Вступление в вечный завет сопровождалось изменением имен Аврам (отец высок) и Сара на Авраам (т. е. отец множества народов - Быт 17, 5) и Сарра. Кроме того, как знамение завета Бог установил обрезание всякого младенца мужского пола (ст. 9-14) и благословил Сарру, предсказав, что наследником завета будет именно ее сын Исаак, а не сын Агари Исмаил, который однако также получил благословение (ст. 16-21). Бог еще раз явился Аврааму в виде трех странников (Быт 18), которых Авраам и Сарра гостеприимно встретили. Господь вновь обещает Аврааму, что Сарра родит сына. От Авраама путники отправились покарать нечестивые города Содом и Гоморру. Авраам же ходатайствует пред Господом о помиловании города, в котором найдутся хотя бы 10 праведников (Быт 18, 22-33). Во исполнение обетования о сыне у девяностолетней Сарры Сарры и столетнего Авраама родился Исаак (Быт 21, 5), затем последовало удаление Исмаила и Агари(Быт 21, 9-21). Тяжелейшим испытанием веры Авраама явилось повеление Господа принести в жертву обетованного наследника Исаака: «Возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориа и принеси его там в жертву всесожжения» (Быт 22, 2). Авраам повиновался, но в последний момент Ангел Господень останавливает жертвоприношение, и вместо Исаака в жертву приносится овен. В награду за веру и покорность Авраама Господь подтвердил с клятвой данные ранее обетования: благословения, умножение потомства и благословения в семени Авраама всех народов земли (Быт 22, 15-18). После смерти Сарры Авраам женился на Хеттуре и имел от нее еще 6 сыновей (Быт 25, 1-4). Умер Авраам в возрасте 175 лет, «в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]» и был погребен в пещере Махпела - месте погребения Сарры (Быт 25, 7-10). Более поздние библейские авторы и межзаветная литература, восстанавливая в евреях веру (Ис 51, 2), напоминает о любви Бога к Аврааму (Авраам - «друг Божий»: 2 Пар 20, 7; ср. Ис 41, 8) и клятвенном обетовании Господа, что Он даст потомству Авраама землю (Исх 32, 13; Исх 33, 1; Втор 1, 8; Втор 6, 10; Втор. 7, 2 и др.), об избрании Авраама (Неем. 9, 7-8). Для эллинизированных иудеев Авраам остается примером покорности Господним заповедям (Сир 44, 20; 1 Мак 2, 52; Юб 6. 19; 4 Мак 16, 20 и др.), воплощением эллинистического идеала добродетели (Прем 10, 5; 4 Мак 16, 20; Philo. De Abrahamo. 52-54).

