Однажды Авраам сидел у входа в свой шатер во время зноя земного. И вдруг он увидел трех странников. Он был очень гостеприимным, поэтому тотчас побежал навстречу путникам и поклонился им до земли. Авраам стал просить зайти к нему в гости и подкрепиться пищей. Три странника зашли к нему, и Авраам сам вымыл их ноги и побежал, чтобы заколоть откормленного теленка и приготовил им трапезу. Когда Они ели, то Один из Них сказал ему: – Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и Сарры будет сын. Сарра стояла сзади, у входа в шатер и внутренне рассмеялась, потому что была очень старой (ей было 89 лет). Но Господь (а это был именно Он) сказал: – Отчего рассмеялась Сарра, разве есть что-либо трудное для Господа? Сарра испугалась и стала отрекаться, но Бог сказал: – Нет, ты рассмеялась. И встали эти Странники и пошли к Содому, Авраам пошел проводить их, и Бог сказал, что пришел судить жителей Содома: – Я избрал его для того, чтобы он заповедал сыновьям своим ходить путем Господа, творя суд и правду. Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел весьма. Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне или нет. Тут мы видим, что тяжкие грехи издают некий вопль в духовном мире, призывая на беззаконников правосудие Божие. Авраам знал нечестие содомлян и хотел спасти их от неминуемой гибели. Он сказал: – Господи, неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может в городе будет пятьдесят праведников? Судья всей земли поступит ли неправосудно? Господь ответил: – Если Я найду в городе пятьдесят праведников, то пощажу все это место. Авраам сказал в ответ: – Вот, Я решился говорить Владыке, я – пыль и пепел; вдруг не хватил пяти человек до пятидесяти праведников? Бог ответил: – Не погублю и ради сорока пяти. Авраам продолжал просить и умолял пощадить город ради сорока и Бог обещал. Так, уменьшая число, Авраам просил пощады ради тридцати, двадцати и даже десяти. И обещал Господь пощадить и ради десяти. И пошел Господь в Содом, а Авраам возвратился к себе. Так Бог явил праведнику Свою природу. Он показал, что Он – Троица, Отец, Сын и Дух Святой, Которому подобает единая слава и поклонение. Глава восьмая. Гибель Содома и Гоморры

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

У стремительных вод реки истории поворот за поворотом. Одно мессианское откровение сменяется другим... Адам, Ной, Авраам с Исааком и Иаковом. Протоевангелие, благословение сыновей Ноевых, праотцы Израиля. Закончилась предыстория, избран Авраам, благословляется его потомство, а в Аврааме и семени его мессиански благословляются и все народы. 4.3. Мессианские обетования Аврааму В Аврааме дается третье, после Адама и Ноя, Евангелие. При избрании Авраама на земле вновь прозвучала благая весть. На Аврааме в особенности исполнилось Ноево благословение Симу. Когда родился Авраам в Уре Халдейском, мир полностью погрузился во тьму язычества и идолослужения. Авраам прозрел, и в нем благословился Бог Сима, праотца его. Единый открылся единому. В Аврааме начало и исток веры в Единого Бога, начало монотеизма на земле. Авраам в разноголосице язычников говорит на языке Евера, не участвовавшего в строительстве башни Вавилонской и исключенного из смешения языков. Авраам – еврей ( Быт. 14:13 ). Бог не избрал для Своего Мессии один из народов-языков, но сотворил Себе народ в Аврааме. Бог дал Аврааму обетования и землю, Землю Обетованную. В обетованиях Аврааму звучат мессианские ноты. И вроде бы ничего ему не сказано было о Мессии, но, как в уединении природы иногда, буквально, звенит тишина, так слышны мессианские времена уже в истоке Авраамовых откровений и обетований Божиих. В Харране, в Месопотамии, Бог говорит Аврааму, сыну Фарры: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, и иди в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословении. Я благословлю благословляющих тебя; и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные ( Быт. 12:1–3 ). Подробное толкование текста приведено во втором экзегетическом этюде при рассмотрении второго Богоявления Аврааму. Не просто избирается Авраам и Земля друг для друга, но дается обетование: и благословятся в тебе, Авраам, все племена земные. Это уже не о богоизбранном Израиле, это – о всех, это о временах Мессии. Бог говорит: в тебе, Авраам, благословятся все племена. Так не он ли и есть Мессия? Не пришел ли от семейства Фарры Тот, Кто должен исправить испорченное Адамом , прародителем всех?