Двойственность Ипостасей Следуя принципу утверждения авторитета соборов, православие поддерживало возвещенную в Эфесе в 431-м году анафему «человекопоклоннику Несторию», а также его богословию воплощения Слова (Логоса) как Его вселения. Тем не менее сторонники этих богословских воззрений по-прежнему противились анафеме, заявляя, что их взгляд на соотношение божественного и человеческого во Христе остается единственно верным и что «мы, церковь Христа, Господа нашего, держимся истины Евангелия» 335 ), тогда как все остальные отпали от нее. Даже в большей степени, нежели в византийском богословии, здесь отстаивалась идея непреложности истины 336 , и поэтому можно цитировать авторов, отделенных друг от друга многими веками, например, Бабая (Вавая) Великого (Кашкарского), жившего в начале 7-го века, и Абдишо Нисибийского, жившего в конце 13-го, почти не обращая внимания на то, когда именно они жили. Представители несторианской христологии непрестанно обращались к своим противникам с одним принципиальным вопросом: «Как быть с двойственностью Божества и человечества» во Христе? 337 . Несториане считали, что, отвергнутая в 431-м году, эта двойственность была вновь утверждена православными двадцать лет спустя в Халкидоне, несмотря на то, что этот собор еще раз осудил Нестория и восхвалил Кирилла Александрийского . Когда зашла речь об этом решении, несториане обрушились на него, усмотрев в нем «начало бездны», отъединяющей их от прочих христиан, то начало, где она разверзается 338 . Учение Халкидонского Собора об «одной ипостаси» во Христе было осуждено как «безумное заблуждение» и «искажение нашей веры» 339 . Тем не менее, чтобы изложить свое собственное учение об ипостасной двойственности, несториане использовали ту же терминологию Халкидона, заявляя, что «оба естества сохраняются… неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» 340 . Истинное учение – это не учение Эфеса или Халкидона, но учение «отцов моих, учителей, предшественников и наставников, трехсот восемадцати» отцов Никейского Собора 341 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. (в зороастризме - Михран-Гушнасп) род. в аристократической иран. семье в Кашкаре (область на левобережье Тигра, восточнее Вавилонии). Его отец был остандаром (губернатором) Нисибина, дед по отцу - префектом в Нов. Антиохии (одной из частей пятиградия сасанидской столицы), дед по матери - мобедом (главой зороастрийского жречества). Юношу определили пажом во дворец шаханшаха для продвижения по служебной лестнице и занятия гос. должностей. Когда в окрестностях столицы вспыхнула эпидемия чумы, Михран-Гушнасп бежал из города в одно из своих имений и доверил управление землей и всем имуществом христианину. В 595 г., как сказано в источниках, Бог избрал Михран-Гушнаспа для служения истинной вере, и он принял крещение из рук Симеона ибн Джабира, еп. Хиры, к-рый в 593 г. крестил лахмидского царя Нумана. Обращенный сменил имя, став Г., освободил своих рабов, роздал имущество родственникам и удалился в пустыню. Симеон рукоположил Г. во иерея. Его родная сестра последовала примеру брата и была крещена католикосом Сабришо (596-604), приняв имя Мария. Оба решили посвятить жизнь отшельничеству и совершили паломничество на св. гору Изла. В Нисибине Мария ушла в жен. мон-рь, а Г. стал учиться в Нисибинской духовной школе. При наставничестве архим. Дадишо Г. утвердился на позициях несторианства. Он сопровождал еп. Хиры Симеона в поездке в К-поль. По возвращении оттуда Г. выполнил свой обет и стал монахом обители Авраама Кашкарского, руководимой в то время его преемником Дадишо. В этом мон-ре Г. находился вместе с Бабаем Великим. По сведениям «Хроники Сеерта», там же Г. написал «Книгу, опровергающую веру магов и разоблачающую все их ложные таинства». После смерти патриарха-католикоса Григория I (608-609) епископы Церкви Востока , полагаясь на обширные знания Г. и прежние связи в кругах иран. аристократии, привлекли его к составлению коллективного послания монарху с просьбой разрешить избрание нового католикоса. В сопровождении 2 священников и 2 диаконов Г. прибыл в царскую резиденцию. На просьбу христиан Хосров II ответил, что для получения разрешения они должны подтвердить истинность своей веры. По одним данным, придворный царя предложил устроить словесное состязание представителей Церкви Востока и сирийцев-яковитов (сторонников монофизитства), по другим - яковит Гавриил Шигарский, личный врач шаханшаха, сам вызвал оппонентов на словесное единоборство. Епископы Церкви Востока определили группу участников диспута со своей стороны, включив в нее митрополитов Адиабены и Бет-Гармая (Гармакана), Г. и 2 епископов. Г. и Хенанишо было поручено составить текст исповедания веры. В «Деяниях» соборов Церкви Востока V-VII вв. он помещен в виде приложения к Собору Григория I (605).

