Поднялись на гору, построили жертвенник. Авраам связывает сына и кладет на дрова. Как Авраам был сын послушания, так же и его сын Исаак; Исаак был молод, полон силы, он мог оттолкнуть отца и убежать, но ничего этого он не делает и покорно подчиняется. И отец только потому его связывает, что он мог чисто инстинктивно, увидевши над собою занесенный нож сделать что-либо вопреки. Авраам возложил сына на жертвенник... занес страшный нож... но за секунду до того, как он опустил бы его на тело сына, он услышал голос ангела: «Авраам, Авраам, не поднимай твою руку на отрока, ибо Господь говорит: Я видел твое послушание и веру» и дальше Господь говорит: «Мною Самим клянусь (ибо нет ничего в мире выше Бога), что благословляя благословлю тебя и умножая умножу тебя» (Быт. 22:11, 12—16, 17). И тут для Авраама, как говорят святые отцы, Исаак действительно как бы воскрес из мертвых, потому что в сердце своем, он уже принес его в жертву. И поэтому, это жертвоприношение было прообразом того великого жертвоприношения, в котором Бог Отец, Сына Своего Единородного и возлюбленного принес в жертву на крестном жертвеннике за грехи всего мира; но там не было остановлено искупительное жертвоприношение, и Сын Божий, в воплощении Своем как Богочеловек распялся на Кресте и умер за нас грешных. И вот эта-то сила веры и преданность воле Господней, о которой говорит Св. Библия, и сделала Авраама тем, кем назвал его апостол Павел, говоря, что Авраам есть отец всех нас — верующих. Но мы знаем и другие примеры подобного жертвоприношения. Вот — один из них: однажды великий молитвенник и праведник, о. Иоанн Кронштадтский, будучи уже пастырем, но еще молодым, заболел. А был Великий пост. Врачи требуют, чтобы больной ел мясную пищу, иначе ослабеет и умрет. О. Иоанн не соглашается; наконец он говорит, вероятно предвидя результат: «Меня моя мать воспитала в послушании Церкви и соблюдении святых постов. Она жива — я ее спрошу. Если она, как мать, даст мне разрешение, то я согласен». Ей пишут письмо, запрашивают.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

За все это царь очень похвалил Авраама и, видя, что все ему удивляются, почтил его при всех многими великими дарами и научения пользу признал. Авраам же, спеша , со слугами и служанками ушел оттуда. (Царь) , дивясь его многому уму, и мудрости, благочестию во всех его толкованиях. Глава 11 Итак, от разделения смешения до того времени, как пришел Авраам, по Божьему повелению, из Междуречья, из города Харранского и из дома отца своего в землю Ханаанскую, то есть Палестину, прошло 616 лет. Было же тогда Аврааму 75 лет ( Быт. 12:4 ). А в земле Ханаанской он прожил 25 лет, и родил/54в Исаака ( Быт. 21:5 ), и после этого жил 73 [и умер], всего прожив 175 лет. Он и благословления божественного Мелхиседека удостоился, возвратившись с войны. Сказано И86 ведь: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес ему хлебы и вино. Был же он иереем Бога Всевышнего, и благословил Авраама, и сказал: Благословен Авраам от Бога Всевышнего, который сотворил небо и землю, и благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. И дал ему Авраам десятину от всего» ( Быт. 14:18–20 ). Это о нем сказал апостол: «Ведь этот Б101 Мелхиседек, царь Салимский, иерей Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама после поражения/54г царей и благословил его, которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по имени царь правды, а потом царь Салимский, то есть «царь мира». Без отца, без матери, без родословия, ни начала дней, ни конца жизни не имеющий, уподобляясь Сыну Божию, пребывает иереем навсегда. Итак, мы сколь велик тот, кому и Авраам патриарх дал десятину от всей Ведь получающие священство из сыновей Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и вышедших из колена Авраамова. А он, не имеющий от них родословия, получил десятину от Авраама и благословил получившего обетование. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» ( Евр. 7:1–7 ). Ведь он был муж праведный и благочестивый, родом иноплеменник, почему и говорится, что он «к иному принадлежал " ( Евр. 7:13 ) – к роду Сида, сына Египта, царя египетского,/55а от которого и Египет назван был, [как и выше говорилось].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

