А.В. Муравьев, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИВИ РАН, в исследовании «Роль сирийских монастырей в передаче научного знания» рассмотрел значение монастырей в развитии образования на территории Сирии, историю возникновения «Дома знаний», иноческих образовательных центров, создание библиотеки Авраамом Кашкарским и появление на этой базе протоуниверситетской культуры. Исследование кандидата филологических наук М.К. Кузьминой «Традиции русской агиографии XV-XVI вв. в Житии Александра Ошевенского», представленное вниманию участников конференции, было посвящено особенностям формирования текстов русских агиографических памятников. Докладчица убедительно обосновала вывод о том, что компилятивность и неоригинальность памятника отнюдь не означает его неправдивости. В докладе « " Сыны Завета " в сирийской аскетической традиции» сотрудник ЦНЦ «Православная энциклопедия» Е.А. Заболотный рассказал о значении сирийского термина «сыны Завета», обозначавшего монашествующих, и различных научных взглядах на эту тему. Доктор исторических наук Ю.Е. Арнаутова в исследовании «Vita communis как основная форма организации западного монашества» рассмотрела переход от свободной отшельнической аскезы к монашеским общинам. На примере общины преподобного Пахомия Великого, основавшего городской монастырь, рассказала о монахах, которые не уходили от мира, но бросали ему вызов. Оставаясь среди людей, насельники городских монастырей видели свое призвание в исполнении правила, совершении богослужении и пребывании в братской любви. Кандидат культурологии А.А. Королев в своем выступлении «Монашество в ранних папских декреталиях и посланиях», сосредоточился на восприятии раннего западного монашества конца IV нач. V в. с точки зрения папской власти, подчеркнув, что декреталии адресные послания пап имели каноническое значение. Две основные темы, отраженные в декреталиях, это соотношение монашества и клира и контроль над монашеской дисциплиной. Кандидат исторических наук И.С. Редькова в докладе «Социальная рефлексия в монашеской экзегетике высокого Средневековья» рассказала о представлении рая как Небесного града в литургической жизни и богословии Запада.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4800650...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН V [Йоханнан III; бар Ишо бар Авгаре (бар Хгире); араб. Юханна ибн Иса (ибн Марта) ибн аль-Арадж] ( 16.05.905, Багдад), католикос-патриарх Церкви Востока (с 11 сент. 900). Выходец из христианского квартала Багдада, был воспитан своим хромым дядей, откуда его прозвище Бар Авгаре (Ибн аль-Арадж) - Сын Хромого. Между 884 и 891 гг. хиротонисан во епископа Забского (Нуманийского); c 891 г. выполнял также обязанности местоблюстителя Кашкарской (Васитской) кафедры. Прославился нестяжательством. Его поставление на Патриаршество вызвало противодействие Йоханнана бар Бохтишо, митр. Мосульского. Несторианскому епископату пришлось обратиться за посредничеством к аббасидским властям - халифу аль-Мутадиду и эмиру эмиров Бадру, к-рые дали согласие на утверждение И. предстоятелем Церкви Востока. После интронизации И. в присутствии представителей клира и мирян дал письменное обязательство достойно управлять делами общины, помогать нуждающимся и т. д. Это обязательство стало образцом для последующих католикосов (текст приводится у писателей Амра ибн Матты и Салибы ибн Юханны). В окт. 900 г. И. созвал Собор, на котором утвердил свод канонов (большая часть сохр. в виде цитат у Авдишо бар Брихи и в араб. переводе у Абдаллаха ибн ат-Тайиба аль-Ираки ; полностью на сирийском сохр. постановления об алтаре и о служении литургии: Assemani. BO. Т. 3/1. Р. 238-249). Консультации И. по церковным вопросам, по-видимому, составлялись по-арабски, как в случае с сохранившимися письмами свящ. аль-Хасану ибн Юсуфу из Йемена в ответ на его 28 вопросов (Ibid. P. 249-254) и некоему Абу-ль-Аббасу аль-Фадлу ибн Сулайману о посте ниневитян и посте дев (903; Ibid. T. 2. P. 