Религиозность филоновского толкования была вынужденной и держится на неотразимом наблюдении в эфимерности всяких иных интеллектуалистических построений. Тем не менее, для своих творцов и эти бывают непреложными по признанию за ними соответственной реальной прочности. Ясно, что здесь всякое общепринятое мнение необходимо награждается божественной авторитетностью, и халдейская астрология была обожествлением неба. У Филона ускользает всякий масштаб для ограждения особенностей защищаемой им веры, и он обращается к степенной оценке, выдвигая категорически, что только у него Бог – истинный, а не плод омраченной человеческой недальновидности. Это было бы справедливо, если бы на этот счет невозможно было колебание по независимой бесспорности религиозной идеи. Этих аргументов опять не обретается в филонической системе. В ней все сосредоточивается на том, что в вере исповедуется единая причина, от которой происходят все вторичные. Но в этом духе рассуждают о себе халдеи и все другие народы, облекавшие в религиозную форму порывы своего религиозного чувства. Почему же прав Авраам, а не они? – этого Филон совершенно не обосновывает и тем обнаруживает, что его религиозной объективизм не имеет для себя фундамента вне теоретических постулатов теософии. Снова все окрашивается густым субъективным колоритом и сводится к простой человеческой проницательности. В ней все преимущество и самого патриарха и его веры. И мы видели, что Филон всюду ссылается лишь на то, что Бог Авраама был истинно сущим, между тем у других это были продукты фантастического преувеличения космических начал. Следовательно, все превосходство праотца будет в остроте его прозрения и в большей точности определения искомого принципа. Для нас не важно, насколько это бесспорно фактически со стороны соответствия усвояемого бывшему исторически. Для наших ближайших целей дорога единственно техника филоновской пистеологии. В ней отчетливо обрисовывается, что вера сама собой создает достопокланяемый предмет, наделяемый атрибутами несравнимого величия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Миролюбова, „Быт еврейских патриархов. Библейско-археологическое иссдедование“, Казань, 1898, священника П. Александрова, „История еврейских патриархов (Авраама, Исаака, Иакова) по творениям св. отцов и древних церковных писателей“, Казань, 1901, свящ. П. Сысуева, „Быт патриархов еврейскаго народа (Авраама, Исаака, Иакова)“, Казань, 1901; проф. В. И. Протопопова, „Библейские ветхозаветные факты по толкованиям св. отцов и учителей церкви“, Казань, 1897, и его же „Еврейские патриархи“, Прав. Соб., 1903, т. II, Авраам, стр. 243–285, Исаак и Иаков, стр. 413–440, 561–589. Пер. 1222 Об Аврааме можно читать у св. Амвросия, De Abraham pamriarcha, t. XIV, col. 419–500; La Bible et les découvertes modernes, т. I, стр. 361–493. 1223 Халдея, называемая в Библии страною Kasdim и в клинообразных надписях землею Kaldu, принадлежит к бассейну Евфрата и Тигра и простиралась между Вавилонией на севере и Персидским заливом на юге. Мы почти не имеем сведений о первоначальной истории халдеев. Ур Халдейский, по самим недавним открытиям, ученые считают тождественным с теперешним Magheir’oм, на западном берегу Евфрата. В развалинах этой местности нашли массу кирпичей и плит, носящих название Ура, на них читают также имена многих царей, гораздо раннейших Авраама. Ur означает город, город по преимуществу, т. е. столицу страны (См. Kaulen, Babylonien und Assyrien, стр. 95). Пр. перев. 1224 Иосифа Флавия, Antiq. jud., I, XI, 6; бл. Иеронима, Quaest. Hebr. in Gen., XI, 29, t. XXIII, col. 926; Abulfeda, Hist, anteislamica, изд, Fleischer " a стр. 20. 1227 Страна, которая, со времени призвания Авраама, становится главным местом священной истории, носит различные наименования. От имени народов, обитавших в ней во время Авраама, она называлась „землею Ханаанскою“, от своих позднейших обитателей получила название „земли Израильской“. Нынешнее название которое не находится в Библин, обозначало первоначально лишь территорию филистимлян (Philistia) но позднее греческие писатели Иосиф Флавий, Птоломей и Филон стали разуметь под ним всю страну, известную теперь под этим именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Он способствует ровному ходу общественной жизни и гармонии в жизни семейной. Каждый хорошо знает свое место. Глава семьи всегда прав. Отцовство придает ему вес, какого не придала бы одна только личная мудрость. Его положение напоминает положение короля, которого тысячелетия непререкаемой и освященной