Первое требование этой веры: покинуть общество идолопоклонников и идти в землю, которую укажет Господь. Второе требование: «Я Бог Всемогущий; ходи предо мною и будь непорочен». Согласно Библии, Бог избирает Авраама для того, чтобы он, как сказано в книге Бытия (18:19), «заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд». И вера Авраама была непосредственная, импульсивная, простая. Эта вера не требовала ни изображений, ни храмов, и где бы ни был Авраам – в Ханаане или в Египте, – он знал, что Бог с ним. Пожалуй, ничто так ярко не свидетельствует о вере Авраама, как история с жертвоприношением. Перед нами библейское повествование о принесении Исаака в жертву (глава 22). У Авраама растет долгожданный, обещанный ему сын Исаак. И вот однажды Бог обращается к Аврааму (22:2) – «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Авраам сделал так, как повелел ему Господь. Как могло случиться, что Бог Авраама, его Господь, Который хранил его род, мог потребовать для Себя жертвы человека? Но Авраам не колеблясь идет на место, указанное Господом. «И устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положив его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень, воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (20:9–12). В этом рассказе мы видим испытание веры Авраама, видим его горячую любовь к Богу и любовь Бога к нему. Однако чтобы Авраам понял, что Господь любит его и его сына Исаака, нужно было подвергнуться такому страшному испытанию. Да, Авраам знал, что Бог его любит, но ему было необходимо понять, что это любовь особая. Ему нужно было испытать то чувство, без которого слова «Бог любит» ничего не значат. Потому что если Бог любит, то как Он может требовать в жертву самое любимое, что есть? Потому что перед собой в данный момент Авраам видел противоположное этому. И только после этого искушения Авраам с особой силой ощутил, что есть любовь Божия. Авраам, можно сказать, ошибался, думая, что Бог желает смерти Исаака. Но Библия предпочитает назвать эту ошибку Авраама словом Божьим, настолько она уверена в том, что Бог говорит в Аврааме даже тогда, когда кажется, что Авраам далек от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Тогда Агарь вдруг услышала голос Ангела, который велел ей не бояться и идти, потому что оба они выживут, а у Измаила будет множество потомков. Агарь увидела колодец, напоила сына, и они пошли дальше. Измаил действительно выжил, вырос и женился на девушке из Египта. Авраам же однажды встретил трех усталых путников, он приказал принести им воды и омыть ноги, накормив гостей, Авраам встал и услышал, что путники спрашивают: — Где Сарра, жена твоя? Авраам ответил, что Сарра в шатре неподалеку. Один из путников пообещал, что еще встретит Сарру и Авраама через год, но к тому времени у Сарры уже родится сын. Аврааму было 99 лет, а Сарре 89, Сарра рассмеялась и сказала, что им пора иметь внуков, а не детей, но путник ответил «есть ли что-то трудное для Господа?». В усталых путниках Авраам и Сарра поначалу не узнали Святую Троицу… Через год у Авраама действительно родился сын, которого назвали Исааком, что в переводе означало «Бог смеется». Господь радовался рождению сына у Авраама. Исаак был любимым ребенком, он пас стада и играл у шатра с другими детьми. Авраам и Сарра были счастливы, но однажды наступил день сурового испытания… Жертвоприношение Исаака Авраамом В один день Господь позвал Авраама и велел: «возьми сына твоего, которого ты так любишь, Исаака и пойди в землю Мория. Там принеси его в жертву на одной из гор». Авраам был безутешен, он не хотел терять любимого сына, но выполнил то, что Господь приказал ему — они с Исааком собрались в путь. Авраам и Исаак шли три дня, на третий день Авраам увидел гору, которую указал ему Господь. Читайте также — Премудрость в Ветхом Завете Иссак знал, что они с отцом идут на гору для жертвоприношения, но не знал, кто станет жертвой. Он уточнил у Авраама, где же агнец? «Бог найдет себе агнца для всесожжения», — ответил Авраам. На вершине горы он соорудил жертвенник для сына. Связав Исаака, Авраам занес над ним руку с ножом, когда его остановил ангел Господень: « не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