56 . Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день мой: и виде и возрадовася. Господь открывает людям одну из тайн духовного мира и духовного состояния пророков в словах стиха сего 944 . Авраам при жизни радовался верою и ожиданием сего великого часа для человечества, а в ту минуту, когда Господь глаголал, он уже видел исполнение обетований и возрадовался за всех сынов Своих, т. е. за всех верующих 945 , – и за себя, ибо и духовный мир просветился воскресением Бога Слова, облекшего ся в плоть человеческую и превознесшего человека в душе его и во плоти его. Как видел и узнал Авраам о совершении обетований и о рождении Господа во плоти – есть тайна духовного мира; мы знаем, что и Моисей и Илия явились в Господу на г. Фаворе и беседовали с Ним во время Его священного преображения 946 , а потому мы должны думать, что и Авраам и другие пророки и угодившие Богу сорадовались Ангелам, славившим Бога при рождении Господа Иисуса и взывавшим: «Слава в вышних Богу и на земли мир: во человецех благоволение» 947 . В период времени от сотворения человека до потопа человечество памятовало об обещании Избавителя, который сотрет главу змия 948 ; к сему обетованию, перенесенному из мира допотопного в мир, восставший снова из волн потопа, Ной передал сынам своим новые обетования милосердия Божия, но мысль о грядущем в веках Избавителе не была вторично высказана Ною, как разве в прикровенном образе ковчега, из коего восстает новая жизнь, и голубицы, несущей масличную ветвь. Аврааму даны более полные, но тоже прикровенные обетования под формой прообразований – как рождение Исаака после долгих ожиданий ( Быт. 17 ), и явление трех путников в кущу Авраама (18). Еще более ясное прообразование грядущего Избавителя, имеющего стать жертвою, – было жертвоприношение Исаака (22). Яснее всего было открыто Аврааму Господом, что «благословятся в семени Авраама все народы земли». Тогда, как говорит Апостол, Авраам и другие угодившие Богу жили верою и «умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные и радовались и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле 949 ». Вера сия жила с ними и в загробном мире, и когда Ангелы Божии возвестили миру о воплощении Бога Слова, тогда «Авраам виде и возрадовася».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Святая Церковь всегда сохраняла и будет в точности исполнять завет своего Главы и Спасителя. Так пусть умолкнут уста вольнодумцев, не знающих Писания, ни силы его, которые отвергают пользу молитв за усопших отцов и братий наших. Хотя отец евреев, Авраам, и отказался удовлетворить просьбу богача, мучившегося в аду, однако последний не хочет прекратить с ним беседы. Движимый ли желанием зла Лазарю, или доброжелательством к своим братьям, только богач обращается к Аврааму с новой просьбою. Рече же: молю тя убо, отче, да послеши его в дом отца моего: имам бо пять братий: яко да засвидетельствует им, да не и тии приидут на место сие мучения (—27—28). «Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в сие место мучения». Мучащийся богач знает, как живут его братья. Он сам так жил, а потому и в ад попал. Ад ожидает и братьев его. Да разве они не знают этого? Нет, и знать не хотят. Они не верят Божественному Откровению. Ведь сам богач, живя на земле, не руководствовался им. Он знает, что и братья его идут по его следам. Однако праотец Авраам удостоверяет, что Божественного Откровения совершенно достаточно для спасения человека. Глагола ему Авраам: имут Моисея и пророки: да послушают их (–29). «Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки: пусть слушают их». Так, по словам патриарха Авраама, книги Моисея пророка и книги всех других пророков, значит, ветхозаветная Библия во всем составе, во времена Ветхого Завета были совершенно достаточным откровением Бога во спасение людей. Если бы богач и братья его слушали и исполняли все, что заповедано Богом и написано в священных книгах, то они никак не попали бы в ад. Лазарь спасся, не имея никаких иных откровений, кроме данных в Библии. И многие другие праведники наследовали блаженство, исполняя дарованные Богом заповеди. Но богач помнит, что братья его знать не хотят Откровения, данного Богом. Вот если бы последовало новое откровение чрез воскресшего из мертвых Лазаря, то они покаялись бы, как он предполагает. Ему кажется, что явление Лазаря обаятельно подействует на беспечных, нерадивых и ленивых, погрязающих в жизни греховной, братьев его. Ни, отче Аврааме: но аще кто от мертвых идет к ним, покаются (–30). «Он же сказал: нет, отче Аврааме! вот если кто из мертвых приидет к ним, покаются». Богач настаивает, что появление на земле воскресшего из мертвых приведет в раскаяние братьев его. Он не ведает того, что кто не хочет поверить, никому и ничему не поверит. Так сказал и Авраам. Рече же ему. аще Моисея и пророков не послушают, и аще кто от мертвых воскреснет, не иметь веры ( 31). «Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают; то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». На этом и прекратилась беседа Авраама с богачом. Не продолжительна она была, но для нас весьма поучительна.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

