Никто из нас не умеет любить по-настоящему даже самых любимых, не то что всех. Всех любить, пока никого нет, — легко, но полюбить конкретно одного, другого, третьего человека... Старец Назарий, игумен Валаамского монастыря, говорил, что всех любить мы не способны, но могли бы попробовать хоть немногих полюбить по-настоящему, то есть, забывая о себе, любя их так, что они для нас делаются важнее, чем мы сами. Это бывает. Это бывает между родными, это бывает между друзьями, это бывает между как будто чужими людьми. Митрополит Антоний Сурожский Относительно дружбы скажу, что ее ценили высоко и древние народы, и Священное Писание. Она имеет (мне так кажется) свои степени, как и вера и любовь; от еле тлеющей искры, до силы, способной передвигать горы, нагроможденные нашим себялюбием, и топить их в море милосердия и терпения (ношения) недостатков другого «я». Страсть [влюбленность] не видит недостатков другого, поэтому (и по многому другому) она и называется слепою, дружба и любовь видят все, но покрывают их и помогают другу избавиться от них, преодолеть, подниматься со ступени на ступень. Дружбе так же присущ элемент любви, как свету — тепло. Потому-то филео (греч.) и означает «любить» и «дружить». А в пределе, в Царстве Божием и любовь и дружба исчезают или сливаются в беспредельность любви Божией, как светильники при ярком солнце. Игумен Никон (Воробьёв) О дружбе человека с Богом И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим. Исх. 33: 11 И исполнилось слово Писания: ««веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Иак. 2: 23 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Отец, желая исполнить просьбу его, сказал ему: «Господь с тобой, чадо; да благословит Он тебя и поможет в пути твоем!» Мать же, как матерям свойственно, обняла его и любовно поцеловала. И отпустили они его с миром, наказав ему скоро возвратиться, ибо они видели, что не просто в ту обитель хочет он идти, но желает найти живой источник — Христа, чтобы Он напоил его душу, пылающую желанием любви к Богу. Приняв от родителей благословение, блаженный юноша вышел из дому, не имея с собой ничего, кроме одежды и куска хлеба, ради телесной немощи. Недалеко отойдя от дома своего, блаженный оглянулся, посмотрел издали на дом свой и сказал: «Боже, Ты повелел Аврааму, рабу своему: изыди от земли твоея и от рода твоего (Быт, 12, 1); научи ныне и меня страху твоему. Вот я оставил дом свой имени Твоего ради. Не затвори же от меня дверей Царствия Твоего!» Долго плакал блаженный. Затем устремился в путь свой и наполнился многою радостью. Быстро догнал он своих спутников и весело пошел со своими товарищами. Немного дней спустя достигли они обители и, приблизившись к монастырю, увидели церковь Пречистой Богородицы. Прежде чем войти в монастырь, блаженный пал ниц на землю и помолился Всемилостивому Спасу и Пречистой Его Матери. Долго молился блаженный со слезами, говоря: «Благодарю Тебя, Господи мой, за то, что Ты не оттолкнул меня, грешнаго и недостойного раба Твоего, и сподобил меня видеть дом Пречистой Твоей Матери. Сподоби меня поселиться здесь и сопричти меня избранному Твоему стаду; пусть я буду ему слугою». Восстав от молитвы, блаженный увидел, что дружина его ушла вперед. Он быстро и скоро догнал спутников. Подойдя к воротам монастыря, они увидели вратаря, стоящего у ворот, поклонились ему и сказали: «Господине, скажи о нас игумену; мы хотим, чтобы он благословил нас». Вратарь пошел и сказал о них игумену. Игумен же велел придти им к себе. Они пришли и поклонились игумену до земли. Справившись через старшего о именах их и о селении, игумен спросил: «Зачем вы пришли к нашему смирению?»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Апостол говорит: «Мелхиседек, который был прообразом Христа, превосходил Авраама. Ибо если бы не превосходил, то не благословил бы его и не получил бы от него десятины. А так как от Авраама произошли священники закона, то ясно, что Мелхиседек превосходит и их, как бы и их благословляя и получая от них десятину. Если же прообраз Христа, Мелхиседек, столь сильно отличается от священников закона, то насколько более – истинный Мелхиседек, Христос? 