мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 5. Построение Предтечева скита Сергей Нилус в своей книге «Святыня под спудом» привел запись из находившейся в оптинском архиве «Памятной записки о скончавшихся и погребенных в Богохранимой обители и в ските святого Иоанна Предтечи, находящемся при оной»: «30 апреля 1815 года, пополудни в 4 часа скончался схимонах Иоанникий на 55 году от рождения. В монастырь поступил из пономарей Жиздринского уезда села Толстошеева в 1802 году; пострижен в мантию 1806 года марта 29-го, а в схиму в 1810-м в апреле месяце. В послушании трудился при пасеке, бывшей в монастырском лесу. При сей пасеке уединенная его келия послужила первым основанием уединенной жизни, ибо на сем самом месте в 1819 (на самом деле в 1821. – Сост.) году построен ныне существующий скит, и даже доселе соблюдена в целости попечением настоятеля та самая деревянная келия, в которой жил схимонах Иоанникий. В иноческих подвигах преуспевал, в особенности послушанием, тихостью и кротостью с блаженной простотою и незлобием; имел нелицемерную любовь к настоятелю, игумену Авраамию, и ко всей о Христе братии; к церкви Божией притекал первый и исходил последний. По добром подвиге о спасении души своей почил блаженно о Господе с напутствием всех потребных для вечной жизни Таинств. Тело погребено 2 мая в воскресный день. Многие из окрестных жителей память его доселе почитают служением на его могиле панихид о упокоении его души» 42 . Через несколько дней после этого прибыл в Оптину из Площанской пустыни иеродиакон Палладий. Первое его послушание здесь было – трудиться на пасеке. Поселился он в келии покойного схимонаха Иоанникия. Жизнь в одинокой келии в полуверсте от монастыря была не так проста. Архимандрит Леонид пишет, что он «много перенес искушений от бесов, так что хотел было оставить это место» 43 . Впоследствии отец Палладий проходил и другие послушания – повара, хлебопека, трапезника, пономаря, библиотекаря, изучил переплетное ремесло... «Во всю свою жизнь отец Палладий избегал праздности, – писал отец Леонид, – постоянно у него в руках было какое-нибудь дело. “За праздным монахом, – говаривал он, – десятки бесов ходят, а за тем, кто занят рукодельем, один”» 44 . Он имел твердый характер и простой нрав, позволявший ему делать замечания другим инокам за какие-нибудь неисправности. «Да! – говорил он. – Это не хорошо, не по-монашески. Да! Монах должен быть осторожен. Монах есть свет для мирян, а тебе все равно. Да!» 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Приутружденный старец Вассиан (из Оптинского Патерика) Крепостной крестьянин помещицы Филатьевой (Жиздринского уезда Калужской губернии) Василий Гаврилов был старостой в одном из ее сёл и вел свои дела очень хорошо и разумно. Кроме того, он был богомолен. У него была уже взрослая дочь, когда скончалась его жена. Они с дочерью решили поступить в монастырь и стали просить барыню выдать им отпускной документ. Она же, сама будучи благочестивой женщиной, одобрила их намерение и отпустила их вовсе на волю. Василий три года пробыл послушником в Калужском Архиерейском доме при владыке Антонии, а в 1812 году по его благословению вступил в Оптину Пустынь, где настоятелем был игумен Авраамий. Дочь его в то же время стала послушницей в Белёвском Крестовоздвиженском монастыре. 