В начале XIII в. она была разделена на две: 1) Арбельскую-Хаззскую и 2) аль-Маусильскую (Атарскую)» . Таким образом, не только епископы, подведомые митрополиту Арбельскому, перестали называться «Ниневийскими», но и митрополит принял новый титул «аль-Маусульский», т.е. Мосульский. Но нас заинтересовала другая деталь. В комментарии к Катарскому расколу Болотов писал, что «катарцы видимо добились того, что католикос признал их за самостоятельную церковную “ипархию” с “епископом-митрополитом” во главе» . Это первая интересная деталь. Вторая заключается в том, что Болотов, продолжая комментировать катарскую историю, в конце книги приводит отдельное исследование, посвященное тому, где находится остров Дэрине, на котором католикос Геваргис провел церковный собор . На побережье Катара, как пишет Болотов, находилось два крупных города, аль-Катиф и аль-Хатт. В примечании 17 он упоминает некоего Исхака епископа Хагарского и пэт-Ардаширского, т.е. Хаттского, который присутствовал на VIII Соборе 576 г. Нам важен сейчас не сам Исхак, а его кафедра. Болотов продолжает: к 677 г., когда Геваргис прибыл в Катар, «кафедра епископа Исхака была уже разделена на две: Хагарскую и Хаттскую» . Далее мы предложим свою интерпретацию событий, связанных с Исхаком из Катары. Безусловно, Исхак из Катары есть подлинное историческое лицо – известный писатель, учитель, возможно, под конец жизни ставший отшельником, живший действительно в VII в. Именно его рукоположил католикос Геваргис в епископы, но только не на Ниневийскую кафедру, а на местную, которая называлась «Хаттской», что вполне созвучно с «Хаззской», т.е. бывшей Ниневийской. Мы уже говорили, что к тому времени, когда Ишоднах Барский писал заметки о житии мар Исхака, титул «Ниневийский» уже не употреблялся у сирийцев. Так вот, вполне вероятно, читая писания преп. Исаака, «называемого Сирина еп. Ниневийского», жившего в V-VI в., но не имея пред собой его жития, или только краткую его версию, Ишоднах мог отождествить его с ближайшим к нему по хронологии Исхаком из Катары, епископом Хаттским, жившим в VII в.

http://pravoslavie.ru/107684.html

Издание посланий и фрагментов книги о судах Божьих наряду с другими фрагментами. Mingana A. WWoodbrooke Studies 7. P. 256−279 (англ. перевод: Р. 148−184). Иосиф Хаззайа, которого обвиняли за то, что он признавал предсуществование душ и считал излишними для совершенной жизни словесные молитвы и ручной труд, прославился мистицизмом, с помощью которого, как он утверждал, Бога можно было видеть телесными очами. Исследование. Scher A. J. H. écrivain syriaque du VIIIe siècle. RSO 3 (1910). P. 54−63; Baumstark. S. 222−223; Guillaumont A. Sources de la doctrine de J. H. OS 3(1958). P. 3−25. § 93. Симеон из Рев-Ардашира Симеон, живший во второй половине VII в. и некогда ставший в оппозицию к католикосу Ишойаву III, составил по-персидски юридическое сочинение, дошедшее до нас в сирийском переводе. В нем дается 22 ответа на различные вопросы касательно семейного права, наследования и т. п. Издание. Sachau E. Syrische Rechtsbücher BD. 3. S. 203−253 (с нем. переводом). Исследования. Rücker А. Die Canones des Simeon von Revardesir. Leipzig, 1908; Sachau E. Op. Cit. S. XVII−XXII; Baumstark. S. 206−207. § 94. Католикос Георгий I (Арбельский) Родился в Кафре, что в Бет-Гармае. Был учеником Ишойава III, бывшего в то время епископом Ниневии, и назначившего Георгия своим преемником. Он стал преемником Ишойава также и в качестве католикоса, согласно предсмертной воле последнего. В 676 г. Георгий I провел на Дирине, главном острове Бахрейна, Собор, каноны которого сохранились. Равным образом сохранилось сочинение по христологии, адресованное хорепископу Мине и отправленное Георгием I в 679−680 гг. Георгию I также приписывается авторство диаконских возглашений в день поста ниневийцев. Он умер в 680 или 681 г. Издание канонов и сочинения по христологии. Chabot J. В. Synodicon Orientale. P. 215−245; фр. перевод: Ibid. P. 223, 229−230; нем. перевод: Braun О. Das Buch Dersyhados. S. 348−371. Издание возглашений. Breviarium Chaldaeorum. Pars 1. P. 183−184, 205, 223, 229−230; нем. перевод (частичный): Schönfelder J. M. THQ 48 (1866). S. 198−200.