Но вернемся к нашей истории. Исаак был не просто долгожданным сыном – его обещал бездетным Аврааму и Сарре сам Господь, и сказал, что от него произойдет великое потомство, избранный народ. Супруги терпеливо ждали, когда сбудется это обещание – и оно сбылось только тогда, когда уже никакой надежды на продолжение рода у этой пары не осталось, они были слишком стары, чтобы рождать детей. Да, Богу было нужно испытать их верность, показать им, что все в этом мире верующие получают именно от Него, зачастую вопреки собственным расчетам и здравому смыслу. Но неужели Авраам был недостаточно верен? Неужели не научилась всему за время их странствий Сарра? И зачем, наконец, было подвергать доверие Авраама еще одному, самому страшному испытанию… Бог обратился к Аврааму с такими словами: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Авраам ничего не отвечал Господу, и мы можем лишь догадываться о его чувствах и мыслях. Библия описывает лишь его поступки: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог». Три долгих дня продолжалось это путешествие. Наконец, они подошли к горе, взойти на которую должны были только Авраам с Исааком, а вот вернуться… Слугам Авраам сказал, что они вернутся вдвоем. Хотел ли он их успокоить? Или действительно думал, что все как-нибудь обойдется, и сын останется в живых? Автор новозаветного Послания к Евреям, например, считал, что Авраам верил: после жертвоприношения Бог воскресит Исаака.  «Распятие». Дюрер А., 1497 г. Мальчик и сам, наверное, начинал о чем-то догадываться и спросил отца: «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Как бы ни складывались обстоятельства, он был уверен, что Бог придумает для этой истории хороший конец. Так оно и случилось. Когда мальчик уже лежал на жертвеннике, а Авраам занес над ним руку с ножом, с неба раздался голос: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

http://foma.ru/zhertvoprinoshenie-isaaka...

Однажды Авраам сидел у своего шатра и увидел трех странников. Он поспешил к ним на встречу, поклонился до земли и сказал старшему из них: «Владыка! Если я нашел милость в глазах твоих, не пройди мимо раба твоего». Странники зашли к Аврааму , Авраам омыл им ноги, предложил обильную трапезу и сам служил им. Во время трапезы старший из странников сказал Аврааму: «через год у жены твоей Сарры будет сын». Сарра в это время стояла у входа за шатром; она усмехнулась и подумала: мне ли иметь в старости такое утешение? Но странник сказал: «зачем Сарра рассмеялась? Разве есть что – либо трудное для Бога»? – Авраам тогда понял, что пред ним не простые странники , и что с ним говорит Сам Бог. Принесение Исаака в жертв Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму в это время было сто лет, а Сарре девяносто. Когда Исаак вырос, Бог , чтобы испытать веру и послушание Авраама, явился ему и сказал: «возьми сына твоего единственного, Исаака, которого ты любишь, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам повиновался. Он оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух рабов, дрова и огонь и отправился в путь. На третий день они пришли к горе, о которой говорил Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Во время пути Исаак спросил: «Отец! У нас есть огонь и дрова, а где же агнец для жертвоприношения?» – «Господь усмотрит себе агнца», – ответил ему Авраам. На горе Авраам устроил жертвенник, связал Исаака, положил его на жертвенник и уже взял нож, чтобы заколоть своего сына. Но ангел Господень удержал руку Авраама и сказал: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел для Меня единственного твоего сына». Освободив сына, Авраам увидел невдалеке овна, запутавшегося в кустарнике, и принес его в жертву, вместо Исаака. За послушание Бог благословил Авраама и сказал, что у него будет потомства так много, как песку на берегу моря, и что в Семени его получат благословение все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог (Быт. 22, 3). Надо заметить, что это место находилось не так далеко от Авраама, однако мы увидим, что Авраам три дня добирается до этого места (Быт. 22, 4). Почему три дня? Прежде чем мы ответим на этот вопрос, давайте попытаемся понять, зачем Авраам наколол дрова? Авраам воспринимает это испытание как величайшее искушение, и он хочет быть усовершенствованным человеком. И он приготовил эти дрова, наколол их, потому что, если он придет на место и там не найдет дров, то, казалось бы, это