13 ноября 1814 года указом Консистории он был зачислен в братство. Через четыре года последовало его пострижение в мантию с именем Варлаам. В эти года, ревнуя о подвигах, он много постился, вообще усердно занимался телесным деланием и носил вериги. В Оптиной он стал учеником иеромонаха Феофана, замечательного подвижника духа, который пришел в Оптину в 1800 году из Нямецкого молдавского монастыря, где долгое время пребывал под руководством великого наставника монахов о. Паисия (Величковского) . В 1810е годы оба они, отцы Феофан и Варлаам, посещали пустынников, живших в потаенных местах Рославльских и Брянских лесов, и там познакомились со старцем Афанасием, отшельником, давним оптинским постриженником, пришедшим в обитель в 1796 году вместе с о. Авраамием, настоятелем тогдашним, из Пешношского монастыря. В 1805 году начал он своё лесное житие. В 1812 году пришел к нему рясофорный монах Моисей (Путилов), а затем и его родной брат Александр (в монашестве Антоний). Жизнь их была сурова, но Господь всё покрывал Своею благодатью. У них совершался полный дневной молитвенный круг, они читали и переписывали книги православных отцов-аскетов, и послушание старцу соблюдалось строго.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

К 1908 г. старец Дементий уже умер и в пустыне обретался Захарий, пустынники из крестьян Денис Климович Климченков (уроженец д. Полянки Семиревской волости) и Захар Прохоров, оба преклонных лет. В начале 20 в. в обители мелось три деревянных кельи, часовня с погребениями старцев, а также хозяйственный сарай, небольшой плодовый сад и пчельня. Вся территория пустыньки была обнесена дощатым забором. Числилась земля в собственности Акционерного общества мальцовских заводов под названием «Хатожская лесная дача» и находилась в 1-м стане Жиздринского уезда, в Семиревской волости. По некоторым данным, АОМЗ даже взимало со старцев арендную плату за пользование землей, которой в 1908 г. числилось в их пользовании общей площадью 4 десятины 1680 квадратных саженей (в т.ч. усадебной 1320 кв. саж., луговой – 2 десятины, лесной – 2 десятины, под дорогой и речкой Песочней 360 кв. саж.). Поддерживать хозяйство обители в хорошем состоянии их насельникам помогали почитатели старца Мелхиседека: песоченский волостной старшина Семен Кузьмич Суравцов, землевладелец д. Усохи Василий Петрович Кузнецов, Мосальский купец Николай Алекссевич Линев и другие лица, имен коих мы не знаем. В народе это место называлось «Колодези – Монахи тож» или «Монахова Гора» (после революции 1917 г. рядом с закрытой обителью возник Гуриковский поселок, или Гурики, существовавший до 1970-х гг.). Хатожская дача незадолго до революции была выкуплена у АОМЗ неким дворянином Василием Авраамовичем Баталиным и пожертвована в пользу Императорского Православного Палестинского общества для присоединения к Сергиеву скиту ИППО в Калужском уезде. В годы первой мировой войны в Монаховой Горе устраивается монашеская обитель и дом инвалидов для «призрения раненых и увечных воинов и разных калек и больных, не способных ни к какому труду» под названием Мелхиседекова пустынь. Начал строиться каменный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии и праотца Мелхиседека, который был освящен во время архипастырского визита в Песоченский Завод епископа Калужского Георгия 8-11 июня 1916 г. В списке монастырей Калужской епархии за 1916 г. Мелхиседекова пустынь уже числится штатным мужским монастырем. В эти же предреволюционные годы в монастыре строилась гостиница, братский корпус, каменная ограда и другие сооружения, однако кроме храма все они остались недостроенными и после закрытия монастыря были разобраны. Тогда же, наверное, была разрушена и деревянная часовня, в которой находились портреты о. Мелхиседека и о. Дионисия, написанные маслом на дереве, их рясы, чудотворная икона Смоленской Божией Матери и другие предметы, судьба коих неизвестна (скорее всего, большая часть их погибла в богоборческие времена).

