипсис Павла Апокрифы Апология Аристида Апология Мелитона Апостольские постановления – см. Constitutiones Apostolorum Апофтегмы отцов –см. Apophtegmata Patrm Арбельская хроника Аусар-разэ (Horreum Mysteriorum) Бытие, комментарий Варда Введение яковитское (анонимное) в Псалтирь Вопросы Симона Кефы Гимн апостолам Петру и Павлу (сиро-палестинский) Голубиная книга

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

(   - царь), согласно канонам Церкви Востока, необходимо добавлять в каждый евхаристический Хлеб прежде выпекания просфоры. Однако закваской это вещество является только в сакраментальном смысле, поскольку по составу оно представляет собой смесь пшеничной муки, соли, оливкового масла с добавлением неск. капель воды. При приготовлении просфор кроме св. закваски обязательно добавляется и обычная закваска ( Hanssens. Vol. 2. P. 169-174). По канонам Церкви Востока таинство Освящения закваски совершается только епископом в Великий четверг. Такая практика сохранилась только в Индии, а в др. местностях этот обряд совершают приходские священники. В состав чина обновления св. закваски входит молитва, включающая Sanctus и эпиклесис. Чин совершается на св. престоле и заканчивается знаменованием новой св. закваски остатками старой. По преданию, первая св. закваска была передана Самим Спасителем ап. Фоме, а от него - Аддаю и Мари, к-рые завещали совершать это таинство епископам Церкви Востока. Впервые св. закваску упоминает патриарх Юханнан бар Авгаре († 905), но статус таинства ей придается только в соч. Авдишо бар Бриха «Жемчужина» ( Abdisho. Marganitha. P. 58-59). Однако Псевдо-Георгий Арбельский и патриарх Тимофей II отрицали апостольскую древность этого обряда и не включали его в число таинств. Вероятно, обряд появился в эпоху активного миссионерства, когда потребовалось скрепить единство митрополии с удаленными приходами. Таинство Креста В Церкви Востока Крест почитается не только как символ Божественного домостроительства, но и как место невидимого присутствия силы Божией, к-рая вселяется в любое материальное изображение Креста с момента его изготовления и пребывает в нем, подобно тому как Шехина обитала в Ковчеге Завета (см.: Isaac. Syr. Hom. 11). Созерцание Креста, поклоны и простирание ниц перед ним составляют неотъемлемую часть восточно-сир. молитвенной практики. Вместе с тем изображение Распятия Христа запрещено и считается кощунством. Суточный круг богослужения характеризуется сохранением в полном объеме традиций древнего кафедрального богослужения при минимальном влиянии монашеской практики. Структура нек-рых служб, принцип деления Псалтири, набор праздников и нек-рые др. элементы указывают на изначальную связь с иерусалимской традицией. В VI-VII вв. можно предполагать влияние к-польского богослужения.