http://pravenc.ru/text/164955.html

перевод фрагментов 1–3-й речей: Levin M. Die Scholien des Theodoros bar Koni zur Patriarchen-Geschichte. Berlin, 1903; φρ. перевод почти всей 11-й речи: Pognon H. Inscriptions mandates des coupes de Khouabir. Paris, 1899. P. 105−138. Исследования. Nöldeke Th. В. Chone über Homer, Hesiod und Orpheus. ZDMG S 3 (1899). S. 501−507; Ganneau Ch. C. Empedocle, les Manichéens et les Cathares. JA 9, 15 (1900). P. 179−186; Kugener V. M.: Cumont F. La cosmogonie manichéenne d " après Théodore bar Koni. Bruxelles, 1908; Baumstark A. Griechische Philosophen und ihre Lehren in syrischer Überlieferung. OC 5 (1905). S. 1−25; Furlani G. La filosofia nel Libro degli Scoli di T. b. Kêwânay. Giom. Soc. Asiat. Ital. 1 (1926). P. 250−296; Idem. Theodore bar Koni sull " adorazione greca e romana dell " aquila. Studi e Materiali Stor. Rel. 7 (1931). P. 21−23; Benvenute E. Le témoignage de Théodore bar Koni sur le zoroastrisme. Le Monde Orientai 21 (1932). P. 170−215; Clarke E. G. The selected Questions of Isho Bar Nun on the Pentateuch. Leiden, 1962. § 156. Фома, епископ Маргский Был братом католикоса Феодосия и секретарем Авраама II. Прежде вел подвижническую жизнь в монастыре Бет-Аве. До середины IX в. был избран митрополитом Марги, что в Бет-Гармае. Незадолго до того под названием «Книга предстоятелей» составил историю монахов обители Бет-Аве. Шесть первых речей посвящено зарождению монастыря на Изле, при посредничестве Авраама Кашкарского, в то время как последняя речь также сообщает о монастыре, основанном в Бирте в области Бет-Гармай. Очевидна важность этого труда для истории монашества у несториан. Издания. Bedjan Р. Liber Superiorum seu Historia monasteriorum auctore Thoma episcopo Margensi. Paris, 1901; Wallis Budge E. A. The Book of Governors. 2 Vols. London 1893 (с англ. переводом). Исследование. Baumstark. S. 233−234. § 157. Ишоднах из Басры После 849 или 850 г. под названием «Книга целомудрия» написал историю монашества у восточных сирийцев, в которой рассказал о выдающихся основателях монастырей, аскетических писателях и знаменитых пустынниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Hist. eccl. VI 33), однако эта гипотеза, первоначально принятая в науке, впосл. была признана несостоятельной. На рубеже XIX и XX вв. нек-рые ученые принимали (У. Бадж , П. Р. Дюваль ), другие отрицали (Г. Вестфаль) достоверность сказания о Е. Первое значительное историко-лит. исследование Жития было осуществлено Ж. Лабуром . Он подверг сомнению деятельность Е. в IV в. на том основании, что о нем нет упоминаний ни у блж. Феодорита Кирского (V в.) и Созомена, сообщавших ценные сведения о монашестве в Месопотамии, ни в деяниях несторианских Соборов V-VII вв., ни в монастырских правилах VI в.; о Е. ничего не пишет Фома Маргский в «Истории монахов» (IX в.); Бабай Великий в трактате «О единении» именует «отцом монахов» прп. Авраама Кашкарского ( 588). Однако в поздних несторианских сочинениях Е. называют основателем монашества в Персии. Лабур объясняет это тем, что Е., вероятно, был основателем или эпонимом яковитского мон-ря в Тур-Абдине (к северу от Нисибина), где о нем сложилась легенда. Впосл. мон-рь был покинут монофизитами; между 750 и 800 гг. его заняли несториане (материальную поддержку обители оказывал ее бывш. игум. Рузбихан, митр. Нисибина). Они заимствовали легенду и дали ей столь широкое распространение, что большинство мон-рей на севере, а позднее и на юге Месопотамии пожелали вести свое происхождение от учеников Е., и т. о. статус «начальника монахов» в Персии утвердился за Е. к нач. XI в. Выводы Лабура разделял А. Выыбус . Данная гипотеза встретила ряд возражений П. Петерса , к-рый датировал окончательный вариант легенды кон. IX в., а первоначальную редакцию отнес к циклу свт. Иакова Нисибинского (в арм. деяниях свт. Иакова и сщмч. Милия Е. фигурирует как Маругэ). Петерс считал, что Ишоднах мог заимствовать повествование о Е. из сборника сказаний о монахах «Рай восточных» Иосифа Хаззаи (не сохр.; по мнению Петерса - VII в., совр. датировка - VIII в.). Возможным аргументом в пользу хронологической достоверности Жития является также отмеченное Петерсом упоминание Е.

