Это незримое присутствие Христа среди христиан является той силой, которая вдохновляет христиан и делает их до конца верными Христу даже тогда, когда возникает смертельная опасность и они предпочитают расстаться со своей жизнью, нежели расстаться со Христом. Повторяется та же история, что и в России 100 лет назад в гражданскую войну и во время «красного террора», когда тоже требовали отречься от Христа, как было и в древней истории Церкви. Если мы хотим узнать, что такое терроризм в действии сейчас на Ближнем Востоке и как ведут себя террористические организации по отношению к христианам, можно сопоставить, сравнить с тем, что было 100 лет назад в России. И наоборот, если мы хотим понять, что происходило в России 100 лет назад в отношении христиан, то можно обратить внимание на современность, посмотреть, как поступают с христианами сейчас на Ближнем Востоке в землях, захваченных террористами. Мне кажется, совершенно очевидная историческая параллель — «красный террор» в России 100 лет назад и современный террор против христиан Ближнего Востока. И методы у террористических организаций одни и те же. — Как Вы думаете, есть ли перспектива мирной жизни в ближневосточном регионе? Что для этого нужно? — На Ближнем Востоке всегда будут конфликты, что говорить. Арабо-израильский конфликт — его корни восходят к эпохе, связанной с историей патриархов авраамических религий. Ближний Восток — центр мировой цивилизации, там никогда полного мира не наступит, это самая конфликтная зона. И, наверное, до конца человеческой истории там будут войны, но мир, мирные периоды все-таки возможны. Об этом свидетельствует история Сирии последних веков, послевоенная история Ливана, когда в 1990 году в Ливане наступил долгожданный мир, — прошло уже тридцать лет, и люди научились сосуществовать, по крайней мере пока живо поколение, которое помнит войну. Сохраняется надежда, что в ближайшее время, пока эти поколения живы, гражданской войны в Ливане не будет. Для людей, которые пережили войну, очевидно, что ничего горестней и трагичней быть не может.

http://patriarchia.ru/db/text/5158044.ht...

«Православное христианство - это единственная религия, которая никогда не призывает человека входить в экстатические, измененные состояния сознания и всегда требует от него укрепляться в своем трезвомыслии (σωφροσνη). Софросюнэ - это специфическое древнегреческое понятие, одна из четырех добродетелей Платона (наряду с мудростью, мужеством и справедливостью) [Платон. Государство/Собр. соч. в 4 т. Т.1. М., 1994] и интеллектуальная (дианоэтическая) добродетель Аристотеля, переведенное в церковно-славянском языке как " целомудрие " , а в синодальном переводе Библии как " здравый смысл " (здравомыслие). Так, апостол Павел говорит прокуратору Фесту: " я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла " (Деян. 26: 25)» Если др. греч. σωφροσνη - софросюнэ, как выше сказано, означает " целомудрие " ... " здравый смысл (здравомыслие) " - то на каком основании, а главное - почему, уважаемый А.М. Малер переводит его как «трезвомыслие»? Напомним, что производным от его первой составляющей - слова «здраво» являются слова «трезвенние, трезвенный=воздержный». Чем, в таком случае, «воздержность» поможет нам, «детям эпохи Постмодерна... выйти за пределы постмодерной парадигмы сознания»? Поможет, вероятно, только в том случае, если «трезвомыслие» приравняем, как это сделал А.М. Малер, к «здравомыслию». Но, так и просится вопрос: «А почему бы нам, православным не добавить к нашей мудрости, мужеству и справедливости четвертой добродетели - здравомыслия и «выйти за пределы постмодерной парадигмы сознания»? Тем более, что обладание только одним здравомыслием, без первых трех добродетелей, явно будет недостаточно в борьбе с одной из составляющей всемирного зла, запрятанной за вывеской - «постмодерная парадигма». В связи с вышесказанным, следует возвратиться к книге «Трезвомыслие» и вспомнить, что по этой теме говорит автор-составитель схиархимандрит Авраам (Рейдман): «Ничего нового я сказать не могу. Всё это уже известно и сказано жившими прежде нас. Когда я пытался в молодости своей изобрести что-то такое особенное в духовной жизни, чтобы можно было быстрее совершенствоваться, на всякую мою выдумку мой духовник, глинский постриженик игумен Андрей (Машков), отвечал: " Петр (так звали меня в миру), всё уже придумано. Молись, и всё " . Поэтому обратимся к святым отцам: и духовники, и игумены, и игумении, и, конечно же, пасомые ими духовные чада и насельники монастырей»

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/20/...

