Один из ранних примеров композиции, известной под названием «Лоно Авраамово» , представлен на миниатюре из Четвероевангелия 1058-1059 гг. (Paris. gr. 74. Fol. 51v), а также на фреске в малом зап. своде Димитриевского собора во Владимире (кон. XII в.). В иконописи этот сюжет или включается в цикл «Страшный Суд» (напр., икона из Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., ГММК), или существует самостоятельно (напр., икона «В недрах отчих Авраама, Исаака, Иакова...», XIX в., частное собрание; см.: Бенчев. 2007. С. 167), или входит в состав др. композиций (напр., икона «Символ веры» из Преображенского собора Соловецкого мон-ря, 80-е гг. XVII в., ГММК). Как правило, изображение И. старцем с седыми волосами и сужающейся или раздваивающейся книзу бородой (длина волос и бороды может варьироваться) отвечает описанию его облика в иконописных подлинниках. В греческом иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - И. упомянут в разд. «Святые праотцы по родословию» (Ч. 2. § 128. 24): «Патриарх Исаак, сын Авраама, старец с остроконечной бородой и с длинными волосами» (Ерминия ДФ. С. 77). И. одет в хитон и гиматий, на ногах, как правило, сандалии. Цвет одежд непостоянен даже в композициях одной иконографии: чаще встречается сочетание хитона разных оттенков синего и гиматия разных оттенков красного. В руке держит свиток; на иконе из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля - свернутый, на иконе 1626-1628 гг. из иконостаса ц. Чуда арх. Михаила в Хонех Чудова монастыря - развернутый; надпись: «Роса небесная невидимо сходит…» (интерполяция цитаты из Быт 27. 28). Лит.: Weitzmann K. The Miniatures of the Sacra Parallela, Parisinus Graecus 923. Princeton (N. J.), 1979; Вздорнов Г. И. Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1986. Ил. 40-41; Jolivet-L é vy С. Les églises Byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. s. 274; Саминский А. Л. Возникновение и назначение рукописи Национальной библиотеки в Париже grec 64//Московия: К 60-летию Б. Л. Фонкича/Ист. фак-т МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2001. C. 405-418; Andaloro M. Pittura medievale a Roma, 312-1431: Corpus. Mil.; Turnhout, 2006. Vol. 1: L " orizzonte tardoantico e le nuove immagine. P. 313-468; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 167; Царевская Т. Ю. Роспись ц. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. М., 2007. С. 73, 154, 183. Табл. 96. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.) НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества

http://pravenc.ru/text/674115.html

Наименование пророка есть дрейвнейшее. Пророком называется в Писании патриарх Авраам ( Быт.20:7 ). Слово пророк употребляется в Писании Ветхого Завета в значении праведника и заменяется иногда именем человека Божия ( 3Цар.13:1, 17:4 ), который всего себя посвятил на служение Богу и Его спасительному домостроительству; в значении учителя и истолкователя воли Божией ( Ис.7:1 ; Лк.1:76 ); в значении песнословца ( 1Цар.10:5 ; 1Тим.1:12 ); но чаще всего в значении предсказателя, провидящего и предсказывающего будущее ( 2Пет.2:16 ). В Новом Завете звание пророка означает преимущественно истолкователя тайн Откровения ( 1Кор.14:3–5 ); впрочем, в новозаветной Церкви были пророки, предвозвещавшие и будущее ( Деян.21:11 ). В лике св. пророков, коим посвящены извествые дни богослужения, Прав. Церковь прославляет богодухновенных ветхозаветных провозвестников Божественных откровений, коих главным предметом был Мессия – Спаситель мира, основание Ветхого и Нового Завета ( 1Пет.1:10–11 ). Почитать пророков ц прибегать к молитвам их внушает Сам Бог ( Быт.20:7 ); и люди истинно почитали пророков во все времена как посланников Божиих ( Мф.21:11:26 ) и в пришествии их видели особенную милость Божию. По смерти их древле строили им гробницы и памятники ( Мф.23:29 ; Лк.11:47 ). И Прав. христианская Церковь от самого начала своего чтит их непрерывно. В писаниях пророческих она имеег непреложное свидетельство истины веры своей в Иисуса Христа, обещанного Богом Спасителя мира: ибо только к домостроительству спасения в Иисусе Христе относятся прямо их предсказания. В сонме св. пророков Церковь прославляет Моисея (4 (17) сентября), за 1550 лет предварившего пришествие Иисуса Христа; Елиссея (14 (27) июня), пророчествовавшего около 816 лет до P. X. Некоторых из пророков по числу их писаний пророческих Церковь разделяет на больших и меньших. Это разделение принято в Церковь христианскую от ветхозаветной, которой вверена быша словеса Божия ( Рим.3:2 ). В начале V века Кирилл Александрийский писал объяснение на книги 12 меньших пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