http://sobory.ru/article/?object=34731

Перед поступлением в монастырь пономарил в селе Толстошееве Жиздринского уезда Калужской губернии. В Оптиной с 19 сентября 1796 года, 29 марта 1806 года пострижен в мантию, а в апреле 1810-го – в схиму. В материалах «Летописи Скита» по предыдущей истории, где говорится о кончине о. Иоанникия, значится: «В иноческих подвигах преуспевал, в особенности послушанием, тихостью и кротостью с блаженною простотою и незлобием, имел нелицемерную любовь к настоятелю, игумену Авраамию, и ко всей о Христе братии; к церкви Божией притекал первый и исходил последний». Жизнь на пасеке была почти отшельнической. Туда вела узкая тропа по вековому лесу, состоящему в основном из сосен, часто очень высоких, а также из лип, клёнов, ясеней, понизу кустарники, много орешника. Лес тихий, прохладный в летнюю жару, зимой заваленный снегом. Зверей было много, в том числе волки и медведи, но они не трогали монахов. Когда о. Моисей жил еще в Рославльских лесах у старца Афанасия, – и там был такой же лес. А о пасеке о. Иоанникия рассказал ему посетивший его в лесах схимонах Вассиан. О. Моисей, уже после кончины о. Иоанникия, несколько раз посетил это место. И когда возник вопрос о создании Скита, – он выбрал это место, которое и владыка Филарет, тогда Калужский епископ, посчитал самым подходящим. Об о. Иоанникии мало что известно. Но можно обратить внимание на такое замечание летописца (высказанное в 1830х годах): «Многие из окрестных жителей память его доселе почитают служением на его могиле панихид о упокоении его души». Это значит, что крестьяне посещали отшельника-пасечника и получали духовное утешение. Он, таким образом, здесь, на месте будущего Скита, прокладывал дорожку к будущим знаменитым старцам, и первый из них – о. Леонид – и жил первое время на пасеке, куда к нему приходили и монахи, и крестьяне. Для них о. Леонид был здесь не первым старцем, а уже вторым. Но о. Иоанникий остался как бы в тени, так как никем не оставлено было (и не записано) никаких воспоминаний о нем. О. Моисей, однако, чувствовал, что первый насельник этого благодатного места был не так прост. Поэтому и келлию его тщательно сохранял. Скончался о. Иоанникий 30 апреля 1815 года, в пятницу пополудни, в исходе 4го часа, а погребен в воскресенье 2 мая. Обширная надпись на чугунной надгробной плите завершалась словами: «Духовные мои отцы, братия и спостницы, егда молитеся, не забудьте мя во святых ваших молитвах ко Владыце Господу Богу, да учинит дух мой с праведными в вечном блаженстве». Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1988  чел. Всего просмотров 67 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

В 1922-1929 гг. на землях П. и Ю. е. существовало Мосальское викариатство Калужской епархии; 3 дек. 1929 г. оно было переименовано в Сухиничское викариатство , но архиерейская кафедра оставалась в Мосальске. Песоченская и Юхновская епархия Песоченская и Юхновская епархия При возвращенной верующим в 2007 г. Успенской ц. в с. Боровенск Мосальского р-на, на месте упраздненного в 1764 г. Успенского Ферапонтова муж. мон-ря, действует архиерейское подворье, идет процесс возрождения обители, имеется монашеская община во главе с настоятелем храма иером. Андреем (Синицыным). В 2015 г. в дер. Новодяглево Куйбышевского р-на началось возрождение закрытого в 1923 г. Белокопытовского в честь Казанской иконы Божией Матери Боголюбивого жен. мон-ря (в наст. время действует как архиерейское подворье). В июле 2016 г. освящены ц. в честь Собора преподобных Оптинских старцев и монастырская звонница. В 2017 г. над местом погребения Белокопытовских подвижников благочестия построена часовня в честь Собора арх. Михаила и Всех небесных сил бесплотных. В 2018 г. собором архиереев во главе с митр. Калужским и Боровским Климентом (Капалиным) заложен главный храм обители - Казанский собор. Возведен 2-этажный келейный корпус. На лето 2019 г. запланировано открытие монастырского древлехранилища. Создается монашеская община во главе с мон. Иосифой (Егасовой). Важнейшие крестные ходы Ежегодно в июле по всем районам, входящим в П. и Ю. е., пролегает маршрут крестного хода Калужской митрополии «Помолимся о земле Калужской» с особо почитаемым списком чудотворной Калужской иконы Божией Матери . В июле-авг. ежегодный крестный ход следует от урочища Монахов Колодец (близ с. Троицкого Куйбышевского р-на), где в XIX в. подвизался пустынник Авраамий Жиздринский , до Белокопытовского в честь Казанской иконы Божией Матери Боголюбивого жен. мон-ря; верующие проходят ок. 10 км. Ежегодно 7 июля устраивается крестный ход от Никольской ц. в с. Барятине Барятинского р-на до источника во имя св. Иоанна Крестителя близ дер. Полом Барятинского района (место явления святого в кон. XVIII в.). 