Поклонение волхвов отличается здесь своеобразными особенностями по сравнению с памятниками древнехристианской живописи и скульптуры со стороны форм и идеи сюжета; сильное тяготение художника к возведению исторического факта на степень пышной церемониальной сцены, имеющей идеальное значение, обозначает прочное начало нового направления в истории сюжета. Оно находится на триумфальной арке с левой стороны 939 . На большом троне багряного цвета, украшенном драгоценными камнями, с голубым седалищем, сидит Спаситель; десница Его благословляющая; голова окружена золотым нимбом с четырехконечным крестом – зародыш крестчатого византийского нимба. Одежды Его: серая туника и иматий. За троном стоят четыре ангела 940 в серых туниках, и среди них над головой Спасителя – звезда. По сторонам трона – две женщины 941 . На правой стороне – два молодых волхва 942 , с сосудами в руках, в туниках и анаксиридах, богато украшенных; у одного на голове род тюрбана, у другого – фригийский колпак; за ними – город. Идеальный характер композиции ясен с первого раза. 61. Мозаика Марии Великой в Риме. Спаситель уже не тот Младенец, который в памятниках рассмотренных сидит на руках Богоматери; Он на царском троне, в нимбе, усвоенном одному только Богу; Он – Царь небесный, и Ему служат небесные силы; к Нему приходят на поклонение земные властители в образе волхвов. Рого де Флери полагает, что мозаист смотрел на волхвов как на пришельцев из Персии и изобразил их в персидских костюмах. Космополитический город Рим в своем смешанном народонаселении, заключавшем в себе и представителей Востока, мог дать художнику образцы разнообразных костюмов земного шара, в том числе и персидских. Одно из доказательств исторической верности персидских одежд волхвов автор находит в открытой в 1831 г. мозаике, хранящейся теперь в неаполитанском музее и изображающей Арбельскую битву 943 . Костюмы сражающихся персов сходны с костюмами волхвов в мозаиках Марии Великой, особенно их колпаки, рукава, анаксириды и характер украшений 944 : но мы уже заметили выше, что эти костюмы похожи более на фригийские.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Ассирийские войны вызвали еще один ряд литературных произведений – оракулы и вопрошения солнечного божества. Первые влагались в уста богу для ободрения войска, отправлявшегося в поход, напр.: «Лук Элама я сокрушу, а твой укреплю; твоему оружию я дам крепость против всех врагов». До нас дошли вопрошения бога солнца от царей, особенно благочестивых и преданных жрецам – Асархаддона и Ассурбанипала, делавшиеся во всех выдающихся случаях, даже при определении на службу чиновников: жрецы таким образом получили влияние даже на выбор царем своих приближенных. Эти тексты имеют для историка большую важность. Напр.: «Царь Урарту или жители Гимирри двинутся к битве, войне и бою, чтобы убивать, чтобы грабить и брать добычу, к земле Шуприа, к г. Буму или к г. Куллимури или к другим укрепленным городам Шуприи, чтобы убивать, чтобы убить, чтобы грабить, что можно грабить, чтобы брать в добычу, что попадется, из укрепленных местностей Шуприи и уводить к себе много, или мало. Ты, великое божество, знаешь это. Повелено или определено это устами твоего великого божества, о Шамаш, великий бог? Узнаем ли мы и услышим ли об этом?» Вообще эти вопрошения имели стереотипную форму. Начинаясь с обычного: «О Шамаш, великий владыка, ответь мне надежным изречением на все, о чем я тебя вопрошаю», они содержали в себе ряд вопросов, на которые желательно получить ответ в определенный срок, затем ряд просьб, потом опять вопросы более кратко, потом предзнаменования и заключительную молитву. Кроме того, есть еще оракулы, обращенные к царю от лица Истар арбельской и других богов. Эти оракулы