В Астрахани епископ Феофан получил изнурявшую его малярию. Приступы приходили неожиданно и начинались почти мгновенно, отчего владыке, если он был в то время на богослужении в соборе, приходилось прятаться от чужих глаз в угол, и дожидаться окончания приступа. Часто он в таком состоянии даже терял сознание. Служба же продолжалась, и никто из священнослужителей старался не показывать вида, что владыке плохо. Когда же кризис проходил, и владыка приходил в сознание, он, изможденный и обессиленный, все же поднимался и продолжал службу. Приступы бывали настолько сильными, что после них он едва мог двигаться. Обострилась и давнишняя болезнь — начался туберкулез горла. В Астрахани с епископом Феофаном произошел такой случай. В день тезоименитства государя императора Николая Александровича владыка вышел с духовенством для молебна о здравии государя императора на середину Успенского кафедрального собора . Но впереди архиерея, ближе к алтарю стоял какой-то, судя по одежде, магометанин , как выяснилось позже, персидский консул, в пышном наряде с орденами и саблей, с тюрбаном на голове. Архиерей, бледный, немощный и больной, через протодиакона Севастьянова попросил консула отойти в сторону или встать вместе с официальными лицами, с генералитетом за кафедрой архиерея. Также владыка предложил консулу снять свой тюрбан, так как в церкви не подобало находиться в головном уборе. Но консул никак не отреагировал на обе просьбы епископа и остался стоять на месте. Архиерей, подождав несколько минут, снова отправил теперь уже настоятеля собора протоиерея Николая Летницкого с просьбой не стоять между алтарем и архиереем с духовенством и отойти в сторону. Консул ни с места, продолжая стоять там же и с тюрбаном на голове. Архиерей также продолжал ждать, не начиная молебна. А в соборе собралось все начальство губернии и города во главе с генерал-губернатором Соколовским, английский и французский консулы, аккредитованные в Астрахани, множество военных в парадной форме. Все стояли и ждали, затаив дыхание, чем же закончится противостояние между епископом и персидским консулом.

http://drevo-info.ru/articles/5341.html

И вообще это сочинение является «весьма солидным вкладом в науку археологии вообще и археологии православного богослужения в частности как по новости и Обилие обработанного материала, так и по характеру обработки этого материала, вполне научному» (из-за чего Доцента н. Красносельцева ). Перед защитой диссертации автор произнес речь, под заглавием: «способы определения времени написании рукописи без определенных Дат вообще и богослужебных рукописей в частности», и затем напечатал её в «православном собеседнике» в 1884 году. В 1885 году. Им были помещены статьи: «Греческие Нежинские храмы и их капитальный вклад в церковно-археологический музей при Киевской Духовной Академии» в «Православном обозрении»; «описание Нежинских рукописей, поступивших в церковно-археологический музей при Киевской Духовной Академии», и ряд статей в «руководство для сельских пастырей» под следующими заглавиями: «чин скрывания новобрачных» (в 2). – «чтение Евангелие на 6 и в первые три дня страстной седмицы» (в 8). – «Вынос плащаницы на вечерней в Великий пяток» (в 9). – «Выход священнослужителей на середину храма перед плащаницей для пения непорочных в Великую субботу на утрени» (в 10). – «Вынос плащаницы и Евангелия на утрени в Великую субботу и хождение с ним кругом храма» (в 10) – «Начало утрени в первый день Пасхи и крестный ход кругом храма и перед этим началом» (в 11). – «Время совершения литургии в первый день Пасхи» (в 13); – «Чтение Евангелие в первый день Пасхи на разных языках и обряды, сопровождающие это чтение» (в 13). – «Вечерня в первый день Пасхи накануне праздника благовещения Пресвятой Богородицы» (в 13). – «Снятие плащаницы с престола в день отдания Святой Пасхи и обряды, совершаемые при этом в Малороссии» (в 20). – «5 сентября. Службы Святого пророка Захарии и Святой праведной Елизаветы» (в 44). – «Праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы и величание для него» (в 46). – «Кто виноват?» (в 49 и 50). – В 1886 году: «Поминки преосвященного Порфирия Успенского и профессора Московской Духовной Академии И.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