будет оправдание: «А там дров нет, Господи!» И Авраам не оставляет себе надежды, что там не будет дров! Он наколол дрова сам, он берет их с собой, чтобы не искать для себя извинения, почему не выполнил это послушание Бога. Очень часто, когда нам дают какое-то послушание, мы именно ищем для себя извинения: «А вот там кого-то не оказалось! А вот там не было свечей! Там не было лампадного масла!..» Или что-то еще. Авраам не оставляет для себя даже намека на отступление: он наколол дрова! Потому что, действительно, он может оказаться в такой пустыне, в таком пустынном месте, где не будет никаких дров! И он заранее готовится к тому, чтобы выполнить поручение Божие. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека (Быт. 22, 4). Хотя дойти до этого места Авраам мог и за один день. Но он идет три дня, потому что борение происходит в его душе. Эти три дня означают, что было время обдумать всё. И это жертвоприношение совершается не спонтанно: услышал голос Божий, побежал… Нет! Он три дня проводит с Исааком, с двумя отроками – они идут, они не спешат. В действительности, чтобы так медленно идти, им, возможно, пришлось петлять. То есть они шли не совсем по прямой. На третий день Авраам возвел очи свои . Вот это выражение: возвел очи свои – означает в Библии, что человек начал молиться. Он хочет выйти из этого искушения, из этого лабиринта, из искушения не исполнить волю Бога так, как того требует Бог. И когда Авраам начал молиться, он увидел то место издалека . Как он мог увидеть именно это место? Скорее всего, было знамение: может быть, «облако сияющее (осеняющее)» появилось над этим местом, оно как-то было обозначено. Это был ответ и на его молитвы.

http://pravoslavie.ru/109426.html

« И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего » ( Быт. 22:10 ). И всех его возможных потомков. «Отеческой рукой он обнажил нож над сыном и, сокрушенный отеческой любовью, трепетал, как бы не пропала казнь, удар не пришелся бы мимо и десница не утратила бы силы. Он испытывал чувство любви, но не отступил от обетования и спешил явить покорность, даже когда услышал прорицание» 205 . « Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! » ( Быт. 22:11 ) Я как-то вам уже объяснял, что повторение имени свидетельствует об особом Божием отношении: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» ( Деян. 9:4; 22:7; 26:14 ). Или: «Самуил, Самуил!» ( 1Цар. 3:10 ), когда Бог призывал пророка, отрока, служившего Ему при Илии. Или, например, из середины горящего куста: «Моисей! Моисей!» ( Исх. 3:4 ). «Но Ангел Господень воззвал к нему с неба» ( Быт. 22:11 ) – почему Ангел? Почему не просто сказано: «Господь воззвал»? Подчеркивается стремительность, потому что Ангел – это именно стремительное исполнение Божьего поручения. Любой Ангел – это и есть Божие поручение! Здесь и намек, что Авраам совершает служение выше ангельского, и Ангелы как бы прислуживают ему. « Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я » ( Быт. 22:11 ). Уже рука должна была идти вниз! И опять мы видим ту же готовность. Когда Авраам услышал Божий призыв, он сказал: «вот я» ( Быт. 22:11 )! – мы читали в начале этой главы. И здесь, когда уже наступает трагическая развязка, и Ангел его останавливает, Авраам опять произносит эти слова: «вот я», этот удивительный Божий человек! Вы помните, как на третий день после обрезания он бегал вокруг своего шатра, как он побежал к стадам, как он вернулся, как он побежал к слугам, давая им поручения? Это удивительный, стремительный, как ангел, человек! Почему здесь сказано, что Ангел воззвал с неба? – зададим снова этот вопрос. Этим самым показывается святость Авраама, его духовное качество – они удалились от этих «ослов», оставленных внизу, от этого примитивного образа жизни, они (Авраам и Исаак) поднялись и уже как бы достигли Неба. Потому что, если с самого неба приходит какой-то голос, он должен быть очень громким, чтобы его услышать. Этим просто показывается их уровень, уровень этих удивительных людей, отца и сына. Авраам говорит: «вот я», он это говорит и за себя, и за сына, и эти слова правильнее понять: вот мы, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вскоре после установления завета Своего с Авраамом Бог в трех лицах явился ему у дуба Мамврийского. Авраам сидел у входа своей палатки. Широкая пустыня, покрытая зеленью, расстилалась перед его глазами. Вдруг он видит перед собою трех странников. Он