мест в К-поль; автор говорит о себе как об отшельнике, живущем рядом с Анкирой (ныне Анкара, Турция) ( Marc. Erem. Ad Nic. 6. 30). Существует древнегруз. перевод Послания (см.: Габидзашвили. Переводные памятники. Т. 2. С. 209. 540). Сочинение входит в состав слав. «Добротолюбия» (М., 1793. Л. 35-42 об.). Влияние М. П. оказал влияние на позднейших аскетических писателей. Прп. Дорофей Газский († кон. VI в.) дважды ссылается на «авву Марка» ( Doroth. Doctrinae 1. 10, 11; 8. 90, 13) и цитирует сочинения «О духовном законе» и «К думающим оправдаться делами» ( Marc. Erem. De lege spir. 14; Idem. De oper. just. 197). Эти же произведения М. П. обильно цитируются в сочинениях преподобных Анастасия Синаита , Иоанна Дамаскина , Феодора Студита , Исихия Синаита . Также отдельные сентенции из них помещались вкладчиками и переписчиками греч. рукописей НЗ в одном ряду с эпиграммами на евангелистов и мемориальными записями (напр., фрагмент De oper. just. 68 в ркп. Ath. Vatop. 900. F. 106v). Восточносир. автор Авраам Кашкарский († 588) цитирует сочинения «О духовном законе» и «К думающим оправдаться делами» ( Marc. Erem. De lege spir. 5; De oper. just. 33) в своем «Монашеском правиле» ( Vööbus A. Syriac and Arabic documents regarding legislation relative to Syrian asceticism. Stockh., 1960. P. 150. (Papers of the Estonian Theological Society in Exile; 11)). Ученик Авраама Кашкарского Бабай Великий составил комментарий на указанные произведения М. П. В комментарии на «Умозрительные главы» Евагрия Понтийского Бабай Великий говорит о М. П. как о борце против мессалиан, также он приравнивает сочинения М. П. к произведениям Евагрия по глубине мистического опыта ( Frankenberg W. Evagrius Ponticus. B., 1912. S. 252-253). Прп. Исаак Сирин (VII в.), ссылаясь на М. П., вольно передает его мысль, содержащуюся в De lege spir. 28-30 ( Bedjan P., ed. Isaacus Ninevita: De perfectione religiosa. P.; Lpz., 1909. P. 532). Симеон Благодатный (VII в.) ссылается на сентенцию М. П., сохранившуюся только в сир.

http://pravenc.ru/text/2562270.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАБАЙ НИСИБИНСКИЙ [Бабай Малый; сир.    ] († 630), сир. христ. монах и писатель кон. VI - 1-й трети VII в. Происходил из г. Нисибина. В юности предавался праздности. После того как Б. Н. однажды во сне явился подвижник мар Авраам и предсказал ему, что он «станет отцом» для мн. людей и целиком посвятит себя Богу, юноша ушел из отчего дома в обитель мар Авраама на горе Изла (см. Авраам Кашкарский ), к-рый и дал ему имя Бабай. По смерти мар Авраама в 588 г. Б. Н. оставил обитель и удалился в горную пещеру в обл. Адиабена вместе с анахоретом Ишозха и буд. несторианским католикосом Савришо. Б. Н. проводил все время в посте и молитве, исцелял больных и изгонял бесов. Впосл. он основал свой мон-рь на горе Изла и учредил в нем устав мар Авраама. Настоятелем мон-ря Б. Н. пробыл в течение 31 года до своей смерти, там же он и был похоронен. «Хроника Сеерта» (не ранее IX в.) упоминает об ожесточенной полемике между Б. Н. и Бабаем Великим , но не раскрывает предмета их разногласий. Б. Н. считают автором ряда проповедей и гимнов (мадрашей и мимр), из к-рых почти ничего не опубликовано. Сохранилась согдийская версия одной из его рифмованных гомилий. Ист.: Histoire nestorienne: (Chronique de Seert). Part. 2/Publ. et trad. par A. Scher//PO. T. 13/4. P., 1919. P. 454-456. Лит.: Sims-Williams N. Babay of Nisibis//EIran. Vol. 3. P. 309. А. И. Колесников Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН БАР ЗОБИ (кон. XII - нач. XIII в.), иером. несторианского мон-ря Савришо в Бет-Кока (Адиабена), восточносир. грамматист и писатель АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/77286.html