426-429). И. согласовал сирийское право о наследовании с нормами мусульманского законодательства; скорее всего ему принадлежит сохранившееся в сиро-яковитской традиции соч. «Правовые обоснования и раздел наследства». Ист.: Maris, Amri et Slibae De patriarchis Nestorianorum commentaria/Ed. H. Gismondi. R., 1899. T. 1/1. P. 85-89; 1896. T. 2/1. P. 81-83; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. T. 3. Col. 221-230. Лит.: Болотов В. В. Из истории Церкви Сиро-Персидской. СПб., 1901. С. 121/1191; Duval. Littératures. Р. 171-172; Baumstark. Geschichte. S. 235; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 151-153; Kaufhold H. Syrische Texte zum islamische Recht: Das dem nestorianischen katholikos Johannes V. bar Abgare zugeschriebene Rechtbuch. Münch., 1971; idem. Über die Entstehung der syrischen Texte zum islamischen Recht//Oriens Chr. 1985. Bd. 69. S. 54-72; Fiey J.-M. Jean (Yohannan) IV bar Abgar//DHGE. T. 26. Col. 1262-1263. Т. К. Кораев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/469746.html

Йешу бар Шушан Бар Эврайа (Бар Эвройо) – см. Григорий Абу-ль-Фарадж Барадей – см. Иаков Бурдеана Барбашмин, еп. Селевкии-Ктесифона, мученик Бардайсан – см. Вардесан Барзуйе, герой повестей Калила ве-Димна Барсамья, 18 еп. Эдесский – см. Мученичество Барсамьи Барсаума 19 (Варсума), архим., монофизит (V в.) Барсаума, еп. Кархи Барсаума, митр. Нисибинский (V в.) Барсаума, настоятель Бет-Аве (VII в.) Барсахде 20 из Карха-де-Бет-Селоха (VIII в.) Бархадбешабба 21 дё-Бет-Арбайе Бархадбешабба Хелуанский Баршавья Бар-Эбрей– см. Григорий Абу-ль-Фарадж Баут, монах Бехнам Буд (Бод), периодевт (VI в.) Вакх, св. Варвар, св. – см. Христофор Варвара и Юлиана, св. Варда – см. Георгий Варда Вардесан (Бардайсан), 22 еп. Эдесский (II в.) Bapýx, пророк– –см. Апокалипсис Варуха Василий Великий (Кесарийский) Василий Великий , Псевдо Василий Кипрский, свящ. Вит Харранский Воины, св. Вологез Нисибинский Гавриил из Сиарзура – см. Гавриил Таурета Гавриил из Шустрина Гавриил Катрайа (де-Бет-Катрайе) (VIIb.) Гавриил Таурета 23 из Сиарзура (VII в.) Гавриил Шиггарский, врач (VII в.) Гаде Гален и Псевдо-Гален Гамала – см. Афанасий I, сир. патриарх Гармоний, сын Вардесана Гемеллин Перрский Геннадий Марсельский Георгий I Арбельский (из Кафры), католикос Востока (661−680) Георгий, хореп. Амида Георгий (Map Георгий), еп. арабов (724) Георгий из Беэльтана, сир. патриарх (758−89/790) Георгий Македонянин Георгий аль-Макин (XIII в.) Георгий Иоанн бар Масой (Масавайхи), Георгий, еп. Нисибина (VII в.) Георгий Столпник Георгий, еп. Серугский (VII в.) Георгий, монах Георгий, св. Гераклид – см. Книга Гераклида Гордий и Феонилла, св. Гормизд – см. Хормизд Григорий(Иоанн)Абу-ль-Фараджбар Ахрон (бар Эвройо, Бар-Эбрей), мафриан (1286) Григорий I, католикос Востока (605−609) Григорий И, католикос Григорий Богослов – см. Григорий Назианзин Григорий Кашкарский, глава школы в Махозе (=Григорий I, католикос?) Григорий Кесарийский, биограф Григория Назианзина Григорий Кипрский , игумен Григорий Назианзин (Богослов) Григорий Нисский Григорий Чудотворец Григорий Чудотворец , Псевдо-Григорий, мученик Гуварлаха, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Папа католикос Селевкийский Map Савришо – см. Савришо Мара Аггельский, ученик Ефрема Сирина Мара бар Серапион (III в.) аль-Марвази – см. Ишо Марузайа; Абу Йахья аль-Марвази аль-Марвази, врач (VI в.) Маре бар Шелемон (Мари ибн Сулайман) (XII в.) Мареммех, католикос Востока (645−649) Мари (Марай), апостол сирийцев; см. также «История Мар-Мари» Мари бар Тови, католикос Востока (987−1000) Мари Перс, еп. Хардашира (V в.) Марина, св. Марис и Амр Мария Египетская Мария, Пресв. Богородица; см. также «История Преблагословенной Девы Марии» Марк Монах Маркиан, император Маркиан, монах Маркион Мар-Нарсай, настоятель мон. Излы – см. Нарсай Марон (VII в.) Марон Аназарвский Мар-Папа Мар-Сава Пиргушнасп, св. Мар-Сергий – см. Сергий Мартиниан, монах Мартирий – см. Сахдона Марута