тотчас же поспешил к ним навстречу и, поклоняясь до земли, сказал первому из них: «государь мой! если я угоден тебе, не пройди мимо раба твоего. Отдохните здесь под деревом и принесут воды, умоют ноги ваши, а я принесу хлеба, чтобы подкрепить вас на дорогу». Они согласились. Авраам принес пресных хлебов, масла, молока и испеченного тельца, и все это поставил перед гостями. Они стали есть, а Авраам в это время стоял перед ними и служил им. Во время этого угощения странники спросили Авраама: жена твоя Сарра?» – «Здесь, в шатре», отвечал Авраам. – «Непременно чрез год», Я посещу тебя и у Сарры, жены твоей, будет сын», сказал Господь. – Сарра, стоявшая у входа в шатер, услышав такое предсказание, рассмеялась. «Мне ли в старости иметь такое утешение и господин мой стар», подумала она про себя. – Господь спросил: «отчего это рассмеялась Сарра? Разве есть что трудное для Бога?» Авраам понял, что гости его были не из числа обыкновенных людей. После обеда странники встали и отправились в путь. Авраам с благоговением провожал их. Между тем, как Ангелы пошли к Содому, Господь остался наедине с Авраамом и сказал ему: «утаю ли от Авраама, раба Моего, что намерен сделать? Грехи Содома и Гоморры велики и тяжки и вопль их достиг ко Мне на небо. Пойду и посмотрю, таковы ли они на самом деле». – Авраам приблизился и сказал Господу: «неужели Ты погубишь праведного с нечестивыми? Может быть, найдется в этом городе 50 праведников, неужели для них не пощадишь места того? Судья всей земли поступит ли несправедливо? Господь отвечал: «если я найду в Содоме 50 праведников, пощажу для них все место сие». Авраам продолжал: «осмелюсь я, прах и пепел, еще сказать Господу: может быть, до 50 праведников не достанет пяти, нежели за то, что не достанет пяти. Ты истребишь весь город?» – Господь отвечал: «не истреблю, если найду там 45 праведников.– Продолжая ходатайствовать за нечестивые города, Авраам наконец стал молить Господа, чтобы Он пощадил города и для 10 праведников, если они только найдутся там. Господь обещал пощадить города и для десяти праведников и затем, прекратив разговор, отошел от Авраама. Авраам же возвратился на свое место. § 12. Казнь Содома и Гоморры

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

И вот теперь Агарь с мальчиком Измаилом ушла прочь и заблудилась в пустыне. Она уже готовилась к страшной смерти от жажды, когда вдруг услышала голос с небес: теперь Бог указал ей колодец. Агарь вновь убедилась в справедливости имени, которым она некогда назвала Господа: Он не просто видел ее, но и заботился о ней. Авраам обошелся с былой наложницей и собственным сыном неласково (идеальным человеком он вовсе не был), но Бог не оставил их: Его любовь совершенна и не подвержена переменам настроения. Отец и сын у жертвенника Итак, с родителями остается один Исаак, он рос и радовал их. Но однажды доверие Авраама должно было подвергнуться еще одному, самому страшному испытанию… Бог обратился к Аврааму с такими словами: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». На сей раз, Авраам ничего не отвечал Господу, и мы можем лишь догадываться о его чувствах и мыслях. Библия описывает лишь его поступки: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог». Три долгих дня продолжалось это путешествие. Наконец, они подошли к горе, взойти на которую должны были только Авраам с Исааком, а вот кто спустится назад… Своим слугам Авраам сказал, что они с сыном вернутся вдвоем. Хотел ли он их успокоить? Или действительно думал, что все как-нибудь обойдется и сын останется в живых? Автор новозаветного Послания к Евреям, например, считал, что Авраам верил: после жертвоприношения Бог воскресит Исаака. Мальчик и сам, наверное, начинал о чем-то догадываться и спросил отца: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Как бы ни складывались обстоятельства, он был уверен, что все закончится хорошо, вопреки собственным чувствам и всем законам этого мира. Так оно и случилось. Когда мальчик уже лежал на жертвеннике, а Авраам занес над ним руку с ножом, с неба раздался голос: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Бог искушал Авраама и сказал ему: «Возьми своего единственного и возлюбленного сына Исаака, иди с ним в землю Мориа и принеси его Мне в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам встал рано утром, оседлал осла, взял с собой двух рабов и Исаака, сына своего, наколол дров для жертвоприношения и