«Программа —  20»: первые результаты — Троицкий кафедральный собор постройки 1674 года недалеко от волжской набережной — одна из визитных карточек Саратова. Он считается старейшим зданием города, а в областной свод объектов культурного наследия занесен под первым номером как памятник федерального значения. Вмещает ли он желающих молиться или, образно говоря, «трещит по швам»? — Нет, по швам не трещит; все, кто хочет, в нем помещаются. В особо значимые дни торжест­венные богослужения, на которые могут приехать гости из других городов и районов, мы проводим в более просторном Покровском храме. Но вообще в Саратове с действующими храмами сейчас положение выправилось: больше нет такого, чтобы была давка или люди вынужденно молились на улице. Когда я занял эту кафедру, в новых саратовских микрорайонах вообще не было ни одного храма! За два последних года мы ввели там в эксплуатацию 19, еще один сейчас достраивается. У нас сейчас средняя нагрузка на каждый из 64 приходов составляет 11,5 тысяч человек. Это приемлемое значение. — А как же «новый» кафедральный собор во имя святого благоверного Александра Невского, поставленный нашими предками в память победы над Наполеоном? Неужели воссоздать его нереально? — Почему же, реально. Но дело осложняется тем, что сейчас на этом месте стоит стадион «Динамо». А ситуация со спортивными объектами в Саратове столь плачевна, что ликвидировать один из самых доступных для горожан стади­онов нельзя. Поэтому непременное условие воссоздания исторического Александро-Невского кафедрального собора — перенесение стадиона «Динамо» на другую площадку в центре города. Надеюсь, со временем получится реализовать эту схему, и мы увидим воссозданный «новый» кафед­ральный собор. Это будет справедливо, ведь под дорожками стадиона «Динамо» покоится прах двух саратовских архиереев — захороненных в XIX веке епископов Авраамия (Летницкого) и Евфимия (Беликова). — Одной из задач епархии вы провозгласили восстановление полуразрушенных и запущенных дореволюционных церквей. Речь идет об архитектурных памятниках или не только?

http://patriarchia.ru/db/text/5529899.ht...

— Почему же, реально. Но дело осложняется тем, что сейчас на этом месте стоит стадион «Динамо». А ситуация со спортивными объектами в Саратове столь плачевна, что ликвидировать один из самых доступных для горожан стади­онов нельзя. Поэтому непременное условие воссоздания исторического Александро-Невского кафедрального собора — перенесение стадиона «Динамо» на другую площадку в центре города. Надеюсь, со временем получится реализовать эту схему, и мы увидим воссозданный «новый» кафед­ральный собор. Это будет справедливо, ведь под дорожками стадиона «Динамо» покоится прах двух саратовских архиереев — захороненных в XIX веке епископов Авраамия (Летницкого) и Евфимия (Беликова). — Одной из задач епархии вы провозгласили восстановление полуразрушенных и запущенных дореволюционных церквей. Речь идет об архитектурных памятниках или не только? — Практически все подобные постройки у нас обладают охранным статусом, а где его нет — мы сейчас запустили соответствующий процесс оформления документов. Пока только приступаем к этой задаче. Всего таких зданий в Саратовской области около шести десятков, в пределах нашей епархии — порядка четырех десятков. В некоторых из них идут богослужения. Где-то вокруг храма не осталось уже ничего — деревни вымерли. Есть несколько примеров, когда гибнущие храмы восстанавливают или сами приходы, или благотворители. Сейчас мы пытаемся придать этой деятельности скоординированный характер. Допустим, в селе Кутьино стоит громадный полуразрушенный собор. Рядом мы открыли маленькую, простенькую церковь, которой небольшому приходу для совершения богослужений вполне достаточно. Но храм очень красивый, и на епархиальном уровне, конечно, надо подумать, как не допустить его гибели. — Восемь лет назад на вопрос местного журналиста об отношениях с региональной властью вы не без тонкого юмора ответили: «Единственное, что огорчает, — очень медленно решаются вопросы, связанные с теми или иными проблемами церковной жизни. Коэффициент полезного действия здесь чаще всего близок к нулю, но отношения при этом остаются очень хорошими». А как сейчас?