давались жрицами и стояли в связи с гаданиями по внутренностям животных. Они также касаются политики, войн и царского дома. Начинаются большею частью: «Я – Истар арбельская (или «воля Истар арбельской») к Асархаддону, царю Ассирии». Далее следует или простое обещание в одной фразе, или обращение. В одном вопрошении Истар арбельской Ассурбанипал подражает Гильгамешу, «искавшему жизни», и употребляет выражения, напоминающие его беседу с нимфой или с Утнапиштимом, напр: «Я жду от тебя подаяния жизни, посему я и бегу чрез пустыни, перехожу чрез реки и моря, чрез горы и высоты; меня сокрушают страдания и скорби; они поразили мой прекрасный образ»... Это свидетельствует о распространенности и влиянии эпоса в ассирийское время. За знакомство с ним говорит также существование omina (предзнаменований) для гадания по подвигам Гильгамеша.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Итак, на основании исторических данных мы должны отвергнуть свидетельство Талмуда о том, что председателями Синедриона были выдающиеся фарисейские ученые (Иозе бен-Иозер, Иошуа бен-Перахия, Иуда бен-Табай, Шемайя и Гиллель). Но Мишна вместе с тем утверждает, что в Синедрионе некоторое время существовали вице-председатели, которыми были также представители фарисейских школ. Они перечислены в приведенной Мишне Хагига II, 2. Это были: Иозе бен-Иоханан, Нитай Арбельский, Симон бен-Шетах, Авталион, Менахем и Шеммай. Существовала ли действительно в Синедрионе должность вице-председателя? В новозаветных книгах и сочинениях И. Флавия, как мы видели, все члены Синедриона представляются равными; никто из них не выделяется по своему положению, кроме одного только председателя-первосвященника, который и руководит собранием. Согласно указанию этих источников и нужно думать, что в Синедрионе вице-председателей не существовало. Некоторым подтверждением этого положения могут служить и те недоумения, которые называет талмудистическое сообщение о вице-председателях. Для чего нужно было утверждать должность Ab-beth-dina и каково его значение в Синедрионе? Попытки ученых (например, Франкеля) определить его деятельность, остаются безрезультатными, так как об этом в Талмуде ничего не сообщается. Далее, почему Шеммаю не было назначено преемника, и должность Ab-beth-dina была упразднена? То объяснение Франкеля, что деятельность Синедриона после смерти Ирода, когда Иудея была превращена в римскую провинцию, была сужена, а потому должность Abbethdina сделалась лишней, – не может считаться удовлетворительным, так как оно вызывает новые недоумения. Если причиной упразднения должности были неблагоприятные политические обстоятельства, то почему она вновь не была введена, когда эти обстоятельства изменились? Во время благополучного, хотя и короткого царствования Агриппы I (38–44), власть Синедриона, несомненно, увеличилась. Однако в Талмуде нигде не встречается указания, что в это время в Синедрионе кроме председателя (Гамалиила 1) был еще вице-председатель. 333

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

pass.) к востоку-к-югу (EgS, α ­ 98°51») от аль-Маусиля, если считать с φ и λ, взятыми с карты Черника; а с φ и λ по Киперту – в расстоянии 81.406 mètres (­ 55,060 mil. pass.) к востоку-к-югу (EgS, α ­ 100°22») от аль-Маусиля. Едва ли нужно прибавлять, что карте Киперта я отдаю предпочтение и, следовательно, путевые расстояния у Черника считаю не совсем точными. 75 На VII соборе 553 г. подписался Ахудемме episqôpâ d-Nînw’. Вероятно, это первый епископ ниневийский, имя которого известно нам. 76 Католикос Элия III (1176–1190 гг.) рукоположил некоего (aûs? iûs?) в митрополита аль-маусильского и хаззского, католикос Явалаха II (1190–1222 гг.) своего племянника Савришо рукоположил сперва во епископа нухадреского, а потом [по смерти ûs?] в митрополита хаззского и арбельского; а в 1222 г., при рукоположении этого митрополита Савришо в католикоса, уже присутствовал – в числе других – и митрополит Яусеф аль-маусильский. Assemani. III, 2, р. 721; III, 1, р. 288; II, 453. 