свыше власти еще в колыбели наделяют качествами, необходимыми для правителя. Представление это укоренилось настолько прочно и глубоко, что люди привыкли видеть в пороках, заблуждениях и глупости королей проявление божьей воли; если господу угодно покарать, умудрить и наставить провинившийся народ, он дарует ему короля злого или вовсе уж никчемного. Жены и подданные сами увековечили такой взгляд. Но в переходный период — ведь история есть непрерывное качание маятника от мужского полюса к женскому и обратно, — в переходный период в семье и государстве наступает хаос. Отцы чувствуют, что почва колеблется у них под ногами. Они начинают кричать, спорить, браниться и подвергать всяческим унижениям спутницу своей жизни и залоги супружеской любви. Авраам голоса никогда не повышал. В переходный период женщины защищаются, как могут. Хитрость — щит и меч угнетенных. Без вождя невозможно восстание рабов, но рабство — плохая школа для вождей. Мать Брекенриджа Лансинга была типичной женщиной периода рушащегося патриархата. Ее сыновья не знали иного примера семьи, чем деспот отец и запуганная мать. Юстэйсия Лансинг выросла в условиях матриархата. Ей трудно было понять неписаные правила, которыми в Коултауне регулировалась семейная жизнь. Спасало ее врожденное чувство юмора. Рушащийся патриархат трагичен и очень смешон. Больней всего переходный период отзывается на подрастающих сыновьях. Даже в лучших семьях и в лучшие времена мальчишка всегда неправ. Мальчишки полны неуемной энергии; они любят шум; они одержимы любознательностью и жаждой приключений (а иначе что было бы с человечеством?). Они залезают на кручи и сваливаются в расселины, и сотни взрослых рыщут в поисках детей ночи напролет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

20:11,12. Отношения Авраама и Сарры. В этом повторении мотива «жена-сестра» Авраам признается, что Сарра – действительно его единокровная сестра. В период патриархов запрета на подобные кровосмесительные браки не существовало, так как это позволяло роду удерживать под своим присмотром детей женского пола от вторых браков. Решение Авраама обмануть Авимелеха подкреплялось готовностью Сарры повторять эту полуправду. 20:16. Тысяча сиклей. Тысяча сиклей – это крупная сумма. Согласно угаритским текстам, такой была распределяемая между богами сумма выкупа за невесту. Вес этого серебра составлял около 25 фунтов. Такое количество денег простой работник едва ли заработал бы за целую жизнь. Царскую щедрость Авимелеха следует рассматривать не только как гарантию того, что он не прикасался к Сарре, но и как попытку умилостивить божество, которое действительно лишило плодовитости весь его род. 20:17. Наказание дома Авимелеха. Проклятие бесплодия тяготело над домом Авимелеха до тех пор, пока он не возвратил Сарру Аврааму. Ходатайство Авраама побудило Бога разверзнуть чрева женщин этого дома. Ирония заключается в том, что Авимелеху было отказано в потомстве до тех пор, пока Аврааму было отказано в жене (об отношении к бесплодию на древнем Ближнем Востоке см. коммент. к 11:30). 21:1–21 Рождение Исаака и изгнание Измаила 21:4. Восемь дней. Во-первых, восьмидневный срок отличает Исаака от Измаила, который был обрезан в возрасте тринадцати лет. Во-вторых, этот срок необходим для определения жизнеспособности младенца и связан с периодом нечистоты после родов ( Лев. 12:1–3 ). 21:14. Пустыня Вирсавии. Южная часть пустыни Негев в окрестностях Беэршивы представляет собой степь, унылый вид которой вполне заслуживает определения «пустыня». Блуждание Агари после изгнания из стана Авраама привело ее в сравнительно плоскую юго-восточную часть пустыни Негев. 21:8–21. Изгнание жены. Среди документов из Нузи имеется контракт, содержащий статью, запрещающую изгнание детей второй жены первой женой. Ситуация, описанная в Книге Бытие, отличается двумя особенностями: во-первых, Агарь с сыном была изгнана Авраамом, и, во-вторых, служанка получила свободу, что, согласно одному из древних кодексов (Липит-Иштара), означало лишение ее детей всех наследственных прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Как-то мой знакомый в разговоре о счастье подметил, что мы гоняемся за благами и в этой-то погоне и испытываем некое предвкушение будущего счастья. Но что за диво: как только получим то, за чем гонялись, счастья как-то и не ощущаем. В самом деле, мечтает человек купить новый автомобиль или построить дом и в то самое время, когда мечтает, ощущает радость от надежды исполнения мечты. Но вот мечта исполняется, автомобиль куплен, дом построен – а счастье как-то и не приходит. Кратковременная радость сменяется привычкой. Проходит еще немного времени, и уже автомобиль хочется сменить, и в доме как будто жил всегда. «Мечта» достигнута, а счастье так и осталось мечтой! И тогда «берется» человек за следующую мечту. Как писал об этом Иван Ильин: «Добиваясь и не получая, требуя и не находя, такой (человек) ищет все время нового, неиспытанного, но приятного раздражения, и всякое “обещание” обманывает его» . Таков механизм действия этих обманок! Если человеку вовремя не спохватиться и не перестать гоняться за «бабочками», то эта бессмыслица породит в душе свое законнорожденное «дитя» – такую пустоту, что не рад будешь ни новому дому, ни новому автомобилю, ни суперсовременному гаджету! Это подобно наркотической ломке после эйфории, похмелью после пьяного веселья или состоянию отчаяния после духовной прелести. И сто раз прав оказывается русский мыслитель XIX века П.Е. Астафьев, сказавший, что «одному человеку дана загадочная привилегия страдать при полном довольстве внешнем, при здоровье, богатстве, почестях и славе» . Почему страдает богач? Притча о богаче и Лазаре Но и это страдание – только начало бедствия. Безрассудно стремящийся к постоянному удовлетворению своих пожеланий не только теряет возможность быть счастливым в земной реальности. Он теряет способность стать счастливым и в вечном мире. Истину об этом хорошо раскрывает притча Христа о богаче и Лазаре . Обратим внимание на слова, с которыми обращается патриарх Авраам к богачу: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16: 25). На первый взгляд слова могут показаться странными! Ладно бы сказал: «Поскольку ты не внимал страданиям Лазаря, лежавшего у твоих ног, и проявил крайнее немилосердие, то теперь страдаешь сам». Но он говорит совсем не это, а значит, жестокосердие богача было по крайней мере не единственной причиной его страданий в вечности. А точнее, есть главная причина, породившая это жестокосердие и лишившая его вечного блаженства. Это именно то, о чем мы говорили выше: постоянное эгоистическое стремление жить, удовлетворяя своим страстям, неизбежно влечет к недоступности человеческого сердца для Божественной благодати и неспособности к духовным ощущениям.

http://pravoslavie.ru/107749.html

13–14. Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Насаждена в дому Господни во дворех Бога нашего процветут. При благословении Божием, праведник растет и цветет как финикс – финиковая пальма: если корень ее соприкасается с влагой, то она может расти и приносить обильные плоды в течении нескольких веков; так и праведник, – если на нем почивает благословение Божие, – может жить, размножаться и пребывать на одном месте со своим многочисленным потомством также в течении нескольких столетий. – Праведник размножается или разрастается как кедр на Ливане: орошаемый обильными дождями и освежаемый влажными ветрами на склонах Ливанских гор, кедр крепнет и дает многочисленные и сильные ветви; так и праведник, – если его осеняет благодать Божия, – крепнет в своей вере, умножает свои добродетели и, вместе с тем, возрастает в своем благополучии и не только сам, но и потомство его, разделяясь на роды, возрастает в целый народ. Таковы были патриархи Авраам, Исаак, Иаков и др. – Таковые праведники живут в своей стране, – в Обетованной земле – как бы «насажденные в доме или во дворах Господа Бога», – составляют?, как бы Его винограднику – Его святое семейство. 15–16. Еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут. Да возвестят, яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем. Пользуясь благословением Божиим, праведники доживают до старости: и старость их бывает мастита, т. е. тучная, крепкая, а потому и отрадная: сохраняя крепость телесных сил, они размножаются даже и при старости. И благоприемлюще будут, – имея сами много благоприобретенных имений и сокровищ, они передадут все это в изобилии и своему потомству. Так они, праведники, живут – чтобы – возвещать во всю долгую жизнь свою другим людям это: «праведен Господь Бог наш и нет в Нем неправды», – праведнику Он воздает справедливую награду даже еще и в земной жизни. Особенно примечателен?, и достопамятен в этом отношении праведный Иов. коего Господь благословил громадным богатством, великим семейством, и чрезвычайным долголетием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Первый шаг, который предлагается сделать Авраму – это шаг полного самоотвержения, нечто подобное смерти. В древних обществах никакого понятия о ценности человека или