пошел туда, куда Господь повелел ему идти. Они шли два дня; на третий Авраам увидел издали место, указанное ему Господом, и сказал рабам своим: «Останьтесь здесь с ослом и подождите меня; а я и сын мой пойдем туда, поклонимся Господу и возвратимся к вам». Авраам положил дрова на плечи сыну своему Исааку, а сам взял огонь и нож, и пошли оба вместе. На пути Исаак сказал отцу своему: «Батюшка! Вот у нас огонь и дрова: где же агнец для всесожжения»? – Авраам отвечал: «Господь Сам приготовил агнца во всесожжение Себе». Пришедши на место, указанное Господом, Авраам соорудил жертвенник, разложил дрова, потом связал Исаака и положил его на дрова: Исаак этому не противился. Но лишь только Авраам простер руку и взял нож, чтобы заклать сына своего, в ту минуту Ангел Господень воззвал к нему с небес и сказал: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на сына твоего. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что ты послушался Меня и не пожалел своего единственного сына». Авраам возвел очи и увидел овна, который запутался рогами в кустарнике; взяв его и, как жертву, посланную Самим Богом, принес во всесожжение вместо сына своего. Ангел Господень воззвал к Аврааму в другой раз и сказал ему: «Клянусь Мною Самим, – говорит Господь, – так как ты это сделал и не пожалел единственного сына своего, то Я благословлю тебя и умножу семя твое, как звезды небесные и как песок морской; твое потомство будет некогда обладать городами врагов своих, и благословятся в семени твоем все народы земные за то, что ты послушался гласа Моего». После этого Авраам возвратился к дожидавшимся его слугам. Назидательные размышления В Священном Писании слово искушать берется в двух различных значениях: возбуждать ко злу и испытывать верность.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Но еще поразительнее и досточтимее его любовь к Богу, явленная в пожертвовании своим единственным сыном ради Бога. Старец Авраам перед отходом из дома отца слышал свыше утешение о том, что от него произойдет великий народ на новой, неведомой земле. Поселился Авраам там; живет год, живет другой; все более и более со своею женою стареют, а нет у них детей. Так прожил в томительном ожидании Авраам на земле обетованной двадцать четыре года. Наконец Бог послал им сына, наследника всей земли, всего имущества, а главное, дал в сыне будущего родоначальника, от которого произойдет много народов, и даже сильных, владычественных ( Быm. XVII, 16 ). Можете сами представить себе, с какою радостью престарелые родители приняли свое дитя, с какой любовью и заботой они воспитывали своего сына; он – их отрада; он – подпора их старости; он – их надежда. Родителям только оставалось любоваться своим сыном. Действительно, дитя выросло. И что же? Вдруг Авраам в Вирсавии слышит повеление от Бога: Возьми Исаака, единственного сына твоего… которого ты любишь… и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе ( Быm. XXII, 2 ). Не искушение ли, не тяжкое ли испытание Господь посылает этим велением родительскому сердцу? Воспитывали Авраам и Сарра Исаака; сын расцвел, а они уже очень постарели, и от них-то Господь берет Себе единственного любимого сына. Господи, что есть сие таинство? Такие же, или почти такие же, испытания Господь делает и ныне родительским сердцам, отнимая у них иногда любимых детей или поражая их тяжкою болезнию, от которой дитя избавляется только по молитве и вере родителей. И блаженны родители, если они перенесут это испытание с твердою верою во всеблагий и премудрый Промысл. Потому что за терпение и веру Господь пошлет и утешение, и награду. Это мы видим и в истории приношения Исаака в жертву. Авраам после повеления Божия на другой день рано утром без замедления оседлал осла своего; взял с собою двух слуг и сына своего Исаака; наколол дров для всесожжения и пошел на место, о котором сказал ему Бог. Так шли они два дня. На третий день он на горе Мориа принес в жертву сына своего Исаака. Что побуждало его к такой жертве? Вера в Бога, в Его премудрость, благость и всемогущество. Не будь ее, Авраам бы пал духом; но при вере в то, что Бог не пошлет искушений выше сил человека, что Господь все устрояет к лучшему и всякое прежнее обетование Свое исполнит, как Авраам опытно убедился, Авраам охотно послушался Бога. Потому-то св. апостол Павел и говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Через год, как и было предсказано, у девяностолетней Сарры