Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древнего Израиля (См. также " Всемирная история. Древний мир " ) КОРЕЙ, ДАФАН И АВИРОН мятежники, возглавившие восстание против Моисея и Аарона во время странствования евреев по пустыне МАККАВЕЙСКИЕ КНИГИ традиц. название 4 иудео-эллинистических сочинений, входящих в основные древние кодексы Септуагинты, за исключением Ватиканского МАЛАХИЯ пророк, согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в состав корпуса Малых пророков (пам. 3 янв.) МАМРЕ в Библии название места (рощи, дубравы), где жил и построил жертвенник Богу ветхозаветный патриарх Авраам МАНАССИЯ старший сын ветхозаветного патриарха - прав. Иосифа, родоначальник одноименного колена израильского МАНАССИЯ (VII в. до Р. Х.), 14-й царь иудейский, сын и преемник царя Езекии, рожденный от Хефцибы (4 Цар 21. 1) МЕНЕЛИК I согласно исторической традиции христ. Эфиопии, один из древнейших эфиоп. царей, первородный сын израильского царя Соломона МИХЕЙ ветхозаветный пророк, согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг Малых пророков МОАВ [в моавитских текстах ; в евр. Библии], название территории в Заиорданье, к востоку от Мёртвого м., и проживавшего там во II-I тыс. до Р. Х. народа МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа НАЗОРЕИ в ветхозаветном иудаизме люди, давшие определенные обеты Богу: не стричь волос, воздерживаться от употребления вина и не касаться мертвых НАФАН прав. (пам. в Неделю св. праотец), ветхозаветный пророк во времена царя Давида (ок. X в. до Р. Х.) НЕЕМИЯ евр. наместник Иудеи в период персид. владычества, центральная фигура Книги Неемии, описывающей деятельность Н. по восстановлению Иерусалима НИМРОД согласно библейской «таблице народов» (Быт 19) (см. в ст. Бытие), предок людей, населявших Месопотамию; в ислам. традиции считается нечестивым царем-богоборцем и врагом Ибрахима (Авраама) НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества ОСИЯ ветхозаветный прор. (пам. 17 окт.), согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг малых пророков

http://pravenc.ru/rubrics/121132_5.html

Разделы портала «Азбука веры» Патриарх (греч. πατριρχης от др.-греч. πατρ «отец» + ρχ «господство, власть; начало» — букв.: родоначальник, праотец) — в узком смысле титул епископа-предстоятеля автокефальной Православной Церкви в ряде Поместных церквей. В широком смысле слова титул для обозначения главы христианской деноминации, или шире – обозначение главы какого-либо движения или организации, общины. Помимо обозначения епископа-предстоятеля автокефальной церкви понятие «патриарх» в православной традиции обозначает конкретный чин (лик) святости – «патриархи», или «праотцы». К ним относят допотопных персонажей: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Енох, Ной, Иафет, Сим и пр. (которых также иногда именуют «прародители» (правда, термин «прародители», в узком значении слова, в богословской литературе обычно применяется к представителям первой человеческой четы – к Адаму и Еве)); послепотопных персонажей: Авраам, Исаак, Иаков, Мелхиседек, Иов и пр. В некоторых (редких) случаях к данному чину относят и некоторых иных персонажей Ветхого Завета. Общепринятая нотация принадлежности к данному чину святости в современно русском языке: патр. (ед. ч.) и патрр. (мн. ч.). Довольно часто она заменяется на нотацию праведников: прав. (ед. ч.) и правв. (мн. ч.). Примеры: Св. патр. Ной, свв. патрр. Авраам, Исаак и Иаков. Период правления патриарха в современной публицистике обозначается словом «патриаршество» (в редких случаях словом «понтификат», от лат. pontifex maximus, то есть «верховный жрец»). Пример: Патриаршество Святейшего Патриарха Кирилла, понтификат святейшего патриарха Алексия II . В письменной речи при официальном титуловании и в официальных церковных документах правильно писать титул действующего патриарха с прописной буквы: Патриарх Московский и всея Руси. Вне официального титулования слово «патриарх» пишется со строчной буквы: прием у патриарха Кирилла. История понятия Именование «патриарх» по отношению к епископам употреблялось с конца IV в. Как  Первым официальным церковным документом, в котором слово «патриарх» используется для обозначения высшего иерарха, стала Конституция императора Зинона (477 г.). Утверждается, что в канонических источниках этот титул был отмечен ещё позже, например, в 7м правиле Трулльского Собора.