Тагритский Марута, еп. Майперкатский (ок. 420) Марута, еп. Тагритский, мафриан (640−649) Мар-Феодор Кашкарский – см. Феодор бар Кони Мареммех, католикос Востока (645−649) Масавайхи (Масой) – см. Георгий Масой; Иоанн бар Масой Матфей, апостол – см. Деяния Матфея и Андрея Мафриан Маханош (=Ишо-сабран) аль-Махди, халиф Махдохт, мученица Мелетий Антиохийский Мелитон Сардский Мелитон Сардский, Псевдо Метафраст Мефодий Милее, еп. Суз, мученик Мина, хореп. Митродора, мученица Михаил, архангел Михаил I Сириец (Старший), сир. патриарх (1166−1199) Михаил Сириец – см. Михаил I, сир. патриарх Михаил, Нисибинский учитель Михрнарсе (Мирнарсай), мученик Михршапур (Миршабор), мученик Моисей, законодатель и пророк Моисей (Муше), еп. Аггельский Моисей Хоренский (Мовсес Хоренаци) Моисей, учитель в Нисибине Муавия, халиф Муайн (Map Муайн) аль-Мундир ибн Нуман, араб, вождь Мшихазха (Ишозха, Зхаишо), основатель мон. Бет-Раббан (VI – VII вв.) Надан – см. История Сенахирима Нарсай (Map Нарсай), настоятель мон. Излы (VII в.) Нарсай (Нарсе), глава Нисибинской школы (503) Нарсай из Бет-Разикайе, мученик Нарсай, еп. Сахаркадта Нафанаил, еп. Ширзора Несторий, ересиарх Николай Чудотворец, еп. Мирликийский Нил, аскетич. писатель Нонн Эдесский ан-Нуман ибн аль-Мундир, Абу Кабус, царь Хиры Онисима Орест, священник в Эдессе Ориген Павел I, католикос Востока (539−540) Павел, священник в Антиохии (VII в.) Павел Нисибинский Павел Самосатский Павел Телльский (VII в.) Павел, еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Исследование. Baumstark. S. 122. § 61. Феодор, епископ Мервский Ученик Map Авы I, жил в VI в. В древних рукописях ему приписываются сочинения по философии и экзегетике. Следует отвергнуть подлинность поэмы о св. Евгении и о греках, о которой говорится в рукописи XIV в. Как представляется, Сергий Ришайнский посвятил Феодору некоторые свои сочинения. Исследование. Baumstark. S. 122. Глава 2. Несторианские авторы второй половины VI века В это время несторианство в Персии было подвержено внутренним конфликтам, так как Хенана, Нисибинский учитель, пользуясь некоторой благосклонностью царского двора, боролся против учения Нестория. Поскольку он был монофизитом, о нем речь пойдет в другом месте (см. § 114). Несторианские соборы и богословы упорно боролись против учения Хенаны. В этот период более многочисленными и выдающимися были аскетические писатели, среди которых следует упомянуть Авраама Кашкарского и Дадишо, которые разработали первые правила для монахов, собравшихся на горе Изла. К этому времени следует также отнести творчество Григория, кипрского монаха. И наконец, выдающиеся исторические сочинения были написаны в этот период двумя Бархадбешаббами. § 62. Католикос Иосиф Проведя много лет в Римской империи, где он занимался светскими науками, главным образом медициной, Иосиф пришел в монастырь близ Нисибина. Пользуясь расположением начальника области, а затем и самого Хосрова I, Иосиф был избран католикосом в 552 г., и умер в 575 или 576 г. Будучи человеком хитрым, и увлекаясь мирскими суждениями, он, тем не менее, по настоянию епископов, был вынужден провести для исправления нравов в 554 г. в Селевкии-Ктесифоне собор, который принял двадцать три канона. Иосифа называли фальсификатором посланий, которые появились под именем Map Папака. Это следует признать не вполне соответствующим истине, поскольку одно из этих посланий было зачитано уже на предшествующем соборе. Издания актов и канонов Собора 554 г. Chabot J. В. SSynodicon Oorientale. P. 96−119; фр. перевод: Ibid. P. 352−367; нем. перевод: Braun О. Das Buch der Synhados. S. 146−163.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