Рукополагал новоизбранного обычно митрополит бет-лапатский 116 , а один из епископов, обычно кашкарский, при этом являлся в странном, по нашим понятиям, положении: служил за архидиакона. „И архидиакон, то есть епископ кашкарский, возложив на плечо свое [по-диаконски] орарь, возглашает „lam“ (Мир!)“ 117 . Экскурс В. Смутное время в истории сиро-персидской церкви Для этого очерка я располагаю только теми небогатыми данными, которые собраны в J.S.Assemani Bibliotheca Orientalis (Romae 1725.28), III, 1, pp. 620–623; III, 2, pp. 948–951, в Gregorii Barhebraei chronicon ecclesiasticum edd. J.B.Abbeloos et T.J.Lamy (Lovanii 1877), III, 567–576, и в P.B.Gams Series episcoporum ecclesiae catholicae (Ratisbonae 1873), 456. 457. – Неурядица начинается с того, что поставленный в „католикоса-патриарха Востока“ 118 в феврале 1318 г. Тимофей II есть последний католикос, о котором сохранились надлежащие сведения. Дальнейшие списки составлены на основании известий отрывочных и случайных, и едва ли можно ручаться даже за то, что Денха II был непосредственным преемником Тимофея II. Самоочевидно и то, что списки А и Б едва ли полны. А потому читатель благоволит не придавать особой ценности и самому счету имен (Элия XII, Элия XIII, Шимъон XIII, Шимъон XIV, и т. п.): я воспроизвожу эти цифры так, как они поставлены у Abbeloos-Lamy, вот и весь их raison d’être. Даже и там, где, по веским основаниям, я отказываюсь от этих цифр, я ставлю их в (), а свой счет веду славянскими цифрами. Список В дан на основании Gams. Читатель благоволит не удивляться и тому, что не только для европейцев, но и для самих сиро-халдеев трудно различить этих преемствующих патриархов друг от друга: в XV и XVI вв. вошел в силу тупоумный обычай – при хиротонии в патриарха принимать все одно и то же имя (смотря по ветви: или Элия, или Шимъон, или Йосеф). Линия А (Багдад, Мосул) 83 Тимофей II с февр. 1318 †1328 Денха II преемник Тимофея II жив в 1360 – 1364 гг. Шимъон II Вдовство кафедры 9 лет и 9 месяцев Шимъон III Элия IV Шимъон IV жив в 1445 г. Шимъон V на кафедре в 1447 г. и 1490 г. † 1503. Элия V † 1504. Шимъон VI жив в 1530 г. [†5 августа 1538 г. ] Ишояв Шимъон VII брат Шимъона VI с 1538 † 1551.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Указанное расстояние равно 37,757 milia passuum: один день пути по Прокопию равен 30 римским милям. Но, вероятно, и показание Прокопия лишь приблизительно точно и положения на карте Киперта покоятся не на геодезически устойчивых данных, и разность в 8 римских миль не дает основания сомневаться в том, что Madâïn есть Махозе-хдатта Антиохия Хосроева: Хосрау возвел свою Антиохию в достоинство окружного города (šahristân, Nöldeke, Gesch. d. P., 239. 446), и католикос счел уместным – а, может быть, и получил приказание – возвеличить «Нов-Город» церковною славою и велелепием и учредил в нем не просто епископскую, а прямо митрополичью кафедру. Но эта слава была преходящая: ни на соборе VI в 544 г., ни на соборе VIII в 577 г. и ни на одном из последующих митрополиты или епископы махозе-хдаттские не присутствовали. А во дни Элии дамаскского южная часть округа (šahr) махозе-хдаттского была подведома епископу кашкарскому. b) На соборе XII при католикосе Гиваргисе I присутствовал только один «епископ митрополит»: Таума бет-катарайеский, Тâитâ d h -b h êt h qa a ry . Это – след довольно запутанной истории. При предшественнике Гиваргиса, Ишояве III, персидские христиане, prsy , заявили себя сепаратистской