http://pravicon.com/info-1620

Из-за начавшегося в Палестине голода Авраам со своими людьми переходит в Египет. Здесь он выдал Сару за свою сестру, чтобы египтяне, увидев красоту Сары, не убили его. Целомудрие Сары было сохранено Богом, поразившим фараона и дом его; Авраам же с семейством вернулся в Ханаан, получив большие дары от фараона (Быт 12, 10-20). Между пастухами Авраама и Лота, имевшими большие стада, возникли споры, которые привели к разделу их территорий: Лот избрал себе землю в нижнем течении Иордана, Авраам же оставил за собой землю Ханаанскую. После этого Господь повторил обетование отдать Аврааму и его потомству навсегда всю землю Ханаанскую и умножить потомство Авраама как «песок земной» (Быт 13, 14-17). Во главе вооруженного отряда Авраам нанес поражение эламскому царюи его союзникам, напавшим на царей долины Сиддими захватившим его племянника Лота (Быт 14, 13-16). В этом рассказе об Аврааме впервые в Ветхом Завете появляется слово «еврей» (Быт 14, 30). По возвращении с войны произошла встреча Авраама и Мелхиседека, царя Салимского, священника Бога Всевышнего, который вынес Аврааму хлеб и вино и благословил его, Авраам же, в свою очередь, выделил Мелхиседеку десятину от добычи (Быт 14, 17-24). Бездетному, состарившемуся Аврааму, готовому уже назначить наследником своего управляющего Елиезера, Бог дает обетование о наследнике и умножении потомства, которое будет столь же многочисленно, как звезды на небе (Быт 15, 5). Авраам поверил в это обетование, и Господь вменил это ему в праведность. Господь заключил с Авраамом завет, который сопровождался жертвоприношением, предсказал ему судьбы его потомков, вплоть до их возвращения в Ханаан из египетского рабства, и определил границы будущего израильского государства - «от реки Египетской до великой реки Евфрата...» (Быт 15, 7-21). Тем временем престарелая Сара, согласно существовавшему обычаю, предложила Аврааму «войти» к ее служанке Агари, чтобы Сара могла «иметь детей от нее»; так у Авраам родился сын Исмаил(Быт 16). Господь вновь явился Аврааму и сообщил ему требование, относящееся ко всей его жизни: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17, 1). Он заключил с Авраамом «завет вечный», дав обетование о том, что тот станет отцом множества народов, а Господь будет Богом Авраама и его потомкам, рожденным от Сары (Быт 17, 8).

