Городские храмовые центры с местными владетелями и культами были средоточиями культуры, религии и правительства. На юге они были сумерийскими, в Северной Вавилонии и Месопотамии – семитическими. На самом юге Сеннаара, к югу от Евфрата, некогда у моря лежал город Эриду с культом бога воды и бездны Эа (теперь холм Абу-Шахрейн с остатками знаменитого храма бога Эа, Ин-ки, обнаруженного Тэйлором в 1855 г.). Далее, у впадения Евфрата, на его западном берегу знаменитый библейский У р, центр культа бога луны Энзу (Сина), родина Авраама по библии. Развалины, погребенные под холмом Эль-Мукаяр, были обследованы Тэйлором в 1854 г., а затем недавно – американцами. Найдены как храм, так и многочисленные некрополи и множество клинописных табличек. Еще севернее, на старом русле Евфрата, лежали библейские Эрех (Урук, теперь Варка) с его знаменитым храмом богини Нана – Истар и древними гробницами, и Элласар (Ларса), центр культа бога солнца Баб-бара (Шамаша), давший интересный материал американскому Yale-yhubepcumemy; Ниппур, город бога Энлиля, идеальная столица сумерийского Сеннаара, исследованная экспедициями Пенсильванского университета, вероятно несколько севернее Исин (или Нисин); Ацаб, на одном из каналов, с остатками храма и интересной Статуей местного царя; у впадения Тигра Ширпурла, или Лагаш, найденный де-Сарзэком под холмом Теллох, бывший одним из древнейших средоточий культуры и государственности; к сев.-зап. от него Умма (теперь Джоха), по ту сторону древнего русла Евфрата – Шуруппак, родине вавилонского Ноя, раскопанный в 1902 г. немцами, обнаружил древнейшие, может быть, доисторические памятники сумеризма и древние гробницы. В Северной Вавилонии до Вавилона (Дин-тир-ки, «Седалище жизни») играли роль: Актак-Упи (вероятно, на правом берегу Тигра, близ Багдада), Кута (Телль-Ибрагим), город бога смерти Нергала, Киш (Охеймир к юго-вост. от Вавилона) с его храмом Хар-саг-Каламма и Сиппар-Агаде или Аккад – двойной город бога солнца Шамаша с храмом Э-баббара «Дом- Лучезарного» (теперь холм Абу-Хабба; последние раскопки – Шейля 1894 т., по поручению Оттоманского музея). Далее идут уже ассирийские города по Тигру, вероятно, уже чисто- семитического происхождения и, конечно, значительно уступающие в древности предыдущим: Ассур, Калах и Ниневия и несколько восточнее – Арбела (Арбаилу – «град четырех божеств») с культом Истар Арбельской.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Синаххериб понял, что ассирийской демократии больше не существует, что окружавшей царя военщине мало дела до его политических устремлений и что рассчитывать на нее как на опору нельзя. Ждать поддержки от провинций, особенно после свирепой расправы над Вавилоном, было бесполезно. Что же касается ассирийской аристократии, то она всегда относилась враждебно к деспотической политике Синаххериба и в гибели Вавилона лишь усмотрела подтверждение своих наихудших опасений. Синаххериб уничтожил Вавилон, но гибель Вавилона сломила его самого. В последние годы своей жизни он резко меняет политику и ищет выход из создавшегося положения. Напряженная внутренняя обстановка в Ассирии нашла свое выражение в борьбе за престолонаследие в самой царской семье. После долгих колебаний Синаххериб был вынужден пойти на уступки вавилонской партии. В 682 или 681 г. он назначил наследником престола Асархаддона, одного из своих младших сыновей. Немалую роль при этом сыграла царица Закуту, любимая жена Синаххериба, мать Асархаддона [она была уроженкой Сирии, где ее звали Наки’а («чистая», по–арамейски), что в ассирийском переводе стало звучать Закуту]. Назначение Асархаддона наследником престола сопровождалось очень важной принципиальной уступкой Синаххериба вавилонской партии. Асархаддон в своей надписи излагает это событие так: «Хотя я был моложе моих старших братьев, по велению богов Ашшура, Сина, Шамаша, Бэла и Набу, богини Ишатар Арбельской, отец, мой