http://pravmir.ru/avraam/

«Но пройдут такие трое суток И столкнут в такую пустоту, Что за этот страшный промежуток Я до Воскресенья дорасту». Пустота точно должна была «накрывать» Авраама с головой. Но вот дорос ли Авраам до веры в Воскресение (ср. Евр 11:29)? У нас есть лишь намек: И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. Быт 22:5 Как странно Авраам выражается: «возвратимся». Вряд ли он знает все наперед — тогда испытание упраздняется. Что же, это просто образ его речи — говорить о себе «мы»? Или он снова не желает говорить всей правды — по любви к сыну? Экзистенциалисты говорят о том, что вся жизнь человека проходит между отчаянием и надеждой. Не Авраам ли становится первопроходцем на этом пути доверия, пути надежды? И ведь он (улыбка Бога) невольно оказывается пророком: они действительно возвратятся! Однако пока еще испытание не окончено… И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. Быт 22:6 Подниматься на гору трудно, особенно когда ты уже не молод. Некоторые считают, что именно поэтому Авраам возлагает на Исаака дрова. Но более внимательные толкователи настаивают на том, что Авраам просто по-прежнему бережет сына: пусть несет сухие ветви, острый нож и огонь он берет сам. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли [далее] оба вместе. Быт 22:7–8 Как человеку, намеревающемуся принести сына в жертву, должно быть, трудно слышать: «Отец мой!» К тому же этот диалог мог напомнить Аврааму разговор с Богом: обращение — ответ. Кого же поставить на первое место: Бога — или сына? Выбрав сына, Авраам мог бы ответить напрямую, предупредить его, — и юный Исаак убежал бы, и старый Авраам его не догнал бы, и не был бы виновен в его смерти. Авраам отвечает уклончиво. Потому что Авраам уже выбрал. Он выбрал Бога.

http://blog.predanie.ru/article/zhertvop...

.... взял с собою.... Исаака, сына своего.... (Ст. 3). В каком возрасте был Исаак пред жертвоприношением? Вероятнейшим представляется мнение, что Исаак шел на заклание в том же возрасте, в котором пострадал на кресте Иисус Христос, прообразуемый Исааком. Ha третий день Авраам, возвёл очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом (Ст. 4. 5) Зачем Авраам притворяется пред рабами, и не берет их с собою к жертве? Поняв и увидев намерение Авраама заколоть своего сына, рабы могли 6ы остановить его и не дозволить жертвы, таинственного смысла которой они не понимали. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего... (Ст. 6). Какое прообразование скрывалось в том обстоятельстве, что Исаак сам понес дрова для своего сожжения? В этом случае он изображал Сына Божия, имевшего понести на своих собственных раменах тот самый крест, на котором был Он пригвожден. 312 Авраам сказал: Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой. (Ст. 8). Для чего Авраам медлит открыть своему сыну всю истину? Для того, чтобы преждевременностью этого открытия не убить душевную силу в своем сыне. «Между тем Авраам нечувствительно приготовляет Исаака к открытию, предварительно давая разуметь, что дело совершается под непосредственными повелениями от Бога». 313 Прикровенно говоря об агнце для всесожжения, Авраам, сам того не зная, пророчествовал. И устроил Авраам жертвенник. (Ст. 9). Как и из чего Авраам устроил жертвенник, ибо не видно, чтобы он взял какие-нибудь для сего орудия и материалы? В последующие подзаконные времена Господь повелел чрез Моисея устроить себе жертвенник или из земли, или из камней, но строго воспретил обтесывать сии камни. 