http://pravicon.com/info-1620

И, казалось бы, начинается другая сюжетная линия, уже Авраам весьма стар, как мы с вами прочитали. Почему Авраам спешит поженить своего сына? Потому что он тоже напуган этим страшным жертвоприношением, которое Господь остановил в самый последний момент. И Авраам хочет, чтобы семья была создана. Аврааму много лет, он похоронил жену свою Сарру, и, казалось бы, все, жизнь окончилась, и можно спокойно умереть!… …И вдруг в начале 25-й главы мы читаем: « И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру » ( Быт. 25:1 ). Кто эта Хеттура? Есть очень древнее такое объяснение, что Хеттура – это Агарь, его прежняя наложница. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Хеттура в переводе с еврейского языка означает «связанная» или «соединенная». По этой причине евреи делают предположение, что Хеттура – это та же самая Агарь, изменившая свое имя. После смерти Сарры она стала из наложницы женой. И пожалуй, возраст уже одряхлевшего Авраама снимает со старца подозрение в том, что он после смерти своей ветхой жены решил доставить себе развлечение новым супружеством» 261 . Была и религиозная причина возобновить отношения с Агарь-Хеттурой: «Авраам взял наложницу (то есть вернул наложницу, – О. С.) с той целью, чтобы многочисленные сыны его, рассеявшись по многим странам всей земли, благочестием своим распространяли ведение и чествование единого Бога» 262 . Итак, если Хеттура – это Агарь, то почему изменилось ее имя? Имя Хеттура (Ктура),происходит от слова: «воскурение», на иврите: кторет. Но прав и Блаженный Иероним, относя это имя к слову кашра, то есть «перевязала». То есть, после расставания с Авраамом она как бы перевязала свои чресла и не с кем не вступала в близость (кашра). И ее нравственные качества изменились настолько, что благоухание ее праведности (кторет), стали очевидны для всех. Ориген соглашается с тем, что ее имя можно перевести и как благоуханная, он пишет: «Хеттура, которую Авраам в старости берет в жены, означает thymama, то есть фимиам, или аромат» 263 . Женившись второй раз, Авраам и создал канонический прецедент, который устанавливает, что вдовец или разведенный может вступить в повторный брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Его отец Фарра зарабатывал на жизнь изготовлением и продажей идолов Созерцая земные и небесные явления, смену светил, Авраам самостоятельно пришел к пониманию истинного, Единого Бога, Творца и Управителя вселенной. В видении Бог Сам открыл Себя новообращенному Аврааму Придя к истинной вере, Авраам стал проповедовать Единого Бога и бороться с идолослужением. Поначалу он пытался убедить отца, братьев и покупателей идолов в бессмысленности поклонения им, затем разбил и сжег изготовленные отцом идолы За это он был схвачен из которой его спас Сам Бог. Испытание огнем - одно из 10 испытаний (бесплодие Сары, война с царями, обрезание, жертвоприношение Исаака и др.), выпавших на долю Авраама Особая праведность Авраама заключалась в том, что он соблюдал все заповеди и установления Торы еще до того, как они были даны на горе Синай При обращении Авраама получил от Бога кн. Закона и установил порядок произнесения утренней молитвы и некоторые правила Особая близость Авраама к Богу («друг Божий» отражена и в том, что он - Его «первый пророк» В апокалиптической литературе рассказывается о том, что Авраам довелось увидеть многие тайны, в т.ч. и загробные. Ангел Божий Агари научает Аврааму ивриту, чтобы тот мог разгадать секреты всех древних книг Иосиф Флавий и др. указывают на широту и разнообразие познаний Авраама: он сведущ в астрономии и арифметике Аврааму приписывается авторство «Книги Творения», возможно, на основании Берешит Рабба 43 : 7, где говорится, что Авраам благословляется так, «будто участвовал со Мной в творении мира». Авраам - первый прозелит и прототип всех прозелитов лично обративший многих к истинной вере В День искупления (Йом-Киппур) Бог смотрит на кровь обрезания Авраама, ради которой Он прощает грехи Авраам и праотцы считались гарантами спасения их потомков, т. к. Бог заключил с Авраамом завет, который будет существовать вечно поэтому в конце времен Он дарует Израилю спасение Не только завет с Авраамом, но и его праведность считается гарантией спасения его потомков Благодаря заслугам Авраама Израиль существует перед Богом искупляются грехи Израиля