родитель, в собрании моих братьев воистину возвысил мою голову, сказав: «Вот мой наследник!» Он вопросил осмотром жертвы богов Шамаша и Адада, и те ответили ему твердым «да», сказав: «Он – твой преемник!» Он почтил их веское изречение и собрал вместе народ страны Ашшур от мала до велика, моих братьев, семя дома моего отца и велел им принести перед Ашшуром, Сипом, Шамашем, Набу, Мардуком, богами страны Ашшур, богами, обитающими на небесах и земле, торжественную клятву охранять мое престолонаследие». Синаххериб, таким образом, нарушил принцип наследственности царской власти. Более того, его решение было санкционировано народным собранием. Это означало полный отказ Синаххериба от попытки установления неограниченной царской власти. Такой ценой он хотел купить поддержку вавилонской партии. Однако шаг этот оказался для него роковым. Старшие сыновья Синаххериба Адармелик (Адрамелех) и Шарру – уцур (Шарецер), естественно, были крайне возмущены тем, что их лишили права на престол. Они пытались вынудить отца изменить свое решение. Синаххериб, хотя и не без колебаний, не сделал этого. Тогда 10 января 680 г. Адармелик и Шарру – уцур, воспользовавшись отсутствием Асархаддона, убили Синаххериба во время посещения им храма бога Нинурты в городе Кальху.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В таком пункте естественно было учредить митрополию. III. Прат-д-Майшан – на юго-западной окраине церкви сиро-персидской в значительном отдалении от Силевкии. В IV в., может быть, здесь еще не угасли воспоминания о полунезависимом княжестве Μεσνη и способствовали прояснению потребности в самостоятельном церковном управлении. В дружине св. Шимона бар-Сабба’е упоминаются Болида (Bôlîd h а), епископ прат-д-майшанский, и Йоханнан, епископ карка-д-майшанский 71 . В мартирологии 411–412 г. читаются имена: «Болида и Бар-Авда и Йоханнан, епископы прат-д-майшанские». IV. Арбель 72 . Те митрополиты, которых Авдишо называет аторскими, а Элия аль-Джаухари – аль-маусильскими, на древних соборах именовали себя иначе: «епископ арбельский и митрополит хдайявский» или же «епископ Арбеля и митрополит его и всей страны (ât h râ) хдайявской». Но уже на IX соборе 588 г. читается подпись: «и вместо мар-Ханнаны, митрополита аторского (d-ât h ôry), Мар-Ава 73 , пресвитер и архидиакон его, приложил печать». На VIII соборе в 577 г. этот Ханнана присутствовал сам и подписался: «митрополит Арбеля и всей страны хдайявской». Hûparkîyâ Хдайяв-А διαβην, в которой лежал город Арбель – А ρβηλα, к собственной «Ассирии " -At h ôr не причислялась 74 , но в церковном отношении, несомненно, включала в свои пределы и собственный At h ôr, так что епископ ниневийский 75 был подведом епископу арбельскому – митрополиту хдайвскому. Но когда, впоследствии, город аль-Маусиль стал более славен, чем древний Арбель, митрополиты арбельские стали называться «арбельскими и аль-маусильскими», «хаззскими и аль-маусильскими» и просто «аторскими» или «аль-маусильскими». До конца XII в. существовала одна митрополия арбельская-хазская-аль-маусильская, в начале XIII в. 76 она была разделена на две: 1) арбельскую-хаззскую и 2) аль-маусильскую (аторскую). Можно насчитать не одно основание, почему митрополию учредили не в Ниневии, а в Арбеле. Арбель дальше, чем Ниневия, лежал от Селевкии. В мартирологии 411–412 г. вписаны уже имена Йоханнана и Аврахама, епископов арбельских, и четырех пресвитеров из Хдайява; между тем, имен мучеников ниневийских или аторских не встречается.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