4 нояб. в г. Кирове ежегодно проводится общегородской крестный ход, приуроченный к празднику Казанской иконы Божией Матери. Монастыри

http://pravenc.ru/text/2580076.html

Передо мною объемистая старая рукописная книга, озаглавленная «Памятная записка о скончавшихся и погребенных в Богохранимой Обители (нашей) и в Ските св. Иоанна Предтечи, находящемся при оной». На книге этой на заглавном месте — надпись: «Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти? Блаженны умирающие о Господе, ей! — почиют от трудов своих». Сколько в книге этой записано имен христиан, проведших жизнь свою Господа ради и подчинивших волю свою воле Господней! Отмечу в дневнике своем из книги этой кое-что на душевную потребу и пользу самому мне, многогрешному Евфимию. «30 апреля 1815 года, пополудни в 4 часа скончался схимонах Иоанникий на 55м году от рождения. В монастырь поступил из пономарей Жиздринского уезда, села Толстошеева в 1802 году; пострижен в мантию 1806 года марта 29-го, а в схиму в 1810м в апреле месяце. В послушании трудился при пасеке, бывшей в монастырском лесу. При сей пасеке уединенная его келлия послужила первым основанием уединенной жизни, ибо на сем самом месте в 1819 году построен ныне существующий Скит, и даже доселе соблюдена в целости попечением настоятеля та самая деревянная келья, в которой жил схимонах Иоанникий. В иноческих подвигах преуспевал, в особенности послушанием, тихостью и кротостью с блаженной простотою и незлобием; имел нелицемерную любовь к настоятелю, игумену Авраамию, и ко всей о Христе братии; к церкви Божией притекал первый и исходил последний. По добром подвизе о спасении души своей почил блаженно о Господе с напутствием всех потребных для вечной жизни Таинств. Тело погребено 2 мая, в воскресный день. Многие из окрестных жителей память его доселе почитают служением на его могиле панихид о упокоении его души». А вот и возлюбленный схимонахом Иоанникием настоятель его, игумен Авраамий! В рукописи событие это записано так: «Умер в 12м часу ночи 14 января 1817 года настоятель нашей Пустыни, игумен Авраамий на 58м году от рождения, положивший первое основание возобновлению Обители. Погребен в южной паперти Введенского собора. Теперь, с расширением храма, место его погребения вошло внутрь придела во имя святителя Николая Чудотворца. Над местом тем ныне икона Введения Богоматери в киоте и пред нею лампада.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

И так видите, братия, что и в наше время человек, проникнутый любовию ко Господу, много может сделать, при помощи божией, для блага ближних. Пусть же пример этой поучительной жизни отца и брата нашего о Господе не пройдет для нас даром. Взирая на блаженное успение его, предваренное принятием великого ангельского образа, после неоднократного приобщения Святых и Животворящих Христовых Таин, будем подражать его вере в Промысл Божий, его духу подвижническому, сопровождаемому кротостью и незлобием, бескорыстием и благочестием, его благоразумию и осмотрительности, с коими твердо шел он путем жизни, избегая крайностей. С другой стороны, помня, что никто не может похвалиться чисто сердце имети, хотя бы и един день был жития его на земли ( Иов. 14:3 ), пожалеем о том, что и высокая душа усопшего о Господе омрачилась иногда, но немощи человеческой. Некоторыми недостатками, как светлое солнце – тучами: тем более, что при гробе и близ отверстой могилы самое приличное место, по указанию христианской любви, – для благословений и теплых молитв о упокоении преставльшагося в недрах Авраама, Исаака и Иакова. А не для осуждения, или малодушных жалоб, если бы кому либо и могли они прийти на память теперь. Аминь! XII. О пустынножительстве в Рославльских лесах В Рославльских и смежных с ними