http://pravoslavie.ru/125446.html

Алфавитный указатель личных имен, упоминаемых в книге Абрамович Иоанн – протоиерей, благочинный Владимирский. Абрамович – бывший католический ксендз. Авраамий (Летницкий) – епископ Брестский после епископ Тобольский, Саратовский. Акиндинов – раскольнический наставник. Александр II – Император Всероссийский. Александр III – Император Всероссийский. Александр (Добрынин) – епископ Ковенский, Минский, архиепископ Донский, Литовский. Алексий (Лавров-Платонов) – архиепископ Литовский. Альбединский Петр Павлович генерал-адъютант, генерал-лейтенант, Виленский генерал-губернатор. Анастасий (Опоцкий) – епископ Брестский, Сарапульский, Чебоксарский, Туркестантский, ныне – Балахненский. Андрей (Савич) – настоятель Борунского монастыря. Антонин (Державин) – епископ Ковенский, Полоцкий, ныне – Псковский. Антоний (Амфитеатров) – архимандрит, после архиепископ Казанский, автор книги «Догматическое богословие». Антоний (Зубко) – епископ Брестский архиепископ Минский. Антоний – архимандрит благочинный монастырей. Антония-казначея ныне – игуменья Виленского Мариинского монастыря. Ахматов Алексей Петрович – обер-прокурор св. Синода. Бантыш-Каменский – автор книги «История об унии». Баранов Эдуард Трофимович – генерал-адъютант, генерал-лейтенант, граф, Виленский генерал-губернатор. Барановский Иоанн – священник, благочинный Свенцянский. Барановский Петр – священник, благочинный Дрогичинский. Бергман – составитель русских прописей. Бедрицкий Стефан – священник Княгининской церкви. Бернацкий – римско-католический ксендз, после становой пристав. Бибиков Дмитрий Гаврилович – Киевский военный губернатор, Подольский и Волынский генерал-губернатор. Бибиков Илья Гаврилович – Виленский военный губернатор управляющий и гражданской частью, Гродненский, Минский в Ковенский генерал-губернатор. Бирюкович – священник, благочинный Друйский. Бобровский Михаил – протоиерей, благочинный Пружанский. Босяцкий Виктор – настоятель Виленского Троицкого монастыря. Бояржинский – римско-католический ксендз. Брен Самсон – протоиерей, благочинный Лидский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

21 ноября 1866 года училище приняло первых учениц. В 1868 году для всех епархиальных женских училищ был издан специальный Устав. Его " учебные программы были несколько обширнее, нежели программы духовных училищ, и рассчитаны на шесть лет " . Однако учебное заведение при Иоанно-Введенском монастыре не было готово к такому реформированию. С одной стороны, не хватало учителей (училище находилось в 10 верстах от Тобольской семинарии , которая могла бы предоставить достаточное количество преподавателей); во-вторых, в самом монастыре не хватало помещений. Эти и другие обстоятельства послужили тому, чтобы перевести училище в город. 6 декабря 1878 года, благодаря стараниям преосвященного Ефрема (Рязанова) и других попечителей, с торгов в нагорной части города удалось купить трехэтажный дом купца Пелишева с несколькими каменными флигелями. С 1880 / 81 учебного года занятия проходили уже в этом здании. В феврале 1881 года на общеепархиальном съезде духовенства было принято решение: " … существующее в г. Тобольске женское духовное училище преобразовать, на основании Высочайше утвержденного Устава епархиальных женских училищ 20 сентября 1868 г., в трех-классное епархиальное женское училище с двухгодичным курсом в каждом классе… " . Однако такая трехклассная форма обучения имела свои недостатки. Так, курс обучения в каждом классе был двухгодичным. Прием при двухгодичном курсе обучения осуществлялся через год. Если же кто-то проявлял неуспеваемость, то его оставляли на второй год. Преподавателям, часовая нагрузка которых увеличивалась, это создавало неудобства. Ввиду такого обстоятельства 13 декабря 1886 года, постановлением совета училища, утвержденным преосвященным Авраамием (Летницким) 15 декабря, Тобольское женское училище из трехклассного было преобразовано в шестиклассное (с одним годом обучения в каждом классе). Несколько позже преобразование официально было дозволено и указом Св. Синода. В 1884 году был освящен домовой храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы . 21 ноября 1895 года при училище был открыт приют для девочек-сирот духовенства.