314 Можно полагать, что тогда Господь узаконил то, что уже было обыкновенно во времена патриархальные. Таким образом, Авраам мог устроить свой жертвенник на горе Мориа без всяких приготовлений, прямо из камней, находившихся при подошве горы, или же просто из земляных глыб. ... и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров... Не воспротивился ли Исаак намерению отца, когда нужно было связать его? Нет, Исаак совершенно добровольно дал себя связать, вполне покоряясь воле отца своего и воле Божией; ибо Исаак был в таком возрасте, что если бы захотел сопротивляться престарелому отцу своему, то это сопротивление не стоило бы ему никаких усилий. Но вероятно Авраам опасался, чтобы какое-нибудь невольное движение сына, при виде занесенного ножа, не помешало силе удара; или же он, в своём дивном жертвоприношении, следовал обычаю, по которому жертвенные животные пред закланием связывались. Послушание сына здесь равняется великой вере отца. По благочестивому преданию, на месте жертвоприношения Исаака и Иисус Христос вкусил смерть. 315

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Исаак Ровно через год после явления Бога у дуба Мамврийского, в виде трех странников, у Авраама и Сарры родился обещанный сын. Ему дали имя Исаак, что значит радость. Аврааму в то время было 100 лет от роду, а Сарре – 90. Радость престарелых родителей была несказанна. Обетование Божие исполнилось, и вера Авраамова возросла еще более. Но, чтобы вера эта дошла до полного величия, Бог положил Аврааму необычайное испытание. Однажды старец услышал призыв Божий: – Авраам! Старец ответил: – Вот я, Господи! И сказал Господь: – Возьми сына твоего единственного, Исаака, которого ты так любишь. Возьми, и иди с ним в землю Мориа. Там есть гора: Я укажу ее тебе. И на той горе принеси Исаака в жертву, во всесожжение. Рано утром Авраам встал, оседлал осла, взял двух слуг и Исаака, сына своего, захватил дров для жертвы, и пошли в страну Мориа. На третий день Авраам поднял взор свой и увидел ту гору, о которой сказано было Богом. Тогда остановились... Авраам сказал слугам: – Вы останьтесь здесь. А мы с сыном пойдем туда, на гору: там поклонимся и скоро возвратимся назад. Взял Авраам дрова и возложил на Исаака, а сам взял в руки нож и огонь. И пошли вместе, отец и сын. И обратился Исаак к отцу, и сказал: – Отец мой! – Вот я, чадо мое, – ответил ему Авраам. Исаак спросил: – Отец мой! вот у нас есть и огонь, и дрова. А где же агнец для жертвы всесожжения? И ответил ему Авраам: – Бог сам усмотрит Себе агнца для всесожжения, чадо мое! Пошли далее, и вот, пришли на место. Авраам тотчас устроил жертвенник и положил на жертвенник дрова. Потом связал Исаака и положил связанного поверх дров. И уже протянул руку, и взял нож, чтобы заколоть сына. Но вдруг услышал голос Ангела Божия, который звал его с неба: – Авраам, Авраам! Авраам сказал: – Вот я! И сказал ему Ангел: – Не подымай руки на отрока! Вижу, что велика вера твоя, что боишься ты Бога, если не пожалел ради Него твоего единственного сына! Авраам отнял руку свою от отрока. И, осмотревшись кругом, видит: вот, в густой заросли запутался рогами и стоит овен (баран). И взял Авраам овна, и его принес в жертву вместо Исаака, сына своего. И молились вместе, отец и сын, и поклонились Великому Богу. Так велика была вера праотца Авраама. Поднимая нож, чтоб заколоть единственного сына Исаака, он веровал, что Бог силен и из мертвых воскресить. За эту веру, опять воззвал к нему Господь, и повторил ему слова завета Своего и великое обетование, и сказал: – Мною Самим клянусь Я, что умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря. И благословятся в Семени твоем все народы земные. Читать далее Источник: Завет Божий в повествованиях для учащихся детей : Книга для чтения и рассказывания : По программе свящ. истории для начал. шк. изложил П. Мироносицкий. Ч. 1-. - Петроград : Синодальная тип., 1916. - 21. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

