Ведь «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим.14:17 )! И поэтому – сколько ни пресыщайся ты в этом мире, голод твой телесный прекратится по общему порядку угасания всех вещей. Но голод духовный, если не удовлетворить его ныне, будет длиться вечно. Ибо если сейчас не узнаешь ты, душа, где Источник, который утоляет этот голод, если не отыщешь той дороги, которая поведет тебя к Отцу твоему (твоей дороги, только твоей, той дороги, которая приведет именно тебя к обители, для тебя уготованной: «В доме Отца Моего обителей много» ( Ин.14:2 )!), если не сделаешь ты первых шагов по этой дороге – сейчас, пока ты еще в теле твоем! – то как ты сделаешь это тогда, когда расстанешься с телом? «Ни мертвые не восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу», – сказал тебе пророк ( Пс.113:25 ; ср.: Пс.87:11 ). Пока жива ты, душа моя, пока тело твое – друг и помощник тебе, ищи свой путь! Оставь земное пресыщение, укроти страсти твои и тела твоего, стяжи, по апостолу, «праведность и мир и радость во Святом Духе». Каждому из нас сказал преподобный Серафим Саровский : «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Ведь кто стяжал этот дух – тот уже обрел путь ко спасению, конец которого венчает Божественная благодать. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Кладенцы, душе, предпочла еси хананейских мыслей паче жилы камене, из негоже премудрости река, яко чаша, проливает токи богословия. «И Авраам упрекал Авимелеха за колодезь с водою, который отняли рабы Авимелеховы» ( Быт.21:25 ). «И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских» ( Исх.17:5–6 ). Как долго ты, душа моя, колодцы хананейских помыслов предпочитала источнику, изведенному из камня, из которого река премудрости, словно переполненная чаша, изливает потоки богословия!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Схолия . Следует отметить, что лживы и презренны те, кто говорит о детских чудесах Христа. Итак, если Христос в течение 30 лет был искушен во всем из всех наших свойств, как говорит [апостол] Павел, 1074 то пусть еретики узнают, что Он, рожденный добровольно как Бог от Святой Девы, как человек по-младенчески плакал. И в течение всех Своих первых трех лет Иисус был искушен во всем по нашему подобию: по природе много раз по-младенчески плакал, много раз испытывал голод и жажду и добровольно по детской природе ел и пил, много раз спал природным и безгрешным сном, много раз плевал и через кожу и уста проявлял текучесть тела, много раз утомлялся, добровольно и в образе раба, как говорит евангелист Лука, подчинялся Своим родителям, 1075 много раз как дитя, но без страсти и греха, тревожился и тяготился; «Ибо Христос имел тело свободным от греха, не освобождаясь от телесных потребностей», 1076 как учит Иоанн Златоуст в толковании На Евангелие от Матфея. Ведь если бы Он отклонил природные и безупречные слабости и потребности нашей природы, то тогда отклонил бы и саму природу, как снова нам указывает сам Златоуст. Этот богомудрый отец сказал это не от себя, но будучи наученный [апостолом] Павлом, ведь он услышал в его [Послании] К Евреям о Христе: «Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» 1077 Пусть, наконец, еретик мне скажет, какие есть страстные природные безупречные свойства плоти детей, которые Слово причислило [Себе] незадолго до этого [в момент Рождества] и которым Христос был причастен, если не еда, питье, сон, усталость и так далее? Вот ведь апостол о Христе говорит: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным», 1078 и далее: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха» 1079 Искушен в чем? Ясно, что в наших безупречных природных немощах, из-за которых Он добровольно вочеловечился. Итак, когда [апостол] Павел свидетельствует, что «Христос искушен во всех немощах нашей природы кроме только греха», ты возмущайся уже больше не из-за наших слов о том, что, родившись, Христос воспринял все наши природные детские свойства тела и безупречные страсти. Поэтому я и привел эти свидетельства, в которых не мной было сказано: «Откуда ясно, что Христос, став человеком без семени и без греха, воспринял все наши чистые и безупречные природные действия?»