о каких-то достоинствах человеческой личности, или о правах этой личности не существовало. Человек реализовывался как личность, как человек, когда он был членом социума, когда он был членом какого-то общества. Почему великие древние философы так спокойно относились к рабству? Человек – это некоторое существо, которое обладает правами гражданства, являясь гражданином полиса. Если это существо (в данном случае раб) гражданином не является, то оно не является человеком. Поэтому никакой эксплуатации человека человеком нет, есть просто вот такое удобное, хорошее, умное орудие труда, но человеком оно не является, потому что не имеет гражданских прав. Если кто-то убил какого-то чужестранца в поле, то он особого преступления не совершил, точно убил просто животное, и все. Понятие о достоинстве, о ценности человеческой личности – это понятие уже новозаветное, понятие христианское: человеческая личность ценна потому, что о ней помнит Бог, потому что она создана по образу и подобию Божьему, потому что она именно в очах Божиих имеет свою ценность. И вот именно этот опыт предлагается приобрести Авраму. Единственной опорой, единственным смыслом и ценностью в его жизни с этого момента становится Бог, который предлагает ему идти в неизвестную землю. И вот, когда Аврам исходит из дома отца своего, из родства своего, из земли своей, то в каком-то смысле он полностью отвергается самого себя. Потому что после этого ему не на что опереться, ничто не определяет его человеческого достоинства и какого-то места под солнцем, кроме Бога. Он доверяет себя промыслу Божию целиком, ничего не оставляя за собой. Он мог в любой момент быть ограблен, убит, причем в чужих землях. Поэтому мы видим, что законы духовной жизни, которые формулируются в Евангелии, не вновь принесенные, — это законы вечные. Просто до определенного момента они были забыты. За общим одичанием человечества не было уже даже и возможности эти законы поддерживать в действии. Тем не менее, они действовали всегда. И мы видим, что подвиг Аврама начинается именно (помимо того, что он хранит почитание единого Бога) с самоотвержения. Как говорит Христос: «кто хочет быть Моим учеником, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной». Точно так же поступает и Аврам. Здесь вы, правда, можете меня спросить: а где же крест? Об этом поговорим позднее.

http://sedmitza.ru/lib/text/430844/

Лит.: Beer B. Das Leben Abrahams nach der Auffassung der jüdischen Sage. Lpz., 1859; Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Каз., 1873; Корсунский И. Иудейское толкование Ветхого Завета. М., 1882; Buber M. Zur Erzählung von Abraham//Monatsschr. f. Geschichte u. Wissenschaft des Judentums. Breslau, 1939. Bd. 83. S. 47-65; Botte B. Abraham dans la liturgie//Cah. Sion. 1951. T. 5/2. P. 88-95; Menasce P. J. Traditions juives sur Abraham//Idem. 1951. T. 5/2. P. 96-103; Glatzer N. N. The Judaic Tradition. Boston, 1969 [ind.]; Urbach E. E. The Sages - Their Concepts and Beliefs. Jerusalem, 1969 [ind.]; Sandmel S. Philo " s Place in Judaism - A Study of Conceptions of Abraham in Jewish Literature. N. Y., 1971; Schmitz R. P. Abraham III: Im Judentum//TRE. Bd. 1. S. 382-385 [библиогр.]; Billerbeck P. Kommentar. Bd. 3. S. 186-201; Bd. 4. S. 1231 [Reg.]; Kundert L. Die Opferung/Bindung Isaaks. Neukirchen-Vluyn, 1998. Bd. 2: Gen 22, 1-19 in frühen rabbibnischen Texten. (WMANT; 79); Gellman J. The figure of Abraham in Hasidic literature//HThR. 1998. Vol. 91. P. 279-300. Лит.: Машанов М. Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучению ислама. Каз., 1885; Wensinck A. J. Ibrahim//EI. Leyden; L., 1913-1914. Vol. 2. P. 458-460; Beck E. Die Gestalt des Abraham am Wendepunkt der Entwicklung Muhammeds//Muséon. 1952. T. 65. P. 73-94; Moubarac Y. Abraham dans le Coran. P., 1958 [библиогр.]; Sch ü tzinger H. Ursprung und Entwicklung der arabischen Abraham-Nimrod-Legende. Bonn, 1961; Hj ä rpe J. Abraham IV: Religionsgeschichtlich//TRE. Bd. 1. S. 385-387 [библиогр.]; Пиотровский М. Ибрахим//Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 87-88. Р. М. Шукуров Рубрики: Ключевые слова: ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.) ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре ГАД 7-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, служанки его жены Лии, и родоначальник одноименного колена (память в Соборе святых праотец и в Соборе святых отец)

http://pravenc.ru/text/62850.html