[Хедаяб; греч. Αδιαβην, сир.  ], историческая область в Сев. Месопотамии, в междуречье Б. и М. Заба (на северо-востоке совр. Ирака, у границ с Ираном и Турцией), на территории к-рой во II в. до Р. Х.- III в. по Р. Х. существовало одноименное гос-во. На западе граница А. проходила по р. Тигр, на востоке - достигала оз. Урмия. Столицей ее был г. Арбела (совр. Эрбиль). Древний торговый путь связывал А. с Эдессой , Нисибином и портами Персидского зал. А. входила в состав Ассирии и державы Ахеменидов, затем была сатрапией в гос-ве Селевкидов (видимо, тогда и получив свое наименование). Собственную государственность А. обрела в 40-20-х гг. II в. до Р. Х., в период распада селевкидской державы, вост. провинции к-рой вошли в сферу влияния Парфии. Парфянское гос-во было весьма слабо централизовано, включая в себя целый ряд вассальных царств с местными династиями, собственными администрацией и армией. Одним из таких полусамостоятельных царств была А., однако ее цари в отличие от нек-рых др. парфянских вассалов не имели права чеканить собственную монету; власть их, судя по всему, была ограниченна, большую роль в гос-ве играла местная аристократия. Пределы самостоятельности А. в составе Парфии, а также ее границы не были постоянными. Значительным весом это царство обладало в I в. по Р. Х., в правление династии Изата-Монобаза, особенно после того, как царь Изат II (36-60) способствовал возвращению на престол парфянского царя Артабана III, свергнутого перед тем аристократами-заговорщиками. В награду Изат получил право ношения нек-рых парфянских регалий, а в состав его гос-ва была включена новая область с г. Нисибин. Известны примеры, когда правители А. сражались в рядах парфянского войска во главе вспомогательных отрядов. В то же время между арбельскими царями и парфянами неоднократно вспыхивали конфликты: тот же Изат II дважды был на грани войны с Парфией, а в 196 г. парфяне разгромили Арбелу и убили царя Нарсая, отказавшегося участвовать в подавлении одного из восстаний в Парфянской державе.

http://pravenc.ru/text/63540.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ АРБЕЛЬСКИЙ [сир.    ] († после 987), митр. Мосула и Арбелы. Принадлежал Церкви Востока. Ему приписывается соч. на сир. языке «Изложение церковных служб», важное для истории богослужения восточно-сир. обряда. Однако отождествление с Г. А. автора этого трактата, предложенное И. С. Ассемани (1687-1768), в наст. время большинством исследователей признается ошибочным. Трактат сохранился в неск. рукописях (древнейшая - Vat. syr. 148, 1267 г.) и датируется приблизительно IX в., поскольку отражает литургические нововведения Католикоса-патриарха Тимофея I (780-823). «Изложение» состоит из 7 Слов, каждое из к-рых разделено на главы, начинающиеся с вопроса. В 1-м Слове объясняются праздники восточносир. литургического года (его начало, Рождество Иоанна Предтечи, Благовещение, Рождество Христово и т. д.), а также вопросы библейской экзегетики (родословие Иосифа Обручника, последняя Пасха Иисуса Христа и проч.). 2-е Слово посвящено вечерней службе и отдельным элементам богослужения (делению Псалтири на антифоны (   букв.- молитвы) и кафизмы (  ), распределению служб суточного круга, совершению литургии в воскресные и праздничные дни и др.). В 3-м Слове рассматриваются ночная и утренняя службы. В 4-м речь идет о литургии (о времени ее совершения, чтении ВЗ и НЗ, Символа веры и др.). Автор описывает совершение литургии архиерейским чином, вероятно, в одном из главных восточносир. храмов страны (в Багдаде или в Мосуле). Нек-рые элементы (напр., процессия на виму ) и их истолкование существенно отличаются от более ранних свидетельств Гавриила Катрая и Авраама Катрайя бар Лифе. Следующие же по времени толкования литургии появляются только в XIII-XIV вв. и опираются не на «Изложение» псевдо-Г. А., а на предшествующие сочинения. В 5-м Слове подробно говорится о таинстве Крещения, в 6-м - об освящении храма и др. чинах, в 7-м разбираются заупокойное богослужение и таинство Брака. Толкование, приписываемое Г. А., отличается возвышенным символизмом (напр., коленопреклонения народа в ходе литургии рассматриваются им как умирание и воскресение со Христом), мистагогическим характером и местами весьма трудно для понимания.