и столетнего Авраама родился сын. Сарра была счастлива, и в то же время смущена. Она говорила: «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется». Сарра так и назвала сына – Исаак, что значит «смех». Исаак был законным сыном Авраама, но Исмаил, хоть и рожденный от рабыни, был старшим и, по обычаю, имел больше прав. Неприязнь Сарры к Агари вспыхнула с новой силой, и она обратилась к мужу, потребовав: «Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком». «Показалось это Аврааму весьма неприятным», он не хотел расставаться со старшим сыном, но Бог повелел ему поступить так, как требует Сарра, и не тревожиться о судьбе Исмаила, которому так же, как и Исааку, суждено было стать родоначальником великого народа. Авраам дал Агари в дорогу хлеба, бурдюк с водой и посоветовал идти с сыном в Египет, откуда она была родом. Агарь послушалась... Прошло много лет, Исмаил вырос, стал хорошим охотником и женился. Как и обещал Господь, его многочисленные потомки образовали народ, известный под названием измаильтян, агарян, или арабов. (В Мекке до сих пор существует священный камень, под которым, по преданию, похоронены Исмаил и Агарь). Тем временем Авраам, лишившись старшего сына, все свои отцовские чувства сосредоточил на Исааке. Бог , желая убедиться в преданности Авраама, решил подвергнуть его испытанию: потребовал принести Исаака в жертву. Он сказал Аврааму: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Рано утром Авраам наколол дров для костра, оседлал осла и, взяв с собой Исаака и двух слуг, отправился в землю Мориа. Через три дня Авраам и его спутники достигли горы, которую указал Бог . Авраам сказал слугам: «Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся и возвратимся к вам». Исааку Авраам велел нести дрова, сам взял огонь и жертвенный нож. По пути «начал Исаак говорить Аврааму: «Отец мой!» Авраам отвечал: «Вот я, сын мой!» Тогда Исаак спросил: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам ответил: «Бог усмотрит себе агнца для всесожжения».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

У Авраама и Лота было много скота, и пастухи их часто ссорились из-за пастбищ. Поэтому Авраам предложил Лоту: «да не будет раздора между мною и тобою, потому что мы родственники. Отделись от меня. Если ты пойдешь налево, я направо, если же ты направо, я налево». Лот избрал себе для жительства плодородную долину Иорданскую и раскинул свои шатры до города Содома, а Авраам поселился у дубравы Мамре, близ Хеврона. Вскоре царь еламский пошел войною на царей Содома и Гоморры и трех соседних городов, захватил жителей этих городов и все имущество. В числе пленных был взят и Лот. Авраам, узнавши об этом, вооружил 318 своих рабов, призвал на помощь соседей и погнался за царем еламским. Ночью он напал на врагов со всех сторон, разбил их и, освободив Лота и прочих пленников, отнял всю добычу. Когда Авраам возвращался после победы, Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Вышнего, вынес ему хлеб и вино и благословил его. Авраам поклонился Мелхиседеку до земли и принес ему в дар десятую часть всей добычи. Имя Мелхиседек значит: царь правды; он был царем Салима (мира) и вместе священником Бога Вышнего. Авраам принимает от него благословение и склоняется пред ним, как пред старейшим. Священное Писание умалчивает об отце, матери, времени рождения и смерти Мелхиседека. По изъяснению св. Апостола Павла ( Евр. 7:1–2 ), он был прообразом Господа Иисуса Христа, Царя правды и мира и истинного Первосвященника, рожденного в вечности без матери и во времени без отца. Город Салим, по преданию, находился на том месте, где потом был построен Иерусалим. 9. Завет Божий с Авраамом Цари земли Ханаанской были враждебны Аврааму и завидовали его богатству. Авраам опасался их, но Господь успокоил его, явившись в ночном видении. «Не бойся, Авраам», сказал Господь, «Я твой щит: награда твоя будет весьма велика». Авраам со смирением заметил: «Владыко Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным, и слуга Елиезер будет наследником моим». – «Не Елиезер, но сын твой будет твоим наследником», ответил ему Господь. «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь сосчитать их. Столько будет у тебя потомков». При этом Бог открыл Аврааму, что его потомки будут пришельцами в чужой земле и будут угнетаемы там 400 лет, а потом возвратятся в землю Ханаанскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010