http://drevo-info.ru/articles/22000.html

В 1893 г. мон. Афанасия направила прошение Саратовскому еп. Авраамию (Летницкому) о преобразовании общины в мон-рь. Принятие соответствующего решения в основном по причинам материального характера (наличие долгов) было отложено до приобретения не менее 6 тыс. р. собственного капитала. Лишь 17 сент. 1903 г., при настоятельнице мон. Сусанне (с 1895), указом Синода община получила статус Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого мон-ря. В 1904 г. мон. Сусанна была удостоена игуменского сана за введение «строгого устава», в 1910 г.- наперсного креста. К 1887 г. в общине проживало 97 сестер, в 1889 г.- монахиня и 101 послушница, в 1892 г.- монахиня и 95 послушниц, в 1895 г.- мон. Сусанна и 127 послушниц, в 1901 г.- мон. Сусанна и 160 (по др. сведениям, 170) послушниц. В 1911 г. в К. м. жили 41 мантийная монахиня и 169 послушниц, в 1913 г.- 38 монахинь и 183 послушницы. 29 дек. 1914 г. указом Синода в должности настоятельницы с возведением в сан игумении была утверждена мон. Еннафа. С 1886 г. священники общины получали ежегодное жалованье в 500 р. и содержание. С этого года до 21 сент. 1894 г. штатным священником К. м. был о. Мануил Мысовский (Мысковский?), с 27 сент. 1894 г.- Михаил Малов, с 5 апр. 1896 г.- Иоанн Подольский. 15 дек. 1908 г. место было предоставлено Николаю Николеву, «временно-заштатному священнику» с. Б. Ивановка Царицынского у. 5 мая 1913 г. благочинным обители был назначен ректор Саратовской ДС архим. Серафим (Лукьянов) , а духовником - иером. Георгий из церкви саратовской киновии в честь Страстей Господних. 14 марта 1915 г. духовник, законоучитель, последний монастырский свящ. Симеон Туркин был награжден скуфьей за присоединение к Церкви 5 старообрядцев. Прот. Павел Победоносцев, один из последних клириков Казанской ц. в с. Каменный Брод, был репрессирован в советское время (к июню 2012 готовились материалы для его канонизации). 1 янв. 1896 г. при общине были открыты приют и одноклассная школа для девочек (10-20 чел.), в к-рой воспитанницы обучались золотошвейному мастерству. В 1903 г. для школы был выстроен новый просторный корпус. К 1911 г. в школе обучались 19 девочек и мальчик. С 1911 г. при обители имелись больничная палата и аптека, монастырский штат включал фельдшерицу. В июле 1913 г. 2 или 3 насельницы должны были обучаться на миссионерских курсах в саратовском Крестовоздвиженском жен. мон-ре (в т. ч. на «книгонош»). В янв.-февр. 1917 г. 2 насельницы посещали миссионерские противосектантские курсы при балашовском Покровском мон-ре. В годы первой мировой войны монахини ушли сестрами милосердия на фронт, в обители проводился сбор пожертвований для солдат. Существовала трапезная для нищих.

http://pravenc.ru/text/1470095.html

Тобольск. Церковь Николая Чудотворца при Тобольском духовном училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Св. чудотворца Николая, при мужском духовном училище, церковь построена в 1887 году, помещается в главном корпусе. По штату положено быть священнику, он же надзиратель училища, и диакону, в должности эконома. Для священника и диакона казенная квартира. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского./Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. Домовый храм во имя святителя Николая Чудотворца при Тобольском духовном училище был освящен 6 декабря 1887 года епископом Авраамием (Летницким). Храм имел пять больших окон с южной стороны, " прекрасно выкрашенные маслянною краскою светло-голубого цвета стены, разделанные под мрамор (плитами большого размера) " . Причт состоял из священника (в должности надзирателя духовного училища) и диакона (в должности эконома). Храм был закрыт с упразднением училища после революции 1917 года. Настоятели: Михаил Тресвятский (6 октября 1896 - 1900); Кронид Олерский (1900 - упом. 1901); Михаил Ильинский (упом. 1903); Иоанн Страхов (1 марта 1906 - 1907) свящ.; Алексей Киселев (упом. 1909 - упом. 1915) свящ. http://drevo-info.ru/articles/22045.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38074