http://pravicon.com/info-1620

Места продолжительных остановок в своих странствованиях по земле Ханаанской Авраам ознаменовывает сооружением на них жертвенников Господу Богу, назначением особых мест для богослужения. Хождение Авраама пред Богом ярко отражалось и в его отношениях к людям. Св. Иоанн Златоуст особенно подробно останавливается на этих чертах Авраама, отмечая его кротость, смирение, отсутствие любостяжания, великодушие, мужество, самопожертвование, странноприимство и т. д. Авраам отказывается от своих личных прав в пользу своего недовольного племянника; когда последний попадает, в плен, Авраам без замедления спешит на его освобождение, не думая об угрожающей ему самому страшной, опасности; он великодушно отказывается от военной добычи, проявляя, однако, заботу о справедливом вознаграждении своих союзников; смиренно кланяется пред Хеттеями, прося их о продаже ему места для погребения. Внутреннее благородство его характера, прямодушие и строгость в понятиях о честности и справедливости, совершенное отсутствие в его действиях каких-либо низких страстей и побуждений яркой нитью проходят через все течение его жизни. Но этот возвышенный характер не есть искусственное создание писателя: Авраам проявляет чувства и совершает поступки, свойственные самому заурядному человеку: страх смерти заставляет его дважды смалодушествовать, прибегнуть к обману, или полуобману. В творениях некоторых св. отцов этот поступок Авраама сильно смягчается; так, св. Исидор Пелусиот говорит, что Авраам, убоявшись смерти и отдав жену, не возроптал на Бога 707 ; блаженный Августин , – что Авраам, назвав Сарру сестрой, не солгал, но умолчал, что она жена 2 ). Но даже не допуская этого смягчения, можно ли видеть в этпх проявлениях человеческой слабости со стороны Авраама что-либо такое, что затмевало бы все его добродетели и достоинства? Не служат ли эти случаи, вследствие своей малочисленности, лишь к более яркому обнаружению достоинств Авраама, постепенности его духовного роста? Ибо, если он некогда проявил страх, малодушие, неуверенность в попечениях о нем божественного Промысла; то впоследствии мы видим, что он обнаруживает самую безграничную веру в этот Промысел, когда, посылая раба своего за невестой для Исаака, говорит: «Бог пошлет Ангела Своего пред тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Имя Авраам - диалектный вариант к Аврам, который встречается в егип. текстах XVIII в. до Р. Х. в форме Aburahana. Имя Авраам сравнивали с аккад. личными именами: напр., Aba(m) rama (времен первой вавилонской династии) или ассир. Aba-rama (люби отца; VII в. до Р. Х.) - имя невестки царя Синахериба. Согласно У. Олбрайту значение имени Авраама - «он велик в том, что касается его отца» (т. е. имя указывает на знатное происхождение его носителя). Теофорное значение западносемит. имени А. подчеркивал М. «[мой] Отец (т. е. Бог покровитель) возвышен». Исторический анализ библейских рассказов о религии ветхозаветных патриархов (с привлечением археологического и эпиграфического материала) показал, что библейские сообщения о ней отражают древнейшую догосударственную традицию Израиля и, след., в случае ветхозаветных патриархов речь идет о реальных исторических личностях, независимо от того, как конкретные историки представляют себе их образ и связь с последующей историей Израиля. Археологические открытия 2-й пол. XX в. (особенно в Нузи и Мари) показали, что предание о ветхозаветных патриархах отразило исторические реалии среднебронзового века (1-й пол. II тыс. до Р. Х.) и обнаруживает определенные параллели с обычаями, нравами и правовыми представлениями древневост. культур этого времени и т. о. подтверждают сообщения Библии Попытки ученых точно датировать время ветхозаветных патриархов с использованием данных археологии не приводят, однако, к единому мнению, предлагаются даты: XX/XXI в. до Р. Х. между XX и XVI вв. XIX/XVIII в. Иконография Сюжет жертвоприношения Авраама (Быт 22), символизирующий новозаветную жертву, получил широкое распространение в раннехрист. искусстве; одно из наиболее ранних изображений находится в росписи синагоги в Дура-Европос, ок. 250 г. Этот сюжет встречается в росписях катакомб рельефах саркофагов, украшает евхаристические сосуды. Иногда Авраам изображается безбородым юношей в короткой тунике (напр., стеклянная чаша IV в., найденная в 1888 г. в Булонь-сюр-Мер но обычно Авраам - муж с бородой, в тунике и паллиуме (в Дура-Европос - с темными волосами; в росписях катакомб, мозаиках Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг.,- с короткими седыми).