б) Ахиор аммонитянин доносил Олоферну о евреях: людие сии исчадия Халдеов, и вселишася первие в Месопотамии, понеже не восхотеша последовати богом отцев своих, иже беша в земли халдейстей, и побегоша в Месопотамию и обиташа тамо дни многи (κα παχησαν κε μας πολλς) Иуд. 5:6–8 . итак, значительное время (дни многи) Авраам прожил в Харране. в) Из свидетельства Николая Дамасского (около 50 лет до Р. Х.), которое приводится у Флавия, видно, что Авраам не мало провел времени на пути из Ура в Ханаан. «В Дамаске царствовал Авраам, пришедший с воинством из страны, повыше Вавилона лежащия называемыя Халдеею. Но, по прошествии некоторого времени, вышел и оттуда со всем находящимся при нем множеством, и в земле, тогда Хананеею, ныне же Иудеею называемой, поселился». Флавий продолжает: «имя Авраамово и до днесь славно около Дамаска, где показывают деревню, называемую жилищем Авраамовым» 152 . Итак, Авраам успел прославить себя в сирской Месопотамии, где был Харран, и притом пребывание в сей стране называется царствованием, на которое обратили внимание даже языческие писатели: все это предполагает не месяцы, а целые годы пребывания Авраама в Харране. г) Моисей говорит, что Авраам с Лотом стяжал в Харране имение. И поят Аврам Сару жену свою, и вся имения своя, елика стяжоша, и всякую душу, юже стяжаша в Харране, и изыдоша поити в землю Ханааню ( Быт 12:5 ). Это ведет к прямому заключению, что Авраам довольно значительное время прожил в Харране. Но отсюда еще не видно, сколько именно времени прошло от призвания Авраама в Халдее до изшествия его из Харрана. д) После повествования об исходе Израильтян из Египта, Моисей прибавляет: обитания сынов Израилевых, еже обиташа в земли Египетстей и в земли Ханаани, сии и отцы их, лет четыреста тридесять (исх. 12:40). Но Исаак родился за 400 лет до исхода, как видно из слов самого Бога Аврааму: пресельно будет семя твое в земли не своей лет четыриста ( Быт. 15:13 ). От исхода же Авраама из Харрана до рождения Исаака ( Быт. 21:5 слич. 12:4) прошло только 25 лет (100–75).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

«И будет завет Мой на теле вашеем заветом вечным» ( Быт.17:13 ) Наказание, изрекаемое необрезанному: «истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» ( Быт.17:14 ), можно понимать в смысле отлучения от общества верующих, лишения тех великих благ обетования, наследниками которых являются истинно обрезанные потомки Авраама – плотские и духовные. Завет Божий и вера Авраама «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» ( Быт.15:6 ) Первым практическим шагом к проведению завета в жизнь со стороны Божией было объявление Аврааму, что через год у него родится от Сарры сын Исаак, по линии которого и пойдет осуществление обетования об умножения рода Авраамова. «И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою; но да будет имя ей: Сарра. Я благословлю ее, и дам, тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее. И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! Бог же сказал Аврааму: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным в том, что Я буду Богом ему и потомству его после него. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возвращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год. И Бог перестал говорить с Авраамом, и восшел от него» ( Быт.15:15-22 ) Авраам не задумался ни на мгновение исполнить повеления Господа, но даже и его великая вера изумилась сообщению об Исааке… Ему показалось на мгновение, что здесь закрыты для него законы естества… Недоумение и смех Авраама, с которыми он встретил слова обетования, не выражали неверия и сомнения в возможности исполнения обетования. О глубокой вере, с которой Авраам встретил обетование, засвидетельствовал св. ап. Павел, когда сказал, что патриарх «не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл в вере тверд» ( Рим.4:20 ). Смех Авраама в настоящем случае был смехом радости, и потому халдейские таргумы передают здесь мысль еврейского подлинника словами «возрадовался», «изумился». Некоторые толковники предполагают, что этот смех разумеет Иисус Христос, когда говорит, что «Авраам… рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался» ( Ин.8:56 ).