http://pravenc.ru/text/164337.html

Послания Павла, комментарий Поэма (История) об Александре Великом Правила монастыря горы Излы Пророки, катены на 178−179 Протоевангелие Иакова Псевдо-Дионисия хроника Псевдо-Климентовы Встречи Пчела – см. Книга Пчелы Пятикнижие, катены на 178−179 Рай Восточных Рай Отцов – см. Пардайса Энанишо Рай Эдемский (Авдишо Нисибинского) Рассеяние апостолов Самуил, катены на 233 Седры Символ константинопольский Синодик Сирийский мартирологии Томос папы Льва Устав Нисибинской школы Учение Аддая – см. также Деяния Аддая Учение Петра – см. также Деяния Петра Учение св. Апостолов – см. Doctrina Apostolorum Учение Симона-Кифы Хабшошьята Хроники Анонимная Арбельская в ркп. Brit. Mus. Add. 14603 в ркп. Brit. Mus. Add. 14642 Евсевия (Chroncorum canonum liber) Иакова Эдесского Мари ибн Сулаймана Мариса и Амра Маронитская Несторианская (анонимная) Псевдо-Дионисия Илии бар Шинайи Сеерта Смешанная Эдесская (Chronicon Edessenum) Церковная история Евсевия Церковная история Михаила Сирийца Церковная история Бархадбешабба Церковная история Захарий Ритора Энотикон Указатель географических названий, этнонимов и языков Аввы Макария пустыня – см. Скитская пустыня Авида Авраамиев мон. близ Кеннешрина Адиабена (Хадьив) Адиабенская митрополия Адурбадаган (Адурбайган) Азия (провинция) Азия (часть света) Акра Александрийская кафедра Александрийская школа Александрия Алеппо (Вероя, Халеб) Алеппская епископия Алкош – см. также Раббан Хормизда мон. Амвросианская библиотека в Милане Амида (Амед) Амидская епископия и хорепископия Амидский монастырь Андраполь Анкира Антиохийская школа Анкирский Собор Антиохийская кафедра; патриархи Антиохийский Собор Антиохия Апамея Апамея, апамейцы Апостолов мон. Арабская литература переводы Арабские рукописи сирийским письмом – см. Каршуни Арабский халифат Арабский язык Арабы Арбела (Ирбил); см. также Хазза Арбельская школа Ареван – см. Махозе-д-Ареван Арзон (Арзанена) Армения, армяне Армянская литература; переводы Армянский католикосат Ассирийский язык Атариб, аль – см. Литарба

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Сщмч. Авраам, еп. Арбельский. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) († между 344 и 352), сщмч. (пам. 4, 5, 7 или 8 февр.), еп. Арбельский [Арвильский]. Вскоре после того, как сщмч. Иоанн , еп. Арбелы (Сев.-Зап. Персия), мученически окончил жизнь в гонение, начатое в 340 г. шаханшахом Шапуром II (309-379), его преемником стал А., к-рый также подвергся преследованиям и был вынужден предстать перед верховным жрецом огня в обл. Адиабена . Когда священномученик отказался отречься от Христа и поклониться солнцу, его избили палками, а затем отрубили голову в мест. Телем. Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык, видимо сербами на Афоне, в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие святого внесено под 4 февр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 447). Иконография Мученическая кончина А.- усечение главы - изображена на миниатюрах рукописей Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 372) и Минология XI в. (ГИМ. Син. Греч. 183. Л. 10 об.). Полуфигурное изображение святого представлено в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 22. Февр. 4), описывает А. как старца с длинной широкой бородой. Лит.: ЖСв. Февр. С. 64; Bedjan. Acta. P., 1895. T. 4. P. 130-131; Delehaye H. Les versions greques des actes des martyres persans sous Sapor II//PO. T. 2. P. 412, 450-452; Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 75. Иконогр.: Kaster K. C.//LCI. Bd. 5. Sp. 9; MenolBas. Tav. 372; Ерминия ДФ. С. 413; Тренев Д. К. , Попов Н. Д. Миниатюры греческого минология XI в. 183 Московской Синодальной библиотеки. М., 1911. Табл. 2, 3; Менолог. C. 274. М. В. Грацианский, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/62858.html