Брянских и Жиздринских лесах с половины прошедшего столетия до двадцатых годов настоящего подвизалось весьма много замечательных отшельников; так что в продолжении семидесяти и более лет пустынножительство здесь непрерывалось. Между православными иноками всегда были и всегда будут любители безмолвного и уединенного жития. Но в указанное нами время во второй половине прошедшего века и в начале нынешнего и в указанных лесах пустыножительство возникло, усилилось и процветало, вследствие особенных исторических причин, о которых находим нужным сказать несколько слов. Восемнадцатое столетие в России ознаменовалось целым рядом распоряжений правительства, весьма стеснительных для монашества. Говорим это не об указах Петра I и Екатерины II, которыми ограничивался свободный переход из монастыря в монастырь и запрещалось постригать несовершеннолетних, мужей от живых жен, беглых солдат, крестьян, без увольнения помещиков и т.д.; эти справедливые распоряжения были вызваны господствовавшими в то время в монастырях беспорядками, которые должны были пресечь злоупотребления в монастырях, издавалось не мало таких правительственных распоряжений, которые делали невозможным свободное процветание монастырей и подавляли дух монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И так видите, братия, что и в наше время человек, проникнутый любовью к Господу, много может сделать, при помощи Божией, для блага ближних. Пусть же пример, этой поучительной жизни отца и брата нашего о Господе, не пройдет для нас даром. Взирая, на блаженное успение его, предваренное принятием великого ангельского образа, после неоднократного приобщения Святых и Животворящих Христовых Тайн, будем подражать его вере в Промысл Божий, его духу подвижническому, сопровождаемому кротостию и незлобием, бескорыстием и благочестием, его благоразумию и осмотрительности, с коими твердо шел он путем жизни, избегая крайностей. С другой стороны, помня, что никто не может похвалиться чисто сердце имети, хотя бы и един день был его на земле ( Иов. 14:3 ), пожалеем о том, что и высокая душа усопшего о Господе омрачалась иногда, по немощи человеческой, некоторыми недостатками, как светлое солнце – тучами: тем более, что при гробе и близь отверстой могилы – самое приличное место, по указанию христианской любви, – для благословений и теплых молитв об упокоении преставльшегося в недрах Авраама, Исаака и Иакова, а не для осуждения, или малодушных жалоб, если бы кому-либо и могли онй прийти на память теперь. Аминь! XII. О пустынножительстве в Рославльских лесах В Рославльских и смежных с ними Брянских и Жиздринских лесах с половины прошедшего столетия до двадцатых годов настоящего подвизалось весьма много замечательных отшельников; так что в продолжении семидесяти и более лет пустынножительство здесь непрерывалось. Между православными иноками всегда были и всегда будут любители безмолвного уединенного жития. Но в указанное нами время во второй половине прошедшего века и в начале нынешнего и в указанных лесах пустынножительство возникло, усилилось и процветало, вследствие особенных исторических причин, о которых находим нужным сказать несколько слов. Восемьнадцатое столетие в России, ознаменовалось целым рядом распоряжений правительства, весьма стеснительных для монашества. Говорим это не об указах Петра I и Екатерины II, которыми ограничивался свободный переход из монастыря в монастырь и запрещалось постригать несовершеннолетних, мужей от живых жен, беглых солдата, крестьян, без увольнения помещиков и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Костроме, Предтечев, что на Железном Бору, Успенский – Авраамиев, Новоозерский. Арзамас – Преображенский. Темников – Рождественский Богородичный Пурдышевский; Валахна – Покровский, Дудин. Юрьевец-Повольский – Успенский Дорофеевой пустыни, Макарьев Желтоводский, Иоанна Предтечи, Богоявленский. Путивль – Молченский, Борисоглебский, Духов девичий, Преображенский новый. Рыльск – Николаевский, Волынской пустыни, Дмитровская (Селунского) пустынь. Брянск – Свенский, Петровский, что в Брянске на посаде, Спасский, Спасский, что на Козьей степи, Спасский, что на Андреянове горе, Жиздринский, Пятницкий Молотковский. Карачев – Воскресенский Тихоновой пустыни. Новгородской епархии