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Агафодор Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Агафон Печерский , прп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (20 февраля/5 марта; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Агафоник Никомидийский , Силиврийский, мч. (22 августа/4 сентября) Агафоника Пергамская , мц. (13/26 октября) Агафопус Критский , мч. (23 декабря/5 января) Аггей , пророк, из 12-ти малых пророков (16/29 декабря) Агриппина Римляныня , мц. (23 июня/6 июля) Агриппина Ржевская , блгв. кн. (14/27 июля) Адриан Никомидийский , мч. (26 августа/8 сентября) Адриан Пошехонский , Ярославский, игумен, сщмч. (5/18 марта; 23 мая/5 июня [Ростов.]; 19 ноября/2 декабря) Азария Вавилонский , отрок (17/30 декабря) Аифал Персидский , диакон, сщмч. (1/14 сентября; 3/16 ноября) Акакий Афонский , прмч. (1/14 мая) Акакий Синайский , прп. (7/20 июля; 29 ноября/12 декабря) Акепсим Наессонский (Анисский), Арбельский, Персидский, еп., сщмч. (3/16 ноября) Акила , ап. от 70-ти, еп. Гераклейский, сщмч,, ученик ап. Павла (4/17 января ап.]; 14/27 июля) Акилина Старшая , Библская (Финикийская), мц. (13/26 июня) Акиндин Персидский , мч. (2/15 ноября) Александр (в схиме Алексий) Невский , блгв. вел. князь (23 мая/5 июня [Ростов.]; 30 августа/12 сентября; 23 ноября/6 декабря) Александр (Хотовицкий), протопресвитер, сщмч. (21 ноября/4 декабря; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Александр Африканский , воин, мч. (10/23 апреля) Александр Египетский , Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Александр Египетский , Кесарийский (Палестинский), мч. (другой) (15/28 марта) Александр Константинопольский , патр. (30 августа/12 сентября) Александр Куштский , прп., игумен (9/22 июня) Александр Ошевенский , прп., игумен (20 апреля/3 мая) Александр Свирский , прп. (17/30 апреля; 30 августа/12 сентября) Александра Римская , Никомидийская, императрица, мц., супруга имп. Диоклетиана (23 апреля/6 мая) Алексий Московский и всея России, митр., чудотворец (12/25 февраля; 20 мая/2 июня; 5/18 октября свт.]) Алексий Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (24 апреля/7 мая; 28 сентября/11 октября [Печер.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

селевкидов (1222 г.), † (в понедельник 8 джумада второго 622 г. хиджры 15 [согг.:16] июня 1536 г. селевкидов (1225 г.), патриаршествовал 2 года 10 месяцев 18 [вернее: 17] дней. 210 После 340 [согг.: 313] дней вдовства кафедры был поставлен Савришо бар-Масихи (е: „bar Masîî“,: ,,ibnu-l-Masîî“) в воскресенье новое 26 апреля 1537 г. селевкидов (1226 г., пасха 19 апреля) 12 раби’второго 623 г. хиджры [=12 апреля 1226 г.; очевидно, и е по ошибке вместо воскресенья нового (фомина) высчитали воскресенье осанн (вербное)], † в субботу 20 мая 1567 г. селевкидов 23 раби’второго 654 г. хиджры (­20 мая 1256 г.), патриаршествовал (по лунному календарю) 31 год 10 дней [продолжение допущенной выше ошибки; следовало бы сказать: 31 год без 2 дней]. 