http://pravenc.ru/text/155372.html

Третья анафора (    ) носит имя Нестория. Однако его авторство отрицают большинство исследователей (см.: Naduthadam. 1992). С одной стороны, эта анафора тесно связана с антиохийской литургической традицией (видны заимствования из анафоры Златоуста), с другой - как и анафора Феодора, основана на богословии Феодора Мопсуестийского. Она используется 5 раз в году: на Богоявление, память св. Иоанна Крестителя, греч. учителей, в среду поста ниневитян и в Великий четверг. Самый ранний чин литургии отражен в 17-й метрической гомилии Нарсая Нисибинского «Раскрытие тайн» ( Narsai. Hom. Vol. 1. P. 270-296). Высказывавшиеся ранее сомнения в ее подлинности в наст. время отвергнуты (см.: Jammo. 1979. P. 13-25), но признано наличие поздних интерполяций в тексте (в частности, утверждение о чтении «Отче наш» в конце службы). Чин литургии описывается у Нарсая с момента удаления оглашенных и до последнего благословения. Первое полное толкование на литургию принадлежит перу Гавриила Катрайи († 615) (лат. пер. его «Толкования служб» см.: Jammo. 1979. P. 29-48; англ. пер.: Vavanickunnel. 1977. P. 87-104). Все последующие комментарии - Авраама бар Лифе († 823), Псевдо-Георгия Арбельского (IX в.), Авдишо бар Бриха († 1318) - воспроизводят ту же схему. В неизданном соч. патриарха Тимофея II «О 7 основаниях таинств Церкви» (Vat. syr. 151) есть раздел о литургии ( Vries W. , de. 1942). В наст. время чин литургии - один и тот же при всех 3 анафорах. Однако в древних рукописях рубрики к анафоре Нестория отличаются от рубрик к 2 др. анафорам (воспроизведены в нек-рых совр. изданиях, напр.: Alichoran. 1982. P. 208-214). Традиционно евхаристическое богослужение совершается утром по воскресеньям и в дни праздников. На 1-й и 4-й седмицах Великого поста и на Страстной седмице литургия совершается вечером. В ср. века в период Великого поста совершался обряд причащения Преждеосвященными Дарами. По преданию, патриарх Гиваргис II (828-830) перенес совершение этого обряда с утра на вечер. Литургия состоит из 3 частей: литургий слова, освящения и причащения, к-рые внешне соединены последовательным продвижением священнослужителей сначала к виме для чтения Свящ. Писания, а затем от нее к алтарю для освящения Даров. В средневек. комментариях эти процессии толкуются как символы Воплощения и Искупления.

http://pravenc.ru/text/155372.html

Впрочем, окончательный разрыв наступил только после араб. завоевания. Согласно восточносир. канонисту X в. Георгию Арбельскому ( Assemani. BO. T. 3/2. P. 372-373), система епископата, основанная на Востоке еще апостолами, выглядела так: епископ, епископ-митрополит, епископ общий («католикос»), епископ-патриарх. Все титулы, кроме первого, назывались по-гречески. Однако после разрыва с К-полем «Восток отказался от главенства Антиохийского Патриархата», в результате чего несториане возвысили титул своего предстоятеля епископа-католикоса до патриаршего уровня. Эту концепцию до сих пор официально разделяет Церковь Востока, хотя ее историчность была подвергнута критике уже со стороны И. С. Ассемани . Но фактические ошибки Георгия не отменяют указания на соборное решение, содержащееся в церковном Предании. По сообщению яковитского патриарха-хрониста Михаила Сирийца (XII в.), между 595 и 602 гг. Антиохийский патриарх прибыл в сасанидский Иран, чтобы освятить 3 церкви, построенные шахом Хосровом II для Марии, приемной дочери визант. имп. Маврикия ( Mich. Syr. Chron. T. 2. P. 372). Это означает, что во время пребывания патриарха в Иране между ним и иерархами Церкви Востока уже не было никаких контактов ( Fiey. 1970. P. 67) и термин «католикос-патриарх» употреблялся вне связи с греч. Патриархатом Антиохии. Яковитский богослов XI в. Ибн Джарир связывает разрыв между Антиохией и Ктесифоном с деятельностью митр. Бар Саумы (V в.; Abu Nas r Yah ya   ibn H ar r al-Takr t . 1865. P. 21). Др. авторы указывали на дальность пути из Ктесифона в Антиохию, на необходимость разделения весьма расширившегося диоцеза Восток ( Ibn at -T aiyib. 1957. Tl. 2: [Text.] S. 113-119) и на «правило Никейского Собора» ( Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 3. Col. 121-122; в связи с учреждением яковитского мафрианата). Последнее указание ставит вопрос о рецепции канонов Вселенских Соборов на Востоке. Может показаться, что имеется в виду 6-е прав. I Вселенского Собора, определяющее «древние права… прочих епархий», которое толкуется как гарантия независимости Ирана от Антиохии.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