http://pravenc.ru/text/186927.html

В лит-ре (напр.: Bell G. L. Churches and Monasteries of the Tûr (?)lsquo;Abdîn and Neighbouring Districts. Hdlb., 1913. Nendeln, 1978r) иногда упоминаются др. обители И.: Дейр-эль-Авар, монастыри Мар-Ярет, Мар-Худахви (2 последних Брок локализует «над деревней Маарре» ( Brock. 1980/1981. P. 16)), однако, по мнению Фие ( Fiey. 1977. Р. 157-158), информация о них нуждается в проверке. Значение И. как 1-го центра монашества для сир. традиции сопоставимо со значением Киево-Печерской лавры для русской. И. была колыбелью месопотамского иночества. Впосл. мон-ри возникли в Сирии, Месопотамии и далее на Востоке. Так, в традициях «Великого монастыря» И. Раббан Яэкоб (Иаков) основал соседний монастырь Бет-Аве (Лесной), куда, как свидетельствуют «История монахов» Фомы Маргского (IX в.) и более поздние иноческие сочинения, переместился центр монашества после кончины Авраама Кашкарского. На юге, в Бет-Хузайе, эти традиции развивал Раббан Шапур (Шабур). Он основал обитель, носившую его имя, где, в частности, подвизался нек-рое время Мар Исхак с горы Матут, еп. Ниневии, известный грекам и славянам как свт. Исаак Сирин . Лит.: Hoffmann G. E. Auszüge aus syrischen Akten persischer Märtyrer. Lpz., 1880. S. 167-173; Анатолий (Грисюк), сщмч. Исторический очерк сир. монашества до пол. VI в. К., 1911. С. 5, 11-13, 269, 282-284; V öö bus A. History of Ascetism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture in the Syrian Orient. Louvain, 1960. Vol. 2. (CSCO; 197. Subs.; 17); Fiey J.-M. Nisibe: Métropole syrienne orientale et ses suffragants, des origines à nos jours. Louvain, 1977. P. 134-157. (CSCO; 388. Subs.; 54); idem. Izla//DHGE. T. 26. Col. 493-494; Brock S. P. Notes on Some Monasteries on Mount Izla//Abr-Nahrain. Leiden, 1980/1981. Vol. 19. P. 1-19 (repr.: Idem. Syriac Perspectives on Late Antiquity. L., 1984. Chap. 15. P. 1-19); Palmer A. Monk and Mason on the Tigris Frontier: The Early History of Tur ‘Abdin. Camb., 1990; Hollerweger H. Turabdin: Lebendiges Kulturerbe. Linz, 1999; The Hidden Pearl: The Syrian Orthodox Church and its Ancient Aramaic Heritage/Ed. S. P. Brock e. a. R., 2001. Vol. 2: The Heirs of the Ancient Aramaic Heritage. P. 134-136, 165-166; Johnson D. A. Monks of Mount Izla. S. l., 2004; Chial à S. Abramo di Kashkar e la sua comunità: La rinascita del monachesimo siro-orientale. Magnano, 2005; Aphram I Barsoum, patr. The History of Tur Abdin/Ed. M. Moosa. Piscataway (N. J.), 2008; Jullien F. The Great Monastery of Mount Izla and the Defence of the East-Syrian Identity//The Christian Heritage of Iraq: Coll. Papers from the Christianity in Iraq I-V Seminar Days/Ed. E. C. D. Hunter. Piscataway (N. J.), 2009.