211 Поставлен в 5-е воскресенье великого поста 1568 г. селевкидов марта 1257 г., пасха 8 апреля], † 18 апреля 1576 г. утром в субботу – что после воскресения белых [в 1265 г., пасха 5 апреля], патриаршествовал (по лунному календарю) 8 лет 5 месяцев [corrigö 8 лет 4 месяца, ркп. 29 сафара 655 г., † 29 джумада второго 663 г.). 212 ,,dna“=dena πιφνια [бого]явление, следовательно, сирское имя, соответствующее греческому Επιφνιος. Амру отмечает, что за свой высокий характер и великую ученость Денха был поставлен в митрополита арбельского и хаззского еще не достигши 30 лет от роду. В католикоса он был поставлен 15 тешрина второго 1577 года ионийцев в третье воскресенье обновления храма и † в ночь первого понедельника поста Господня 24 швата 1592 года ионийцев [в 1281 г. пасха была 13 апреля]. 213 Поставлен в первое воскресенье обновления храма 1593 г. ионийцев, † в исходе субботы накануне 3-го воскресенья обновления храма в 1629 г. 7 рамадана 717 г. хиджры (­13 ноября 1317 г., воскресенье). Последовало вдовство кафедры «3 месяца 8 дней», окончившееся, следовательно, 19–20 февр. 1318 г. – О митрополии „танкатской“ „tnkt“) я, по скудости своих научных пособий в этой области, могу (после справки в Assemani, III, 2, рр. 783. 513. 503; в Трудах Третьего Международного Съезда Ориенталистов в С.-Петербурге 1876 [C.-Nemepбypr-Leyde 1879.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

– Греки трансскрибировали бы это имя ’А νανιησος. – По Авдишо, Хнанишо I имел прозвание ,,ghîra хромой. Элия нисивинский (который в церковно-исторических датах до 912 г. (95 г. хиджры) включительно ссылается на Ишо’диаха, митрополита басрского) под 67 г. хиджры (28 июля 686–16 июля 687) пишет: „в этом [году] был поставлен мар-Хнанишо в католикоса“, а под 74 годом (13 мая 693–1 мая 694) отмечает, что 5-го тешрин первого, или – что то же – 29 джумада первого было солнечное затмение (что совершенно точно: 5 октября 693 оно было, действительно), и прибавляет: „в этом [году] был отправлен в изгнание католикос Хнанишо, и вместо него был поставлен в католикоса, злодейством и насилием, Йоханнан дасенский (dsnya и под 82 годом (15 февр. 701–3 февр. 702): „в этом [году] преставился католикос Хнанишо и был погребен в монастыре мар-Ионы, dayra dh-mr y Yawnn“. Амру и Бар-Эврайя говорят согласно, что этот монастырь находился близ Мосуля. Ныне это – Наби Юнус (Хр. Чт. 1899, I, 96). 172 Йоханнан нисивинский только в списке d значится католикосом 35); sa его опускают. В de читается сирское прозвище Йоханнана „garbha прокаженный (у Амру арабское „al abraç“, прокаженный). Дасенским он называется потому, что прежде был епископом в Дасене (Dsen, Bêth Dsen) в „ипархии“ арбельской, и затем переведен был в Нисивин. Hoffmann, Auszüge, 207, cf. 202–207. По исследованию Хоффманна средину епархии (в русском смысле этого термина) дасенской следует полагать где-нибудь около селения Бенджамавута. На карте Гл. Штаба (20 верст в дюйме) n «pytyun», sae «ptyun» d «f θyun», Pêt h yôu, Pet h yôu. Что значит это имя? Главная трудность в том, что я не знаю, персидское это имя или сирское. Мученик Петион, увенчавшийся, вероятно, 25 октября 446 г., был сын природного перса Дадгушнаспа (Dad h gûšnasp, во св. крещении Dad h îšô) и племянник Яздена, родом из Блашфарра (близ Хольвана). Hoffmann, Auszüge, 67; Acta Mart,, II, 629. 564. 560 Bedjan. Известный титул «начальник магов», ρχμαγος, «по-парфянски» пишется , , «magupat», «maupat» (букв.= μγαρχος магоначальник).