679 Священство по чину Мелхиседекову дано «после закона со словом клятвенным», и Поставленный в него «пребывает вечно» и имеет «священство непреходящее», почему и «может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» ( Евр. 7, 24–25, 28 ) и служит Первосвященник этот не «образу и тени небесного» ( Евр. 8,5 ) 680 , но входит «в самое небо... не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью», которая " никогда не может истребить грехов», но явившись «однажды, к концу веков, для всецелого уничтожения греха жертвою Своею» ( Евр. 9:24–26, 10:11 ). «Господь был «Иерей по чину Мелхиседекову» потому, что Он преподал апостолам в таинственной вечере хлеб и вино, как и Мелхиседек поднес хлеб и вино Аврааму и бывшим с ним»; и Он – Иерей «вовек», «как не имеющий по Божеству ни начала дней, ни конца жизни, как и Мелхиседек не имеет начала и конца по умолчанию о том книги Бытия. Но Мелхиседек не имеет сего потому, что о том умолчала история Писания, не открыв, от каких родителей он родился и когда умер; а Христос действительно не имеет ни начала, ни конца» 681 . Петр же апостол уподобляет Мелхиседеку весь народ христианский, говоря: «Вы – род избранный, царственное священство , народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет. 2, 9–10 (разрядка наша. – иг. Ф.); ср.: Ос. 2, 23 ). «Создание Божие – все, а удел Божий – одни только те, которые удостоились этого за свою добродетель». Вы, говорит апостол, «народ святой и род избранный и назначены в царственное священство не ради Авраама, но ради Христа, Который назван и священником по чину Мелхиседекову, и царем кротким, праведным и спасающим ( Зах. 9, 9 )». Итак, «не думайте много о роде: вы избраны в царственное священство не ради Авраама, ибо произошедшие от него имели священство, отдельное от царства». Только от Христа и «по милости Его, призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет», только от Христа, «имевшего то и другое (священство и царство), вы, возрожденные через Святое Крещение, справедливо называетесь и родом избранным, и царственным священством» 682 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Далее в 14-й главе говорится о встрече Авраама с двумя царями – Мелхесидеком, который выносит ему хлеб и вино – прообраз Евхаристии, а Авраам, в свою очередь, принес ему десятину от имущества своего ( об этом событии более подробно мы поговорим в следующей беседе) . Но у содомского царя, который предлагает ему свое богатство, Авраам ничего не берет. Он не хочет иметь ничего общего с этим человеком, даже в мелочах, зная его развращенность. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама … (Быт. 14, 21–23). Православное богословие не выдвигает никаких предположений, оно свидетельствует Архимандрит Василий, игумен Иверского монастыря Святой Горы Афон, пишет в одном из своих писем, пожалуй, о самой главной ошибке, которая проникает в наши духовные школы, следующее: «Нельзя одновременно сохранять мирское управление в Церкви и возвещать устно и письменно – духовное учение, потому что в таком случае вся наша проповедь лишится силы, теряя свои духовные качества и саму сущность. Церковь это не организация благочестивых людей”, располагающая литургическими средствами для душевных нужд верующих или богословием для решения метафизических проблем и загадок. Церковь это скиния Бога с человеками (Откр. 21, 3). Она малое стадо, и в то же самое время ширшая небес ” ; она ничем не объемлется, но сама объемлет историю и творение». В этом смысле богословские школы это не софистские ареопаги, а богословие не область философии, где имеют место гипотезы, системы и теории, и любой может говорить всё, что ему вздумается, защищать любую точку зрения. Православное богословие не выдвигает никаких предположений, оно свидетельствует. Богословие это не противостояние доводов и аргументов в поисках истины, но исповедание. Авраам был настоящим исповедником и мужем веры. Вера – не абстрактное личное понимание Бога, она имеет свое содержание и полноту в учении Церкви.