Эти семь митрополий очерчивают территорию давней, исторической оседлости персидских христиан сирского происхождения. Другие 89 митрополии (напр., в Мерве, Херате, Самарканде) отмечают успехи миссионерской деятельности персидской церкви среди несемитских народов. В заключение привожу несколько выписок из документов для пояснения того значения, которое митрополиты имели в церкви сиро-персидской. I. Из синодики 90 католикоса Авы I. (536 † 22 февр. 552). Определили и постановили я, Ава патриарх, и мы, митрополиты и епископы, и связали и закляли силою покланяемого безначального Отца и словом вечного Сына Его и властию Святого Духа Его, чтобы никто из преданных анафеме, или состоящих под обвинением, или из властолюбцев, или из себялюбцев, или из сребролюбцев, или из служащих похотям своим паче любви Божией, не был уполномочен по кончине моей сесть на кафедре моей и завладеть ею и править великое дело патриаршества. Но пусть епископ 91 сей патриаршей кафедры с согласия всех [прочих] епископов [великой ипархии Бет-Арамайе] и двух градов [Селевкии и Ктисифона] пошлет к митрополиту б е т-л а п атс к о м у, если 92 он будет канонически поставлен, – затем к прат-д- майшанскому, затем арбельскому и затем к бет-слокскому. И пусть они четверо придут во грады сии, имея с собою по три епископа из каждой из названных четырех ипархий. И пусть они [сошедшись] вместе в согласии с двумя градами изберут мужа нелицемерного, который в состоянии тщательно хранить веру совершенную, проповедать правое исповедание, паче жизни своей блюсти правила церковные и управлять мудро во всяком благочестии и чистоте. И пусть они рукоположат его в церкви кокеской, по преданию святых отцов, и посадят его на кафедре кафолической 93 , чтобы он занял место наше по кончине нашей. И милость святой Троицы да сохранит его, да укрепит его и да удоволит его стоять во главе народа христианского во славу Бога Отца и Христа Его 94 и Святого Духа Его. Если же по кончине нашей поступят иначе, несогласно с тем, что мы сказали, и определили, и постановили: гнев Божий да приидет с небесе на тех, которые сделали иначе, и на всех тех, которые имеют общение с ними; и да рекут все христиане: „аминь!“ 95 . Итак, вот что мы предусмотрели и словом Господним определили соблюсти по кончине нашей. Если же по кончине моей, патриарха, не так, как у нас постановлено в сих писаниях, будет поставлен другой патриарх вместо меня: да будет лишен и чужд [сана] и он, и поставившие его. И если патриарх будет рукоположен не в великой церкви кокеской, но вне великой церкви, и епископами и митрополитами, преступившими сии писания, и несогласно с тем, что мы постановили письменно: да будет лишен и чужд сего великого служения и всех степеней священства и сам рукоположенный, и рукоположившие его да будут преданы анафеме на век, повелением славимой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Длительное время И. удавалось поддерживать хорошие отношения с мусульм. властями, однако в результате денежного конфликта он был взят под стражу, неск. церквей в районе Куфы и Хиры разрушены. Освободившись, И. решил перенести свою резиденцию из Селевкии-Ктесифона в монастырь Бет-Аве. Он попытался создать духовную школу при обители, но, встретив упорное противодействие настоятеля и братии, перенес ее в родное сел. Куфлана. На смертном одре И. назвал своим преемником ближайшего ученика - Георгия Кафрского . Сохранилось собрание писем И., охватывающих периоды его служения в сане епископа, митрополита и католикоса (первые 8 из 106 посланий, возможно, относятся ко времени монашества) и насыщенных информацией по религиозной истории