По количеству и значению наибольшего внимания в издании заслуживают статьи, посвященные местной церковной и гражданской истории. С исключительным изобилием представлены биографические сведения об архиереях, др. местных церковных и светских деятелях, особенно XVIII в. Эти публикации основывались на документах, открытых Комиссией для разбора консисторского архива (учреждена в 1870), описавшей дела консистории за неск. десятилетий начиная с 1699 г. и опубликовавшей множество источников более позднего времени. В А. е. в. содержался обширный материал о местных иноверцах, старообрядцах и сектантах, о национальных христ. общинах Астраханской губ., о миссионерстве среди народов Кавказа, бурят, татар, казахов («киргизов»), особенно калмыков. Богословские и нравоучительные статьи в большинстве своем являются перепечатками из др. изданий. Наиболее значительные материалы были изданы в виде приложений к А. е. в.: «Обозрение мероприятий правительства к распространению христианства между калмыками» (1883); «Описание дел, хранящихся в архиве Астраханской духовной консистории, составляемое особо учрежденной по указу Святейшего Синода комиссией» (1886-1891); Аполлос (Беляев), архим. «Описание астраханских монастырей» (1909-1910); Летницкий И. Н. «Высокопреосвященный Георгий, архиепископ Астраханский и Енотаевский: К 50-летию пастырского служения: Биогр. очерк» (1911); Иннокентий (Кременский), еп. «Нагорная проповедь Христа Спасителя: Экзегетическое исследование» (1917). С 1991 г. в качестве офиц. епархиального издания выходила ежемесячная газ. «Астраханский православный собеседник». С 1996 г. офиц. издание Астраханской епархии - «Свет Православия». Лит.: Летницкий И. Н. Краткая история Астраханских епархиальных ведомостей за 25 лет их существования. Астрахань, 1900 (отд. отт. из Астраханских ЕВ за 1900); он же. Указатель неофиц. отдела Астраханских ЕВ за 25-летие их существования с 1 сент. 1875 г.- 1 янв. 1901 г. Астрахань, 1901 (прил. к Астраханским ЕВ. 1901. 20); Рункевич С. Г. Астраханские ЕВ//ПБЭ. Т. 2. Стб. 122-132; Андреев. Христианская периодика. С. 4-7.

http://pravenc.ru/text/76740.html

Н.И.Летницкий Новый член – корреспондент Императорской академии наук, ординаторный профессор Киевской Духовной академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский Источник Данные для настоящей статьи заимствованы по большей части из «Исторической записки о состоянии Казанской Духовной Академии после её преобразования. 1870–1892». Проф. С.А, Терновского. Стр. 385–388. Казань. 1892 г. и из «Православной Богословской Энциклопедии», изд. Под ред. Проф. А.Е. Лопухина . Т. IV. Столб. 1105–1108. Петроград. 1903 г. Алексей Афанасьевич Дмитриевский родился в г. Астрахани в половине 50-х годов XIX столетия. Первоночальное образование получил в местном духовном училище, а среднее в Астраханской духовной семинарии в которой окончил курс в 1878 г. вторым студентом. В том же 1878 году поступил в казанскую духовную академию, где состоял на церковно-практическом отделении, на 4 курсе изучал гомилетику, и окончил курс в 1882 г. со степенью кандидата богословия и с правом при искании степени магистра не держать нового уставного испытания. В том же 1882 г. 13 ноября, по прочтении пробных лекций и защите диссертации pro venia legendi, он допущен был к чтению лекций в той же академии в звании приват-доцента при кафедре литургики. В том же году 2 сентября он представил в Совет академии своё магистерское сочинение, а в 1883 г., после публичной защиты 11 декабря сочинения, удостоен был степени магистра, в которой и утвержден был 14-го числа того же декабря. Кроме преподавания литургики в звании приват-доцента, А. А. Дмитриевский проходил с 25 апреля 1883 г. еще должность помощника библиотекаря Казанской Духовной Академии. В 1884 г. он перешел на службу в Киевскую Духовную Академию на должность доцента по кафедре церковной археологии и литургики. Согласно ходатайству Совета Киевской Духовной Академии, он командирован был, с разрешения Св. Синода, на восток с научной целью с 1 сентября 1887 г. по 1 сентября 1888 года. В 1896 г. Советом Киевской Духовной Академии удостоен степени доктора церковной истории и с того же года состоит ординарным профессором той же академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