http://pravoslavie.ru/109893.html

 В разных источниках его возраст варьируется.  «…ибо когда Господь увидел, что не по научению от людей он научился любить Бога, но по закону, вложенному в природу его с самого зачатия, Господь явился ему и сказал:  Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе . И тот пошел, не усомнясь и не помедлив, но готовый к своему призванию». – См.:  Антоний Великий , преподобный. Послания.   Иероним Стридонский , блаженный. Библейские вопросы Книги Бытия. Издание МДА, 2009. С. 91.   Иларион (Алфеев) , игумен. Преподобный  Симеон Новый Богослов  и православное предание. СПб., 2001. С. 23.  Имя «Сара» (евр.  Сарай ) означает «борющиеся»; «Сарра» в дальнейшем означает «княжна», «госпожа». Имя Сара встречается в вавилонских письменных документах, то есть было распространенным. Святитель  Димитрий Ростовский  пишет: «Авраам переименовал жену свою Есху (Иску. – см.:  Быт. 11: 29 ) в Сарру. Она почитала своего мужа, называя его господином; также Авраам почитал супругу свою, называя ее госпожою. Ради этого он назвал ее Саррою, что толкуется “госпожа”, ибо это наименование имеет такое именно значение и смысл в еврейском языке». –  Димитрий Ростовский , святитель. Келейный летописец. С. 241.  Имя «Лот» означает «покрывало», сравни: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом» ( 2 Кор. 3: 14 ); то есть Лот имел  ослепленный  ум, и Божественный Логос (Слово) не касался его.   Блато  (ц.-слав.) – грязь, болото, тина, ил. Ср.: «И блато и лес, и несть места, еже уклонитеся» ( 1 Мак. 9: 45 ).   Димитрий Ростовский , святитель. Келейный летописец. С.240–241. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ника 3 апреля 2021, 01:24 Уважаемый о. Олег, Вы пишите, что " Поэтому Писание говорит о нем как о мертвом. Надо понимать, что он был духовно мертв, то есть так и остался язычником. Следовательно, Аврам мог покинуть его " . Но св. Иоанн Златоуст пишет, как я понимаю, иначе " Фарра, отец его, хотя был и неверующий, по любви к сыну решился пойти вместе с ним, пришел в Харран, пожил там и скончался. Тогда-то уже патриарх, по повелению Божию, переселился в землю Ханаанскую. И точно, Бог вывел его из Харрана не прежде, как по кончине Фарры. " (Беседа XXXI на книгу Бытия).