« И возвратился Авраам к отрокам своим » ( Быт. 22:19 ). Они нисходят с этой горы, где, казалось бы, небо преклонилось, и голос Бога был слышен. « И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии » ( Быт. 22:19 ). «И жил Авраам в Вирсавии» ( Быт. 22:19 ) означает, что до этого момента он жил в Вирсавии, и потом опять вернулся в Вирсавию, откуда он ушел. А от Вирсавии до горы Мориа день пути, очень близко, даже меньше, чем день. Но тогда он три дня шел, он боролся с теми помыслами, которые одолевали его. И только когда он возвел очи, то есть молитвенно обратился к Богу, помощь пришла, Господь его укрепил, чтобы он выполнил волю Бога. «И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии» ( Быт. 22:18 ). Тут правильно, наверное, было бы перевести: «И жил тогда Авраам в Вирсавии». « После сих происшествий Аврааму возвестили, сказав: вот, и Милка родила Нахору, брату твоему, сынов: Уца, первенца его, Вуза, брата сему, Кемуила, отца Арамова, Кеседа, Хазо, Пилдаша, Идлафа и Вафуила; от Вафуила родилась Ревекка. Восьмерых сих [сынов] родила Милка Нахору, брату Авраамову; и наложница его, именем Реума, также родила Теваха, Гахама, Тахаша и Мааху » ( Быт. 22:20–24 ). Почему здесь, сразу после такого трагического описания, идет вот эта информация? Исааку – 37 лет, Исааку пора жениться. Авраам это понимает. Конечно, это переживание на горе Мориа останется с Авраамом до конца его земных дней, и он спешит увидеть потомство Исаака, которого он чуть было не потерял. Следовательно, все это перечисление имен дается ради одного стиха: «… от Вафуила родилась Ревекка… » ( Быт. 22:23 ) Сарра не перенесла этого переживания – она умирает. И тематически 22-я глава связана с 23-й, где сразу говорится о смерти Сарры, которая, скорее всего, просто не перенесла весть о том, что происходило. Авраам понимает, что сына надо женить. Он очень серьезно отнесется к выбору невесты, и вот эти перечисленные имена – свидетельства о том, что Авраам как бы просмотрит все линии и выберет именно ту невесту, которая должна стать женой для Исаака. Конечно, Авраам будет понимать, что это необходимо сделать: он хочет до своей смерти увидеть продолжение своего рода, исполнение тех обетований, которые были получены от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

3Рано утром Авраам собрался в путь, оседлал осла своего, взял с собою двух своих слуг и Исаака, сына своего, и, нарубив для всесожжения дров, направился к месту, о котором говорил ему Бог. 4На третий день пути Авраам увидел вдали это место. 5«Останьтесь здесь, присмотрите за ослом, – сказал Авраам слугам своим, – а мы с сыном пройдем дальше, поклонимся Богу и вернемся к вам ». 6Взял Авраам дрова для всесожжения и положил их на плечи сына своего Исаака, а сам понес огонь и нож. И когда шли они вдвоем, 7Исаак заговорил с Авраамом, отцом своим. «Отец!» – промолвил он. «Что, сын мой?» – отозвался Авраам. И тот спросил: «Есть у нас огонь и дрова, но где же агнец для всесожжения?» 8«Сын мой! – сказал Авраам, – Бог уготовит Себе агнца для всесожжения». И шли они дальше вдвоем. 9А когда они пришли на то место, которое указал ему Бог, Авраам поставил там жертвенник и разложил на нем дрова. Завершив приготовления, он связал Исаака, сына своего, и положил его на жертвенник, поверх дров. 10Авраам уже взялся за нож, чтобы убить сына своего, 11но в тот же миг ангел Господень воззвал к нему с неба: «Авраам! Авраам!» «Да», – откликнулся он. 12«Не поднимай руки на юношу, – прозвучало повеление свыше, – не делай ему ничего худого! Теперь Я знаю, что почитаешь ты Бога – ради Меня не отказался ты пожертвовать сыном своим, своим единственным». 