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Но не пришло еще время для Мессии». Философ же сказал им: «Что себе представляете, видя, что и Иерусалим разрушен, жертвоприношения прекратились, и все сбылось, что прорекли пророки о вас? Ведь Малахия открыто восклицает: “Нет Моей воли в вас, говорит Господь Вседержитель, и жертвы из рук ваших не приемлю. Ибо от востока солнца и до запада имя Мое славится народами, и на всяком месте приносится фимиам имени Моему, жертва чистая, потому что велико имя Мое между народами, говорит Господь Вседержитель”». Они же отвечали: «Правильно говоришь. Все народы хотят быть благословленными от нас и обрезанными в городе Иерусалиме». Сказал же Философ: «Так говорит Моисей: “Если вы будете соблюдать закон, будут земли ваши от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки Ефрата”. А мы, (иные) народы, от Того благословимся из семени Авраамова, (Кто) от корня Иессеева вышел и назван Надеждою народов, и Светом всей земли и всех островов, и славою Божиею просвещены не по тому закону, и не в том месте. Пророки громко возглашают. Ведь сказал Захария: “Ликуй, дочь Сиона! Се Цесарь твой грядет Кроткий, Сидящий на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истребит оружие Ефрема и коней в Иерусалиме, возвестит мир народам, и владычество Его будет от края земли до конца вселенной”. Иаков же сказал: “Не прекратится князь от (рода) Иуды, ни игумен от чресл его до тех пор, пока не придет Тот, Кому предназначено», — и Он Надежда народов. Все это видя оконченным и свершившимся, кого другого ждете? Ведь сказал Даниил, наставленный ангелом: “Семьдесят недель до Христа Игумена, что составляет четыреста девяносто лет, (на которые) запретятся видения и пророчества”. Чье вы думаете железное царство, которое Даниил представляет в видении?» Отвечали они: «Римское». Философ же спросил их: «Камень, оторвавшийся от горы без рук человеческих, кто есть?» Отвечали они: «Мессия». И вновь они сказали: «Но если Тот, о Котором говорят пророки и другие доводы, уже пришел, как ты говоришь, то как же римское царство властвует до сих пор?» Отвечал Философ: «Не властвует уже, миновало оно, как и другие (царства), явленные в видении.

http://pravoslavie.ru/59816.html

– Получается, что это некое влечение, чувство, привязанность. Ну, привязался... – Потом отвязался... – Чувствуется желание получить, а не отдать. – Здесь, заметьте, отсутствует некий законодательный момент. Нет законов, которые нужно исполнять. Есть чувство – ну и слава Богу. То есть критерием является приятность самого человека. Но вот посмотрим, что святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит. «Возлюбленные братия, свойственно любви часто воспоминать и помышлять о любимом, свойственно любви часто направляться и устремляться сердцем и душою к любимому». Фотокарточку носить, да? «Непрестанно помнить любимого и помышлять о нем, непрестанно ощущать себя привлеченным к любимому свойственно любви совершенной. Богу угодно, чтобы такою совершенною любовью мы любили Его. Это естественно, Бог совершенен, и Он должен быть любим любовью совершенной». 248 Совершенная любовь – это Бог Троица. Удивительный, конечно, момент – явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому , так же, как и Аврааму. Надо сказать, в богословии этот момент не совсем осмыслен. Лекарство от инфаркта Любовь выше любых даров и благодеяний. Апостол Павел пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание, и всю меру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» ( 1Кор. 13:1–2 ). Если я изучил 20 языков, стал министром и президентом, каким бы талантом ни обладал, оказался бы самым великим композитором, гениальным художником, успешным коммерсантом, вообще, чем бы я ни стал, что бы я ни сделал, если я любви не имею, то это вообще ничто. Видите как. Мы все устремлены к неким фактическим, земным целям и задачам. Это неплохо, но это вещи другого порядка. «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет в том никакой пользы» ( 1Кор. 13:3 ). Благотворительностью занялся, вообще все раздал, все пожертвовал, а без любви это ничто перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Наступил 1812 год, памятный приходом в Россию французской армии. Перед вступлением Наполеоновских полчищ в Смоленскую губернию депутаты от купечества с Калужским городским головою представлялись Фельдмаршалу князю Кутузову, но он уверил их, что не пустит Наполеона в Калугу. Однако игумен Авраамий принял некоторые предосторожности к охранению церковного имущества; именно: церковную утварь, ризницу и библиотеку приказал уложить в сундуки; свечи и другие церковные вещи были закладены в палатку, что под соборною церковью. Братия приискали в 15 верстах от обители в дремучем лесу недоступный по местоположению овраг с пещерою, чтобы удалиться туда, в случае появления врага. Со стороны же Калужской Духовной Консистории прислан был отцу настоятелю указ от 5 сентября за 3523, предписывавший церковное имение убрать в короба, на случай отправления церковного имущества в город Орел. 17 сентября отец Авраамий направил Козельскому исправнику письмо с просьбой дать монастырю подводы для отправки церковного имущества. 28 сентября Козельский исправник известил отца настоятеля, что подводы в город Орел готовы, и подводы явились — всего шестнадцать пар и семь троек. 19 ноября в монастыре получен был указ Калужской Консистории от 13 ноября 3602), которым дано знать об открытии присутствия Консистории, (закрытого с 7 Сентября по причине военных действий). 2 декабря игумен Авраамий уже испрашивал у правящего архиерея дозволения командировать кого-либо из братии в Орел для привоза оттуда монастырской ризницы. По открытии присутствия Калужской Консистории, отец Авраамий обратился к Преосвященному Евлампию с просьбою о назначении, во внимание к своей постоянной болезни, в помощь по управлению монастырем, иеромонаха Маркелла (бывшего прежде экономом архиерейского дома). На прошении отца Авраамия Владыка положил такую резолюцию, как это видно из указа Консистории от 13 Декабря 1812 года: «Известна мне игумена болезнь, почему я и за нужное почитаю просьбу его утвердить, о чем и братии дать знать, чтобы во всем сему помощнику должное послушание оказывали, по духу евангельскому, смирению и кротости истинно братской, монашеской, да все славят Бога жизнию и зиждут спасение душевное, моляся и о нас, пекущихся об их душах».

