У Авраама и Лота было много скота, и пастухи их часто ссорились из-за пастбищ. Поэтому Авраам предложил Лоту: «да не будет раздора между мною и тобою, потому что мы родственники. Отделись от меня. Если ты пойдешь налево, я направо, если же ты направо, я налево». Лот избрал себе для жительства плодородную долину Иорданскую и раскинул свои шатры до города Содома, а Авраам поселился у дубравы Мамре, близ Хеврона. Вскоре царь еламский пошел войною на царей Содома и Гоморры и трех соседних городов, захватил жителей этих городов и все имущество. В числе пленных был взят и Лот. Авраам, узнавши об этом, вооружил 318 своих рабов, призвал на помощь соседей и погнался за царем еламским. Ночью он напал на врагов со всех сторон, разбил их и, освободив Лота и прочих пленников, отнял всю добычу. Когда Авраам возвращался после победы, Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Вышнего, вынес ему хлеб и вино и благословил его. Авраам поклонился Мелхиседеку до земли и принес ему в дар десятую часть всей добычи. Имя Мелхиседек значит: царь правды; он был царем Салима (мира) и вместе священником Бога Вышнего. Авраам принимает от него благословение и склоняется пред ним, как пред старейшим. Священное Писание умалчивает об отце, матери, времени рождения и смерти Мелхиседека. По изъяснению св. Апостола Павла ( Евр. 7:1–2 ), он был прообразом Господа Иисуса Христа, Царя правды и мира и истинного Первосвященника, рожденного в вечности без матери и во времени без отца. Город Салим, по преданию, находился на том месте, где потом был построен Иерусалим. 9. Завет Божий с Авраамом Цари земли Ханаанской были враждебны Аврааму и завидовали его богатству. Авраам опасался их, но Господь успокоил его, явившись в ночном видении. «Не бойся, Авраам», сказал Господь, «Я твой щит: награда твоя будет весьма велика». Авраам со смирением заметил: «Владыко Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным, и слуга Елиезер будет наследником моим». – «Не Елиезер, но сын твой будет твоим наследником», ответил ему Господь. «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь сосчитать их. Столько будет у тебя потомков». При этом Бог открыл Аврааму, что его потомки будут пришельцами в чужой земле и будут угнетаемы там 400 лет, а потом возвратятся в землю Ханаанскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

У стремительных вод реки истории поворот за поворотом. Одно мессианское откровение сменяется другим... Адам, Ной, Авраам с Исааком и Иаковом. Протоевангелие, благословение сыновей Ноевых, праотцы Израиля. Закончилась предыстория, избран Авраам, благословляется его потомство, а в Аврааме и семени его мессиански благословляются и все народы. 4.3. Мессианские обетования Аврааму В Аврааме дается третье, после Адама и Ноя, Евангелие. При избрании Авраама на земле вновь прозвучала благая весть. На Аврааме в особенности исполнилось Ноево благословение Симу. Когда родился Авраам в Уре Халдейском, мир полностью погрузился во тьму язычества и идолослужения. Авраам прозрел, и в нем благословился Бог Сима, праотца его. Единый открылся единому. В Аврааме начало и исток веры в Единого Бога, начало монотеизма на земле. Авраам в разноголосице язычников говорит на языке Евера, не участвовавшего в строительстве башни Вавилонской и исключенного из смешения языков. Авраам – еврей ( Быт. 14:13 ). Бог не избрал для Своего Мессии один из народов-языков, но сотворил Себе народ в Аврааме. Бог дал Аврааму обетования и землю, Землю Обетованную. В обетованиях Аврааму звучат мессианские ноты. И вроде бы ничего ему не сказано было о Мессии, но, как в уединении природы иногда, буквально, звенит тишина, так слышны мессианские времена уже в истоке Авраамовых откровений и обетований Божиих. В Харране, в Месопотамии, Бог говорит Аврааму, сыну Фарры: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, и иди