http://pravenc.ru/text/293880.html

Под властью католикоса было шесть митрополитанских округов. Вместе с тем он был владыкой обширной епархии, называвшейся «Бет-Армайе» («дом Арамеев» ­ сирийцев). Под его властью было 12—13 епископов, главный между которыми епископ кашкарский первенствовал: он назывался «главою епископов» или «сыном десницы его» (католикоса), вероятно, вследствие того, что он стоял во время богослужения по правую сторону и в церковных делах был, так сказать, его правой рукой. После смерти католикоса он признавался местоблюстителем его. Если и кафедра кашкарская была не занята, то местоблюстительство переходило по очереди к кафедрам низшим, и так до младшего епископа касреского. Местоблюститель вел все дела, только не поставлял епископов, не носил жезла (считалось неудобным употреблять его в чужой области) и бируна (облачения, напоминающего омофор). Он был местоблюстителем в течение 3-х месяцев и подготовлял почву для избрания, затем приглашал на собор митрополитов и епископов. Обычно рукополагал католикоса митрополит бет-лáпатский 1). Настолько благоустроена была церковь персидская.     Вопрошение Господа по жребию практиковалось и в России, например, в Новгороде. Жребий вынимал мальчик или слепец. При оценке этого способа избрания надо обратить особое внимание на четвертый билетик. В нем заключается глубокий религиозно-нравственный смысл. Во-первых, здесь выражается крепкая вера в то, что Бог не оставит, а укажет достойного преемника; во-вторых — смирение. Царь Зинон требовал чуда: написания имени кандидата рукой ангела на бумаге, вложенной притом в запечатанный конверт. Но здесь подобного сверхъестественного действия не требовалось. Затем: здесь веруют, что Господь посредством жребия может указать достойного кандидата, но прекрасно понимают, что может из предложенных кандидатов ни один не оказаться угодным Богу. Вынутый четвертый билетик с именем Христа укажет это. Где этого четвертого билетика не было, там как бы заставляли Бога: «аще хощеши, аще не хощеши, но единого именно из этих трех». В церкви греческой ничего не было выработано до самого конца византийского периода. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4056...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСРАЭЛЬ († 872), еп. Кашкарский в юрисдикции Церкви Востока , несторианский богослов и полемист, автор ряда произведений арабо-христ. лит-ры, посвященных изложению основ христ. религии и полемике с исламом. Жизнь Основные сведения об И. содержатся в соч. «История патриархов», сохранившемся в составе энциклопедического труда «Книга Башни», написанного в XII в. несторианским писателем Мари ибн Сулейманом и дополненного в XIV в. Амром ибн Маттой. Единственное, что указывает на род занятий И. до принятия епископского сана,- эпитет «толковник» (  ), к-рый может означать комментатора либо переводчика. Следов., И. был ученым монахом, возможно учителем в одной из 2 школ, существовавших в Кашкаре ( Fiey. 1968. P. 162). Католикос-патриарх Сергий (860-872) поставил И. епископом Кашкара на вост. берегу древнего русла р. Тигр (ныне зап. берег) в исторической обл. Бет-Арамайе на юге Ирака (Ibid. P. 178-179). Обл. Кашкар была, вероятно, самой древней персидской епархией Церкви Востока, поскольку ее епископ всегда упоминается на 2-м месте после католикоса. После смерти католикоса Сергия И. благодаря своей учености и умению вести полемику был избран его преемником. Однако престол стал оспаривать Энош, митр. Мосула. Его сторонники вступили в конфликт с приверженцами И., что привело к столкновениям и насилию. Обе стороны стремились заручиться поддержкой гос. власти, к-рая переживала кризис, вызванный восстанием черных рабов (зинджей) во главе с Али ибн Мухаммадом аль-Басри. Эмир Багдада пытался уговорить И. отказаться от претензий на Патриарший престол, но это лишь обострило конкуренцию. Когда И. направлялся в алтарь для совершения литургии, один из сторонников Эноша «без всякого страха Божия яростно сжал его гениталии» и столкнул вниз с солеи. И. умер после 40 дней болезни и был погребен в мон-ре Мар-Петион в Багдаде. Его похороны сопровождались новыми столкновениями с приверженцами Эноша. Память И. отмечена лишь в древнейшем из сохранившихся календарей Церкви Востока в составе «Книги знаков» Абу-ль-Хасана ибн Бахлуля (X в.) в 3-ю пятницу Великого поста; вероятно, это было местное почитание.