http://azbyka.ru/patriarx

1Кор 15:10 ). 3) «Не дам славы Моей иному» ( Ис.42:8 ). Дальнейшие слова «и хвалы Моей истуканам» объясняют, что Бог запрещает воздавать славу и поклонение истуканам – ложным богам, а о святых апостолах Иисус Христос сказал: «славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» ( Ин.17:22 ; ср. Пс.149:5, 145:8 ). 4) Апостол Петр отверг поклонение Корнилия ( Деян.10:26 ). Выражение апостола «встань, я тоже человек» показывает, что Корнилий, как язычник, хотел воздать апостолу Петру божеское поклонение (ср. Деян.14:10–15, 28:6 ), чего апостол и не допустил. Апостолы Павел и Сила не отвергли поклонения стража ( Деян.16:29 ). Молитвенное призывание святых Учение о сем православной Церкви. Святые молитвенно ходатайствуют: Молитвы святых Богу угодны. Свидетельства древнехристианских отцов. Опровержение возражений. Учение о сем православной Церкви «Исповедуем также, что святые ходатайствуют о нас в молитвах и прошениях к Нему (Богу), а более всех – пренепорочная Матерь Божественного Слова, также святые ангелы-хранители наши, апостолы, пророки, мученики, праведные и все, которых Он прославил, как верных Своих служителей... Исповедуем также, что святые суть посредники и ходатаи о нас пред Богом не только здесь, во время их пребывания с нами, но еще более по смерти, когда они, по разрушении зерцала (о коем упоминает апостол), во всей ясности созерцают Святую Троицу и беспредельный свет Ее. Ибо как мы не сомневаемся в том, что пророки, будучи еще в смертном теле, видели предметы небесные, почему и предсказывали будущее, так точно не только не сомневаемся, но и непоколебимо веруем и исповедуем, что ангелы и святые, которые сделались как бы ангелами, при беспредельном свете Божием видят наши нужды» (Послан. патриар. прав.-кафол. Церкви, чл. 8). 421 Святые молитвенно ходатайствуют а) при жизни : Сам Бог повелел обращаться к молитвенному ходатайству святых: «сказал ему (Авимелеху) Бог... помолится (Авраам) о тебе, и ты будешь жив... И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха» ( Быт.20:6–7:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Подчеркивается спасительное преимущество обетования Авраама перед Законом Моисея (Гал 3. 17-18), ибо обетование Авраама рассматривается как «завет о Христе», а под «семенем» ап. Павел понимает Самого Христа (Гал 3. 16), но тем самым и всех верующих во Христа, являющихся членами единого Тела Христова(1 Кор 6. 15; 12. 27). Иак 2. 21-24 называет Авраама, получившего оправдание по его делам, образцом покорности воле Бога Значение Авраама в христианском богословии В последующей христианской традиции идеи новозаветного богословия нашли свое развитие: ветхозаветные патриархи познали тайну Закона, заключающуюся в том, что обетование Авраама исполнилось во Христе и христиане т. о. вправе называть Авраама своим отцом, а себя - избранным народом Отцы Церкви и христианские писатели использовали историю Авраама для наставления в добродетели, как назидательный урок благочестия, видят в ней прообразования, указывающие на новозаветную истину Христову, и даже аллегорическое изображение шествия падшей души под божественным покровительством по пути совершенства. Вера в то, что в событиях жизни патриархов предвещалось буд. таинство Христово, выражена и в богослужебных песнопениях: " Во отцех Боже предвозгласил еси таинственно хотящее быти на земли Бого явление таинственне, превечнаго Сына Твоего от Девы, во Аврааме, Исааке и Иакове, Иуде и прочих, Иессеи и Давиде, и пророцех всех, Духом предвозвещая в Вифлееме Христа явльшася, сущыя в мире вся взывающа " По мнению церковных писателей, Бог призвал Авраама благодаря его личному благочестию, засвидетельствованному прежде в борьбе с халдейским идолопоклонством Авраам при этом должен был стать охранителем и учителем веры и нравственности среди окружающих язычников Завет с Авраамом не исключал прежних заветов с родом человеческим, и язычники, т. о., не были лишены участия в завете Божием Обетование об умножении потомства и благословении всех племен земных (Быт 12) относится ко всему человечеству, на которое через Потомка патриархов должно снизойти благословение Божие