http://bogoslov.ru/article/288408

Вообще, связи пустозерцев с Москвой и другими центрами, особенно в конце 1660-х и начале 1670-х годов, до гибели боярыни Морозовой, были настолько прочно организованы, что протопоп посылал целые бочки освященной им воды своим духовным детям, получал от них деньги, одежду, еду и даже малину, до которой он был большой охотник 775 . Московская группа последователей Аввакума и других вождей старого благочестия после казни Авраамия и смерти боярыни Морозовой осталась без авторитетного возглавления. Правда, в Москву часто наезжал игумен Досифей, но, боясь правительственных репрессий, он здесь никогда долго не оставался и, не будучи коренным москвичом, он, видимо, не смог объединить всех местных старообрядцев в единое сильное ядро. Тем не менее, бывшие друзья и последователи Аввакума и Морозовой составляли в Москве центральную и наиболее влиятельную группу. Помимо Досифея к ней принадлежал и другой любимый ученик Аввакума, некий игумен Сергий, известный также под своим светским именем Симеона Крашенинникова 776 . Так же, как и Досифей, игумен Сергий, видимо, бывал в Москве только наездами и вместе с ним принадлежал к числу ревностных организаторов старообрядческого движения. Одно время он увлекся учением самосжигателей, о котором с энтузиазмом отзывался и сам Аввакум, и распространял письма протопопа, в которых тот оправдывал и хвалил самосжигание. Но, увидев на практике, в какие ужасные крайности впали проповедники " новоизобретенного способа самоубийственных смертей», игумен Сергий разочаровался в гарях и вместе с Досифеем стал одним из решительных противников этого изуверства. Третьим разъездным эмиссаром, нередко навещавшим Москву, был священник Иов Тимофеев, который перед смертью причастил боярыню Морозову, а позже, вместе со старцем Корнилием и Досифеем, вел проповедь раскола на Дону 777 . Из числа духовенства в Москве надо отметить еще двух корреспондентов протопопа, попа Козьму и попа Стефана, который позже, во время старообрядческой попытки 1682 года вернуть Московское царство к старой вере, служил напутственный молебен о.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