77 Sozom., 2, 12, 4: гонение на христиан было сильно μλιστα δ κατ τν διαβηνν χρτν κλμα δ το το περσικν ς ππαν χριστινιζον. . На первом вселенском соборе, несомненно, присутствовал епископ ωννης Περσδος. Сирские акты мучеников карка-д-бет-слокских (Hoffmann. Auszüge, 48; II, 515 Bedjan) утверждают, что «на святом соборе трехсот осьмнадцати вместе с мар-Яковом, епископом нисивинским, сиял и Йоханнан, епископ арбелъский» [потом пострадавший за Христа?]. 78 Garmaqy’= ο γαραμαοι. Верить Авдишо, будто эта история происходила «во время трехсот осьмнадцати вселенских», т. е. около 325 г. при «католикосе Шим’оне бар-Саббае», разумеется, нет достаточных оснований. 79 wa-b h nay Darâb h d h . Дарабад лежал недалеко от города Шахразура (ahrazûr); а этот последний отождествляют с четыреугольным курганом Yasin-Tepe под φ ­ 35°21 " 28» λ ­ 45°35 " 50». Hoffmann, Auszüge, 256. Ясин-тепе лежит к востоку-к-югу (EgS, α­96°16» от Керкука в расстоянии 51414 сажен (­ 109697 mètres=74,195 mil. pass.) по воздушной дуге, следовательно, в расстоянии трех дней пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Об этом речь в экскурсе Б, в конце его. 98 теçъу’, mediatores, arbitri. Амру (Assemani, II, 458) называет их «açâbn-’l-’i χtiâri wa-asyâmî δi-l-faraki», possessores electionis et chirotoniae patriarchae. Он насчитывает их семь, так как, вместо одного митрополита аторского, в то время было уже два: аль-маусильский и арбельский. 99 d-Çin wa-d h -Hendû, wa-d h -P h res, w-d h a-Marôzy’ wa-d h -am, wa-d h -Rzîqy’, wa-d h -Herêwyaye’, w-d h a-Smarqandy’. Таким образом, митрополит персидский считается дальним – даже и тогда, когда митрополита нисивинского уже перечислили в ближние. Assemani, III, 2, р. 647; III, 1, рр. 349. 350.232–236. Впервые митрополитов нисивинских в число «посредников» включил (около 800 г.) собор при католикосе Тимотеосе I (780 †819), и их приглашали на избрания до 900 г. Но в этом году митрополит Йоханнан бар-Бохтишо нисивинский, сам имевший виды на патриаршескую кафедру, позволил себе такой образ действий, который мудрено не считать партийным и интригантским. И с 906 по 1072 гг. митрополиты нисивинские были исключены из числа «посредников». Но в 1074 г. в католикоса был выбран митрополит нисивинский Авдишо (II), который и восстановил обычай, введенный Тимотеосом I. 104 Rîšê кнп’,буквально «главы священников»= ρχιερε ς. Ассемани переводит: episcopi; но рубрика не предполагает присутствия епископов в Багдаде в этот момент. 105 md h înat h šlmâ=арабскому madîna t h u -l-salâmi. Это – epitheton ornans Багдада (вроде того, как «Новый Рим» – epitheton ornans Константинополя). 106 Kaškar – в арабское время Wâsi, город, лежавший, по словам Абу-ль-Фиды [рр. 19 (17)], по обеим сторонам реки. Эта подробность побуждает отождествить с Кашкаром-Васитом нынешнй «Kafr Scheikh Djevaïd (el-Ouasit?)» на карте Киперта под φ ­ 31°53,«00 λ­46° 1,»50. Hoffmann, Ausz., 84. 109 Zâb h ’, у арабов al-Zawâbî. Позднейший центр этого дистрикта, город a1-Nuъmâniya t h u лежал где-либо около φ ­ 32°32» λ­45°30». Hoffmann. Ausz., 84. 110 êrtâ, араб. al-îr t h u , под φ ­ 32°0 " 74 λ­44°20 " 16. – «Ъqôlâ " -сирское название города аль-Куфы. Al-Kûfa t h u под φ ­ 32°3 " 36 λ­44°20 " 25. Nöldeke, Chronik, 43. Hoffmann, Ausz., 119.