тенденцией: они стали утверждать, что они вовсе не обязаны подчиняться католикосу селевкийскому, так как имеют своего великого митрополита. К персам примкнули катарцы (qa a ry ) и мервцы (marw a ny ). Дело шло ни более ни менее, как о возникновении второго католиката. Ишояв III писал к претенденту на пост второго католикоса Шимону, епископу-митрополиту ревардаширскому обличительные послания и – видимо – убедил его не разрывать единения с кафедрою селевкийскою. Писал он обличения и катарцам (на восточном, аравийском, берегу персидского залива); но те оказались упорнее и порвали единение даже и с кафедрою ревардаширскою. Если верить Тауме маргаскому, католикос Гиваргис I сам отправился в Катар и воссоединил тамошних епископов с кафедрою ревардаширскою. Последняя подробность едва ли точна: катарцы, видимо, добились того, что католикос признал их за самостоятельную церковную «ипархию» с «епископом-митрополитом» во главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Несториане называли этого сколь самоуверенного, столь же и не глубокого писателя «учителем учителей», «толкователем толкователей, «морем мудрости» «экзегетом κατ’εξοχν». Труды его деятельно переводились на восточные языки. На соборах, бывших при католикосах Марь-Лбе (Старшем) 227 , Ишо-ябе I 228 , Сабр-йшо I 229 и Григории (Кашкарском) 230 , было определено следовать комментариям Феодора, как бы некоторой норме веры 231 . На соборе, бывшем при Мар-Абе, было постановлено: «в изъяснении Писания мы следуем святому Феодору 232 . На соборе при Сабр-йшо: «должно следовать во всем комментариям великаго толкователя (т. е. Феодора), а кто станет их каким-либо образом отвергать или иначе мыслить сравнительно с ними, тот да будет анафема» 233 . Патриархи несторианские при своем посвящении давали епископам и народу клятву «держаться комментарий мудрейшаго учителя св. Феодора и его литургии» 234 . Ханнана, учитель Низибийской школы, имевший до 800 последователей-учеников, был осужден на соборах при Ишо-ябе и Сабр-йшо за то, что осмелился следовать в некоторых пунктах учению и экзегетике Златоуста, вопреки Феодору 235 . В число пунктов, отличающих Златоуста от Феодора и потому подлежащих анафеме, попало и отвержение Златоустом второбрачия для духовенства. Впервые оно дозволено было на соборе 486 г. при Мар-Акакие, постановившем: «Если священник еще не женат и пожелает законно жениться и рождать (детей) или если тот, у кого первая жена умерла, пожелает взять вторую и сохранять законность союза со второй, так же как с первой, его епископ не должен противиться его желанию: ибо законный брак и рождение детей, как до его священства, так и после есть хорошее дело и приятное Богу. Должно смотреть на такого брата, как на имевшаго одну жену, хотя бы она была заменена силою смерти или обстоятельствами, случающимися в этом мире, когда он взял две, одну за другой 236 . А на соборе 499 года при католикосе Бабае 237 дозволено было вступать в брак (первый) и монахам, по отказе от обета, и священникам после хиротонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Т. о., аргументы против авторства Яхьи ибн Ади значительно сильнее аргументов в его пользу. Единственно возможным является предположение, согласно к-рому «Послание...» могло было быть написано Яхьей ибн Ади в самом начале его ученой карьеры, задолго до появления зрелых работ. Основанием для этой гипотезы является соотнесение данных «Послания...», касающихся опровержения ан-Наши аль-Акбара, с биографическим замечанием копт. писателя ас-Сафи ибн аль-Ассаля (XIII в.) о том, что Яхья ибн Ади в 923 г., в возрасте приблизительно 30 лет, занимался копированием «Средней книги», написанной ан-Наши ( Holmberg. 