игумен Амвросий (Диденко) И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго Пресвитер Тертуллиан К пополнению столь спасительной молитвы (остави нам) прибавил Господь: «не введи нас во искушение», научая нас не о том только молиться, чтоб оставлены были нам грехи наши, но и том, чтобы они совсем предотвращаемы были. Не введи нас во искушение – значит: не попусти нам быть введенными в искушение тем, кто нас искушает. Да не будет нам думать, будто Бог искушает, – ни в том смысле, чтоб узнать веру нашу, как бы не знал ее, ни тем паче в том, чтоб порадоваться нашему падению: неведение и злоба суть принадлежности диавола. Бог повелел Аврааму принесть в жертву сына не для узнания его веры, а для показания ее, чтоб в нём дать нам образец повиновения повелению Божию, как только оно получено, не ставя дороже Бога самых кровных своих. Господь, попустив быть Себе искушаему от диавола, указал тем, кто председатель и художник всякаго искушения. Это подтвердил Он и когда после сказал: «молитеся, да не внидите в напасть» ( Лк.22:40 ). Они уже были искушены, потому что оставили Господа (одного молиться), возжелав паче ее (напасти), чем молитвы. Сему соответствует и заключение молитвы: «но избави нас от лукаваго», истолковывая, кто есть вводящий во искушение. Ориген Если Спаситель повелевает нам молиться не о чём-либо невозможном, то нахожу я стоящим расследования: возможно ли было дать нам заповедь о том молиться, чтобы не впадать в искушения, когда вся человеческая жизнь на земле есть время искушения. Потому что, доколе мы живём на земле, доколе состоим одетыми плотию, которая желает противного духу ( Гал.5:17 ) и которой стремления суть вражда против Бога; ибо закону Божию она не покоряется, да и не может ( Рим.8:7 ), дотоле мы подлежим искушениям. А что вся человеческая жизнь на земле действительно есть время искушения, этому учит нас Иов в словах: человеческая жизнь на земле не есть ли время искушения? ( Иов.7:1 ). Подобное же открывается из слов псалма: Тобою буду избавлен я от искушения ( Пс.17:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

После отставки А. С. Норов предпринял второе путешествие, которое сам называл паломничеством, на Восток. Его целью было пройти маршрутом паломничества, которое совершил в начале XII в. игумен Даниил. «Норов, – подчёркивает М. В. Соколова , – не просто описывает те или иные святыни и путь к ним, но он пытается, спустя восемь веков, идентифицировать некоторые из них с теми, что описывал игумен Даниил в своём «Хождении " » 42 . Норов одним из первых среди исследователей Востока указал на опасность в регионе религи­озных конфликтов и призвал к единению всех конфессий. «Рука помощи, – писал он, – нужна как для наших единоверных братии греков, так и для арабов. Не пришло ли, наконец, то время, чтобы все народы, исповедающие Тресвятое имя Бога, обнялись на месте их искупления, забыли бы свои вражды, перестали бы противуставлять друг другу козни» 43 . Думается, не будет значительным преувеличением заявить, что в свете современных международных событий данное высказывание не утратило своей актуальности. Не забывал А. С. Норов и о светской науке. Он являлся почётным членом ряда научных обществ, академиком Академии наук по отделению русского языка и словесности, председателем Археографической комиссии. Под его руководством комиссия издала около 35 томов различных исторических документов. Норов, по свидетельству А. В. Никитенко, работал «вместе со своими сотрудниками – членами комиссии по несколько раз в неделю, очень часто до глубокой ночи» 44 . А. Ф. Бычков в своей речи 18 февраля 1869 г., посвященной памяти А. С. Норова , отмечал: « П. И. Савваитов вероятно помнит с каким неутомимым жаром Авраам Сергеевич, вместе с ним и со мною, с 9-ти часов вечера до 4-х утра сидел над сличением текста Иисуса Навина, находящегося в Великих Минеях, с греческим переводом и еврейским подлинником. И подобные занятия были явлениями не одиночными, но весьма частыми. И М. О. Коялович, и А. А. Куник, и другие сочлены могут это засвидетельствовать» 45 . К работе в Археографической комиссии Норов привлёк таких известных историков, как А. Ф. Бычков, Н. И. Костомаров , М. О. Коялович, П. И. Савваитов и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/z...