За несколько дней до моего приезда (так как это было около 20 марта), только что окончилась Алексеевская ярмарка, с которой сбор бывает преимущественно медью, и я застал игумена, поверяющего ярмарочную выручку. В той комнате, в которой сидел отец Феофан, четыре послушника считали насыпанные на полу медные деньги, а на столе я увидел грибную закуску и графин с водкой. Послушники попеременно, то один, то другой, подходили к игумену, жаловались, что у них заболела спина, считаючи деньги, и просили благословения подкрепиться (то есть, выпить водки), и игумен соизволял. Мне стало противно смотреть на эти проделки и я, не вытерпевши, сказал отцу Феофану: «Зачем это, отец игумен, делаете вы такие послабления и дозволяете в этих келиях поставлять водку? Помните вы, когда здесь жил блаженной памяти старец Феофан, с каким благоговением переступали мы его порог? Бывало придешь к двери и со страхом, и трепетом берешься за скобку, тихонько сотворишь молитву где страх там и благочестие. И в этих-то келиях, где жил старец Феофан, вы дозволяете теперь пить водку!» Мое замечание не очень понравилось игумену, и он мне на это сказал: «На все есть свое время, и что возможно было тогда, того нельзя нам требовать теперь: не должно возлагать на слабого бремена неудобоносимые... Что всякое излишество предосудительно, я не отрицаю, но лучше слабость, чем высокоумие: кто ничего не пьет, тот гордится, а кто испивает, тот лучше смиряется...» – «Поставить вино было очень легко, – сказал я ему, – и вы едва ли встретили в этом сопротивление, а теперь попробуйте-ка убрать, так вот увидите, что выйдет. Вы этим поколеблете всю обитель до основания». Мои слова, к сожалению, осуществились. После этого моего свидания с отцом Феофаном нам уже не суждено было более видеться. Главные его отступления от устава преподобного Кирилла и от постановлений старца Феофана, перед которым и он сам, казалось, благоговел, состояли в следующем: 1, он допустил в обители винопитие, строго воспрещенное основателем ее, преподобным Кириллом, и обновителем оной, старцем Феофаном; строгость, которую и ему надлежало бы усвоить, будучи сам воспитан в этом духе; 2, невнимательность к нравственности братии, что повлекло ко всеобщей распущенности, и, наконец, 3, несоблюдение Устава Церковного, и вследствие всего этого обитель стала, видимо, оскудевать в своих средствах. Но на этом не остановилось дело: вскоре у настоятеля с братией вышли несогласия и раздоры. Не постигаю, что могло побудить его к тому, чтобы уклониться от тех строгих правил подвижничества, которые внушал ему старец Феофан и которым он и сам столько лет следовал! По неведению? Но какой же настоятель может оправдываться тем, что по неведению избрал такой опасный путь, одинаково гибельный как для него самого, так и для обители?

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Скачать epub pdf Страсти См. также: Монашество . 527; Праведник . 854; Старец . 1097. 1104. Подвижники умерщвляют страсти, а не тело Авва Исаак пришел к авве Пимену и увидел, что он льет воду на свои ноги. Приблизившись к нему, он спросил: “Почему же некоторые весьма строго обращались со своим телом, не щадили его?” Авва Пимен отвечал: “Мы учились умерщвлять не тело, а страсти.” (Достопамятные сказания. С” 225. 183). 1105. Авва Авраам, приведя образные примеры, показал старцу, что он не умертвил страсти, а лишь связал их Поведали о некоем старце, что он провел пятьдесят лет в великом воздержании, не употребляя вовсе хлеба и употребляя воду в самом умеренном количестве. Этот старец говорил: “Я умертвил в себе страсти блуда, сребролюбия и тщеславия.” Услышав, что старец говорит это, авва Авраам пришел к нему и спросил его: “Говорил ли ты то-то и то-то?” Старец отвечал: “Говорил.” Авва Авраам сказал на это: “Вот ты входишь в хижину и находишь на своей постели женщину. Можешь ли ты не подумать, что это – женщина?” – “Нет! Но я буду бороться с помыслом, чтоб не прикоснуться к ней.” – “Значит, ты не умертвил блудной страсти, она жива в тебе, но связана. Положим, ты идешь по дороге, видишь камни и обломки глиняных сосудов, а среди них – золото. Может ли ум твой оставаться без всякой мысли о золоте?” Старец отвечал: “Нет! Но я буду бороться с помыслом, чтоб не взять золото.” – “Значит, страсть жива, но связана. Если придут к тебе два брата, из которых один любит тебя и превозносит похвалами, а другой ненавидит и злословит, примешь ли их с одинаковым сердечным чувством?” Старец сказал: “Нет! Но я буду бороться со своим помыслом и стараться делать добро ненавидящему меня наравне с любящим меня.” Авраам заметил: “Следовательно, страсти живы, но связаны святыми помышлениями.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 67). Читать далее Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков/Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