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Бог повелел Аврааму оставить свою родину и переселиться в землю, какую Он укажет ему. Авраам исполнил волю Божью, взял жену свою Сарру , племянника Лота и всё своё имение и отправился в путь. Когда Авраам пришёл в землю Ханаанскую, здесь Бог опять явился ему и сказал: вот эту землю я отдам тебе и твоему потомству. Авраам, в благодарность Богу построил жертвенник на месте Богоявления (в долине Сихемской ), где и поселился. В обетованной земле Бог являлся Аврааму несколько раз. Однажды явился Аврааму и сказал, что от него произойдёт много народов , притом обещал ему Своё благоволение, только бы он почитал Бога. Такой был завет Божий с Авраамом и в знак сего завета установлено обрезание 4 . В другое время сидел Авраам у шатра под зелёным дубом (Мамврийским) и увидел трёх странников. От поспешил к ним навстречу, поклонился до земли и пригласил их к себе. Оказалось, что в образе трёх странников был Господь и с ним два Ангела. Господь открыл Аврааму, что через год жена его Сарра родит сына. Так и сбылось, у них родился сын, которому дали имя Исаак . (За что Бог возлюбил Авраама? Какое было ему повеление Божье? Какой был завет Божий с Авраамом? Как опять являлся ему Господь и что предсказал?) 7. Жертвоприношение Исаака Быт. 22:1–19 Веру Авраама и покорность воле Божьей Господь показал в пример другим. Это было так: когда Исаак вырос, Бог повелел Аврааму: „возьми сына своего единственного, которого ты любишь, и под на гору, какую укажу (в земле Мориа) и там принеси его в жертву. Жалко было Аврааму сына, но волю Божью надо исполнить. Рано утром он с сыном и слугами отправился в путь. На третий день Господь указал ему гору, где должно быть жертвоприношение. Авраам дал сыну нест дрова на гору, а сам взял огонь и нож. Дорогой Исаак спросил отца – где же агнец для всесожжения? – Бог усмотрит себе агнца, – ответил ему отец. Когда же взошли оба на гору Авраам открыл сыну, что Господь повелел именно его принести в жертву. Исаак покорился. Авраам сделал жертвенник, положил Исаака на дрова и уже поднял нож, чтобы заколоть сына. Вдруг слышит глас Ангела с небес: – Авраам! не поднимай рук своей на отрока. Теперь видно что ты боишься Бога. Авраам оглянулся и увидел в кустах овна (барана), – его и принёс в жертву вместо сына. За веру и послушание такое Господь обещал Аврааму что в семени его благословятся все народы значит – в его потомстве родится Спаситель мира. Это благословение от Авраама перешло и на доброго сына его Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Долго, до глубокой старости, Авраам и жена его Сарра дожидались обещанного потомка, от которого должен был произойти великий народ. И вот однажды, сидя у своего шатра под дубом (Мамрийским), Авраам увидел трех странников, поспешил к ним навстречу, поклонился им до земли и пригласил в свой шатер. Странники вошли к нему и приняли его угощение. Но скоро Авраам узнал, что под видом трех странников явился ему Триединый Бог (Пресвятая Троица). Господь Бог открыл Аврааму, что через год у него от Сарры родится сын. Обещание Божие исполнилось. Когда Аврааму было сто лет, а жене его Сарре девяносто лет, у них родился сын, которого они назвали Исааком. Авраам всей душой любил своего сына. Когда Исаак вырос, Бог , чтобы испытанием укрепить веру Авраама, повелел ему: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Как ни тяжело было Аврааму исполнить это повеление Божие, он решился исполнить его. Рано утром он взял с собою дров, огонь и Исаака и отправился в путь. Только на третий день Господь указал ему гору для жертвоприношения. Исаак взял дрова на плечи, Авраам огонь и нож, и оба пошли на гору. Дорогою Исаак спросил у отца: «где же агнец для всесожжения?» – «Бог усмотрит Себе агнца, сын мой», – ответил ему Авраам. – Когда взошли на гору, Авраам открыл сыну повеление Божие о нем. Исаак покорился воле Господней. Тогда Авраам устроил жертвенник, связал Исаака, положил его на дрова и уже поднял нож, чтобы заколоть его. В это время Ангел Божий удержал руку Авраама и сказал от имени Господа: «не поднимай руки своей на отрока, ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога и не пожалел единственного своего сына для Меня». Авраам оглянулся и увидел овна (барана), запутавшегося рогами в чаще. Этого овна он и принес в жертву, вместо сына своего Исаака. Господь благославил Авраама за веру и послушание и дал обетование, что «в семени его благословятся все народы», то есть, что из его потомства произойдет Спаситель всего мира. Это благословение Божие от Авраама перешло на Исаака, а от Исаака на сына его Иакова, по прозванию Израиля. 8. Видение Иаковом таинственной лестницы