А наилучшей гарантией для этого являлся письменный документ, который, вероятно, и выдан был Ефроном Аврааму. Существование такого рода документов в ту эпоху устанавливается множеством контрактовых табличек клинообразного письма, найденных в пределах Месопотамии. Итак, по вопросу о письменных памятниках из эпохи еврейских патриархов есть основание допустить возможность и даже вероятность существования и дохождения до Моисея таких памятников в тех случаях, где дело касалось имен, чисел и юридических прав. Количество таких памятников, конечно, не могло быть велико и не представляло затруднений к их хранению и перевозке. Следовательно, источники с человеческой стороны, которыми пользовался Моисей при написании истории патриарха Авраама, заключались в живом устном предании (что должно быть признано безусловно) и в немногих письменных памятниках (что представляется весьма вероятным), являвшихся восполнением предания в отделах, касавшихся имен, чисел, союзных договоров, юридических прав и т. п. Что касается, далее, вопроса, действительно ли Моисей является писателем Пятикнижия (и, главным образом, книги Бытия), то подробное рассмотрение этого вопроса не входит в задачу нашего труда. Отрицательной критикой по этому вопросу высказан целый ряд гипотез, бессильных, однако, доказать, что не Моисей писатель Пятикнижия, которое ему во все века приписывала христианская церковь . При изложении истории Авраама, насколько это будет требоваться делом, мы будем касаться этих гипотез. Из них несколько подробнее придется коснуться, так называемой, гипотезы документов, первая идея которой находится в сочинении Аструка, изданном в 1753 г. под заглавием: «Предположения об оригинальных записях, которыми, кажется, пользовался Моисей при составлении книги Бытия» (Conjectures surles Memoires originaux dont il parait que Moise s’est servi pour composer Ie livre de la Genèse) 236 Эта гипотеза, предполагающая двух авторов – «Елогиста» и «Иеговиста», писания которых соединены Моисеем в одно целое, особенно близко касается книги Бытия, и, следовательно, истории Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

XVI в.). В изображениях 2-го типа - Г. в хитоне и гиматии (цветовая гамма одежд непостоянна), с руном в одной руке и свернутым или развернутым свитком - в другой (надпись представляет вариации на тему из Суд 6. 37-38). Этот вариант имеет более широкое распространение и известен как в отдельных миниатюрах, иллюстрирующих сюжет «Чудо с руном» (напр., миниатюра из Киевской Псалтири к Пс 71. 6 - РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 96 об.), так и на иконах в пророческих рядах высоких иконостасов на Руси (из Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря, 1425-1427, из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, 1497, КБМЗ - по пояс; из Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., ГММК, из главного иконостаса Софийского собора в Новгороде, XVI в., НГОМЗ - в рост). Возникший в визант. иконописи в XII в. тип изображения Богоматери с пророками на полях получил широкое распространение в палеологовскую эпоху, развившись в сложные иконографические программы с ветхозаветными символами Богоматери. Среди пророков был и образ Г., ростовой или поясной. Самый ранний пример - икона «Богоматерь на троне с пророками и святыми» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, XII в.; из поздних примеров - икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (XVI в., ГРМ). Законченная схема сюжета «Похвала Богоматери» в монументальной живописи впервые представлена в росписи притвора ц. Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг. Образ Г. присутствует и на греч. иконе «Похвала Богоматери» из Успенского собора Московского Кремля (посл. треть XIV в., ГММК). В монументальной живописи Г. иногда представлен в группе пророков, традиц. изображаемых в куполе храма (ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге, ок. 1167). Образ Г. встречается в памятниках прикладного искусства, напр. на окладах Евангелий (Евангелие 1577 г., ВГИАХМЗ) и на резных панагиях (круглый складной костяной панагиар из Софии Новгородской, сер. XVI в., НГОМЗ). Лит.: Ерминия ДФ. С. 83; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 212, 228, 245; Sachs S.//LCI. Bd. 2. Sp. 125-126. И. А. Журавлёва Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ГАД 7-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, служанки его жены Лии, и родоначальник одноименного колена (память в Соборе святых праотец и в Соборе святых отец) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества

http://pravenc.ru/text/161851.html

Х - нач. XI в. Torino. NB. 1312) и в Книге пророков XIII в. (Vat. Gr. 1153) - средовек с короткой, округлой бородой. В Книге пророков 1489 г. (РГБ. Л. 35об.) А. изображен седым старцем с небольшой, густой бородой и спускающимися на плечи и спину локонами. В новгородской редакции иконописного подлинника XVI в. о нем сказано: «Аки Мина сед, риза вохра с белилы, маленько санкирю в ней, испод лазорь»; в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в.,- «старец с проседью» (Ч. 2. § 132. 14). А. входит в состав пророческого ряда иконостаса , напр. походный иконостас - деревянный резной складень из Новгорода (XVI в. ГММК. СК 65-68). Среди памятников зап. искусства следует упомянуть реликварий «трех волхвов» из Кёльнского собора , изготовленного в мастерской Николая Верденского в 1205 г., где представлено скульптурное изображение сидящего пророка А. (по типу оно близко к миниатюре из Книги пророков 1489 г.). Иконогр.: Иконописный подлинник новгородской редакции XVI в.//Сб. на 1873 г./Об-во древнерус. искусства при Моск. Публичном музее. М., 1873. Ерминия ДФ. С. 82. И. А. Журавлева Рубрики: Ключевые слова: АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ИОНА ветхозаветный пророк (пам. 22 сент.), именем которого названа книга в составе собрания книг 12 малых пророков МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.)

http://pravenc.ru/text/62666.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕАЗАР [евр.  ,   - Бог помог; греч. Ελεαζρ], прав. (пам. в Неделю св. праотец), ветхозаветный первосвященник. Е.- 3-й сын Аарона от Елисаветы (Исх 6. 23), муж дочери Футиила (Исх 6. 25) и отец Финееса (Исх 6. 25). Е. был священником при скинии во времена Исхода (Исх 28. 1; Числ 3. 3-4), служил вместе с младшим братом Ифамаром после трагической смерти старших братьев - Надава и Авиуда (Лев 10. 1-2, 6). Е. был начальником над главами левитских родов, к-рым было вверено хранение святилища (Числ 3. 32) и культовых принадлежностей скинии (Числ 4. 16). После мятежа сынов Корея Е. собрал кадильницы сожженных левитов и покрыл металлом из них жертвенник в качестве назидания для дальнейших поколений о незыблемости Ааронова священства (Числ 16. 39-40). Е. приписываются постановления законов о ритуальном очищении военных трофеев (Числ 31. 21-24) и земли по окончании сражения (Числ 19). После смерти Аарона Е. был облачен Моисеем в его одежды и тем самым унаследовал должность первосвященника (Числ 20. 25-28; Втор 10. 6), управлявшего вместе с Моисеем евр. народом (Числ 27. 1-11; 31. 12, 13, 25-31). Перед смертью Моисей в присутствии Е. назначил своим преемником Иисуса Навина, повелевая ему «обращаться к Елеазару священнику, и спрашивать его о решении» (Числ 27. 18-23). Вместе с Иисусом Навином он разделил по жребию между коленами Израиля территорию земли обетованной (Числ 32. 28; 34. 17; Нав 14. 1; 17. 4; 19. 51; 21. 1). Гробница Е. находилась «на холме Финееса, сына его» в землях колена Ефремова (Нав 24. 33), вероятно, в одном из городов, к-рые были переданы во владение сыновьям Аарона. Е. занимает важное место в возводимых к Аарону генеалогических списках ветхозаветных священников. Во времена царя Давида существовало 16 семейств из дома Е. (1 Пар 24. 4, 7-14). От Аарона через Е. возводили свое священническое происхождение Ездра и Садок (V в. до Р. Х.) (1 Езд 7. 1-5; ср.: 1 Пар 6. 1-15, 50-53; 24. 3). Иосиф Флавий считал, что имя Елеазар означает, «что он бежал от египтян при содействии родного своего Бога» ( Ios. Flav. Antiq. II 13. 1). В иудейском предании Е. приписывалось авторство последних глав Книги Иисуса Навина (Бава Батра. 15а). Имя Елеазар в Библии принадлежит еще 10 персонажам. Лит.: Mauch T. M. Eleazar//IDB. Vol. 2. P. 75-76; Porter S. E. Eleazar//ABD. Vol. 2. P. 433. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.)