эпохи. Составленная И. биография Ишосаврана , последнего христианского мученика сасанидской эпохи ( 620/1; BHO, N 451), была оценена издателем Ж. Б. Шабо как одно из лучших произведений сир. лит-ры. И. написал также соч. «Опровержение (еретических) мнений» апологетического содержания (не сохр.), догматические трактаты, проповеди, заупокойные молитвы, назидание, обращенное к посвящаемым в монашество, мемры, мадраши и др. В сотрудничестве со своим земляком и соучеником по Нисибинской школе мон. Хенанишо из Бет-Аве И. редактировал богослужебные книги и провел литургическую реформу. Их работа отражена в трактате «Изложение церковных служб», к-рый по традиции ошибочно приписывали Георгию Арбельскому ( Georg. Arbel. Expos. Offic.). В рукописи Cantabr. Add. 2818. Fol. 119a - 138b (XVIII в.) сохранилось Похвальное слово И., написанное его учеником католикосом Хенанишо I , практически не содержащее биографических деталей. Память И. (вместе с др. почитаемыми католикосами) совершается в Церкви Востока во 2-ю пятницу (в Малабарской Церкви - в 3-е воскресенье) периода Благовещения ( Fiey J. M. Saints Syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 148). Соч.: Histoire de Jésus-sabran/Ed., trad. J.-B. Chabot//Nouvelles archives des missions scientifiques et littéraires. P., 1897. Vol. 7. P. 485-584; Liber epistularum/Ed., interpr. R. Duval. P.; Lipsiae, 1904-1905. 2 vol. (CSCO; 11-12. Syr.; Ser. 2. T. 64).

http://pravenc.ru/text/1237977.html

Этот факт наводит на мысль, что призывание в них – пришлое явление. И относительно установительных слов Евхаристические молитвы тоже подтверждают ту мысль, что эти слова – не особенно древняя вставка. Несторианская анафора св. Апостолов, древнейшая из всех несторианских молитв, их не имеет, и нет никаких известий, чтобы она когда-либо их имела. Ученые от­казываются верить этому. Г. Биккель доказывает, что данные слова опущены несторианами, а что прежде они там были. Приводимые им доказательства следующие: 1) установительные слова есть в изданной им анафоре IV в., 2) их имеют две другие несторианские анафоры Феодора и Нестория, которые во всех своих частях точно соответствуют молитве св. Апостолов, 3) их имела литургия, описываемая св. Ефремом Сирином в его творениях, 4) их считает существенно важными для освящения Евхаристии в своей книге «Маргарит» Эбед-Йесу (конец XIII – начало XIVb.), 5) митрополит Арбельский Георгий гово­рит о них в своем Изъяснении литургии, 6) списки литургий, которыми пользовался Диамперский собор (1599 г.), имели установительные слова 93 . Все эти факты недостаточно точны. В прочтенном тексте Биккелевой анафоры, как мы дальше увидим, самих установительных слов нет, а упоминается только событие установления Евхаристии. Анафора Феодора родственна анафоре св. Апостолов, но несколько иного происхождения. Многими своими выражениями она удивительно напоминает молитву свт. Василия Великого . Например: «per Spititum Sanctum... omnes naturae rationales, visibiles confortantur, sanctificantur, dignaeque fiunt, referendi laudem divinitati tuae adorandae – ...Дух Святый, Которым укрепляясь, вся словесная и разумная тварь служит Тебе и возносит Тебе вечное славословие» 94 . Можно даже сказать, что молитва Феодора – это просто переложенная анафора свт. Василия. И ходатайственная молитва священнослужителя на литургии Феодора очень сходна с так называемой «молитвой проскомидии» Василия Великого . Как увидим дальше, есть основание предполагать, что первоначально призывание в молитве Феодора стояло после установительных слов и что только впоследствии оно было перенесено в конец на несторианский манер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

   001    002   003     004    005    006    007