13Оглянувшись, Авраам увидел позади себя барана, запутавшегося в зарослях рогами. Пошел Авраам, взял барана и принес его во всесожжение вместо сына своего. 14Назвал он тогда то место «Яхве-Ирэ», Господь предуготовит. Потому и по сей день говорят: «На горе Господней будет уготовано». 15Ангел Господень вновь воззвал к Аврааму с неба: 16«Вот что говорит Господь: « Благодаря вере своей ты выдержал это испытание и не отказался отдать сына своего, своего единственного, а поэтому Я Самим Собою клянусь, 17что щедро благословлю тебя и сделаю потомство твое многочисленным – как звезды на небе, как песок на морском берегу. Будут овладевать твои потомки твердынями врагов своих. 18Потомство твое будет благословением для всех народов земли – и всё это потому, что послушался ты Меня“».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Быт. 22 Как ни тяжело было испытание, которому подвергался Авраам, когда он вынужден был лишиться своего побочного сына Измаила, но вскоре ему предстояло еще более тяжкое испытание, которое, в случае непоколебимости его веры и послушания, должно было окончательно закрепить за ним высокое звание отца верующих. Явившись в восьмой раз Аврааму, Господь сказал: «Авраам!... возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт. 22:1–2 ). Тяжелую ночь провел Авраам, получив откровение о жертвоприношении своего единственного любимого сына. Но сила веры и послушание воле Божией восторжествовали над всеми другими чувствами Авраама. Рано утром он наколол дров для всесожжения, оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг и отправился в землю Мориа. Уже третий день они были в путь, а Господь все не указывал места для всесожжения. Страшные муки переносило сердце Авраама. Три дня он в душе своей приносил Исаака в жертву, три дня Исаак был для него как бы умершим. Наконец, Авраам увидел гору, назначенную для жертвоприношения. Когда они подошли к подножию горы, Авраам повелел слугам ожидать внизу, а сам с Исааком стал подниматься на вершину. Сын нес дрова, а отец в одной руке держал горящую лучину, а в другой – острый нож. По дороге Исаак спросил: «Отец мой!... вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам ответил: «...Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой» ( Быт. 22:7–8 ). Когда они пришли на место, указанное Богом, Авраам открыл сыну волю Божию о нем, построил жертвенник из камней, разложил дрова и, связав Исаака, положил его на жертвенник. Исаак, услышав, что по повелению Божию он должен стать жертвой всесожжения, добровольно и беспрекословно подчинился Его святой воле. Послушание Исаака здесь равняется вере Авраама, и оба они проявляют героизм духа и непоколебимость веры в Бога. Авраам взял уже нож и поднял руку, чтобы заколоть сына, как услышал, с неба голос: «Авраам!... не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» ( Быт. 22:11–12 ). Авраам опустил руку с ножом. Он исполнил волю Божию, и в то же время его любимый сын Исаак остался живым. Оглянувшись, Авраам увидел овна, который рогами запутался в чаще. Он взял овна и принес в жертву, вместо своего сына Исаака. В виду такого безграничного послушания воле Божией Аврааму не только были повторены все прежние обетования, но и в первый раз они были подтверждены клятвой: «Мною клянусь, – сказал Господь Аврааму, – что так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего... то я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря» ( Быт. 22:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их " ( Ин.10:24-39 ) Разве этого мало? Кто может дать Жизнь Вечную, кроме Бога? Кто может быть с Богом одно, как не Бог? 2. Читаем еще один отрывок. " Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя — ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет ещё пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошёл далее " ( Ин.8:53-59 ). Сам Христос постоянно говорит об Отце. Кто может