http://pravoslavie.ru/99067.html

Часто мы с вами оказываемся равнодушными к Спасителю, а жизнь христианина должна быть христоцентричной, всегда имеющей перед собой пример Христа Спасителя, дабы – по слову апостола Павла – познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. 107 Наша жизнь должна заключаться в том, чтобы, принимая Тело и Кровь Спасителя, мы преображались и становились иными, по слову Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». 108 Мы должны постоянно очищать в себе образ Божий и восходить на Голгофу. Мы с вами очень часто равнодушно причащаемся Святых Христовых Тайн. Оказываясь рядом со Спасителем и видя перед собой примеры стольких замечательных подвижников, мы остаёмся равнодушными вместо того, чтобы чувствовать огромное стремление к подвигу и жертвовать собой. Попросим у всех ветхозаветных святых, чтобы они дали нашей душе частицу своей ревности, чтобы вместо веры мертвой мы имели веру живую, чтобы вместо разговоров о подвигах мы нашли в своей жизни поприще для подвигов, чтобы вместо дум о том, когда в нашей жизни появится молитва , мы жили молитвой и вместо равнодушного проживания поста каждый день вдохновлялись бы его силой и могуществом. Попросим ветхозаветных святых о том, чтобы нам не подходить к яслям родившегося Спасителя равнодушно, но чтобы Господь стал подлинным центром нашей жизни. Аминь. О времени и вечности 109 Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Мф. 1:17 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня Неделя святых отец и гражданский Новый год совпадают. Для нас это совпадение может оказаться не случайным. В евангельском чтении мы слышали о трёх периодах: от Авраама, через царя Давида и до Вавилонского переселения проходит трижды по четырнадцать лет, и появляется род, от которого рождается праведный Иосиф Обручник. Этот богоизбранный род становится символом чистого удела людей, среди которых воплотится Иисус Христос, Спаситель мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» ( Иов. 1, 1–22 ). «Слышала ли ты, душа моя, как Иов на гноищи оправдался?» – спрашивает тебя преподобный писатель Великого канона. Почему в христианском мышлении имя «Иов» неотделимо от определения «праведный»? " Был некий человек в земле Уц» 898 (или, как написано «в Сирской книге», в земле Авеситидийской на пределах Идумеи и Аравии... около берегов Евфрата 899 ( 1Пар. 1, 44 ).), пятый от Авраама, происходил он от отца Зарефа 900 , сынов Исавовых сын, матери же Воссоры, и был вторым царем Едома после Валака, или Белы, сына Веорова (См.: 1Пар. 1, 44–45 ). Он был «беспорочен и чист во всех деяниях, ...он соблюдал Закон и заповеди в том виде, в котором они были явлены человечеству еще до Синайского законодательства (то есть законы сынов Ноевых). Известно, что через Авраама и Исаака их потомкам эдомлянам (к которым принадлежал Иов), как и израильтянам, были даны еще и дополнительные постановления и заповеди. В частности, Иовом в какой-то форме соблюдалась заповедь о субботе» – «в субботу он совершал обряд поклонения Всевышнему и просил Его простить грехи своих близких. ...Он не только почитал Всевышнего, но и знал Его имя, которое было возвещено патриархам, а впоследствии – Моисею и всему народу Израиля. ...Он воспитывал детей в страхе Божием ...и дети его имели представление об истинном служении Богу, поскольку были в этом наставлены отцом. Иов оказывал помощь всем нуждающимся, что предписано заповедями Создателя ... – как колеблющихся в вере, так и материально нуждающихся Иов поддерживал, он как бы «выпрямлял» их жизнь и ставил их на ноги» 901 . Так Писание рисует нам образ ветхозаветного праведника, не имеющего порока, посвятившего свою жизнь не столько добыванию хлеба насущного и иных материальных благ, сколько благодарению Бога за всё, что Он дал ему – от самой жизни до возможности проводить ее в мирных и благоприятных условиях. Но вся ли это праведность? Только ли в благоприятных условиях она может развиваться и достигать небесных венцов? Однако же самое имя «Иов» (прежнее же его имя было «Иовав» (Ср.: Иов.42:17 ) говорит об обратном.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Святыня храма Мамврийский дуб. Место явления Святой Троицы Аврааму «И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои, и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки. И сделаю потомство твое, как песок земныи; если кто может сосчитать песок земныи, то и потомство твое сочтено будет. Встань, пройди по земле сей в долготу и широту ее: ибо Я тебе дам ее. И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мам-ре, что в Хевроне: и создал там жертвенник Господу». (Быт. 13: 14-18) Бытует много примет, свидетельствующих о конце мира. Так, согласно преданию, конец времен наступит тогда, когда Мамврийский дуб, у которого поселился Авраам, как было ему возвещено Господом, не даст ни одного зеленого листа. И это случилось в… 1997 году. Паломник XII века игумен Даниил с восторгом пишет: «От Вифлеема на юг к Хеврону находится Сугубая пещера и Мамврийский дуб. От Иерусалима до Хеврона верст Двадцать восемь, путь идет мимо Вифлеема, до него шесть верст, а от Вифлеема до Афамской реки три версты. Об этой реке Давид говорит в Псалтыре: «Ты исуши реки Афамля, твой есть день и твоя есть нощь». Река эта ныне суха, течет под землею и выходит из-под земли у Мертвого моря, в которое река и впадает. На другой стороне реки стоит гора, высокая каменная, на горе этой огромные густые леса. Путь через гору эту страшную труднопроходимый, каменистый. Есть здесь крепость большая. В горах нападают сарацины, нет возможности пройти малым группам. Мне же пришлось путешествовать, с доброй дружиной и удалось без ущерба пройти через это страшное место. Тут лежит город Асколон, оттуда нападают иноверцы и многих убивают на этом злом пути. На этой же горе, в лесу, был в свое время убит сын Давида Авессалом, туда он убежал от отца своего. Тут внес его мул в чащу леса, зацепилась его голова волосами за ветви, и повис он высоко на дереве, и прострелили его сердце тремя стрелами. Так он и умер на этом дереве.