15 июля 1902 года состоялось освящение храма. Хотя число это приходилось на понедельник, но день этот был праздничным для астраханцев. Задолго до начала богослужения целые вереницы народа потянулись по улицам к храму Святого Владимира. Извозчики и трамваи беспрерывно подвозили массы людей, обширная площадь, на которой был воздвигнут храм, сплошь была занята многотысячной толпой. Это было целое море голов, шляп, зонтиков. Вокруг храма в ограде, на валах по Затону, на окрестных улицах, на заборах, на крышах – всюду был народ, собравшийся на празднике освящёния храма. И вся эта масса народа, несмотря на июльский зной, выстояла под палящими лучами солнца до конца богослужения. Чин освящения храма и первую литургию в нём совершал епископ Астраханский Георгий (Орлов), в сослужении о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) и городских протоиереев о. Николая Летницкого, Петра Ильинского, о.Дмитрия Ласточкина, о. Всеволода Виноградова и о. Василия Карасёва. По окончании литургии о. Иоанн Кронштадтский обратился к народу с поучением, где, между прочим, сказал: «Приветствую вас, дорогие братья и сёстры во Христе, с освящением нового храма в Богохранимом граде вашем. Храма благолепного и просторного. Прекрасен этот вновь созданный усердием православных граждан храм Божий в честь Равноапостольного князя Владимира. Да возвещает он своим благолепием и нынешним, и будущим родам граждан астраханских о благочестии их предков, и да послужит для них уроком благочестия христианского и усердия к храмам Божиим и к служению Богу в духе истины». Освящение одного из боковых приделов храма Святого князя Владимира было связано с пребыванием в Астрахани отца Иоанна Кронштадтского. Представители астраханского купечества ещё дважды приглашали «дорогого батюшку» для участия в местных церковных торжествах. 29 сентября 1903 года епископ Астраханский Георгий в сослужении о. Иоанна Кронштадтского освятил правый придел в честь Святителя Николая Чудотворца. Сооружение придела с таким именем в Князь-Владимирском храме было не случайным – святитель Николай издавна почитался мусульманами, называвшими его даже «русским Богом». Также святитель Николай почитался как покровитель моряков, а значительная часть прихода Князь-Владимирского храма составляли жители Эллинга, в большинстве своём моряки и работники судоремонтных мастерских. Иногда Князь-Владимирский храм называли «морским собором», а по преданию крест на нём был сооружён из чугунного якоря и украшен массивными цепями от него