Бояться ли барабашек? Что такое искушение от демонов? Может ли бес войти в человека? Откуда берут свою силу экстрасенсы? 9 августа, 2012 Что такое искушение от демонов? Может ли бес войти в человека? Откуда берут свою силу экстрасенсы? Мы продолжаем публикацию бесед схиархимандрита Авраама , духовника Ново-Тихвинского женского монастыря и Свято-Косьминской пустыни. Сегодняшняя беседа несколько необычна – в ней отец Авраам отвечает на вопросы о темных силах, о том, какое влияние они имеют на нашу жизнь, под кого маскируются и как к ним правильно относиться. Схиархимандрит Авраам (Рейдман) — Батюшка, мне кажется, что мы сильно преувеличиваем участие злых духов в нашей жизни: сами создаем себе какую-то ситуацию, а потом говорим, что это «искушение от демонов». — Иногда действительно может быть такое, что виноваты только мы сами, а вину сваливаем на демонов. Все помнят историю из Отечника о том, как некий монах в Страстную пятницу жарил в келье яйцо на свечке. А когда игумен застал его за этим занятием и монах начал оправдываться: меня-де бес искусил, то демон из угла закричал: «Не верь ему, отче, я сам дивлюсь его лукавству!» С другой стороны, недооценивать влияния демонов на наши мысли и поступки никак нельзя. Это влияние гораздо больше, чем многие привыкли думать. Любой человек одновременно пребывает в двух мирах: телом — в мире вещественном, душой — в мире духовном. Духовную жизнь в широком смысле слова ведет даже атеист , который отрицает само существование духа. Он не верит в темные силы, но, сам того не понимая, общается с ними, принимает их внушения, иногда становится их слепым орудием. Ему кажется, будто он свободен от «религиозных предрассудков» и живет сам по себе, но это иллюзия. Человек может не думать о том, свежим он дышит воздухом или угарным, — но это не значит, что это никак не отразится это на его здоровье. Он может ничего не знать о физических законах, но если коснется оголенного провода, то почувствует удар электрического тока, может быть, даже не понимая, что произошло. То же и в духовной жизни: у нее есть свои законы, которые неизбежно влияют на каждого из нас. Поскольку мы слабо верим в существование демонов, то даже явные бесовские внушения часто принимаем за свои собственные желания.

http://pravmir.ru/boyatsya-li-barabashek...