По мнению Фие, практика посвящения епископа Селевкии-Ктесифона Антиохийским патриархом, если и существовала в первые века, была нерегулярной ( Fiey. 1970. P. 68). В дальнейшем в связи с христологическими спорами и враждой Византии и сасанидского Ирана начинается процесс автономизации Церкви Востока, выражением которого стало именование предстоятеля Церкви К. Впрочем, как показал Д. Винклер, еще в VI в. в Церкви Востока главенствовало мнение, что она составляет 5-й Патриархат после 4 греческих ( Winkler. 2003. S. 17). В текстах восточносир. канонического сб. «Сунхадос» («Книга Соборов», Synodicon orientale) термин «католикос» используется со времен Собора патриарха Исаака (410) ( Chabot. Synod. orient. P. 18), поэтому происхождение титула обычно относят к нач. V в. (см.: Esbroeck. 1991. P. 499). Однако этот сборник - компиляция VII-VIII вв., в которой к эпохе древних Соборов могло быть применено позднее использование титула. У. Макомбер установил, что термин «католикос» появился впервые в письмах Бар Саумы , митр. Нисибинского (ок. 485; Braun. 1896), к-рые сохранились в составе «Книги Соборов» ( Chabot. Synod. orient. P. 525-539). Согласно де Врису ( Vries. 1964. P. 441-442), опирающемуся на Хронику Сеерта, Арбельскую хронику и Мученичество Милеса, особое положение епископа Селевкии-Ктесифона могло возникнуть уже в 1-й пол. IV в., при Мар Папе: епископ сасанидской столицы стал претендовать на права архиепископа. На следующем этапе, при Исааке, он назывался «великим митрополитом», а в деяниях позднейших Соборов, при патриархах Яваллахе I (415-420) и Дадишо (421-456), именование предстоятеля приобретает классический вид «патриарх-католикос» ( Winkler. 2003. S. 27-31). Употребление термина «католикос» в церковной традиции восточных сирийцев напрямую связано с автокефальным статусом Церкви Востока, а затем и с разрывом церковного общения с греч. Патриархатами, к-рый в Иране соотносили не столько с осуждением патриарха Нестория , сколько с истолкованием решений Эфесского и Халкидонского Соборов в духе аполлинарианства и евтихианства.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

74 . Авдишо III 205 митрополит бет-гармайский хрт. 13 ноября 1138 α † 25 ноября 1147 γ. 75 . Ишо’яв V 206 епископ бет-завдайский хрт. 7 ноября 1148 α † 25 мая 1175 α. 76 . Элия III 207 митрополит нисивинский хрт. 25 янв. 1176 α † 12 anp. 1190 ε. 77 . Явалаха II 208 митрополит нисивинский хрт. 27 мая 1190 α † 31 янв. 1222 β. 78 . Савришо IV 209 митрополит хаззский и арбельский хрт. 31 июля 1222 α † И6 июня 1225 β. 79 . Савришо V 210 митрополит бет-гармайский и дакукский хрт. 26 апр. 1226 α † 20 мая 1256 ς. 80 . Маккика II 211 митрополит нисивинский хрт. 18 марта 1257 α † 18 anp. 1265 ς. 81 . Денха I 212 митрополит хаззский и арбельский хрт. И5 ноября 1265 α † 24 февр. 1281 β. 82 . Явалаха III 213 митрополит танкатский хрт. 2 ноября 1281 α † 12 ноября 1317 ς. 83 . Тимотеос II 214 Яусеф, митрополит арбельский хрт. февр. 1318[ α] † в 1328 г. Алфавитный Указатель к „Списку Католикосов“   Имена, поставленныя в ( ), упоминаются лишь в экскурсе Г. – Арабские цифры после имен указывают нумерацию католикосов по Ассемани. (Абрис, 5). Ишо-бар-Нун, 49 IV, бар-Каюма,78 Ишо яв: V, бар-Масихи, 79 I, арзонайя, 32 Саргис, 54 II, бар-Брик-севьяне, 44 II, гдалайя, 35 Сливазка, 42 Авдишо: III, хадьявайя, 37 Сурен, 45 I, бар-Акре, IV, бар-Хазкиель, 66 Теводосьйос, 53 -гармакайя, 62 Тимотеос: II, аторайя, 70 Йоханнан: III, бар-Ма’ла, I, бар-Марта, 39 – мауслайя, 74 II, бар-Нарсэ, 56 Томарса, 14 Аврахам: III, бар-Авгаре, Хазкиель, 31 – бар-Хгире, Хнанишо: – ибну-ль- I, Хгира, 40 III, Авраза, 59 А’радж, 58 (Аггай, 3) IV, бар-Назоль, 65 Шахдост, 12 (Аддай, 2) V, бар-Таргаль, 68 (Шахлупа, 9) Акак, 23 –даснайя, 41 Шила, 25 Аммануель, 60 Каюма, 15 Шим’он (Ахадавау, 8) Маккика: I, бар-Сабба’е, 11 Ахай, 17 I, бар-Шлемон, 71 Явалаха: Бавай, 24 Бавовай, 22 Ма’на, 19 II, бар-Каюма, 77 Барба’шмин, 13 Марабохт, 20 III, 82 Барсаума, 73 Я’ков: Гиваргис: II, ибну-с-Сайях, 50 Маремме, 36 Яусеф, 30 Григор, 34 Нарсэ, 26 Элиша, 27 Дадишо, 21 Павлос, 28 Денха I, 81 Папа, 10 Иванис: Петион, 43 II, бар Ма’ла, 72

