Йешу бар Шушан Бар Эврайа (Бар Эвройо) – см. Григорий Абу-ль-Фарадж Барадей – см. Иаков Бурдеана Барбашмин, еп. Селевкии-Ктесифона, мученик Бардайсан – см. Вардесан Барзуйе, герой повестей Калила ве-Димна Барсамья, 18 еп. Эдесский – см. Мученичество Барсамьи Барсаума 19 (Варсума), архим., монофизит (V в.) Барсаума, еп. Кархи Барсаума, митр. Нисибинский (V в.) Барсаума, настоятель Бет-Аве (VII в.) Барсахде 20 из Карха-де-Бет-Селоха (VIII в.) Бархадбешабба 21 дё-Бет-Арбайе Бархадбешабба Хелуанский Баршавья Бар-Эбрей– см. Григорий Абу-ль-Фарадж Баут, монах Бехнам Буд (Бод), периодевт (VI в.) Вакх, св. Варвар, св. – см. Христофор Варвара и Юлиана, св. Варда – см. Георгий Варда Вардесан (Бардайсан), 22 еп. Эдесский (II в.) Bapýx, пророк– –см. Апокалипсис Варуха Василий Великий (Кесарийский) Василий Великий , Псевдо Василий Кипрский, свящ. Вит Харранский Воины, св. Вологез Нисибинский Гавриил из Сиарзура – см. Гавриил Таурета Гавриил из Шустрина Гавриил Катрайа (де-Бет-Катрайе) (VIIb.) Гавриил Таурета 23 из Сиарзура (VII в.) Гавриил Шиггарский, врач (VII в.) Гаде Гален и Псевдо-Гален Гамала – см. Афанасий I, сир. патриарх Гармоний, сын Вардесана Гемеллин Перрский Геннадий Марсельский Георгий I Арбельский (из Кафры), католикос Востока (661−680) Георгий, хореп. Амида Георгий (Map Георгий), еп. арабов (724) Георгий из Беэльтана, сир. патриарх (758−89/790) Георгий Македонянин Георгий аль-Макин (XIII в.) Георгий Иоанн бар Масой (Масавайхи), Георгий, еп. Нисибина (VII в.) Георгий Столпник Георгий, еп. Серугский (VII в.) Георгий, монах Георгий, св. Гераклид – см. Книга Гераклида Гордий и Феонилла, св. Гормизд – см. Хормизд Григорий(Иоанн)Абу-ль-Фараджбар Ахрон (бар Эвройо, Бар-Эбрей), мафриан (1286) Григорий I, католикос Востока (605−609) Григорий И, католикос Григорий Богослов – см. Григорий Назианзин Григорий Кашкарский, глава школы в Махозе (=Григорий I, католикос?) Григорий Кесарийский, биограф Григория Назианзина Григорий Кипрский , игумен Григорий Назианзин (Богослов) Григорий Нисский Григорий Чудотворец Григорий Чудотворец , Псевдо-Григорий, мученик Гуварлаха, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Анафемы также могли произносить лишь соборы. Областной собор мог низлагать не иначе, как с соизволения патриарха. Эти соборы собирались в митрополичьем городе дважды в год и занимались только второстепенными делами 20 . Митрополит не мог рукополагать в епархии одного из своих соподчиненных епископов. Один только патриарх есть судья всех и может рукополагать, где ему угодно, потому что он есть «всеобщий отец» 21 . Отлучение, совершенное патриархом, еще и теперь считается весьма серьезным наказанием, и особенно в горах, где никто не будет говорить с тем, кто находится под отлучением Мар-Шимуна. Отлучение, однако, всегда может быть снято, «так как согрешившему предоставляется покаяться». Низложение, с другой стороны, «делает человека мертвым, и оно совершается только над духовенством. Если низложенное духовное лицо раскаивается, оно не получает уже своей степени обратно» 22 . Среди епископов, признающих власть Мар-Шимуна, имеется один только митрополит, обыкновенно для краткости называемый матраном, династическое имя которого Мар-Хнанишу, т. е. «мой господин, милость Иисусова». Его личное имя, данное ему при крещении есть Исаак. Он подписывается: Исаак Хнанишу. По своему сану он считается вторым лицом в церкви. Теперь нет уже провинций, как было в древности, и Мар-Хнанишу не располагает даже и ограниченною митрополичьей властью, как она признается канонами. По соседству он имеет двух епископов, которые более или менее зависят от него и которые, пожалуй, могут быть названы его суфраганами; но его известная честность дает ему уважение и влияние, которые идут гораздо дальше его непосредственного соседства. Ему именно принадлежит право посвящать в сан патриарха, и он может также рукополагать епископов; но в действительности, это вообще делается самим патриархом. Митрополиты, по толкованию сиро-халдейцев, назначены были ап. Павлом в главные города, а епископы – в меньшие. Сначала Селевкия была митрополичьим городом; но когда она сделалась патриархатом, были сделаны следующие провинции, имевшие преимущества сообразно с порядком их появления: 1) Элам или Элимаида (в юго-западной Персии); 2) Низибия; 3) Нижний Евфрат или Бусра; 4) Ассирия или округ Мосульский и Арбельский.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/katoli...