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Небо почитался в Борсиппе, но жрецы, заботясь о своем возвышении, стремились распространить его культ и вместе ограничить и даже совсем уничтожить другие культы. Они задались смелой мыслью сделать Небо единым богом Ассирии. Это произошло около 807 г. до P. X. в правление Рамманирари III, когда направление делам при дворе давала (по-видимому, его мать, по рождению вавилонская принцесса) царица Саммурамат. В Калахе был построен роскошный храм Неба, и штадтгальтер Калаха поставил вместе с другими в честь царя и царицы, патроном которых был Небо, восемь статуй этого бога с надписью, что нужно надеяться только на Небо и не нужно надеяться ни на какого другого бога (буквально надпись приведена нами выше). Цель, намеченная ассирийскими жрецами, не была достигнута, как не была достигнута цель совершенно подобной религиозной реформы, предпринятой только не жрецами, а против жрецов, в Египте. Цели ассирийских жрецов сумели достигнуть жрецы Индии (брамины). Богиня Истар представлялась в Ассирии как дочь Асура. Богиня Ниневии Нина в надписях Гудеи (Ниневия очень древний город) представляется тождественной с Истар. Впоследствии Истар особенно почиталась в Кидмуру, Ниневии и Арбеле. В ниневийских и арбельских представлениях её были, по-видимому, различия. Но вообще в Ассирии Истар, не переставая быть богиней утренней звезды, является богиней войны и охоты. Одна ассирийская молитва представляет ее облеченной в одежду из пламени. Она давала ассирийским царям и войскам драгоценные указания относительно сражений, и цари воздвигали ей памятники и надписи, в которых называли ее перворожденной неба и земли, богиней совершенного мужества, женой, которая любит царя и его священство и т. д. Системы богов, по-видимому, не знала ассирийская религия. Ассирийские цари признавали всех богов вавилонского пантеона и все их культы, но при определении взаимоотношения этих богов обнаруживается нечто странное. Истар на одной из надписей Асурбанипала называется дочерью Асура и затем дочерью каждого из богов первой вавилонской триады.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Не столько на религию, сколько на согласующийся с религией разум падает сие возражение... Сверх того, кто поверит, что предзнаменования, предугадывания, суеверия Греческие и Римские столь много содействовали судьбе государств, и что мы должны жалеть об оных? 1) Достоверно ли сие, что действительно оные поражали воображение так точно, как угодно было историкам написать об оных? На кровавом бою при Каннах Римляне сражались с толикою неустрашимостью, как бы предвозвещена им победа. По смерти Консула и разбитии армии, эскадроны и батальоны с неменьшей прежней отважностью пробивались сквозь победоносные войска, и отступали в хорошем устройстве. Сие не значит унывающих воинов, 2) Редко Генерал вступал в бой, не предуверивши солдат, что внутренности жертв предвещают победу. Таким образом одинакое на деяние в двух сопротивных армиях. 3) В искустве угадывать или находились правила, от коих гадатели не удалялись, или говорили они, применяясь к воле полководцев. В первом предположении суеверие иногда бы разливало трепет; во втором предугадывания всегда были бы удачны в обеих армиях. 4) Коликократно войска бывали разбиты при хороших предзнаменованиях, и одерживали верх после злополучных предвещаний? Они знали сие, и когда по потере сражения воин жаловался, что боги не умилостивились, тогда действовала в нем не религия, а гордость для прикрытия подлой робости. 5) Сии предзнаменования зависели от случая; следственно могли столько же зла, как и добра причинить. 6) Мы не видим, чтобы важнейшие дела зависели от предзнаменований. Вовсе об них не упоминается в повествовании о сражениях, например, Фарсальском, Арбельском, Каннском и Замском. То правда, что в Филиппинском бою соумышленники были угрожаемы дивностями; при всем том они дрались, как бы предзнаменования обещали поражение Августа и Антония. 