из этих Апостольских слов видно, что Авраам имел два сына, которые служили прообразом двух заветов, две его жены служили прообразом двух церквей ветхой и новой; изгнание Агари с сыном ея из дому Авраама послужило прообразом ветхозаветной церкви и закона, которые ныне от Христа изгоняются вон, а также и самое ветхозаветное обрезание ныне отвержено и все законное служение; кто же ныне поступает по закону, тот от Христа отпадает, и он именуется ныне плотским, но не духовным христианином, а кто ныне живет по Новому Завету, оправдывается одной верой во Христа, тот, по слову Апостола, именуется христианином духовным по Исааку. Мы духовные христиане и подражаем древним дозаконным праведникам – Аврааму, Исааку и Иакову, которые спасались, без рукотвореннаго храма и без Моисеева закона. Древние праведники, бывшие до закона, имели одну веру, и одной верой благоугождали Богу; ибо сказано о Аврааме: «якоже Авраам верова Богу, и вменися ему в правду» Разумейте убо, яко сущии от веры, сии суть сынове Авраамли ( Гал.3:6–7 ). Вот ясное для нас оправдание: мы, по примеру Авраама, хотим одной верой благоугождать Богу. Поэтому мы имеем право называть себя чадами Авраама, а вы, взявшись за дела закона и законного храма чада плотская Измаила, и рукотворные храмы ваши подобны Агари изгнанной от Христа. Итак, что вы нам на это скажете? Мы уверены, что теперь, после этого нашего доказательства, никакое красноречие и плотская мудрость вам не поможет. Христ. Выслушав ваше самооправдание и на нас обвинение, мы на это скажем вам следующее: вы называете себя духовными христианами и подражаете будто Аврааму, Исааку и Иакову, не имея храма, ни священных образов, а нас считаете плотскими людьми за то, что мы будто подражаем Измаилу, плотскому сыну Авраама. Заметим кстати, что от Авраама, Исаака и Иакова произошли Иудеи, от которых родился Христос, а от Измаила -Агаряне или Магометане; теперь спросим вас: подражаете ли вы в делах веры всем ветхозаветным праведникам, начиная от Адама до Моисея, спасавшимся без рукотворного храма и образов? Молок.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Посему нужно заметить, что если для уяснения дел человеческих на суде требовались по закону свидетели, то тем более для нашего суждения о делах веры, где должны быть непременно свидетели не земные, но небесные, святые, из обоих заветов, так как на нашем суде не о земных вещах или путях разбирается дело, но о небесных и вечных. Кроме того нужно еще и то заметить, что нет лучшего к нашему обсуждению предмета, как этот пример, который показывает нам сам начальник веры, Господь наш Иисус Христос, Который для обличения во лжи неверных жидов приводил также свидетелей, древних праведников Аврваама, Давида и других пророков. Хотя и жиды с своей стороны также приводили себе свидетелей, праведных праотцев, говоря: «мы чада Авраама есмы», но Иисус Христос обличал их, доказывая, что они не чада Авраама по делам своим, но чада диавоа, как сам И. Христос в обличение неверных жидов сказал: «Вем, яко семя Авраамле есте: но ищете Мен убити» и еще: «аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили; ныне же ищете Мене убити, человека, иже истину вам глаголах, юже слышах от Бога… Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити» ( Ин.8:37, 39, 40, 44 ). При сем Он называл их чадами отцов, избивших пророков ( Мф.23:31 ), ибо как отцы их избивали пророков, так и они подражают им в этом, и даже предреченного пророками, пришедшего Мессию, они распяли на кресте и тем дополнили меру неправды отцов своих. Вот, духовные братия, вы не желаете вести беседу о свидетелях, но сам Иисус Христос беседовал о свидетелях, да и Апостолы, по Примеру Спасителя, поступали, приводя для обличения иудейского заблуждения праведников, и указывая на их жизнь и добрые дела; после чего уже переходили к их нечестивым отцам и упоминали им об убийстве пророков, как о сем ясно свидетельствует святой Апостол Стефан, в седьмой главе Деяний ( Деян.7, 51. 52 ). Таким образом и мы должны поступить согласно евангельскому примеру, и должны приводить свидетелей от обоих заветов, как мы и делали на прошлых беседах.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Иногда мы, братия, после искренней, смиренной молитвы к Небесному Отцу о прощении грехов наших получаем как плод её душевное успокоение и в этом блаженном мире нашего сердца опытно познаём утешение благодатного отпущения грехов своих, тогда обращаем взор свой на путь нашей жизни, лежащий пред нашими глазами. Ах, как желали бы мы теперь сохранить этот блаженный мир нашего сердца, эту явную близость к благодати нашего Бога, эту полную преданность Ему и Его воле. Мы желали бы теперь с новою, совершенною и неизменною верностью Ему только Одному служить и Ему Одному посвятить своё сердце, свою жизнь. И, однако, мы хорошо знаем неровности и опасности нашего жизненного пути, и опытно испытанную слабость, и непостоянство нашего сердца. А потому нам страшно становится при представлении своих немощей и пред великостью и трудностью нашей задачи. Мы возводим взор свой к Тому, Который Один только благонадёжно может направить стопы наши и безопасно провести чрез все неровности нашего пути, и молимся: Отче, не введи нас во искушение! Но что хотим мы сказать этими словами, и в каком смысле употребляем мы здесь слово искушение. Хотя «Бог во несть искуситель» ( Иак.1:13 ), то есть никого не искушает, однако Священное Писание прямо говорит: «после сих происшествий Бог искушал Авраама» ( Быт.22:1 ), и об Израиле до время путешествия его чрез пустыню говорится, что Бог искушал его ( Втор.8:2 ). Отсюда вы можете видеть, что слово «искушать» не всегда употребляется в одном и