в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословении. Я благословлю благословляющих тебя; и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные ( Быт. 12:1–3 ). Подробное толкование текста приведено во втором экзегетическом этюде при рассмотрении второго Богоявления Аврааму. Не просто избирается Авраам и Земля друг для друга, но дается обетование: и благословятся в тебе, Авраам, все племена земные. Это уже не о богоизбранном Израиле, это – о всех, это о временах Мессии. Бог говорит: в тебе, Авраам, благословятся все племена. Так не он ли и есть Мессия? Не пришел ли от семейства Фарры Тот, Кто должен исправить испорченное Адамом , прародителем всех?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Однажды Авраам в полдень сидел у дверей своего шатра, у дуба Мамрийского. Подняв глаза и увидев перед собой на пути трех странников, он пошел им навстречу, поклонился до земли и попросил их зайти к нему отдохнуть и подкрепиться на дорогу пищей. Странники согласились. Тогда Авраам пошел в шатер к Сарре и сказал ей: «Поскорей замеси пшеничной муки и сделай пресные хлебы». Потом побежал к стаду, выбрал лучшего теленка и велел слуге приготовить его. Когда же все было готово, он еще взял масла и молока и все поставил перед гостями. Они ели, а Авраам, стоя, служил им. Гости были не простыми странниками. Это был Господь и с ним два ангела. За обедом Господь спросил у Авраама: «Где твоя жена Сарра?» «Здесь, в шатре», – отвечал Авраам. Тогда Господь сказал: «Через год Я буду у тебя, тогда Сарра родит тебе сына». Услыхав эти слова, Сарра рассмеялась. Она была уже стара и не верила, что у нее родится сын. Но Господь сказал ей: «Чего ты, Сарра, смеешься? Разве есть что невозможное для Бога?» Кончив обед, странники пошли по дороге к Содому, а Авраам провожал их. Скоро два ангела отделились и пошли вперед, а Господь, оставшись с Авраамом, сказал ему: «Не могу утаить от тебя, что Я положил истребить жителей Содома и Гоморры за тяжкие грехи их». Авраам осмелился спросить у Господа: «Неужели Ты погубишь Содом, если в нем найдется хотя бы пятьдесят праведников?» Господь сказал: «Если найду пятьдесят праведников, то для них не погублю места». Авраам спросил еще: «А если там будет сорок пять праведников? А если сорок? Или тридцать? Если двадцать? Если даже десять?» Но Господь сказал: «Не погублю и для десяти». Господь удалился, а Авраам возвратился в свой шатер. Гибель городов Содома и Гоморры (за 2015 лет до Рождества Христова) Был уже вечер, когда два ангела, которые были с Господом у Авраама, пришли в Содом. Лот, увидев их и приняв за простых странников, подошел к ним, поклонился до земли и сказал: «Прошу вас, зайдите ко мне и переночуйте». Они согласились. Лот приготовил им ужин, и они ели.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

По окончании трапезы, странники пошли от Авраама к Содому и Гоморре для суда над жителями этих городов, так как они крайним своим нечестием привлекли на себя гнев Божий (18:20–22). «Однако же Сарре не было открыто то, что идут они в Содом, чтобы в тот день, когда она обрадована обетованием о сыне, не причинить ей скорби о брате, возвестив грозное определение суда, изреченное на Содомлян и собратий их. Посему сокрыли сие от Сарры, чтобы не проливать ей слез непрестанно. Аврааму же было сие открыто, чтобы не переставал он молиться, и чтобы молитва его открыла миру, что в Содоме не нашлось и одного праведника, ради которого он мог бы быть избавлен от истребления» 283 . В Содом отправились для исполнения божественного суда два Ангела, а третий их спутник – Сам Господь остался с Авраамом 284 , по мысли св. Иоанна Златоуста , для того, «чтобы дать праведнику показать сострадательность и силу любви (к ближним) в душе его... В избытке сострадательности (Авраам) даже как бы сам не разумеет, что говорит. И божественное Писание, показывая, что он употребляет