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Facit: епископ Себеос 62 – свидетель, что бесспорное для филологов тождество по значению армянских прилагательных σεπh ακαν сепухский и w ασπουR ακαν васпурский было очевидно и для образованных армян VII в. Экскурс Б. Древнейшие митрополии в церкви персидской В своем «кратком собрании соборных правил» Авдишо бар-Брика, митрополит нисивинский и арменский († 1318), предлагает список 14 митрополий церкви персидской в порядке «предшествования кафедр», «qd h îmût h hûn d-kûrsawátâ», т. е. в порядке их церковного значения, основанного на исторической давности 63 . Вот этот список: 1. митрополия еламская, 2. нисивинская, 3. прат-д-майшанская, 4. аторская, 5. бет-гармайская, 6. персидская, 7. мервская, 8. хольванская, 9. хератская, 10. индийская, 11. синская (çîn=Чин­ la Chine=Китай), 12. самаркандская, 13. арменская, 14. шамская (в Дамаске). При этом Авдишо сообщает совершенно бесспорный факт, что первые пять митрополий перечисляются в том же самом порядке в каноне собора селевкийского 410 г. при католикосе Исхаке; но ученый, митрополит нисивинский, предлагает нам и более детальные известия: первые четыре митрополии учредил (или, по выражению автора, «р e raš», " отделил», ср. Деян. 13,2 ) католикос Папа, современник Никейского вселенского собора, 5-ю – католикос Шим’он бар-Саббае († 340), 6-ю и 7-ю – Явалаха I († 419), 8-ю – Ишояв II († 645), 9-ю, 12-ю и 11-ю -С ливазека († 729), но по другим известиям эти митрополии учредили еще католикосы Ахай († 415) и Шила († 522); наконец, 13-ю и 14-ю учредил Тимотеос I († 819). Другие списки 64 митрополий (на арабском языке) дают Элия аль-Джаухари, митрополит дамаскский (ок. 900 г.), и Амру ибну-Матта (в первой половине XIV в.). Вот их начало: По аль-Джаухари. По Амру, 1 Yπαρχα Гундешапур Marân гундешапурский Нисивин нисивинский аль-Басра аль-басрский аль-Маусиль аль – маусильский и аторский арбельский и хоззатский. Бет-Гармай бет-гармайский аль-Шам хольванский аль-Рай персидский И т. д. Как видим, после митрополии бет-гармайской, аль-Джаухари и Амру расходятся и между собою, и не согласны с Авдишо. Вполне уместен вопрос, представления митрополита нисивинского не расходятся ли и с действительной историей в такой же мере, в какой его список расходится со списками Элии дамаскского и Амру.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Таким образом, анафора Феодора стоит ближе к сирийским или малоазийским молитвам. Что касается анафоры Нестория, то это просто механическая компиляция из молитв свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста . Стоит только взять эти три молитвы в руки, с первого же взгляда можно увидеть, как в молитве Нестория тирада из анафоры свт. Иоанна Златоуста сменяется тирадой из молитвы свт. Василия. О свидетельстве св. Ефрема сказать ничего нельзя, потому что неизвестно, о какой молитве он говорит. Слова Эбед-Йесу к молитве св. Апостолов не относятся, да и по существу он говорит немного о другом предмете. Вот его слова: «Tradidit (Христос) illud (т.е. Евхаристию) in materia tritici et vini, quia valde affinia sunt sanguini et corpori. Formam autem impertit vivo verbo suo et per illapsum Spiritus Sancti» 95 . Но под словом «форма» здесь разумеется не то, что означает католический термин «форма таинства», то есть в данном случае установительные слова и призывание, а силы, которыми совершается преложение. Такими силами являются слова, сказанные Христом при установлении Евхаристии, и Святой Дух. Рассказав об этом установлении и приведя слова Христа, Эбед-Йесу продолжает: «Нос itaque praecepto Dominico mutatur panis in sanctum eius Corpus et vinum in pretiosum eius Sanguinem». Установительные слова он приводит не как текст из освятительной молитвы, а как эпизод в историческом рассказе. И любопытно, что даже и в этом случае Эбед-Йесу приводит их не по Евангелию, а по литургии Феодора. В его рассказе стоит выражение, специально принадлежащее