http://pravenc.ru/text/675017.html

Хотя постоянных преследований не было, но они могли начаться по первому капризу. Приходилось вести себя осторожно, не подавать повода к гонениям. Шах мог предложить кандидата, отказать ему было очень опасно. Естественно было сирийцам держаться за способ избрания по жребию, которым охранялась их церковная свобода. Они могли сказать, что не от их воли зависит избрание. Они могут только включить предлагаемое шахом лицо в число кандидатов. Практика эта держалась твердо. Когда умирал католикос, тогда в «граде мира» — Багдаде собирались верные люди, врачи и писцы, вместе, и приглашали пресвитеров и диаконов на совещание. Посылали известие епископу кашкарскому и призывали его временно управлять селевкийской церковью.    Нужно заметить, что управление персидской церковью было построено по следующей схеме. Под властью католикоса было шесть митрополитанских округов. Вместе с тем он был вла-Дьхкой обширной епархии, называвшейся «Бет-Армайе» («дом Арамеев» ­­ сирийцев). Под его властью было 12—13 епископов, главный между которыми епископ кашкарский первенствовал: он назывался «главою епископов» или «сыном десницы его» (католикоса), вероятно, вследствие того, что он стоял во время богослужения по правую сторону и в церковных делах был, так сказать, его правой рукой. После смерти католикоса он признавался местоблюстителем его. Если и кафедра каш-карская была не занята, то местоблюстительство переходило по очереди к кафедрам низшим, и так до младшего епископа касреского. Местоблюститель вел все дела, только не поставлял епископов, не носил жезла (считалось неудобным употреблять его в чужой области) и бируна (облачения, напоминающего омофор). Он был местоблюстителем в течение 3-х месяцев и подготовлял почву для избрания, затем приглашал на собор митрополитов и епископов. Обычно рукополагал католикоса митрополит бет-лапатский «). Настолько благоустроена была церковь персидская.    Вопрошение Господа по жребию практиковалось и в России, например, в Новогороде. Жребий вынимал мальчик или слепец.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

II.Uз соборного постановления 97 католикоса Теводосьйоса (16 июля 853 † 30 октября 858). Митрополиты начальники ипархий сих шести кафедр (я говорю о митрополитах еламском, нисивинском, пратском, аторском, бет-гармайском и хольванском), которые имеют честь быть посредниками 98 при рукоположении и [живут] не столь далеко [от Багдада], как другие [митрополиты], – имеют наравне с епископами великой ипархии, являться к патриарху на собор один раз в каждое четырехлетие. А другие митрополиты: синский, индийский, персидский, мервский, дамаскский, райский, хератский и самаркандский 99 ,– которые [живут] далеко, которым и горы с бедами от разбойников, и моря с их грозными бурями не дают возможности приходить [сюда так часто], как они желали бы, – те пусть один раз в каждые шесть лет посылают патриарху послание [с изъявлением их] согласия 100 , и в этих посланиях пусть докладывают о всех важнейших, нуждающихся в исправлении, делах в их странах; и при этом пусть от всех городов их, великих и малых, посылают патриарху – по мере сил – подобающее 101 , что повелевают каноны отцов давать на расходы дома отцов 102 . III. Из несторианского чиновника: рубрика пред „чином рукоположения католикосов 103 “. „Когда преставится патриарх, собираются священники, архипресвитеры 104 и множество благословенных верующих, именно врачи и секретари, находящиеся во граде мира 105 Багдаде. И посылают они к епископу кашкарскому 106 , если он находится в живых (ибо он есть первенствующий епископ 107 великой ипархии патриаршей и сын десницы 108 патриарха и блюститель кафедры после него). Если же он [тоже] преставился, то [посылают] к [епископу] завескому 109 ; а если и его нет [в живых], то к хертскому и акольскому 110 ; а если и он преставился, то – к пероз-шаворскому, т.е. анбарскому 111 ; а если и его нет, то – к нифарскому 112 ; и так по порядку, к одному за другим, пока не дойдут до касреского 113 . И когда он [призываемый местоблюститель] придет, то садится в доме отцов и исполняет все служения патриаршества за исключением рукоположения епископов, и не держит [в руках] жезла, и бируна 114 не возлагает на себя. По истечении же трехмесячного срока 115 он пишет ко всем епископам и митрополитам [приглашая их прибыть во град мира“ [для избрания католикоса].