1989. P. 34). Однако это свидетельство кажется малоубедительным на фоне множества аргументов в пользу авторства И. Неподлинные/спорные сочинения Литургия Преждеосвященных Даров. Х. У. Кодрингтон ( Codrington H. W. The Syrian Liturgies of the Presanctified. III. East Syrian, or Persian//JThSt. 1903/1904. Vol. 5. P. 535-545) издал сир. текст литургии Преждеосвященных Даров по 2 рукописям. В одной из них (Cantabr. Add. 1988, 1559 г.) литургия приписывается «Мар Исраэлю Остроумному, епископу Кашкара». Кодрингтон и И. Зиаде ( Ziad é I. Présanctifiés (Messe des)//DTC. 1937. Vol. 13. Pt. 1. Col. 92-93) считали, что речь идет об И., к-рому более, чем Исраэлю (Х в.), подходит прозвище Остроумный. В др. рукописи (Lond. Brit. Lib. Add. 7181, 1570 г.) автором литургии назван Авдишо, митр. Эламский (XIII в.). Однако существование литургии Преждеосвященных Даров в Церкви Востока является сомнительным, поскольку авторитетные учители этой Церкви не раз высказывались против внесения евхаристических элементов в чин причащения запасными Дарами ( Codrington. 1903/1904. P. 535-536). Анонимный трактат (Paris. arab. 309). Ж. М. Фие связывает с 2 Исраэлями Кашкарскими 4 трактата, приписываемые анонимному «епископу Кашкара» в рукописи XV в. егип. происхождения (Paris. arab. 309. Fol. 129r - 156v - Fiey. 1968. Vol. 3. P. 179). Фактически это 1 трактат, разделенный на 4 главы (Catalogue des manuscrits arabes//Bibliothèque nationale de France/Éd. W. MacGuckin de Slane. P., 1883-1895. P. 85). Хольмберг ( Holmberg. 1989. P. 79-80), изучив трактат, пришел к выводу, что он был написан монофизитом, и отождествил его с «Книгой Соборов» копт. писателя Севира ибн аль-Мукаффы (X в.; изд.: S é v è re Ibn-al-Moqaffa(?)lsquo; , é v ê que d " Aschmounain. Réfutation de Sa‘îd Ibn-Batriq (Eutychius): (Le livre des conciles)/Éd., trad. P. Chébli. P., 1909. (PO; T. 3. Fasc. 2)). В парижской рукописи «Книга Соборов» воспроизводится без вступления и приложения. Причина атрибуции трактата «епископу Кашкара» неизвестна. Богословие

http://pravenc.ru/text/675017.html

207 . Sherwood P. Sergius of Reshaina and the Syriac versions of the Pseudo-Denys//Sacris Eruditi. 1952. 174–184. См. также Нуцубидзе Ш. И. 14 .190). Абрахам Натпарский Монашеский писатель нач. VII в., Абрахам был в Египте, где изучал жизнь египетских подвижников. По возвращении в Адиабену стал подвизаться как отшельник. 208 . Tonneau R. Abraham de Natpar//L’Orient Syrien. 1957. 2. 337–350. Шубха-л-маран Кашкарский Епископ Карха де бет-Слох, коп. VI-haч. VII в. Автор многих антинесторианских сочинений, а также сочинений аскетического характера, обращенных к монахам. 209 . Lane D. J. Mar Shubhalmaran’s Book of Gifts an example of a Syriac literary genre//IV SympSyr 5 .21). 411–417. 210 . Lane D. J. A Nestorian creed: the creed of Shubhalmaran//V SympSyr 5 .22). 155–162. 211 . Lane D. J. The work of Shubhalmaran//The Harp. Kottayam. 1992. 5. 175–183. 212 . Lane J. Admonition and analogy. 13 Chapters from Shubhalmaran//Aram Journal. Oxford. 1993. 5. 277–284. 213 . Lane D. J. The pastor and the poet: structure and method in Shubhalmaran//VI SympSyr 5 .23). 235–243. 214 . Lane D. J. The Last Things: Shubhalmaran and his times//The Harp. Kottayam. 1995–1996. 8–9. 139–149. 215 . Tamcke M. Schubhalmaran von Karka de Bet Selok//Biographisch-bibliographisches Kirchenlexikon. 1995. 9. 1041–1042. 216 . Troupeau G. Une page retrouvée du «Livre des Parties» de Subhalmaran, évêque de Beit Selok//II SympSyr 5 .19). 