анафоре последнего – «accipiter ergo, omnes manducate ex hoc pane, et bibite ex hoc calice, atque ita facite quotiescumque convenietis in meam commemorationem» 96 . В изложении Изъяснения литургии Георгия Арбельского Assemani не отмечает, чтобы он говорил об установительных словах 97 . – Наконец, Диамперский собор действительно говорит об установительных словах в литургии: «Так как из вышеизложенного учения о Таинстве Евхаристии ясно, что священнослужитель делает освящение не своими словами, но словами Господа нашего Иисуса Христа, то есть Самого Установителя этого Божественного Таинства, то нельзя прибавлять к форме этого освящения каких-либо вставок, которых не заповедал Христос, хотя бы они были и подходящие» 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Память святых мучеников Акепсия и Аифала Святые мученики Акепсий и Аифал происходили из Персии, где они и пострадали. Акепсий был сначала языческим жрецом в городе Арбеле но потом, услышав о вере Христовой, решился обратиться к христианскому епископу, надеясь получить исцеление от постигшей его в то время болезни. Епископ преподал ему наставление в вере и жизни христианской и исцелил его своими молитвами от недуга. После сего Акепсий возвратился в Арбелу, явился среди своих сограждан проповедником и учителем благочестие, будучи посвящен в сан пресвитера. Об этом было донесено областеначальнику, который вызвал к себе сего нового благовестника Христова и приказал отрезать ему ухо и заключить в темницу. Святой же Аифал был диаконом Арбельской церкви. Схваченный за исповедание Христа, он жестоко был избит и старейшиною жрецов отправлен был к Акепсию в темницу. Потом оба святые снова приведены были к правителю страны и еще раз исповедали пред ним свою веру во Христа и за то приговорены были к отсечению глав. Память святого мученика Миракса Святой мученик Миракс был родом египтянин; родился он в городе Тенестии от христианских родителей, был крещен и воспитан в истинном благочестии. Но, по своему юношескому легкомыслию, он поддался влиянию врага всего доброго (диавола) и, явившись к Амиру отрёкся от Христа. Сняв с себя пояс и поправ святой крест, он взял в руку воинский меч и отчаянно громким голосом воскликнул: — Я — агарянин, и отныне более уже не христианин. Чрез такое отступничество Миракс заслужил себе почёт и уважение у Амира и его приближенных. И много времени прошло с той поры, как легкомысленный юноша, увлекшись суетною славою, перестал и думать о своем спасении. Между тем родители, скорбя о падении сына, не отчаивались и усердно молили Бога о возвращении на путь благочестия совратившегося отступника. И молитва их не осталась бесплодною. Господь призрел на прилежные прошения родителей, внял их непрестанным молитвам: благодать Божия озарила сердце Миракса, и он раскаялся. Пришел он после того к своим родителям и сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

В этом житии, вопреки первым двум, упоминается обитель Мар-Маттай. Достоверно известно, что «именно из её пострижеников избирался епископ Мосула, носивший по традиции имя “Ниневийский”» . Относительно города Мосул («al-Maucil») Болотов пишет, что «нет никаких оснований сомневаться в том, что епископская кафедра находилась в собственной Ниневии» . Действительно, сомнений не возникает, что Исаак именно арабского жития был поставлен в епископы Ниневийские. А вот насколько актуально для несториан было титулование «епископ Ниневийский» в конце VII в. (если в VIII в. оно уже не употреблялось), – этот вопрос требует особого рассмотрения. Католикос Геваргис прибыл в Катар в 677 г. и, как полагают, увез с собой мар Исхака. В то время в Мосуле (Ниневия) преобладала партия монофизитов. После арабского завоевания несторианский центр управления Ниневийской епархией был перенесен в монастырь Бет’Авэ, что в 35 – 40 км. от Ниневии. «Епископ Ниневийский», номинально живущий в Ниневии, в церковном плане подчинялся митрополиту Арбельскому . Этот факт А. Муравьев пытается объяснить так: «Наиболее вероятным мы считаем объяснение, что должность епископа Церкви Востока с титулом “Ниневийский” была чисто номинальной, ибо в городе фактически преобладали монофизиты. Он находился в монастыре Бет’Авэ, в действительности не исполнял никаких епископских дел» . 1.2. Теория «смешения двух Исааков» Итак, мы возвращаемся к вопросу: насколько соответствовало действительности титулование «епископ Ниневийский» на рубеже VII – VIII вв. у несториан? К тому времени, в которое Ишоднах Барский делал агиографическую заметку о мар Исхаке, «термин “Ниневийский” у сирийцев полностью вышел из употребления» . Болотов пишет, что впоследствии, когда «город аль-Маусиль (Мосул=Ниневия) стал более славен, чем древний Арбель, митрополиты Арбельские стали называться “Арбельскими и аль-Маусильскими”, “Хаззскими и аль-Маусильскими” и просто “Аторскими” или “аль-Маусильскими”. До конца XII в. существовала одна митрополия, Арбельская–Хаззская–аль-Маусильская.

http://pravoslavie.ru/107684.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ КАФРСКИЙ католикос Церкви Востока (660/61-680/81), церковный писатель. Род. в Кафре (обл. Бет-Гармай). Сын состоятельных родителей, он был послан управлять имением, расположенным недалеко от мон-ря Бет-Абе, где и принял постриг. В мон-ре Г. К. обратил на себя внимание еп. Ниневийского Мар Ишоява, к-рый, став католикосом, поставил Г. К. митрополитом Маргским (по др. сведениям - Хедаябским). Среди исследователей нет единого мнения о том, какое место в церковной иерархии Церкви Востока Г. К. занимал до поставления его в католикосы. Амр ибн Матта называет его епископом Мосульским и Арбельским; Ж. М. Фие, основываясь на церковных диптихах, полагает, что Г. К. был митрополитом Арбельским с 647/650 по 661 г. Фие считает ошибочным предположение, что до поставления на митрополию Г. К. был епископом Мосула (Ассемани, М. Лекьен, И. Ортис де Урбина), поскольку оно противоречит биографическим данным о Г. К., к-рые приводит Фома Маргский, а имя Г. К. отсутствует в диптихах Мосульской церкви. Обстоятельства избрания Г. К. католикосом не были простыми. Основанием для этого послужили слова, к-рые произнес о Г. К. на смертном одре Мар Ишояв III: «Сей Георгий будет мне преемником». Католикос скончался предположительно в 657/658 г., и Г. К., хотя и не сразу, был избран главой Церкви. Однако Георгий, еп. Нисибинский, отсутствовавший на церемонии избрания, стал претендовать на престол, используя как аргумент, что Мар Ишояв не указал на конкретного кандидата и что именно он, Георгий, является преемником покойного католикоса. В ответ на эти действия Г. К. приехал в Нисибин и в знак смирения вошел в церковь в то время, когда еп. Георгий восседал на кафедре. Этот шаг Г. К. снискал ему признание и паствы, и епископа Нисибина. Др. Георгий, митр. Ператский, также пытался действовать против него, но и он был побежден великодушием католикоса. Г. К. особенно преуспел в роли посредника в улаживании разного рода спорных ситуаций. Именно он поручил монаху из мон-ря Бет-Абе Ананишо составить большой сб. «Рай отцов», в к-рый были включены сир. версия «Лавсаика» Палладия, «История монахов в Египте», апофтегмы, а также дополнительные источники сир. происхождения.

http://pravenc.ru/text/164369.html

   001    002    003   004     005    006    007