О. Илиодор был изумлен этой заметкой: «Ну за что, за что на меня так клевещут! Я ничего подобного не только не говорил, но даже и не думал». В доказательство он отметил, что не видится ни с кем из братии, кроме духовника и келейника . Духовника о. Илиодор избрал себе сам, «самовольно», как подчеркивал преосв. Николай. Этот «высокий, старый и робкий человек с проеденными на монастырском хлебе зубами и жидкими косичками волос, выбивающихся из-под черного клобука», «глухой», «как тетерев», отличался простотой и наивностью, чем, вероятно, и привлек симпатии узника: «игумна выбрал себе в духовники, игумен ему понравился, так пусть, говорит, игумен ко мне и ходит». Впрочем, преосвященный характеризует его как «иеромонаха с небезупречным прошлым» . Со своей стороны, настоятель возложил на избранника о. Илиодора деликатное послушание – присутствовать при его свиданиях с посетителями. Благодаря этому обстоятельству имя духовника фигурирует в многочисленных донесениях о. Макария начальству. Звали этого игумена о. Иоанникий. Роли соглядатаев исполняли и другие насельники Флорищевой пустыни. На этом поприще особенно преуспел келиарх иеромонах Авраамий, обладавший несомненным талантом к полицейской деятельности. О. Авраамий искусно собирал сведения об узнике, подслушивая его разговоры, расспрашивая приезжих из Царицына и даже выклянчивая у них всякую всячину, казавшуюся ему уликой, будь то фотографический снимок или книга с песнопениями. С обычной меткостью о. Илиодор характеризовал келиарха так: «Авраамий не священное лицо, а полицейский», а тот жаловался, что «столько принял оскорблений от о. Илиодора, что становится не в силу все это переносить» . Праздник Сретения ознаменовался для узника следующим событием. Келейник принёс карточку от некоего нижегородского газетного сотрудника, члена «Союза русского народа», с просьбой о встрече. О. Илиодор согласился. Вскоре в келью вошел седобородый странник в долгополом кафтане и валенках, с сумой за плечами. Под этим костюмом скрывался интеллигентный молодой человек, а в суме лежал фотографический аппарат. Так о. Илиодор познакомился с Б.М. Ржевским.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/23/...

В 1812 году после Бородинского сражения фельдмаршал Кутузов объявил, что не допустит войск Наполеона до Калуги, куда те рвались после оставления сожженной ими Москвы. Калужские власти твердо поверили слову главнокомандующего и не стали принимать никаких мер к сохранению имущества. Но оптинский игумен Авраамий все же кое-что предпринял: он упаковал в ящики церковную утварь, ризницу и библиотеку и приискал в дремучем лесу, в пятнадцати верстах от Оптиной, большую пещеру, которую и приготовили для временного пребывания имущества и братии в случае прихода врага в Козельск. Кутузов сдержал свое слово и разбил французов под Малоярославцем. Наполеон вынужден был уходить из России по Смоленской дороге, уже ограбленной им же, уходить путем отчаяния и гибели. На третий день после битвы под Малоярославцем, то есть 14 октября, в Оптиной пустыни совершено было благодарственное с коленопреклонением молебствие, которое заключено было крестным ходом вокруг обители при огромном стечении народа. Спустя три года здоровье игумена Авраамия пошатнулось настолько, что он попросился на покой с проживанием в Оптиной, где он мог бы как скромный инок довольствоваться трапезою, одеждою и обувью, а также дровами для келии. Преосвященный Евгений, однако, не отпустил его на покой. Скончался игумен Авраамий 14 января 1817 года. Надпись на его гробнице гласила: «Под сим камнем погребено убогое тело многогрешного черноризца игумена Авраамия, которому от рождения своего 58 лет, и во оной пустыни был настоятелем 20 лет и 3 месяца...» 20 . «Как начальник братства, им самим собранного, – пишет историк обители, – о[тец] Авраамий был строг и взыскателен, но отнюдь не своенравен. Введя в обновленной им обители новый порядок примерной, нестяжательной жизни, он был строгий блюститель его и, опираясь на личный пример, требовал точного исполнения своих приказаний и распоряжений в делах общежития. Посредников он не терпел: каждый из иноков в нуждах своих обязан был относиться прямо к нему, за что особенно и любила его братия. Все калужские архипастыри удостоивали его особенного своего благоволения и доверенности и часто представляли в пример другим Авраамия и его обитель» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010