В иудаизме награда или наказание ожидаются только в этом мире, поскольку Моисей нигде не говорит о к.-л. воздаянии в мире ином. Поэтому существующее жалкое положение иудеев, особенно по сравнению с благополучием мусульман, доказывает ложность их религии и подтверждает очевидный факт, что на евреях пребывает гнев Божий. Затем следуют ок. 40 непронумерованных вопросов, разделенных на 2 части. В 1-й ч. автор подчеркивает приоритет согласия (  ) над преданием (  ): с тем, что Мессия уже пришел, соглашаются не только христиане, даже еретики, но и мусульмане, а иудеи, все еще ожидающие Мессию, вынуждены полагаться исключительно на свое предание. И. отклоняет характерное для иудеев антропоморфистское понятие о Боге, анализируя соответствующие места из Книг пророков Даниила и Амоса (Дан 7. 9; Ам 7. 7). Во 2-й ч. рассматриваются вопросы, связанные с противопоставлением евреев и неевреев: о том, кого можно считать благочестивым и праведным до Моисея; можно ли говорить, что исполнение предписаний закона Моисеева является необходимым условием получения от Бога награды; должно ли пришествие Мессии принести пользу всему человечеству или только евреям; в день воскресения, о котором упоминает Свящ. Писание, воскреснут ли только евреи или также христиане, мусульмане, философы (т. е. язычники) и т. д.; в чем должно состоять различие между евреями и неевреями, если все люди подпадают под одно и то же определение человечества. Единственной догматической темой, поднимаемой в «Вопросоответах...», является учение о Св. Троице, но оно приводится без подробного объяснения: Бог «живет и обладает знанием, то есть обладает Словом и Духом; и Он, Его Слово и Дух суть Три Ипостаси» (Cair. Copt. Patr. Hist. 61. Fol. 84r). Триада, используемая И.,- Бог (  ), Слово (  ), Дух (  ) - является традиционной для несторианской арабской литературы. Ее можно встретить в трудах Исраэля Кашкарского IX в., в диалоге католикоса Тимофея I с халифом аль-Махди ( Caspar R. Les versions arabes du dialogue entre le catholicos Timothée I et le calife al-Mahdî//Islamochristiana.

http://pravenc.ru/text/675015.html

В 1-м разд. рассматривается утверждение, что Бог есть сущность (§ 131-141); во 2-4-м - что Он Един «по виду» (§ 142-151); в 5-9-м - божественные атрибуты Логос и Жизнь трактуются как Второе и Третье Лица Св. Троицы (§ 152-198); в 10-м (§ 199-203) и 11-м (§ 204-214) рассматриваются понятия «ипостась» (  ) и «(видовое) отличие» (  ); в 12-м - уместность аналогий в учении о Св. Троице (с душой, человеком и солнцем), причем подчеркивается идея превосходства Бога над всеми земными понятиями (§ 215-220). То, что «Послание...» было изначально написано на араб. языке, а не переведено с сирийского, можно заключить из § 148, где автор объясняет, что слово   (ипостась) сир. происхождения (  ). «Послание...» изобилует философскими терминами и тщательно продуманной аргументацией. Автор часто обращается к «правилу языка» (§ 112, 155), «закону языка» (§ 9, 163), «смыслу языка» (§ 162, 201), «закону логики» (§ 66), «логическому доказательству» (§ 120), «признакам аргументации» (§ 9, 81, 92, 213, 214), «правилу аргументации» (§ 61, 82, 114, 129, 170); ссылается на греч. философов Пифагора, Демокрита, софистов, Платона, Аристотеля, Асклепиада, Галена, Гиппократа, Птолемея, Порфирия, Прокла; рассматривает мнения иудеев и мусульман - имамита Хишама ибн аль-Хакама (ум. между 795 и 815), мутазилита ан-Наши аль-Акбара (ум. 906) и др. В пользу авторства И. можно привести следующие доводы: 1. В примечании на полях рукописи Monast. S. Anton. Theol. 130 (Fol. 53r) трактат приписан лицу, имеющему адъективное имя (нисбу) аль-Каскари (Кашкарский), что указывает на связь автора с Кашкаром. В надписаниях др. сочинений, приписываемых обоим Исраэлям, нисба, как правило, не употребляется, и автор именуется «епископом Кашкара»; единственным исключением является диалог И. с ас-Сарахси. И. был более известен как знаток философии и полемист, чем его младший тезка, и ему более подходит технический стиль такого сложного философско-богословского сочинения, как «Послание...». 2. Автор трактата так раскрывает учение о единстве Божества: Бог един подобно тому, как является единым вид, но не подобно тому, как является единым род или индивид (§ 143, 146, 151, 159).