том же смысле. Мы употребляем его часто в том смысле, в каком употребляет его Давид, когда говорит: «искуси мя. Господи, и испытай мя» ( Пс.25:2 ). Здесь он сам объясняет смысл этого слова, когда прибавляет к нему другое – испытай. Следовательно, «искушать» здесь значит то же, что «испытывать, взвешивать, делать опыт, производить пробу». Нет сомнения, что это может быть делом Бога. Это Он может и должен делать и делает. Он испытывал Авраама, настолько ли тверда и крепка его вера, что он может принести Ему в жертву даже и единственного, любимого своего сына. Он испытывал израильский народ в том, останется ли он верен и покорен заповеди своего Бога или нет. Но другое дело, если мы под словом «искушать» разумеем: «прельщать, соблазнять, склонять на совершение чего-нибудь дурного». Этого не делает Бог, это и не может быть Его делом. Он не может стать в противоречие с Самим Собою и склонять к нарушению Своей Собственной воли. В этом смысле говорит Иаков: В искушении никто не говори: «Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» ( Иак.1:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Июля 21 дня 1808 года». По ходатайству преосвященного Феофилакта, епископа Калужского, благочестивый Монарх всемилостивейше изволил согласиться на прошение игумена Авраамия. Указом из Святейшего Синода 1809 года января 18 дня, дозволено: «к настоящему, в Оптиной Пустыни штатному положению монашествующих, прибавить еще двадцать три человека, так, чтобы число оных и с настоятелем было из тридцати». Восполнив таким образом важнейший недостаток в Оптиной Пустыни, Авраамий в последующее время не ослабевал в трудах своих и попечении о благе ее. Не умолялось, также, но еще более возрастало и, заслуженное им, благорасположение калужских архипастырей. Так, преемники преосвященного Феофилакта, епископы Евлампий и Евгений, оказывали особое благоволение к Оптиной Пустыни. Первый из них даже желал провести в обители остаток дней своих в молитвенном покое, почему и построена была для него на сей предмет особая келья (ныне настоятельская). Таким образом, обитель Оптина процветала в тиши безмятежной, упокоеваемая заботливостью своего настоятеля. Когда наступил грозный двенадцатый год, с сокрушенными сердцами принимались в обители вести о бедствиях отечества, о взятии Смоленска, занятии Москвы и нечестии нового Амалика, не пощадившего святыни московской. Храмы обители были открыты с утра до глубокой ночи и полны народа, который, признавая над собою крепкую руку Божию, плакал и молился, да сотворит Господь, со искушением и избытие. Несмотря на близкую опасность, епархиальное начальство не сделало никакого распоряжения о удалении иноков и вывозе церковного имущества, потому что фельдмаршал, князь Кутузов, уверил калужского градского главу и депутатов от купечества, что он не пустит Наполеона в Калугу; а слова архистратига наших сил принимались тогда всеми, как слова пророчества, исполнение которого, как уверены были все, не замедлится. Однако, игумен Авраамий принял некоторые необходимые меры предосторожности, особенно, от него зависевшие, а именно: церковную утварь, ризницу и библиотеку приказал уложить в сундуки; свечи и другие церковные вещи были заложены в палатку, что под соборной церковью. Братия приискали в дремучем бору, окружающем их Пустынь, недоступный по положению своему овраг с пещерой, в 15-ти верстах от обители, чтобы удалиться в него на первый случай, при появлении врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Шел он долго, уже стемнело. Вдруг дорогу ему перегородил черный великан с руками невероятной длины. Юноша в ужасе бросился бежать. Ему показалось, что великан остался далеко позади, и он остановился, чтобы отдышаться. Но тут кто-то схватил его за рубашку, и путник услышал над собой зловещее клокотание. В отчаянии он рванулся из цепких объятий и убежал, оставив рубашку в лапах чудовища. Он бежал долго, продираясь сквозь чащобу, и вдруг почувствовал, что ноги в чем-то утопают. «Болото!» – догадался юноша и повернул в сторону. Наконец он вышел на твердую дорогу. Идти стало легко, но путник так обессилел, что не мог продолжать путь. Он привалился к какому-то камню и крепко уснул. Когда он проснулся, над ним стоял мудрый старец. «Ты показал мне не ту дорогу! – с обидой сказал ему юноша. – Идя по твоей дороге, я чуть не погиб. Сначала меня хотел поймать великан, потом схватило какое-то чудовище, а в конце концов я чуть не утонул в болоте!» Мудрый старец покачал головой: «Не говорил ли я тебе, что идущий во тьме не знает, куда идет? Ужасный великан, который тебе повстречался, – это старое кряжистое дерево. Чудовище, которое хотело тебя растерзать, – куст терновника. И болото твое никакое не болото, а заросли мягкого мха». «Ну хорошо, – возразил юноша. – Но зачем было посылать меня по такой неудобной дороге? Хорошо еще, что я сам, без твоей подсказки, нашел правильный путь». «Нашел, говоришь? – усмехнулся старец. – Обернись-ка». Юноша обернулся. Они стояли почти на самом краю страшной пропасти. Духовная жизнь человека также похожа на дорогу. И чтобы нам идти по этой дороге уверенно, надо, чтобы она была хорошо освещена. Таким светом, который позволяет нам воспринимать духовные явления правильно и не заплутать на пути, для современного христианина являются книги святителя Игнатия Брянчанинова . Духовник нашего монастыря, отец Авраам, рассказывал, что его духовный отец, игумен Андрей (Машков), настоятельно советовал ему читать святителя Игнатия. Отец Авраам, тогда еще будучи новоначальным христианином, долго отказывался: ему казалось, что современные церковные писатели не могут сказать ничего нового по сравнению с древними святыми отцами.