http://elitsy.ru/holy/236/

Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 6-я по Пасхе. О слепом (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский.  Толкования Новый Завет. (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 6-ю по Пасхе. «Да явятся дела Божии…» (Евангельское чтение) Святитель Николай (Велимирович).  Из собрания творений читаемых в 6-ю неделю по Пасхе (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в неделю 6-ю по Пасхе. Проповедь в неделю о слепом (Евангельское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 6-ю по Пасхе. (Евангельское чтение)   Преподобный Макарий Великий, Египетский. Семь слов. (Евангельское чтение)  Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.  Неделя о слепорожденном. (Деян 16:16-34; Ин 9:1-38). Спорит простота веры с лукавым неверием. Вера, пришедши к прозревавшему слепцу, просветила умные очи его, и он ясно видит истину. Смотрите, как у него все логично. Спрашивают его: ты что о Нем, даровавшем зрение, скажешь? «Это пророк», — ответил он, то есть посланник Божий, облеченный силою чудодейственною. Непререкаемо верный вывод! Но образованность книжная не хочет видеть этой верности и ищет уклониться от последствий ее. А так как это не удавалось, то она обращается к некнижной простоте со своим внушением: «воздай славу Богу; мы знаем, что человек Тот грешник». Простота веры не умеет связать этих понятий — грешность и чудодейственность, и выражает это открыто: «грешник ли Он, не знаю, одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». Что можно сказать против такого неведения? Но логика неверов упряма, и при всей очевидности не стыдится утверждать, что не знает, откуда отверзший очи слепому. «Это и удивительно», говорит им здравая логика веры, «что вы не знаете откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Казалось бы, после этого ничего не оставалось, как преклониться пред силою такого заключения. Но книжная ученость терпеть не может здравой логики веры и изгнала ее вон… Поди теперь, доказывай истину веры тем, у которых ум растлился от упорства в неверии. Неверы всех времен — люди одного покроя.

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-p...

Только — рухнуло всё в одночасье. И не из-за бед и болезней. В Иерихон идёт Христос. Странствующий проповедник. Нищий и бездомный. Сын плотника. Но говорят, исцеляет, и вот только что вернул зрение одному иерихонскому слепцу (Лк 18:35–43). Он входит в древний Иерихон, окружённый толпой зевак и почитателей. Кто-то ждёт чуда, кто-то просто вышел поглазеть. И вот солидный и богатый человек, человек даже с некоторым положением в обществе — Закхей — бежит впереди толпы, обгоняет народ и лезет на дерево, чтобы хоть так рассмотреть Учи­теля. Солидный и известный человек, которого, может, не уважают, но уж точно боятся, — сидит на дереве. Люди лезут на деревья от страха, дети — от безделья и любопытства. Что делает на дереве взрослый и богатый мужчина? Почему он ведёт себя, как ребёнок? Так поступают только неистовые безумцы. Это ведь просто неприлично — взобраться на дерево на глазах у всего города! Мало ему позора мытаря, он захотел себе титул местного шута, юродивого? А Господь увидел Закхея и похвалил. Назвал его — незнакомого человека на дереве — по имени. И сказал, что идёт к нему в гости, как будто Он и шёл в Иерихон, только чтобы зайти к нему, к Закхею. Навестить его, ободрить, разделить с ним хлеб, утешиться трапезой и беседой. И древний город снова зашумел: как Наставник может сидеть за одним столом с этим злодеем? Это насмешка? Юродство? Безумие? Будет ли конец этому безрассудству? Нет. Ещё одно юродство: Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк 19:8–10). Спаситель не оправдывает Закхея. Да, этот богатый мытарь действительно гибнет во грехе, но он кается. В нём есть жажда Бога, Добра и Истины, и эту жажду, в праве на которую ему отказывали жители Иерихона, Господь увидел и пробудил. Этот Евангельский отрывок всегда читается во время освящения домов и квартир.

http://pravmir.ru/propovedi-igumen-savva...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010