http://pravicon.com/info-1620

Другие критики в библейском рассказе о покупке Авраамом пещеры Махпелы видят тенденциозно-измышленную легенду, с целью оправдать, с гражданско-юридической точки зрения, занятие евреями земли Ханаанской; подобно тому, как таким же оправданием, с военной точки зрения, служит рассказ о победе Авраама над Кедорлаомером 690 . Более чем сомнительно, чтобы кого-либо могло удовлетворить такое наивное доказательство прав и чтобы нашлись составители подобного рода легенд, для внесения их в свои священные книги. Выводить право народа еврейского на владение землей Ханаанской из того обстоятельства, что праотец этого народа – Авраам купил в этой земле небольшой участок, – это все равно, что на основании, напр., покупки места для погребения в г. Петроград заявлять претензию на владение всем Петроградом. Если такой вывод представляется совершенно абсурдным в наше время, то едва ли он мог быть более убедительным для людей Давидовской эпохи, ко времени которой критики относят составлене упомянутых рассказов. И притом к чему придумывание различных оправданий обладания землей Ханаанской, если это обладание было достигнуто народом еврейским, при посредстве самого могучего из прав – завоевания силой оружия? Сдлавшись собственником участка земли, Авраам погребает на нем Сарру, согласно с обычаями своей эпохи и страны, в пещере. Название этой пещеры – Махпела (еврейск. «макпелâ» от глагола »кафал – удваивать; отсюда в греч. тексте – « σπλαιον διπλον» – пещера двойная), вероятно, указывает на то, что она состояла из двух отделений. В углублениях, высеченных в стенах таких пещер, обыкновенно и полагались тела умерших; вход в пещеру заваливался камнями. Пещера Махпела делается потом местом погребения и самого Авраама. ( Быт. 25:9–10 ). Это место погребения патриархов сушествует и в настоящее время, пользуясь большим почитанием со стороны не только евреев и христиан, но и магометан, во владении которых оно находится. Вот как описывает его проф. А. П. Лопухин в своей Библейской Истории 691 . «Гробница Сарры теперь находится в ограде большой мечети, называемой Гарет-эл-Гарам, которая содержит в себе также гробницы самого великого патриарха, Исаака и Ревекки, Иакова и Лии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕЛХИСЕДЕК Жертвоприношение Авеля, Мелхиседека, Авраама. Мозаика ц. Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. VII в. Жертвоприношение Авеля, Мелхиседека, Авраама. Мозаика ц. Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. VII в. [Евр.  ;   греч. Μελχισδκ; лат. Melchisedech], прав. (пам. в Неделю св. праотец и в Неделю св. отец), свящ. ветхозаветный и царь. Его теофорное имя носит составной характер и обычно интерпретируется как «мой Царь - праведность/справедливость» или «Царь праведности/справедливости» (ср.: Евр 7. 2 - Astour. 1992. P. 684; Hasselhoff. 2012. Sp. 611; Rechenmacher. 2012. S. 55, 117). Наиболее близкой параллелью к нему является имя Адониседек (   - «[мой] Господь-праведность» Нав 10. 1, 3; ср. также:   - «[мой] Царь - Бог» - Быт 46. 17 ). Оба элемента имени встречаются в др. библейских именах, напр.:   в 1Ездр 10. 31;   - 3 Цар 22. 11; Иер 32. 3. Согласно др. интерпретации, 2-я часть имени М. содержит отсылку к имени западносемит. божества: «[бог] Цедек - [мой] царь» ( Reiling. 1999. P. 560). Прав. Мелхиседек встречает праотца Авраама. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XIII в. Прав. Мелхиседек встречает праотца Авраама. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XIII в. Согласно Быт 14. 17-24, когда Авраам возвращался после победы над царем Еламским Кедорлаомером и его союзниками, к нему навстречу вышел М. с хлебом и вином и благословил именем Бога Всевышнего. М. назван царем г. Салима (    ), к-рый считается более древним наименованием Иерусалима (ср.: Пс 75. 3). М. был священником Бога Всевышнего (     ср.: Пс 78. 35), Владыки (   - Создателя) неба и земли, от имени Которого Авраам получил через М. благословение (Быт 14. 18-19). Имя Бога Всевышнего в Быт 14. 22 соотнесено с именем Божиим - тетраграмматоном (  ). Это дополнение отсутствует в переводах LXX, Vetus Latina и Пешитте (BHS. P. 19) и считается позднейшей редакторской глоссой. Из окончания стиха Быт 14. 20 по МТ («он дал ему десятую часть») не совсем ясно, кто был совершителем этого; у глагола не указан по имени субъект, но, судя по параллельному описанию этого события в др. традициях (Евр 7; античные авторы и т. д.), вероятно, речь идет об Аврааме. На первый взгляд исходя из букв. понимания текста, принесение М. «хлеба и вина» (Быт 14. 18) означает подкрепление Авраама и воинов, вернувшихся с битвы. При этом подношение из рук священника может обладать сакральным значением и быть может связано с его благословением ( Westermann. 1985. P. 205). В LXX М. передал им хлеба и вино (ρτους κα ονον).