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба – почему Ангел? Почему не просто сказано: «Господь воззвал»? Подчеркивается стремительность, потому что ангел – это именно стремительное исполнение Божьего поручения. Любой ангел – это и есть Божие поручение! Здесь и намек, что Авраам совершает служение выше ангельского. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я (Быт. 22, 11). Уже рука была занесена для удара! И опять мы видим ту же готовность. Когда Авраам услышал Божий призыв, он сказал: вот я ! – мы читали и в начале этой главы. И здесь, когда уже наступает трагическая развязка, и Ангел его останавливает, Авраам опять произносит эти слова: вот я ,– этот удивительный Божий человек! Вы помните, как на третий день после обрезания он бегал вокруг своего шатра, как он побежал к стадам, как он вернулся, как он побежал к слугам, давая им поручения. Это удивительный, стремительный, как ангел, человек! Почему здесь сказано, что Ангел… воззвал к нему с неба ? – зададим снова этот вопрос. Этим самым показывается святость Авраама, его духовное качество – они удалились от этих «ослов», оставленных внизу, от этого примитивного образа жизни (и примитивных форм религиозности Измаила), они поднялись и уже как бы достигли Неба. Потому что, если с самого неба приходит какой-то голос, он должен быть очень громким, чтобы его услышать. Этим просто подчеркивается их уровень, уровень этих удивительных людей, отца и сына, приблизившихся в своих религиозных чувствах к Небесам. Авраам говорит: вот я , он это говорит и за себя, и за сына, и эти слова правильнее понять: вот мы, Господи. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои … (Быт. 22, 12–13). Авраам начинает, точнее, продолжает молиться. О чем же молится Авраам? Он хочет исполнить волю Бога, он не знает, как ее исполнить так, чтобы исполнилось и пророчество, что они вернутся вдвоем назад.

http://pravoslavie.ru/109426.html

Быт. 21:23–34 Вирсава (Беэр-шева) означает: колодезь клятвы, или клятвенный. Он был выкопан Авраамом, но слуги Авимелеха, даря Филистнмского в Гераре, впрочем, без ведома его, отняли колодезь у Авраама. И когда Авимелех, около этого времени, пришел к Аврааму с предложением заключить взаимный союз, Авраам упомянул об их обиде, и признан бесспорным владетелем колодезя. На этом месте и Авраам и Авимелех утвердили клятвою свой союз. Авраам насадил тут рощу и совершил торжественное Богослужение Господу вечности. Около этих мест Авраам долго жил, как странник. Быт. 22:1–19 Так как Бог явил Себя особенным благодетелем Авраама, и его потомство избрал хранителем Своих откровений преимущественно пред всеми племенами земными, то дабы когда-нибудь пытливость человеческая не усумнилась в справедливости путей Его промысла, Он восхотел торжественно засвидетельствовать миру, что Авраам своею верою в Бога и послушанием велениям Его превосходил всех людей. Для этого Бог подверг его испытанию. Он сказал: «Авраам! возьми сына своего, единственного у тебя, которого ты любишь, Исаака, и поди на землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе». Несмотря на всю необычайность такого повеления, Авраам ни мало не усумнился, что оно от Бога и что его должно исполнить без прекословия; и в то же самое время он верил, что Исаак, который теперь должен умереть бездетным, согласно с обетованием, прежде данным, будет родоначальником избранного народа и предком обетованного Избавителя. Он думал, что Бог и из мертвых силен воскресить ему сына обетования 17 . Итак, не открывая никому своего намерения, Авраам встал рано, оседлал осла своего, взял с собою двух рабов и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения и отправился к северу в нагорную землю Иевусеев, туда, где после был Иерусалим. На третий день, по какому-то особенному знамению от Бога, Авраам еще издалека увидал гору, которая была назначена для великого жертвоприношения. Гора была та самая, где