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Далее г-н Зайцев утверждает, что мнение блж. Августина о том, что некрещенные младенцы лишены возможности спасения, чуть ли не единственное во всей западной и восточной патрологии. Он ссылается на епископа Илариона (Алфеева) , который писал, что «... никто из восточных Отцов не говорил о том, что некрещенные младенцы остались в аду». Но, во-первых, у епископа Илариона речь идет о младенцах до распятия Христа и сошествия Его в ад. Эти младенцы принадлежали ветхозаветной Церкви и имели печать, прообраз крещения – обрезание, которое, по свидетельству ап. Павла, было завещано древним отцам еще до Моисея. Ошибка г-на Зайцева заключается в том, что он ставит знак равенства между невозможностью для некрещеных младенцев богообщения и наказанием их в вечном пламени вместе с грешниками, а это – не одно и то же. Об этом свидетельствует притча о Лазаре и милосердном богаче. И Авраам и богач находились в аду, но были разделенные пропастью друг от друга. Авраам не был в муках, как и другие праотцы и пророки, но он не был в раю до Воскресения Христа из мертвых, а находился в ожидании Мессии-Искупителя. Это место показалось богачу отрадным, там не было мучений, а наоборот – некие утешения; но там не было Христа, и поэтому Авраам жаждал того дня, когда он увидит Лик Христа. Некоторые говорят, что притча относится к последующему времени, когда уже совершилось искупление человечества, и Авраам вместе с Лазарем пребывали в раю. Но это не так. Притча – рассказ о действительных событиях, имеющих символический, нравственно-вероучительный смысл; этим притча отличается от басни, имеющей искусственное построение и назидательную фантазию автора. Обратим внимание на следующее. Авраам отвечает на просьбу богача послать Лазаря к его братьям отказом: они имеют книги Моисея и пророков. После Голгофской жертвы Авраам указал бы на свидетельство апостолов или новозаветных книг, так как время Ветхого Завета прошло. Нам позволено предположить, что невинные, но неискупленные через Крещение Кровью Христа младенцы пребывают в «лоне Авраама», где имеют утешение от Бога, но не способны воспринять Его вечный свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Но жертва человека ради человеков все-таки будет нужна. Это будет жертва Сына Человеческого, Иисуса Христа. 8.4. Исаак воскреснет! Поразительна была вера Авраама! И поразительна не только в послушании до конца. Да, по слову блаж. Августина, когда возгремела заповедь Божия, нужно было повиноваться, а не рассуждать. Рассуждал ли Авраам о том, как же теперь исполнится Божие обетование о потомстве от Исаака? Св. Писание позволяет несколько приоткрыть мир отцовских чувств и размышлений. Когда Авраам с сыном Исааком и отроками приблизился после трехдневного путешествия к земле Мориа, то сказал... отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам ( Быт. 22:5 ). Как же, вознамерившись принести сына в жертву, Авраам обещает с ним же и вернуться? Ведь он во множественном числе говорит: и возвратимся... Что – это была ложь по нужде? Трудно в этом заподозрить праотца, да и не обязан он был отчитываться перед слугами-отроками. И раз сказал, значит, так и думал! Но, как он мог такое обещать – вернуться вместе? Ответ на это дает апостол Павел: Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Почему и получил его в предзнаменование ( Евр. 11:17–19 ). Чудо веры Авраамовой! Он знал, что жертвоприношение он совершит, а Бог воскресит его сына, и вместе они вернутся к отрокам и с ними к матери Исаака Сарре. Здесь Авраам, веруя, превзошел сам себя! О вере Авраама в воскрешение Исаака рассуждают и святые отцы. Прп. Ефрем Сирин : «Итак, Авраам стал славен и тем, что уверовал, что сын и по смерти воскреснет и возвратится с ним; потому что не сомневался в истине сказанного ему: Яко во Исааце наречется тебе семя ( Быт. 21:12 ) " 645 . Так же толкует и блаж. Августин: «Возгремела заповедь Божия, – нужно было повиноваться, а не рассуждать. Впрочем, в похвалу Аврааму нужно сказать, что он верил, что сын его, тотчас же по заклании, воскреснет... Твердо помня это-то обетование [что семя ему наречется не в Измаиле, а в Исааке – Г.Ф.], которое должно было исполниться через того, кого Бог повелевал убить, благочестивый отец и не усомнился, что ему может быть возвращен закланный тот, кто мог быть дан нежданный. Так это понятно и объяснено и в послании к Евреям» 646 . Рожденный от престарелого и заматоревшей мог быть и воскрешен из мертвых!