http://pravenc.ru/text/675017.html

( Chabot. Synod. orient. P. 366, 423). На основе различных источников исследователи восстанавливают неполный список Ниневийских епископов 2-й пол. VI - нач. IX в. (см., напр.: Fiey. 1965. Vol. 2. P. 343-347). Епископы Н. подчинялись митрополиту Арбелы (Эрбиля). В 630 г. Ниневийский еп. Ишояв (впосл. католикос Церкви Востока Ишояв III ) сопровождал персид. царицу Боран в ходе визита к имп. Ираклию. Во 2-й пол. VII в. восточносир. кафедру Н. недолго занимал прп. Исаак Сирин (сир. Мар Исхак). В ряде источников местом его поставления во епископа Ниневийского и даже пребывания назван мон-рь Бет-Аве (Лесной мон-рь; см.: Муравьёв. 2016. С. 43). Этот мон-рь основал Раббан Яэкоб (Иаков), ученик Авраама Кашкарского , в 595/6 г. приблизительно в 35-40 км от Нав-Ардашира (бывш. Н.), на горном склоне, к югу от дер. Херпа ( Fiey. 1965. Vol. 1. P. 236-248). В наст. время на месте мон-ря находится комплекс руинированных построек, которые не изучались археологами. В зап. предместье Н. Нав-Ардашир христ. присутствие также фиксируется весьма рано: в посл. трети VI в. мон. Ишояв бар Кусра построил здесь мон-рь, впосл. называвшийся Мар-Эшая (селение Хисна-Иврая). На территории Наби-Юнус находился мон-рь прор. Ионы (Мар-Йонан; араб. Дайр-Юнус), где ок. 700 г. был погребен католикос Хнанишо I ; обитель реставрировалась в IX в. и в последний раз упоминается в письменных источниках в связи с ее осквернением одним из иудеев Мосула в 932 г., после чего она, очевидно, была перестроена в мечеть ( Idem. 1965. Vol. 2. P. 497-502). Лит.: Le Quien. OC. Vol. 2. Col. 1223-1226; Дандамаева М. М. Легенда о трех ассирийских владыках: Ранняя греч. традиция о Нине, Семирамиде и Сарданапале//ВДИ. 1995. 4. С. 14-34; она же. Ассирия и Вавилония в мифологии греков//Там же. 1997. 3. С. 11-23; V öö bus A. History of Asceticism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture in the Near East. Louvain, 1960. Vol. 2. (CSCO; 197. Subs.; 17); Fiey J.-M. Assyrie chrétienne. Beyrouth, 1965. 3 vol.; idem.