7) Ныне сражаются с меньшей ли прежней храбростью? Что потеряли государства, возвративши ратоборца к здравому смыслу и очищенному от суеверия мужеству? Напротив того, приобрели то, что могут положиться на войска во всякое время, производить войну по правилам искусства и независимо от своенравия гадателя несмысленного и легковерного. Наши военачальники попустились бы властвовать над собою людям сего рода? Война лучший ли получила бы конец? 8) Напоследок что одни приобретали бы через предзнаменования, другие бы то теряли. Иначе если бы весь свет сим выигрывал, никто бы не претерпевал урона.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

Этот приказ появился в Неделю второй седмицы Пасхи; «Тогда, – прибавляет первый документ, – прекратилось кровопролитие и был короткий перерыв». На следующий, Май месяц падает мученичество двух сестёр Симеона Бар-Саббаэ, – одну из них звали Тарбо – и их служанка, все трое приняли монашество. За актами Тарбо и ее подруг следуют акты Милеса, епископа Сузского, мученически скончавшегося 13 Ноября того же года. Акты Милеса представляют особый интерес, потому что заключают в себе повествование о распри, возникшей между патриархом Папой и его духовенством, в которой принял участие и епископ Сузы. Этот рассказ разнится в некоторых пунктах от рассказа Бар-Эбрея. Второй год гонения Шапура ознаменован мученичеством Шахдоста, преемника Симеона Бар-Саббаэ на кафедре патриарха Селевкии. Патриарх был арестован вместе со 128-ю клириками, священниками, диаконами, монахами и монахинями. Ему отрубили голову, как и большинству других арестованных, 20 Февраля 342 года. Барбашмон, преемник Шахдоста, подвергся той же участи. Он был замучен со священниками, диаконами и монахами, в числе 17 человек, 9 Января 346 года. Патриаршая кафедра Селевкии и Ктезифона оставалась вакантной, по одним сведениям, в течении 22-х лет, а по другим – в течении 40 лет. Сборник приписываемый Маруте, заключает ещё акты мучеников Сузианы и Фарса за 342 и 344 годы. В Беф-Гармапе имело место мученичество Нарзеса, епископа Шаргерда, древней митрополичьей кафедры провинции. Этот епископ скончался под мечом палача вместе со своими учениками Иосифом 10 Ноября 344 года во время пребывания царя Шапура в город Шаргерде. В это время Арбель и Аддабена сделались главным местом гонений против христиан. Преследования продолжались так почти беспрерывно от 344 до 376 года, о них рассказывается в актах: Иоханнана, епископа Арбельского, замученного вместе со священником Иаковом 1 Ноября 344 года; Авраама, преемника Иоханнана, которому отрубили голову 5 Февраля 345 года; Анании, мирянина, замученного в Арбеле 12 Декабря 346 года; священника Иакова и монахини Мариам, его сестры, из деревни Телла-Шелила, замученных 17 Марта 347 года; монахини Феклы и четырёх других монахинь, ее подруг, казнённых 6 Июня 355 года; Айталаха и Гафсайа, замученных 16 Декабря 355 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

1896. S. 106). В нек-рых мифах И. свойственны хтонические черты. Так, в «Нисхождении Инанны» и в «Эпосе о Гильгамеше» богиня грозит сломать ворота преисподней и выпустить мертвых, чтобы те пожрали живых. На демоническую сущность И. указывает Гильгамеш, когда богиня предлагает ему стать ее супругом. Герой описывает печальную участь возлюбленных богини (Думузи, птицы аллаллу, льва, коня, пастуха и садовника Ишуллану), чем вызывает ее гнев. В месопотамских источниках хорошо засвидетельствована связь И. с войной и разрушением. Так, в шумер. гимне Inana I богиня говорит о себе: «Когда я стою у устья битвы, я - предводительница всех стран; когда я стою в центре сражения, я - нутро битвы, геройство; когда я продвигаюсь в тыл битвы, я - потоп, несущий…» Эпитет И. «госпожа битвы и сражения» встречается, в частности, в эпилоге «Законов Хаммурапи». Покровительство военным действиям - важный аспект образа И. Арбельской, культ которой был центральным в идеологии Новоассирийской империи. Наиболее ранним символом богини (IV-III тыс. до Р. Х.) были штандарты в виде загнутых связок тростника. Со средневавилонского времени (2-я пол. II тыс. до Р. Х.) основным атрибутом богини стала 8-конечная звезда. В антропоморфном виде И. изображалась в виде вооруженной женщины в длинном одеянии и шлеме с рогами, с булавами и изогнутыми мечами за плечами или на поясе. В руках богиня могла держать лук, пучок молний, к.-л. оружие или кольцо. И. могла также изображаться сидящей на троне, стоящей на одном или неск. львах, иногда крылатых и запряженных в колесницу (И. как вооруженная, так и без оружия). Предполагают, что многочисленные изображения обнаженных богинь могут также относиться к И., однако к.-л. письменные подтверждения этой гипотезы отсутствуют. В Сирии, Палестине, Средиземноморье Наиболее ранние свидетельства культа И. в Сирии происходят из Эблы досаргоновской эпохи (XXV-XXII вв. до Р. Х.). В клинописных текстах из Эблы имя богини (в т. ч. в составе личных имен) встречается в форме d   Известны неск.

http://pravenc.ru/text/1237979.html

—669— р. 9 транскр. и перев.), где несколько великих божеств представлены, как простые проявления Мардука: Ниниб=Мардук (как бог) силы. Нергаль=Мардук « войны. Замама=Мардук » битвы. Енлиль=Мардук « владычества и управления. Набу=Мардук » здоровья. Син=Мардук, освятитель ночи и т. д. Нужно заметить с Бетцольдом, что другие аналогичные списки отожествляют различные божества с Эа, или Белом, или Нинибом, или Нергалем, и т. п., что, по-видимому, указывает в различных религиозных центрах на тенденцию упростить пантеон, всё привести к главному богу, впрочем узнать наверное смысл этих умозрений нельзя. Но отсюда далеко до монотеизма, возвещающего единого Бога и смотрящего как на ничто на всех других богов. Не забудем, что культ богини Иштар всегда был в большом почитании в Вавилонии и Ассирии, в то время как евреи не имеют даже слова в своем языке для обозначения богини. Последние государи Ниневии и Вавилона благоговейно указывают в своих надписях богов и богинь; также и простые смертные в своих письмах в ту же эпоху писали: «Да здравствует царь, мой господин! Да благословят обильно, обильно царя, моего господина Ашур, Бел, Син, Шамаш, Адад, Мардук, Царпанитум, Набу, Ташметум, Иштар Ниневийская и Иштар Арбельская, Ниниб, Нергаль, Лац, великие боги неба и земли и великие боги-охранители страны Ассура и страны Аккада!» (R. F. Harper’ Assyrian and babylonian Letters, n. 858; cf. R. Campbell Thompson, Late babylonian Letters, 1906). Исследуем другой клинообразный документ, найденный в недавних раскопках Та’аннека в Палестине и слишком быстро разработанный в нескольких трудах последних лет. Это – письмо эпохи Эль-Амарна (около 1400 года до И. X.), в котором какой-то Ахииями, халдеец выражается следующим образом: «Да хранит господин богов твою жизнь»…; затем дело идет об обыкновенных делах и немного далее, на 13–20 строках: «Опла- —670— кивают ли еще [потерю] твоих городов или ты вошел во владение ими? Вверху есть некто, кто выше городов; посмотри же, благосклонен ли он к тебе! Более того: если он покажет свое лицо (или свой гнев), они (враги) будут уничтожены, и победа будет великой». По мнению Селлина, директора раскопок Та’аннека, это есть почитание одного Бога в той форме, в какой его можно предположить у израильтян этой эпохи (Tell Та’аппек в Denkschriften der к. Akad. de Wissenschaften, Wien, 1904, t. L, p. 108).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007