ходатайство свое с великим страхом и трепетом, говорит: «приближився Авраам рече: погубиши ли праведнаго с нечестивым»? (18:23) На самом деле Авраам не говорит так, как будто бы Господь, действительно, хотел это сделать; но, не дерзая прямо говорить о своем племяннике, он приносит общую мольбу за всех, желая с прочими и его спасти, а с ним и других избавить (от погибели)» 285 . Приступив к ходатайству за жителей нечестивых городов, Авраам сначала просит Господа помиловать их, если там найдется лишь 50 праведников. Получив в милостивом согласии Господа ободрение для себя и не надеясь, чтобы нашлось и 50 праведников, Авраам ходатайствуем о спасении городов, если праведников будет только 45 и даже 40. Господь милостиво снизошел и к этой просьбе. «Так как Авраам видел, что Бог преклоняется к милосердию, то уже не понемногу стал уменьшать и убавив еще не на пять, а на десять, число праведных, продолжает таким образом свое ходатайство и говорит: «аще обрящутся тамо тридесять. И рече (Господь): не погублю тридесятих ради» ( – 30). Смотри, какая настойчивость в праведнике! Он так усердно заботится о том, чтобы избавить народ содомский от угрожающей ему казни, как будто сам должен был подвергнуться такому же осуждению» 286 . Продолжая ходатайство, Авраам испрашивает спасение городам при условии нахождения там двадцати праведников и даже, наконец, десяти. На этом Авраам и кончил свое ходатайство, «опасаясь, как бы далее уже не подвигнуть на гнев против себя Того, пред Кем ходатайствовал за других» 287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Вечерняя служба под память праведного Авраама Святая Церковь завтра вспоминает праведного Авраама, которого называют отцом всех верующих. В Библии говорится: «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Авраам жил четыре тысячи лет назад, а по нашему, христианскому, понятию в те времена праведников быть не могло, потому что человек уже давно от Бога отошел и жизнь его наполнилась всяческими мерзостями, примерно так же, как и сейчас. Господь сказал: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» И мы видим, что действительно вера иссякла. Возразят: ну нет, как же, сейчас все ходят в церковь ; сколько храмов ни строят, все мало. В Америке вообще девяносто пять процентов населения пишут в анкетах, что они верующие. Но, как говорил Тарас Бульба, это все не то, братья. Потому что веры бывают разные: бывает вера Авраамова, а бывает вера бесовская. Авраам был скотоводом и жил простой жизнью, исполненной всяких трудов. И от окружающих людей его отличало только то, что внутри своего сердца он хранил одну-единственную истину, что есть единый Бог. Язычники, среди которых жил Авраам, веровали во многих богов, обожествляли то, что они видят вокруг, примерно как сейчас: один обожествляет свою квартиру, ею живет; другой обожествляет своих детей; третий обожествляет свою работу; четвертый свое здоровье обожествляет, стремится его как-то улучшить, гимнастикой занимается, ищет пути продления своего биологического существования. Язычество из этого и возникает, когда человек обожествляет то, что вокруг него. А Авраам нет, он знал, что есть Бог невидимый, и веровал в Него. И Господь испытывал страшным образом веру Авраамову, чтобы в испытаниях она еще выросла. Авраам был уже глубоким стариком, а Господь ему открыл, что у него будут дети, причем сказал, что его потомство будет как песок морской. Когда бездетному старику это говорят, ну как можно в это поверить? А Авраам нисколько не сомневался: раз Господь сказал, значит, так и будет. И когда родился наконец этот долгожданный сын, можно представить, как Авраам его любил. А Господь повелел: иди и принеси Мне его в жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Не смотря на свою старость и жестокие, на обычный взгляд человека, требования, Авраам предпринимает путешествие, захватив, с собою