http://pravicon.com/info-1620

Однако, благая весть о спасении выходит за пределы Израиля по плоти. Она обращена и к язычникам. Они также призваны стать «Своими людьми» Спасителю. Первым намеком на это становится упоминание Авраама в 1-м стихе, который сам был из язычников . Он отец множества народов , которые через него получат благословение . Также этот намек можно увидеть в том факте, что упоминание имен в Мф. 1:1 идет по нисходящей, вглубь веков: Христос – Давид – Авраам – ... Евангелист Лука, как спутник апостола языков, выразит эту мысль в своей генеалогии со всей четкостью: Христос – Давид – Авраам – Адам – Бог . Однако явным свидетельством об этом становится упоминание имен четырех женщин. Все они имеют непосредственное отношение к язычникам. Фамарь скорее всего была из местных жителей . По свидетельству иудейского предания, она являлась «дочерью Арама» (из арамеев). Раав была жительницей ханаанского Иерихона. О Руфи Писание прямо говорит, что она была моавитянкой . Вирсавия была замужем за Урией хеттеянином . Примечательно то, что евангелист не называет ее имени, но только имя ее мужа. Это можно рассматривать, с одной стороны, как указание на грех Давида (убийство), но с другой – как желание автора подчеркнуть национальность Урии и его жены. Несмотря на то, что все женщины имеют языческое происхождение, все они становятся участниками Израиля по плоти, а также прообразом того, что в Новый Израиль войдут все народы . Вообще, использование имен женщин в еврейской генеалогии – нечто из ряда вон выходящее . Женщина не имела такого статуса и таких прав в древнем (преимущественно патриархальном) обществе, как в современном. Каждый день правоверный иудей благодарил Бога словами: «Спасибо Тебе, Господь за то, что я не язычник, не раб и не женщина». В этом смысле генеалогия евангелиста Матфея выглядит революционной: четыре женщины подряд. Для всего человечества это может иметь существенное значение. Спаситель упраздняет не только этнический барьер на пути ко спасению, но и половой. В новом мире, как говорит апостол Павел: «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).