135-136 136-137 АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) 137-138 138-139 139-140 140-141 141-142 142-143 АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВКСЕНТИЙ I († 374), еп. Медиоланский, предшественник свт. Амвросия на кафедре Медиолана (Милана), арианин 144-145 АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф 145-146 146-147 147-148 148-149 АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) 149-155 АВРААМ [Авраамий] († между 344 и 352), еп. Арбельский [Арвильский], сщмч. (пам. 4, 5, 7 или 8 февр.) 156-157 АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. 157-158 158-159 АВРААМ БЕТ-РАББАНСКИЙ (сер. V в. - 569), сирийский богослов и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) 159-160 160-161 161-163 163-165 165-166 166-167 167-168 АВРААМИЙ (Венгерский Алексей Иванович; † 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки 168-169 169-170 170-171 АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " 171-172 172-173 АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАШКАР [сир.  ], город-крепость в Юж. Месопотамии на берегу р. Тигр, один из древнейших центров христианства на территории древней Вавилонии (совр. Ирак), кафедра Церкви Востока . Название не встречается ранее V в. по Р. Х.; возможно, оно связано с новоассирийским топонимом Каскари. Арам. название может происходить от слова   (земледелие). В житийном цикле «апостола Вавилонии» Мар Мари повествуется о том, что он обратил в христианство население К. прежде жителей Селевкии. Т. о., по сир. традиции К. является старейшим христ. центром Месопотамии. Согласно «Книге башни», написанной в XII в. несторианским писателем Мари ибн Сулейманом и дополненной в XIV в. Амром ибн Маттой, Мари рукоположил для К. 1-го епископа в этом регионе. Поэтому епископ Кашкарский занимал в иерархии Церкви Востока 2-е место после католикоса-патриарха и, согласно 21-му прав. Собора, проведенного при католикосе Исааке (410), выполнял функции местоблюстителя, когда патриаршая кафедра оставалась вакантной ( Chabot. Synod. orient. P. 33, 272). Самое раннее упоминание епископской кафедры К. содержится под 224 г. в Арбельской хронике (VI в.). Маловероятным представляется встречающееся отождествление К. с г. Касхар (Кархар), епископ к-рого свт. Архелай во 2-й пол. III в. вел полемику с Мани , о чем повествуется в «Деяниях Архелая» (1-я пол. IV в.). При Шапуре II (309-379) город прославили неск. мучеников-епископов: Павел (между 341 и 350), Авда и Авдиес (377). Известны имена мн. епископов К. в IV-XII вв. (см.: Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 839-840, 899-900). Двое из них, носившие имя Исраэль († 872 и 961), оставили богословские сочинения на араб. языке. Как сообщает Ишоднах , еп. Басрский (IX в.?), в «Книге целомудрия» и др. источники, из К. происходили мн. католикосы и известные деятели, в т. ч. знаменитый реформатор монашеской жизни VI в. Авраам Кашкарский и влиятельный врач и астролог при дворе Хосрова II (590-628) Мар Аба. В К. существовала богословская экзегетическая школа, одним из учителей к-рой в VIII в. был Феодор бар Кони .