http://sobory.ru/article/?object=02861

Д. Мансветова » – в «Трудах Киевской Духовной Академии»; «Библиографическая заметка на акты греческого Нежинская братства, изданные профессором Федотовым-Чеховым» в тех же «Трудах», и статьи в «Руководстве для сельских пастырей» под следующими заглавиями: Что нужно пить вместо стихиры: «Видехом свет истинный», в субботу перед троицей нам днем?» (в 10). – «Вечерняя светильничные молитвы» (В 33 и 36). – «Утренния светильничные молитвы» (в 42). – «Произвольное отождествление иерейской епитрахили с архиерейским омофором» (в 29). – В 1888 году: «Критический разбор по поручению учебного комитета на книгу проф. И.Д. Мансветова : » Церковный устав (типик), его образование и судьбы в греческой и русской церкви. М. 1885 г.» – в « Христианском чтении» 9 и 10. – «Из Дневника паломника» в январских и февральских газеты «Киевское слово». – «Русская (Амофтьевскаяа) школа в Каир» в «Церковно-приходской школе» за ноябрь – «Преподобный Савва освященный и его духовное завещание монахом лавры. Вновь открытый памятник по рукописи синайской библиотеке XII века» – в «Руководстве для сельских пастырей» 27, 31, 32 и 35. – « Что такое κανων της ψαλμοδιας так нередко упоминаемый жизнеописание преп. Саввы Освященного?» – там же, в 38. – С тогоже 1889 года началось и продолжалось непрерывно до 1894 г. печатание в «Православном Собеседнике» памятника: « Богослужение страстной и пасхальной седмицы в Иерусалиме в IX-X веках» с многочисленными археологическими и литературными примечаниями А. А. Дмитриевского (отд. отт. Казань 1894). – В 1890 году: «Землятрясение на Синае (18 декабря 1889 г.) и его последствие для синайской обители» – в «Церковных ведомствах» 25. – « путешествие по востоку и его научные результаты. Отчет о заграничной командировке в 1887/8 году с приложениями» в «Трудах Киевской Дух. Академии» и отдельно-Киев. 1890. – В 1891 году: «Пожар в Симоно-Петровском монастыре на св. Афонской горе» в «Церковных Ведомостях» 30. – «Недоумение по поводу недоумений (ответ анонимному рецензенту)» в «Трудах Киевской Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Тренёв был студентом Санкт–Петербургской духовной академии, когда архимандрит Феофан был там инспектором; а я был тогда на два–три года моложе курсом. И хорошо доселе помню лицо его. Вся эта книга написана не в похвалу отца Феофана, а в осуждение со злостью. Особенно был неприемлем Тренёву аскетизм владыки. И будто я чуть не «нос утирал» ему. Какая злоба! Да, он часто советовался, – то со мною, то с другими, – но поступал по–своему. И мы чтили его. Оно и понятно: всякий человек смотрит на вещи из своего угла; какова его душа, так он и смотрит на других. И Тренёву, как человеку плотскому, неприятен духовно–аскетический тип; ему знакомее – «Любовь Яровая». Письма о нем У меня хранятся два письма о нем. Может быть получу еще два. Пишу копии с них. Первое – от очевидца в Астрахани. «.. .Получив Вашу. .. открытку. .. в скудных своих словах, но с любовью, я описал, что знаю о великом подвижнике наших дней. Преосвященный Феофан был на Астраханской кафедре, как яркая путеводная звезда, не только для духовенства, но и для всех тех, кто думал вести свою жизнь по заповедям Христа». Затем следуют «Воспоминания» автора, протоиерея Митрофана Молчанова, «об Астраханском епископе Феофане (Быстрове) , который занимал Астраханскую кафедру с 1911 по 1913 г.». «1. В 1911 году во второй половине августа я имел счастье быть в Астрахани. В то время ожидали приезда нового владыки на Астраханскую кафедру. Была получена телеграмма из Царицына о том, что владыка Феофан следует в Астрахань на пароходе общества “Кавказ и Меркурий”. В телеграмме было указано, что по прибытии владыки в Астрахань будет совершена литургия архиепископским служением. Такое распоряжение удивило не только соборный причт, но и всех причастных к встрече владыки Тем более, что это вообще было совершенно исключительно для новых владык; но и потому, что пароход прибыл уже к трем часам вечера, как увидим далее.). Кафедральный протоиерей, маститый старец, отец Николай Летницкий, сделал соответствующее распоряжение и ко встрече, и ко служению литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В телеграмме было указано, что по прибытии Владыки в Астрахань будет совершена литургия Архиерейским служением. Такое распоряжение удивило не только соборный причт, но и всех, причастных к встрече Владыки 5 . Кафедральный протоиерей, маститый старец, о. Николай Летницкий, сделал соответствующее распоряжение – и к встрече и к служению литургии. Будучи диаконом, я здесь присутствовал, и о. Кафедральный, зная меня, предложил облачиться в стихарь и стать в чину соборного причта для встречи Владыки. По расписанию пароход должен был прибыть в Астрахань к 3 часам по полудни. Все были удивлены, что так поздно начнется служба. В соборе были уже все представители учебных корпораций, члены Консистории и все те, кому необходимо быть при встрече нового Архипастыря. Ждём… Наконец, тысячепудовый соборный колокол [прогудел], что Владыка вступил на астраханский берег. Затем последовал трезвон. И въехала коляска в Астраханский Кремль. У всех душевное настроение было высоко: вход Владыки возбуждал не только любопытство, но и страх некий, святой трепет души. Тихой поступью взошёл Владыка и, перекрестясь, окинул очами величественный Астраханский собор; потом опустил глаза и принял Св. Крест. На приветствие о. Кафедрального тихо ответил: «Спаси и сохрани Вас Господь». И сейчас же началось архиерейское служение. Величественный собор как бы замер в чудном, благоговейном первом служении своего Владыки: глубокая сосредоточенность службы Архиерейского служения дивно облаговеяла не только нас служащих, но и всех молящихся. Служил Владыка тихо, но слова его при глубокой тишине слышались явственно. Вот наступили благоумиленные моменты: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей и утверди и, егоже насади десница Твоя " … Этот момент нельзя выразить словами… Как бы электрический ток прошёл по телу молящихся: все почувствовали благодатность этих слов и действенную молитву своего Владыки… Литургия окончилась в 6 часов пополудни; но никто не чувствовал усталости. Думаю, что эта первая служба Преосвященного Феофана запечатлелась в сердцах навсегда! Владыка вступительной проповеди не говорил, но, благословив всех, отбыл в свои покои.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Дети! Авраам был добрый, любил принимать и помогать прохожим и странникам; за это получил великое счастье – под видом странника принял Самого Господа. И вы должны любить прохожих и странников и помогать им. Кого однажды увидел Авраам? Как он принял странников? Что сказал Аврааму Старший Странник? Что подумала Сарра, услышав слова Странника? Что сказал Сарре Странник? Кого понял под Странниками Авраам? Как Авраам назвал своего сына? Чему Авраам, приняв странников, поучает нас? 14. Жертвоприношение Исаака (Быт. 22) Авраам и Сарра очень любили своего сына Исаака; он был добрый и послушный. Когда Исаак подрос, Господь захотел показать всем людям, как Авраам верит в Бога, любит Его и слушает Его. Он сказал Аврааму: «возьми сына твоего Исаака, которого ты любишь, и принеси Мне в жертву на горе, которую Я укажу тебе». Тяжело было Аврааму сделать это; но он любил Бога больше всех и во всем слушался Его. На другой день рано утром Авраам взял двоих слуг и Исаака, наколол дров, положил их на осла, взял нож и огня, – и пошли. На третий день они пришли к горе, которую Аврааму указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, положил дрова на Исаака, сам взял нож и огонь и оба пошли на гору. На горе Авраам сложил дрова для костра, связал Исаака, положил его на дрова, взял нож и поднял уже руку, чтобы заколоть Исаака. В это время Господь послал Ангела и сказал Аврааму: «не убивай сына своего; ты любишь Бога, и не пожалел твоего единственного сына». Авраам увидел около себя в кустах барашка и принес его в жертву Богу. Господь сказал Аврааму: «за то, что ты не пожалел для Меня единственного сына своего, Я благословляю тебя, и у тебя будет очень много потомков». Затем Господь сказал Аврааму, что из его потомства будет Спаситель. Авраам с радостью возвратился домой. Дети! видите, как Авраам любил Бога и слушался Его; он не пожалел для Бога даже своего единственного сына. Так и мы должны для Бога не жалеть ничего, любить Бога больше всего и во всем Его слушаться. Каков был Исаак? Что Господь захотел показать всем людям? Что Он сказал Аврааму? Что сделал на другой день Авраам? Что сделал Авраам, взойдя с Исааком на гору? Что Господь сказал через Ангела Аврааму? Какое обещание Господь дал Аврааму? Чему научает нас послушание Авраама Богу? 15. Бегство Иакова (Быт. 28)