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Важный вклад в традицию почитания Н. внес ученик и сподвижник Авраама Бет-Раббанского Мар Ава Великий, буд. католикос Востока. Во 2-й пол. 30-х гг. VI в. он инициировал перевод на сир. язык сочинения Н. «Трактат Гераклида Дамасского», а также анафоры, к-рая получила в восточносир. традиции следующее надписание: «Анафора Мар Нестория, патриарха Византия, который есть Константинополь, бескровного мученика (  ), гонимого за истину православного исповедания» (надписание см. в: Seleznyov. 2010. P. 173; изд. сир. версии анафоры: Liturgia sanctorum apostolorum Adaei et Maris cui accedunt duae aliae in quibusdam festis et feriis dicendae, necnon ordo baptismi. Urmia, 1890. P. 40-51; лат. пер.: Renaudot E. Liturgiarum orientalium collectio. P., 1716. T. 2. P. 620-632; англ. пер.: Badger G. P. The Nestorians and Their Rituals. L., 1852. P. 215-243). Благодаря Мар Аве и Аврааму Бет-Раббанскому почитание Н. распространилось не только в кругах, непосредственно связанных с Нисибинской школой, но и среди восточносир. монахов. Одним из центров несторианства во 2-й пол. VI в. становится «Великий монастырь», основанный Авраамом Кашкарским († 588) на горе Изла в 571 г. В уставе мон-ря, к-рый составил преемник Авраама Дадишо из Бет-Арамае († 604), говорится о необходимости для каждого насельника следовать учению Диодора, Феодора и Н. ( V öö bus A. Syriac and Arabic Documents Regarding Legislation Relative to Syrian Asceticism. Stockholm, 1960. P. 167-168). В еще большей степени почитание Н. усилилось благодаря Бавваю Великому (см. Бабай Великий ; † между 628 и 630), осуществившему масштабный синтез предшествующего сир. богословия и несторианской христологии, результатом которого стала «Книга о единении», или «Слова о божестве, человечестве и о Лице единения» ( Babai. Lib. de union.). Баввай являлся представителем сразу двух традиций почитания Н.: школьно-богословской (через своего учителя в Нисибинской школе Авраама Бет-Раббанского) и монашеской (через Авраама Кашкарского и Дадишо, к-рого он сменил на посту настоятеля «Великого монастыря»). Именно Баввай Великий способствовал принятию Собором Церкви Востока 612 г. христологического определения, содержащего несторианскую формулу «две ипостаси» ( Chabot. Synod. orient. P. 565-566). Имя Н. отнесено к числу учителей веры (Ibid. P. 578). В «Восточном синодике», включающем соборные деяния Церкви Востока, имеется также письмо католикоса Гиваргиса († 680/1) еп. Мине, в к-ром подчеркивается, что Н. и др. «греческие учители» следовали Преданию Церкви (Ibid. P. 235). Т. о., уже к VII в. в Церкви Востока закрепилось почитание Н. не только как исповедника, но и как учителя веры (подробнее см.: Seleznyov. 2010). Формула «одно лицо сыновства в двух природах и двух ипостасях», связываемая с «учением святых апостолов и преданием духовных отцов», т. е. «греческих учителей» (среди них назван и Н.), содержится в чине исповедания веры, к-рое читалось епископами Церкви Востока перед хиротонией (1548; текст: PO. T. 7. Fasc. 1. P. 84).

http://pravenc.ru/text/2565154.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010