http://pravenc.ru/text/1683981.html

Правитель, не желавший расстаться с его деньгами, велел тайно задушить его и он погиб как Иуда 14 . Во все это время сострадательная Яздундокта оказывала великую помощь и услуги мученикам. Будучи богатою аристократкою, она употребляла средства свои на то, чтобы облегчать страдания рабов Христовых. Так поступала она и в 376 г., когда обнародован новый жестокий указ против христиан. Она доставляла пищу христианам, заключенным в Арбельской темнице за имя Иисуса Христа. Узнав о горьком положении мучеников (епископа Акепсимы, пресвитера Иосифа и диакона Антиллага (Аифала), – см. выше стр. 11–19), она призвала к себе начальника темницы и усердно просила его дозволить взять их из темницы к себе, дабы иметь удовольствие видеть их в своем доме хотя на короткое время. Она дала ему значительную сумму денег. Неохотно, со страхом, он согласился на ее просьбу. Ночью послала она своих слуг в темницу и они привезли блаженных страдальцев в дом ее. Здесь своими руками обвязала она раны их, осыпала поцелуями руки и плечи их и, смотря на горькое положение их, не могла удержаться от слез и стенаний; они лежали пред нею, как мертвые, без чувств. Блаженный Иосиф, придя в себя и увидя ее горько рыдающую, сказал: «приятно Богу твое сострадание к страждущим, но напрасно так плачешь о нашей смерти». Благочестивая жена отвечала ему: «я плачу не о том, что вы преданы будете смерти, но о том, что, быв осуждены на смерть, не тотчас преданы ей, а принуждены еще жить так жалко». Блаженный Иосиф отвечал ей: «все наши несчастия составляют для нас величайшее счастие. Господь сказал: узкие врата и тесный путь вводят в жизнь ( Мф.7:14 ). Ты – христианка, должна радоваться мучениям христиан: чем продолжительнее и несноснее эти муки, тем большая награда и светлее венцы готовы для них на небе». Пред рассветом следующего дня мученики отвезены были в темницу. После шестимесячного заключения исповедники вновь были терзаемы и наконец объявлено было приказание о страдальцах: закопанных в яму христиане побьют камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