впоследствии Соломон воздвигнул храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Объясняет Апостол основание высокой, дивной веры Авраамовой. По-видимому, невозможно было Аврааму решиться принесть единородного сына своего во всесожжение, – принесть того юного еще сына, который, по обетованию Божию, имел продолжать потомство его. Апостол, раскрывая силу веры Авраамовой, говорит: «Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Почему и получил его в предзнаменование». Авраам веровал во всемогущество Божие и несомневался в том, что Бог обещал ему, уповая, что Бог силен исполнить обещанное и при таких обстоятельствах, какие тогда окружали его, при исполнении Божеского повеления о принесении Исаака в жертву всесожжения. Авраам «думал, что Бог силен и из мертвых воскресить»: он веровал, что Богу все возможно; и никакими трудностями обыкновенных соображений не колебался, но твердо решился исполнить повеление Божие. Приготовив нужное, он отправился с Исааком, «и пришли на место, о котором сказал ему Бог: и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень» удержал его ( Быт.22:9–11 ). Так Авраам своим непоколебимым намерением, по повелению Божию, уже принес Исаака в жертву. И Богом принята сия жертва как принесенная ( Быт.22:12 ). Темже того и в притчи прият. «Почему и получил его в предзнаменование». То-есть, Авраам намерением заклал своего сына и принес в жертву Богу, и Бог принял жертву как благоприятную Ему; и в тоже время Авраам уже закланного своего сына Исаака получает живым в предызображение смерти и воскресения Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия. «Ибо Исаак умерщвленный готовностию отца, ожил по гласу Воспретившего заклание. В нем предначертан также образ спасительного страдания; почему и Господь сказал Иудеям: Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой: и виде, и возрадовася ( Ин.8:56 ) 19 . В этом образе закланного и возвращенного к жизни Исаака Авраам верою видел день искупительной смерти и воскресения Господа Спасителя, и возрадовался в уповании быть некогда участником обещанного спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

« Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды (один мех воды! – О. С.) , и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии » ( Быт. 21:14 ). Кстати, некоторые, когда читают, не замечают запятую. Они читают так: «и дал Агари, положив ей на плечи и отрока, и отпустил ее». Он не мог ей положить на плечи отрока. Давайте вспомним, когда обрезывается Авраам? Аврааму – 99 лет. Измаилу – 13. Один год до рождения Исаака. Исаак рождается – Измаилу 14 лет. Два года Исаака кормили грудью – события-то связаны! – Измаилу 16 лет. И, конечно, Агарь не могла взять его на плечо и понести, хотя иногда этот текст публикуют без запятой. Просто посчитайте сами, и вы убедитесь, что ему 16 лет. Но все равно здесь текст построен так, что она как бы принимает его на плечо – так можно сказать. И из этого делается вывод, что он был болен на тот момент. Представляете, больного шестнадцатилетнего мальчика Авраам прогоняет с матерью, дает им хлеба и один мех воды! Авраам, который имел столько всего, почему он так поступает? Авраам верит Богу. Бог сказал: «И от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое» ( Быт. 21:13 ). Он верит Богу! Не просто верит в Бога, то есть в Его существование, он верит Богу, то есть доверяет Его словам. «Неужели праведный Авраам был бесчеловечным, не дав осла Агари и отроку, хотя имел такое множество домашнего скота? Одни говорят, что он сделал так из-за человеколюбия, чтобы она не обременяла себя заботой об осле. Другие – что Авраам верил, что Бог сохранит отрока… Он не сделал бы этого, если бы Бог ему не сказал: не огорчайся из-за этого» 192 . Потом, после смерти Сарры, Авраам женится на Хеттуре, и у него родятся еще дети, это будут князья востока. Когда он будет их от себя отсылать, «еще при жизни своей, на восток, в землю восточную», он даст им «подарки» (см.: Быт. 25:6 ). Но есть и аллегорическое истолкование, почему Авраам отсылает от себя Агарь и ее сына, дав им только мех воды и лепешку хлеба:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Странники согласились. Тогда Авраам умыл им ноги, потом велел принести хлеба, масла, молока и приготовить откормленного теленка. Странники стали есть, а Авраам стоял и служил