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

    Бот-Лапет город, иначе Ахвац в гузитской области в Персии. Зам. 20 февр.     Бет-Салое город (Бет-Селун). Зам. 22 янв.     Библиотека в Иерусалиме. Зам. 12 дек.     Борьба на зрелище с добрыни целями не осуждается. Зам. 27 окт.     Бостра в Аравии город. Мес. 13 июня.     Вавилон в Египте. 21 окт. об Иларионе.     Валви, Валвина (Валвура), приморский город в Азии, 13 апр. об Артемоне.     Варвалиссо на западной стороне Евфрата, 7 окт. о Сергии и Вакхе.     Васадон в Капоадокии, 7 нояб. об Иероне (Валвадон. Banduriu итрег. ог. Т. I. 135).     Венефалы — местность неизвестная. Мес. 27 авг.     Ветулия на пути из Газы в Египет, по у Шпрунера севернее Газы, 21 окт. об Иларионе.     Виатовы — местность в Царьграде. Мес. 10 июля.     Виглентий — местность в Царьграде. Зам. апр. 28. Мес. авг. 1.     Визия город во Фракии, 21 янв. и 20 авг.     Виллапата город. Зам. 19 мар.     Влахерны — местность в Царьграде. Зам. 1, 2,7 и 31 июля. Мес. 16 мая, 31 июля, 7 авг., 1 окт. и 26 дек.     Влеммиане. Зам. 14 янв.     Вуколиевы — местность в Царьграде.     Вунени близ Лариссы, 9 мая.     Галисийская гора близ Ефеса. Зам. 7 нояб.     Ганос гора во Фракии. Зам. 23 мар.     Гвозди креста Христова. Мес. 6 мар. и 14 сент.     Георгиевы по ту сторону в Царьграде. Мес. 30 янв.     Гераклея фригийская или Пиринф на берегу Мраморного моря, мая 7 Акакий, 11 Мокий, 13 Гликерия.     Гераклея черноморская, 8 февр. и 8 июня о Феодоре стратилате.     Гермополь. Зам. 10 мар.     Глубокая река — монастырь сего имени. Мес. 13 янв. Зам. 1 июля и 7 сент.     Гонит город, вероятно, в арбельской области, 3 нояб. об Акепсиме.     Гоноратовы — местность в Царьграде.     Гонориада область в Вифинии, 24 авг. о Татионе.     Губаг или Губа в Малой Армении, 28 мар. об Ионе и Варахисии См. Вильча.     Гузитская область на восточной стране Тигра к югу.     Григорий, турский писатель. Зам. 4 авг., 28 окт.     Дабула город во Фракии. Зам. 16 нояб.     Дагатовы — местность в Царьграде. Зам. 12 июня.     Далматские медведи, 5 авг. о Понтии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007