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Поем Блажен муж: Стихиры на 8. Глас 4. Подобен: Званный свыше: Егда Пречистыя гласом/позван быв Богоматере,/тогда вся сущая, яко не сущая, преобидел еси/ и в пустыню дальнюю вселился еси, преподобне,/идеже и телесная мудрования/постническими труды духу повинул еси/и, стада ученик твоих в той умножив,/Христу привел еси./Того моли, блаженне Кирилле,/спасти и просветити души наша. Егда Пречистыя глас/услышал еси, пребогате,/тогда стремление плотское/обуздал еси, преподобне отче,/и, яко Илия древле, ум очищ,/в пустыню вселился еси,/и тамо непрестанными молитвами/к Богу приближился еси,/стопам великаго Антония последуя./Тем и по смерти чудесы сияя,/Христу молися/спасти и просветити души наша. Божественный глас/егда услышал еси, блаженне Кирилле,/тогда, крест твой взем,/последовал еси Христу/и, любовию к Нему распалаемь,/кроток и смирен сердцем был еси./Темже и кротких селения наследовал еси/и оттуду источаеши/источник исцелений чтущим тя./Христу, Емуже работал еси,/Тому молися/спасти и просветити души наша. Ины стихиры, глас 8. Подобен: Что вы наречем: Что тя наречем, Кирилле?/Реку, духовных вод наполняему/ и напояющу жаждущих неплодствующая сердца;/источника, источающа всегда исцеления верным;/чашу, Божественное вино имущу;/светильника, отечество твое просвещающа./Многа ти имена/ и больша дарования,/моли спастися душам нашим. Что тя нареку, Кирилле пречудне?/Ученика, яко Господень ученик был еси;/учителя, яко многих ученик ко Христу привел еси;/пустыни жителя, яко ту град сотворил еси;/гражданина, ибо в Небесный град вселился еси;/кроткаго, яко Христа, кроткаго Пастыреначальника,/кроткое овча был еси./Егоже моли/спастися душам нашим. Что тя, чудне Кирилле, именуем?/Премудраго, Христа бо ради юродство творя был еси;/беззлобива, яко незлобив ко озлобившим тебе был еси;/странных приимника, яко Авраамле страннолюбив стяжал еси;/Исаака, яко сам себе жертву принесл еси;/чудодейственника, яко чудес дарования от Бога приял еси./Многа именования твоя,/больша же даров приятия,/моли спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тотчас о. иеродиакон с подоспевшим в нему на помощь екклисиархом усадили о. Макария в пододвинутое кресло и по данному им знаку стали разоблачать его. Сделанный знак к разоблачению был последним проблеском сознания, которое после того более уже не возвращалось к о. Макарию. Из храма в келию умирающий игумен был перенесен на ковре. Тотчас явился монастырский фельдшер и стали пробовать все меры, чтобы воротить умирающему сознание. Обратились к кровопускан и ю, но и эт о с редство не улу чш и ло положен и я о. Макария. Умирающий лежал без сознания и без движения, тяжко лишь дыша. Когда прибыли врачи-специалисты 314 , за которыми послан был нарочитый гонец сейчас же после удара, то попытались воротить к жизни умирающего электричеством, но и эта попытка оказалась неудачною, как и прежние. Тогда, испробовав, таким образом, все человеческие средства, старцы обители, окружающие постель дорогого больного, решились обратиться за помощию к Единому Врачу душ и телес наших и приступили к совершению таинства елеосвящения. Остальная же братия, лишь только разнеслась по монастырю печальная весть о тяжкой болезни «любимого батюшки», по собственному почину, ударив в колокол, стала служить, как в нижнем Пантелеимоновском, так и в верхнем Покровском соборах молебен о здравии болящего. Все молились горячо и со слезами. Молитв своих о болящем не прекращала братия, и по возвращении из храма, став на добровольный канон и взывая ко Господу Иисусу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй раба твоего». Но ни в искусстве опытных врачей, ни в молитвах о здравии о. Макарий более не нуждался. Он ждал и просил у своих оставленных им духовных чад молитв об упокоении и переселении его из этой юдоли скорбей и невзгод в недра Авраама, Исаака и Иакова, идеже несть болезнь, печаль и воздыхание, но жизнь бесконечная. В 3 часа пополудни, 19 числа июня, не стало более в живых великого старца русского Пантелеимоновского монастыря, о чем оповестил братию его печальный звон мощного монастырского колокола. Дрогнули сердца русских иноков этой обители, думавших всю свою труженическую жизнь провести под властною охраняющею рукою своего «батюшки». Слезы невольно катились по их суровым изможденным лицам… Звон колокола снова призывал братию на молитву, но уже не о живом, а об умершем. Каждый, осенив себя крестом с словами: «Царствие небесное нашему батюшке-труженику» и оставив свое послушание, спешил ко гробу дорогого усопшего, чтобы вознести свои молитвы о почившем, поклониться его праху и облобызать его похолодевшую десницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В старинных обителях звоны передавались, вероятно, по традиции от одного поколения звонарей к другому. Так сохранился до наших дней знаменитый малиновый звон в Ростове Великом. Если судить по цитированным обиходникам, подобная традиция существовала и в Троицкой лавре, выработав здесь своеобразные звоны так же, как создались здесь своеобразные церковные напевы. Но и та и другая традиция в лавре угасла. Забвение прекрасных старинных лаврских распевов происходит на наших глазах, заменяясь безвкусным, решительно нецерковным, каким-то оперным пением; преемственность колокольной музыки начала порываться, вероятно, в прошлом веке, может быть в связи с тем, что в конце XVIII и начале XIX столетий много старых колоколов в лавре были перелиты или заменены новыми. И сейчас лаврские звонари при «звоне во вся» 301 исполняют красивые, звучные и богатые ритмические узоры на своих колоколах. Но в характере их звона нет ничего своеобычного. Такой звон или подобный каждый слышал с колоколен хороших церквей Москвы. Жаль, когда исчезают плоды творчества прошедших поколений, жаль в особенности, когда исчезают такие создания, не материализировавшиеся в вещественную оболочку, как пение или звон колокольный. Разрушенные здания оставят следы в фундаментах, которые через тысячелетия будут открыты и изучены археологами, как в Микенах или Вавилоне; исчезнувшие книги подадут о себе весть в цитатах – скольких мыслителей древности мы знаем только по выпискам из них, сохраненным другими авторами. Но звук колокольный, прогудев, растает в воздухе, и эхо не повторит его через века. 278 В приложении публикуется сборник «Троице-Сергиева лавра», подготовленный Комиссией по охране памятников искусства и старины Троицкой лавры в 1919 г. Тираж книги был уничтожен до выхода из типографии, остатки несброшюрованного тиража несколько лет хранились в лаврской библиотеке. В настоящее время сохранилось лишь несколько экземпляров книги. Отдельное издание см.: Троице-Сергиева лавра. М.: Индрик, 2007. 280 Авторская неточность: Юлий Африкан (160–240) никак не мог свидетельствовать о картине трех Странников в 314 г. По свидетельству Георгия Синкелла (Ecloga chronographica/Ed. A. A. Mosshammer. Leipzig, 1984. P. 123), Африкан рассказывал о том, что Мамврийский дуб «вырос, как говорят, из посоха одного из странников, принятых Авраамом». Что касается 314 г. и возможных ассоциаций, то в начале IV в. император Константин в послании к палестинским епископам велел прекратить языческий культ, который весьма пышно справлялся около дуба, почитаемого равно и язычниками, и иудеями, и христианами. По приказу Константина рядом с дубом была возведена базилика, а языческие изображения («идолы») и алтарь уничтожны. Но в источниках, описывающих эти события, не упоминается об изображении явления трех Странников. Подробнее см.: Paulys Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft/Neu bearb. von G. Wissowa und W. Kroll. 27. Halbband. Stuttgart, 1928. Sp. 962–965. –А. Г. Дунаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