им. Оказалось, что это были не простые странники, а Бог и с ним два Ангела. Во время обеда Господь сказал Аврааму, что через год у него родится сын, по имени Исаак. Обещание Божие исполнилось. У Авраама родился сын, хотя ему было 100 лет, а жене его Сарре 90 лет. § 10. Принесение Исаака в жертву (Быт. 22: 1–19) Когда Исаак вырос, Бог , желая испытать веру Авраама, сказал ему: «Возьми сына твоего Исаака, которого ты любишь, и принеси его Мне в жертву на горе, которую Я укажу тебе». Авраам исполнил в точности волю Божию. Он возложил дрова на сына своего Исаака, а сам взял огонь и нож, и оба они отправились в путь. Дорогой Исаак спрашивает Авраама: «Отец, вот огонь и дрова, где же агнец для жертвы?». Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца, сын мой». Когда они пришли на гору, указанную Богом, Авраам устроил жертвенник и разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник. Потом Авраам взял нож и уже поднял руку, чтобы заколоть сына. – В это время Ангел Господень воззвал с неба: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока: теперь Я вижу, что ты боишься Бога, если не пожалел сына твоего единственного для Меня». Авраам, осмотревшись кругом, увидел агнца, запутавшегося рогами в кустарнике. Он взял его и принес в жертву, вместо сына своего Исаака. В награду за такое великое послушание Бог благословил Авраама и обещал, что потомство его будет так многочисленно, как песок морской, или как звезды небесные, и что в семени его благословятся все народы земные. Здесь под семенем Авраама должно разуметь Иисуса Христа, через Которого получат благословение все народы земные. Жертвоприношение Исаака служило прообразом крестных страданий Иисуса Христа. Исаак, наученный родителями свято исполнять волю Божию, допустил связать себя и положить на жертвенник. Иисус Христос, исполняя волю Отца Небесного, добровольно предал Себя на страдания и крестную смерть за грехи людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

И так, «не было еще ни храма, ни жертвоприношений, но Авраам сподобился божественного видения... Замечай, как он (Стефан) отводит их мысль от чувственного, начав с местности, так как и речь была о месте» (Злат., Феофил.). 4. Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете. 5. И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен. 6. И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле, и будут в порабощении и притеснении лет четыреста. 7. Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте. Вышел из земли Халдейской: именно из города Ура, населенного халдеями, который был также в Месопотамии, только севернее Харрана. – Оттуда, т.е. из Харрана, по смерти отца его (т.е. отца Авраама – Фарры) переселил и пр.: по-видимому, и здесь Стефан разногласит с указаниями книги Бытия, именно – в хронологическом отношении. По указанию книги Бытия, Фарра жил до рождения Авраама, Нахора и Аррана 70 лет, а всех дней жизни его было 205 лет ( Быт.11:26 ; Быт.11:32 ). Аврааму же, когда он вышел из Харрана, где умер Фарра, было 75 лет ( Быт.12:4 ); следовательно, Авраам должен был выйти из Харрана, когда Фарра еще был жив и жил после того лет 60. Но это опять только кажущееся разногласие. Дело в том, что Авраам был не первородный сын Фарры, как кажется, а третий: первый Арран, второй Нахор, за которым была Милка, дочь Аррана, и третий Авраам, назван же Авраам первым по причине своего превосходства перед братьями. Посему слова Моисея ( Быт.11:26 ) должно перефразировать так: Фарра жил 70 лет до рождения Аррана. Сколько лет спустя после сего родился Авраам, Моисей не упоминает; слова же Стефана, что Авраам пошел из Харрана после смерти Фарры, дают указание, что Авраам родился на 130 году жизни Фарры, что весьма вероятно. Мнение, что Авраам оставил Харран после смерти Фарры, подтверждается и у Филона (de Abrah.), и, конечно, сыновний долг заставлял Авраама не уходить оттуда, не отдав последнего долга старцу отцу своему, остановившемуся на пути в Ханаан в Харране, вероятно, по причине болезни (ср. Злат.). Таким образом, и в этом пункте Стефан основывается на предании, которому не противоречат указания книги Бытия, правильно понимаемые. – В которой вы ныне живете: в Палестине, называемой землей ханаанской, в которую пошел из Ура халдейского Фарра с Авраамом и семейством.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010