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли»( Быт. 24:2–3 )… Что это за раб, которому Авраам говорит эти слова, чтобы он нашел жену для сына, то есть для Исаака, но не брал бы жены из дочерей Хананеев? – Это Елиезер. Тот самый Елиезер, который был начальником в доме Авраама, старшим в доме егоуправляющим и его учеником. То есть они клялись еще Нерожденным, возлагая руку на то, чем по плоти Он должен был произойти, и клялись Им. Мы, давая клятву на Кресте Господа Иисуса Христа, клянемся и рожденным и прославленным в своих Крестных муках. Читаем: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ). И еще: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал. 6:14 ). Сейчас мы будем рассматривать как бы повествовательную линию сватовства, но параллельно рассматривать и аллегорический смысл всех этих событий, которые имеют глубоко символическое значение. Александрийская школа в Православии, прежде всего, дает нам аллегорическое истолкование («сот») всего этого сватовства. Авраам символизирует собой Бога Отца. Елиезер – не больше и не меньше – символизирует собой Духа Святого, которого Бог Отец посылает в этот мир. Предполагаемая невеста – это Церковь , Ревекка символизирует собой Церковь , которую Дух Святой приобретает из разных людей, собирает из разных людей и народов. А Исаак – это жених, то есть Иисус Христос. Вот такое истолкование дают нам святые отцы Александрийской школы. Авраам говорит Елиезеру: «Положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу» ( Быт. 24:2–3 ). То есть Авраам говорит: «Я среди них живу, я насмотрелся на этих дочерей! Я представляю себе, как они себя ведут!» Авраам говорит: « Но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку. Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда » ( Быт. 24:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Наряду с ветхозаветными сценами в визант. искусстве разрабатывается иконография, основанная на евангельской притче о богаче и бедном Лазаре (Лк 16, 22), получившая название «Лоно Авраамово». Самое раннее из известных изображений - миниатюра Гомилий Григория Назианзина (880-882 гг. где сидящий на престоле Авраам держит на коленях фигурку Лазаря, символизирующую его душу. В Псалтири Барберини (1092 г. А. с фигуркой в руках сидит под деревьями. В иллюстрациях Псалтирей встречаются многочисленные изображения Авраама, иллюстрирующие различные тексты о праведниках, рае, праведной жертве. Композиция «Лоно Авраамово», символизирующая рай, входит как один из элементов в цикл «Страшного Суда» (Евангелие. XI в. Вместе с Авраамом в раю изображаются сидящие на престоле ветхозаветные патриархи Исаак и Иаков, за пазухами которых находятся детские фигурки - души праведных (напр., фрески Дмитриевского собора во Владимире, кон. XII в.). В XVI в. в рус. храмовых росписях «Лоно Авраамово» помещается в диаконнике (Архангельский собор Московского Кремля, ц. Св. Троицы в Вязёмах), что связано с традицией совершения здесь заупокойных служб (Стоглав. Гл. 13). В палеологовском искусстве изображение Авраама в числе ветхозаветных праведников встречается в храмовых росписях монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316-1321 гг., ц. Феодора Стратилата в Новгороде, 80-е гг. XIVb. Авраам в иудаизме Как в дохристианской еврейской традиции, так и в более поздней подчеркивается исключительное достоинство Авраама среди праотцев. Один из наиболее ярких примеров этому - в трактате Бамидбар Рабба 2, где появление Авраама «после двадцати поколений, от которых не было никакой пользы», сравнивается с тем, как на пути странника в пустыне встречается плодоносное и раскидистое дерево с источником. Здесь же отмечены и основные заслуги Авраама, которые практически очерчивают всю тематику аггадических повествований об Аврааме: Авраам самоотверженно служил Господу (выдержал испытание, будучи брошен в огненную печь); отличался особым гостеприимством (содержал гостиницу, где давал пропитание всякому путнику); Авраам - наставник истинной веры («приводил людей под крылья Шехины»); возвещал славу Господа всему миру. Сообщается, что Авраам вырос среди идолопоклонников (на основании Нав 24, 2).

http://pravicon.com/info-1620

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010