57–61. Мартирий/Сахдона Монах м-ря на горе Изла, избранный в 635–640 гг. епископом Махозе д-Ареван. Защищал православное понимание дифизитского исповедания, был подвергнут прещениям за про-халкидонитские симпатии, бежал в Византию. Скончался в Эдессе. 217 . Martyrius (Sahdona). Oeuvres spirituelles/Ed. crit. par Halleux A. de. 1–4. Louvain 1960, 1961, 1965. (CSCO 200–201, 214–215, 252–253, 254–255). 218 . Halleux A.de. Un chapitre retrouvé du Livre de la Perfection de Martyrius//Muséon 1975. 88. 253–295. 219 . Leloir L. La pensée monastique d’Éphrem et Martyrius//I SympSyr 5 .18). 105–134.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Теперь что-то голова у меня уставши, не знаю с чего. Но я постараюсь скоро писать Вам о переписке моей с Куном. Судя по газетным сплетням, англичане сильно вооружились против К. П. фон Кауфмана. Мне еще раньше (чем в газетах писано) писал один из Петербурга, что там ведут некоторые интригу против Вашего главного начальника края, подкапываются под него, и не знаю, говорит, чем это все кончатся. Не дай Бог , чтобы его отозвали от Вас. Он так русское-то дело твердо и грозно и держит, что едва ли кто может заменить его. – Афганские дела повернулись, по-видимому, плохо, да и Кашкарские-то. Вам, вероятно, все это виднее, так как Вы ближайшее соседи, а мы пробавляемся газетными частью недомолвками, частью измышлениями Письмо 9 Ваши письма, и между другими от 31 декабря и 1 января, получил, посылку Гордию Семеновичу Саблукову вручил как раз 3 января. Дедушка, как нельзя более, благодарен Вам, равно как и за воспоминание о нем 1 января, на рубеже двух годов. Потом я получил обширное и интересное письмо от Н. А. Воскресенского, где он много распространяется о Вас, разумеется, с душевным к Вам сочувствием. Дорогой Николай Петрович ! Все до одного сильно, душевно сочувствуют Вам, все жалеют Вас от глубин сердечных. Положение Ваше становится невыносимым. Вот на другой день, в пятницу, т. е, вчера, я по своим делам явился утром к попечителю, он был один и никто не мешал нам. Доложивши ему о своих семинарских делах, я начал говорить о Вас и Ваших отношениях к Куну; он слушал с очевидным участием. Когда я в виде совета спросил его, не напасать ли мне графу, он сказал, что ни-ни. Граф, говорит, особенно терпеть не может, когда вступаются не в свое дело, потом, граф-де поймет, что я (Ильминский) эти факты сообщаю с Ваших же (Остроумова) слов и почтет меня, по меньшей мере, простофилей, может заподозрить Вас интриганом, подкапывающимся под Куна, чтобы занять его место; наконец-де, графу неловко делать какие-либо распоряжения помимо или вопреки генерал-губернатору. Словом, Петр Дмитриевич положительно находит писание к графу не только бесполезным, но и вредным.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Источники сообщают о 2 религ. диспутах, в которых участвовал И. Один, христологический, с сирийским мелкитом (православным) Кустой ибн Лукой в «Истории патриархов» (в передаче Амра ибн Матты - Maris, Amri et Slibae. 1896. Vol. 1. Pt. 2. P. 92) приписан др. Исраэлю , еп. Кашкарскому, впосл. католикосу Церкви Востока ( 961). Однако, поскольку Исраэль был поставлен во епископа католикосом Эммануэлем (938-960), а Куста ибн Лука умер в 912 г., в рассказе имеет место явный анахронизм, к-рый заметили еще Г. Граф ( Graf. 1947. Bd. 2. S. 32) и М. Аллар ( Allard. 1962. P. 385). По мнению Б. Хольмберга ( Holmberg. 