из родственников, кроме жены, только Лота. «Почему, когда Бог сказал: изыди от земли твоея, и от роду твоего, и от дому отца твоего», почему Авраам взял Лота? Не по ослушанию против Господа, по конечно потому, что (Лот) был молод и (Авраам) заступал ему место отца; да и тот, по любви к нему и кроткому нраву (Авраама), не хотел разлучиться с праведником: по сей то причине Авраам и не хочет его оставить. К тому же, он смотрел уже на него, как на сына, потому что, и дожив до такого возраста, не имел своих детей, по причине неплодства Сарры. Да и нрав этого юноши немного разнился от нрава праведника. Уже то самое, что он (Лот), имея в виду двух братьев, присоединился именно к праведнику, показывает, что у него довольно было ума, чтобы рассудить и решить, которому из дядей вверить судьбу свою». Из имущества Авраам захватил с собою только приобретенное им в Харране «елика стяжаша в Харране», оставив все богатство отца, принесенное из Халдеи, своему брату. «Да и то взял с собою чудный сей муж не потому, чтобы дорожил имением или был любостяжателен, но для того, чтобы можно ему было своею собственностью доказать всем Божие о нем попечение. Ибо Тот, Кто извел его из земли Халдейской и потом повелел переселиться и оттуда, Сам и умножал с каждым днем имение его и устранял всякую неприятность. Всякий, узнав, что он переселился в чужую землю, оставив свою собственность (на родине), по повелению Божию, самым делом удостоверялся и в том, как было благочестиво послушание праведника, и в том, как велико Божие о нем примышление» 67 . Как только Авраам решил бесповоротно повиноваться повеление Божию, Бог открыл ему и землю, в которую он должен был идти, потому что уже миновала надобность в неизвестности, если Авраам вышел из испытания героем веры и послушания 68 . Бытописатель, говоря о переселении Авраама из Харрана в Ханаан, не упоминает о пути, которым он шел, и о событиях, случившихся на этом пути. Предание восполняет этот пробел некоторыми подробностями. Так, Иосиф Флавий передает со слов писателя Николая Дамаскина, что, по оставлении Харрана, Авраам со всем своим караваном прибыл в Дамаск и царствовал там некоторое время, но потом восстанием народа вынужден был удалиться отсюда в Ханаан 69 . Это же предание приводит и Иустин историк; но последний явно заблуждается, утверждая, что «Иудеи произошли из Дамаска», и называя в числе царей Дамаска, кроме Авраама, Израиля» 70 . В виду молчания Библии о таком важном событии из жизни Авраама и недостаточности достоверных свидетельств древности, предание это отвергается учеными исследователями библейской истории. Впрочем Лопухин, выходя из того соображения, что для многочисленного каравана самый лучший путь быль именно через Дамаск, стоявший на большом торговом пути, допускает непродолжительное пребывание Авраама в Дамаске, хотя и не утверждает мысли о его царском достоинстве там 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба: – Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога и не пожалел сына твоего единственного для Меня. Подняв глаза, Авраам увидел сзади овна, запутавшегося рогами в кустах. И принес он овна во всесожжение вместо своего сына, и назвал место то Иегова-ире («Сущий усмотрит»). И вторично воззвал к нему Ангел Господень с неба и сказал: – Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего [для Меня], то Я, благословляя, благословлю тебя и, умножая, умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего ( Быт. 22, 16–18 ). И возвратился Авраам и жил в Вирсавии. А на горе, где Авраам должен был принести в жертву Исаака, позднее был построен храм Соломона. Овен же запутался рогами в чаще рядом с Голгофой, где Бог Отец принес в жертву за грехи людей Своего Сына. Событие жертвоприношения Исаака предсказывало Крестную смерть Господа. Как тут отец не жалеет своего сына ради Бога, так и Сам Бог не щадит Своего