говорить об Отце, как не Сын? И Он же говорит, что был прежде Авраама, чтобы показать, что Он - прежде всего был. Блаженный Августин Иппонийский так объясняет этот отрывок: " Разгневанные иудеи ответили: Тебе еще нет пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? ( Ин. 8:57 ). А Господь: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был создан Авраам, Я есмь (ср. Ин. 8:58 ). Взвесь слова и постигни тайну. Прежде нежели был создан Авраам. Уразумей: «был создан» (fieret) относится к человеческому творению, есмь (sum) же — к Божественной сущности. «Был создан» — потому что Авраам был творением. Он не сказал: «Прежде нежели был (esset) Авраам, Я был (eram)». Но: «Прежде нежели был создан Авраам, который не мог быть создан иначе, как Мною, Я есмь». Не сказал Он и так: «Прежде нежели был создан Авраам, Я был создан». Ибо в начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ). Ное начале было Слово ( Ин. 1:1 ). Прежде нежели был создан Авраам, Я есмь. Познайте Творца, отделите творение. Тот, Кто говорил, стал семенем Авраама, но, чтобы появился сам Авраам, прежде Авраама был Он " .

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-iisus-hr...

И далее:    И умерла Сарра в Кириаф-Арбе, [который на долине,] что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее (Быт. 23, 2). Сарра умирает в местечке, которое называется «Кириаф-Арба». – В древности называние этого города истолковывали по-разному. Но, на мой взгляд, наиболее интересное истолкование заключается в том, что потом здесь будут похоронены четыре пары. По преданию, здесь, в пещере Махпела, были похоронены Адам и Ева , Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка и, наконец, – Иаков и Лия. То есть всего четыре пары. Вот тут совсем непонятно: пришел Авраам рыдать по Сарре – Сарра умирает, и Авраам откуда-то приходит. Что же они, раздельно, что ли, жили? Это сложно представить, что Сарра умирает, а Авраам живет где-то в другом месте. Конечно, нет! Поэтому логичнее связать приход Авраама к Сарре с тем событием, которое мы изучали в 22й главе,– то есть Авраам возвращается с горы Мориа, где должен был принести в жертву Исаака, и Господь остановил это жертвоприношение. И вот, Авраам возвращается и узнаёт, что Сарра умерла. Древнейший из комментаторов Ветхого Завета – Иосиф Флавий (I век) – прямо ставит смерть Сарры в зависимость от произошедшего на горе Мориа. Флавий пишет: «Спустя неделю после этого (т. е. после жертвоприношения Исаака – О.С .) Сарра умерла, прожив сто двадцать семь лет» . По-крайней мере это более вероятное объяснение слов: И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее , потому что предположить, что они жили раздельно, в разных местах, – это было бы очень сомнительно, потому что это была крепкая семья. И чему бы тогда это могло нас научить? …Святитель Дмитрий Ростовский писал уже об обстоятельствах погребения Сарры: «Авраам не желал погребать ее тело в гробницах идолопоклоннических, хотя ему и не возбраняли тамошние жители, но даже говорили: послушай нас, господине, ты среди нас как царь, от Бога посланный, а посему погребай мертвецов твоих в честных гробницах наших, и никто из нас не возбранит погребать в своем гробе твоего мертвеца. Тем не менее Авраам, не соизволяя на то, чтобы тело благочестивой жены его было близ трупов тех людей, которые умерли, проведя жизнь свою в идольском нечестии, – купил у Ефрона Хеттеянина, при присутствии прочих сынов Хеттеевых, сугубую пещеру за четыреста дидрахм чистого серебра, чтобы у него была своя гробница и чтобы никто из нечестивых не пожелал иметь части там для погребения своих мертвецов, но чтобы там погребались тела только праведных и благочестивых» . – То есть все их действия – это пример и руководство для нас.

http://pravoslavie.ru/109964.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010