http://bogoslov.ru/article/3707711

Пастухи, конечно, не замедлили рассказать обо всем случившемся и в Иерусалиме, куда они повели жертвенных животных, и, таким образом, тайна рождения Христа стала проповедоваться в мире. Неизвестно, сколько времени св. семейство пробыло в своем убогом помещении, но можно надеяться, что окружающие, из сострадания к юной матери с ее чудесным Младенцем, под влиянием рассказов пастухов о бывших им видениях, не замедлили предоставить ему более удобное помещение в самой гостинице или в каком-либо из частных домов в Вифлееме. Там, в восьмой день, во исполнение закона, над Св. Младенцем был совершен обряд обрезания. Этот ветхозаветный обряд имел в религиозной и семейной жизни иудеев такое же значение, как у христиан крещение, и закон строго требовал соблюдения его в должное время, так как это был торжественный акт посвящения новорожденного Богу в качестве нового члена избранного народа. Насколько иудеи сами строго относились к исполнению этого долга в это время, можно видеть из той настойчивости, с которой требует исполнения этого обряда «Книга юбилеев». «В восьмой день, – говорится в ней, – обрежь твоего младенца мужеского пола, ибо в этот день обрезаны были Авраам со всеми домочадцами своими. И никто да не посмеет переменить этого дня, ни отложить обрезания позже восьми дней, потому что это вечный закон, утвержденный и начертанный на скрижалях неба. Кто не исполняет сего, тот не принадлежит к сынам обетования, а к сынам погибели. Сыны Велиара те, кто не исполняют сего» 44 . Право совершения обрезания принадлежало обыкновенно отцу, как это делали великие патриархи Авраам, Исаак и Иаков, а иногда его совершали и сами матери 45 , хотя это, по-видимому, было лишь в исключительных случаях. Совершалось обрезание обыкновенно в семейном кругу, в присутствии близких родственников или знакомых, которые нарочито созывались на это семейное празднество, подобно тому как у нас созываются родственники на крестины. Св. семейство, находясь вдали от своего родного города, конечно, не могло совершить этого обряда с надлежащей праздничной торжественностью, и, наверное, оно совершилось в тихом семейном уединении, быть может только в присутствии прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Когда таким образом Писания были переведены с такою верностью и с Божиею благодатию, и когда из них Бог приготовил и образовал нашу веру в Сына Его, сохранив для нас Писания неповрежденными в Египте…» . Таким образом, представляется ясным, что, с одной стороны, Бог имеет попечение и об отдельных словах Писания, а с другой – что перевод семидесяти был вдохновенным совершенно особым образом. С глубокой выразительностью о значении слов и даже букв Писания говорит свт. Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей. Мысль её видна даже из названия – «О том, что не должно оставлять без внимания ни времени, ни даже единой буквы Божественных Писаний»; свт. Иоанн говорит вот что: «Не напрасно я сказал это и не без причины распространился об этом, но потому, что есть коварные люди, которые, взяв в руки Божественные книги и увидев счет времени или перечисление имен, тотчас оставляют их и укоряющим их говорят: здесь одни только имена, и нет ничего полезного. Что говоришь ты? Бог вещает, а ты смеешь говорить, что в сказанном нет ничего полезного? Если ты увидишь одну только простую надпись, то, скажи мне, не остановишься ли ты на ней со вниманием и не станешь ли исследовать заключающегося в ней богатства? Но что я говорю о временах, именах и надписях? Посмотри, какую силу имеет прибавление одной только буквы, и перестань пренебрегать целыми именами. Патриарх наш Авраам (действительно он принадлежит нам, нежели иудеям) сперва назывался Аврамом, что в переводе значит: странник”; а потом, будучи переименован в Авраама, стал отцом всех народов”; прибавление одной буквы доставило праведнику такое преимущество. Как цари своим наместникам дают золотые таблицы в знак власти, так и Бог тогда придал праведнику эту букву в знак чести» . Это относится не только к именам. Так, 318 человек, с которыми Авраам вышел на противников, также толкуются символически: буквенное начертание 318 (τη) в греческом начинается с буквы «тау», образующей крест, а последующие йота и эта прообразуют имя Господа Иисуса (ησος). Замечательное единство древних и новых толковников здесь показывает прав. Иоанн Кронштадтский, ссылающийся в этом вопросе на Климента Александрийского .

http://pravoslavie.ru/143331.html

Итак, Ева из мужского ребра рождается без матери, а разве из Девического чрева Младенец не может родиться без мужа?» Такое рождение осуществилось, по замечанию свт. Кирилла, «от Святого Духа Божией силой» ( Cyr. Hieros. Catech. 12. 29). При сравнении Е. и Девы Марии прп. Иоанн Дамаскин основное внимание обращал на то, что «первая Ева впала в преступление, и через нее, послужившую змею против прародителя, смерть вошла в мир»; Мария же, «послушная воле Божией, обманула змея, обманувшего нас, и ввела в мир нетления» ( Ioan. Damasc. In Nativ. B. V. M. 1. 7). Для блж. Августина символическим является сон Адама, во время к-рого из ребра была создана женщина. В нем он усматривает даже пророчество о Христе и Церкви, «ибо сон мужа (Быт 2. 21) означал смерть Христа, ребра Которого, когда Он висел бездыханным на Кресте, были пронзены копьем, и из них излилась кровь и вода, что мы считаем таинствами, которыми созидается Церковь» ( Aug. De civ. Dei. XXII 17). В древней Церкви, когда широкое распространение получил аллегорический метод толкования Свящ. Писания, толкователи иногда сопоставляли Адама с Христом, а Е.- с Церковью. Напр., в приписываемом сщмч. Клименту Римскому 2-м Послании к Коринфянам сказано: «Сотворил Бог человека - мужа и жену; муж есть Христос, жена - Церковь» ( Clem. Rom. Ep. II ad Cor. Suppl. 14. 2). М. С. Иванов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ГАД 7-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, служанки его жены Лии, и родоначальник одноименного колена (память в Соборе святых праотец и в Соборе святых отец) ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.) НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества ДАН 5-й сын ветхозаветного патриарха Иакова, родоначальник одноименного колена, именем к-рого были названы территория и город в Палестине МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец)