http://pravenc.ru/text/2577671.html

в расстоянии только 10 фарсахов от Багдада по Abû-1-Fida), в соседний с Укбарою городок Катраббуль (qrbl= Νικατορπολις?) прибыл «в ночь на шестое воскресенье поста мар Элии», а на следующий день «утром в воскресенье» вступил в Багдад. Чрез несколько дней Авдишо посетил могилу покойного католикоса Савришо III и «келлию» католикосов в Багдаде, а «на другой день, – это была среда первый день тешрина первого», – опять возвратился в свою прежнюю квартиру. 1-е октября 1074 г., день нового года сирийцев (1386 г. селевкидов), действительно, было в среду. Следовательно, в конце сентября Авдишо был уже в Багдаде. – Нареченному католикосу приходилось теперь думать о представлении в «великий диван», al-dîwânu-l-ъazîz u . Но встретились какие-то проволочки, и дело «замедлилось до воскресенья недели св. Моисея, aly al-ad mn sabu mar mušy», когда в церкви св. Фетиона блюститель кафедры епископ Хормизд кашкарский торжественно возгласил эктению «о святом отце нашем мар-Авдишо, епископе-митрополите совском и месопотамском, d-çôb h â, wa-d h -bêt h -nahrîn, избранном от Духа Святого на великое дело патриаршества, и о всех его сослужителях». Спустя несколько дней после этого торжества Авдишо в сопровождении митрополитов и епископов являлся в великий диван, и отдан был приказ о написании подлежащей грамоты о хиротонии нареченного католикоса. – Эта бездна подробностей – я привел только некоторую часть их – не позволяет думать, что Маре плохо знает дело и излагает события хронологически неправильно. Но в 1074 г. пасха – неоспоримо – была 20 апреля, следовательно, первое воскресенье седьмицы (или поста) св. Илии должно было приходиться на 14-е сентября, 6-е воскресенье – на 19-е октября, и потому никакой седьмицы мар-Муше не должно было быть: 26-е октября – 7-е и последнее воскресенье св. Илии, а 2-е ноября – бесспорно, 1-е воскресенье обновления храма. И сургада под 2449 годом селевкидов (этот год в 15-м 532-летнем круге соответствует 1385-му году в 13-м круге) графу «Муше " оставляет незаполненною. – Предполагаю, что в XI в. был обычай – первое воскресенье после 13 сентября считать первым воскресеньем по кресте и – ipso facto, без всяких околичностей, – четвертым воскресеньем св. Илии. По этому счету 1-е воскресенье по кресте в 1074 г. по р. Хр. было 14-го сентября, следовательно, 6-е воскресенье св. Илии 28 сентября: в этот день Авдишо – до 1-го октября – прибыл в Багдад. Воскресенья 12, 19 и 26 октября приходились на «седьмицу мар-Муше». Прибавлю, что единственная подходящая инстанция (Саргис, 54-й католикос, † 21 сент. 872 α, по Мааре, – «в воскресенье второе праздника креста» yum al-ad al- θany mn ъyd al-çlyb) не вносит никакого света в занимающий нас вопрос – по той диковинной случайности, что в 872 г. пасха была 30 марта, а потому 1-е воскресенье праздника креста в этом году и по сургаде приходится на 14-е сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

1928. P. 386-391) и является важным источником для изучения экзегезы восточносир. авторов, мн. сочинения которых были утрачены и сохранились в этом сборнике лишь фрагментарно. Сборник начинается с чтений из ВЗ и НЗ (в переводе Пешитты) в 1-е воскресенье периода Благовещения и заканчивается чтениями 4-й недели периода Освящения Церкви (см. в ст. Восточно-сирийский обряд ; о рукописной традиции сборника см.: Reinink. 1977. P. 103-175; древнейшие рукописи - Siirt. Chald. 28, XIV в., и Princ. Speer Lib. Cabinet C. Nest. 28, XIV-XV вв.). Цитируются следующие авторы: Диодор Тарсийский, Феодор Мопсуестийский, свт. Григорий Богослов, Несторий, прп. Ефрем Сирин, свт. Иоанн Златоуст, Селиба Зека (Сехарбокт; по др. источникам неизвестен), Феодорит Кирский, Мар Аба Кашкарский (католикос Мар Аба II (741-751)), католикос Ишо бар Нон († 827), Хенана Адиабенский († 610), католикос Хенанишо I († 699/700), Ишодад Мервский (IX в.), Бабай Великий (VI-VII вв.), католикос Тимофей I († 823), Гавриил Катрая (1-я пол. VII в.), Даниил бар Туванита (кон. IX в.), Феодор бар Кони (VIII в.), Нарсай († 503), Бар-Хадбшабба Арбайя (VI в.), свт. Амвросий Медиоланский и др. В предисловии к сборнику составитель называет себя «компилятором» (  ,  ). Тексты мн. авторов, в частности Феодора Мопсуестийского и Ишодада Мервского, анонимны. Толкования на ВЗ (кроме кн. Бытие) отличаются краткостью, что затрудняет их идентификацию. По времени жизни последнего цитируемого автора, Авдишо бар Брихи , патриарха Нисибинского († 1318), сборник обычно датировали кон. XIII в., однако есть основания полагать, что основная его часть была составлена намного раньше - не позже X в. Часть сборника издана ( Reinink. 1988). Иногда к К. необоснованно относят компилятивные комментарии сир. авторов: Феодора бар Кони, Ишодада Мервского, Григория Бар Эвройо и др. Эти тексты не имеют главных характеристик К., основная масса толкований в них либо принадлежит самим составителям, либо является пересказом мнений известных экзегетов, в отдельных случаях сочинения последних цитируются дословно.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010