Сына ради людей. Исаак смиренно послушался Авраама; Иисус Христос смиренно послушался Отца – до самой смерти, и смерти позорной, крестной ( Фил. 2, 7 ). Исаак сам нес дрова для всесожжения своего; Христос на Своих плечах нес Крест Свой. Авраам предсказал, что Бог Сам усмотрит Себе агнца для всесожжения, и Господь усмотрел Иисуса – Агнца Божия, берущего на Себя грех мира ( Ин. 1, 29 ). На третий день Авраам увидел гору, и на третий день Христос спас нас Своим Воскресением, потому и сказал Сам Господь Иисус: «Авраам… рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» ( Ин. 8, 56 ). Увидел именно тогда, когда снял с жертвенника своего сына живым, поняв, что Бог приготовил иную Жертву. Так Творец вознаградил веру Авраама, который знал, что Бог силен и из мертвых воскресить. И недаром эти главы из Книги Бытия читаются в Церкви накануне Пасхи. Женитьба Исаака (Быт. 23–25)

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Прежде чем мы ответим на этот вопрос, давайте попытаемся понять, зачем Авраам наколол дрова? Авраам воспринимает это испытание как величайшее искушение, и он хочет быть усовершенствованным человеком. И он берет эти дрова, наколол их, потому что если он придет на место и там не найдет дров, то, казалось бы, это будет оправдание: «А там дров нет, Господи!..» И Авраам не оставляет себе надежды, что там не будет дров! Он наколол дрова сам, он берет их с собой с этими отроками вместе, чтобы не искать для себя извинения, «почему я не выполнил это послушание Бога». Очень часто, когда нам дают какое-то послушание, мы ищем для себя извинения: «А вот там кого-то не оказалось! А вот там не было свечей! Там не было лампадного масла!..» Или что-то еще. Авраам не оставляет для себя даже намека на отступление: он наколол дрова! Потому что, действительно, он может оказаться в такой пустыне, в таком пустынном месте, где не будет никаких дров! И он заранее готовится к тому, чтобы выполнить поручение Божие. « На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека » ( Быт. 22:4 ). Дойти до этого места Авраам мог и за один день. Но он идет три дня, потому что борение происходит в его душе. Эти три дня означают, что было время обдумать все. И это жертвоприношение совершается не спонтанно: услышал голос Божий, побежал… Нет! Он три дня проводит с Исааком, с двумя отроками – они идут, они не спешат. В действительности, чтобы так медленно идти, им, возможно, пришлось нарезать даже какие-то круги. То есть они шли не совсем по прямой. Но есть и аллегорическое прочтение данного стиха. «Тем, что Авраам прибыл к месту жертвоприношения на третий день, явлено таинство Троицы. В книгах Священного Писания можно часто обнаружить, что третий день следует воспринимать в смысле обетования или таинства Троицы. В Исходе говорится: «мы пойдем в пустыню, на три дня пути» ( Исх. 8:27 ). И по прибытии на гору Синай народу говорится: «будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам» ( Исх. 19:15 ). И когда Иисус готовился перейти Иордан, он повелел народу быть готовым на третий день ( Нав. 1:11 ). Наконец, Господь наш воскрес на третий день. Мы вспомнили это все потому, что благословенный Авраам на третий день пришел к тому месту, которое ему указал Господь» 200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, на поле (и в пещере), которыя Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его» ( Быт. 25:8–10 ). 29 «Praeparatio evangel.», cap. XVII: «in urbe Babyloniae Camarina, quam quidam Uriam adpellant». 30 Dict. of. the Bible, Ur.; Schrader, Keilinschriften und A. T., стр. 129–130; – Библ. ист. Лопух, т. И, стр. 232. 