http://pravenc.ru/text/180848.html

В образе трех странников, посетивших Авраама, большинство св. отцов усматривает явление Господа (именно – второе Лицо Св. Троицы) и двух ангелов ( Иустин Философ , Ириней Лионский , Иоанн Златоуст и другие). Из повествования бытописателя ясно видно неравенство странников между собой, превосходство одного из них перед двумя другими. Но некоторыми св. отцами (напр., Амвросий Медиоланский – «De Abraham», lib. I, сар. V, 33) высказывается и такое мнение, что Аврааму было явление Св. Троицы; это мнение находит себе выражение и в богослужебных книгах: «видел еси, яко же есть можно человеку видети, Троицу и тую угостил еси, яко друг присный, преблаженне Аврааме» (канон в неделю Св. Праотец, песнь 5). Между этими мнениями св. отцов нельзя видеть какого-либо противоречия; ибо, хотя из странников только один был Господь, но, как поясняет св. Амросий Медиоланский, Авраам «принимал Отца не без Сына и исповедал Сына не без Духа Святаго»: Бог есть Троица единосущная и нераздельная; и троичное число странников было знаменательным указанием на троичность лиц в Боге, на таинство Пресвятой Троицы 588 . Бытописатель не сообщает подробностей о том, в чем состояли те великие злодеяния жителей Пентаполя, за которые их постигло страшное наказание Божие. Однако, из сообщения о том крайне гнусном надругательстве, которое жители Содома намеревались совершить над пришедшими к Лоту в образе странников ангелами, можно заключить о крайней степени нравственного падения пентапольских жителей. Для них уже не существовало ничего священного, ничего удерживающего их от попрания самых элементарных прав человечества и даже законов природы. Это была та степень окончательного помрачения в человеке всяких семян добра, которую обнаружило человечество перед всемирным потопом: «И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». ( Быт. 6:5 ). В таком состоянии исключается уже всякая возможность раскаяния и исправления нечестивцев; их злодеяния, подобно злодеянию Каина, тяготят, саму землю, которая вопиет к Господу о наказании беззаконных.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 17 , С. 302 опубликовано: 28 марта 2013г. ЕВСТАФИЙ [груз. ], католикос-патриарх всей Грузии (ок. 50-х гг. XI в.). Его имя упоминается в списке католикосов Синодика Никорцминдской рукописи, найденной прав. Евфимием Такаишвили в храме Никорцминда в 1919 г., перед именами Георгия, Димитрия и Василия, поэтому имя Е. условно помещают перед именем католикоса-патриарха Георгия III Таойского (50-60-е гг. XI в.). Лит.: Такаишвили Е. Летопись царей и католикосов в Никорцминдской рукописи// Он же. Эмигрантские труды: Сб./Ред.: Г. Шарадзе. Тбилиси, 1991. Т. 1. С. 181-194 (на груз. яз.); Абашидзе З. Евстати//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 46 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Грузинская Православная Церковь Грузинская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Католикосы-Патриархи Грузинской Православной Церкви Евстафий, католикос-патриарх всей Грузии (ок. 50-х гг. XI в.) См.также: АВРААМ I Католикос-Патриарх Грузии (1282-1310) АВРААМ II АБАЛАКИ Католикос-Патриарх Грузии (ок. 1492-1497) АМВРОСИЙ (Хелая Виссарион; 1861-1927), Католикос-Патриарх Грузии, исп. (пам. груз. 16 марта) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/187447.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010