Таким образом, священство Мелхиседека, как и прообразованное им священство Христово более обширно, более широко, более общественно по своей достопочтительности, нежели левитское, а потому его должно почтить даже и ради одного подражания отцу верующих Аврааму, который был тогда уже носителем вечного обетования о благословении чрез него множества людей, что отчасти и получило разъяснение в благословении его Мелхиседеком. По изъяснению блаж. Феофилакта, «Апостол показывает здесь, что прообраз, тоесть Мелхиседек, славнее Иудейских священников, и не только их, по и самого патриарха (Авраама). Если же прообраз (превосходить их), то истинный Архиерей Христос превзойдет их гораздо более. Итак, видите, говорит, един сей, тоесть, насколько превосходит тот, кому дар подносил не простой человек, но Авраам, столь великий патриарх. Если же он выше самого патриарха, – что показывает даяние десятины, – то гораздо выше священников. Священнослужители из колена Левиина получали десятину от народа ( Лев. 27: 30–32 ), очевидно, как лучшие и почетнейшие люди. Отсюда и Мелхиседек, одесятствованный Авраамом, не принадлежащий к роду его, превосходнее и выше его. Если же Мелхиседек превосходит даже самого Авраама, то гораздо более истинный Архиерей превосходит священников закона. И так-как Авраама возвышало то, что он получил обетования от Бога, то Апостол теперь присоединяет, что такого, столь великого, удостоившегося беседы с Богом и имеющего Бога должником, благословил прообраз Христа» (см. «Прав. Собеседн.» 1901 г., м. ноябрь, стр. 605–6). 248 В благословении Авраама Мелхиседеком Апостол усматривает особую высоту Мелхиседека, так-как, несомненно, меньший благословляется большим; Отсюда выводится и другая мысль, что Левий, родоначальник левитского священства, еще не родившийся тогда, в лице своего прадеда, тоже почтил Мелхиседека, которому дана была тогда десятина Авраамом, по образу чего установлена была потом и левитская десятина. Десятина была как-бы некоторым воздаянием за благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

11 Город Карры – древний Харраил, где жил Авраам, находился в Озроенской провинции, верстах в 80 от Кира, прямо к востоку от него. 12 Помимо описываемой нами, указывают различные другие причины перенесения Константином Великим своей столицы на Восток. По мнению одних писателей он сделал это по своей любви к роскоши. Восток более снисходительно относился к роскоши императорского двора; почитал ее даже за необходимую принадлежность императорского величия. Уже и предшествующие Константину В. императоры, говорят, старались большую часть времени проводить в восточных областях. Так поступал, например, Диоклетиан. Но против этого можно сказать, что и Константин В мог бы основать свою временную резиденцию в восточном городе, не устраивая новой столицы. – Точно также нет возможности предполагать и каких-либо политических мотивов, какие Константин В. мог бы иметь в виду, устраивая себе новую столицу. В одной статье, помещенной в Прав. Обозр. за 1867 г. (Христианство на востоке) автор выясняет в какой мере было трудно переменить столицу в Римской империи, государстве централизованном и имевшем широко развитую правительственную организацию. Он перечисляет примеры перенесения столиц в других государствах и мотивы, по которым это происходило, и приходит к заключению, что перенесение столицы Константином не может идти в параллель с этими примерами перенесения столиц по политическим мотивам, что для Константина мотивы перенесения столицы могли быть только религиозные. 13 Возьмем для примера Тридеит. Его положение у подножия Альп, при том на итальянской стороне, точно выражает особенность собрания, бывшего в нем. Оно должно было находиться как можно ближе к императорским владениям, но и не вне папских; должно было приближаться к пределам протестантизма, но не переходить за них. – Посмотрим на Пизу. Как будто нарочно для собора была устроена эта местность, плодоносная равнина, изобилующая садами и виноградниками, хлебом и вином, сообщающаяся посредством реки с морем, доступным и французам, и итальянцам, и германцам. – Посмотрим и на Констанц. Это свободный, пограничный город, следовательно в известной степени нейтральный в отношении к враждовавшим партиям, расположен на берегу большого озера, которое облегчает сообщение с городом и дает возможность снабдить его съестными припасами даже при особом стечении народа, в особенности рыбой во время поста. Кроме того, город носит счастливое название Констанца; одно это, как известно, заставило папу согласиться на выбор этой местности для собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010