города и монастыри близ Великого Новгорода: Юрьев, Хутынь, Антониев, Вяжицкий, Духов, Кириллов, Клонский, Деревеницкий, Лисицкий, Аркажский, Благовещенский, Отенский, Ковалевский, Колмовский, Николаевский, Белый, Ситецкий, Сырковский, Николаевский, Островский, Воскресенский на поле, Сковороцкий, Волотов, Савинский на Вишере, Николаевский Липянский. В Новгородском уезде – в Шелонской пятине: Опоцкий, Посолотин, Черноозерский, Сяберский, Леонов, Шинятинский, Молочковский, Спасский у Порхова, Демянский, Никандровский; Воцкой пятины: Соловецкий, Николаевский, что в Ладоге, Ивановский в Ладоге, Васильевский в Ладоге, Николаевский-Медвецкий, Полишский. В Деревской – Иверский, Николаевский-Борвенский, Устволомский, Подлютовский, Галилейская пустынь. В Бежецкой пятине: Тихвинский, Александровский, Николаевский-Беседный, Папороцкий, Горнецкий, Ксенофонтов, Ильинский на Свире. Новгородского уезда безуездные города: в Воцкой пятине город Ладога, в Шелонской г. Порхов, уездные города Новгородской епархии: Великие Луки – на посаде монастырь Троице-Сергиев, в уезде монастырь Колюбацкий; Старая Руса на посаде монастырь Спасский, в уезде – Северский; г. Колмогоры – в уезде монастыр Сийский, Николаевский-Горелый, Чухченемский, Усть-Межигорский; г. Архангельск – на посаде монастырь Архангельский; г.г. Мезень, Кевроль, Пинега, в тех городах и уездах монастырей нет; г. Каргополь – на посаде – Спасский, в уезде – Крестный, Ошевенский, Спасский-Пахомиев, Кожеезерский, Сыринский, Колодозерский, Кенский. На Ваге Шенкурский острог – в уезде монастыри: Ивановский-Богоявленский, Уздринский, Клоповский, Сестринский, Агапитов; Бежецкий Верх, – город Городецк, на посаде Введенская пустынь, в уезде Николаевский-Антонов; г. Устюжна, на посаде монастырь Воскресенский; Пусторжевский уезд – г. Заволочье, в уезде – Николаевский Плесский, Хвоинский; г. Торжек, на посаде Борисоглебский (истлело).... Николаевский пустынный; г. Олонец – в уезде – Муромский (Муезерский или Мурманский?), Палеостровский, Вышеостровский; город Кола – в уезде – Кандалажский, Печенгский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

172 «Православный Благовестник». Октябрь 1901 г. Очерки миссионерской деятельности некоторых казанских архипастырей. Стр. 162. 173 Отношение училищного совета епархиальным советам от 29 мая 1899 года: «О мерах к улучшению учебно-воспитательного дела в инородческих церковно-приходских школах и школах грамоты». 177 Хулы эти у раскольников часто выражаются и в картинках, в роде, напр., такой, на которой священник в облачении изображён вынимающим младенца из купели, а сатана принимающим от него в свои когти. 178 Крупными очагами раскола являются в жиздринском у. с. Фоминичи до 3 т., Брынь до 1 т., Хоминищи до 1500 д., Сухиничи до 1500 д. и Космачево до 1500 д. и др. 179 В Поповке, мещев. у., 36 чел. обоего пола, в Татаринце, козельск. у., 20 чел., в Игнатовском, жиздринск. у., 16 чел. в Плохине, того же у., 14 чел., в Коробках, козельск. у., 13 чел., в с. Шалове, мещ. у., до 30 чел., в Избавли, козельск. у., 6 чел., в Запрудном, жиздр. у., 3 чел., в Луневе, мосальск. у., 4 чел., в Кирейкове 12 чел., в Боровенске, мосальск. у., 1 чел., в Глазове, мещевск. у., 2 хлыстовки., в Березове Елинском, лихвинск. у., до 8 чел., в Бересне, жиздр у., 2 чел., в Дешовках, прихода козельской Вознесенской церкви, есть, и хлысты и молокане. 180 Так: в Костешевской волости при 33 селениях, только в 2-х имеются раскольники в незначительном количестве, около 80 душ мужского пола на всю волость, и тем не менее председателем волостного суда утверждён раскольник, притом без доброго мнения. В селе Холмищах и старшина, и старосты в 5 деревнях все раскольники. В селе Серебрене и старшина, и председатель волостного суда, и судьи тоже раскольники. В приходе села Запрудного в Выселках, при всем почти населении православном, староста раскольник. В селе Ивонине старшина раскольник. В селе Хотени, в приходской деревне при 150 дворах, где только раскольников не более 20 дворов, староста тоже раскольник. В дер. Попкове и Игнатовском старосты были хлысты. 181 Впрочем, ссылка на роман, только другого автора, встречается даже в сочинении одного профессора духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010