В 1931 году доктор Позов неведомым нам путем попал в Грецию, обосновался в Афинах, где и открыл частную практику. Тогда же он стал пробовать силы в публицистике. Для уяснения общественно-политических взглядов А. С. Позова (по крайней мере, проповедуемых в межвоенный период) весьма важное значение имеет его открытое письмо знаменитому публицисту, издателю и политику И. Л. Солоневичу, которое было напечатано, по-видимому, в софийском журнале «Родина» в 1940 году . Хотя автор письма и полемизировал здесь с И. Л. Солоневичем, но — в частностях, в вопросах тактики и терминологии; в главном же А. С. Позов целиком соглашался с автором «Народной монархии» и других радикальных сочинений, причислял себя к движению «штабс-капитанов», бескомпромиссных борцов за возрождение России, за творческое воссоздание русского самодержавия. В те же сроки по непроверенным данным, он написал книгу о масонстве. С 1943 года А. С. Позов, как ни странно, «жил в Германии и занимался богословием . Первые итоги многолетних затворнических штудий стали осязаемы спустя два десятилетия, когда в 1964–1966 гг. в Мюнхене и Мадриде были опубликованы книги А. С. Позова (см. примеч. 1). На одну из них — «Основы древне-церковной антропологии» — откликнулся Н. Зернов . Потом была «Метафизика Пушкина», а последней крупной работой мыслителя стало фундаментальное исследование «Основы христианской философии» (в 2-х томах), напечатанное опять-таки в Мадриде, в 1970 году. В 1979 году Авраам Самуилович Позов скончался. Некрологов в наиболее известных эмигрантских изданиях не обнаружено; возможно, их не было вовсе. Предваряя комментарии, должно отметить, что на книгу А. Позова есть любопытная рецензия; ее автор — известный духовный писатель и публицист игумен Геннадий (Эйкалович). Рецензия была опубликована в нью-йоркском «Новом Журнале» (1970, 98) и ниже перепечатывается полностью: «Уже заглавие книги говорит о нешаблонном подходе к личности и творчеству Пушкина. И действительно, ознакомление с ее содержанием подтверждает первое впечатление: выражаясь стилем автора, скажем, что это книга контроверзная.

http://azbyka.ru/fiction/metafizika-push...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010