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Авраам в Библии 24 апреля, 2012 Содержание статьи Житие Авраама В те времена, когда жил Авраам на свете было очень много язычников. Авраам был потомком Сима и жил в стране Халдейской, вблизи Вавилона. Он оставался верен Богу, несмотря на то, что язычников вокруг было больше. Авраам жил праведной жизнью и не страдал от бедности, он слыл обеспеченным человеком и лишь одно омрачало его сердце — у Авраама не было детей. Бездетность в те времена слыла наказанием от Господа, Авррам был печален, годы шли, надежды на потомство таяли. Но Господь знал, что лучше для Авраама и, когда он и его супруга были уже в почтенных летах, Авррам услышал Бога: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт. 12, 1-2). Уйти от земли, на которой годами из поколения в поколение жил весь род Авраама! Решиться на такое было нелегко, но Авраам верил Господу и сделал все точно, как Он сказал. Авраам отправился в путь со своей женой Саррой и племянником Лотом. Вместе с ними пошли все слуги и служанки, верблюды, козы, овцы и крупный рогатый скот. Верблюды несли воду, мешки с пряностями и мукой, сундуки с богатством Авраама. Путь был трудным и долгим. На Ханаанской земле путники разбили шатер и устроили привал. Авраам скрылся в тени могучего дуба, чтобы перевести дух, когда снова услышал глас Бога: «Потомству твоему отдам Я землю сию». Авраам поспешил воздвигнуть жертвенник, чтобы воздать Господу благодарение. Авраам — отец народов Но на Ханаанской земле все было не так уж благополучно: стоял страшный голод. Тяжелые времена Аврааму пришлось переживать в Египте. Жена Авраама Сарра была очень красивой женщиной, и он боялся за нее. Авраам знал, что египетский фараон может приказать убить его, чтобы забрать Сарру себе. Сарре пришлось притвориться сестрой своего мужа, чтобы они оставались в безопасности. Случилось то, чего и боялся Авраам: пораженный красотой Сарры, фараон захотел взять ее в жены. Господь разгневался на фараона, его и его дом постигли тяжкие кары. Тогда фараон призвал к себе Авраама, чтобы спросить — почему тот не представил Сарру женой? Возмущенный фараон велел Аврааму, Сарре и Лоту со всеми слугами покинуть Египет. Странствия Авраама