37 Твор. Епиф. Кипр. Москва 1803 г. ч. И, стр. 32. Мнение это упорно отстаивается и талмудистами, что видно из «Quacstiones Hebr, in lib Genesis» Heronymi, а также из книги. В. Beers «Leben Abrahams nach Auffassung der judischen Sage.» Lpz. 1859 г. 38 Твор. Епиф. Кипр., ч. I стр. 32. Иероним в объяснение ранней смерти Аррана приводит известное иудейское предание, но которому Авраам за не поклонение огню был брошен в огонь, но при помощи Божией спасся. Арран, видя это, хотя и не был убежденным почитателем истинного Бога, также исповедал Его, но брошенный в огонь сгорел. Quaest. Hebr. in lib. Genesis» cap. XI. 44 Твор. св. Григ. Нисск. Моск. 1871 г. ч. 8, стр. 135. И по еврейскому преданию, приведенному у Лопухина в его Руководстве к Библейской Ист. В. 3. на стр. 39, Авраам от созерцания светил небесных пришел к признанию единого Бога, Которому все обязано своим существованием. Того-же мнения Иосиф Флавий; Авраам, по нему «первый отважился объявить, что один только есть Бог – создатель всех тварей». И эту истину Авраам не наследовал от отцов своих, а вывел «из случайностей бываемых на суше и море, на солнце и луне и на прочих телах небесных». В доказательство своей мысли Иосиф приводит свидетельство Берозия: «Берозий упоминает отца нашего Авраама, говоря: после потопа спустя 10 поколений у Халдеев был учитель справедливости, великий муж опытный в знании звезд». См. «Древн, иуд.» И. 8. О свидетельстве Берозия уноминает с похвалою и Евсевий; см. Praeparat. evangel. IX, 16. У Евсевия же приведено мнение и Александра Полигистора, заимствованное последним у Евполема, по которому Авраам учил Финикийцев обращениям солнца и луны и всему остальному в этом роде; см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Макарий Египетский 731 родился в египетской стране, в селении, носившем название Птинапор 732 . Родители его были соименные древним святым праотцам – Аврааму и Сарре, ибо отец преподобного Макария назывался Авраамом (он был пресвитером), мать же Макария носила имя Сарра. Так как супружество родителей Макария было неплодным, то они решили проводить целомудренную жизнь, впрочем, не разлучаясь друг с другом, а проживая вместе. Итак, в течение многих лет жили родители Макария, соединенные духовным сожитием, а не плотским. Они украшали свою жизнь воздержанием и постом, частыми молитвами, неослабным бдением, щедрою раздачею милостыни, странноприимством и многими другими добродетелями. В то время, по Божественному произволению, напали на Египет варвары, которые разграбили все имущество жителей Египта. Вместе с другими и родители Макария лишились всего своего имущества, почему хотели даже удалиться из своего отечества в какую-либо иную страну. Но однажды ночью, когда отец Макария – Авраам спал, явился ему во сне Святой патриарх Авраам, в виде почтенного, убеленного сединами, старца в блестящей одежде. Явившийся Святой патриарх утешал Авраама в его несчастии, повелевая ему уповать на Господа и не отлучаться из пределов египетских, но переселиться в селение Птинапор, находящееся в той же стране. При этом патриарх Авраам предсказал родителю Макария, что Бог скоро благословит его рождением сына, как некогда благословил Он самого патриарха Авраама, когда он был пришельцем в земле Ханаанской, дав ему сына в старости ( Быт.21:2 ). Пробудившись от сна, пресвитер Авраам пересказал бывшее ему видение жене своей Сарре, и они оба воздали хвалу Богу. Немедленно после сего Авраам и Сарра переселились в указанное селение Птинапор, которое находилось в недалеком расстоянии от пустыни Нитрийской. Все это произошло по Божественному произволению, дабы имевший родиться от них сын – преподобный Макарий – сильнее возлюбил пустынническое житие, коему он предался, как мы увидим впоследствии, всей душой. Во время жительства родителей Макария в селении Птинапор, случилось, что отец Макария – Авраам так сильно заболел, что был близок к смерти. Однажды ночью, когда он лежал на одре болезни, он увидел, в сонном видении, будто Ангел Господень вышел из алтаря в храме, где служил Авраам, и, приблизившись к нему, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010