http://pravenc.ru/text/189677.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рубрикатор: Священное Писание (Библия) Священное Писание (Библия) КОРНИЛИЙ СОТНИК (I в.), св. (исп. или сщмч.?) (пам. 13 сент.; пам. визант. 11, 13 сент., 20 окт., 9 июня; пам. зап. 20 окт.) КОТТОНОВСКИЙ ГЕНЕЗИС древнейшая иллюстрированная рукопись с текстом кн. Бытие, сохранившаяся в виде нескольких обугленных фрагментов КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА условное обозначение группы людей, проживавшей в поселении на территории совр. Хирбет-Кумрана предположительно с нач. II в. до Р. Х. до 66-73 гг. по Р. Х. КУРСИ место на вост. побережье Тивериадского оз. (Израиль), где Иисус Христос совершил чудо исцеления бесноватого, жившего в пещерах ЛАЗАРЬ [Лазарь Четверодневный] (I в. по Р. Х.), прав. (пам. в Лазареву субботу и 17 окт.), еп. Китийский, «друг Божий», воскрешенный Господом Иисусом Христом (ср.: Ин 11. 11) ЛЕФЕВР Д " ЭТАПЛЬ Д " Этапль [Фабер Стапулийский (Этапльский)] Жан († 1536), католич. философ, богослов, экзегет, переводчик, церковный деятель; ведущий представитель франц. позднеренессансного гумманизма МАККАВЕЙСКИЕ КНИГИ традиц. название 4 иудео-эллинистических сочинений, входящих в основные древние кодексы Септуагинты, за исключением Ватиканского МАЛАХИЯ пророк, согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в состав корпуса Малых пророков (пам. 3 янв.) МАЛЫЕ ПРОРОКИ собрание 12 пророческих книг небольшого объема, к-рое является частью канона евр. Библии и христ. ВЗ МАМРЕ в Библии название места (рощи, дубравы), где жил и построил жертвенник Богу ветхозаветный патриарх Авраам МАНАССИЯ старший сын ветхозаветного патриарха - прав. Иосифа, родоначальник одноименного колена израильского МАНАССИЯ (VII в. до Р. Х.), 14-й царь иудейский, сын и преемник царя Езекии, рожденный от Хефцибы (4 Цар 21. 1) МАРИЯ (Мария Иаковлева) (I в.), упомянутая в синоптических Евангелиях мать Иакова и Иосии, упомянутая в синоптических Евангелиях мать Иакова и Иосии, ученица и последовательница Иисуса Христа МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля)

http://pravenc.ru/rubrics/121016_17.html

06 Благоверные Благоверные (блгв.) — цари и князья прославляются в чине благоверных за служение Церкви и своему народу, благочестивую жизнь, дела милосердия, укрепление Церкви и веры. Часто изображаются с царскими венцами и в дорогих одеждах — хитонах. 07 Мученики Мученики (мч.) — святые, принявшие смерть за веру во Христа. Претерпевшие особо жестокие муки именуются великомучениками. На Руси традиционно из чина мучеников выделяют чин страстотерпцев — святых, принявших мученическую кончину не во время гонений на веру, их подвиг — в беззлобии и кротости по отношению к своим врагам, нежелании преступать заповеди Божии, чтобы защитить свою жизнь. XX век дал Церкви новый сонм святых — новомучеников. Святых, которые открыто исповедовали веру, пострадали, но остались в живых, называют исповедниками. Наименование священномученик означает, что святой, принявший мучения, был епископом или священником, а преподобномученик — монахом. На иконе мученик, если он не был священником или монахом, скорее всего будет одет в хитон красного цвета. Часто в руках у него крест или орудие его мучений. 08 Юродивые, блаженные Юродивый (блаж.) — от старослав. «оуродъ» — «дурак». Это добровольно принявшие на себя образ безумных. Христа ради юродивые обличали грех и беззаконие. (Андрей Юродивый, Василий Блаженный) Блаженными по традиции называют некоторых древних святых, которые не имеют отношения к чину юродивых, а являются святителями или преподобными. Например, прп. Иеронима Стридонского, св. Августина и других. 09 Праведные Праведные (прав.) — миряне и священнослужители из белого духовенства (не монахи), почитаемые за праведную жизнь (прав. Иоанн Кронштадский). К этому лику причисляют и ветхозаветных патриархов — праотцев (Авраам, Иаков). Отдельный вид праведных — Богоотцы. Сюда относятся родителя Богородицы Иоаким и Анна, ее супруг — Иосиф Обручник и царь Давид.  Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/kakie-byvajut-svjatye-9-l...