162, изданные им, евхологии излагаются состав службы и различных последований восточной церкви за время с первой половины XI ст. по XVI в. Они знакомят с богослужебной практикой не только трех восточных патриархов Константинопольского, Александрийского, Иерусалимского, но и некоторых важнейших монастырей древней Византии. Представляя поразительное богатство литургического материала, они важны также и в том отношении, что содержат неизвестные до настоящего времени чины. Профессор А. А. Дмитриевский состоит действенным членом Церковно-Исторического и Археологического Общества при Киевской Духовной Академии, Богоявленского Братства для вспомоществования служащим в Академии и студентам её, Попечительства о благолепии семинарского храма и о бедных учениках Астраханской Духовной Семинарии, Русского Археологического Института в Константинополе, Киевского Исторического Общества Нестора Летописца , Историко-филологического Общества при Императорском Новороссийском университете, Петровского Общества исследователей Астраханского края и Константинопольского греческого исторического Общества, и почетным членом Смоленского Церковно-Археологического Комитета и Общества любителей просвещения на острове Патмос. Высокие достоинства научной деятельности проф. А. А. Дмитриевского обратили на себя внимание высшего ученого учреждения в России – Императорской Академии Наук, и в недавнее время она избрала его в свои члены-корреспонденты. Это – высокая честь, которой удостаиваются редкие мужи науки за особенно солидные специальные знания и за особенно выдающуюся научную деятельность. С удовольствием заносим об этом избрании на страницы «Астраханских Епархиальных Ведомостей», особенно в виду того, что Алексей Афанасьевич тесно связан с нашей Астраханью: здесь он родился, здесь он учился в духовном училище и в духовной семинарии, здесь же живут его близкие родственники. И наш благородный земляк – астраханец не только не порывает своих связей с родиной, но по возможности всячески старается поддерживать и закреплять их, что отчасти видно и из некоторых фактов приведённых нами выше в настоящей статье. Сердечно приветствуем глубокоуважаемого профессора Алексея Афанасьевича Дмитриевского с весьма лестным избранием его в члены-корреспонденты Императорской Академии Наук и от души желаем ему многих лет, крепости сил и полного успеха в его многотрудной и многоплодной деятельности на пользу Церкви Христовой и дорогого Отечества. Н. Л. Читать далее Источник: Новый член-корреспондент Академии наук, ординарный профессор Киевской духовной академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский. - Астрахань : тип. В.Л. Егорова, 1904. - 10 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Издание такого описания займёт не менее 140 печатных листов, и так как по преимуществу будет изданием греческого текста, потребует приблизительно 3500 рублей. Тем не менее Комиссия не может не признать, что изданием подобных материалов только бы и достигалась вполне цель ученых командировок для изучения нашего православия в самой его колыбели» (Протоколы Киевск. Д. Академии 1890 г., стр. 332–333). Заслушав отзыв Комиссии, Совет Академии, признавая научную ценность собранных г. Дмитриевским материалов, постановил ходатайствовать пред Св. Синодом об ассигновании потребной для издания их суммы. Ходатайство принято было благосклонно, и средства для издания дарованы. Затем уже знанию и усердию, трудолюбию и терпению самого издателя проф. Дмитриевского остаётся приписать то, что ему удалось победить ряд трудностей, соединённых с таким делом, как издание древних греческих рукописей. Первый том «Описания литургических рукописей» содержит в себе описание греческих типиконов и имеет весьма внушительный объём, заключая свыше 900 страниц греческого текста и свыше девяти листов русского предисловия, в котором издателем собраны критико-библиографические и критико-исторические пояснения к издаваемым памятникам тома. «Предоставляя (говорит рецензент в «Церк. Ведом.» 1895 г. 47) специальным органам научной литературы и специалистам в науке литургики выяснить ценность и научное значение нового издания, насколько эта ценность и значение сказываются в первой книге его, со своей стороны скажем, что при чтении греческого текста «Описания» чувствуется, что издателю памятников и переводчику пришлось победить большие трудности, чтобы выполнить свою задачу. Это – одна из тех частей громадной работы г. Дмитриевского, в которых с особенною выразительностью сказались и его трудолюбие, и его долгим трудом приобретенная опытность в чтении и изучении византийских рукописей». О втором томе «Описания» дается такой отзыв в «Православной Богословской Энциклопедии» (том V, столб. 254–255): «Проф. Дмитриевский дал особенно богатое собрание евхологиев во втором томе «Описания литургических рукописей».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010