е. уже в 1085 г. селевкидов. Эта хронологическая загадка решается, вероятно, след. образом: Я’ков был рукоположен 7 июля 754 г.­11 мухаррама 137 г. хиджры. Пятый месяц его патриаршества истек 10 джумада второго 137 г. Затем 13719 лет дают приблизительно время его кончины 10 джумада второго 156 г. хиджры,– день, соответствующий 8 мая 773 г., 8 ияра 1084 г. селевкидов. 178 Элия нисивинский (на основании «хроники католикосов») пишет под 159 г. хиджры (31 окт. 775–18 окт. 776): «в этом (году) был избран Хнанишо, епископ лашумский, и поставлен в католикоса». Амру (Assemani, III, 1, рр. 155. 156) называет его «епископом над Лашумом (Lâšûm), иже есть Дакук (Dâqûq)», и говорит, что он патриаршествовал «четыре года». – Лашум лежит близ Дакуки (см. под 33). Обычное явление, что кафедра находилась не в значительном городе Дакуке, а в незначительном Лашуме. Ср. Хр. Чт. 1899, I, 334. 179 îmôt h e’os " ­T ιμθεος. Бет-Багеш (Bêt h -Bg h š, Bêt h -Bg h š; и у арабов Bâba γîš, Вâ γâš) – кафедра, подведомая митрополиту хдайявскому (арбельскому). Центр бет-багешской епархии, вероятно, был около нынешнего селения «Раббан-Дадишо» (на восток-к-югу, EgS, α­97°4», от Джуламарка, в 6409 саженях – 13673 me по воздушной дуге), в котором прежде жили католикосы мар-Шим’оны до переселения в Кочанис (к северо-востоку, NE, α­46°33», от Джуламарка в 5291 саж, – 11289 me по воздушной дуге). Несомненно, в пределах Бет-Багеша (и именно в Бет-Багеше в направлении к Дасену) лежало селение Заран (Zaran, у нынешних путешественников Zerîn, Zerêni, Zerayni, Zerany) в нынешней провинции Джелу. В 3771 саж. (8046 me расстояние по воздушной дуге на восток к-северу (EgN, α ­78°l5») от Зарана лежит Мар-Зайя (об этом подвижнике была речь в Хр. Чт. 1899, I, 546); а в 1692 саж. (3611 me по воздушной дуге на юго-юго-восток (SSE, α­153°42») от Зарана лежит селение с выразительным именем Mrt h â d h -ъûтгâ, Госпожа (Богородица) монастырская (ъûтгâ – букв., " обитель», большой монастырь, если угодно – лавра в русском смысле этого слова).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В 1551 г. умер Шимъон VII. Начались quasi-bыбopы преемника ему, и на этот раз серьезно заявила о себе партия недовольных. Они находили совсем не полезным для церкви, что сан католикоса почти 100 лет переходит, словно по наследству, все к членам одной и той же фамилии; да и личность племянника двух дядей, который собирался воссесть на кафедру католикосов, по-видимому, была антипатична этой партии, состоявшей из множества мирян, монахов и священников и трех епископов: арбельского, адрбайганского и саламасского 121 . Недовольные держали два совещания – в Газарте и в Мосуле – и решили: искать для своего избранника хиротонии в – Риме!!! Этим проручествуемым в католикоса оказался Сулака 122 , монах из монастыря Раббан-Хормуз. 18 ноября 1552 г. этот ставленник был уже в Риме, 20 февраля 1553 г. произнес исповедание веры, 9 апреля был Юлием III рукоположен – под именем Иоанна – в патриарха халдейской церкви, что в Мосуле, а 12 ноября того же 1553 года прибыл уже в Диарбакир. Утвердиться в Мосуле новому патриарху не удалось. Шимъон VIII бар-Мама не дремал: он подкупил диарбакирского вали, и тот посадил «патриарха милостию римскаго престола» в темницу, где Сулака в начале 1555 г. и был убит. Однако он успел кое-что сделать: он вовремя рукоположил Авдишо в митрополита газартского и Хормуза во архиепископа амидского, нарекши этому последнему имя Элии. – По смерти Иоанна, Авдишо был избран в патриарха халдейского, в Риме утвержден в этом сане и был даже одним из отцов тридентского собора; а Элия Хормуз отправился, вместе с привезенными Сулакою из Рима доминиканами, миссионерствовать в Малабар. – Сами же папистические писатели признают, что преемник Авдишо Явалаха – или как он ни назывался – не получил «апостольской конфирмации», потому что за нею в Рим и не обращался; видимо, этот халдейский патриарх был весьма равнодушен к делу унии с Римом, и оно могло бы умереть своею естественной смертью . Но в 1565 г. возвратился из Индии архиепископ Элия Хормуз, чемпион униональной идеи, и возымел сильное влияние на ход церковных дел. Под влиянием этого Элии Хормуза в 1575 г. примкнул к «православным халдеям» отложившийся от Элии VI архиепископ саламасский и се’рдский Денха со своею паствою. По смерти Явалахи ок. 1580 г. Денха – с именем Шимъона IX – избран был в патриарха халдейского, и ревностный Элия Хормуз сам ездил в Рим и в 1582 г. привез новому мар-Шимъону паллиум. Резиденцией Шимъона IX был город Урми.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Возможно, вопрос о прерогативах Селевкийского епископа был вызван претензиями Антиохии или просто желанием навести порядок, тем не менее, постановления Собора в этой части достойны того, чтобы быть отмеченными. Собор объявил епископа Селевкии-Ктесифона «Католикосом, Архиепископом всего Востока, Великим Митрополитом и Главой всех епископов, которые должны подчиняться ему как Самому Христу» . Можно было бы подумать, что речь идет просто об образовании какого-то митрополичьего округа вокруг столицы, с почетными титулами для предстоятеля, но нет. Далее подробно перечисляются эти самые «все епископы», главой которых отныне является «Католикос и Великий Митрополит»: митрополит-викарий Кашгара, митрополит Бет-Лапата, митрополит Нисивина, митрополит Карки Майшанской, Арбельский митрополит и митрополит Карки Бетселокской, – каждый со своими тщательно перечисленными суффраганами . То есть, другими словами, все митрополиты и все епископы Персидской Церкви того периода должны были подчиняться Католикосу. Итак, в 410 г. в Иране был образован настоящий патриархат – сеть митрополий и надмитрополитанская степень в виде «Католикоса и Великого Митрополита Селевкии-Ктесифона». Причем степень власти нового Католикоса была обозначена, хотя и несколько поэтично, однако предельно максимально – все архиереи обязаны были «подчиняться ему как Самому Христу». Шах немедленно утвердил решения Собора, председательствующие персидские чиновники торжественно провозгласили все соборные решения и объявили о серьезных светских наказаниях всем нарушителям этих постановлений. Более того, Собор фактически предоставил шаху право утверждения католикоса, который фактически становился официальным государственным лицом, правда, в нехристианском государстве. Официальное объявление шаха звучало так: «Яздигерд, Шахиншах, ныне повелевает следующее: “Всякий человек, которого вы изберете [католикосом] станет вашим главой. Никто не сможет отделяться от него, если же кто-то не подчинится ему, как мы и раньше сказали, и как Шахиншах мы и сейчас говорим, что преступление такого человека будет наказано, как оно того заслуживает”» .