1989. P. 61-66), текст следует атрибутировать И. по 3 причинам. Во-первых, он был более известен как эрудированный человек, умеющий вести спор, чем его тезка, живший в X в. Во-вторых, в тот период, на к-рый приходится деятельность И. (860-872), Куста ибн Лука жил в Ираке, возможно в Багдаде, т. к. Ибн ан-Надим в труде «аль-Фихрист» (987/8) упоминает споры в Багдаде о том, кого считать более выдающимся - Кусту ибн Луку или Хунайна ибн Исхака († 873). В-третьих, если допустить, что текст, цитируемый Амром ибн Маттой, принадлежит Исраэлю (Х в.), необходимо признать диалог лит. фикцией, что плохо согласуется с хорошим знанием Амра ибн Матты общей хронологии описываемых им событий. Как считает Хольмберг, источник, к-рым пользовался Амр ибн Матта, передает подлинное историческое событие IX в., но ошибочно приписывает его Исраэлю (X в.). Текст 2-го диспута (Laurent. Arab. 299. Fol. 149v - 156r; неточный англ. пер.: Moosa. 1972. P. 22-24) входит в состав антологии апологетических христ. текстов под названием «Книга, содержащая золотые крупицы христианского учения», к-рую долгое время ошибочно приписывали монофизитскому писателю Яхье ибн Ади († 974). Участники диспута - И. и Ахмад ибн ат-Таййиб ас-Сарахси, ученик мусульм. философа аль-Кинди. Автором текста назван «Илия, митрополит Запада, до монашества именовавшийся Али ибн Убайд ибн Давуд», т. е. Илия, митр. Дамаска (см. в ст.

http://pravenc.ru/text/675017.html

После 3 лет правления, отмеченных, по словам хронистов, мудрым руководством делами Церкви, в поведении И. произошли перемены. При поддержке влиятельного при дворе великого марзпана Заданфарруха католикос стал открыто нарушать уставы, принимать подношения, брать взятки, проявлять самоуправство в отношении клира, принуждая его утверждать решения, вынесенные без ведома общины. При помощи марзпана Бет-Арамайе он заточил Симеона, еп. Пероз-Шапурского, который, не выдержав тягот и унижений, скончался в патриаршей темнице (почитается несторианами как святой). Михрнарсе, еп. Забского, И. заменил Иезекиилем, вскоре снискавшим милость Хосрова. Однако, когда Мар Малка, еп. Дарабгирдский, добился при посредничестве Иезекииля царского охранного письма, чтобы защитить свою паству от гонений, И., возмущенный тем, что грамота получена без его ведома, пожаловался собранию шахских магов, изъял письмо у Малки и уничтожил его, а затем сместил епископа. Прихожане Парса перестали поминать И. за богослужением и вышли из повиновения ему. Сообщается и о случаях прямого издевательства со стороны И. над просителями из простых верующих. Духовенство и миряне обратились к шаханшаху, к-рый воздержался от вынесения приговора под предлогом уважения к достоинству предстоятеля. В февр. 567 г. выяснилось, что И. ложно обвинил одного христианина в хищении ценностей из царского казнохранилища. После того как И. отверг послания с призывом покаяться, которые восточносирийские архиереи неоднократно отправляли ему, они соборно анафематствовали И. и объявили недействительными совершенные им хиротонии. И. не признал их постановление и продолжал совершать рукоположения и освящать храмы. Согласно анонимному источнику, датируемому ок. 600 г. ( Narsai. Hom.), И. в случае лишения его кафедры угрожал уговорить Хосрова закрыть Нисибинскую богословскую школу. Наконец, несторианский клир, прибегнув к ходатайству придворного врача, добился у Хосрова формального низложения И. Из-за распрей, возникших между противниками и сторонниками И., Хосров запретил проводить выборы католикоса, и до кончины И. местоблюстителем оставался Мари, еп. Кашкарский. И. был похоронен в Пероз-Шапуре. Его имя еще при жизни было вычеркнуто из поминальных списков Церкви Востока.

http://pravenc.ru/text/578467.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010