За нас разъясняет это св. апостол Павел, на основании св. пророка Исаии. Оба они, св. Павел и св. Исаия, представляют богоизбранный род Авраама, Исаака и Иакова под видом великого дерева. Святой начаток этого дерева – это сами патриархи, Авраам, Исаак и Иаков. Они корень, они ствол великого древа. От Иакова 12 ветвей, 12 колен Израиля. От колена Иудина – богоотец Давид, с целым поколением царей Еврейских. Этот господствующий род и стал главным стволом Израильского родового дерева. Род Давида царя, ко времени пришествия на землю Господа Иисуса Христа, не пресекся, но умалился, потеряв царское достоинство, так что прямой отросток царственного Давидова рода, нареченный Отец Господа Иисуса, Иосиф обручник Пречистой Девы Богородицы был уже простой древодел, простой плотник. Это значило, что царственное древо Давидова рода усечено и представляло только усеченный пень. Но от этого пня произросла прекрасная ветвь, преблагословенная Дева Мария. А на Ней и из Нее возник прекрасный цвет – Господь наш Иисус Христос , новое семя нового Израиля, новый живой ствол богонасажденного великого древа. К этому-то новому стволу прививаются ветви двух родов, от рода Израилева ветви естественные, родные сему древу, а другие ветви от язычества, не родные дереву, ветви дикие. Прочие же ветви от рода Израилева, плотские чада Израиля плотского, те не привились к древу Израиля нового, те засохли и отломились. А новопрививающиеся ветви, от плотского ли Израиля, от языческих ли народов, те, прилепляясь к животворному корню и стволу, те напитываются соками от корня, проникаются его жизненною силою, и становятся едино с богонасажденным древом нового Израиля. Сей-то новый Израиль и есть наследник всех прав и обетований, данных некогда Израилю ветхому; наследник прав и обетований даже бóльших, потому что Аврааму и роду его дано и повторялось обетование: о семени твоем благословятся все народы. В Ветхом Завете это было только обетованием. А в Новом Завете обетование осуществилось, – обетованное Семя Авраамово народилось и принесло благословение небес на землю на чад нового Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

После Алексия суздальская кафедра оставалась без архиерея и только через 10 лет в 1374 г. на нее назначили известного Дионисия. Дионисий, по смерти м. Алексия (1378 г), пользуясь нестроениями в русской митрополии, возбудил дело об отнятых городах. В свою бытность в Константинополе он объяснил п. Нилу, что Нижний Новгород и Городец находятся в пределах суздальской церкви, зависят от суздальского князя и ближе к Суздалю, чем к Москве; поэтому в своей челобитной он просил по-прежнему отдать их суздальской кафедре. Патриарх согласился. В ограждение своих прав на эти города, Дионисий выхлопотал у греческого императора и патриарха подтвердительную грамоту на спорные города. В 1382 году грамота дана, в которой Дионисий называется архиепископом суздальским, новгородским (нижегородским) и городецким. Спорные города продержались за суздальской кафедрой не долго. Только преемник Дионисия Евфросин повладел ими, и подобно Дионисию, в 1389 г. заручился патриаршей подтвердительной грамотой 391 . Спор о Н. Новгороде и Городце возник снова, когда единым русским митрополитом сделался Киприан. Не смотря на подтвердительную грамоту, началось дело у митрополита с архиепископом Евфросином. Сторону Киприана принял великий князь Василий, купивший в Орде ярлык на Нижегородское княжество. Дело не обошлось без Константинополя. Митрополиты и вел. князь писали патриарху Антонию и объясняли, что Дионисий не по праву владел Н. Новгородом и Городцом. Эти города постоянно и изначала принадлежали к русской митрополии и что м. Алексий поручал их суздальскому епископу временно «как своему экзарху или наместнику». По этому случаю в 1393 году блюстители порядка в русской церкви нарядили из Константинополя следователей греков – вифлеемского архиепископа Михаила и царского уполномоченного Алексия Аарона с грамотой к архиепископу Евфросину принять апокрисиариев и перед ними доказать документально права суздальской кафедры на спорные города или представить свидетелей, которые могли бы подтвердить эти права. В противном случае апокрисиариям поручено передать города митрополиту. Не сумел ли доказать суздальский владыка своих прав на Н. Новгород и Городец или уступил сильной стороне, только эти города отошли к митрополии и преемники Евфросина Митрофан, Авраам и другие назначались только в Суздаль 392 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010