http://pravmir.ru/avraam/

Так Авраам вернулся туда, где когда-то услышал великие слова: «Потомству твоему отдам Я землю сию». Здесь ему пришлось проститься с Лотом. Племянник Авраама Лот к тому времени тоже стал обеспеченным человеком, владел богатствами и скотом, пастбищ для скота и Авраама и Лота не хватало, им пришлось разделиться. Пастухи Авраама и Лота спорили — кто первым должен идти к водопою. Чтобы не сеять раздор с Лотом, Авраам сказал ему: « да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники;не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево». Лот ушел в долину реки Иордан, где мог пасти свой скот, Авраам же остался жить в земле Ханааской. Вскоре Ханааскую землю постигла война, поражение в которой потерпели правители Соддома и Гоморры. Победители угнали в рабство побежденный народ. Среди рабов оказался и Лот. Авраам мог никогда не узнать, где искать племянника, если бы один из слуг не смог сообщить ему, что Лот оказался в рабстве. Авраам бросился на защиту Лота и отбил его у противников вместе со слугами и имуществом. На обратном пути Авраам, Лот и слуги оказались недалеко от города Салим. Путников принял царь Мелхиседек. Благословив путников, Мелхиседек сказал Аврааму, чтобы тот не боялся врагов, потому что Господь всегда будет пребывать с ним. Когда Авраам и его слуги со стадами кочевали по горным долинам, Авраам продолжат печалиться о том, что у него нет детей. И тут он вновь услышал голос Самого Господа, который сказал Аврааму: « посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.» (Быт.15:5) Авраам удивился — разве может такое случиться, если в его почтенном возрасте у него все еще нет детей? Читайте также — Текстология Ветхого Завета Дети Авраама Сарра считала, что уже не сможет выносить и родить потомство, поэтому предложила Аврааму взять в жены ее служанку, египтянку Агарь. Авраам согласился и Агарь родила мальчика, которого назвали Измаилом. Агарь возгордилась тем, что смогла родить Аврааму сына, Сарра была опечалена и попросила Авраама отослать Агарь и Измаила. Авраам дал Агарь хлеб и воду и отпустил их. Мать и сын долго бродили по пустыни, у них закончилась вода. Понимая, что в пустыне их ждет неминуемая гибель, Агарь отошла от Измаила и заплакала «не хочу видеть гибели моего сына» .

http://pravmir.ru/avraam/

Жертвоприношение Исаака . Быт.22:1–19 . Во время, определенное Господом Богом, родился у Авраама обещанный ему сын – Исаак. Он во всех отношениях был для родителей своих благословением Божиим, всегда радовал их своим поведением. Когда Исааку минуло 10 лет, Господь сказал Аврааму: «Авраам, возьми сына твоего – Исаака, которого ты любишь, и принеси его Мне в жертву всесожжения на горе, которую Я укажу тебе». (Жертвой всесожжения называлась та жертва, которая вся сжигалась). Авраам любил Исаака больше, чем он сам любил себя, он помнил обетование Божие, что от Исаака Бог произведет ему бесчисленное потомство; и все же, поднявшись рано утром, он взял с собою сына своего Исаака и двух слуг и отправился туда, куда сказал ему Господь. Три дня продолжался путь их; в это время Исаак был для Авраама как-бы мертвым, но Авраам верил, что Бог и из мертвых может воскресить сына и дать ему потомство. Когда подошли они к горе Мориа, указанной Господом, Авраам оставил внизу у горы слуг, а сам стал подниматься с Исааком на гору; Авраам взял сам нож и огонь, а Исааку дал нести дрова, на которых он должен был быть принесен в жертву. На пути Исаак спросил Авраама: «Отец мой, вот у нас есть и дрова, и огонь, но где же то, что мы принесем в жертву Богу?» Авраам отвечал: «Господь Сам укажет Себе жертву, сын мой!» И шли они далее оба вместе. И пришли на место, о кот. сказал Аврааму Бог. И устроил там Авраам жертвенник. Только здесь передал Авраам Исааку о повелеиии Божием. Исаак был молод, здоров, силен, но он радовался, что Бог удостоит его принять Себе в жертву. Авраам связал Исаака и положил его на жертвенник. И занес Авраам нож, чтобы заколоть сына. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: «Авраам, не поднимай руки твоей на сына и не делай ему ничего. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». Авраам посмотрел кругом и увидел овцу, запутавшуюся рогами в кустах, Авраам взял овцу и принес ее в жертву всесожжения вместо Исаака. И сказал Господь Аврааму: «За то, что ты не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня, Я благословлю тебя и умножу потомство твое, как звезды небесные, как песок на берегу моря. Один из твоих потомков спасет всех людей».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010