http://bogoslov.ru/article/1841861

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКЕПСИЙ И АИФАЛ [Апсей, Хафсай; греч. Ακεψης] и Аифал († 354), мученики Арбельские (пам. 11 дек.). Аифал, жрец храма богини Шарбель в Арбеле, столице Адиабены , страдал недугом (кровотечением, «как у женщин»), от к-рого его не избавили многократные молитвы языческой богине. По совету христианина, увидевшего его мучения, Аифал обратился за помощью к местному епископу, к-рый исцелил его молитвой. Уверовав во всемогущество истинного Бога и опасаясь преследования язычников, Аифал ушел с христианами в г. Махозе д-Ареван (на р. М. Заб), где принял Крещение. Впосл. он вернулся на родину и стал успешно проповедовать новую веру. Из-за гонений многие христиане вынуждены были покинуть Арбелу. Аифал последовал за ними, но по пути задержался, не в силах оставить родной город. Враги узнали Аифала, заковали в цепи и доставили в крепость Хазза под Арбелой. Шапур-Тахмшапур, мобед (верховный жрец) Адиабены, после допроса Аифала повелел страже доставить его на место казни христианина диак. Бархадбешаббы (в июле 354), надеясь добиться раскаяния при помощи устрашения. Но вид пыток и казни единоверца не сломил духа Аифала. Его заточили в тюрьму вместе с А., диак. ц. Матта д-Арабайе. Мобед Адиабены позднее отправил их на суд в царскую ставку, к-рая находилась в Хузистане. По прибытии в Бет-Лапат Аифал и А. предстали перед судом шаханшаха и после пыток и безуспешных увещеваний были обезглавлены 16-го числа сир. месяца канун (дек. 354). Краткое житие святых мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие включено под 11 дек. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 234-235). Иконография Изображение мученичества святых представлено на миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. gr. 1613. Р. 368.). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., говорит о мучениках следующее: «Акепсий, старец, и Аифалай, юный диакон, были обезглавлены мечом» (Ч. 3. § 22. Дек. 11).

http://pravenc.ru/text/63850.html

Об участии М. в конфликте, связанном с еп. Папой, сообщают многие сир. источники, напр. акты Собора 424 г. ( Chabot. Synod. orient. P. 46, 289-290), апокрифические послания Папы ( Braun O. Der Briefwechsel des Katholikos Papa//ZKTh. 1894. Bd. 18. S. 163, 346), т. н. Арбельская хроника и др. (см.: Fiey J. M. Jalons pour une histoire de l " Église en Iraq. Louvain, 1970. P. 72-75. (CSCO; 310. Subs.; 36); Schwaigert. 1990). По мнению Г. Вестфаля, суд над Папой произошел в 313/4 г. ( Westphal G. Untersuchungen über die Quellen und die Glaubwürdigkeit der Patriarchenchroniken. B., 1901. S. 60-62, 82-84). Согласно большинству исследователей, М. пострадал в 1-й год гонений на христиан персид. шаха Шапура II (309-379; см. ст.: Гонения на христиан в доисламском Иране ), т. е. в 341 г. Однако Ж. Лабур , ссылаясь на то, что в списке персид. мучеников (без дат памяти), к-рым свт. Маруф Мартиропольский дополнил Сирийский мартиролог (411), М. и 2 его ученика названы в числе первых мучеников (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 23), предположил, что их казнь произошла до начала гонений ( Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 72 (not.)). В пользу данной гипотезы говорит тот факт, что в Мученичестве М. нет к.-л. указаний на преследования христиан. В т. н. Хронике Сеерта (сост. до 1023) М. и его ученик Абурсам названы в числе пострадавших вместе с Селевкийским митр. Сахдостом, их казнь датирована мартом (Hist. Nestor. Pt. 1(1). P. 310-311). В «Каталоге писателей» Авдишо бар Брихи ( 1318) говорится, что М. сочинял послания и речи на разные темы ( Assemani. BO. T. 3/1. P. 51). В сир. Житии Мар Авгина (см. Евгений, прп. ) рассказывается о том, как М., возвращаясь из Иерусалима в Персию и прибыв в Нисибин, пожертвовал на строительство церкви 300 динариев, к-рые занял у местных купцов. Затем он посетил на горе Изла Мар Авгина, и оба подвижника явили друг другу дар провидения, причем Мар Авгин предсказал, что М. обличит еп. Папу и примет мученическую кончину, о чем далее повествует автор Жития в подтверждение исполнения пророчества ( Bedjan. Acta. T. 3. P. 431-435 (рус. пер.: Житие блж. Мар Евгена, начальника иноков, в стране Низибийской на горе Изла/Пер.: архим. Пимен (Белоликов)// Феодорит . История боголюбцев. М., 1996р. С. 417-419)). В арм. версии Мученичества М., переведенной с греческого, также присутствует подробный рассказ об отношениях М. и Мар Авгина, который в армянской традиции частично отождествляется с Иаковом Нисибинским (см.: Мелконян Г. Г. Армянский перевод «Жития Мар-Авгена» (Из источников Фавста Бузанда)//ППС. 1967. Вып. 17(80). С. 121-126).

http://pravenc.ru/text/2563206.html

   001    002    003    004   005     006    007