http://pravenc.ru/text/2562922.html

« " Да, мы гости, но мы и граждане», – говорит проповедник, – смотря по тому, как смотрит на нас народ. К народу мы должны обратиться со своим ходатайством, как к народу же обращались евреи за границей, когда искали своих прав. Чем честнее мы будем поступать в своих отношениях с иноверцами, чем ревностнее будем распространять среди нас образование и родную нам русскую речь, тем скорее приобретем любовь и благосклонность русского народа, который окажется самым лучшим ходатаем в снятии с нас ярма средневековых ограничений. Аврааму не вредило в делах религии его сочувствие благу земли, где он жил, благу прочих сограждан. Кто был более его предан своей вере? Но, в тоже время, кто скорее его жертвовал на благо земли, которая стала для него отечеством? Он никогда не отделял своих интересов от ее интересов, защищал ее своей кровью, молился о спасении даже содомлян, амореев. И современные евреи в делах веры должны быть верны единому Богу, подобно Аврааму; но подобно же Аврааму, будем заботиться и о благе той земли, в которой живем. Скоро наступит время, когда земля родная призовет и нас к своей защите: новый устав о воинской повинности вступит скоро в действие. Пора и нам подумать о том, как бы поскорее заменить для себя название гостей названием граждан. Патриарх наш Авраам учит нас, как должны мы поступать в настоящем случае. С одной стороны, он говорит нам: не щадите своей крови для защиты своей родины, как и я в свое время боролся для спасения своих сограждан и молился за их благо; с другой стороны, он прибавляет: обращайтесь к народу не гордыми, но скромными словами, говорите и вы ему: мы гости, но ведь мы и граждане; когда дело идет о защите родины нашей кровью – мы граждане; когда же речь заходит о наших правах – мы гости! Когда же уничтожится это противоречие, это двусмысленное положение, в котором мы в одно время – гости и граждане? Вот какого рода речь вести учит нас патриарх Авраам. И если наши действия не опровергнут наших слов, народ русский поймет справедливость наших слов и сам появится ходатаем за нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Жертва Авраама часто трактуется как прообраз Агари в анафорах Евхаристической жертвы Литургий Востока и Запада - напр., Литургии ап. Марка римской мессе В христианских евхологических и гимнографических текстах встречается образ «лона», или «недр», Авраама как синоним рая (ср. Мф 8. 11; Лк 16. 22-26): «Помяни, Господи… православных… Сам упокой их… в Царстве Твоем, в наслаждении райском, в недрах Авраама, Исаака и Иакова…» " Сладок рай: Авраамова бо недра патриарха греют вас в селех вечных, мученицы четыредесяте " и др. Имя Авраама часто употребляется в иудейских и христианских молитвах как составная часть обращения к Богу («Боже Авраамов», «Боже Авраама, Исаака и Иакова», «Боже Авраамов и Израилев» и т. д.) ср. начало молитвы Манассии " Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов и Исааков и Ияковль, и семене их праведнаго " Библейская критика Западные исследователями XIX в. библейские повествования об Аврааме были подвергнуты рационалистической оценке. Согласно историко-эволюционной схеме Ю. Велльгаузена, все рассказы об Аврааме представляют собой проекцию исторических реалий из жизни Израиля периода плена на древность. Критическая традиция, отвергавшая в основном историчность библейского рассказа об Аврааме, продолжала развиваться представителями лит. критики (Г. Гункель) и школы анализа жанровых форм, последователями А. Альта и М. Нота, уделявшими большое внимание сложной истории возникновения текста кн. Бытия и предшествовавшей ей устной традиции, длившейся многие столетия. Наряду с этим в апологетической традиции XIX-XX вв., защищавшей свидетельства Свящ. Писания от возражений отрицательной критики, зап. и правосл. ученые приводили аргументы в пользу историчности повествований о ветхозаветных патриархах У историков в большинстве случаев не вызывает сомнения историчность персон ветхозаветных патриархов. В пользу историчности Авраама говорит то, что имя Авраам не вымышленное имя мифического персонажа и не эпоним этнической группы, но встречающееся и в др. внебиблейских источниках личное имя Имя Аврам (от Быт 11, 26 до Быт 17, 5), вероятно, краткая форма имени Авирам (евр. , - [мой] отец высок, возвышен) и встречается в 3 Цар 16, 34, по своему значению, возможно, является теофорным эпитетом, подчеркивающим величие Господа.

http://pravicon.com/info-1620

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010