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

III, 51). В письме этом говорится о теревинфе, к которому относится рассказ блаж. Иеронима, а который между тем назван дубом. Я объясняю себе это разногласие письма императора с действительностью тем, что, не бывши сам в Палестине, сведение свои о дереве, под которым жил Авраам в Мамвре, св. Константин заимствовал из греческого текста LXX толковников, где действительно слово аллоней дубрава передана словом дуб (δρης). Другие церковные историки почерпавшие свои сведения из Евсевия, как-то: Сократ (в первой половине V столетия) и Созомен, говорят только о дубе Мамврийском. Сам Евсевий в других своих сочинениях говорит о теревинфе, а не о дубе (Demonstrations evangel. 9), или о теревинфе, который есть дуб (Onomasticon). Современный Евсевию Бордосский дорожник (Itinerarium a Bordigala. 333 г.) говорит о теревинфе, отстоящем на 9 римских миль от Бетазора и в 2 от Хеврона. «Тут», продолжает он, «сооружена, по приказанию Константина, великолепная базилика». При сооружении базилики, самый теревинф был срублен, как видно из слов блаженного Иеронима (Onomasticon edit Т. Larsowet G. Parthey. p. 153. и Peregrinatio St. Paulae), что подтверждается позднейшим паломником-писателем Аркульфом (670 г.), который видел на правой стороне базилики древесный ствол, вышиною в два человеческих роста. От этого ствола богомольцы отрезывали куски, как воспоминания. Затем в течение слишком четырех столетий все сведения о дереве смолкают и первое упоминовение о нем встречаем только с половины XI столетия (безымянный писатель около 1050 г. у гр. Вогюэ: Los églises de la terre Sainte; Зевульф 1102 г. и безымянный. 1106 г. у Теодориха изд. Тоблером). Но подробнее описывает их современник, наш первый паломник-писатель игумен Даниил: «Есть же дуб той святый у пути близ на правой руце, тамо идучи; стоит на горе красно вельми. Есть бо около горы тоя уродилося камение, яко помост по земли, равно дъсками помощено белаго моромора; помощена же есть около всего дуба того дивнаго якоже помост церковный, посреди же помоста того выросл дуб той святой из камениа того дивно...

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/i...

По стенам текла вода, соответственно в зимнее время разрушались стены. Он начал крыть кровлю. Он сам мастер, но мы ещё были маловаты, чтобы наверху ему помогать. Мы внизу на верстаках делали заготовки, а наверху ему нужен был подсобник, одному ему было неловко. И вот он взял подсобника с Костромы. Приехала районная власть, составили акт и сказали, что имеет право работать только человек с местной пропиской. А с местной пропиской кого возьмёшь? Там трактористы да пастухи, а для такого высокого храма (с крестом вместе — с девятиэтажный дом) найти мастера было невозможно. И остановили работу. Хорошо, что успели вскрыть крышу, то есть снять старое железо. И папа набрался решимости и поехал тогда в облисполком (там шок был, что священник вообще пришел в облисполком!) и сказал: «Здание является памятником архитектуры, крыша вскрыта, вы остановили процесс реставрации, и я буду сейчас обращаться в Москву, так как вы способствуете гибели памятника». Ему велели подождать, потом приехала комиссия в Словинку и сказали: «Давайте, батюшка, мы вас оштрафуем, но уж вы продолжайте!» Вот таким образом сумели покрыть крышу. — Священник в облисполком в рясе ходил? — Нет, конечно, нет! В подряснике и по городу нельзя было ходить никогда! Интересная деталь. Отец Михаил, игумен один, принципиально ходил всегда в подряснике. Его ругали везде! А он ходил. Пришел на вокзал в Москве — очередь огромная стоит за билетами. Милиционер подходит, берет его, проводит без очереди: «Дайте ему билет, чтобы он здесь не соблазнял людей!» Подбегает за ними ещё один, в штатском: «Я тоже священник!» — «А Вы идите в очередь!» Вроде старались прогнать с глаз долой, но, тем не менее, везде Господь сохранял. Отец Михаил уже седовласый старчик был. Он служил в Березовце, похоронен в Авраамиевом монастыре в Чухломе. А папе, конечно, нельзя было в подряснике ходить. Но, тем не менее, он пришел. Ведь это надо записаться на прием: кто? Священник пришел! В общем-то, он нанес моральный ущерб, можно сказать, облисполкому.

http://pravoslavie.ru/45046.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010